Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

Характер – это уникальный набор качеств, определяющих неповторимость и уникальность каждого конкретного человека, его личность и поведение. Понимание характера облегчает процесс общения между людьми, помогает избежать спорных или конфликтных ситуаций. Само понятие «характер» имеет греческое происхождение и обозначает особенности психоэмоционального проявления и выражения индивида.

Черты характера

Каждый из нас, особо не задумываясь, легко и быстро сможет назвать разнообразные черты характера . Список этот может быть очень вместительным. Но для того чтобы определить характерный тип конкретного индивида, следует знать не только его основные черты, но и уметь обозначать, какие из них определяющие, а какие лишь дополняющие. В современной психологии различают:

  • ведущие черты, которые собственно и являются определителями нрава в целом;
  • второстепенные черты, которые дополняют и индивидуализируют конкретную личность.

Знание ведущих черт позволяет определить суть всего нрава , его «костяк».

Наличие двух одинаковых черт у двух людей не свидетельствует об идентичности их нрава. Так, оба обладают правдолюбием и боязливостью одновременно. Если у первого боязливость является ведущей чертой , то, вероятнее всего, он не выскажет внешне своего неодобрения действиями или поведением других, противоречащим его внутренним убеждениям. Он скорее промолчит, в душе рассуждая о неправоте окружающих. И наоборот, если у другого ведущее качество правдолюбие, а второстепенное боязливость, то он не преминет указать окружающим на них неправоту, опасаясь лишь в глубине души последствий своих высказываний.

Характерные черты подразделяются на следующие основные группы по отношению к различным бытовым аспектам:

  • отношение к окружающим людям (тактичность, дружелюбие, грубость, общительность, замкнутость, искренность, правдивость, лживость и др.);
  • отношение к работе, деятельности (ответственность, трудолюбие, недобросовестность, леность, безответственность и др.);
  • отношение к самому себе (самокритичность, самовлюблённость, скромность, заносчивость, самоуверенность, гордость, тщеславие и др.);
  • отношение к имуществу и собственности (щедрость, бережливость, аккуратность, безалаберность, неряшливость и др.).

Главенствующей группой является первая (т. е. отношение к окружающим), так как человек – социальное существо , основные черты его образа поведения формируются и проявляются в обществе. Оценка поведения окружающими оказывает влияние на формирование и понимание характера в целом.

Структура характера

В структуре выделяются черты как индивидуального свойства, так и общего для определённой группы людей: национальные, возрастные или профессиональные. Образ и уклад жизни, особенности быта, даже языка и национальной структуры оказывают своё влияние на формирование общих черт для групп и даже для целых наций. Так, люди одной национальности отличаются от другой образом жизни, привычками, типом мышления и т. п. На обыденном уровне типичные общие черты создают определённые стереотипы. Большинство из нас имеет своё представление о жителях той или иной страны, об их привычках и нравах: об итальянцах, французах, японцах и т. д.

Всё это верно в некоторой степени: характер не является врождённой или наследственной чертой, он формируется в процессе развития личности как представителя некой группы или сообщества. Это продукт общества, чем и можно объяснить сходные или различные черты в нравах людей различных групп.

Акцентуация – это повышенное развитие определённых черт, характерных для индивида. Так, различают экстравертов (открытых и общительных людей) и интровертов (замкнутых и малообщительных).

Существует следующая классификация характера по акцентуации, согласно которой различают следующие типы характера:

