Привлекательность очень необычная вещь . Человек может быть очень красивым , но в то же время непривлекательным . Быть привлекательным не означает быть очень красивым . Привлекательность скорее отражает внутреннюю красоту человека . Но к ак же стать более привлекательным? Об этом мы и поговорим в этой статье.

8 шагов к тому, стать привлекательной личностью

Оставаться самим собой

Большинство людей все время пытаются скрыть настоящего себя и показаться кем-то другим . И это ошибка, не стоит скрывать все свои недостатки и при этом делать вид, что их и вовсе не существует . Идеальных людей не бывает и это неоспоримый факт. Искренние люди вызывают гораздо больше уважения и доверия, а соответственно более привлекательны. Примете себе таким, какой вы есть и другие люди тоже к вам потянутся.

Говорите по существу

Люди у которых слова наполнены смыслом выглядят чертовски привлекательно . Не говорить просто ради разговора . Авраам Линкольн сказал :«Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения » Постарайтесь вкладывать в вашу речь как можно больше смысла и меньше сплетен и воды.

Станьте хорошим слушателем

Сегодня искусство слушать забыто многими людьми , но все же , это очень полезный навык . Когда вы слушаете кого-то , вы должны действительно слушай, а не просто нукать и делать серьезный вид . Если разговор с вами ничем не отличается от разговора со стеной , в ы никогда не будете привлекательным .

Смех

Наверняка вы и сами замечали, что смеющийся человек гораздо привлекательней . Все люди тянутся к позитиву и чувству юмора. Сомневаюсь что кто-то захочет общаться со скучным и угрюмым человеком.

Улыбка

Искренняя улыбка простой и в то же время эффективный способ стать более привлекательным. Улыбаясь, вы располагаете к себе человека своим позитивом и открытостью . Обратите внимание , что все преуспевающие люди постоянно улыбаются.

Не жалуйтесь

Многие люди любят пожаловаться , при этом они ничего не делают для того, чтобы избавиться от проблем . Ноющие люди не только не станут привлекательными, а наоборот , превратятся в отвратительных . Цените свою жизнь и то что в ней уже есть.

Каждый из нас желает быть интересным и привлекательным.
Если красота это то, что дано природой, то привлекательность это то, что приобретается, это навыки!
Привлекательность - способность объекта (или субъекта) притягивать к себе позитивное внимание, вызывать интерес, радость и желание повторить контакт. А также купить, приобрести, чтобы привлекательная вещь радовала человека позже.

Привлекательность человека - совокупность качеств и черт (личностных, профессиональных, социальных), которые выделяют человека на фоне других и делают его интересным для окружающих.
Стратегия влияния - игра, желание и интерес.
Привлекательность - это не обязательно харизма. Привлекательным может быть человек и без харизмы, но, например, с высоким социальным статусом. Известный или знаменитый.
Виды привлекательности
Физическая привлекательность - привлекательность тела, лица и манер поведения. Сюда же входит сексуальная привлекательность.
Личная привлекательность - привлекательность человека для других людей: привлекательность его внешности, его способа жизни, отношения к людям и его манеры общения.
Межличностная привлекательность - привлекательность людей друг для друга, факторы и причины, по которым разные люди оценивают друг друга как более или менее привлекательных. В отличие от личностной привлекательности, в которой говорится о "привлекательности вообще", в межличностной привлекательности говорится о привлекательности между двумя конкретными людьми. Если ты нравишься вообще и многим, из-за этого ты как раз можешь не понравится человеку конкретному...
Социальная привлекательность - привлекательность человека в связи с его положением в обществе, в связи его репутацией, связями и возможностями.

Если вы мужчина и хотите привлечь внимание к себе в интернете, то разместите на своей страничке своё фото, на котором вы находитесь в окружении женщин. В идеале, на фото рядом с вами улыбающиеся спутницы должны всем своим видом показывать, как им хорошо и приятно.
Если вы женщина и хотите привлечь внимание мужчин то, разместите на своей страничке, где вы одна или с подругами.
Почему мнение о каком-то человеке звучит убедительнее из чужих уст?
Человек, который хвалит себя, обычно воспринимается негативно. Но если о Нём будут говорить Другие, это уже будет восприниматься положительно. Представьте, что вам надо произнести речь перед аудиторией скептиков. Попросите своего друга или коллегу представить вас и рассказать несколько фактов вашей биографии. То даже если ваши скептики и злопыхатели поймут, что третья сторона не является полностью объективной, они отреагируют гораздо тепле, чем если бы вы сами станете говорить о себе.
Или, скажем, вы хотите создать свою страничку на сайте знакомств. В разделе «О себе» вставьте пару высказываний своих друзей о вас, вашем характере и сильных сторонах.
Одного или двух отзывов может быть недостаточно -трех положительных отзывов вполне.
Материал http://www.myjulia.ru/article/25421/
1. Лицо.Больше 50% мужчин, судя по опросу, даже установив контакт и начав общаться, продолжают удерживать свое внимание вокруг лица незнакомки. Это абсолютное большинство. Не обувь разглядывают, и не маникюр на зуб пробуют, а в глаза смотрят, в глаза! При этом им нравится, когда женщина много улыбается, и не нравится обилие косметики. Треть мужчин, обращающих внимание на лицо, утверждают, что для них не имеют значения мелкие дефекты кожи или асимметрия, если женщина приятна.
Среди самых неприятных мужскому глазу вещей такие, как, например, копченый оранжевый загар и различные виды пирсинга.
Вывод: не надо штукатуриться, надо улыбаться! Бородавка на носу? Не удаляй, улыбайся – и всё нормально! Солярий нас не украшает, а от сережки в носу мужчина побежит от тебя скачками, даже если ты просто спросила, который час.

