• Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.– 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. – 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Статьи и научные сообщения в сборниках и рецензируемых журналах

  • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)
  • Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1. С.89-90.
  • Внимание как проявление активности субъекта в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”. // Психология созидания. Ежегодник РПО. Том 7. Выпуск 2. Казань: 2000. С.22-24. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.С. Шилко)
  • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной “умственной загрузки”. // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч.2. С.98-106. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Проблема анализа микроструктуры перцептивной деятельности в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Психология как система направлений. Ежегодник РПО. Том 9, выпуск 5. М.: АНО «Инсайт», 2002. С.179-180. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
  • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
  • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
  • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
  • Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. С.42-48. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Торможение возврата внимания. Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С.50-58. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте: сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации. // Аутизм и нарушения развития. 2006. №1. С.29-41.
  • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях «слепоты, вызванной движением // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
  • Наследие П.И. Зинченко и когнитивная психология с человеческим лицом. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.38-41.
  • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
  • Принцип кольцевой регуляции в современной когнитивной психологии восприятия и внимания и проблема единиц перцептивной деятельности // Актуальные проблемы когнитивной науки. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 2010. С.62-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Когнитивная наука в Восточной Европе: опыт Нового Болгарского Университета // Методология и история психологии. 2010. Том 5. №2. С.57-64. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientif Legacy of P.I. Zinchenko Today // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
  • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)

