Каждого человека называют индивидом. Данное понятие вмещает в себя не только само слово, определяющее, о ком идет речь, но и некоторую характеристику в виде индивидуальных особенностей и качеств. Каждый развивается в своем направлении по мере жизни. Каждый обладает своим набором социальных и личностных черт. Это все отражается на том поведении, которое присуще конкретно человеку.

Вся психология направлена на изучение индивида. Хоть все люди разные, однако основы закладываются с рождения одинаковые. Вот почему в чем-то люди являются похожими. Однако по их характеру, поведению и образу жизни можно сказать, что все разные.

Все проблемы, рассматриваемые на сайте психологической помощи сайт, посвящены индивидам. Несмотря на все различия между людьми, можно выделить тезисы, на которых каждый человек развивается.

Кто такой индивид?

Понятие «индивид» носит в себе социальное значение, которое говорит об отдельной особи, представителе homo sapiens. Кто такой индивид? Это отдельный человек, который вмещает в себе уникальные генетические особенности, индивидуальные качества, которые он в себе развивает по мере жизни, набор социальных и биологических черт.

Каждый человек индивидуален. Это делает его индивидом. Приспособление к социальным условиям еще больше отличает его от животного мира. С одной стороны, он по биологическим признакам и социальным навыкам похож на других людей, что не делает его уникальным. Его строение тела такое же, как и у других людей. Отличаются лишь формы, размеры, цвета и пр. Он нарабатывает такие же навыки, которые есть у других людей, что позволяет ему стать социальной личностью.

С другой стороны, человек генетически склонен к развитию индивидуальных качеств и черт. Его набор уникален, не похожий на остальных. Это делает его отдельной особью, которая выделяется на фоне толпы.

Как понятие, индивид означает отдельную особь, которая обладает определенными биологическими особенностями, считается целостной и единой структурой, а также принадлежит конкретному виду живых существ. Животных не называют индивидами. Только человек получает звание индивида по тому, каким он родился.

Все люди рождаются индивидами. Однако по мере воспитания и развития каждый индивид становится личностью. Именно она обладает своим уникальным набором качеств, умений и навыков, которые отображаются в поведении и повадках.

Понятие индивид подразумевает, что человек является полноценной и отдельной особью от остальных. У него есть все инструменты для самостоятельного развития и жизни. Он отделен от людей.

Индивид – это единица человеческого рода, которая:

  • Обладает психофизиологическими чертами.
  • Активна.
  • Устойчива относительно окружения.
  • Целостна в структуре организма.
  • Носит социальные характеристики.

В психологии рассматриваемое понятие используется широко. Оно обозначает не только отдельного человека, но и его качества характера, которые определяют его как личность.

Кто такой социальный индивид?

Если человек рождается индивидом, тогда он сразу же приобретает статус социальной личности. Кто такой социальный индивид? Это человек, который с самого рождения нуждается в контакте с другими индивидами для собственного выживания и развития.

В отличие от животных детенышей, человеческий ребенок не может о себе позаботиться с рождения. Он с первых дней нуждается в уходе и заботе о себе. Причем наработка навыков и необходимых социальных качеств осуществляется длительное время. Если на обучение детенышей животных уходит от нескольких месяцев до года, то на становление индивида как самостоятельной и независимой личности тратится от 18 до 25 лет.

Индивид нуждается в социуме, которое будет о нем заботиться и в котором он сможет становиться личностью. Само общество также нуждается в индивиде, поскольку без него оно просто не сможет существовать.

Человек рождается индивидом. Личностью он становится по мере воспитания и роста. Вначале человек мимикой и жестами говорит о своих желаниях и потребностях. Однако в процессе обучения речи, которое является главным критерием социализации, на первый план выходят вербальные знаки. Человек продолжает пользоваться невербальными жестами и мимикой для дополнения своей вербальной речи и полноты проявления своих чувств.