2. Одежда.
Не фигура под этой одеждой, а именно одежда. И, если в отличие от дам, мужчина не может визуально определить достаток и слабые стороны фигуры, зато он прекрасно видит и длину платья, и степень его приталенности, и глубину декольте. Мы говорим в этом пункте о 17 % больших мальчиков.
Не запоминая деталей, он «сканирует» образ в целом, даже не понимая, что эти бусики тут – для кокетства, а объемная сумка – чтобы зрительно уменьшить фигуру. Закончив «сканирование», он делает вывод «нравится - не нравится», и переходит к следующим вопросам:
1. нравятся – платья, короткие юбки и шорты (кто бы сомневался?), яркие детали в одежде, украшения.
2. не нравятся – чересчур броские, «попугайские» наряды, спортивная одежда на женщине тоже не привлекает, как и экстремальная экипировка по моде эмо, готов, панков, и пр.
3. мужчины не обратят внимания на стрелку на чулках, если ты отвлекла их вырезом на груди. Абсолютное большинство готовы простить мелкие проявления неряшливости, если общий твой вид радует глаз и душу.
Вывод: собираясь знакомиться с мужчиной, следует помнить, что ему нравится женщину разглядывать, так что пусть будет и декольте, и браслетики, и складочки на платье в нужных местах. А что касается мелких неприятностей типа мятой юбки, то лучше уж юбку забыть надеть, чем забыть погладить: тогда точно никто не увидит, что она мятая, да и внешний вид без юбки будет эффектнее.

3. Запах.
Стоимость духов мужчина не определит по запаху, не надо «бальзамироваться» ароматами с ног до головы. Большинство мужчин, реагирующих на запах (а всего их 12 %) раздражаются насыщенным запахом, а вот легкое веяние, намек на аромат им нравится. Оказывается, это вызывает желание сесть к женщине поближе, наклониться, шептать ей на ушко! Вот как девушки, эротика в ход пошла!
Любопытно: даже запах табака набрал меньше негатива, чем избыток духов.
Запомните: ненавязчивый запах – это соблазнительно. Густой щиплющий глаза запах – отталкивает.

4. Волосы.
Даже маленькие девочки знают, что мальчикам нравятся длинные косички. У больших девочек всё в силе: длинные волосы привлекают 9 % мужчин даже больше, чем красивое лицо или фигура. Любители длиннокосых див гордятся волосами подруги, как большой редкостью. При этом для большинства не имеет значения ни цвет длинных волос, ни ухоженность (отросшие корни, например).
К любительницам коротких стрижек требований больше: надо, чтобы было к лицу и сама стрижка не была сильно мужской, или агрессивной. Многим нравится классика – каре и прически в стиле ретро-актрис.
Вывод: не хочешь мороки с волосами – не отрезай. Длинные волосы можно даже не мыть и не чесать, мужчинам они уже и так понравятся, ибо это, оказывается, редкость.

5. Руки и ноги.
Девочкам, наслушавшимся нашего школьного психолога, самое время вновь расстроиться и побежать в аптеку за средством от прыщей. Мальчики обращают внимание на руки далеко не в первую очередь! По крайней мере, большинство мальчиков. А, когда обращают, важны не цвет ногтей и количество колечек, а, чтоб эти руки к ним не прикасались. Манера многих женщин постоянно поглаживать руку мужчины при беседе, приобнимать, поправлять галстук, и всячески тянуть пальчики к офицерскому телу многих бесит. Так не надо делать.
А еще не надо носить длинные хищные ногти. Покрывать их надо только разными оттенками розового. Красный ассоциируется у них со старухами, оказывается, а строгий бело-розовый френч – с порно-фильмами. Так что только розовый, девочки! А, если Ваш мужчина не возражает, чтоб Вы походили с черными ногтями, внимательно к нему присмотритесь: а может он и сам не прочь себе ногти накрасить одним из Ваших лаков?
Ноги мальчикам нравятся длинные, и чтоб росли из короткой юбки. На ногах – туфли, о высоте каблука мнение разные. Кто-то считает шпильку агрессивной, а кто-то очень женственной. Кому-то нравится кошачья походка девочек в лодочках-балетках, а кто-то не признает обувь без каблука вообще. Кому что нравится, короче, но главное – чтоб туфли были, а не салатовые тапки.
Вывод: руками мужчину не хватать, зеленый лак выбросить в окно. Длинных ногтей не носить, и без туфлей не ходить никуда.

