В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Одним из основных проявлений личностного развития является умение человека оценивать самого себя. Совокупность представлений индивида о себе, анализ и оценка своих качеств, будь то: внешние данные, свойства характера, достоинства и недостатки, наличие или отсутствие каких-либо способностей, умений, талантов, — всё это формирует человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни, как в отношениях с самим собой, так и во взаимодействии с окружающими людьми.

Самооценка выполняет множество функций, основными из которых являются:

  • развивающая – трезвый взгляд на себя, позволяет человеку понять, какие качества или навыки стоит развивать и совершенствовать; побуждает его к самосовершенствованию и расширению диапазона своих возможностей;
  • защитная – адекватное оценивание своих сил, предостерегает от необдуманных поступков, например, человек не станет браться за какое-то дело, понимания, что для его выполнения у него недостаточно знаний или ресурсов. Кроме того, стабильные, устойчивые представления о себе позволяют личности не сломаться под натиском каких-либо внешних сил (например, из-за мнений и суждений других людей);
  • регуляторная – большую часть решений личность принимает, исходя из представлений о себе. Например, выбор будущей профессии основывается на анализе более развитых качеств.

Помимо этого самооценка способствует адаптации человека в социуме, позволяет ему ощущать удовлетворённость от себя, отражает его отношение к самому себе, мотивирует к действию или, наоборот, побуждает вовремя остановить деятельность, если её результат может привести к разочарованию и самокритике. Формирование самооценки влияет на все аспекты жизни человека.

Выделяют три вида самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Само собой разумеется, что для выполнения всех перечисленных выше функций самооценка должна быть адекватной, то есть человек должен реально оценивать себя, видеть достоинства и признавать недостатки, понимать, что ему по силам, к чему нужно стремиться, а чего, увы, не освоить никогда. При таком подходе личность не страдает от неоправданных ожиданий и не ставит перед собой недостижимых целей.

Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.

Завышенная самооценка не всегда требует вмешательства специалистов. Как один из параметров личности, самооценка пластична, она имеет свойство меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от происходящих в ней событий. Например, она может сильно повыситься из-за каких-то крупных успехов (в учёбе, творчестве и.т.п.), или, наоборот, резко снизиться из-за череды неудач и провалов. В том и другом случае личность приспосабливается к новым условиям, что вызывает такие колебания самооценки. При таких обстоятельствах человеку просто нужно какое-то время на адаптацию, после чего всё приходит в норму.

Но иногда время идет, а самооценка остается завышенной, от чего человек начинает страдать, сам того иногда не замечая.

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко. Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».

Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.

Откуда же берётся завышенная самооценка?

Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой завышенная самооценка. Вы узнаете, по каким причинам она развивается, какими признаками характеризуется. Вам станет известно, как корректировать свою самооценку.

Что собой представляет

Самооценка завышенная – это неправильное представление личности о собственных силах, возможностях и способностях, а также значимости в социуме. Такие люди ведут себя надменно, они высокомерные, отношения с другими членами общества строят только при наличии личной выгоды. Такая личность не может здраво себя оценивать, из-за чего часто попадает в неприятные ситуации.

Если человека с завышенной самооценкой не признают в обществе, как лидера, не видят его значимости, у него развивается депрессия.

Различают два типа завышенной самооценки:

  • адекватная — чаще наблюдается у взрослых людей, как результат реальных достижений в различных сферах жизни;
  • неадекватная — чаще встречается у подростков и детей, которые ничего не достигли. Является результатом неудовлетворения своей личностью, желанием приписать чужие заслуги. Стоит учитывать, что завышенная самооценка у малышей часто формируется под влиянием родителей и дедушек с бабушками.

Почему развивается

Давайте рассмотрим, что собой представляют причины завышенной самооценки.

  1. Комплекс неполноценности может повлиять на то, что у ребенка сформируется защитный механизм, который заставит думать о том, что он самый главный и значимый.
  2. Результат психологической травмы в детстве, наличие каких-либо комплексов.
  3. Последствия надмерной опеки родителей, удовлетворение всех пожеланий малыша.
  4. Завышенная самооценка может наблюдаться у людей, которые как-либо выделяются из общества, например, если в мужском коллективе работает одна женщина.
  5. Результат звездной болезни.
  6. Последствия завышенных требований к ребенку. Малыш стремится доказать родителям, что он действительно лучший, что он все может.
  7. Пример родителей с завышенной самооценкой.
  8. Привлекательные внешние данные влияют на формирование мнения, что человек лучше других представителей своего пола.
  9. Незаслуженная похвала родителей и учителей также может вызывать чувство своего превосходства.

