Проблема субъективного благополучия человека имеет глубокие корни в истории философии, социологии и других науках. В психологии данная проблема в последние десятилетия все чаще привлекает внимание исследователей, что в значительной степени вызвано острой для психологической практики необходимостью в определении и понимании того, что служит основанием для психологического равновесия личности .

Р. М. Шамионов определяет субъективное благополучие как эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, собственной личности, взаимоотношениям с другими людьми, а также процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных и смысловых представлений о благополучной внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею, переживании счастья .

Исследователи по-разному трактуют структуру субъективного благополучия личности. Э. Динер и Р. Брэдберн модель психологического благополучия, которая включает два компонента: когнитивный (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональный (наличие хорошего или плохого настроения) [по: 3, с. 25].

Позже были предложены иные модели субъективного благополучия личности. Так, К. Рифф разработала шестикомпонентную модель психологического благополучия. В данной модели психологическое благополучие выступает как интегральный показатель, объединяющий самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост . В модели Л. В. Куликова субъективное благополучие представлено как состоящее из нескольких взаимосвязанных между собой видов благополучия - социального, духовного, физического (телесного), материального и психологического, каждый из которых имеет свою структуру . Н. А. Батурин с соавторами, рассматривая когнитивно-аффективную теорию социального научения У. Мишела, пришел к мнению о целесообразности использования трехкомпонентной структуры благополучия, включающей аффективный, когнитивно-аффективный и когнитивный компоненты .

В последнее время все больше исследователей склоняется к трехкомпонентной структуре психологического благополучия личности, включающей когнитивный, эмоциональный и конативный (поведенческий) аспекты. Когнитивный компонент включает оценку индивидом собственной жизни и характеризуется основным показателем - удовлетворенностью жизнью. Эмоциональный компонент психологического благополучия представлен позитивным или негативным эмоциональным полюсом (в зависимости от переживания событий), способствующим или препятствующим реализации целей, потребностей и намерений личности. Конативный компонент выражается в отношении личности к окружающей действительности через призму внутриличностных и межличностных отношений [по: 7, с. 6].

При рассмотрении субъективного благополучия как системного явления исследователи уделяют специальное внимание механизмам его формирования. Э. Динер, к примеру, полагал, что благополучие личности может определяться только исходя из внутреннего опыта, а внешние критерии необходимо рассматривать через призму субъективности, находящейся в прямой зависимости от уровня благополучия. Э. Динер уточнил теорию Н. Брэдберна, согласно которой, человек в течение жизни испытывает определенные эмоции различной силы, взаимодействующие между собой и вырабатывающие определенный локус удовлетворенности, который оказывает влияние на восприятие и оценку различных жизненных обстоятельств [по: 8, с. 414].

Заслуживает внимания механизм формирования благополучия, описанный Р. М. Шамионовым . Автор полагает, что различные составляющие благополучия (такие как удовлетворенность собой, жизнью, супружеством, профессией, условиями труда и др.) не только взаимосвязаны между собой, но ряд из них взаимоинтегрирован, то есть в удовлетворенности трудом содержится удовлетворенность отношениями и т.д. Психологические механизмы защиты могут осуществлять регулятивную функцию по отношению к различным сферам жизнедеятельности, компенсируя неудовлетворенность в какой-либо сфере не только ее переоценкой, но и возможным перенаправлением активности в сферы, где личность испытывает удовлетворение. Цепочка-иерархия различных психологических и социально-психологических составляющих во взаимосвязи и взаимодетерминации с различными сферами удовлетворенности создает условия для возникновения субъективного благополучия, влияющего на личностные приоритеты субъекта.

Под удовлетворенностью Р. М. Шамионов понимает сложное, динамичное социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением (к себе, социальным отношениям, жизни, труду) и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Ориентиры для квалификации личностного уровня благополучия, по мнению Р. М. Шамионова, лежат в сфере социализации. Оценка личностью уровня своего благополучия основана на социальном сравнении, в ходе которого субъект соотносит результаты своей деятельности и внешнего отношения к нему путем сравнения себя и своего благополучия с другими, путем соотношения благополучности других с собственным благополучием, или же сравнения уровня личного благополучия на различных временных отрезках с активными потребностями и выражает эмоционально-оценочное отношение, которое квалифицируется как определенный уровень благополучия .