Зная выгодные стороны своей внешности, можно стать идеальной незнакомкой: тогда любой за тобой пойдет после первого слова и сам в штабель уляжется. Улыбчивые – улыбаемся, длиннокосые – распускаемся, фигуристые – обтягиваемся и заголяемся. Мужчину руками не трогаем и духами не травим.
Все будем идеальными!
Только так ли это весело?

Межличностная привлекательность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/mezhlichn...
Автор: Н.И. Козлов
Межличностная привлекательность - причины, по которым разные люди оценивают друг друга как более или менее привлекательных.
Межличностная привлекательность ни в одном пункте не отрицает общую психологию привлекательности, но добавляет в нее много новых интересных пунктов. В отличие от личностной привлекательности, в которой говорится о "привлекательности вообще", в межличностной привлекательности говорится о привлекательности между двумя конкретными людьми. Если ты нравишься вообще и многим, из-за этого ты как раз можешь не понравится человеку конкретному...
Основными факторами здесь обычно оказываются:
Физическая привлекательность. На уровне слов люди часто говорят, что им это не очень важно, не самое важное, однако исследования реального поведения показывают, что физическая привлекательность стоит на первом месте, причем не только при первой встрече, но и при последующих.
Территориальная близость. Точнее, не сама территориальная близость, а частота, с которой пути двух людей пересекаются. Большинство людей находят своих друзей среди соседей, коллег или одноклассников.
Сходство. Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений, нравственных ценностей и даже сходство интонаций голоса. Родство душ ведет к взаимной симпатии; противоположности сходятся редко.
Любовь как страстное влечение. Любовь - не просто сильная симпатия. Большинство из нас знают людей, которые им очень нравятся, но которых они не любят, а некоторые из нас даже чувствовали страстное влечение к тому, кто не особенно нравился.
Яркое. При том, что обычно нравится известное, понятное, привычное, в межличностной привлекательности важно среди "прошедших фильтр понятных" оказаться выделяющимся. Если большинство женщин стараются привлечь внимание - к себе, вы можете выделиться как раз тем, что искренне интересуетесь собеседником и ставится в центр внимания не себя, а его.
Выгодное. Прямые или косвенные выгоды, которые человек может получить от другого человека - сильнейший фактор привлекательности. Если конктакт с этим человеком повышает наш статус или хотя бы самооценку, если рядом с ним весело или вокруг него много других полезных людей - такие люди нам более интересны, чем те, общение с которыми не дает никаких радостей и перспектив. На самом деле это огромный класс самых разных вещей - нам приятны те, кому нравимся мы, мы тянемся к тем, с кем вкусно целоваться...
Ровня. Нам неуютно с теми, кто сильно выше нас в культурном или интеллектуальном плане, так же как не хочется быть рядом с тем, кто совсем уж ниже нас. Обычно люди выбирают себе - ровню. Умные при этом ищут ровню, которая была бы немного его повыше, люди с более проблемной психикой - все-таки чтобы рядом был кто-то немного пониже его...
Добрые вложения. А еще нам нравятся те, в которых мы вложились чем-то светлым и добрым. Как писал Л.Н.Толстой: "Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали".
Психология привлекательности - причины, которые делают что-то (или кого-то) более привлекательным.
Понятно, что более привлекательным оказывается в первую очередь то, что оберегает нас от опасного и неприятного.
Любое закрытое от ветра и холода помещение привлекательнее того, что снаружи: леденящего мороза и пронизывающего ветра.
Привлекательно все то, что соответствует потребностям тела.
Когда телу хочется пить, привлекательна вода. Когда хочется наоборот, привлекателен туалет. В молодом возрасте привлекателен спорт и хочется побегать, даже когда нужно готовится к экзаменам. В возрасте более пожилом уже привлекателен диван.
Нравится известное, понятное, привычное.
В выборе между известным и неизвестным, понятным и непонятным, знакомым и нет - большинство людей часто незаметным для себя образом выбирают то, что им ближе, понятнее и знакомее. В социальной психологии это иногда называется как эффект «простого попадания в поле зрения»: то, что чаще попадает в поле нашего зрения, становится для нас внутренне ближе и привлекательнее. Уже знакомые люди нам нравятся больше, чем не знакомые. Даже самих себя мы больше любим тогда, когда мы такие, какими привыкли видеть себя.
Людям обычно ближе и больше нравится то, что похоже на них самих.
Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений, нравственных ценностей и даже Люди выбирают друзей с голосами, похожими на собственные, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в научном журнале PLOS ONE .
К такому выводу они пришли в ходе исследования, участниками которого стали несколько десятков женщин и мужчин, а также их друзья.
Ученым удалось установить, что определенные акустические сигналы, характерные для голоса самого человека, являются своего рода «сигналом» для поиска друзей.
Так, человек скорее подружится с такими людьми, у которых совпадают хотя бы некоторые из «сигналов».
" style="box-sizing: border-box; color: rgb(0, 0, 0); text-decoration: none; border-bottom-width: 1px; border-bottom-style: dashed; border-bottom-color: rgb(0, 0, 238); line-height: 19.6000003814697px;">сходство интонаций голоса. Родство душ ведет к взаимной симпатии; противоположности сходятся редко.Из числа проверенного на безопасность нравится скорее яркое, выделяющееся, привлекающее к себе внимание.
Красный цвет виден издалека и привлекает к себе внимание, поэтому красные ленты - ленты праздника, а красна девица значит девушка красивая, привлекательная. С другой стороны, на фоне кричающих цветов и оттенков воспитанных людей привлекает нечто более спокойное и сдержанное.