Чем раньше начнется процесс социализации, то есть приспособления к законам, правилам и жизни всего социума, тем быстрее произойдет развитие личности и ее адаптация. Происходит научение ребенка следующими способами:

  • Закрепление. Путем наказания или поощрения родители показывают ребенку, какое его поведение считается хорошим, а какое – плохим.
  • Выработка условных рефлексов. Каждый человек подвергается «дрессировке», когда за его поведение он получает поощрение (условный рефлекс закрепляется) или наказание. Так формируются привычки.
  • Наблюдение и повторение. Другими словами, ребенок наблюдает за поведением взрослых и копирует, перенимает, подражает им. Здесь часто используются различные ролевые игры, где ребенок репетирует, закрепляет либо изменяет то поведение, которое он наблюдал за взрослыми. Таким образом закрепляются полезные и эффективные, по мнению ребенка, навыки.

Каждый индивид с самого рождения пребывает в определенных средах, которые также влияют на формирование его личности:

  1. Первым институтом становится семья. Здесь ребенок получает защиту, любовь, поддержку. Также удовлетворяются его жизненные потребности. Помимо этого, именно семья дает первые навыки социализации: как нужно общаться, себя вести? Здесь ребенок приписывает себя к определенному полу, изучает половые роли. Семья формирует стереотипы, комплексы, страхи, ценности и пр.
  2. Вторым институтом становится детский садик или школа. Именно здесь к индивиду относятся как к одному из. Здесь нет лучших и худших. Оценивается индивид по его способностям и навыкам. Он сталкивается с неудачами и успехами. Именно школа формирует самооценку у ребенка.
  3. Третьим институтом становятся сверстники. В подростковый период они вытесняют семью и школу. Если в семье и школе все построено на иерархии, то среди сверстников общение происходит на равных. Здесь репетируются и закрепляются социальные навыки. Ребенок начинает приспосабливаться к социуму. Он начинает решать конфликтные ситуации, познает о своих достоинствах и недостатках. Среди сверстников ребенок может менять свои ценности и взгляды на жизнь. Он становится членом общества, где выделяется своими уникальными качествами.
  4. СМИ являются последним институтом. Он также влияет на каждого индивида своими взглядами и ценностями, которые тот может перенимать либо нет.

По мере становления личности институты могут противоречить своими ценностями, взглядами, способами решения ситуации. Ребенок становится перед необходимостью отказываться от чего-то одного ради сохранения другого. При появлении противоречий он начинает переосмысливать свои взгляды и ценности, формируя свой набор.

Реакция человека на изменения во внешней среде или внутри его организма является поведением индивида. Оно может быть осознанным и неосознанным. Всегда развивается и проявляется вовне (во внешнюю среду). Оно включает активные действия физическим телом и речевую регуляцию. Оно обязательно является целенаправленным, то есть в голове человека сначала идет ответ на вопрос «чего я хочу?», а затем выбор действия «как мне этого достичь?».

В основе всех поступков лежат:

  1. Цели. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности, особенно если они длительное время не были реализованными.
  2. Мотивы. Нет поведения, которое бы ни было мотивированным. Человек может просто иногда этого не осознавать.

Отдельно рассматривается театральное поведение, которое осуществляется в процессе общения между людьми в виртуальном мире. С появлением сети Интернет, оно начало занимать лидирующие позиции. Под театральностью поведения понимается иллюзия естественных поступков.

Характеристиками поведения индивида являются:

  • Самоконтроль (произвольность).
  • Темп или динамичность.
  • Эмоциональная выразительность.
  • Гибкость (изменение поведения в зависимости от обстоятельств окружающей среды).
  • Уровень активности.
  • Осознанность (понимание человеком своих поступков).

Что такое индивидуальность?

Если под индивидом понимается принадлежность особи к человеческому роду, а под личностью – наличие социальных навыков, социализация и приспособление к обществу, то что подразумевается под индивидуальностью? Данное понятие указывает на набор уникальных качеств и умений у отдельной особи. Здесь перечисляются как психические черты, так и физиологические особенности. Хотя нередко речь идет о духовном развитии человека.

Нетождественными понятиями являются индивид и личность. Однако именно индивидуальность может стать частью личности, ее формирования. Личность определяется тем, какими качествами она выделяется по мере своего действования, функционирования, что видно окружающим людям, которые могут это оценить. Индивидуальность скорее говорит о качествах характера, духовных проявлениях.

