Профессором В.В.Бойко на рубеже XX-XXI веков был разработан тест, предназначенный для оценки степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, в том числе – профессионального. Его тест позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно качественную характеристику личности.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырех характерных для нее симптомов.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Инструкция: отвечайте «да» на суждения, с которыми согласны, и «нет» на суждения, с которыми не согласны.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством - как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Замечание: Каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов и оказывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку 10 баллов получает признак, наиболее доказательный для симптома.

Обработка результатов: В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Шкала «Напряжение»:

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Шкала «Резистенция»:

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), ^31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Шкала «Истощение» :

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов : Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Сначала обращаем внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности отдельного симптома находится в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - симптом риска, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Методика позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Следующий шаг в характеристике результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Суть в том, что измеряемые в них явления качественно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям разумно судить лишь о том, в какой степени каждая фаза: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно полную характеристику личности и, что также значимо, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение; объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние человека; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Без сомнения, творческие люди сильно отличаются от большинства. Они будто живут в другом мире, в другой вселенной. А их изобретательность и оригинальность поражают и вызывают у остальных вопрос: «Как? Как они до этого додумались?»

AdMe.ru стало интересно, что же представляют собой такие нестандартно мыслящие люди, и с помощью ученых мы установили некоторые их черты.

1. Творческие личности постоянно витают в облаках.
Если наблюдать за ними в шумной компании, где все общаются и веселятся, они будут сидеть в углу комнаты, что-то писать, рисовать, о чем-то размышлять. В школе такие дети могут замечтаться на уроке геометрии, пока Мария Ивановна объясняет теорему Пифагора. Они часто уходят в себя, забывая обо всем на свете, и именно в такие мгновения в их голове рождаются гениальные мысли.

2. Они хорошие наблюдатели, и у них неплохо получается анализировать то, что происходит вокруг.
Источником новых идей для них может послужить что угодно: пейзажи, здания, элементы одежды или декора. Зацепившись за какую-нибудь мелочь, такие люди создадут шедевр, превратят слово в целую историю.

3. Распорядка дня не существует.
Просыпаться в 7, обедать в полдень, полдничать в 16, ужинать в 19 и ложиться спасть в 22 - точно не удел творческих личностей. Они будут работать, когда захотят, поедят, если подвернется случай (а могут и совсем об этом забыть), и будут спать на чем угодно и как угодно - хоть за письменным столом.

4. Они обожают уединение.
Многие боятся одиночества, но только не творческие создания. Для них это способ укрыться от агрессии окружающего мира, от формальностей, царящих в обществе. Оставшись наедине с собой, зная, что никто не потревожит и не прогонит их музу, творческие личности могут спокойно наслаждаться настоящим.

5. Им всегда хочется испытать что-то новое.
Рутина - что это? Творческие люди об этом никогда не сышали. Однообразный ритм жизни - «работа - дом - сон» - самое страшное, что может с ними случиться. Им нужен адреналин, нужны движение, новые эмоции.

6. Они не боятся рисковать.
Чтобы придумать что-то новое, порой нужно совершать неожиданные поступки, ставить все на карту. Чего бы это ни касалось: работы, личной жизни. Нельзя же создать что-то необычное, не рискнув.

7. Для них неудачи и промахи - огромная мотивация.
Жизнь, как мы знаем, в черно-белую полоску. За невероятным успехом может следовать грандиозный провал. Все гениальные изобретатели и художники когда-нибудь да испытывают сомнения, ошибаются. Но, если другие забросили бы дело на полпути, не увидев вразумительных результатов, творческие люди все так просто не оставят. Безусловно, настойчивость свойственна не только нестандартно мыслящим личностям, но для последних это качество очень важно.

8. Они делают то, что их вдохновляет.
Важнее всего для творческих людей - делать то, что действительно нравится. Не нужно им никакого признания. И придумывать что-то из-под палки они тоже не будут. Свобода создавать все новое и новое, работать все лучше и лучше - в этом счастье.

9. Творческие личности часто ставят себя на место других.
Ведь это так интересно - познать еще чью-то философию, посмотреть на мир с другой точки зрения. На мгновение начать думать как другой человек - отличный способ саморазвиваться, а также учиться понимать окружающих.

10. Они замечают все.
Эти люди обладают способностью соединять части в единое целое. Видят то, что не видят остальные, и используют свои наблюдения, чтобы лучше понять сущность того или иного явления.

Без таких людей мир был бы более скучным и тоскливым. Творческие личности побуждают нас развиваться, меняют нас в лучшую сторону. Говорить, что они на 100% отличаются от «нетворческих», неверно - просто у них есть желание создавать что-то новое. А оригинальничать и пытаться изобрести неизобретенное можно и нужно всем.

Некоторые люди изначально обладают некоторыми творческими качествами, творческим типом личности. Но если помаленьку внедрять в свою жизнь несколько творческих навыков, то можно раскрыть весь свой творческий потенциал, даже если изначально у вас нет задатков. Далее женский журнал Goldy-Woman подробнее р а сскажет о 10 навыках творческих людей, которыми и вы можете воспользоваться.

Творческие люди энергичны, но умеют концентрироваться

Творческие люди часто невероятно энергичны, как физически, так и духовно. Они могут часами работать над одной-единственной маленькой деталью до тех пор, пока она не станет идеальной, и при этом сохраняют такой же энтузиазм, как и в начале работы. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они также очень много времени посвящают отдыху, вдумчиво размышляя об интересных им вещах.