Факторы межличностной привлекательности

Межличностная привлекательность ни в одном пункте не отрицает общую психологию привлекательности, но добавляет в нее много новых интересных пунктов. Это и территориальная близость, и черты сходства, факт "мы ровня" и многое другое.

Психология красоты:

Тренинг привлекательности

Что есть красота?

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

Удивительно, но факт – когда мы размышляем о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-иному, не так, как сейчас, лучше и успешнее, то основной причиной своих поражений и неудач мы считаем недостатки своей внешности. Вот была бы я стройная, длинноногая, с нежной кожей, пышными волосами и яркими глазами, все бы у меня сложилось по-другому – говорим мы себе, уныло наглаживая кучу белья перед телевизором. И дети были бы умнее, и муж внимательнее, и денег было бы больше, и работа интереснее… Да все, буквально все было бы иначе!

Нельзя не признать, что привлекательной женщиной быть, вне всяких сомнений, и приятнее, и полезнее, чем некрасивой. Красивой женщине всегда приятно помочь, а если она при этом еще и умна, то и работать с ней приятнее. Но что же такое красота? Всего лишь лет двести назад дамы, сетуя на судьбу, винили в ней свою худо-бу и загар, то есть хотели прямо противоположное тому, к чему стремятся современные женщины. Значит, дело в неком стандарте.

Многократно обыграна ситуация, когда стремление следовать внешнему эталону не приносит ни привлекательности, ни счастья. С другой стороны, каждая женщина хоть раз в жизни задавалась вопросом – почему та простушка пользуется таким успехом, а у этой толстушки такой замечательный муж? Но если приглядеться к ним, к этим женщинам, то почему-то через некоторое время знакомства с ними они кажутся красивыми, уместными, на них хочется быть похожей. И не такой редкой является ситуация, когда после короткого общения с красавицей или красавцем как-то начинает это все раздражать, даже безукоризненность черт.

Таким образом, мы видим, что стандарты красоты создают люди. И главное, что мы хотим сказать читательнице:

КРАСИВОЙ МОЖНО СТАТЬ. БОЛЕЕ

ТОГО, КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА РОЖДЕНА КРАСИВОЙ, И ЕЙ ТОЛЬКО НУЖНО

НАЙТИ КРАСОТУ В СЕБЕ.

В каждом обществе свои критерии красоты. Каждый человек привлекателен по-своему, в каждом есть своя красота и прелесть и, если уж быть искренними, то вряд ли в своей жизни мы встречали человека, о котором могли бы сказать, что все в нем прекрасно без изъяна, ведь красивый человек, кроме прекрасного лица, должен еще иметь здоровое тело, чистую душу.

Внешняя красота – это здоровая, эластичная кожа, белоснежные зубы, блестящие, чистые, со вкусом причесанные волосы, тренированное тело.

Порой женщина обладает каким-то незначительным недостатком внешности, который даже было бы лучше назвать ее особенностью, изюминкой, ведь чаще всего именно этот «недостаток» красит ее. Но женщины привыкли искоренять в себе все, что выходит за рамки стандарта, созданного модными журналами. А зря, они рискуют потерять свою индивидуальность. Надо уметь рассмотреть в себе то, что выделяет вас из ряда других, со вкусом показать, оттенить и сохранить во внешнем облике.

Но красота человека не ограничивается лишь его внешностью. Красота – сестра добра, нравственности. Это известно человечеству очень давно. У древних греков был даже специальный термин – капокагатия , который обозначал гармоническое единство внешней привлекательности, благородства и гражданских доблестей.

Не только разумность, не только нравственность, но и красота все чаще становятся в нашем обществе критерием ценности человеческих действий.

Уверенность, оптимизм, стремление к цельности, одухотворенность мыслью, интеллект, эрудиция – качества красивого человека. Здесь хочется вспомнить еще одно стихотворение Н.А. Заболоцкого – «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот

Действительно, как много встречаем мы в жизни женщин, внешне лощеных и щеголеватых, но пустых и бездушных! От них веет холодом и равнодушием, а их духовная жизнь бедна. Они вроде луны – освещают все вокруг бледным светом, но никого не греют. Даже самые близкие им люди зябнут душой рядом с ними.

Значит, истинная красота – это гармония внешнего и внутреннего облика, соединение богатой души с приятными чертами внешности, с уверенностью в себе, умением держаться и подать себя.

