Развитие способностей
Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.
Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.
Созревание органических структур
В основном происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.
Сенситивный период
Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности. Примеры:
- у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,
- в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением
- в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.
Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами
деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.
В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.
Становление и развитие специальных способностей
Становление специальных способностей (таких как рисование, владение иностранным языком, ручной труд и др.) может начинаться в разные жизненные периоды: дошкольном, школьном, взрослом.
Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями.
Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно "грабить", "убивать" и т.д. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.
Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум.
Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой "зоне ближайшего развития" (Выготский).
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
формирование личности
объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- механизм сдвига мотива ; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- потребность : опредмечение ; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:
1. Социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п.
2. Психологическая сторона способностей, т. е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.
3. Физиологическая сторона способностей - это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями.
Способности - это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Все способности человека классифицируют, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т. п.; «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т. п., а их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской.
Способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1 - Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома.
2 - Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
3 - Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, революционных результатов.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания.
В то же время в проявлении и развитии способностей существенную роль играют природные анатомо-физиологические свойства как предпосылки развития способностей. Эти природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие.
Большое значение для развития способностей имеет и характер человека. Именно характер определяет уровень развития способностей, причем одинаковое значение имеют как нравственные, так и волевые его черты. Недостаток волевых черт, как правило, приводит к потере тех возможностей, которые содержатся в анатомо-физиологических задатках, потому что развитие способностей требует постоянной деятельности, а осуществление деятельности связано именно с волевыми особенностями характера.
Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать той или иной деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное, открывает для себя неизвестное, овладевает деятельностью самостоятельно.
Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая - репродуктивную, без которой творчество вообще немыслимо.
Кроме указанных уровней, следует выделить виды способностей по их направленности или специализации. В этом плане в психологии изучают общие умственные способности и специальные способности.
Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К ним относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. д. Общие способности в своей совокупности составляют основу способностей к обучению, к труду и к общению, поэтому они служат необходимой основой становления личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области, например музыкальной, художественно-изобразительской, конструкторской, математической и т. д.
Специальные и общие способности тесно связаны между собой. Некоторые из специальных способностей требуют исключительного развития общих способностей. Такова, например, способность к труду: если она не будет сформирована у человека, то ни одна профессиональная способность не сможет быть развита. Если не будет сформирована способность к общению, человек не сможет стать полноценным руководителем, потому что для руководителя такая способность - одна из важнейших.
В. Н. Князев подчеркивает, что определить способности человека чрезвычайно трудно. Если бы существовали надежные методики распознававания хотя бы анатомо-физиологических задатков, лежащих в основе способностей, то был бы решен целый ряд очень важных для человечества проблем.
Основная для человека деятельность - трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.
Как развивать способности человека на рабочем месте? Каковы пути создания условий для развития профессиональных способностей? Один из путей - разнообразие трудовых заданий. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Развитие способностей работника стимулируют такие формы организации труда, как расширение рабочих зон обслуживания, совмещение рабочих профессий в комплексных рабочих бригадах и т. д. Распределяя производственные задания, бригадир должен принимать во внимание то психологическое обстоятельство, что труд, разнообразный по целям и способам выполнения, служит существенным условием формирования способностей личности вообще и работника в частности.
Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности - разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы. В трудовой бригаде должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.
С. Л. Рубинштейн основную сложность в определении способностей видит в том, что о способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Но наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что люди, по-видимому, вообще даровитые, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто менее даровитые, оказываются более продуктивными, чем можно было предполагать. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации, и отработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная и неслаженная система операций и из-за несовершенства этого компонента способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность оказывается относительно незначительной. В других же случаях, наоборот, на базе генерализованных аналитико-синтетических процессов менее высокого уровня достигается большая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, эффективность деятельности, конечно, сама по себе важна, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.
Способности формируются не только при усвоении продуктов, созданных в процессе исторического развития, но также их создания; процесс же создания человеком предметного мира - это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы.
Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.
Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн охарактеризовал способность как сложную синтетическую особенность личности, «которая определяет её пригодность к деятельности». Её основу, по мнению учёного, составляют «специфические качества, которые требуются для определённой деятельности и через посредство её могут сформироваться на базе тех или иных задатков».
Н.В. Кузьмина считала, что способности – это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».
Исследователь способностей Н.С. Лейтес определял способности как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».
Большой вклад в понимание психологической природы способностей внёс Б.М. Теплов. На его взгляд, способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, но не сводящиеся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряд взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам это не означает, что они никак не связаны с ними. От способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения знаний, глубина и прочность овладения способами и приёмами соответствующей деятельности. Приобретение всего этого содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
В качестве способностей могут выступать и свойства индивида (развитость познавательной, эмоциональной и волевой деятельности), и отношения личности (увлечённость, сознание долга, интерес, т.е. направленность личности). Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приёмов или индивидуальным стилем деятельности.
Чем обусловлены способности? Какова их природа? Ответы на данные вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, ведь если признать, что способности полностью определяются «божественным даром», то и необходимости особенно стараться нет, создавая условия для детей, - кому суждено, сам «пробьёт» себе дорогу. Другая крайняя позиция, согласно которой все люди имеют равноценный потенциал и при желании можно развить любую способность, часто опровергается самой жизнью.
Происхождение способностей
Один из самых сложных вопросов психологии - это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династии: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.
2 Факторы формирования способностей
Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Они являются природными предпосылками.
Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.
Однако наукой еще не установлено, в какие именно способности воплотятся задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Это означает, что на основе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от характера соответствующей деятельности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога и др. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми центрами, и т. д.
Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.
Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания , а также в особенностях культуры.
В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.
Влияние культуры на развитие способностей также имеет немаловажное значение. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: «Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам».
Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности.
Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.
Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.
Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Основой склонности являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит неравномерно. Для отражения этой неравномерности в психологии выработана теория сензитивных периодов.
Согласно этой теории, каждому определенному возрастному периоду присуще оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. С точки зрения этой теории каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Известно, что у ребенка в 2-3 года интенсивно развивается устная речь, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте увлеченно играет в ролевые игры и обнаруживает чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Отсюда можно предположить, что функциональные структуры имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых они получают или не получают наибольший импульс в своем развитии. И если угадать этот момент и дать толчок, то задатки и склонности к данному виду деятельности могут развиться в хорошие способности.
Способности представляют собой сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих ему успех в той или иной деятельности. Однако в основе одинаковых или даже сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности может лежать сочетание различных способностей. Психологи установили, что при отсутствии тех или иных способностей существует возможность их взаимозаменяемости и компенсации на основе развития других свойств личности. Компенсация одной способности при помощи другой открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, позволяя осваивать разные профессии и совершенствоваться в них.
Таким образом, можно условно назвать три основных этапа развития способностей: задатки, склонности, способности .
3 Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.
Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.
Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.
Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.
Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант».
Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.
Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.
Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».
Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.
Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие.
Реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.
Список использованной литературы
1. Дружинина, В.Н. Психология / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
2. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения в трёх частях. Ч.3 / М.А. Дыгун, Н.Е. Савельева; под ред. М.А. Дыгуна. – Минск: Жасскон, 2005. – 132 с.
3. Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
5. Реан, А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под ред. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
6. Савенков, А.И. Психология детской одарённости / А.И. Савенков. – СПб.: Генезис, 2010. – 440 с.
7. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004. – 640 с.
8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
Понятие о способностях ввел Платон (5-6 в.д.н.э.) .
