Главная > Учебное пособие

Российская академия предпринимательства

Новосибирский филиал

Глушков И.Е.

КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ

Учебное пособие в помощь студентам, изучающим курс

«Контроль и ревизия»

Новосибирск

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации.

Введение …………………………………………………………………....4

Цель и задачи дисциплины ………………………………………………5

Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении

экономикой ……………...…………………………………………………..6

Тема 2 . Система контроля в РФ …….…………………………………..…7

Тема 3. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля и ревизии ………………………………………………….……………..8

Тема 4. Теоретические и правовые основы контроля и ревизии в РФ …8

Тема 5 . Органы контроля, их функции, права и обязанности.………..…9

Тема 6 . Независимый и общественный контроль ……………………....11

Тема 7. Налоговый и таможенный контроль.…….………….…11

Тема 8 . Технический контроль ……………………………………….….12

Тема 9 . Банковский и валютный контроль...…………………………….12

Тема 10 . Организация ревизионной работы на предприятиях

разных форм собственности …………………………………………………......12

Тема 11. Ревизия и контроль над состоянием ОС, НМА

и эффективностью их использования………………………………………...….12

Тема 12. Контроль и ревизия производства продукции……………….. 12

Тема 13. Инвентаризация как метод проверки состояния

имущества и деятельности предприятия………………………………………..13

Тема 14. Ревизия и контроль состояния учёта, отчётности и

системы внутрихозяйственного контроля………………………………………15

Тема 15. Оформление материалов ревизий и других контрольных

Мероприятий………………………………………………………………………16

Тема 16. Внутренний контроль и система мер по ограничению

риска хозяйственной деятельности ……………………………………………...16

Задание для самостоятельного выполнения….. ……………………...17

Перечень вопросов для зачёта…………………………………… …….18

Введение

Общество функционирует по принципам саморегулируемой системы. Это наблюдается на мировом уровне, на уровне государств, регионов, отдельных производств или объединений граждан. Поскольку эта система подвержена воздействию порой не предсказуемых факторов техногенного, политического и психологического характера возникает необходимость регулирования отдельных форм или видов человеческой деятельности. В связи с этим возникает потребность в создании системы регулирующих органов на межгосударственном уровне, на уровне государства и на уровне отдельных ячеек экономики.

Курс «Контроль и ревизия» составляет часть общей системы контроля, которая должна быть организована на любом предприятии. В данном курсе изучается технология организации системы контроля и организации проведения ревизии на предприятиях. Курс «Контроль и ревизия» предполагает изучение применения методов и правил проведения всех видов контроля и ревизий применительно к каждому отдельному предприятию на основе общих подходов и стандартов.

Взаимоотношения между членами сообщества по мере развития самого человека и производственных отношений настолько сложны, что возникает настоятельная потребность регулировать взаимоотношения между гражданами и контролировать их деятельность. Любой вид контроля организуется для того, чтобы субъект, отдавший распоряжение на исполнение каких-либо действий был уверен, что эти действия будут выполняться в строгом (полном) соответствии с его указаниями и/или инструкциями. Над исполнением любого действия может быть организовано одновременно несколько элементов контроля в комбинации, которые в комплексе создают определённую систему контроля по конкретному направлению. Со временем организовалась сеть государственных органов, призванных контролировать действия, как отдельных физических лиц, так и производственно-финансовую деятельность юридических лиц по самым различным вопросам. Каждая из контролирующих организаций осуществляет контроль строго в пределах полномочий, предоставленных ей соответствующим законом.

Организуемый контроль, в первую очередь, должен быть очень оригинален, то есть достаточно прост в организации, относительно дешёвый в эксплуатации, доступен для исполнителей и эффективен по результатам. Любая система контроля будет работать эффективно, если одновремённо работают правильно разработанные три компонента:

Собственно система контроля с инструкциями по исполнению;

Система поощрения за её полное исполнение;

Система неотвратимости наказания за нарушение предписываемых правил.

Цели и задачи дисциплины

Курс "Контроль и ревизия" относится к прикладным экономическим дисциплинам и является той основой, изучив досконально которую, студент свободно овладевает навыками проведения контроля и ревизии деятельности организаций. Завершают изучение дисциплины практическими занятиями для закрепления лекционного материала. Необходимость изучения курса «Контроль и ревизия» вытекает из всевозрастающей роли контроля в акционерных организациях и товариществах, использующих в своей деятельности средства учредителей.

Методическое пособие предназначено для углублённого освоения дисциплины "Контроль и ревизия" студентами, обучающимися по специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Целью изучения дисциплины является получение студентами представления и навыков постоянного осуществления контроля на предприятии и периодического проведения ревизий.

Задачей данной дисциплины является изучение нормативной базы и методов организации контроля и ревизии.

На первом занятии студенты знакомятся с первопричинами возникновения потребности в разных видах контроля в организациях. На последующих занятиях, организуемых преподавателем по принципу от простого к сложному студенты знакомятся с задачами стоящими перед ревизорами, изучают содержание предмета ревизии, объектов ревизии, методов ревизии на основе сформировавшихся в мировой практике принципов. Итогом изучения данного курса должно стать свободное понимание специальных терминов, применяемых в ревизорской практике и общее понимание технологии исполнения типичного контроля и ревизии в организациях. Количество лекционных часов зависит от специальности и уровня начального образования.