Люди издавна стремились быть красивыми. О женской красоте слагали песни, наверно, с тех пор, как существует речь. Женские образы увековечены в произведениях великих художников. Их превратили в богинь красоты и любви, как Венеру Милосскую, запечатлели в вечных памятниках в качестве спутниц всевластных царей, как Нефертити. Из-за женщин разгорались длительные исторические войны, как, например, из-за прекрасной Елены. О женщинах мечтали и писали свои самые вдохновенные стихи выдающиеся поэты.

История красоты – одна из самых древних. Стремление человека к прекрасному проявлялось уже на заре цивилизации. Конечно, каждой эпохе соответствовало свое понятие о привлекательной внешности и о том, какими средствами привлекательность должна достигаться. На представления людей о прекрасном влияли характер их трудовой деятельности, быт, мораль, а сверх того, и факторы субъективные. Например, представители одного из бразильских индейских племен до сих пор разрисовывают (татуировка) кожу своих детей черными точками и кругами, придавая ей сходство со шкурой ягуара, который почитается как родоначальник племени.

Родина косметики – Древний Восток. Впервые женщины стали заботиться о своей внешности в Древнем Египте. За несколько веков до новой эры египетские жрецы в ритуальных целях использовали такие косметические приемы как массаж, растирание тела благовониями и питательными, тонизирующими кремами. Египтянки широко пользовались белилами, мазями, благовониями, выщипывали и красили волосы. Понятие красоты в древности было тесно связано с общей гигиеной тела. Гигиенические омовения были возведены в ранг религиозных ритуалов в исламе, иудаизме, зороастризме.

Майерс Д.

Что вы нашли (или искали) в своих возлюбленных? Искренность? Красивую внешность? Умение вести беседу? Умные, искушенные люди равнодушны к таким поверхностным качествам, как красивая внешность; они знают, что «красота лишь на поверхности» и что «нельзя ценить книгу по ее обложке». По крайней мере, они знают, как они должны ощущать это. Цицерон советует: «Высшая доблесть и главная обязанность мудреца - не пленяться внешностью». Вера в то, что внешность ничего не значит, может быть другим примером отрицания тех влияний, которые мы в действительности на себе испытываем, потому что сейчас у нас полным-полно исследовательских работ, показывающих, что внешность на самом деле имеет большое значение. Постоянство и распространенность этого эффекта приводит в замешательство. Красивая внешность - очень ценное качество.

"Нам следует искать ум, а не смотреть на внешний облик".
Эзоп, "Басни"

Привлекательность и успех у противоположного пола

Нравится вам это или нет, но в среднем физическая привлекательность молодой девушки является хорошим показателем того, что она часто ходит на свидания. Привлекательность молодого человека является несколько менее надежным средством прогнозирования его успеха у противоположного пола (Berscheid & others, 1971; Krebs & Adinolfi, 1975; Reis & others, 1980, 1982; Walster & others, 1966). Означает ли это, как полагают многие, что женщины более склонны брать себе в качестве девиза слова Цицерона? Или это просто отражает тот факт, что мужчины более инициативны и любвеобильны? Философ Бертран Рассел (Bertrand Rassel, 1930) так не считает: «В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность».

"Личная красота является лучшим поручительством, чем любое рекомендательное письмо".
Аристотель, "Диоген Лаэртский"

Чтобы понять, на самом ли деле мужчины более женщин подвержены влиянию внешности, исследователи давали студентам обоих полов различные материалы с информацией о человеке противоположного пола, в том числе и его фотографию. Или, «случайно» познакомив мужчину и женщину, некоторое время спустя у каждого из них спрашивали, не хотелось бы им продолжить знакомство. В этих экспериментах мужчины в большей степени, чем женщины, ценили внешнюю привлекательность противоположного пола (Feingold, 1990, 1991; Sprecher & others, 1994). Возможно, чувствуя это, женщины более, чем мужчины, беспокоятся о своей внешности и составляют 90% пациентов косметической хирургии (Dion & others, 1990). Но и женщины не так уж безразличны к внешности мужчин. В своем солидном исследовании Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield, 1966) и ее сотрудники пригласили на вечер компьютерной танцевальной музыки в «Неделю открытых дверей» 752-х студентов-первокурсников университета Миннесоты. Исследователи заранее протестировали личные качества и способности каждого студента, а затем наугад сформировали пары. На вечере пары танцевали и разговаривали два с половиной часа, а затем сделали перерыв, чтобы каждый участник оценил своего партнера. Насколько надежно тесты на способности и личные качества могут предсказывать возникновение влечения? Кто же нравится больше: тот, кто имеет высокую самооценку или низкий показатель тревожности, или тот, кто отличается от оценивающего своей исключительной одаренностью? Исследователи проверили длинные перечни возможностей. Но, насколько они могли определить, только одна вещь действительно имела значение - физическая привлекательность. Чем привлекательнее была женщина, тем больше она нравилась мужчине и тем больше он хотел встречаться с ней впредь. И чем привлекательнее был мужчина, тем больше он нравился женщине и тем больше она хотела продолжить знакомство. Красота нравится.