Уникальность субъективного благополучия заключается в том, что механизмы его формирования находятся не только в социальной среде, но, одновременно, во внутреннем мире личности. Субъективное благополучие выступает механизмом регуляции избирательной активности субъекта в разных сферах социальной жизнедеятельности и определяется различными факторами.

Цель данного исследования: изучение связи удовлетворенности жизнью с гендерной идентичностью и социально-демографическими характеристиками личности.

Методики : 1) шкала Э. Динера «Удовлетворенность жизнью» (SWLS) ; 2) опросник С. Бем . Шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера имеет обширную практику применения. Предложена данная шкала E. Diener, R. A. Emmons, R. J. Larsen и S. Griffin в 1985 году, адаптирована и валидизирована на русском языке Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиным в 2003 году. Валидность этой краткой скрининговой методики подтверждается эксплораторным факторным анализом . Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида. Данный этот показатель обнаруживает несколько более слабые взаимосвязи с другими мерами субъективного благополучия, однако, как следует ожидать, он будет более тесно взаимосвязан с объективными показателями успешности жизни индивида. Шкала обладает достаточно высокими психометрическими характеристиками, взаимосвязана с широким рядом показателей субъективного и психологического благополучия. За рубежом методика систематически используется в межнациональных мониторингах .

Опросник половых ролей (BSRI) был предложен Сандрой Бем в 1974 году для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности. Опросник может применяться разными способами: испытуемый может сам заполнять его для определения психологического пола, также, при изменении инструкции, можно изучить подверженность личности стереотипам маскулинности-фемининности , и в форме экспертного рейтинга, когда испытуемый является экспертом для оценки хорошо знакомых ему людей (мужа, жены, родителей и др.) .

Выборка. Респондентами выступили 118 человек в возрасте от 26 до 40 лет, из них 69 женщин и 49 мужчин. Уровень образования: 81,8 % респондентов с высшим образованием, 9,1 % с неполным средним, 6,8 % со средне специальным, у 2,3 % ученая степень. 72,9 % респондентов оценили свой уровень материального благополучия (самооценка) как «средний», 16,9 % - «низкий», 9,3 % -«высокий», 0,9 % - «очень низкий».

Результаты исследования. Исследованиеудовлетворенностью жизнью с применением методики Э. Динера показало, что «в высшей степени довольны» своей жизнью 12 человек (10,2%). Наибольшее число респондентов - 42 человека (37,3%) показали уровень «очень доволен» (результат выше среднего). «Более-менее довольны» своей жизнью (средний результат) - 32 человека (27,1%). «Слегка недовольны» своей жизнью 25 респондентов (21,2%). «Недовольными» своей жизнью оказались пять человек (4,2%). Уровень «очень недоволен» в нашей выборке не выявлен.

Представим результаты сравнительного анализа удовлетворенностью жизнью у мужчин и женщин (Рис.). Статистически достоверных различий в удовлетворенности жизнью у мужчин и женщин не выявлено.

Рис. Удовлетворенность жизнью у мужчин и женщин

В результате исследования особенностей гендерной идентичности респондентов с применением методики С. Бем было выявлено, что 83% от всей выборки респондентов (мужчин и женщин) относятся к андрогинному типу психологического пола. Маскулинный тип выявлен у 14% мужчин и у одной женщины. К фемининному типу относятся 17% женщин. Не выявлены среди респондентов типы «выраженная маскулинность» и «выраженная фемининность».

Корреляционный анализ с применением коэффициента Пирсона не выявил связей между удовлетворенностью жизнью и гендерной идентичностью (андрогинностью и маскулинностью) респондентов. Хотя заметим, что согласно С. Бем, андрогиния способствует субъективному благополучию личности . Вместе с тем, в нашем исследовании было выявлено (на уровне тенденции), что фемининность женщин повышает их удовлетворенность жизнью (коэффициент Пирсона). Данный результат может свидетельствовать о том, что в условиях современной социокультурной ситуации гендерная идентичность не так значимо, как другие, в частности социально-демографические факторы влияет на удовлетворенность жизнью личности.

С помощью кросс табуляций, составленных в программе SPSS, мы соотнесли результаты по шкале удовлетворённости жизнью с полом, возрастом, образованием, семейным положением, наличием детей, уровнем материального благосостояния респондентов.