Характерные проявления

Давайте рассмотрим, что собой представляют признаки завышенной самооценки.

  1. Человек сильно самоуверенный.
  2. Он стремится достичь высоких результатов в карьере, даже когда совершенно неспособен это сделать.
  3. Абсолютно уверен в том, что всегда прав. Он не прислушивается к чужому мнению.
  4. Любую критику, направленную в его адрес, он отвергает, считает ее неверной и оскорбительной.
  5. Не имеет никаких авторитетов, считает, что только он знает, как нужно поступать и как жить.
  6. Не станет принимать чужую помощь, ведь он сам все может.
  7. При возникновении каких-либо ошибок, винит людей, которые рядом, но только не себя.
  8. В разговорной речи часто присутствует местоимения «я».
  9. Допущение ошибок сильно болезненно воспринимается. Человек скрывает их до последнего.
  10. Последнее слово всегда должно быть за ним.
  11. Такой человек не способен извиняться и просить прощения.
  12. Постоянно соперничает с другими людьми, чтобы доказать, что он самый лучший.
  13. Стремится быть идеальным.
  14. Он не способен просчитывать возможные риски, из-за чего нередко попадает в передряги.
  15. Такой человек сильно боится, что в его образе увидят слабое, беззащитное существо.
  16. Такую личность можно с легкостью назвать эгоистом .
  17. Для него важно больше говорить, чем кого-то слушать.
  18. Тон речи всегда высокомерен, характерны приказные просьбы.

Чем опасна такая самооценка

  1. Человек, который не может адекватно оценивать свои силы, берет задачи, которые не способен выполнить. Вследствие этого срываются рабочие проекты, что приводит к деградации на профессиональном поприще с последующим разрушением карьеры.
  2. Личность, которая не обращает внимания на других людей, пренебрегающе к ним относится, оскорбляет, со временем разрушает возможные социальные связи, регулярно является участником конфликта.
  3. Такой человек считает себя совершенным, поэтому не занимается саморазвитием. Это приводит к профессиональной, а также и личностной деградации.
  4. Так как он не способен адекватно реагировать на критику, то ведет себя агрессивно по отношению к тому человеку, который ее высказывает.
  5. Может начаться психоэмоциональное истощение, что приведет к развитию невротических и психических расстройств.

Метод корректировки

  1. Должно прийти осознание того, что все вокруг уникальные, индивидуальные личности. Каждый человек должен иметь свою точку зрения.
  2. Нужно научиться слушать людей, при этом понимать то, о чем они говорят, пытаться проникнуться их переживаниями и проблемами.
  3. Научитесь заботиться о других людях, не забывайте исходить из их потребностей, а не из своих.
  4. Не навязывайте другим свое мнение.
  5. Проще относитесь к возможным ошибкам. Сделайте выводы. Поймите, что все допускают промахи.
  6. Перестаньте регулярно со всеми ссориться, спорить, доказывать с пеной у рта свою правоту. Попробуйте выслушать мнение собеседника.
  7. Прекратите со всеми соперничать, живите своей жизнью, не задумывайтесь об успехах других людей.
  8. Человек должен научиться здраво оценивать свои возможности, не браться за то, что ему не под силу.
  9. Научитесь прислушиваться к адекватной критике, делайте выводы, меняйтесь.
  10. Прекратите выхваляться своими успехами перед другими людьми.
  11. Научитесь отвечать за свои поступки. Человек должен понимать, что не нужно обвинять кого-то в своих неудачах.
  12. Должно прийти понимание того, что можно принимать помощь от других людей.
  13. Если своими усилиями не получается добиться желаемого результата, рекомендуется обратиться за помощью к психологу. Специалист сможет разобраться в истинных причинах формирования завышенной самооценки, научит, как с ней бороться.

Теперь Вы знаете, что собой представляет характеристика людей с завышенной самооценкой. Как видите, она также является отклонением от нормы и ничем не лучше заниженной самооценки. Старайтесь контролировать себя, находите золотую середину. Относитесь к остальным людям, как к равным себе.