Феномен «ровни»

Не всем достается ошеломляюще привлекательный партнер. Так как же двое находят друг друга? Судя по исследованию Бернарда Марстейна (Bernard Murstain & others, 1986), люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Несколько исследований позволили обнаружить строгое соответствие между привлекательностью «половинок» супружеских пар, пар, встречающихся на свиданиях, и даже членов тесных дружеских компаний (Feingold, 1988). Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности.

Феномен "ровни" : тенденция мужчин и женщин выбирать в качестве своего партнера того, кто является "ровней" по привлекательности и другим чертам.

Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни» . Решаясь к кому-нибудь подойти для знакомства и зная, что другой может ответить «да» или «нет», люди обычно подходят к тому, чья привлекательность примерно соответствует их собственной (Berscheid & others, 1971; Huston, 1973; Stroebe & others, 1971).
Близкие к идеальным соответствия на физическом уровне могут приводить также к хорошим взаимоотношениям, как обнаружил Грегори Уайт (Gregory White, 1980), изучая «встречающиеся» пары Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Те партнеры, которые наиболее соответствовали друг другу по физической привлекательности, с наибольшей вероятностью влюблялись друг в друга через девять месяцев еще сильнее.
Итак, у кого же мы можем предполагать большее соответствие в привлекательности - у супружеских пар или пар «встречающихся»? Уайт, как и другие исследователи, обнаружил, что супруги лучше соответствуют друг другу.
Возможно, это исследование побуждает вас подумать о счастливых парах, в которых привлекательность была различной. В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества. Каждый партнер приносит активы на социальный рынок, и соответствующие активы создают равную стоимость. Брачные объявления демонстрируют этот обмен активами (Koestner & Wheeler, 1988; Rajecki & others, 1991). Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; женщины чаще делают обратное: «Привлекательная, яркая женщина, 38, стройная, ищет сердечного мужчину с надежным заработком». Процесс согласования активов помогает объяснить, почему юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе (Elder, 1969).

"Часто любовь - это не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей".
Эрих Фромм, "Общество в здравом уме", 1955

Стереотип физической привлекательности

Действует ли эффект привлекательности только в ситуациях, имеющих сексуальную окраску? Оказывается, нет. Это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл (Vicki Houston & Ray Bull, 1994), когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгоского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появившейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам (Dion, 1973; Dion & Berscheid, 1974; Langlois & Stephan, 1981). Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица (Langlois & others, 1987). Взрослые проявляют ту же склонность, когда судят о детях. Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфидд (Elaine Hatfield, Clifford & Walster, 1973) давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике или девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе. Представьте теперь себя воспитателем, который должен утихомирить неуправляемого ребенка. Может быть, вы как женщины, о которых пишет в своей работе Карен Дион (Karen Dion, 1972), проявите меньше доброты и участия к непривлекательному ребенку? Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с так называемым «эффектом Барта Симпсона», то есть невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники.

Стереотип физической привлекательности: презумпция того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо.