Кроме этого на изучение курса отводится личное время. Дополнительно, для закрепления знаний, студенты должны изучить по данному курсу специальную учебную и методическую литературу. Эти знания являются необходимыми в дальнейшей повседневной работе по специальности.

Тематический план изучения дисциплины (час) «Контроль и ревизия»

Наименование разделов, тем

Лекции (час)

Семинары

Самостят. работа

Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.

Тема 2 . Система контроля в РФ.

Тема 3 Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля и ревизии

Тема 4. Теоретические и правовые основы контроля и ревизии в РФ

Тема 5 .Органы контроля, их функции, права и обязанности.

Тема 6. Независимый и общественный контроль

Тема 7. Налоговый и таможенный контроль.

Тема 8. Технический контроль

Тема 9. Банковский и валютный контроль

Тема 10 . Организация ревизионной работы на предприятиях разных форм собственности

Тема 11 . Ревизия и контроль над состоянием ОС, НМА и эффективностью их использования

Тема 12. Контроль и ревизия производства продукции,.

Тема 13 . Инвентаризация как метод проверки состояния имущества и деятельности предприятия.

Тема 14 Ревизия и контроль состояния учёта, отчётности и системы внутрихозяйственного контроля

Тема 15 .. Оформление материалов ревизий и других контрольных мероприятий

Тема 16. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности

Тема 1. Сущность, роль и значение контроля в управлении экономикой

Сущность, роль и значение контроля и ревизии в условиях рыночной экономики. Понятие системы контроля, как гарантии выполнения плана по всем показателям и соблюдения технологии по всем параметрам. Контроль как функция системы управления и управленческого учёта. Цель, задачи и функции экономического контроля. Связь финансово-экономического контроля с другими экономическими дисциплинами. Правовые основы контроля. Современное состояние экономического контроля и направления его совершенствования.

Тема 2. Система контроля в РФ

Состояние экономического контроля на современном этапе. развития российского государства (счётная палата, казначейство). Основные принципы организации экономического контроля. Виды и формы экономического контроля.

Система глобального контроля, которой нет альтернативы, охватывает различными целевыми видами контроля все стороны, как личной жизни человека, так и его производственной и общественной (включая религиозную) деятельности.

Гражданский Кодекс и Закон "О бухгалтерском учете в РФ", определяя общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, устанавливая организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории РФ, и особенности их деятельности, одновременно регламентируют и государственный контроль над деятельностью предприятий. Налоговые, природоохранные, антимонопольные и другие государственные органы, на которые законодательством РФ возложено проведение проверок деятельности предприятий, осуществляют их по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции.

Предварительный контроль – это контроль, осуществляемый до совершения хозяйственных операций с целью предупреждения незаконного, нецелесообразного и неэкономного использования средств, а также других действий, нарушающих нормативные акты, законодательство РФ и наносящих ущерб учредителям предприятия. Текущий контроль - это контроль, осуществляемый в ходе совершения хозяйственных операций. Такой контроль проводится на основании данных оперативного учёта с целью выявления и устранения негативных факторов на производстве. Последующий контроль – это контроль, осуществляемый после совершения хозяйственных операций. Такой контроль осуществляется бухгалтерией на основании документов. При этом производится арифметическая проверка (правильность подсчётов в документах), формальная проверка (соответствие документов установленным формам, наличие в них необходимых реквизитов и т.д.) и проверка по существу (законность и целесообразность хозяйственных операций, отражённых в документах). Основным видом последующего контроля является ревизия хозяйственно-финансовой деятельности.

Ревизия – это проверка финансовой, хозяйственной или другой деятельности предприятия с целью проверки правильности и законности его действий. Документальная ревизия – это вид последующего документального контроля, при котором проверяется финансово-хозяйственная деятельность предприятия или должностных лиц. Порядок проведения и оформления результатов ревизий регламентируется Положением о контрольно-ревизионном управлении МФ, ведомственными инструкциями и внутренними указаниями руководства предприятия. Документальная ревизия часто сочетается с фактическим контролем (инвентаризацией, лабораторными анализами и др.). Общими задачами документальной ревизии являются: проверка законности и целесообразности совершаемых хозяйственных операций, проверка соблюдения финансовой и сметной дисциплины, борьба с хищениями ТМЦ и другими злоупотреблениями должностных лиц, и др. Основные методы контроля – это анализ, ревизия, инвентаризация, тематическая проверка, обследование хозяйственной деятельности (выборочное или сплошное).

Тема 3. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля и ревизии

Основные принципы формирования системы органов финансового контроля основаны на том, что, для чего и для кого нужно контролировать. Выделяют внешний (ведомственный) контроль со стороны вышестоящих организаций и внутрихозяйственный контроль. Контрольные органы, создаваемые высшей государственной властью РФ. Контрольные органы создаваемые представительными органами власти РФ и субъектов РФ. Счётная палата, Центральный банк, Казначейство, Счётные (контрольные) палаты субъектов РФ. Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований., Министерство финансов, финансовые департаменты субъектов РФ, органы налогового и таможенного контроля. Ведомственные и внутрихозяйственные органы финансово-экономического контроля. Органы независимых экспертиз, аудит, контрольные органы акционерных обществ и товариществ. Функции и полномочия контролирующих органов. Проблемы обеспечения взаимодействия между ними.