Тезисы докладов

  • Исследование феномена “мигания внимания” // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: 1998. С.107-108.
  • Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: эффект мигания внимания. // Материалы Первой Московской конференции студентов и аспирантов “Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы”. Часть I. М.: СГУ, 1999. С.199-200.
  • Роль процессов группировки в возникновении эффекта мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.319-320.
  • Проблема средств решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: РПО, 2000. С. 156-159. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Влияние семантической группировки стимулов на эффект “мигания” внимания. // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. А.А. Крылова. С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С.38-40.
  • Влияние индуцированных стратегий на эффект мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 6. М.: МГУ, 2001. C.312-313.
  • Эффект преимущества слова и динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции (RSVP). // Психология, педагогика и социология чтения. Материалы V Международной научно-практической конференции 26-28 марта 2001 г. В 2 частях. Ч.II. / Ред.-сост. И.В. Усачева. М.: НИЦ ИНЛОККС, 2002. С.39-40.
  • Динамика внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов: от методологии к методике исследования. // Современная психология: состояние и перспективы. / Под ред. А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С.233-235. (Соавт. Г.В. Курячий)
  • Возможности и ограничения принципа кольцевой регуляции в моделях решения перцептивной задачи // Материалы Вторых Международных психологических чтений молодых ученых-психологов «Инновации в психологии». Бийск, 2002. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Нейрокогнитивный подход как катализатор психологического исследования динамики зрительного внимания. // Сборник трудов Международной конференции «А.Р. Лурия и психология XXI века». / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. Москва, 2002. С.142.
  • Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand? // 43. Kongress der Deutschen Gesellschaft fuer Psychologie. / E. Van der Meer etc. (Hrsg.) Lengerich: Pabst Science Publishers, 2002. S.324.
  • Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.196-198. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.237-239. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • “Units” of spatial and temporal attention and visual awareness. // Workshop on Cognitive Science and Neurophilosophy. Abstracts. Tehran: Iranian Institute of Philosophy, 2005. P.5-6.
  • Проблема «центральных ограничений переработки информации» в психологии внимания: возможные решения // Вторая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, СПбГУ: 2006. Т.2. С.641-643.
  • On the generality of word superiority effects under various masked presentation conditions. // Visual masking and the dynamics of vision and consciousness. / Eds.: U. Ansorge, G. Francis, M. Herzog, H. Ogmen. Delmenhorst, Germany, 2006. P.13.
  • Прикладные аспекты современной когнитивной науки. // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006. С.83-88.
  • Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2006. С.71-73.
  • Гуманитарный поворот в когнитивных науках. // Гуманитарные чтения РГГУ-2008. Сборник материалов. М., РГГУ, 2008. с. 137-139.
  • Эффект превосходства слова и интегративные психические процессы. // Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. / Отв. ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. С.192-194.
  • Оценка эффективности извлечения знаний из памяти. // Материалы международной конференции молодых ученых "Психология - наука будущего" под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М: ИПРАН, 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Диагностика индивидуальных особенностей извлечения знаний из памяти. // Сборник материалов 2-й всероссийской конференции "Психология индивидуальности". М., 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Would letters forming a word survive motion-induced blindness? // Journal of Vision, 2008, 8(6):1017, 1017a (With D. Devyatko)
  • Is there word superiority in visual search? // Third International Conference on Cognitive Science. Abstracts. Moscow, June 20-25, 2008. Vol.1. P.124-125. (With Pantyushkov A., Horowitz T.S.)
  • On the linguistic mediation of visual attention. // ISCAR 2008. Ecologies of diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of Abstracts. San Diego, September 8-13, 2008. P. 62.
  • Эффект превосходства слова в условиях невнимания // Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2009", Выпуск 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / Под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. С. 144-146 (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Нисходящие влияния на обработку зрительной информации в условиях быстрой смены стимулов (на примере эффекта мигания внимания) // Материалы III международной конференции молодых учёных "Психология - наука будущего" / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 152-154. // (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Эффекты превосходства слова в перцептивных задачах и проблема оперативных единиц перцептивной деятельности. // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск: Томский государственный университет, 2010. Т.2. С.558-560. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов, Д.В. Девятко, М.В. Синицына, Е.С. Горбунова)
  • Word superiority within the attentional blink. // Journal of Vision. 2010. Vol.10. No.7 P.203 (With E. Gorbunova)
  • Методологические проблемы использования функциональной магнитно-резонансной томографии: опыт организации фМРТ-лаборатории в России // Материалы конференции «В.М. Бехтерев и современная психология». Казань, 2010. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына, Е.А. Мершина)
  • Word Superiority Effect and Attention. // B. Kokinov, A. Karmiloff-Smith, N.J. Nersessian (Eds.), European Perspectives on Cognitive Science. Sofia: New Bulgarian University Press, 2011.
  • Эффект превосходства слова при разных формах индуцированного невнимания. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.75-80. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Латерализация восприятия речи и музыки у людей с разным профилем функциональной асимметрии: фМРТ-исследование. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.197-202. (соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына)
  • Эффект превосходства слова в условиях полного и отвлеченного внимания. // Психология и современный мир. Архангельск, 2011. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Temporal processing units relocate the attentional blink // Vision Sciences Society 11th Annual Meeting. Abstracts. Naples, FL, 2011. P.30. (With V. Stepanov)

Словарные статьи

Предисловия

  • Предисловие // Фомин А.Е. «Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию». Калуга: КГПУ, 2007. С.3-5.
  • От организаторов // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. М.: БукиВеди, 2011. С.3-4.

В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

Великая иллюзия сознания - тема, которая в последние десятилетия, буквально с начала XXI века, активно обсуждают и психологи, и физиологи, и философы. Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто бы замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все.


В психологии подобного рода явления начали изучать примерно с 70-х годов. Возникли они как побочный продукт экспериментов в совсем другой области, это опять же были исследования зрительного восприятия, зрительного внимания человека, которые проводил психолог из Корнелльского университета Ульрик Найссер - один из основателей такого направления как когнитивная психология, то есть психология познавательных процессов. Он изучал со своими студентами и аспирантами ситуацию, когда человек видит перед собой два наложенных друг на друга фильма, и его просят отслеживать один из них, игнорируя другой.


Типичная ошибка, касающаяся именно того, что мы воспринимаем, называется "слепотой к повторению". Мы, как правило, не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени, или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Собственно, именно поэтому в современных текстовых редакторах повторение слова обязательно подчеркивают точно также красной чертой, как орфографическую ошибку, чтобы сделать объект другим.


Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
Комментарии: 0

    Дэвид Чалмерс

    «Наше сознание - основа нашего существования, - считает Дэвид Чалмерс. - Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

    Дмитрий Иванов

    Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

    Рассудок следует отличать от других форм сознания - самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

    Константин Анохин

    Гамбургский счет

    Василий Ключарев

    Гамбургский счет

    Мы знаем много способов повлиять на решение людей: убедить, запугать, загипнотизировать или воздействовать определенными приборами на некоторые участки головного мозга. Зачем ученые это делают и к чему приводят подобного рода эксперименты? Об этом мы решили спросить руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Василия Ключарева.

    Константин Анохин

    Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

    Наши ощущения субъективны, квалиа, объяснительный разрыв, мысленный эксперимент Комната Марии, задача Салли и Энн.

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 3. С. 4-18)

Психолого-педагогические исследования (2009. № 1)

Другие публикации автора

Монографии и учебные пособия:

  1. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
  2. Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  3. Фаликман М.В. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)

Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

  1. Фаликман М.В. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. (Соавт. А.Г. Шмелёв)
  2. Фаликман М.В. Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1.
  3. Фаликман М.В. Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. (Соавт. Е.В. Печенкова).
  4. Фаликман М.В. Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  5. Фаликман М.В. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4. (Соавт. А.Я. Койфман)
  6. Фаликман М.В. Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3.(Соавт. И.С. Уточкин) Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. (Соавт. И.С. Уточкин)
  7. Фаликман М.В. Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. (Соавт. Е.В. Печенкова)

Биография

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. В.Я. Романова по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. - ассистент, с 2006 г. - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.

Научная деятельность

Область научных интересов:

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

    1997-1998 – грант РФФИ № 97-06-80365 “Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения” (руководитель проекта проф. А.Г. Шмелёв).

    1999-2001 – грант в рамках программы “Университеты России – фундаментальные исследования” № 991010 “Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: методики исследования, систематизация и объяснение с позиций деятельностного подхода (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    1999-2002 – грант РФФИ № 00-06-80115 «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”» (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    2001 – персональный грант РФФИ № 01-06-06002.

    2002 – персональный грант РФФИ № 02-06-06009.

    2003-2005 – грант РФФИ № 03-06-80191 «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа» (руководитель проекта ст.н.с. В.В. Любимов).

    2004-2006 – грант РФФИ № 04-06-80236 «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней» (руководитель проекта ст.н.с. Т.В. Ахутина).

    2004 – грант программы COBASE (США) "Interactions between the word superiority effect and attention" (в сотрудничестве с Тоддом С. Хоровитцем, лаборатория зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета, США)

    с 2008 - грант РФФИ № 08-06-00171 «Соотношение восходящих и нисходящих влияний в обработке зрительной информации человеком» (руководитель проекта)

Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время:

    Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).

    43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).

    Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).

    Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).

    Научный семинар Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).

    Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).

    Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).

    Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).

    Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)

    Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).

    Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
    Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).

    Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).

    Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).

Это слово в последнее время на слуху. Остряки говорят: «У меня когнитивный диссонанс» в ситуациях, когда другие восклицают: «Обалдеть!»; в переводных текстах встречаются загадочные «доктора когнитивных наук», и кажется, что ничего не знать про когнитивность - практически неприлично. Один из ведущих российских когнитивных психологов Мария Фаликман рассказала нам о том, что в действительности означает это слово, а также о достижениях ученых из самых разных областей, вместе исследующих процессы человеческого познания.

Psychologies:

Давайте с самого начала: что такое когнитивные процессы и когнитивные науки?

Мария Фаликман:

Все очень просто. Когнитивный - значит, относящийся к человеческому познанию. К тому, как мы получаем информацию, как мы ее храним, преобразуем и используем, решая те или иные задачи.

Но при желании под это широкое определение может подойти абсолютно любой процесс!