«Портрет» удовлетворенной своей жизнью личности опишем на основе результатов по выборке 44 респондентов (37,3%), 20-ти мужчин и 24-х женщин, которые показали высокую удовлетворенность жизнью (уровень «очень доволен»). Удовлетворены своей жизнью: мужчина (38,8%) или женщина (36,2%) в возрасте 29-31 год (45,4%), преимущественно с высшим образованием (84,1%), состоящие в зарегистрированном браке (63,6%) и имеющие 1 ребенка (63,6%), со средним (по собственной оценке) уровнем материального благосостояния (77,3%). Портрет «недовольной» своей жизнью личности выглядит иначе (в нашей выборке 5 человек): это мужчина 26-ти или 39-ти лет с высшим образованием, не женатый, без детей, оценивающий свое материальное благосостояние как низкое.

Однофакторный дисперсионный анализ выявил значимые различия между субъективной удовлетворенностью и самооценкой уровня материального благосостояния респондентов. Чем выше респонденты (мужчины и женщины) оценивают свое материальное благосостояние, тем выше у них удовлетворенность жизнью. Вероятно, это связано с тем, что в современной социокультурной ситуации в возрасте 26-40 лет мужчины и женщины находятся на пике социальной и экономической активности, обустройства комфортной жизни, несут ответственность за материальное обеспечение своей семьи.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что удовлетворенность жизнью, статистически значимо не различающаяся у мужчин и женщин, не связана с их андрогинией и маскулинностью. Вместе с тем, на уровне тенденции выявлено, что фемининность женщины повышает ее удовлетворенность жизнью. Получены данные о том, что в данной выборке из учитываемых факторов (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, самооценка материального благополучия) наибольшее влияние на удовлетворенность жизнью мужчин и женщин оказывает самооценка материального благополучия.

Материал сайт - энциклопедии психодиагностики

Описание методики

Шкала удовлетворённости жизнью (сокр. ШУДЖ, англ. Satisfaction With Life Scale, сокр SWLS) - краткий скрининговый самоопросник, предназначенный для массовых опросов респондентов о степени субъективной удовлетворённости их жизнью. Предложена E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen и S. Griffin в 1985 году, адаптирована и валидизирована Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным в 2003 году на русском языке.

Валидизация

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Внутренняя согласованность (альфа-коэффициент Кронбаха) 5-пунктовой ШУДЖ варьирует на различных выборках от 0.71 до 0.80 и на объединённой выборке (N=984) составляет 0.75. Показатель ретестовой надёжности шкалы (коэффициент Пирсона), полученный на группе студентов (N=44) с интервалом 2 месяца, составил 0.7 (p < 0.001).

Распределение показателей по шкале близко к нормальному, однако обладает правосторонней асимметрией. Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289, анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.28; p < 0.001). На этой же выборке получены статистические нормы для шкалы ШУДЖ: M=21.9, SD=5.52.

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой субъективного счастья Любомирски : их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983). Таким образом, общая доля в дисперсии обеих шкал составляет примерно 42%, с учётом поправки на надёжность обеих шкал – 75%, что свидетельствует о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки).

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опросник отчуждения (Осин, 2008),
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Интерпретация

Полученные баллы по всем пунктам суммируются. Таким образом. минимальный возможный балл по шкале - 7, максимальный - 35 баллов.

Практическая значимость

Таким образом, шкала субъективного счастья измеряет эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия. Основной предназначение методики - массовые, особенно кросс-культурные и межгрупповые социально-психологические исследования: результаты оказываются устойчивыми и сравнимыми благодаря простой и однозначной внутренней структуре.

Одним из аспектов субъективных переживаний, тесно связанным с эмоциональным опытом, является «субъективное благополучие», которое обычно понимается как оценка человеком удовлетворенности своей жизнью (Diener, 1998). Наиболее распространенный способ исследования субъективного благополучия - это использование кратких методик самоотчета, где респондентов просят указать, насколько они довольны своей жизнью. В исследованиях с применением подобных методик были получены несколько неожиданные результаты. Субъективное благополучие человека отражают не столько обстоятельства его жизни, сколько стабильные личностные характеристики (Diener, 1998).