Способности -
1) это св-ва и качества, индивид-е особенности человека, делающий его пригодным к успешному выполнению какого-либо деят-сти. (Рубинштейн);
2) возможность для приобретения ЗУН.(Петровский);
3) индивидуально-псих-е особенности человека определяющие успешность выполнения деят-сти, оригинальные способы ее, относительно несводимые к ЗУН.(В.С.Мерлин)
Виды способностей:
1) общие – успешность в любой деятельности (способн.к запоминанию, восприятию, мышлению). Общие способности:1.интеллект –сп-сти использовать знания, для наиболее успешной адаптации: сп-сть переносить знания на решение новых типов задач. 2.обучаемость – легкость и скорость усвоения ЗУН. 3.креативность – сп-сть рождать новые знания.
специальные – важны для какой-то одной деятельности
2) предметные – СП-сти манипулировать руками(бисер, домик из спичек)
социально-психол-е – СП-сти,проявляющиеся в общении
3)учебные – (репродуктивные) касающиеся к ЗУН
Творческие – сп-сть рождать что то новое, найти новый путь решения задачи.
Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами.
Задатки не предопределяют развитие способностей, а задают границы возможностей.
Особую роль играют сензитивные периоды (этап развития ребенка, когда проявляется наибольшая его чувствительность к воздействиям определенного рода) в формировании способностей. Сензитивные периоды развития: освоение навыков чтения (5-7лет), артистические способности (4-6лет), музыкальные способности (3-5 лет).
Условия развития способностей.
Первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.
На успешное развитие способностей человека влияет раннее физическое развитие.
Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.
Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.
Еще одно условие развития способностей – деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности.
Многие люди на протяжении всей жизни часто задают себе вопросы, какие важнейшие условия развития способностей помогут им достигнуть успеха в жизни.
Пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования у него способностей. Способности человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние параметры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько человек, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремление овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за равное время разных по уровню результатов.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно индивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются признаком всеобщности.
Ярче всего способности проявляются при обучении и переучивании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро производящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.
Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Способности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действительность только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия необходимых способностей. Например, нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обучали рисовать. Только в процессе специального обучения можно выяснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он легко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что когда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, просмотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будущего великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.
Если человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетельствует об отсутствии у него соответствующих способностей и означает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятельности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах.
Способности, как и все другие психические явления, имеют качественно-количественную определенность. Только сравнивая качественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.
Способности со стороны их качественных особенностей представляют собой сложный комплекс психологических свойств личности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятельности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности определяется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупречность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспитательных задачах, педагогический такт, инициативность и общительность, выдержка и самообладание и т.п.
Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой , отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для определения количественной характеристики и измерения способностей используют различные диагностические приемы, тесты, испытания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навыков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня способностей ребенка предложил метод определения зоны ближайшего развития . Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может решить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна через выявление динамики успехов человека в процессе обучения.
Вопрос о природе и о происхождении способностей - один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.
Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждающая врожденность (наследственность) способностей . В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способностей выступают также факты повторения их у потомков выдающихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых династий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.
Экспериментальные исследования на животных, в которых скрещивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении способностей , способности не есть нечто данное от природы, врожденное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания . В качестве доводов здесь приводятся факты массового развития некоторых специальных способностей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьетнамской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недоразвит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкальность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй - к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высота звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьетнамские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влиянием условий среды.
Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вторая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно научиться даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому способности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детерминируют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относительно способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками . В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность - это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпосылками развития способностей. К врожденным задаткам относятся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов.
Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необходимо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в процессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоминаниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений - это на 1% вдохновение и на 99% потение».
В упорном труде и при огромном желании можно развить способности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратимся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хилым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым коротким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это противоречило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, который должен был обладать красивой фигурой, величавой внешностью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал напряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, дыханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным благодаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воздействовать на огромную массу людей, превратилась в самостоятельную побудительную силу, мотив.
Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.
Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению».
То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития личности. Неблагоприятные условия препятствуют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности активно действовать, уменьшает возможности формирования у него способностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в процессе неправильно организованного обучения и воспитания, также создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принуждение к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, негативные переживания, которые затрудняют проявление специальных способностей.
Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зверей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задатки и способности, теряли их навсегда.
Человек может обнаружить и развить свои способности к определенному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формирования соответствующих знаний и умений приведет в конечном итоге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грамматические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисовать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. Например, существуют экспериментальные школы, в которых у абсолютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тренировок формируют музыкальный слух.
Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако наличие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формированию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.
Единой и общепринятой классификации способностей в психологии не разработано. Принципы ее построения предлагаются самые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют инженерные, научные, экономические и другие способности. Различия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступают основанием для деления способностей на обонятельные, музыкальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообразные спортивные способности. Наиболее распространенным является разделение способностей на общие и специальные.
Общие способности - это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психологические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материалом и т.д. Общие способности влияют на образование новых знаний и умений.
Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивидуальные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные . К специальным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.
С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профессиональных способностей . Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматриваются как разновидность специальных. Но в отличие от специальных профессиональные способности формируются в гораздо более позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной деятельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, включая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые профессиональные способности, нередко совершенно в другой области. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.
Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исключительность личности находят свое выражение прежде всего в творчестве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Франка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смысле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуацией каким-то новым, небывалым для него способом.
Наиболее типичным образцом творчества является художественное творчество. Человек, способный к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.
Существует иерархия степеней, характеризующих предрасположенность человека к творчеству: способность - одаренность - талант - гениальность.
Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те положительные качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.
Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристики детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.
Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.
Психологический анализ одаренности позволяет выделить общую структуру способностей, складывающуюся из таких психических качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам деятельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высокая продуктивность умственной деятельности, которая выражается в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.
Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их интересы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел много дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведение. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.
Общие способности, образующие структуру умственной одаренности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкретно, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его литературная одаренность будет характеризоваться такими специфическими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.
Отечественная психология исходит из того, что достаточно сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой концепции считают, что умственная одаренность зависит от генов личности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность можно измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одаренности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой словесные испытания или различные «головоломки». Успешность решения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется коэффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:
где IQ - коэффициент умственной одаренности, а умственный возраст определяется средней суммой очков.
Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:
формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook667/files/3.gif" border="0" align="absmiddle" alt="
Коэффициент умственной одаренности объявляется постоянным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определяют возможность человека успевать в учении и практической деятельности.
Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в специализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявляет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных сведений, умений и навыков.
Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповторимая личность в процессе творческой деятельности, научной, технической или художественной, выражает прежде всего свои субъективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рождается из вдохновения.
Вдохновение - это специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубокого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первозданной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный сводник» - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь - Пегас.
Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.
Наука всесторонне исследует психологические аспекты человеческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей...».
В психологии талант определяют как благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к той или иной деятельности, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.
Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требований, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архитектора.
Как и способности, талант представляет собой лишь возможность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приобретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом... Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области культуры становятся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».
В то же время человеческая история изобилует примерами, свидетельствующими о слабой приспособленности социальной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн художника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.
Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры общества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчестве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».
В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная известность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.
Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать».
Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.
Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передвигающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Микеланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей психологической глубиной раскрыл душевные качества своих современников в галерее портретов, показал целый мир сложных человеческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явления в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.
Известно, что произведения любого искусства, в отличие от доказанных учеными истин или апробированных технических изобретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпретаций воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к традиционным духовным ценностям русской культуры творчество «агитатора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убедительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого революционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для современников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социальной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в сочетании с высокой художественной техникой, оказались неожиданно пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологических и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.
Великие произведения искусства, созданные гениями, остаются неподвластными времени и относительно независимыми от меняющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздействие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойденными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.
Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.
Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.
Что такое способности?
Являются ли способности врожденными?
Как соотносятся между собой способности и задатки?
В чем выражается связь способностей со знаниями, умениями, навыками?
Какая существует зависимость между систематическим трудом и развитием способностей?
Какова структура способностей?
В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?
Что такое одаренность, талант и гениальность?