Более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают привлекательными для нас чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, правда, не честнее и не заботливее по отношению к другим (Eagly & others, 1995; Feingold, 1920; Jackson & others, 1995). В коллективистской Корее, где забота о других и честность ценятся выше, чем уверенность в себе, именно эти черты ассоциируются с привлекательностью (Wheeler & Kim, 1997). Собранные вместе, эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то и хорошо. Дети усваивают этот стереотип весьма рано. Белоснежка и Золушка красивые - и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные - и плохие. Как сформулировала одна маленькая девочка из детского сада, когда ее спросили, что значит быть красивой: «Это значит быть как принцесса. Все тебя любят» (Dion, 1979). Вспомните принцессу Диану.
Если физическая привлекательность настолько важна, то необратимое изменение внешности человека должно сказываться на отношении к нему окружающих. Но этично ли изменять чью-либо внешность? Подобные манипуляции выполняются миллионы раз в год специалистами по пластической хирургии и ортодонтами. С выпрямленными зубами и носом, с пересаженными или перекрашенными волосами, подтянутым лицом и увеличенной грудью (более одного миллиона американок), сможет ли теперь прежде неудовлетворенный собой человек найти свое счастье?
Чтобы исследовать эффект подобных изменений, Майкл Калик (Michael Kalick, 1977) попросил гарвардских студентов высказать впечатление, которое производят на них женские лица, изображенные на восьми фотографиях, выполненных в профиль, сделанных до и после косметических операций. Испытуемые высказались за то, что после операций женщины стали не только привлекательнее физически, но и добрей, чувствительней, сексуальней, обаятельней и т. д. Однако Эллен Бершайд (Ellen Berscheid, 1981) утверждает, что, хотя подобные операции могут изменить к лучшему наше представление о самих себе, временами они могут вызывать и не самые приятные переживания:
«Большинство людей - по крайней мере те, у кого нет опыта резкого изменения своего внешнего облика, - могут продолжать верить, что наша внешняя привлекательность играет незначительную роль в том, как относятся к нам окружающие. Однако тем, кто на самом деле имел личный опыт быстрого изменения внешности, труднее отрицать и преуменьшать ту роль, которую в нашей жизни играет внешняя привлекательность, и этот факт может раздражать даже тогда, когда изменения были к лучшему».
Несмотря на то, что привлекательность действительно имеет важное значение, она далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность, пожалуй, прежде всего влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значение, по мере того как общество становится более подвижным и урбанизированным, и по мере того как человеческие контакты становятся все более торопливыми и эфемерными (Berscheid, 1981).
Хотя интервьюеры, проводящие собеседование на работу, могут отрицать это, именно привлекательность и ухоженность внешности претендентов в значительной степени определяют первое впечатление (Cash & Janda, 1984; Mack & Rainey, 1990; Marvelle & Green, 1980). Это помогает объяснить, почему привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают и чаще признают себя более счастливыми (Umberson & Hughes, 1987). Патриция Розелл (Patricia Roszell, 1990) и ее коллеги изучали привлекательность на материале общенациональной выборки работающих канадцев, внешность которых при приеме на работу оценивалась по шкале от единицы (невзрачные) до пяти (очень привлекательные). Они обнаружили, что на каждую дополнительную единицу привлекательности люди зарабатывали в среднем дополнительные 1988 долларов ежегодно. Ирен Хансон Фриз (Irene Hanson Frieze, 1991) и ее коллеги провели аналогичный анализ на материале 737 выпускников школы административного управления, после того как их проранжировали по той же пятибалльной шкале и внимательно изучили студенческие фотоальбомы. На каждую дополнительную единицу привлекательности мужчины зарабатывали дополнительные 2600, женщины - 2150 долларов.
На самом ли деле красивые люди обладают прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что «странное заблуждение думать... будто красота есть добро»? И все же оттенок правды в этом стереотипе есть. Привлекательные дети и молодые люди не более и не менее способны в учебе (в противоположность негативному стереотипу, что «красота превращает умственные способности в величину постоянную») (Sparacino & Hansel, 1979). Однако в каком-то смысле они отличаются большей раскрепощенностью и гибкостью в общении (Feingold, 1992b). Уильям Голдман и Филип Льюис (William Goldman & Philip Lewis, 1977) продемонстрировали сей факт, попросив 60 студентов университета Джорджии созвониться и поговорить в течение пяти минут с тремя девушками, телефонные номера которых с их согласия были розданы студентам. После этого мужчины и женщины оценивали своих невидимых собеседников, и наиболее привлекательные были названы более приятными в общении и обаятельными. Эти небольшие средние различия между привлекательными и непривлекательными людьми, возможно, имеют причину в своего рода запрограммированности привлекательных людей на успех. Привлекательных людей больше любят и привечают, и в результате многие из них более уверенно чувствуют себя в обществе. Этот анализ приводит нас к мысли о том, что решающим для вашего умения держаться в обществе является не то, как вы выглядите, а то, как люди относятся к вам и как вы себя ощущаете - принимаете ли вы себя, любите ли вы себя, удобно ли вам с собой. Несмотря на все преимущества физической красоты, исследователи возникновения влечения между людьми Элайн Хетфилд и Сьюзан Спречер (Elaine Hatfield & Susan Sprecher, 1986) сообщают о красоте горькую истину. Исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола. Они могут быть не уверены в том, что окружающие ценят их за внутренние качества, а только за внешность, которая со временем потускнеет. Более того, если они могут положиться на свою внешность, они могут быть менее мотивированы развивать свою личность в других направлениях. Эллен Бершайд (Ellen Berscheid) хотела бы знать, не пришлось ли бы нам по-прежнему освещать наши дома с помощью свечей, если бы невзрачный и исключительно низкорослый гений электротехники Чарлз Штейнмец подвергался тем же социальным соблазнам, которые испытал на себе Мел Гибсон.

Кто привлекателен?

Я описывал привлекательность, как если бы она была объективным параметром, подобно росту, который у кого-то больше, у кого-то меньше. Строго говоря, привлекательность - это то, что люди в данном месте и в данное время находят привлекательным. Конечно, их мнения различаются. Стандарты, по которым выбирают королеву красоты, вряд ли устраивают всю планету. Но даже в одном и том же месте и в одно и то же время люди (к счастью) расходятся во мнениях относительно того, кто привлекателен, а кто - нет (Mors & Grusen, 1976).
В общем и целом привлекательные фигура и лицо не так уж отличаются от «средних» (Beck & others, 1976; Graziano & others; Symons, 1981). Люди воспринимают те носы, ноги и фигуры, которые не являются чрезмерно маленькими или большими, как относительно привлекательные. Джудит Ланглуа и Лори Роггман (Judith Langlois & Lord Roggman, 1990; 1994) продемонстрировали это, когда заложили в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения вывели нечто среднее арифметическое. Студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96 % индивидуальных лиц. Так что в некоторых отношениях безупречная средняя внешность необыкновенно привлекательна.
То, что делает лицо привлекательным, в некоторой степени зависит от пола человека. В соответствии с тем, что мужчины исторически имели больше общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было что-то «детское» (например, большие глаза), что как бы наводит на мысль об отсутствии склонности к доминированию (Cunningham, 1986; Keating, 1985). Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица и поведение говорят о зрелости и властности (Sadalla & others, 1987). Любопытно, что среди гомосексуалистов действует обратная тенденция: многие мужчины-гомосексуалисты предпочитают мужчин с детскими лицами, а многие женщины-лесбиянки женщин с детскими лицами не любят. За этим исключением, сообщает Майкл Каннингем со своими коллегами (Cunningham, 1995), люди по всему миру проявляют знаменательное единодушие мнений относительно идеальных мужских и женских лиц при оценке любой этнической группы.