  1. Гипертимный . Определяющими этот вид свойствами являются: словоохотливость, общительность, у таких людей хорошо развита мимика. Наряду с этим, такие люди зачастую бывают раздражительны и легкомысленны, вместе с тем, они весьма энергичны и инициативны.
  2. Дистимный . Черты, определяющие этот вид, – замкнутость и пессимизм. Такие люди избегают шумных компаний, но высоко ценят дружбу, у них обострено чувство несправедливости. Принимая важные решения, они зачастую бывают медлительны и неповоротливы.
  3. Циклоидный . Для этого вида акцентуации определяющей чертой является частая смена настроения, в зависимости от которой они то замкнуты в себе, то, наоборот, общительны сверх всякой меры.
  4. Возбудимый . Отличительная черта этого вида акцентуации – конфликтность. Такие люди тяжелы в общении, в семье часто авторитарны, в коллективе неуживчивы. Они аккуратны и внимательны, когда спокойны, но в дурном расположении духа – часто раздражительны и вспыльчивы.
  5. Застревающий . Это весьма несговорчивые личности, любящие всех поучать. Часто они выступают причиной возникновения различных конфликтов. Требования, предъявляемые ими к окружающим (впрочем, как и к себе самим), весьма высоки.
  6. Педантичный . Определяющая черта этого вида – повышенное (порой чрезмерное) внимание к мелочам. Такие люди не стремятся к лидерству, они добросовестны, но любят поворчать по любому поводу.
  7. Тревожный . Обладающие этим видом индивиды неуверенные в себе. Они стремятся избегать конфликтных ситуаций, а в случаях таковых ищут поддержку у окружающих. Дружелюбие и самокритичность – также определяющие черты их нрава, но отсутствие должной силы воли зачастую делает их предметом шуток или насмешек.
  8. Демонстративный . Представители этого вида характера легко идут на контакт, могут приспособиться к любой ситуации, склонны к интригам. Одно из их определяющих свойств – это самоуверенность, которая часто становится причиной возникновения споров и конфликтов. Люди с таким характером артистичны и обходительны, у них нестандартное мышление. Зачастую они могут быть хвастливы, лицемерны и эгоистичны.

В современной психологии существует множество классификаций.

Виды темперамента

Огромное влияние на формирование того или иного вида характера оказывает темперамент, что было отмечено ещё со времён Древнего мира. Так, ещё Гиппократ подразделял все темпераменты на четыре основных вида:

  1. – весёлый, жизнерадостный, уравновешенный человек, трезво оценивающий ситуацию и действующий обдуманно.
  2. Холерик – быстрореагирующий на внешние события человек, часто он может быть неоправданно резок и склонен совершать необдуманные поступки. Как правило, холерики вспыльчивы и неуравновешенны.
  3. – человек, отличающийся эмоциональной устойчивостью и выносливостью. Вывести его из состояния душевного равновесия и покоя практически невозможно.
  4. Меланхолик – индивидум, обладающий повышенной нервной чувствительностью, нервные стрессы и потрясения категорически противопоказаны людям данного типа.

Следует, однако, отметить, что в так называемом чистом виде эти типы темпераментов встречаются крайне редко. Как правило, темперамент носит смешанный вид (одному типу могут быть присущи некоторые черты как флегматика, так и сангвиника, как холерика, так и меланхолика).

Взаимоотношение темперамента и характера человека

Нередко слова «характер» и «темперамент» сравниваются между собой, зачастую они заменяют собой друг друга.

В психологии выделяют четыре основополагающих взгляда на взаимоотношения между ними:

  1. единство темперамента и характера, их отождествление (согласно учениям Э. Кречмера и А. Ружицкого);
  2. противопоставление темперамента и характера, их антагонизм (учения П. Викторова, В. Вирениуса);
  3. признание темперамента человека ядром или элементом его характера (по С, Рубинштейну, С. Городецкому);
  4. признание темперамента в качестве природной основы всего характера (согласно Л. Выготскому, Б. Ананьеву).

Как виды темперамента, так и виды характера человека зависят от особенностей его физиологии и от типа нервной системы. Характер человека формируется тогда, когда его темперамент довольно развит. Темперамент является основой характера, но не предопределяет его. Люди с одинаковым типом темперамента могут обладать при этом различными чертами характера. Тип темперамента может влиять на содействие или препятствование для формирования некоторых черт характера. Например, флегматику гораздо труднее воспитать в себе общительность, чем сангвинику, а холерику требуется гораздо больше усилий, чтобы стать уравновешенным, чем флегматику и т.д.

Характер и темперамент человека тесно взаимосвязаны друг с другом, вместе они составляют индивидуальность человека, основы и описание его поведения.


Многие люди стараются на протяжении жизни работать над собой, устраняя свои плохие качества и формируя хорошие.

Давайте рассмотрим положительные черты характера человека в виде списка, чтобы было более понятно, над чем следует поработать .

Что такое характер и из чего он сформирован?

Характер - это совокупность устойчивых психических черт личности, которые оказывают воздействие на любую ее деятельность и поведение.