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли Динер с коллегами. Они обнаружили, что в разнообразных социальных ситуациях экстравертов отличает большее субъективное благополучие, чем интровертов (Diener, Sandvik, Pavot, & Fujita, 1992; Pavot, Diener, & Fujita, 1990). Даже при выявлении некоего ситуационного фактора, влияющего на субъективную оценку благополучия, главный эффект интроверсии - экстраверсии в различных ситуациях сохраняется. Например, Ларсен и Казиматис (Larsen & Kasimatis, 1990) обнаружили, что в выборке американских студентов колледжей оценки благополучия в пятницу и субботу оказались выше, чем в другие дни недели. Однако различия между экстравертами и интровертами сохранялись, при этом экстраверты имели более высокие оценки во все дни недели.

В последних работах, посвященных субъективному благополучию, были получены данные, свидетельствующие о более динамической роли социокультурных и контекстуальных факторов. Например, было обнаружено, что характер переживания субъективного благополучия несколько варьирует от культуры к культуре. Су, Динер, Оиши и Триандис (Suh, Diener, Oishi, & Triandis, 1998) попытались выяснить, в какой мере субъективное благополучие отражает внутренние эмоциональные переживания человека и нормы его культуры, касающиеся удовлетворенности жизнью, и обнаружили, что в индивидуалистических культурах эмоциональный опыт более тесно связан с субъективным благополучием, чем в коллективистских культурах. В других работах подчеркивается важность супружеских отношений для благополучия и эмоционального состояния. При обследовании большой, статистически репрезентативной выборки американцев оказалось, что у женатых мужчин негативные переживания с возрастом (с 25 до 74 лет) ослабевают, чего не наблюдается у неженатых (Mroczek & Kolarz, 1998).

В других работах, посвященных субъективному благополучию, делается вывод, имеющий огромное значение для оценки личности и индивидуальных различий. Простые показатели благополучия по большей части пересекаются с другими конструктами индивидуальных различий, в частности с самооценкой. Лукас, Динер и Су (Lucas, Diener & Suh, 1996) обнаружили, что показатели благополучия и самооценки тесно связаны, причем в большей мере - по отчетам третьих лиц, а не самоотчетам. Динер (Diener, 1998) полагает, что с помощью методик измерения самооценки «определяются люди, которые в целом положительно относятся к миру, а не только к себе самим» (р. 327).

Как признают исследователи в этой области, для изучения субъективного благополучия целесообразно использовать широкий диапазон методик. Например, имплицитные показатели благополучия могут отличаться от обычно используемых эксплицитных, особенно в культурах, для которых характерны жесткие рекомендательные либо запретительные нормы в отношении проявления позитивной самооценки. Еще один момент состоит в том, что в данных лиц, подавляющих свои эмоции (см. гл. 11), корреляция между субъективным благополучием и другими показателями будет завышена, поскольку такие люди в целом склонны давать позитивные ответы на вопросы различных методик. Кроме того, иногда бывает трудно оценить связь между благополучием и личностными показателями, поскольку в методиках оценки обоих конструктов встречаются сходные по смыслу вопросы, что создает проблемы при сравнении. Например, просьба оценить собственное счастье может встретиться и в опросниках благополучия (например, Diener & Diener, 1995), и в методиках оценки экстраверсии (Costa & McCrae, 1992). Николс, Лихт и Перл (Nicholls, Licht, & Pearl, 1982) разъясняют, как частичное совпадение вопросов может сделать невозможным выявление отношений между личностными конструктами. Психологам следует с большим вниманием отнестись к возможности того, что отождествление благополучия и счастья не столь универсально, как это кажется представителям западных культур (ср. Suh et al., 1998). Для некоторых культур и людей характерно выдвижение на первый план наличия цели, осмысленности жизни, а не высокой самооценки или частого переживания счастья. Если это так, то счастье и субъективное благополучие имеют лишь слабую связь (ср. McGregor & Little, 1998). Наконец, ученые, исследующие личность и благополучие, должны продолжать изучение удивительной способности человека к самовосстановлению и адаптации. Несмотря на все жизненные трудности, человек демонстрирует способность испытывать положительные эмоции и сохранять достаточно высокий уровень субъективного благополучия (Avia, 1997). Жизнь не так мрачна, как рисуют ее некоторые психологические теории.

Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами.

Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно разделить на несколько групп.

В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое.

К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости - неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера.

Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта.

Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённостью или не удовлетворенностью жизнью. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо - плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья.

Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение от жизни, и только в отдельных ситуациях он переживает неприятные чувства.

Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый аспект благополучия. С точки зрения А.А. Кроника, отношения человека к возможным способам обретения счастья также формируют так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти установки, являются тем психологическим материалом, который в определенной мере характеризует где, в какой области объективной деятельности личность стремиться самоосуществиться, а также как с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать.

Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением: «это переживание возникает в случае превращения мотивации человека к миру в бесконечно большую величину». Психологические способы обретения счастья, автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. На основе этих двух форм саморегуляции образуется четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей. Вторую форму психологическое благополучие следует рассматривать на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена).

Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями «самоуважение» и «самопринятие», введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. . Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К. Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции.

К третьей группе отнесем понимание феномена «психологического благополучии» на основе психофизиологической сохранности функций. Основу этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни.

Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами.

А.В. Воронина пространством бытия человека рассматривает биологическое пространство, в котором человек выступает как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, выражением которой является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае - это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер.

А.В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия: на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они складываются в качественные своеобразно - иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

К четвертой группе отнесем понимание феномена «психологического благополучия» рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, переживание (сходное с понятием субъективное благополучие в работах Э. Динера), которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия психологическое благополучие авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф.

Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отметим, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.

Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что «деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя».

Все подходы к исследованию феномену именно психологического благополучия, можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера.

Н. Брэдбёрн создал представление о структуре психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта. Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённости или не удовлетворенности жизнью.

Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо – плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья.

Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение жизнью и только в отдельных ситуациях переживает неприятные чувства. Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена. С точки зрения А.А. Кроника, отношение человека к возможным способам обретения счастья также формирует так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти установки, являются тем психологическим материалом, который в определенной мере характеризует где, в какой области объективной деятельности личность стремится самоосуществиться, а также как с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать.

Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением: «это переживание возникает в случае превращения мотивации человека к миру в бесконечно большую величину». Психологические способы обретения счастья, автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. На основе этих двух форм саморегуляции образуется четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей.

Принцип максимизации полезности мира (стиль жизни - гедонизм) состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Полезность субъективно отражается в эмоциональном состоянии приятного, значит, максимизация полезности одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

Принцип минимизации потребностей (стиль жизни - аскетизм) состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряжения) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно.

Принцип минимизации сложности (созерцательный стиль жизни) состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов – целей его деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека, либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима.

Принцип максимизации способностей - состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении. Стиль жизни в этом случае носит деятельный характер самосовершенствования.

Во второй группе психологическое благополучие мы будем рассматривать на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

Человек, обладающий высокой автономией, способен быть независимым, он не боится противопоставить своё мнение мнению большинства, может позволить себе нестандартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Отсутствие достаточного уровня автономии ведёт к конформизму, излишней зависимости от мнения окружающих.

Управление окружающей средой подразумевает наличие качеств, которые обуславливают успешное овладение различными видами деятельности, способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей, в случае недостатка этой характеристики наблюдается ощущение собственного бессилия, некомпетентности, присутствует неспособность что-то изменить или улучшить для того, чтобы добиться желаемого.

Личностный рост предусматривает стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также наличие ощущения собственного прогресса. Если личностный рост по каким-то причинам невозможен, то следствием этого становится чувство скуки, стагнации, отсутствие веры в свои способности к переменам, овладению новыми умениями и навыками, при этом уменьшается интерес к жизни.

Позитивные отношения с окружающими - в этом случае подразумевается и умение сопереживать, и способность быть открытым для общения, а также наличие навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, кроме этого, данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу. Отсутствие этого качества свидетельствует об одиночестве, неспособности устанавливать и поддерживать доверительные отношения, нежелании искать компромиссы, замкнутости.

Наличие жизненных целей порождает чувство осмысленности существования, ценности того, что было в пошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влечёт ощущение бессмысленности, тоски, скуки. Самопринятие отражает позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков. Противоположность самопринятия – чувство неудовлетворённости собой, характеризующееся неприятием определённых качеств своей личности, неудовлетворённости своим прошлым.

К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями «самоуважение» и «самопринятие», введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К. Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции.

К этой же группе можно отнести теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, которые предположили, что личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими. Под автономией здесь понимается восприятие своего поведения как конгруэнтного внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей. Потребность в компетентности – это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нём; она поддерживается такой средой, которая выдвигает перед человеком задачи оптимального уровня сложности и даёт ему положительную обратную связь.