Тема 4. Теоретические и правовые основы контроля и ревизии в РФ

Контроль и ревизия осуществляемые на любом уровне и. выполняются на основании Конституции РФ, Действующих Кодексов по направлениям деятельности, Положений о контролируемых органах, Инструкций о правилах выполнения контроля и проведения ревизий, утверждаемых на высшем государственном уровне, на уровне ведомств, и на уровне самих предприятий. Основанием для организации чёткой системы контроля на государственном уровне стало принятие следующих законов:

- «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001г.

АННОТАЦИЯ

Учебное пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программы дисциплины, учебного плана, утвержденного ректором академии

Учебное пособие является электронной версией книги:
Контроль и ревизия. Учебное пособие / С.А. Мещеряков. Санкт-Петербург 2008

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность и значение контроля в управлении экономикой
1.2. Классификация хозяйственного контроля
1.3. Органы государственного финансового контроля
2 МЕТОДЫ ФАКТИЧЕСКОГО И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Приемы фактического контроля
2.2. Инвентаризация как метод фактического контроля
2.3. Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций
3 СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ
3.1. Понятие, цель и задачи ревизии
3.2. Предмет и объекты ревизии
3.3. Правила проведения ревизии
3.4. Виды ревизии
3.5. Права, обязанности и ответственность ревизоров
3.6. Профессиональная этика ревизоров
3.7. Права, обязанности и ответственность лиц, служебная деятельность которых проверяется
4 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
4.1. Планирование, учет и отчетность в контрольно-ревизионной работе
4.2. Подготовка к проведению ревизии
4.3. Составление программы и плана проведения ревизии
4.4. Проведение ревизии на объекте
4.5. Оформление результатов ревизии
4.6. Реализация материалов ревизии и организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
Функционирование предприятий в современных условиях требует новых подходов к управлению. Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой, что влечет укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Основным назначением контроля является обеспечение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
Наряду с контролем, созданием мер по ограничению риска и безопасности
хозяйственной деятельности организации важное значение представляет ревизия
как инструмент контроля. Совокупность организационных, методических и
технических приемов, используемых при ревизии, образует контрольно-ревизионный
процесс.
Ревизия и контроль как научная и учебная дисциплина – это система специальных знаний о принципах и методах изучения законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов в организациях всех форм собственности на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
Учебная дисциплина «Контроль и ревизия» относится к разряду предметов,
определяющих выбранную студентом специальность. В связи с этим важное
значение приобретает овладение современными формами и методами контроля,
которые студенты, будущие специалисты, должны выбирать самостоятельно.
Освоение курса «Контроль и ревизия» позволит овладеть основными
приемами, техникой контроля, научиться выявлять ошибки и нарушения в работе
организации, приобрести навыки работы с нормативными документами. Задачей
курса «Контроль и ревизия» является изучение студентами основ теории контроля
и ревизии, овладение методикой ревизии и проверок финансово-хозяйственной
деятельности организаций.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и включает вопросы дисциплины «Контроль и ревизия» в рамках программного тематического плана.
Целью пособия является оказание методической помощи студентам в процессе подготовки к сдаче экзамена или зачета на этапе получения теоретических знаний по программе дисциплины и апробации практических навыков контрольно-ревизионных процедур путем решения тестов и ситуационных задач.
Освоение курса должно начинаться с ознакомления с содержанием тем,
изложенных в программе. Затем внимательно прочитываются соответствующие
методические материалы курса, главы учебников, тексты лекций, материалы
практических занятий. Контрольные вопросы, приведенные в конце каждой
темы, помогут оценить качество подготовки студента.
Успешному освоению теоретических и практических положений будет
способствовать достаточно подробный понятийно-терминологический словарь.
В результате изучения дисциплины «Ревизия и контроль» студенты должны:
1. Знать принципы, цели и задачи контроля; формы и методы проведения ревизии; приемы документального и фактического контроля;
порядок проведения ревизии на предприятии; основы нормативного регулирования ревизии и контроля в РФ; теоретические аспекты основополагающих концепций ревизий; программы проведения ревизий объектов бухгалтерского наблюдения; принципы проведения инвентаризаций имущества, финансовых обязательств, расчетов.
2. Уметь составить план и программу контрольно-ревизионных проверок; применить методы контроля и ревизии к конкретным объектам проверки; проводить инвентаризацию имущества, финансовых обязательств, расчетов; оформлять результаты инвентаризации; проводить ревизии всех объектов бухгалтерского наблюдения; правильно классифицировать виды ошибок и мошенничества; сделать выводы о законности и дать оценку финансовым результатам деятельности организации.
3. Иметь представление о взаимосвязи ревизии с другими экономическими дисциплинами; о структуре этих дисциплин и о роли курса «Ревизия и контроль» в этой системе; о связи и различиях между ревизией и аудитом; о системе нормативного регулирования ревизии и контроля.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 562.95 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов, Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 392 c.
2. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия: Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Бобошко.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 c.
3. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия: Учебное пособие / В.И. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 311 c.
4. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия: Учебное пособие / В.И. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 311 c.
5. Голощапов, Н.А. Контроль и ревизия / Н.А. Голощапов, А.А. Соколов. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 284 c.
6. Корнеева, Т.А. Контроль и ревизия в схемах и таблицах / Т.А. Корнеева, М.В. Мельник, Г.А. Шатунова. - М.: Эксмо, 2011. - 352 c.
7. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия: Учебник / В.И. Бобошко. - М.: Юнити, 2014. - 208 c.
8. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия: учебное пособие / В.И. Бобошко. - М.: Юнити, 2014. - 352 c.
9. Кузнецова, О.Н. Контроль и ревизия / О.Н. Кузнецова. - М.: Русайнс, 2019. - 186 c.
10. Маслова, Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / Т.С. Маслова; Под ред. проф. Е.А. Мизиковский. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 336 c.
11. Мельник, М.В. Контроль и ревизия в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.А. Шатунова, Т.А. Корнеева, М.В. Мельник; Под ред. Г.А. Шатунова. - М.: Эксмо, 2011. - 352 c.
12. Пушкарева, В.М. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве: Учебник / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 392 c.
13. Федотова, Е., С. Экзамен по курсу "Контроль и ревизия": Учебное пособие для вузов. / Е. С. Федотова. - М.: Приор, 2005. - 128 c.
14. Эриашвили, Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие для студентов вузов / О.В. Ахалкаци, М.В. Вахорина, Н.Д. Эриашвили; Под ред. Е.А. Федорова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 239 c.
15. Эриашвили, Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие для студентов вузов / О.В. Ахалкаци, М.В. Вахорина, Н.Д. Эриашвили; Под ред. Е.А. Федорова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.
16. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Федоровой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 239 c.
17. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Федоровой. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 239 c.
18. Маслова, Т.С. Контроль и ревизия в бюджет.учр.: Уч.пос / Т.С. Маслова. - М.: Магистр, 2017. - 352 c.
19. Контроль и ревизия. Учебное пособие / Под ред. Е.А. Федоровой. - М.: Юнити, 2018. - 59 c.
20. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. Бобошко В.И.. - М.: Юнити, 2011. - 304 c.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ ВПО «Российский государственный

торгово-экономический университет»

Саратовский институт (филиал)

Кафедра Учета, финансов и банковского дела

КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ

Учебное пособие

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Автор-составитель:

канд. экон. наук, доцент Федотова Е.С.

Саратов 2010

Контроль и ревизия: учебное пособие по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / сост. Е.С. Федотова. - Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2010. - 179 с.

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Дисциплина «Контроль и ревизия» входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

В учебном пособии представлено систематизированное изложение основных разделов курса «Контроль и ревизия». Раскрываются особенности современного российского законодательства в области контроля и ревизии, функции и виды контроля, место контрольно-ревизионной работы, принципы проведения ревизии и ее связь с другими формами контроля; теоретические и методические основы контрольно-ревизионной работы, применяемые в процессе контроля и ревизии методические приемы контроля. Уделено внимание проверке систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета отдельных объектов учета предприятий торговли и общественного питания.

В каждой главе даны контрольные вопросы, которые позволят усвоить материал. Приводится словарь основных терминов.

Введение

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ

1.1 Сущность и значение контроля в современных условиях

1.2 Виды контроля

1.3 Организационные формы контроля

1.4 Требования к системе внутреннего контроля организации

1.5 Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности

1.6 Внутренний контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций

Контрольные вопросы

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

2.1 Сущность ревизии

2.2 Виды ревизий

2.3 Характеристика комплексных ревизий

2.3 Планирование контрольно-ревизионной работы

2.4 Последовательность ревизионного процесса и процедуры его осуществления

2.5 Обобщение материалов ревизии

2.6 Принятие решений по результатам ревизии

2.8 Права и обязанности ревизора

2.9 Права и обязанности лиц, служебная деятельность которых проверяется

Контрольные вопросы

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3.1 Классификация приемов контроля

3.2 Приемы проверки отдельного документа

3.3 Критерии доброкачественности документов. Понятие подлога

3.4 Приемы проверки документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям

3.5 Приемы проверки системных бухгалтерских записей

3.6 Инвентаризация как прием фактического контроля

3.7 Другие методические приемы фактического контроля

3.8 Контроль и ревизия в условиях компьютерной обработки данных

Контрольные вопросы

Глава 4. КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

4.1 Контроль и ревизия наличных денежных средств

4.2 Ревизия товарных запасов и операций

4.3 Ревизия организаций розничной торговли

4.4 Ревизия организаций общественного питания

Контрольные вопросы

Литература

Приложение

Введение

контроль ревизия бухгалтерский учет

Рыночные отношения требуют новых подходов к управлению. Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой. В условиях функционально обособленного направления экономической работы в организации становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль в организации включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности организации от нормативных или плановых и подготовку рекомендаций для принятия решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать кризисных ситуаций. Важное значение в финансовой среде представляет ревизия как инструмент контроля. Своевременное проведение и анализ результатов ревизии необходимы как для руководства организации, так и для ее собственников.

Учебная дисциплина «Контроль и ревизия» относится к разряду предметов, определяющих выбранную студентом специализацию. В связи с этим важное значение приобретает овладение современными формами и методами контроля, которые студенты, будущие специалисты, должны выбирать самостоятельно.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов фундаментальных знаний по методологии и правовому регулированию контрольно-ревизионной работы, практических навыков по методике проведения контроля и ревизии в организации.

Задачи дисциплины - ознакомление студентов с правовыми основами контроля и ревизии, процессом организации и планирования ревизии, правами и обязанностями ревизора, а также с технологией проведения контроля и ревизии отдельных хозяйственных операций и оформлением результатов проверки.

