«Пути решения экологических проблем» - Сбросы с городских очистных сооружений – до 60% Промышленные сбросы. Традиционная энергетика: Рефтинская ГРЭС Металлургическое производство. Основу промышленности и экономики Свердловской области составляют металлургия и машиностроение: Атмосферы. Инструменты реализации: законодательные. средняя продолжительность жизни населения Германии (2009 г.).

В рамках мебельной мастерской дети и молодые люди должны построить стул, дизайн которого исходит от громоздких отходов, присутствующих в районе. Должна произойти трансформация мысли, которая делает предполагаемые отходы ресурсами, с которыми можно работать.

Дети на тропе отходов для переработки

Видите, слышите, ощущаете, обоняете, ощущаете вкус, ощущаете природу со всеми своими чувствами. Мы открываем флору и фауну на знаменитом Мюленемшере, документируем его в фигуративной форме и представляем его. Проект направлен на повышение осведомленности детей о проблеме мусора в районе. Дети должны показать, что мусор подлежит вторичной переработке. У детей есть возможность, благодаря своим новым знаниям, поделиться своим опытом с другими.

«Экологический район» - Глобальные экологические проблемы. Опустынивание. Объекты исследования экологии - в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Озера каторые вылевабт свою воду: Сырдария и Амудария. Сокращение биоразнообразия. Каспийское море. Локальные экологические проблемы.

Естественная жизнь с детьми «Я могу это сделать»

Четыре проекта запланированы для детей 5-8 лет, каждый из которых занимает годовую тему: «Мы строим еж в зимнем домике»; «Мы ищем цветы бузины, выпекаем пирожные из бузины или вареный плотоядный суп» или «Мы рисуем в лесу, не приносящем цветов и кистей, не так ли?».

Естественные экскурсии в городе Эссен

Научные сотрудники Биологической станции Запад Рурского района предлагают четыре природно-научные экскурсии по различным темам, таким как птицы, летучие мыши, амфибии, насекомые и флора в заповедниках в городской части Эссена. Точные даты, содержание и места по-прежнему фиксированы.

Новые фруктовые деревья для садового сада

Растение от 10 до 18 фруктовых деревьев, таких как яблоня, вишня и груша на посаженном садовом саду. Пересаживая древостоя улиц в Эссене, экологические преимущества этих районов и общий вид улицы могут быть увеличены.

«Классный уголок» - Результаты: Классный уголок, как инструмент тьюторского сопровождения познавательного интереса ребенка. Требования: Государственная символика РФ. Требования. Цель: Права членов коллектива. 13. Каждая рубрика классного уголка должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Задачи: Структура классного уголка.

Реорганизация поселения поселений

Соседи приглашают сменить дрова в совместном действии.

Цикл над «Новыми путями к воде»

Велосипедный тур с молодыми, почетными, политическими мультипликаторами через еду. Остановки с информацией, поступающей от докладчиков, проводятся в разных местах, что свидетельствует об экологической приверженности города Эссен в последние годы.

День проекта «Почва и компост»

В звуко - и видеоинсталляции ландшафты специального характера и охраняемые районы Эссена должны быть представлены художественно и как бы привлекательными. В следующем году волонтеры Лоренгартенса будут предлагать три проектных дня в составе зеленой столицы. На тематический день «почва и компост» Лоренгартен должен быть оснащен компостом и компостирующими трубами червя. Кроме того, мы хотели бы проинформировать заинтересованные стороны о теме «почва и компост» посредством лекций и семинаров.

«Глобальные экологические проблемы» - Что такое глобальные проблемы? Изменение климата неминуемо сказывается и на уровне Мирового океана. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Проблемы природно-экономического характера. Загрязнение почвы. Растительные органические остатки. В последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение азонового слоя.

Региональный музыкальный концерт: музыка в зеленой столице

Путешествие документировано фотографиями и блогами. На велосипедных дорожках в Эссене и Рурской области с видеоматериалами создается интерактивный веб-сайт. В «Зеленой столице» работают произведения разных эпох и родов. Гости, родители, друзья, семьи и все гости, интересующиеся культурой, дети и подростки города Эссен.