Личность является социальным продуктом, в то время как индивид — биологическим, а индивидуальность – формированием качеств и умений. Личность развивается под влиянием социального давления, правил и законов, которые каждый человек должен усвоить и применять.

Группой является отдельная ячейка, которая вмещает в себя несколько индивидов. Все они являются индивидуальными, однако они собираются в группу ради общей цели или под влиянием общих интересов. Она обладает некоторыми социальными характеристиками, которым должны подчиняться все члены.

  1. Человек может выступать от имени группы, что в некоторой степени избавляет его от ответственности.
  2. Человек может взаимодействовать с другими людьми внутри группы, корректировать свое поведение, получать поддержку.
  3. Человек занимает определенный статус. Часто в группе формируется иерархия, где каждый выполняет определенную, четкую роль.

С одной стороны, человек своими действиями помогает группе, решает ее вопросы, развивает и сохраняет. С другой стороны, группа регулирует поведение человека, заставляет развивать определенные черты и навыки, влияет на него. Соответственно, человек должен осознанно подходить к выбору группы, поскольку она может поспособствовать его развитию или послужить поводом для деградации.

Развитие индивида

Индивид развивается биологически, психологически и личностно:

  1. Биологическое развитие предполагает рост организма человека.
  2. Психологическое развитие предполагает развитие качеств и индивидуальных особенностей психики.
  3. Личностное развитие происходит по мере воспитания и социализации.

Человек с каждым годом меняется и трансформируется. Здесь он физиологически крепнет и растет. Его психика начинает получать новые знания, формировать связи для образования умений. Также формируется личность, которая отрабатывает социальные умения.

Человек постоянно в процессе своего развития подвергается различному влиянию, которое бывает:

  • Внешним – это родители, воспитатели, СМИ, социум.
  • Внутренним – это волнения, влечения, чувства, склонности.

Итог

Индивид в прямом смысле слова означает «человек разумный». С самого рождения особь определяют к человеческому роду, которое будет подвергаться воспитанию, влиянию со стороны. Человек должен социализироваться, чтобы общество его принимало и позволяло жить так, как это приемлемо. Итогом станут все те манипуляции, которые будут направлены на человека в течение всей его жизни.

Индивид – это отдельный человек, который отличается от других только ему присущими качествами (врожденными и приобретенными) и особенностями. Этот термин свободно используется в психологии и социологии.

Детальное изучение

Понятие «индивид» вышло из биологии, где этим термином обозначается отличная от других представителей этого же рода особь. Разумеется, что так назвать человека нельзя.

Человек – это «особь», которая существует в обществе по его определенным законам и способна к социализации. Именно это и выделяет представителей Homo sapience от других высокоразвитых организмов. Индивидами можно назвать любого члена общества, не зависимо от его возраста, пола или социального статуса.

Индивидуальностью же называется совокупность качеств и особенностей человека, неповторимость его внутреннего мира и своеобразие психических процессов. На развитие индивидуальности влияет не только определенный набор качеств, но сила и особенности их взаимодействия между собой. Очень большую роль при формировании всех особенностей играет социальная среда, в которой личность формируется, взаимоотношения между родителями, традиции и привычки семьи. В психологии понятие «индивидуум» неразрывно от понятия «личность».

Однако, индивидуум и личность – далеко не тождественные понятия. Личностью можно назвать индивида, который обладает внутренним «стержнем» и сам выбирает дальнейший путь.

Характеристики

В психологии индивидуум изучается в самую первую очередь не только как отдельный человек, но и входящий в состав определенной социальной группы. Его характеризуют по трем признакам:

  1. Целостность и общность всех психофизиологических черт;
  2. Определенная устойчивость к влиянию социума и окружающей среды;
  3. Наличие собственной позиции и активность.

Благодаря высокой социальной организации индивид способен сознательно преодолевать заложенную биологическую ограниченность, контролировать и менять модель своего поведения и управлять всеми высшими психологическими процессами.

