Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.

Но, думаю, мало кто из «обычных людей» - тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, - задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек – продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.

Однако одно признается приверженцами всех теорий – человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие – результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само – его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.

Таким образом, бесспорно, человек – существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека – он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т.д.

Но, и это очень важно, человек – это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди – существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, – способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность – полноценного члена социума.

Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека – природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал – достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг – вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.

Сочинение

Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.

Но, думаю, мало кто из «обычных людей» — тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, — задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек — продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.

Однако одно признается приверженцами всех теорий — человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие — результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само — его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.

Таким образом, бесспорно, человек — существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека — он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т. д.

Но, и это очень важно, человек — это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди — существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, — способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность — полноценного члена социума.

Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека — природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал — достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг — вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.

Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять, как он появился. Гениальные догадки вместе с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка.

Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозида-ющее. В XX в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Первое связывает антропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека современного типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Третье направление занимается уточнением общей теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или человек умелый. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением времени и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики.и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

1. Философский аспект проблемы «Человек».

2. Человек как космопланетарный феномен.

3. Происхождение вида «Homo».

4. Культура как результат деятельности человека.

Литература

Алексеев В.П. Происхождение человечества. - М. 1984.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. - М., 2003.

Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. - Ростов н/Д, 1987.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб., 1997.

Феномен человека. Антология / Сост. П.С. Гуревич. - М., 1993.

Человек как философская проблема: Восток - Запад. Под ред. Н.С. Кирабаева. - М., 1991.

Самым удивительным созданием на Земле является человек. В наше время внимание ученых все более и более перемещается с загадок природы на загадку человека. Человек начинает рассматриваться как космопланетарный феномен. Понимание того, что есть человек, лежит в основе любой формы культуры, и в этом смысле человек, как говорил Протагор, мера всех вещей.

Человек является объектом многих наук как естественных, так и гуманитарных. Какую прибавку к биологическому или социологическому знанию может дать философия? В чем состоит необходимость исследования «идеи человека»? На первый взгляд, такое исследование бессмысленно, его эвристическая ценность равна нулю. Не трудно, однако заметить, что идея человека является порождающим элементом той или иной культуры. Так, демократия, наука, современная система образования невозможны без понимания человека как существа разумного и сознательного (Homo sapiens), способного анализировать окружающую действительность, выявлять скрытые причины природы и собственного поведения и делать выбор. Иное понимание человека характерно для Средневековья, чем и определяется абсолютно иной строй культуры этой эпохи. Таким образом, понимание человека структурирует культурные феномены вообще.

Наряду с культурным значением человека, существует и экстраординарное, которое смело можно определить как космопланетарное. В каком смысле человек имеет вселенское значение? Ведь даже исчезновение всего человечества, не говоря уже о конкретном человеке, не окажет сколь-либо заметного влияния на Вселенную. Действительно, человек по своим физическим параметрам бесконечно мал для масштабов известного нам сейчас физического универсума, однако необходимо обратить внимание на несколько идей, придающих человеческому существованию вселенский характер. Во-первых, основные научные теории сформулированы по отношению к существованию человека. Так, теория эволюции просто не представима без человека как последней точки развития биологического мира; именно по отношению к существованию человека проводится классификация видов и проводится их ранжирование на эволюционной лестнице. Даже космогонические теории, скажем, теория Большого Взрыва, далекие от биологических установок, пытаются пояснить, каким образом во Вселенной сложились или могли сложиться условия, необходимые для возникновения жизни и появления человека. Таким образом, и космологические доктрины вынуждены систематизировать реальность по отношению к существованию человека. Во-вторых, безотносительно к теориям, созданным нами, сам мир таков, что человек существует уже , следовательно, Вселенная в своих основных кондициях скоординирована с человеком. Она такова, что производит человека. И, наконец, в-третьих, технические силы человека уже настолько велики, что их вполне достаточно для преобразования космоса, причём эти силы все время возрастают. В.И. Вернадский ещё в начале XX века отразил в понятии «ноосфера» образование особого конструкта между природой и человеческой деятельностью, равного по масштабу процессов геологическим образованиям, скажем, литосфере. Исходя из факта того, что техническая мощь человечества растёт, известный советский астрофизик И.С. Шкловский утверждал отсутствие разумной жизни технологического уровня в наблюдаемой Вселенной. В противной случае, мы могли бы наблюдать, как целые астрономические объекты сворачивались прямо на наших глазах, преобразованные братьями по разуму в вещество и энергию, необходимые для роста техногенной цивилизации. Таким образом, человек является уникальным объектом, поэтому понять, чем мы являемся в действительности, каковы основания нашего бытия, - важнейшая задача философии.