Сезонная кулинария: Семинар для сезонных блюд

Семинар серии состоит из 12 совещаний, чтобы узнать, стоимость и тест сезонной пищи из местного сада. Цель состоит в том, чтобы разработать календарь кулинарного сезона для региона Рейн-Рур - особенно для города Эссен - через 12 месяцев.

«Уголок природы» - Какие листья? Комнатные цветы Фиалка Традесканция. Как можно вырастить комнатное растение? Для чего создают уголок природы? Человек может защитить растения и животных от вымирания. Какие цветки? Практическая работа. Наш уголок природы. Комнатные цветы. Сделаем вывод. Какую работу выполняют плавники и хвост?

Коллекция зеленых горячих точек

Желающие могут участвовать в различных встречах и участвовать в их знаниях. Создание интерактивной карты для заинтересованных фотографов.

Быстрее, выше, дальше в городе Эссен - видения мобильности

Цель этого однодневного семинара - научить учеников тому, как сделать устойчивые изменения в мобильности в городе посредством преднамеренных, тщательных действий и развивать видения новой мобильности.

Астрид-Линдгрен-Грундшуль получает школьный сад. Планирование и разработка идей происходит учениками класса. Кошение с косой является единственным экологическим способом косить траву для уже установленных садов. Инструктор по косе научит косы заинтересованным членам общинных садов, чтобы потом они могли косить орхидеи после консультации.

«Экологические игры» - Мир растений. Мини- огород. Оценка результатов исследования: «Игра как метод экологического воспитания дошкольников». 2. Работа с детьми. Игра. Игры с правилами. Тропинка в природу. Цель исследования: В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания. Имеют представления о законах природы.

Чувства - Дети открывают для себя свою среду

Вместе с соседями, друзьями и соседями создается небольшой городской ландшафт сидения, сделанный из дерева. «Тихий стул» будет небольшим, уютным и, возможно, зеленым местом отдыха в северном центре города. Цель состоит не только в том, чтобы дать новый опыт в области окружающей среды, но и способствовать желанию что-то сформировать.

Строительство солнечной кухни в школьном проекте

Используя простые материалы, вы можете построить свою собственную солнечную плиту или работать с солнечной плитой сообщества.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк»

г. Николаевска – на – Амуре, Хабаровского края

Требования к созданию

Солнечные зарядные устройства для города библиотек

Семинар хорошо подходит для молодежных и одногрупповых групп, и могут быть созданы различные предметы. Это также все больше становится результатом использования ноутбуков и мобильных устройств. Предоставляя солнечные зарядные устройства, учащемуся может быть предоставлен экологически чистый способ пополнить свое оборудование на месте.

Звук пищи

Сделать звук двух рек доступным для всего мира - вот цель проекта. В пяти сеансах записи звуки в и на берегах Рур и Эмшер захватываются. Результаты представлены в веб-блоге для прослушивания и скачивания с помощью информационных и развлекательных текстов, фотографий и карт.

экологической комнаты, лаборатории

в дошкольном учреждении и уголка

в группе детского сада

подготовила старший воспитатель

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологической развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Вместе с вами мы хотим пойти на управляемую громоздкую охоту, чтобы создать в мастерской новую новую мебель, чтобы оборудовать наши сады сообщества в Эльтингплац и Рекхаммервеге. Транспортная сеть, предлагающая районные сети, использует различные подходы к Переходному городу в районы и принимает идеи из окрестностей, чтобы стимулировать развитие жизнеспособного и жизнеспособного города.

День биоразнообразия на руднике Цолльвейн

В пешеходной зоне Стилер, многие небольшие цветущие кровати сделаны из заброшенных кусочков дерева. Правильное решение показывает следующую координату. В открытой полке могут быть предложены и отобраны книги, одежда, мелкие предметы. Проект начинается с открытого обменного курса.

Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности . Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

В рамках своих исследований студентка Сабрина Гроскопп создала небольшую испытательную ферму для исследования методов крепления в здании Саны на угольной шахте Цольверейн. Для тестирования и оптимизации дальнейших методов производства городских продуктов эта ферма должна быть расширена за счет кроватей и систем культивации. Также предлагаются публичные семинары и лекции.

Растущие луговые голуби как лианы и детский уголок

Как мусульмане могут внести вклад в защиту окружающей среды? В круглом столе с участием мусульманских женщин, чтобы обменяться по чистому и зеленому будущему города, нужно найти подходы к действию. Благодаря нашим удобным ноу-хау и творческим идеям мы трансформируем здание вместе и посвящаем дом как место встречи с пикником в окрестностях. В общинных садах на бывших игровых площадках некоторые соседи выступают против управления садоводством.

Обратимся к методическому пособию Экологическое образование в детском саду. По мнению автора, экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.- Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? - Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

Конкурс: благоустройство электрических коробок

Силовые боксы, расположенные в районе Эссен-Край, должны быть украшены в рамках конкурса с помощью художников. Конкурс проходит под темой «цветы». Окраска серых поточных коробок в округе с цветочными мотивами.

Восстановление старой поверхности сада

Они должны быть восстановлены для площади старых фруктов, старых сортов овощей.

Полевые луга в небольших садах

С новыми насаждениями мы хотим реконструировать область и сохранить старый запас ягод. Трансформация существующих газонов в маленьких садах в экологически чистые полевые луга.

Дикие цветы на краю дороги

Это то, что глаза и насекомые получают новые источники пищи. Можно предложить до трех дат.

Цель: дать основы современного экологического образования дошкольников и практические рекомендации: как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт».

Развивающая среда для экологического образования:
экологические комплексы в ДОУ

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности , экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования ; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива . Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей предметной среды

DIV_ADBLOCK87">

Другой вопрос, который иногда дискутируется: а нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, «посмотреть экологическую комнату» (как объясняют свое желание дети постарше). Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, как это сделали, например, в некоторых ДОУ, преобразив некоторые подсобные помещения.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу . При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. п.

Разнообразие . В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект . Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. При этом в качестве оправдания выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы автора показал, что даже ученики начальной и средней школы (не говоря о дошкольниках), прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. В одном из детских садов во время изучения темы «Живая и неживая природа» дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых, не захотели опознавать в мертвых жуках «живую природу». В то же время, наблюдая за живыми бабочками и жуками в парке, они безошибочно ответили на вопрос.

Таким образом, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т. п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями , аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон , магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные (прежде всего синтетические).

Лаборатория

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (детей в том числе) представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами (вариант - лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в сумке. Его окружение - столы с огромным количеством различных пробирок, колб с веществами, которые периодически взрываются (что-то вроде «рабочего места» колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах. Специалисты бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством, причем далеко не безвредным. Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Оформление лаборатории

Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам - быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

Оборудование

Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т. п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов , палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы - в доходы!»). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр , термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Материалы для работы

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).

Уголки в группах

Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе «Наш дом - природа», созданы небольшие комплексы из трех уголков.

1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина, камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т. д. Таким образом, воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

2. Уголок природы, В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.

3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации , в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы , в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Вопросы и задания

1. Для каких целей и задач нужна экологизация развивающей среды?

2. Какие элементы развивающей предметной среды могут входить в состав экологического комплекса? Есть ли такие элементы у вас?

3. Какие зоны выделяются в экологической комнате?

4. Проанализируйте развивающую среду вашего учреждения и дополните ее при необходимости уголками природы, выставочными уголками в группе, картинными галереями, мини-музеями и т. п.

Литература

1. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

2. , Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.

3. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.

4. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

5. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.

6. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.

7. , Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).

8. , Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

9. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

10. Альпийская горка в детском саду. Обруч № 5, 2001.

11. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.