Связи индивида с окружающим миром носят системный характер и отражают его жизненную позицию. Именно особенностями взаимодействия и отличается один индивидуум от другого. Устойчивость может трактоваться двояко. С одной стороны, необходимо отметить умение заниматься определенным видом деятельности (временным или постоянным) при наличии огромного количества раздражителей и отвлекающих факторов. Также нельзя забывать про определенную изменчивость, «пластичность» человека, который меняется под влиянием социума и подстраивается под него.

Индивид активен. Он способен изменяться по собственной воле в зависимости от ситуации и для преодоления препятствий.

Выделяют три начала любого индивида. Во-первых, каждый человек уникален и не похож на подобных себе. Во-вторых, каждый из нас чем-то похож со всеми остальными. А в–третьих, у каждого индивидуума есть общие черты с группой людей. И именно в сочетании всех этих принципов и кроется секрет неповторимости и уникальности каждого из нас.

В социуме

Человек, в отличие от животных, имеет плохо развитые адаптационные механизмы. Это одна из причин, по которой мы так сильно жаждем общества себе подобных. Только при постоянном общении индивидуум имеет шанс стать личностью, выбрать для себя образ мыслей и поведения. В формировании здоровой личности важно его отношение внутри семьи, полнота общения с родителями.

Индивид и социум напрямую зависят друг от друга. Общество не будет существовать без индивидов, которые в свою очередь формируются в нем. Социализация может приобретать различные формы, но чаще всего используется комплексный подход.

Есть ряд факторов, которые способствуют формированию индивидуальности:

  • Наследственный фактор и особенности физиологии. От этого зависят черты внешности, некоторые особенности поведения. Основные физиологические реакции общие для всех людей. Например, реакция на раздражитель, принципы адаптации. Однако уникальным является выраженность и взаимодействие этих механизмов;
  • Факторы окружающей среды или социализация. Влияние общества на формирование индивидуальности и личности невозможно переоценить. К этому фактору относится культура и традиции не только внутри семьи, но и в пределах вероисповедания или национальности;
  • Особенности характера. Темперамент, например, генетически детерминированная черта. Таким образом, можно сказать, что индивид «строит» сам себя.

На основе совокупности и влияния этих факторов формируется поведение человека. Поведение – это устойчивая реакция субъекта на изменение внешних или внутренних факторов. Осознанные или неосознанные действия напрямую зависят от особенностей черт характера.

В зависимости от развитости индивида формируются его цели. Также от этого зависит и выбор метода их достижения. Возвышенность или низменность целей и желаний является главным мотивирующим фактором человека. Ни один из поступков индивида нельзя рассматривать отдельно. Анализировать можно только общую картину с учетом особенностей характера и индивидуальности человека.

Рейтинг:

Индивид - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид - отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

07. Структура деятельности

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 5 классе

на тему:

«Что значит быть воспитанным человеком?»

Учитель: Карноухова А.Н.

Классный час « «Что значит быть воспитанным человеком» 5 класс

Цели: способствовать воспитанию нравственных качеств, через познание себя; выявление правильного и ошибочного представления о воспитании; создание «человека» идеально воспитанного.

    Вступление

У.: Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности, вбирает в себя опыт людей, накопленный многими поколениями. Общество человека воспитывает. Но воспитывает не только большая группа людей, но и малая, например, класс. В классе мы влияем друг на друга, воспитываем друг друга.

Что значит быть воспитанным человеком? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!» Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

2 . Беседа

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда должен опираться в своей жизни.

Как вы ответите на вопрос, что значит быть воспитанным человеком?

Откройте книжки-самоделки на второй странице и запишите качества, которыми,по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек.(2 минуты)

2)Упражнение «новый одноклассник»

В нашем классе – 6 учеников и, как нам кажется, все мы воспитаны. Но давайте попробуем создать 7 ученика и наделить его качествами идеально воспитанного человека. Вот он – ваш новый одноклассник! (доска – мальчик)(Учащиеся по очереди называют качества воспитанного человека – вежливцй уважающий других, добрый, отзывчивый, умее себя вести в обществе, обладает хорошими манерами, тактичный, пунктуальный)

Мы с вами наделили самыми необходимыми, на ваш взгляд, качествами воспитанного человека нашего героя. Я вижу, что для вас в воспитанном человеке должны быть такие качества - … , но больше всего вы цените в воспитанных людях…

В толковом словаре С. Ожегова сказано, что «воспитанный – это имеющий хорошее воспитание, умеющий хорошо вести себя в обществе».