Дисциплина «Контроль и ревизия» обеспечивает необходимый уровень теоретических знаний, требующихся для грамотной организации контрольно-ревизионной работы и повышения ее качества. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерское дело», «Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности» и другие.

Глава 1. С ОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ

1.1 Сущность и з начение контроля в современных условиях

История становления финансового контроля относится к VI-V вв. до н.э. В древних государствах до появления денежных отношений ставилась задача контроля за использованием ресурсов. Вследствие этого ресурсный контроль часто рассматривают как предшественника государственного финансового контроля.

В современных условиях хозяйствующие субъекты получили широкую хозяйственную самостоятельность при решении вопросов выбора источников привлечения финансовых ресурсов и распределения получаемого дохода. В то же время хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать действующие правила, финансово-экономические и организационные ограничения и обязательства, установленные государством. Велика ответственность за достоверность отражения в учете и отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Контроль становится основополагающим для гарантии соблюдения всеми хозяйствующими субъектами правил ведения бизнеса.

Таким образом, возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Особый интерес у заинтересованных сторон вызывает информация о финансовой деятельности организации, ее конечном результате - прибыли или убытка. При этом экономические интересы государственных органов управления, администрации организации, ее учредителей и работников не совпадают. Каждая из этих сторон стремится получить выгоду в свою пользу.

Государство заинтересовано в получении от организаций налогов и различных сборов для покрытия бюджетных ассигнований.

Хозяйственные субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но сократить налоги и различные сборы в государственный бюджет. В ряде случаев это достигается не за счет наращивания объема производства и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии и организации производства, а за счет поиска различных недочетов в законодательстве, а зачастую подлога.

Банкам и заимодавцам, кредитующим организацию, также необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, платежи по процентам за предоставленные кредиты и займы.

Фондовые биржи также желают получить как можно больше курсовых разниц от покупки и продажи ценных бумаг, а поэтому они заинтересованы в получении достоверной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов.

То же можно сказать об акционерах. Их интересуют вложенные средства в организацию и размеры дивидендов, получаемые на вложенный капитал, реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.

Особая роль в решении этой задачи отводится собственнику организации. Ему необходима объективная информация для принятия эффективных управленческих решений. Он заинтересован также в том, чтобы государство и третьи лица, с которыми находится организация во взаимоотношениях и от которых зависит дальнейшее развитие ее производственной и финансовой деятельности, были уверены в объективности информации.

Что касается пользователей информации, то они чаше всего не имеют специальных навыков для проверки достоверности информации или не имеют времени и материалов для такой проверки. Поэтому инициатива по изысканию таких возможностей в основном исходит от самого собственника организации.

Пользователей информации о хозяйствующих субъектах принято делить на три группы (рис. 1).

Представители администрации являются одними из основных пользователей информации хозяйствующих субъектов. Собственников, совладельцев и высшее руководство организации более всего интересует прибыльность и ликвидность организации. Для руководителей среднего и низшего звена - информация о достаточности ресурсов, себестоимости и рентабельности отдельных операций.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис 1. Пользователи информации хозяйствующих субъектов

Внешние пользователи с прямым финансовым интересом пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, по данным которой они делают вывод о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Внешние пользователи с косвенным финансовым интересом, имеющие право на использование внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

Достоверность информации обеспечивается контролем.

Контроль - это функция, присущая всякому управлению. В переводе с французского (controle ) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо.

Термин «контроль» в научной и практической деятельности употребляется все чаще. Контроль определяют как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, явление, метод и т.д.

Специалисты по теории управления трактуют контроль как функцию управления, как завершающий этап управленческой деятельности, хотя более обоснованно рассматривать контроль в качестве неотъемлемой составляющей процесса принятия и реализации управленческих решений на всем его протяжении.

Ряд ученых характеризует контроль как процесс. Такой подход к сущности контроля настолько широк, что не дает возможности получить представление об основных его характеристиках.

Большинство специалистов рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

В широком смысле под контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных показателей.

Таким образом, к онтроль - самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

Это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Контроль может осуществляться на разных уровнях (рис. 2.).

Рис. 2 Уровни контроля

Цель контроля - объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности организации и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.

Выделяют следующие функции контроля (рис. 3).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 3. Функции контроля

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Данная информация способствует объективному изучению состояния дел контролируемого объекта, помогает выявить влияние факторов, способствующих росту эффективности производства.

Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван не только выявлять недостатки и злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе. Усиление профилактической функции контроля является объективной необходимостью совершенствования управления экономикой, обеспечения динамичного развития контролируемого объекта.

Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Организация должна обеспечить рациональное и целевое использование всех имеющихся средств и ресурсов. Целевое использование средств означает, что они должны расходоваться в соответствии с конечной целью функционирования данной организации, с планами, сметами и договорами. Рациональное использование средств - достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда. Организация должна мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы для достижения поставленной цели.

Воспитательная функция контроля заключается в приобщении работников к управлению производством, он воспитывает у них потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения обязанностей, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности.

Управленческая деятельность эффективна, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

· укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины, обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества;

· достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

· выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

· выявление путей совершенствования работы организации.