Статуэтки каменного века, так же как и сегодняшние красотки с разворотов иллюстрированных журналов и победительницы конкурсов красоты, свидетельствуют о том, что мужчин больше всего привлекают женщины, чьи талии примерно на одну треть уже бедер, - силуэт, ассоциирующийся с плодовитостью.
Сингх, 1993

Психологи, работавшие с эволюционной теорией, объясняли эти половые различия в терминах репродуктивной стратегии. По их мнению, эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциирующимися с юностью и здоровьем и, следовательно, хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же эволюция предрасполагает ценить те мужские черты, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником. И это, в чем уверен Дэвид Басс (David Buss, 1989), объясняет, почему мужчины, изученные им в 37 культурах - от Австралии до Замбии, - на самом деле предпочитали те женские качества, которые подразумевали репродуктивную способность. И это объясняет, почему физически привлекательные женщины стремятся выйти замуж за мужчин, имеющих высокий социальный статус, и почему мужчины вступают в единоборство с этим предопределением во имя достижения славы и успеха.
То, что является для вас привлекательным, также зависит от используемого вами эталона. Дуглас Кенрик и Сара Гутьеррес (Duglas Kenrick & Sara Gutierres, 1980) провели эксперимент, в котором студенты - участники опыта неожиданно заходили в комнаты общежития Государственного университета Монтаны и говорили своим сверстникам следующее: «На этой неделе приезжает наш друг, и мы хотим познакомить его с одной девушкой, но мы не можем решить, достаточно ли она симпатична, и мы на всякий случай решили провести исследование. Мы хотим, чтобы вы сказали, насколько она привлекательна... По шкале от одного до семи». Посмотрев на фотографию девушки, в меру привлекательной, те студенты, которые только что смотрели на красавиц из программы «Ангелы Чарли», считали ее менее привлекательной, чем те, кто передачи не смотрел.
Лабораторные эксперименты подтверждают эффект контраста. Мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины - даже их собственные жены - казались менее привлекательными (Kenrick & others, 1989). Просмотр порнографических фильмов с симулированно-страстными постельными сценами также понижает удовлетворенность собственным партнером (Zuliman, 1989). Сексуальное возбуждение временно может сделать человека другого пола более притягательным, но остаточный эффект «облучения» идеальными образами или нереалистичными сексуальными сценами приведет к тому, что собственный партнер будет казаться менее привлекательным - вместо заслуженных 8 баллов из 10 возможных, он у вас едва потянет на 6. Аналогично с нашим восприятием. Глядя на сверхобворожительного представителя своего пола, люди чувствуют себя менее привлекательными, чем когда они смотрят на человека невзрачного (Brown & others, 1992; Thornton-Moore, 1993). Но давайте закончим наш разговор о привлекательности на оптимистической ноте. Мы не только привлекательных людей воспринимаем как симпатичных, но и симпатичных как привлекательных. Наверное, вы можете вспомнить людей, которые становились тем более привлекательными, чем больше вы их любили.

Так что же, я люблю тебя потому, что ты прекрасна, или ты прекрасна потому, что я тебя люблю?
Слова принца Чарминга в Золушке Роджерса и Хаммерштайна

Их физические несовершенства становились незаметными. Алан Гросс и Кристина Крофтон (Alan Gross & Christina Crofton, 1977) демонстрировали студентам университета Святого Луиса в Миссури фотографию незнакомца после прочтения благоприятной или неблагоприятной личностной характеристики. Если человек описывался как сердечный, дружелюбный и внимательный к другим, он выглядел более привлекательным. Когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас (Beaman & Klentz, 1983; Klentz & others, 1987). Более того, любовь видит достойное любви: Чем больше женщина любит мужчину, тем более физически привлекательным она его находит (Price & others, 1974). И чем больше двое любят друг друга, тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола (Johnson & Rusbult, 1989; Simpson & others). Трава по ту сторону ограды может быть зеленее, замечают Роланд Миллер и Джефри Симпсон (Roland Miller & Jeffry Simpson, 1990), но вряд ли счастливые садовники заметят это. Перефразируя Бенджамина Франклина, когда Джилл любит Джека, она считает, что он красивее всех своих друзей.

Любовь всегда слепа к недостаткам и всегда стремится к радости.
Уильям Блейк, 1791

Майерс Д. Социальная психология. Глава 13. Раздел: Физическая привлекательность. СПб: ЗАО "Издательство «Питер»". Стр. 542–550.