В современной философии есть раздел, посвященный изучению человека: «философская антропология». Основоположником философии человека в античном мире являлся Сократ. Для него самопознание было важнейшей частью философии. В двадцатых годах XX века в Германии была основана философская школа под названием «философская антропология». Один из её организаторов М. Шелер (1874–1922) считал, что в Западной культуре есть три традиционных круга представлений о человеке, дающих разные понятия о нём: 1) это теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае, грехопадении; 2) философская антропология опирается на античное понимание человека как разумного существа; 3) естественно-научная парадигма, утверждающая, что человек достаточно поздний итог эволюции Земли, связанный со всей биосферой.

В России была предпринята попытка масштабного всестороннего научного изучения человека: в 1907 г. наш выдающийся ученый В.М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт. После 1917 года этот институт был преобразован в Психоневрологическую академию, в состав которой входило 15 исследовательских институтов. К сожалению, в тридцатые годы академия была ликвидирована. В настоящее время в России создан «Институт человека», издаётся журнал «Человек». Как достижение можно отметить добытое и подтверждённое наукой убеждение, что решение всех проблем современности зависит от познания и развития человека, да и сам человек признан глобальной проблемой.

Острейшая необходимость исследования человека обусловлена рядом серьёзных объективных причин. Причины экономические - новейшие технологии во всех видах производства требуют образованного зрелого человека; политические - всё большее значение в жизни общества приобретает самоуправление; психологические - нарастает потребность во всестороннем раскрытии способностей человека; нравственные - усложнение производственных и социальных процессов требует высокой ответственности каждого человека; духовные - работа становится все более творческой, а творчество невозможно без постоянного духовного совершенствования; физические - гармоничное развитие человека необходимо включает физическое совершенствование.

Перечисленные причины всё более настоятельно требуют глубокого познания человека. Экономические расчеты подтверждают, что самое выгодное вложение капитала, приносящее наибольшую прибыль - это вложение средств в развитие человека.

Чтобы лучше понять из чего складывается целостное знание человека перечислим основные направления и уровни исследования.

Эмпирический уровень . Здесь человек предстаёт просто как живое существо и описывается в терминах естественных наук. Результатом исследования является классификация признаков и свойств, присущих биологическому организму индивида, и этапов его становления.

Средний уровень . Здесь происходит обобщение научных знаний о человеке, как биологической популяции. В результате исследования выявляются специфические закономерности развития биологического вида Homo.

Общенаучный уровень . Здесь происходит интеграция знаний добытых естественными, техническими, общественными науками на основе общенаучных методов познания. Целью является постижение природы человека.

Философский уровень . Цель - понять сущность человека, смысл его существования.

Во всемирной философии сложилось четыре устойчивых блока вопросов по проблеме человека, характеризующих направления работы философской мысли.

1. Является ли человек только частичкой природы, влекомой её законами, или же он самодеятельное, творческое существо и способен воздействовать на природу.

2. Может ли человек познать себя, общество, мир и практически применять знания для управления собой, обществом, миром? Или человек не в силах проникнуть в тайны бытия и обречён всегда приспосабливаться к движениям слепых сил социума и природы?

3. Каково предназначение рода человеческого на Земле? Способен ли человек разумно строить свои отношения с природой, быть свободным в обществе, или он навсегда останется игрушкой стихийных сил враждебного мира?

4. Каков человек сейчас, и каким он может и должен быть? Он действительно греховное существо, которое удерживается от окончательного падения лишь страхом возмездия или в человеческой природе заложено доброе начало, способность к совершенствованию?

Существуя как целостность в единстве своих биологических, социальных, культурных проявлений, человек, в первую очередь, есть продукт развития животного мира. Биологическая антропология (наука о виде Homo sapiens) прослеживает развитие антропоидов от общих с обезьянами предков до появления человека современного вида. Важнейшие этапы этого процесса, по данным современной науки, выглядят так:

1) животные-антропоиды, очень отдаленно напоминающие человека и жившие около 9 миллионов лет назад;

2) прегоминиды, приматы, потенциально пригодные для постепенного очеловечивания;

3) Homo habilis - человек умелый, первая форма человека, производившая орудия из камня;

4) Homo erectus - человек выпрямленный, к этой форме относят питекантропа, пекинского человека, яванского человека и т. д.;

5) самая близкая к современному типу форма - неандерталец, вымершая, возможно, истребленная или ассимилированная современным человеком форма;

6) человек современного типа, археологическое название - кроманьонец (около 40 тысяч лет назад).