Творческие люди умны, в то же время наивны

Творческие люди обычно умны, но исследования показывают, что высокий IQ не всегда коррелирует с высокими творческими достижениями. В результате одного из исследований выяснили, что высокий IQ часто помогает быть успешнее по жизни в целом, однако слишком высокий IQ практически исключает вероятность творческой гениальности. Примерный «творческий» IQ равен 120. Более высокий уровень интеллекта может способствовать творчеству, но не вывести его на высокий уровень.

На самом деле творческая жилка включает сочетание мудрости и детскости. Творческие люди умны, но при этом способны удивляться, любопытствовать и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Творческие люди веселы, но дисциплинированы

Веселое, игривое отношение к делу - отличительная черта творческого человека. Однако эта беззаботность и радость парадоксально сочетается с другой чертой - настойчивостью. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Они будут работать до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены результатом.

Представьте, что бы вы подумали, встретив артиста, художника, любого творческого человека. На поверхности все это кажется сплошной романтикой, так увлекательно и очаровательно. И на деле, конечно, творческая деятельность включает все эти прелести. Но чтобы быть успешным творческим человеком, требуется очень много работать, чего со стороны не видно. Творческий человек в любом случае осознает, что настоящее творчество включает и веселье и тяжелую работу.

Творческие люди - и реалисты, и мечтатели

Творческие люди любят мечтать, представляя себе всякие чудеса и возможности. Он могут полностью погружаться в свое воображение и фантазии, но при этом оставаться очень приземленными. Они часто представляются мечтатели, но это не означает, что они постоянно витают в облаках. Любые представители творчества, от ученых и заканчивая художниками и музыкантами, часто придумывают творческие решения тривиальных проблем.

Великое искусство и наука требуют вовлечения воображения в мир, который отличается от существующего. Большинство остальных людей часто рассматривают это лишь как фантазию, беспочвенную и неприменимую к действительности. И они будут правы. Поначалу. Однако вся суть искусства и науки далеко за пределами того, что сейчас нам кажется действительности. Они создают будущую действительность.

Творческие люди экстраверты и интроверты одновременно

Мы любим делить людей на экстравертом и интровертов. Однако творческий тип личности требует сочетания обоих типов личности. Творческие люди одновременно интроверты и экстраверты. Исследования показали, что люди имеют тенденцию, склонность к одному из этих типов, и эта тенденция всегда стабильна.

С другой стороны, творческие личности проявляют характеристики обоих типов одновременно. Они и общительны, и сдержаны, шумны и спокойны. Общение с другими людьми может стать огромным источником вдохновения и идей. В нужное время творческий человек просто удаляется, чтобы творить на основе этих идей и используя пришедшее вдохновение.

Творческие люди горды, но скромны

Успешные творческие люди гордятся своими достижениями, но и знают свое место. Они невероятно уважают коллег, а также предыдущие достижения в своей области, благодаря которым они делают свою творческую работу. Творческие люди понимают, что их достижения более яркие и запоминающиеся, по сравнению с другими, но они не зацикливаются на этом. Очень часто они настолько увлечены своей очередной идеей, что забывают о предыдущих.

Творческие люди не обращают внимания на гендерные роли

Творческие люди зачастую сопротивляются, по крайней мере до какой-то степени, половым стереотипам и ролям, которые общество пытается им навязать. Творческие девушки и женщины стараются быть более доминантными, а творческие мужчины - менее агрессивными и более чувствительными. Психологически андрогинная личность в разы удваивает свои реакции. Творческие люди часто не только используют силу своего пола, но и противоположного тоже.

Творческие люди консертивны, но мятежны

Творческие люди по определению мяслят за пределами коробки. Мы часто представляем их нонконформистами и даже слегка бунтарями. Но невозможно быть полностью творческой личностью без усвоения в первую очередь культурных норм и традиций. Творчество требует одновременно и традиционности, и иконоборчества. Это значит иметь способность ценить и даже принимать прошлое, в то же время ища новые и более совершенные способы что-то делать.

Творческие люди могут быть консервативны во многом, при этом понимая, что инновации иногда требуют риска.

Творческие люди страстны, но и объективны по отношению к своей работе

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно ее любят. Но одна только страсть не приводит к великим свершениям. Представьте писателя, который настолько влюблен в свое произведение, что не желает менять в нем ни строчки. Представьте музыканта, который не желает прослушивать свое исполнение, даже не очень хорошее, не желает стремиться к лучшему.

Творческие люди любят свою работу, но они предельно объективны, часто сами себя критикуют и требуют критики от других. Они умеют отделять свою личность от своего творчества и видеть, где требуются улучшения, без излишнего самолюбия.

Творческие люди чувствительны и открыты новому опыту, но счастливы и веселы

Творческие люди обычно чувствительны и открыты, и это может принести как радость, так и боль. Акт творчества, с его рисками и новыми идеями, обычно делает человека уязвимым к критике. Это болезненно и даже разрушительно - потратить годы на что-то, что в итоге было проигнорировано, отклонено или высмеяно.

Но быть открытым к новому творческому опыту - это великий источник радости. Это приносит невыразимое счастье, и большинство творческих людей уверены, что это чувство стоит любой боли.