М. Ф.:

Отчасти по этой причине слово «когнитивный» и стало в последнее время ярлыком, который клеят на все без разбора. А «доктор когнитивных наук» на Западе - это специалист сразу в нескольких областях науки, занимающихся изучением нашего познания, языка и мозга. Дело в том, что когнитивные исследования по определению междисциплинарны. Они и родились на стыке нескольких наук. Кстати, у когнитивистики есть свой официальный день рождения - 11 сентября 1956 года. В этот день на симпозиуме по проблемам переработки информации в Массачусетском технологическом институте были сделаны три важных доклада. Первый из них представил психолог Джордж Миллер (George Miller), второй - лингвист Ноам Хомский (Noam Chomsky), а третий - компьютерщик Аллен Ньюэлл (Allen Newell) и политолог Герберт Саймон (Herbert Simon), которые создали первую в мире модель искусственного интеллекта. С этого момента и отсчитывается история когнитивных наук. Ну а еще одна причина того, что когнитивные науки слишком часто поминают всуе, состоит в том, что это очень перспективная область, на исследования в которой выделяются во всем мире большие деньги. Сами понимаете, это очень серьезный стимул.

Чем же так важны когнитивные исследования с прикладной точки зрения?

Хорошо, а как все-таки быть с рабочим столом компьютера?

М. Ф.:

Число элементов на нем не должно превышать шести. В противном случае вы неизбежно будете тратить лишнее время на поиски. Причем если вы нашли один файл, а через пять минут ищете другой, то даже его не получится найти быстрее - количество повторных поисков в насыщенной среде никак не влияет на их скорость. Поэтому создавайте папки. Группировка - наш главный инструмент. Ну и разгруппировка тоже: если вам важен какой-то конкретный файл, лучше расположить его на удалении от всех остальных: так вы сразу обратите на него внимание.

Даты

Мария Фаликман родилась в Москве в 1976 году. Окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2001-м - аспирантуру того же факультета. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». С 2006 до 2010 года - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор более 100 научных публикаций. Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ.

Влияние компьютера на нашу жизнь - наверняка тоже предмет интереса когнитивных наук? Ведь без компьютеров теперь и не представить наш процесс познания.

М. Ф.:

Вы правы, но это пока еще очень молодая область исследований. Многие, например, рассуждают о том, что компьютеры влияют на нашу память. Но мне кажется, делать такие выводы рано. Человеческому познанию в принципе свойственно делегировать нагрузку, передавать ее среде. И это началось задолго до компьютеров. Узелки на платке - это ведь тоже напоминание. А сама по себе письменность? Что это, как не резкая разгрузка памяти? То есть с этой точки зрения ничего нового не происходит. До той поры, пока компьютер - инструмент для решения тех или иных задач, и человек решает их эффективно, я не вижу никаких проблем. Конечно, возможно, что постоянное использование компьютера оставляет нашу память без постоянной тренировки. И оказавшись вдруг без компьютера, мы можем испытывать определенные затруднения. Но я не уверена, что можно уже говорить о каких-то принципиально иных механизмах по сравнению с докомпьютерной эрой. Хотя, повторюсь, это разделенное между человеком и компьютером познание - совсем-совсем новая область исследований. Техника вообще сейчас развивается быстрее, ученые за ней просто не успевают. Вспомните, сколько разговоров было лет 10 назад про так называемое thumb-generation - «поколение большого пальца». Про детей и подростков, которые привыкли работать большими пальцами, набирая sms и используя игровые устройства. Какое благодатное открывалось поле для исследований! Так вот, изучать уже нечего. Появился айфон, и никто большими пальцами не пользуется, теперь нужно сенсорные экраны изучать - это уже совершенно другой способ взаимодействия с устройством.

«Самое интересное, что пока нет ответа на главный вопрос: а что вообще такое наше сознание?»

Можно ли ожидать, что развитие науки и техники однажды позволит нам обрести электронное бессмертие - создавать цифровые копии себя на флешках, например? Это ведь тоже вопрос познания, разве нет?