1.2 Виды контроля

В целях более глубокого изучения сущности контроля возникает необходимость его классификации. Контроль рассматривают с разных позиций, выделяя его виды:

· по характеру субъектов контроля;

· по охвату проверкой и обследованиями;

· по методу проверки документов;

· по времени проведения;

· по источникам информации;

· по цели (рис. 4.).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис 4. Классификация хозяйственного контроля

П о характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль.

В нутренний контроль служит обеспечению надлежащего функционирования и управления организации и проводится внутренними службами организации (руководителями отделов и служб, внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией). Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организаций. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля: деятельность ревизионных комиссий организации, порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, определение должностных обязанностей и т.п. Внутренний контроль осуществляется непрерывно, но отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере необходимости. Руководство организации самостоятельно определяет состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля - целесообразность и экономичность.

В нешний контроль служит обеспечению безопасности субъектов общественных отношений, защите прав, свобод и законных интересов государства и общества в целом. Он осуществляется государственными финансовыми органами, финансово-кредитными, аудиторскими организациями и т.п.

Внешний и внутренний контроль дополняют друг друга и в то же время различаются. Деятельность внешних контролеров аналогична деятельности внутренних, т.к. ими используются практически одна и та же исходная информация, а также формы и методы проверки и анализа. Однако внешний контроль более независим от контролируемого объекта.

П о охвату проверкой и обследованиям разделяют полный и частичный контроль.

При полном контрол е контролируется вся финансово-хозяйственная деятельность организации, что дает возможность всесторонне оценить эффективность использования ее производственного потенциала, а при части ч ном - изучаются отдельные стороны и участки работы организации.

П о методу проверки документов выделяют сп лошной и выборочный кон троль.

Выборочность контроля может быть в двух формах:

· охватываются проверкой все документы в отдельные месяцы в пределах года;

· охватывается проверкой часть документов в пределах каждого месяца.

П о времени проведения контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль имеет предупредительный характер и применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Он имеет целью предупреждения нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений, возможных отклонений или нарушений нормальной деятельности организации. Объектами такого контроля могут быть проектно-сметная документация, договоры, документы, отражающие движение товарно-материальных ценностей и денежных средств и т.п.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственной операции или сразу после ее совершения. Его цель - оперативное выявление и своевременное предотвращение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Его цель - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты нарушений и отклонений от запланированных показателей. Последующий контроль применяется в работе всех контролирующих органов. Объектами такого контроля являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.

П о источникам информации разделяют документальный и фактический контроль.

Д окументальный контроль заключается в проверке документов: первичных, регистров учета, отчетности и других документальных носителей информации. Его цель - выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Ф актический контроль - объективная проверка фактических данных для оценки работы организации, полноты исполнения возложенных на нее функций, программы ее деятельности в будущем. Он базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным обследования, осмотра, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.

П о цели выделяют следующие виды контроля:

· ревизия - система контрольных действий, осуществляемых по заданию руководителя, вышестоящей организации, налоговых и других органов. В ходе ревизии устанавливается законность, целесообразность, достоверность совершенных хозяйственных операций, а также действий должностных лиц, участвующих в хозяйственных операциях;

· тематическая проверка - изучение и анализ одной из сторон финансово-хозяйственной деятельности организации или участка работы с целью получения исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике (проверка соблюдения лимита кассы, обеспечение сохранности средств организации и т.п.);

· служебное расследование - проверка соблюдения работниками организации должностных обязанностей, а также нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность, организуемая по инициативе руководителя организации; поводом являются факты злоупотреблений должностных лиц, недостачи и порча материальных ценностей;

· следствие - процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц;

· хозяйственный спор - способ установления в суде соблюдения законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях;

· аудит - осуществляется независимыми экспертами (аудиторами) с целью подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1.3 Организационные формы контроля

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующим его деятельность: кодексы РФ, федеральные законы, нормативные акты исполнительных органов власти.

Различают следующие организационные формы контроля:

· государственный;

· ведомственный;

· вневедомственный;

· внутрихозяйственный;

· независимый;

· общественный (рис. 5).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 5. Организационные формы контроля

Основным функциональным назначением государственного ко н троля , осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, т.к. бюджет - это форма образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

Бюджетная система России состоит из бюджетов разных форм собственности: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (собственность РФ), местные бюджеты (муниципальная собственность). В связи с этим государственный контроль подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый в масштабе Российской Федерации и в каждом субъекте РФ, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.

Основные задачи государственного контроля:

· проверка правильности формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества;

· проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

· контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;

· контроль за реализацией межбюджетных отношений;

· выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней;

· проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

· контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионам;

· пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;

· выявление фактов финансовых злоупотреблений и применение соответствующих мер.

Муниципальный финансовый контроль рассматривается как одна из функций органов местного самоуправления. Он представляет собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования имущества, закрепленного за муниципальными организациями.

Функции государственного и муниципального финансового контроля:

· контроль за источниками поступления бюджетных средств;

· контроль за расходованием бюджетных ресурсов;

· контроль за использованием государственной и муниципальной собственности; проведением ее приватизации и национализации;

· контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

· контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;

· контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;

· пресечение финансовых злоупотреблений.

Представительные и исполнительные органы разных уровней власти осуществляют финансовый контроль за исполнением соответствующих бюджетов согласно:

· Конституции РФ ;

· Бюджетному кодексу РФ ;

· Федеральным законам: «О Центральном банке РФ (Банке России)» , «О Счетной палате РФ» , «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», «О Правительстве РФ» и др.;

· законам субъектов Российской Федерации;

· уставам муниципальных образований;

· другим правовым актам органов местного самоуправления.

