100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

Страница 5 из 7

Волевые действия и поступки многообразны. Обычно выделяют:

  1. простой волевой акт;
  2. сложный волевой акт;
  3. особо значимый волевой акт, совершаемый при мобилизации всех сил личности.

Простой волевой акт состоит из двух тесно связанных этапов побуждения к действию и непосредственного действия, не предваряемых сколько-нибудь сложным и сознательным процессом. Простой волевой акт не осложнен трудностями, требующими существенных волевых усилий, борьбой мотивов.
В сложном волевом акте выделяют три этапа - подготовительный, основной, заключительный; каждый из них в свою очередь расчленяется на более или менее сложные составные элементы.
Подготовительный этап, кроме стадии возникновения побуждения и предварительной постановки цели, может включать еще обсуждение цели действий и борьбу мотивов, принятие решения и планирование. В зависимости от обстоятельств эти стадии приобретают больший или меньший удельный вес. Сложный волевой акт начинается с возникновения и осознания побуждения, постановки цели. Однако от осознания побуждения и постановки цели к ее осуществлению человек переходит не сразу. Прежде чем действовать, он начинает размышлять, обдумывать все «за» и «против», проводит большую умственную работу по обоснованию своих желаний.
Особенно напряженно и трудно протекает этот процесс, когда человеку приходится выбирать между узко личными мотивами и общественным долгом, между доводами разума и чувствами. Столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор, называется борьбой мотивов. Упрощенным и неверным будет представление, будто в сознании человека имеются независимые от личности мотивы, имеющие определенную силу, которые сталкиваются, один мотив вытесняется другим и в результате принимается решение. «На самом деле то, что принято называть «борьбой мотивов», всегда является внутренней борьбой или конфликтом личности. Не мотивы борются, а человек напряженно размышляет, сопоставляя разные мотивы, он борется сам с собой».
Процесс принятия решения может выделяться как особая стадия волевого действия, требующая не только максимальной осознанности, но и решительности, ответственности личности. Проследим это на примере явки с повинной осужденного 3., который длительное время находился в местах заключения и решил порвать с преступным прошлым. «Какая же это честная жизнь, если за мной будет висеть преступление, - рассуждал он. - Всю жизнь ходи и оглядывайся, не проговорись, не обмолвись... Но ведь свобода недалеко, всего 6 месяцев осталось до «звонка». Если же я явлюсь с повинной, то пиши пропало... Еще года два-три придется хлебать тюремную похлебку. А если выйду, да потом о моем прошлом узнают? Тогда припаяют на всю катушку, под верхний обрез статьи... Придется потом трубить лет десять и на особом режиме... Как же я тогда буду смотреть в глаза воспитателям, которые за меня ручаются? Нарушители вой поднимут: «Был председателем совета коллектива, призывал к честности, а сам такой же, как и мы...». Выйду, а меня снова посадят... Как оправдаюсь перед детьми, женой, мамой? Я же давал им обещание... Они ждут. Лучше тут признаться, дома не будут знать. А что им скажу, почему меня задержали? Посоветуюсь с начальником отряда... А может быть все обойдется? Столько лет прошло, люди, наверное, забыли. А я же сам себя посажу. Вот будет дело...Что же лучше? Рисковать или не надо? Нет, не буду рисковать. Если явлюсь, то учтут чистосердечное раскаяние. И начальник отряда об этом говорил. Не надо обманывать людей, тебе доверяющих. Это лучше... Была ни была! Надо являться. Пусть будет так. Чем-то надо жертвовать. Пойду сейчас к администрации, а то еще передумаю...».
В данном случае каждый из мотивов сохранял свою силу до конца принятия решения, ни одна возможность не отпала сама по себе. Поэтому, принимая решение, осужденный вынужден был принести в жертву другие свои желания и хотения, понимая необходимость этого. Принятие решения потребовало от него усилий, способности вовремя прекратить колебания, подчинить намеченной цели все остальное. Принятие решения сопровождалось у него глубокими переживаниями, состоянием напряжения.
Такие волевые поступки с глубокими внутренними противоречиями и конфликтами, требующими особой решительности при принятии решения, в жизни не только возможны, но порой и неизбежны. Поэтому важно выработать у осужденного умение вовремя отметать колебания, утверждаться в действиях, побуждаемых не мимолетными влечениями, какими бы привлекательными они ни были, а принципиальными соображениями и чувством долга. Вслед за принятием решения планируются пути, изыскиваются способы и средства достижения цели.
Основной этап включает исполнение принятого решения. Личность подчиняет свое поведение поставленной задаче и заранее предусмотренным способом контролирует и корректирует свои действия, поступки, поведение в соответствии с обстановкой. Исполнение принятого решения в сложном волевом действии сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) препятствий (трудностей).
К внешним относятся те препятствия, которые не зависят от действующего человека: трудности работы, сопротивление других людей, разного рода помехи и т. д.
К внутренним препятствиям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, отсутствия знаний, опыта и т. д. Внутренние трудности обычно проявляются в борьбе мотивов, укоренившихся старых и нарождающихся новых привычек, в борьбе желаний, стремлений, сложившихся в прошлом представлений и пробудившихся чувств совести, стыда, долга. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.
Возьмем, к примеру, отказ осужденного от воровских «законов» и традиций или добровольное погашение иска. Здесь много трудностей субъективного порядка. Традиции и привычки тянут к прошлому, мешает чувство страха, возникшее под воздействием угрозы со стороны отрицательной части осужденных, возмещение ущерба связано с существенным ограничением материального положения. Но стыд и совесть, пробудившиеся у человека, заставляют его сделать этот решительный шаг. Переживая и преодолевая трудности, осужденный совершает волевой поступок.
Исполнение принятого решения в сложном волевом действии осуществляется, как правило, последовательно путем преодоления возникающего при конфликтах внутреннего напряжения и, следовательно, постоянным поддержанием волевого усилия.
Волевое усилие как психическое состояние определяет специфику воли. Когда человек стремится подчинить одни мотивы другим и когда побежденные мотивы продолжают жить в сознании, чтобы сохранить в силе принятое решение, всегда требуются волевые усилия. Волевое усилие проявляется уже на подготовительном этапе волевого действия (на стадии борьбы мотивов, принятия решения и планирования). Особенно часто оно возникает в ходе исполнения принятого решения; в борьбе с трудностями, в состоянии волевых усилий куются и шлифуются волевые качества личности.
Заключительный этап сложного волевого акта характеризуется подведением итогов содеянного. Совершив волевой поступок, человек задумывается над его результатом, анализирует своп промах» и удачи, дает себе обещание не повторять ошибок. Все это способствует накоплению опыта волевого поведения, обеспечивает прекращение трудного для человека волевого действия (поступка) в легкое, привычное.
Особо значимый волевой акт. Нередко бывают случаи, когда волевой поступок совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как душевный порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия и поведения стираются, все стадии и этапы как бы сращиваются, взаимопроникают. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, когда самому спасающему угрожает опасность.
Так, осужденный П., проезжая на машине через мост, увидел перед собой неожиданно появившуюся из-за перил группу подростков. Не раздумывая, он принимает единственно верное решение: направляет машину с моста в реку.
Несколько отрицательно настроенных осужденных открыто угрожали расправой работнику колонии. Это заметил оказавшийся поблизости осужденный П. Он немедленно, рискуя быть убитым, отвел опасность от работника НТК. Его смелые действия ошеломили вооруженных ножами бандитов.
Для подобных волевых поступков характерны особые психические состояния, обострение психических процессов, усиление мускульного и психического напряжения, повышение общего тонуса организма, расход большого количества энергии, мобилизация волевых усилий.

Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться.

Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилий воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычные действия – приветствие, умывание по утрам и т.д.

Структуру сложного волевого акта составляют, по крайней мере, три фазы: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Постановка целей не протекает гладко и спокойно, а, как правило, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Например, перед студентом стоит выбор: идти с друзьями на дискотеку или готовиться к семинарскому занятию. Это означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от приятного проведения времени и необходимостью работать) и требует значительных волевых усилий.

После определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализа и сравнением всех условий, в которых должно протекать действие. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Однако при всем значении постановки цели и планирования решающей фазой является исполнение. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

Если у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это будет уже не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке - это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля - это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество - не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза - это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии - борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.

Волевые акты бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

В сложных формах возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать.

Общие характеристики воли

Пространственная характеристика заключается в направленности волевого действия человека на себя или на других. Человек сам заставляет себя совершать определенные действия и воздерживаться от них. Отдельные люди подчиняют своей воле других людей и воздействуют на них – тогда воля направляется во вне. Однако это могут делать только лидеры, которые отличаются высокой самоорганизацией. Только научившись преодолевать себя, человек может приобрести способность преодолевать других.

Временная характеристика – заключается в процессуальности – наличии этапов протекания волевого акта. Любой волевой акт может быть описан в категориях длительности и последовательности как волевой процесс. Традиционно описывают следующие этапы:

Стадии волевого процесса анализировались многие исследователи, среди них: Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли. Схемы, которые предлагают данные исследователи, похожи.

Стадии волевого процесса С. Л. Рубинштейн описал в статье «Протекание волевого процесса». Автор говорит о том, что волевое действие может реализоваться в более простых и в более сложных формах.

Четыре стадии волевого процесса по С.Л.Рубинштейну

Первая фаза: актуализация побуждения и постановка цели. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что волевое действие связано с потребностями, но непосредственно из них не вытекает. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результатов как целей.

Вторая фаза: обсуждение и борьба мотивов. Для того, чтобы учесть последствия реализации своего желания, человек включает интеллектуальный процесс. Волевой акт превращается в действие, опосредованное мыслью. Импульсивность или задержка действия, по причине борьбы мотивов существенна для волевого акта. Однако борьба мотивов, по С.Л. Рубинштейну, не является его центральной частью, «его душой».

Третья фаза : принятие решения. Прежде чем действовать, человек принимает решение. Он чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, как полное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В последнем случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта. Принять решение – еще не значит выполнить его.