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Из чего именно складывается воспитанность?

Вежливость. Древние греки утверждали, что вежливость – главное качество личности воспитанного человека.

Какие правила вежливости вы могли бы назвать?

Правила вежливости запрещают:

Входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

Шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

Критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

Унижать чью-либо национальность;

Смеяться над ошибками и промахами других людей;

Наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

Отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

В неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

Коверкать фамилии и имена;

Открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

Самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Хорошие манеры

Не принято в обществе:

Приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

Причесываться и вообще трогать волосы;

Использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

Щелкать суставами пальцев;

Потирать руки;

Одергивать одежду;

Постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

Бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько воспитанны.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Как вы понимаете это утверждение?

3) Пратические упражнения

О качествах воспитанных людей нужно не только знать, но и уметь их применять в разных жизненных ситуациях.

Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.

(на столах ситуации с предложенными вариантами ответов).

Ситуация №1.

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.Какой вариант поведения вы выберете?

А. предложу посмотреть передачу вместе с братом

Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом

В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить

Г. Пойду погуляю с братом

Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Ситуация №2.

Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. Ия предлагаю вам самим решить кому не пойти.

А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой

Г. Подниму руку, что не пойду

Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

А. сделать вид, что ничего не происходит

Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике

В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику

Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку

Д. обратиться за помощью ко взрослым.

4) Познай себя!(анализ тестов )

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминания или указания о том, что надо уметь себя вести. это говорят родители, люди на улице, учителя. Может быть, чтобы научиться воспитать себя, надо познать себя?как вы думаете?

У нас был проведён с вами тест… тест на 30 вопросов «Какой я?» (тесты на столе с баллами) тест проведён, баллы посчитаны, но вы не знаете результатов. 9Анализ тестов)

    Итог занятия

Как вы считаете, с кем из ребят герой классного часа мог бы дружить?

В книжках-самоделках запишите какие качества своего характера вы бы хотели изменить?

Какие качества будете развивать?

3. Заключение.

Ребята, на протяжении нашего занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанным человеком, мы пытались понять себя. Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни, и, если мы будем стараться стать воспитанными, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным. Давайте учиться воспитанности!

Рефлексия

Игра. «Волшебный цветок добра»

Вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, что о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (звучит музыка) и вам хочется её слушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. У вас доброе настроение.,

Пока идёт релаксация – на доске появляется рисунок 3 цветков – серединка и стебель.

Откройте глаза, посмотрите на доску, а теперь давайте каждый из вас выберет цвет цветка вашего настроения и дорисует нашим цветам по лепесточку.

Цветы яркие, красивые – это значит, что наше занятие сегодня заканчивается с вашим хорошим настроение.

Приложение

"Определение уровня воспитанности личности учащихся

с учетом возрастных особенностей и индивидуального развития"

Фамилия, Имя_____________________________________________________________

Класс___________________________ Учебный год_____________________________

1. Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:

А) не обращаешь на это внимание

Б) подсмеиваешься над ним

В) оказываешь поддержку

2.Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии

А) да

Б) это зависит от компании

В) не люблю большие компании

3.Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо дело, но у тебя возникают затруднения, то ты:

А) выполняю обещание, даже если мне это доставляет неудобство

Б) прошу отсрочку или прошу выполнить кого-нибудь другого

В) особенно не беспокоюсь, решаю, что ничего не поделаешь

4.Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение верным:

А) да

Б) возможно это и так

В) меня это не интересует

5.Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)?

А) да

Б) раньше занимался(ась), теперь нет

В) никогда не занимался(ась)

6.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?