Объектами государственного финансового контроля являются:

государственные органы и структуры;

промышленные и коммерческие организации, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный контроль в России осуществляется Счетной палатой РФ, Центральным банком РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Министерством финансов РФ и его структурными подразделениями (Главным управлением федерального казначейства, Департаментом государственного финансового контроля и аудита и их территориальными органами), Министерством по налогам и сборам РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, финансовыми органами федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Полномочия государственных контролирующих органов обычно распространяются не только на государственные, но и на негосударственные организации, независимо от их организационно-правовой формы. Это особенно заметно в сфере налогового, банковского, валютно-экспортного, трудового, торгового, санитарно-эпидемиологического и других видов контроля.

Механизм государственного контроля включает в себя систему мер, позволяющих контролирующим органам:

1. Получать необходимые сведения о физических и юридических лицах, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах.

2. Выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности.

3. Принимать меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов физических и юридических лиц, государства.

4. Принимать меры для привлечения к ответственности виновных в нарушениях.

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ , деятельность которой определяется Федеральным законом «О Счетной палате РФ» .

Счетная палата РФ - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль федеральной собственности и расходования федеральных средств. Контролю подлежат все юридические лица. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета или влияющие на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

· регулярное представление Совету федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемой организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций (независимо от форм собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

В соответствии со своей компетенцией Главное контрольное управление Президента РФ решает следующие задачи:

· организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей;

· взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов;

· осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента РФ;

· координирует при осуществлении проверки деятельность органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ;

· вносит по результатам проверки предложения Президенту РФ о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти;

· направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти РФ материалы о выявленных нарушениях .

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Мин и стерство финансов РФ , которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департаменту государственного финансового контроля и аудита , а также контрольно-ревизионным управлениям Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации поручен государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми главными и нижестоящими распорядителями кредитов, а также получателями бюджетных средств, кредитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, организуют и проводят ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

· контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;

· контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

· контроль совместно с Центральным банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

· контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Федеральное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, в организациях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств с наложением штрафа, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Министерство по налогам и сборам РФ контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет. В компетенцию налоговых органов относится осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков и др. .

Центральный банк РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению кредитной системой РФ и осуществлению надзора за кредитными организациями .

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет функции органа валютного и экспортного контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций.

Госстандарт осуществляет государственный контроль за соблюдением общих правил организации и осуществления сертификации, а также непосредственный контроль за сертифицированной продукцией.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потр е бителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Внутриведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Его проводят министерства, комитеты, департаменты в виде ревизий и тематических проверок в подведомственных организациях. Компетенция органов внутриведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов одного ведомства.

Такой контроль осуществляют специальные должностные лица, состоящие в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств. Совокупность этих подразделений и штатов составляет понятие ведомственного контрольно-ревизионного аппарата, численность которого определяется количеством подведомственных организаций, деятельность которых подлежит систематическому контролю.

Преимущество внутриведомственного контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасли и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии и т.д. Основными функциями внутриведомственного контроля являются:

· осуществление систематического контроля за состоянием экономики подведомственных организаций;

· осуществление контроля за производственно-финансовой деятельностью подведомственных организаций путем проведения ревизий и тематических проверок;

· контроль за сохранностью всех видов ресурсов;

· выявление хозяйственных и финансовых нарушений и злоупотреблений;

· контроль за правильностью постановки учета и отчетности;

· выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Положительной стороной вневедомственного контроля является его объективность, результативность, достаточно высокое качество и глубина проверок. Однако эффективность данного вида контроля снижается из-за некомплексности и несистематичности проверок.

Внутрихозяйственный контроль предполагает непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствует своевременному обнаружению ошибок, нацеливает сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей. Он защищает интересы организации и ее коллектива от злоупотреблений и обеспечивает повышение эффективности ее хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный контроль осуществляется как отдельными сотрудниками организации, так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) внутрихозяйственного контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры организации. Его задача - это систематическое и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов.

Независимый контроль (аудит) - осуществляется независимыми экспертами (аудиторами), имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановка, ведение и восстановление учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, консультирование по вопросам ведения учета, налогообложения и др.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами статистики, средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).

Общественный контроль осуществляется также профсоюзными и другими общественными организациями. Его цель - проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

К числу самых распространенных общественных контролирующих организаций относятся: союзы потребителей, профессиональные союзы, негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг, общественные объединения.

Международные контролирующие организации: исполнительные структуры Организации объединенных наций (ООН) и Европейского союза (Совет Европы). Органы Секретариата ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами-членами ООН международных актов, принятых Государственной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского Союза.

Профессиональные объединения: ИСО (Международная организация по стандартам), МФБ (Международная федерация бухгалтеров) и др.

1.4 Требования к системе внутреннего контроля организации

Система внутреннего контроля - совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля, по мнению ведущих специалистов в области контроля, включает следующие элементы: контрольную среду, внутреннюю среду (регламентацию), отдельные виды контроля, контрольную деятельность, специальный контроль, мониторинг (рис. 6).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 6. Элементы системы внутреннего контроля

Регламентация включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов как внешних, так и внутренних.