Он обуславливает ее отношение к окружающему миру и другим людям, к деятельности, к самому себе.

9 качеств человека, к которому тянутся люди:

Типичное и индивидуальное

В характере можно выделить индивидуальные и типичные черты.

Индивидуальные черты определяются психологическими свойствами индивида, его темпераментом, а также отношением к жизни, которое сложилось в процессе воспитания.

Типичные же черты личности определяется в первую очередь содержанием эпохи, в которую живет человек, а также местом его обитания.

То есть на формирование этих черт личности оказывает влияние образ жизни индивида.

Какие положительные черты характера бывают?

У женщин

К положительным чертам характера, присущим в основном женщинам и девушкам, относят следующие:


У мужчин

К положительным чертам характера, относящимся именно к мужчинам, можно отнести следующие:

Качества настоящего мужчины:

У детей

В процессе воспитания и социализации только начинают приобретать черты характера .

Поэтому именно сейчас есть возможность акцентировать на положительных качествах, таких как:

  1. Доброжелательность . Это качество поможет выстраивать отношения с окружающими, притягивать к себе людей, а также будет полезным в дальнейшем по жизни.
  2. Вежливость . Данное качество поможет ребенку в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  3. Честность . Это качество необходимо прививать ребенку с малых лет, чтобы он знал, что врать и обманывать - это плохо.
  4. Отзывчивость . Очень полезная черта характера. Отзывчивый человек всегда привлекателен в глазах окружающих.
  5. Трудолюбие . Ребенка надо приучать к труду, иначе он вырастит ленивым и беспечным.
  6. Аккуратность . Неряшливые люди вызывают некоторое отторжение в обществе.
  7. Храбрость . Ребенок не должен быть боязливым. Поэтому прививайте ему смелость, способность совершать поступки.
  8. Ответственность . Данное качество поможет ему не перекладывать свои дела и проблемы на других людей, а брать их на себя.

    Оно поможет ему как в школе, так и в дальнейшем по жизни.

  9. Решительность . Решительные люди способны большего достигать в жизни, им дается все легче. Поэтому это качество также является положительным для ребенка.

Список для резюме

С вами наверняка случалась такая ситуация, когда вы приходили на собеседование, получали анкету соискателя, доходили до графы «положительные качества» и совершенно не знали, что здесь писать .

Какие качества стоит выделить?

Для начала отметим, что качества должны быть полезны для той должности, на которую вы претендуете . А если у вас еще нет опыта в такой работе, то следует делать упор в первую очередь на свою перспективность, потенциал.

Сложно составить универсальный список положительных черт характера, чтобы получилось идеальное резюме. Можно лишь отметить основные качества, на которые чаще всего обращают внимание работодатели.

Но выбирать их следует основываясь на каждой конкретной компании и должности.

Итак, положительные характеристики для резюме:


Однако следует отметить, что недостаточно просто перечислить эти качества, вы должны действительно их иметь .

Да, некоторые из них невозможно сразу показать, и они откроются только в процессе работы.

Но если вы пишете о уверенности в себе, а на деле разговариваете с работодателем нерешительно и застенчиво , то это еще больше отдалит вас от желаемой должности. Нет смысла приписывать себе качества, которыми вы на самом деле не обладаете.

Наличие у человека положительных черт характера оказывает большое влияние на качество его жизни. Поэтому так важно их развивать в себе .

Ваши слабые и сильные стороны для собеседования:

Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. сНага^ег - печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Структура характера

Определить структуру, или строение характера человека, - значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по при¬вычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмо¬циональные черты характера относятся к форме.

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы - системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость от¬зывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответ¬ственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовест¬ность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому се¬бе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им - самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам

(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обра¬щение с вещами)» .

«В зависимости от того или другого строения характера чело¬век проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

Более четко можно определить основные синтетические свой¬ства положительного характера. «Среди них выделяются следую¬щие:

Моральная воспитанность характера. Она характеризует че¬ловека со стороны направленности и формы поведения.

Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонно¬сти стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и инте¬ресах, единство слова и дела.

Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятель¬ности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекать¬ся и развивать большое напряжение сил при встрече с трудно¬стями и препятствиями, это умение преодолевать их.

Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взгля¬дов и принятых решений.

Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения» .

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспи¬тания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотива¬цией, которая зависит от психических процессов и состояний.

Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобраз¬ных свойств личности, определяющихся ее отношениями и прояв¬ляющихся в типичных для данной личности способах деятель¬ности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчи¬вых и динамических свойств.

«Характер может маскировать один из врожденных проявле¬нии, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей» .

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечат¬лений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаи¬модействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накла¬дывает печать на внешний облик личности и отражается в типи¬ческой позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.

Характер - это целостное образование, система свойств лнчностн, находящихся в определенных отношениях друг к другу.

«В структуре характера выделяют содержание и форму Со¬держание характера отражает общественные воздействия влия¬ния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения» .

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком" . Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Инструкция

Для начала необходимо настроится на объективность. Человеку присуще субъективное мнение о себе. Сознательно или нет, но каждый немного преувеличивает или преуменьшает, то или иное качество. Если не будет объективности в описании, то оно ничего не стоит. Старайтесь описывать искренне, стараться взглянуть на себя со стороны.

Собственно характер подразумевает под определенные черты . Прежде всего, описываем свое отношение к окружающим . Как вы относитесь к окружающим? Безразличное, или наоборот вы очень чувствительны к событиям, которые происходят в людей. Может быть, вы считаете их бесполезными. Описываем все, что может говорить о вашем отношении к окружающим.

Далее описываем ваше отношение к вещам. Насколько вы бережливый к своим и чужим вещам. Нравиться ли вам украшения. Имеется ли склонность к клептомании. Дорожите ли вы подарками. Опишите, какую роль в вашей жизни играют вещи.

Теперь переходим к черт характера, которые относятся непосредственно к вашему внутреннему миру. Это делается в последнюю очередь, так как после предыдущих описаний, вы можете ясно представить себе картину о вашем внутреннем мире. Описываем свою натуру. Злобный вы или добродушный, имеете ли склонность к злопамятству. Можете ли оскорбить , ударить. Какую роль в вашей жизни религия, насколько вы религиозны. Опишите ваше отношение к противоположному полу. Романтичная вы натура или нет. Следуя данной инструкции, вы сможете объективно описать свой характер.

Источники:

  • опишите свой характер

Описание картины - популярное упражнение для развития навыков письменной речи и наблюдательности. Но для того, чтобы творческая работа получилась интересной, с внятными рассуждениями и логически связанными элементами текста, эссе нужно выстраивать по определенному плану.

Инструкция

Вводная часть.

Иногда учитель требует начать описание не только с названия , но и с краткой биографии художника. Если про художника писать не надо, то зачином служит эмоциональное восприятие зрителя. Школьник отвечает на вопрос: "Что я чувствую, когда смотрю на эту картину?" Он может написать: "От этой картины веет тоской и безысходностью. Поневоле восхищаешься этими бурлаками, но в то же время жалеешь их". Три-четыре предложения эмоций и рассуждений - и можно переходить к тому, что изображено на переднем плане картины.

Передний план.

Это наиболее яркие и колоритные герои, характерные детали пейзажа. Даже в портрете существуют объекты, притягивающие внимание зрителя. Например, улыбка "Моны Лизы". Абсолютно , если школьник напишет: "Мое внимание сразу привлекли два человека, которые тянут лямку баржи. Они одеты в рубище, их волосы растрепались". будет проще, если ребенок взглядом (или карандашиком) отметит наиболее яркие моменты картины и задаст себе вопрос: "Что это?" Из этих ответов-предложений прозе составить связный рассказ.

Второй план.

Это детали и элементы, которые как бы поддерживают главную тему картины. Описывая их, можно проявить наблюдательность. Увидеть поваленное , собачку, надпись на лодке. Можно говорить о настроении, которое они вызывают у зрителя. Можно описать тип взаимоотношений, в которых находятся люди с разных планов картины. Например, в "Опять " центральная фигура - виноватый мальчик. Его , мама и собака выражают однозначные эмоции. Можно описать эти эмоции (у мамы искреннее горе, у сестры неодобрение, у собаки - , она любит своего хозяина любым). Можно предположить, какие диалоги могли бы происходить между героями.