Процесс антропогенеза далеко не однозначен и таит массу проблем: почему среди ныне живущих видов мы не встречаем ранние стадии существования человека, даже неандертальца, хотя последний вполне разумен, а следовательно, приспособлен к окружающей среде значительно лучше, чем любое другое животное; происходит ли процесс дальнейшего развития человека или на уровне современного человека он остановился; и самое главное - в чем причина того, что один из видов животного мира начал долгий эволюционный путь, причём не в сторону накопления только биологических признаков, но и таких экстраординарных черт, как разум и культура?

Возможно выделить биологические признаки, отличающие человека от других видов животных: вертикальное положение тела; ноги длиннее рук; позвоночный столб имеет S-образную форму; мозг уникально большой по отношению к телу; большая часть тела без волосяного покрова. Определение человека не исчерпывается, однако, биологическими особенностями, мало родиться представителем вида «человек». Исследования детей, долго находившихся вне человеческого общества, показывают, что они так и не становятся в полном смысле людьми - плохо усваивают язык, нормы поведения, их интеллектуальный уровень оказывается довольно примитивным.

Человек есть не только комплекс устойчивых телесных характеристик, простой результат разворачивания генофонда. Человек способен творить себя сам в рамках того или иного общества. Эта способность делает его вечной загадкой, исключает его однозначное определение, вполне возможное для животного. Человек также обладает признаками социальными, которые не заложены генетически, как, скажем, структура тела. Они формируются только в результате общественной жизни - таковы сознание, мышление, членораздельная речь, труд, то есть то, что наиболее рельефно отличает человека от всех других тварей на Земле. Наряду с комплексом биологических признаков, образуются и надбиологические особенности человека.

С возникновением этой сферы вид Homo уже не находится целиком в потоке биологической эволюции, человек становится продуктом также и общественных изменений. Он изменяется теперь не в направлении модификации костной структуры, пропорций тела, но в сторону увеличения социальных возможностей, роста силы воздействия на среду обитания, увеличения многообразия социальных ролей и связей. При этом сами биологические характеристики находятся под влиянием социальных факторов, так, продолжительность жизни увеличилась насколько раз за последние столетия отнюдь не по причине биологической эволюции.

Человек находится сегодня в искусственной среде обитания, второй природе - культуре. Культура есть особый способ поведения, свойственный только человеку и состоящий в создании предметов и идей. Результатом культурного развития является этнос (народ), характеризующийся такими чертами, как: 1) язык; 2) территория; 3) традиционный уклад быта; 4) психический склад (менталитет). В зависимости от менталитета желания, цели, пути их достижения отличаются на Западе и Востоке, в России и Европе. Территория определяет не только основные занятия людей, но и проявляется в их особом характере. Так, необозримые пространства нашей родины вызвали особый способ поведения людей, сочетающий в себе удаль и бесшабашность. Расположение большей части страны в районах неустойчивого земледелия привела к известной всем «надежде на авось». Традиционные способы жизни и миропонимание того или иного народа фиксируется в языке.

Создание искусственной среды обитания нельзя рассматривать отдельно от первоначальной настоящей природы, оказывающей постоянное влияние на человека. Культурное преобразование природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях: 1) внешней по отношению к человеку природной реальности и 2) собственно человеческих структур – телесной и психической. Первоначальным был первый уровень, где камень превращался в орудие труда, шкура убитого зверя – в одежду, и т.д.; в ходе производственных действий изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функциональная асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура психики. Функционально-деятельностная потребность формировавшейся культуры определила асимметричное строение кисти руки человека и его стопы: отстоявший большой палец кисти руки и остальные ее четыре длинных и гибких пальца позволили удобнее держать орудие труда, а строение стопы соответствовало функции обеспечения устойчивости всего тела при передвижении вертикально на двух ногах. Асимметрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она была порождена перекрестной связью рук с работой правого и левого полушарий мозга. Для сравнения, обезьяны в своей жизнедеятельности пользуются передними конечностями в равной степени и ребенок в первые полгода своей жизни является «обоеруким».

Из-за своей природной неприспособленности к окружающей среде (отсутствие мощных зубов и клыков для защиты от естественных врагов, плотного волосяного покрова для сопротивления холоду) Homo sapiens создал для себя искусственную среду обитания - «вторую природу» - и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальныеи духовные качества - наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненнои потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержаниюиз поколения в поколение, постепенно всё более разнообразныеу разных представителей одного поколения.

Человек, таким образом, представляет собой не только результат длительной биологической эволюции, но и воспитания в соответствии с социальными стандартами, а также усвоения культурных идей в процессе образования и коммуникации в обществе. Результатом последнего становится человек не только как часть вида, но член общества, представитель той или иной культуры.


ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Под словом ʼʼчеловекʼʼ понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения ᴇᴦο индивидуальных особенно­стей. Наука ещё в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают ᴇᴦο приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в какой-либо ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В тоже самое время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса˸ антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы˸ палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Вне всяких сомнений, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ" 2015, 2017-2018.