М. Ф.:

Скорее это вопрос сознания - того, где оно все-таки прячется. Но, боюсь, наука не слишком приблизилась к ответу. Мы прекрасно идентифицируем области мозга, ответственные за анализ того или иного типа информации (то есть за те или иные познавательные процессы). Но пока не похоже, чтобы нам стало хоть чуть-чуть яснее, что такое само наше сознание. Частные задачи решаются, а самая общая - увы. Поэтому и бессмертия на флешке я вам обещать не могу. Для этого пришлось бы перевести в цифровые алгоритмы весь субъективный опыт человека. А он у любого из нас абсолютно уникален! Вот мы с вами сидим за одним столом и смотрим на него. А видеть можем два разных стола. Потому что восприятие идет с двух сторон. Есть прямое воздействие на сетчатку, а есть память, прошлый опыт, знания о том, сколько и каких столов мы видели до этого. Один из великих когнитивистов Ульрик Найсер (Ulric Neisser) в свое время писал, что именно по этой причине манипулирование другим человеком в полной мере невозможно. Для этого пришлось бы контролировать абсолютно любой зрительный, слуховой и всякий другой опыт человека с момента его рождения. Без этого мы никогда не сможем с точностью предсказать, что происходит у него в голове в тот или иной момент.

«Невидимая горилла»

В конце 1990-х годов американские психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри (Daniel Simons, Christopher Chabris) провели любопытное исследование. Испытуемым предлагалось просмотреть видеоролик, запечатлевший нескольких игроков в баскетбол, одетых в белые и черные футболки, которые передавали друг другу мяч. Задача состояла в том, чтобы сосчитать, сколько передач сделают за минуту игроки в белых футболках. И все участники эксперимента справились с ней отлично. Но при этом большинство из них абсолютно не заметили, что в середине ролика в кадре вдруг появился человек в костюме гориллы. Он неспешно прошелся по площадке и, ударив себя кулаками в грудь, удалился. Психологи объясняют эту «невидимость» так называемой «слепотой по невниманию»: полностью сосредоточившись на одной задаче, мы совершенно не замечаем того, что не имеет к ней отношения. В 2004 году эксперимент с «невидимой гориллой» удостоился Игнобелевской (она же Шнобелевская) премии как «исследование, которое заставляет сначала рассмеяться, а потом задуматься». Ю. З.

Фаликман Мария Вячеславовна, Москва

Доктор психологических наук.

Руководитель департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС.

Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

Приглашенный редактор специальных выпусков журналов Journal of Russian and East European Psychology, «Методология и история психологии», «Логос». Член редколлегии журналов «Культурно-историческая психология», «Российский журнал когнитивной науки (cogjournal.org)». Рецензент журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологический журнал» РАН, «Культурно-историческая психология», «Вопросы языкознания», Attention, Perception & Psychophysics; Spanish Journal of Psychology.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности «Общая психология, преподавание психологии», аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. с защитой кандидатской диссертации на тему «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». В 2016 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход».

С 2001 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент (2001-2005), доцент (2006-2010) кафедры общей психологии, ведущий научный сотрудник (2011-2013) кафедры психологии личности факультета психологии; старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики и Центра когнитивных исследований филологического факультета (с 2011 г.).

В 2010-2012 гг. – ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования.

С 2011 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований.

C 2014 гг. – старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС.

Область научных интересов. Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Читает лекционные курсы для студентов и магистрантов факультета психологии и филологического факультета МГУ по общей психологии, психологии познавательных процессов и основам когнитивной науки.

Руководитель и участник ряда научных проектов, которые финансировались РФФИ и другими российскими научными фондами (с 1997 по настоящее время), а также совместного проекта с лабораторией зрительного внимания Гарвардского университета США (программа COBASE, 2004).

  • Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия». 2006 (1-е изд.), 2010 (2-е изд.). 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. М.: АСТ, Астрель, 2009(Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Награды:

  • Первая премия Всероссийского конкурса молодых ученых к 100-летию А.Р. Лурия (2003).
  • Персональная стипендия ректора Московского университета «Для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности».
  • Победитель XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» - cерия хрестоматий «Когнитивная психология: история и современность», «Горизонты когнитивной психологии» (в соавторстве).