К третьей группе отнесем понимание феномена «психологического благополучии» на основе психофизиологической сохранности функций. Основу этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни.

Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как "автономия" и "позитивные отношения с окружающими", но и с физическими симптомами.

А.В. Воронина пространством бытия человека считает биологическое пространство, в котором человек выступает как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, выражением которой является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае – это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер.

А.В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия: на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они складываются в качественные своеобразно-иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

К четвертой группе отнесем понимание феномена «психологического благополучия» рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, переживание (сходное с понятием "субъективное благополучие" в работах Э. Динера), которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия "психологическое благополучие" авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф.

Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отмечу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.

На основе сложного переживания человеком удовлетворенности собственной жизнью авторами было выделено «актуальное психологическое благополучие» и «идеальное психологическое благополучие», в котором представление об «идеальном» выступает глобальным инструментом оценки человеком своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутренняя оценка по всей вероятности имеет социально-культурную специфику и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усвоения человеком некоторых существующих в социуме и культуре представлений, т.е. соотносится с понятием социальной нормы, социально-культурного идеала функционирования человека (Bradburn N.,Diener E., Waterman A.S., Кроник А.А.,Ахмеров Р.А., Ryff C.D., Ryan R.M., Deci E.L., Линч М., Воронина А.В., Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П).

Мы в нашем исследовании будем опираться на следующее определение эмоционального благополучия: эмоциональное благополучие понимается нами как результат адекватного завершения циклического процесса эмоционального переживания человека, необходимым условием которого является прохождение эмоции (положительной или отрицательной) по эмоциональным уровням, начиная с чувственно-переживательного и заканчивая вегетативным. При этом эмоция зарождается на чувственно-переживательном уровне и, пройдя промежуточные уровни (эмоционально - психологический и телесный), завершается на вегетативном, а процесс эмоционального переживания условно протекает по схеме: «чувство-мимика-вегетатика».

Обзор литературы показывает, что к проблеме эмоционального благополучия так или иначе обращаются практически все авторы, занимающиеся исследованиями эмоций. Однако полагаем, что на данный момент проблема эмоционального благополучия личности рассмотрена в психологии опосредованно и в целом остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления. В науке еще не созрела единая и целостная концептуальная позиция относительно эмоционального благополучия как отдельной области психологического знания. Авторы, как правило, не употребляют термин «эмоциональное благополучие», а используют его синонимы, такие как «положительный нервно - психический тон» (В.М.Бехтерев), «удовольствие - радость» (К.Изард), «счастье» (М.Аргайл) и т.п. Кроме того, не выявлены и не систематизированы психологические приемы и средства, направленные на достижение положительного эмоционального фона. Фрагментарно освещены вопросы взаимовлияния эмоционального благополучия, психологических условий, средств, приемов, методов и индивидуально-типологических особенностей личности. В связи с этим необходима разработка научных методов воздействия, направленных на формирование эмоционального благополучия личности.

Исследования, посвященные выявлению таких психологических условий формирования эмоционального благополучия личности, как акцент на модели цикличности процесса эмоционального переживания личности и подбор эффективных средств воздействия на психоэмоциональную сферу человека, до настоящего времени не проводились. Данный факт также определяет актуальность темы исследования. Отсюда вытекает особая значимость и актуальность исследования эмоционального благополучия и психологических условий, связанных с разработкой эффективной системы психологических средств, методов и приемов его формирования. Решение поставленных вопросов позволяет в определенной степени преодолеть противоречие между имеющимися симптоматическими подходами к преодолению негативного психоэмоционального статуса личности и необходимостью его коррекции (формирования положительного психоэмоционального статуса) с помощью определенных психологических условий и средств.

Литература

1. Анисимов В.А. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития//Дошкольное воспитание, 2010. - № 3. – С. 13-17.

2. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: изд-во МГУ, 1994. – 145 с.

3. Дубовец С. Развитие эмоций у детей//Дошкольное воспитание,2008. - № 1. – С. 59-63.

4. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников, 2012. - №7. – С.19-24.

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М. – АСТ, 1996. – 160 с.

6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.

7. Махортова Г.И. Эмоциональная напряженность//Дошкольное воспитание, 2010. - № 1. – С. 21-32.

8. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития/Социальное развитие в пространстве времени детства. М, 1999.