Отдельные виды контроля включают административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий контроль.

Административный контроль включает контроль за выполнением стратегических и текущих планов организации; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил проведения операций, правильностью действий органов управления организации всех уровней.

Бухгалтерский контроль обеспечивает контроль за полнотой и достоверностью учетной информации и отчетности, соблюдением нормативных актов и учетной политики, обоснованностью затрат организации.

Управленческий контроль - система оперативных мер, направленных на обеспечение правильности и целесообразности действий органов управления организации, контроль со стороны руководителей подразделений за деятельностью подчиненных, за выполнением управленческих решений и распределением потоков управленческой информации.

Финансовый контроль представляет собой контроль за выполнением финансовой политики организации, образованием и использованием ресурсов, соблюдением установленных лимитов, проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности организации.

Правовой контроль служит инструментом надзора за законностью проводимых операций, правовым обеспечением деятельности организации, ведением на должном правовом уровне судебных и арбитражных дел.

Технологический контроль предполагает осуществление контрольных мероприятий за соблюдением технологического процесса производства продукции, выполнения работ.

Контрольная деятельность - процесс взаимодействия отдельных элементов системы внутреннего контроля, включающий выполнение контрольных функций при выполнении своих обязанностей сотрудниками.

Специальный контроль - деятельность подразделения, например, отдела внутреннего аудита, или специалистов по проверке отдельных операций, результатов, состояния объектов проверки.

Мониторинг- проверка и оценка эффективности внутреннего контроля организации.

Таким образом, степень сложности системы внутреннего контроля соответствует структуре организации Масштабы использования и эффективность применения внутреннего контроля зависят от интереса к внутреннему контролю собственников и руководителей организации. Система внутреннего контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь из-за ее отсутствия. Если система внутреннего контроля будет работать эффективно, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита.

В настоящее время проблема эффективно функционирующей системы внутреннего контроля, несмотря на актуальность, остается не в полной мере осмысленной с научных позиций и в плане практической ее реализации.

Важно отметить, что целью организации должно являться не создание системы внутреннего контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие ошибок в работе, а системы, которая помогала их своевременно выявлять и устранять, способствуя эффективности работы. Однако даже хорошо организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности с точки зрения достижения поставленных целей.

Эффективное функционирование системы внутреннего контроля основано на следующих требованиях.

Подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля. В должностной инструкции сотрудников организации следует предусмотреть возможность контроля качества выполнения ими функций другим субъектом внутреннего контроля.

Ущемление интересов. Следует создавать условия, при которых отклонения будут ставить сотрудника (подразделение) в невыгодное положение, побуждая к регулированию «узких мест».

Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица, поскольку это может привести к злоупотреблениям.

Заинтересованность администрации. Эффективность системы внутреннего контроля зависит от должной заинтересованности и участия управленческого персонала.

Компетентность, заинтересованность и честность субъектов вну т реннего контроля. В противном случае даже идеально организованная система внутреннего контроля не может быть эффективной.

Подобные документы

    Характеристика ревизии как формы контроля: сущность и функции данной деятельности на современном этапе. Классификация и типы ревизий, их отличительные особенности. Нормативно-правовое регулирование контрольно-ревизионной работы, законодательство.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Основные этапы контрольно-ревизионной работы. Ревизия и контроль использования трудовых ресурсов, заработной платы, расчетов с рабочими и служащими. Задачи и источники ревизии. Правильность составления отчета по труду и использованию рабочего времени.

    реферат , добавлен 24.06.2009

    Сущность организационных форм и видов контрольно-ревизионной работы организаций. Анализ контроля операций по формированию себестоимости продукции. Ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудит как форма контроля.

    курс лекций , добавлен 10.12.2013

    Создание контрольно-ревизионная службы для контроля над процессом производства и продажи, выявления и предотвращения недостач, хищений и прочих нарушений в ООО "Сатинг". Назначение ревизии в филиале. Излишки и недостачи, выявленные в ходе ревизии.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Организация финансово – экономического контроля в организации службой бухгалтерского учета, ревизионной комиссией организации, службой внутреннего аудита. Среда проверки. Стиль и основные принципы управления. Организационная структура организации.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2008

    Проверка соответствия бухгалтерского и налогового учета организации законодательным и нормативным документам. Ревизия в торговле аптечными товарами и на предприятиях общественного питания. Программа проверки, нарушения, выявляемые в ходе ревизии.

    контрольная работа , добавлен 31.07.2011

    Сущность финансового контроля, его виды и методы, отличия аудита от ревизии. Методы документального контроля, инвентаризация и ревизия, права и обязанности ревизора. Документальное оформление итогов ревизии; типичные нарушения, выявленные при ревизии.

    курс лекций , добавлен 12.11.2010

    Характеристика видов финансового контроля. Контрольно-ревизионная политика в современных условиях. Фактические и документальные ревизии. Контроль и ревизия операций по расчетным счетам в банке. Фиксирование выявленных в процессе проверки отклонений.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    История становления и развития контроля и ревизии. Предметная область проведения проверок. Сущность, роль и основные функции контроля в управлении. Роль и функции контроля в управлении экономикой. Классификация контроля в зависимости от его субъекта.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Общая характеристика финансового контроля, его функции и задачи. Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении финансовых и хозяйственных операций. Методика проверки учетной документации во время ревизии.