А) да

Б) помогаешь иногда по просьбе родителей

В) твоя обязанность - учиться

7.Затраты на больных и инвалидов - пустая трата денег?

А) да

Б) нет

В) это дело государства

8.Вызывает ли у тебя трудность выступать перед большой аудиторией?

А) да

Б) иногда - да

В) нет, я этого не боюсь

9.Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты:

А) требую, так как обещания надо выполнять

Б) немного жду, потом напоминаю

В) отказываюсь от обновки

10.Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?

А) да

Б) нет

В) подумаю, смотря, какая ситуация

11.Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать её более уютной?

А) да, мне нравится этим заниматься

Б) мне нравится уют и красота, но пусть их создают другие

В) я не обращаю на это внимание

12.Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты:

А) особенно не переживаешь, оставляешь все как есть

Б) стараешься дополнительно заниматься по этому предмету

В) усиленно готовишься только перед контрольными работами

13.К тебе обращается ребёнок-инвалид с вопросом:

А) ты разговариваешь с ним естественным образом

Б) ты отходишь от него, не знаешь как себя вести

В) прохожу мимо

14.Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?

А) да

Б) я присматриваюсь к новым ребятам

В) я испытываю трудности

15.Как ты ведёшь себя при посторонних людях, в общественных местах?

А) стараюсь продемонстрировать хорошие манеры

Б) по разному

В) всегда и везде веду себя одинаково

16.Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся

А) постарался поддержать их, помог привыкнуть к новой школе

Б) отнёсся к ним спокойно, но дружить не стал бы

В) отнёсся к ним отрицательно - пусть живут на своей земле

17.В свободное время ты пошел бы:

А) в музей, на художественную выставку

Б) на стадион

В) посидел бы дома

18.Доводишь ли ты любое дело до конца?

А) всегда

Б) зависит от важности дела

В) нет, не обязательно

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты сделаешь?

А) отбираю интересные и приношу

Б) принесу книги, которые я прочитал

В) если все принесут, я тоже кое-что отберу

20.Можешь ли ты, организовать игру, работу в коллективе?

А) да

Б) это зависит от коллектива ребят

В) я не люблю быть организатором

21.Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым.

А) сделаю все что смогу

Б) обращусь за помощью

22.Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры

А) да

Б) нет

В) для меня это не главное

23.Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?

А) да

Б) есть произведения, которые мне нравятся, но их авторов я не знаю

В) нет, я этим не интересуюсь

24.Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты:

А) активно помогаешь

Б) помогаешь, только если гости приходят к тебе

В) занимаешься своими делами или уходишь из дома, чтобы не мешать

25.Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

А) ничего, какое моё дело

Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства

В) подойду и непременно заговорю

26.Вашему классу поручили дело - посадить дерево около школы, твои действия:

А) ты считаешь, что это должен делать весь класс

Б) ты соберешь группу ребят

В) ты бы смог это сделать сам, самостоятельно

27.Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведёт себя по отношению к тебе, то ты:

А) перестал бы с ним общаться

Б) стал бы внимательно следить за его поведением, ждать, когда он себя выдаст

В) открыто сказал бы ему о своих подозрениях

28.Одноклассник пришёл к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?

А) да

Б) нет

В) внешний вид не имеет значение

А) нет, я стараюсь пропускать эти места в книге, не люблю их читать

Б) читаю иногда, если есть настроение

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

30.Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?

А) постою с ребятами, потом видно будет

Б) уйду домой, если не будут отмечать присутствующих

В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ними.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчёт результатов производится по 6 критериям, каждый из которых соответствует определённой компонент:

1 компонент: ГУМАННЫЙ

2 компонент: КОММУНИКАТИВНЫЙ

3 компонент: ДУХОВНЫЙ

4 компонент: ТОЛЕРАНТНЫЙ

5 компонент: КРЕАТИВНЫЙ

6 компонент: ТРУДОВОЙ

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компонентах

1 копонент 2 копонент 3 копонент 4 копонент 5 копонент 6 копонент

УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - менее 50 баллов

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - от 50 до 100 баллов

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - от 100 баллов и выше