В статье вы узнаете:

Как общаться с человеком с завышенной самооценкой

Доктор, у меня мания величия

Да какая у тебя может быть мания величия, жалкий червяк

А вам легко общаться с человеком, который уверен в том, что он лучше всех? Ведь есть люди, для которых это забавная особенность. А, например, в работе или деловых контактах, зашкаливающее самомнение может стать серьезным проблемой. Поэтому предлагаю обсудить в каких случаях и как общаться с человеком с завышенной самооценкой . Но перед этим не забудьте проверить с помощью теста, какой самооценкой обладаете ВЫ. Сделать это можно .

Эгоманьяки

Если вашего собеседника «наградило» большим мнением о себе, знайте: «спасибо» надо сказать его родителям. Так как они либо свое чадо ругали и лупили почем зря, либо перехваливали и всячески внушали его исключительность.

В первом случае срабатывает гиперкомпенсация – в целях самообороны пострадавший надевает маску самоуверенности. Второй случай раздутого Эго возможен, когда ребенок единственный в семье либо долгожданный.

Самоуверенность

Учитывая это, несложно представить какими взрослыми будут эти дети.

Как сказала бы Фаина Раневская: очень тяжело быть гением среди козявок.

Самое безобидное проявление: избыточная уверенность в себе. Всегда и во всем.

В результате, как показывает практика, их природные способности реализовываются лучше, нежели у людей с идентичным потенциалом и нормальной самооценкой . При этом женщины в общении будут подчеркивать окружающим свою внешнюю красоту, талантливость, а мужчины хвастаться собственными успехами.

Вроде бы нестрашный побочный эффект, который можно просто не замечать и общаться как со всеми. Получается, что такой профит полезен для жизни? Но представьте подобных людей в профессиональной среде. Их искаженное восприятие себя вводит в заблуждение и окружающих.

Начальник, поверив хвастовству, доверит ответственный проект, который не по силам сотруднику. Коллега получит двойную нагрузку, исправляя ошибки нарцисса. Партнеры, видя расхождение обещаний и реального результата, задумаются о необходимости дальнейшего сотрудничества.


После нас хоть потоп

Еще один серьезный подвох, который вас ожидает в процессе общения с ними: в результате чрезмерного эгоизма, вами будут пользоваться. Так как собственные интересы важнее чужих, даже если они вам вредят. Чувства других не учитываются, такие люди часто расчетливы и эмоционально холодны.

А если же разговаривать с ними, критикуя и подвергая сомнению, то в ответ вы будете получать всяческие попытки унизить вас и других. Это нужно, чтобы сохранить свой статус и высокое мнение о себе. Таким образом, учитывайте следующие особенности при общении с человеком с завышенной самооценкой:


Стратегии общения

Подчеркну, что если вы адекватно оцениваете себя, то поведение человека с завышенной самооценкой никак вас не затронет, а даже слегка позабавит. Вы будете стараться не наступать на больную мозоль, не провоцировать, не злиться или испытывать другие негативные эмоции. Если же вам требуется договориться с подобным индивидом или добиться каких-то результатов от него, то примите во внимание такие стратегии:

  1. Начальник-подчиненный . Если сотрудник в подчинении «зазвездился» – не обращает внимания на критику, не исправляет ошибки, слушает только себя , переоценивают свои способности, то это несложный вариант. Есть все полномочия и власть для того, чтобы поставить его на «место». Но без оскорблений и жесткости.


Необходимо аргументировано, на практических примерах раскритиковать поведение нерадивого сотрудника либо поместить его в среду настоящих профессионалов. Также удачен будет прием провести аттестацию и тестовую оценку.


К чему быть готовым?

Будьте готовы к тому, что неправы будете всегда вы, от вас будут ожидаться самые лучшие поступки, подарки и море внимание. К вам будут требовательны. Чтобы быть рядом с таким человеком и общаться с ним, необходимо в первую очередь самому обладать адекватной самооценкой, но не завышенной. Тогда и отдача будет, а не игра в одни ворота.

Ну вот и все. Надеюсь, я вам помогла. А может у вас тоже есть парочка полезных рекомендаций? Пишите и приглашайте друзей.

Чтобы быть в курсе новостей, оформите подписку. С пожеланиями удачи, ваша Джун!

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • Заниженная – недооценивание собственных сил;
  • Завышенная – переоценивание собственных сил;
  • Нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.

2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.

3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.

4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.

5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.

6 . Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.

7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.

8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".

9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.

10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.

11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.

12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.


2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.

3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".

4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.

5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки.

6. Болезненная реакция на критику.

7. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.

8. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.

9. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность.

10. Заносчивость.

11. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.

2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.

3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.

5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.

6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.

2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.

3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.

4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.

5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.

6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).

7. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина