Биологическая (физическая) антропология - наука, изучающая изменчивость нормальной биологии человека во времени и пространстве, его происхождение, расовое разнообразие, возрастные и конституциональные особенности и процессы, их сопровождающие.

Биологическая или физическая антропология в отечественной науке чаще называется просто антропологией, тогда как в западной традиции под термином " антропология" обычно понимается весь обширный комплекс знаний о человеке, включающий в основном науки социального цикла. Предметом антропологии является нормальная биология человека в своём многообразии (патологическую биологию изучает уже медицина). Фундаментом антропологии служат анатомия, морфология, физиология и биометрия. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками - генетикой , эмбриологией, палеонтологией и прочими. Однако, имея объектом изучения человека, антропология неизбежно занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Хотя антропология в строгом смысле является биологической наукой, она более, чем другие биологические отрасли, пересекается со многими естественнонаучными разделами - геологией, географией, статистикой, а в особенности - с социальными науками - историей, археологией, этнологией, лингвистикой, психологией, философией и иными. Задача антропологии - проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Основные области исследований, задачи и методы биологической антропологии

Биологическая (физическая) антропология изучает изменчивость биологических свойств человека во времени и пространстве. Поэтому обычно выделяют три основных раздела антропологии: антропогенез, расоведение и морфологию человека.

Антропогенез, иначе называемый палеоантропологией, палеонтологией человека или эволюционной антропологией, изучает изменчивость человека во времени. Расоведение, нередко называемое этнической антропологией , изучает изменчивость человека в пространстве. Морфология человека занимается индивидуальной изменчивостью человека - возрастными изменениями и конституциональными особенностями.

Исследователи антропогенеза ставят своей целью проследить все перепетии эволюции человека. Непосредственные задачи весьма разнообразны. Это, во-первых, выявление и классификация многообразия современных и ископаемых приматов - приматология и палеонтология приматов. Знание анатомии, морфологии и этологии приматов даёт представление о положении человека в ряду живых существ, однозначно - по всему существующему комплексу сведений (сравнительной анатомии, эмбриологии, генетики, молекулярной биологии, этологии и палеонтологии) - указывает на принадлежность человека к отряду приматов, позволяет понять факторы и причины разнообразных путей эволюции многочисленных ветвей этого обширного отряда.

Второй значительной задачей антропогенеза является изучение собственно палеонтологии человека или палеоантропологии в широком смысле. Классификация и датировка ископаемых предшественников нашего вида Homo sapiens занимают одно из центральных мест в разделе антропогенеза. Следующий этап познания - выявление в многообразии предшественников собственно нашей линии эволюции и тупиковых ветвей. Принципиальным является изучение факторов и непосредственных причин эволюции человека, на первых этапах почти исключительно биологических, а на поздних дополняющихся и даже вытесняющихся социальными. Одним из наиболее значимых результатов является открытие факта неравномерности биологической и социальной эволюции человека. Выявление специфики человека - одна из важнейших задач антропогенеза.

Науками, тесно соприкасающимися с разделом антропогенеза, являются геология, разнообразные методы датирования, археология, этнология, психология, генетика, эмбриология, философия.

Расоведение изучает изменчивость биологических наследуемых свойств человека в пространстве на уровне больших групп - популяций. Ни для кого не секрет, что люди разных регионов планеты заметно отличаются друг от друга, в том числе - по биологическим наследуемым признакам (стоит подчеркнуть, что изменчивость может быть и иной - по языку, религии, хозяйственно-культурному типу и многим другим параметрам, обычно никак не связанным не только с расоведением, но и друг с другом). Непосредственными задачами расоведения являются выявление и классификация многообразия расовых типов человечества, что невозможно без определения и описания расовых признаков. Расовые признаки имеют свою иерархию, поскольку одни больше пригодны для разделения крупных групп человечества, другие работают на малых масштабах. Следующей задачей является изучение географического распространения рас, поскольку люди всегда перемещались по Земле и продолжают делать это всё активнее; современное распределение рас далеко не обязательно соответствует местам их первоначального формирования. Тут мы вплотную подходим к двум из важнейших задач расоведения: во-первых, к истории формирования современных рас, которая теснейшим образом переплетается с антропогенезом; во-вторых, к исследованию причин, факторов и механизмов расообразования. История рас входит в палеоантропологию в узком смысле, изучающую людей, живших от верхнего палеолита до современности, в том числе образ их жизни, влияние на них условий окружающей среды, способы приспособления людей к этим условиям. Среди механизмов расообразования ключевое место занимает проблема адаптивной ценности некоторых расовых признаков, выявление их "полезности" или "вредности" в конкретных условиях окружающей среды (как выясняется, подавляющее их большинство фомировалось довольно случайным образом, без какой-либо прямой пользы для их носителей). В связи с этой проблемой острейшим вопросом была и, к сожалению, остаётся борьба с расистскими измышлениями о психологической иерархии рас, существовании "высших" и "низших", "неполноценных" рас. Наконец, крайне интересным является изучение продолжающегося и ныне процесса расообразования.

Науками, наиболее плотно соседствующими с расоведением, являются этнология, лингвистика, археология, история, психология, география и генетика.

Морфология человека - весьма обширный раздел антропологии, включающий в себя изучение индивидуальной изменчивости человека. Из трёх основных разделов антропологии этот имеет наибольшее практическое значение. Задачами возрастной антропологии являются, прежде всего, периодизация онтогенеза - развития человека от рождения до смерти (ранними этапами жизни занимается ауксология, поздними - геронтология). Тут одной из основных проблем является явление неравномерности роста разных систем и органов организма, благодаря чему можно выделить разные типы роста. Крайне важной представляется проблема определения биологического возраста, для решения которой необходимо корректно пользоваться критериями биологического возраста. В самом процессе онтогенеза важнейшим представляется так называемый перипубертатный период - период полового созревания и ростового скачка; изучение процессов, происходящих с организмом подростков в это время, всегда стояло в первых рядах антропологии. Следующей проблемой возрастной антропологии является мониторинг и выявление причин акселерации - ускоренного развития как отдельных людей, так и их групп в мировом масштабе, а также факторов, влияющих на её ход. Вообще, факторы, определяющие рост и его темпы, привлекают самое пристальное внимание антропологов. Всё большую значимость приобретают геронтологические проблемы: выявление неблагоприятных изменений в старческом возрасте и способов их облегчения или преодоления; особняком стоит изучение феномена долгожительства и факторов, ему благоприятствующих.

Индивидуальная изменчивость формы тела человека изучается соматологией, а в более глобальном плане - с привлечением данных о значимости тех или иных аспектов сложения для здоровья человека - конституционологией . Основными задачами тут являются классификация соматических и конституциональных типов, определение их различия и распределения по возрасту и полу, а также выявление межгрупповых различий. Важный и актуальный вопрос - адаптивная ценность конституциональных признаков и их связь со здоровьем человека или, напротив, болезнями, а также - с профессиональной деятельностью и социологическими факторами. В более широком плане показательно выявление существования адаптивных типов человечества, доминирующих в разных группах человечества и связанных главным образом с климатическими условиями. Тут необходимо отметить бурное развитие в последнее время таких областей, как спортивная и медицинская антропология, решающих вышеперечисленные и близкие к ним задачи. Развитие учения о физическом развитии как мере сил и здоровья человека всегда будет оставаться актуальнейшей задачей антропологии. Особый интерес вызывает проблема связи разных конституциональных признаков между собой, а особенно - с психологическими свойствами человека, иначе - связь соматотипа и психотипа.

Наконец, сугубо практическое значение имеет эргономика - область антропологии, занимающаяся оптимизацией и стандартизацией изделий народного хозяйства.

Морфология человека теснейшим образом образом связана с такими науками, как анатомия, генетика, молекулярная биология, медицина, психология, социология.

Кроме антропогенеза, расоведения и морфологии, антропология включает ряд более частных дисциплин, данные которых используются как самостоятельно, так и в качестве существенных элементов трёх основных разделов антропологии.

Например, одонтология - наука о зубах. От многих, если не большинства, ископаемых приматов и предков человека остались одни зубы, поскольку они - самая прочная часть организма. Зубы несут важную информацию о систематическом положении, питании, болезнях, уровне агрессии. В расоведении данные одонтологии позволяют разграничивать основные ветви современного человечества и делать предположения о времени их разделения. В возрастной антропологии зубы - незаменимый источник сведений о хронологическом и биологическом возрастах.

Дерматоглифика занимает в чём-то схожее с одонтологией положение в системе антропологических дисциплин. Она изучает кожные узоры прежде всего - на кончиках пальцев, но также на ладонях и стопах. В антропогенезе и возрастной антропологии использование данных дерматоглифики ограничено, но в расоведении, конституциональной, спортивной и медицинской антропологии они часто весьма ценны и даже незаменимы.

Палеопатология изучает болезни древних людей, чем классическая медицина не занимается. Палеопатология имеет свой характерный набор методов, отличных от медицинских в силу специфики материала. Кроме данных о собственно болезнях, палеопатология даёт уникальные сведения об образе жизни, обычаях, специфике хозяйственной деятельности и общем благополучии древних людей, расвечивая и оживляя таким образом картину, получаемую историческими дисциплинами - историей и археологией.

Палеодиетология изучает питание древних людей, тесно переплетаясь с палеопатологией и археологией.

Физиологическая антропология, вместе с использованием данных генетики и биомолекулярных методов даёт бесценные сведения о потенциальных возможностях организма конкретного человека; также, её результаты широко используются в расоведении и даже антропогенезе.

Этология человека - новый и бурно развивающийся раздел антропологии, тесно связанный с приматологией и психологией, занимается изучением поведения человека методами, какими обычно изучается поведение приматов, причём получает при этом уникальные результаты.

Основным комплексом методов антропологии является биометрия - набор способов сбора и статистической обработки биологической информации в математизированной форме. Примечательно, что многие основоположники антропологии стояли и у истоков статистики, эти две дисциплины всегда шли рука об руку. Методы сборы материала в антропологии в значительной степени унифицированы, особенно это касается соматометрии и остеометрии с краниометрией - методов измерения тела, скелета и черепа, соответственно. Кроме измерений и описаний тела и его частей, собранных по собственно антропологическим методикам, антропологи используют данные генетики, молекулярной биологии и эмбриологии. Кроме того, антропологи широко привлекают результаты исследований, проведённых в рамках иных наук, особенно - истории, археологии, этнологии, географии, медицины. Статистическая обработка материалов, как правило, в антропологии имеет более высокий уровень, чем в других биологических дисциплинах. Однако, по понятной причине в антропологии крайне ограничены возможности проведения опытов и экспериментов и исследования носят обычно ретроспективный характер.

История биологической антропологии

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта " Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". В этом анатомическом сочинении термин " антропология" был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена " Антропология, или рассуждение о человеческой природе". В этой работе термин " антропология" впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Видимо, именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой.

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека - антропология в их понимании почти тождественна психологии.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось ещё одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока , в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Официальной датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе Анатолия Петровича Богданова - "основателя антропологической науки в России" - был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ).

Памятная дата для антропологической науки в нашей стране - осень 1919 года - организация в Московском государственном университете кафедры антропологии. Несмотря на разгар гражданской войны, по ходатайству Дмитрия Николаевича Анучина в Московском государственном университете учреждена кафедра антропологии, в задачу которой входила подготовка молодых специалистов в различных областях науки о человеке. А в 1922 г. также благодаря инициативе Д.Н.Анучина при Московском Университете основан Научно-исследовательский институт антропологии.

После организации Института антропологии получает новое направление работа московских антропологов, возглавляемая В.В. Бунаком, учеником Д.Н. Анучина. Это направление связано с дальнейшим расширением базы антропологических исследований и разработкой антропометрических методов. Интенсивно развивается начатое Е.М. Чепурковским (1871-1950) применение биометрического и географического методов исследования. Под руководством В.В. Бунака получают свое развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. Широко развернулись исследования антропологического состава населения России и Республик СССР. К этому времени относятся работы В.В. Бунака и П.И. Зенкевича по антропологии народов Поволжья, А.И. Ярхо - по тюркским народам Алтае-Саянского нагорья и Средней Азии, Н.И. Ансерова - по Азербайджану, Л.В. Ошанина - по Средней Азии, Л.П. Николаева - по населению Украины и другие. Большие материалы были собраны по вопросам физического развития, конституции, возрастной морфологии. Антропологическая наука обогатилась палеоантропологическими находками.

Наибольший вклад в развитие антропологии в СССР внесли В.В. Бунак , Г.Ф. Дебец, М.А. Гремяцкий, Я.Я. Рогинский , В.П. .

Отметим главное - в первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. В своем основании она имела практически непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека (знаменитая "Анучинская триада" наук, связанных между собой неразрывно: антропология - археология - этнография).

К этому периоду - этапу становления физической антропологии - относится разработка общих и частных антропологических методик, формируются специфическая терминология и сами принципы исследований. Наконец, происходит накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и, при этом, единства человека как биологического вида.

Основные научные результаты и достижения

Основным достижением антропогенеза является определение места человека в системе животного мира, выявление и доказательство родства человека с остальными приматами. В результате полуторавековых исследований в настоящее время в общих чертах и во многих частностях определены этапы эволюции как приматов в целом, так и собственно человеческой линии эволюции, обнаружены, описаны и сопоставлены многие тысячи находок, в совокупности представляющие практически полный эволюционный ряд от предков приматов до человека. Выявлены как тупиковые ветви, так и предковые линии для всех современых групп приматов и Homo sapiens "а, в частности.

Немаловажным результатом исследования палеонтологии приматов является осознание того факта, что существовали иные, потенциально возможные, но по разным причинам неосуществившиеся пути эволюции разума. Уникальность человечества не столько в его конкретных свойствах, а в том, что путь нашей эволюционной линии к разуму был пройден до конца, а все препятствия на нём были успешно преодолены, тогда как другие, конкурирующие линии пресеклись. Познание причин их неуспеха может иметь поучительное и даже практическое значение для выживание самого человечества.

Основные и ведущие признаки нашего вида появлялись не в одно время и менялись с разными скоростями. Например, прямохождение возникло не менее 6,5 миллионов лет назад, первые орудия появились 2,7 миллиона лет назад, огонь был "приручен" 1,5 миллиона лет назад, речь в развитом виде была освоена не ранее 1 миллиона лет назад (вероятнее - позже), захоронения умерших стали производиться в самом зачаточном виде 325 тысяч лет назад, а в более-менее развитом - лишь около 120 тысяч, искусство в настоящем смысле этого слова обнаруживается около 40 тысяч лет назад и тогда же мы можем констатировать завершение формирования полного комплекса морфологических признаков нашего вида - Homo sapiens . Так что вопрос о времени появления человека имеет много возможных ответов, в зависимости от того, что мы считаем за ведущий признак человека. Важным выводом изучения антропогенеза является также то, что многие черты, которые большинство людей склонны считать уникальными для человека и присущими только ему, на самом деле таковыми не являются и роднят человека с различными приматами и даже более далёкими по родству животными (например, смех, юмор, альтруизм, способы выражения эмоций, проявления агрессии, доминирования и подчинения, способность не только использовать, но и изготавливать орудия труда и многое-многое другое). Более того, парадоксальным выводом последних исследований является то, что многие важнейшие черты строения черепа, зубов, кисти и стопы (обычно считавшихся ведущими видоспецифическими признаками человека) на самом деле более схожи у человека с древнейшими человекообразными обезьянами, нежели, скажем, при сравнении шимпанзе с теми же ископаемыми общими предками. Таким образом, по ряду признаков человек является удивительно "примитивным" приматом. Этот замечательный результат, наверное, явится большим ударом по самосознанию тех людей, которые склонны идеализировать человечество и коренным образом отделять его от животного мира.

Основным достижением расоведения является установление бесспорного видового единства современного человека - Homo sapiens sapiens , а также принципиального сходства когнитивных (познавательных) способностей представителей разных рас, а следовательно - ложности расистских построений. Одним из оснований такого заключения является доказательство отсутствия связи разных расовых признаков друг с другом, а уж тем более - с особенностями психического развития и социальными параметрами (такими как язык, религия, хозяйственно-культурный тип, уровень политического и экономического развития общества). Например, форма волос не связана с их цветом, формой носа и размерами глаз; на одном языке могут говорить представители разных рас, а представители одной расы - на совершенно разных языках. Антропологами определены в целом факторы и механизмы расообразования: адаптация путём естественного отбора, а также генетико-автоматические процессы - генный дрейф, эффект предка, половой отбор и другие. Важным выводом является обнаружение того факта, что лишь малая часть расовых признаков имеет явно выраженные адаптивные свойства, выявленные, например, для цвета кожи, формы волос и черепа, относительной ширины носа и губ; большинство же формировалось по случайным причинам. Таким образом, распределение конкретных комплексов признаков в разных популяциях имеет мозаичный и во многом стохастический характер, хотя эти комплексы довольно устойчивы в силу их генетической природы и конкретно-исторических причин (что особенно наглядно проявляется в случае сильной изоляции группы).

Хотя изучение рас человечества далеко не завершено, уже сейчас в общих чертах и многих деталях известны этапы, время и место сложения основных расовых групп, история их преобразования, миграций, смешения и случаи длительной изоляции. Этническая антропология (в узком смысле) сделала большие успехи в изучении этногенеза многих конкретных этносов, в особенности живущих на территории нашей страны. Это касается как крупных народов, так и немногочисленных. Важным выводом этнической антропологии является то, что длительное соседство, положительное взаимодействие и историческое взаимовлияние народов всегда имело благотворное действие на их развитие, в биологическом плане это особенно наглядно проявлялось в виде ускорения и упрощения адаптации к неблагоприятным условиям среды при метисации аборигенных и мигрантных групп, что, например, выражалось в уменьшении детской смертности и увеличении средней продолжительности у мигрантов.

В последнее время бурно развивается область антропологии, изучающая различия расовых групп на генетическом уровне. Уже накоплен обширнейший материал по этой тематике, во многом ещё ожидающий своей разработки и осмысления.

Достижения морфологии человека имеют наибольшую практическую значимость среди прочих областей антропологии. На основе регулярного обследования детей и подростков проводится обновление ростовых стандартов и мониторинг здоровья, что имеет принципиальное значение для будущего страны. Выявленные связи между биохимическими и соматическими особенностями, с одной стороны, и здоровьем, с другой, позволяют осуществлять эффективные профилактические меры и избегать серьёзных болезней, вызванных, например, повышенным содержанием тяжёлых элементов на производстве. Медицинские антропологи разработали ряд способов ранней диагностики и заблаговременного определения риска ряда заболеваний на основе антропологических методов, в качестве примера можно привести диабет и ишемическую болезнь сердца. Обнаружены достоверные взаимосвязи между многими видами профессиональной деятельности и соматотипом, что даёт возможность качественнее производить профессиональный отбор. Наилучшие результаты в этой области демонстрирует спортивная антропология; потенциально возможно выявление будущих олимпийских чемпионов ещё в раннем детстве, хотя в реальности такой уровень пока не достигнут. Другой аспект той же области исследований - установление связей между экологическими, социальными условиями жизни и здоровьем: например, обнаружена чёткая корреляция ослабления физического развития детей в семьях с курящими родителями, сопоставимая с негативными последствиями жизни в промышленно-загрязнённых районах.

Геронтологическими исследованиями выявлены основные причины старческих изменений организма, как на соматическом, так и на генетическом уровнях. Изучены основные факторы, способствующие продлению жизни вплоть до возраста долгожителей, как сугубо биологические (например, некоторые формы мутаций), средовые (климат, питание), так и социальные (например, пониженный уровень стресса и уважительное отношение к пожилым людям со стороны окружающих).

Установлено замедление и, фактически, прекращение в настоящее время процесса акселерации как во всём мире, так и в нашей стране. Уникальные и очень важные исследования касаются здоровья и развития детей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, а также от длительных межнациональных конфликтов.

Большой интерес вызывают работы по установлению связей между соматотипом и психотипом; в настоящее время доказано их существование, но лишь на грани статистической достоверности. Иначе говоря, по внешнему виду кокретного человека нельзя установить его характер, темперамент и прочие психические свойства, но среди нескольких тысяч, например, астеников, встретится больше людей определённого психического склада, чем среди пикников.

Огромный экономический выход имеют результаты стандартизации и эргономических разработок - от текстильной промышленности до авиастроения и военной техники.

Приоритетные направления антропологических исследований

Антропогенез : изучение ранних стадий эволюции австралопитеков, "ранних Homo ", выявление древнейших миграций гоминид, уточнение особенностей эволюции африканских, европейских и азиатских архантропов, установление видового статуса неандертальцев и их роли в сложении современного вида человека, определение места и времени формирования вида Homo sapiens sapiens .

Расоведение : описание современных расовых типов человечества, выявление генетической основы расовых признаков, изучение истории, места и времени формирования современных рас и этносов, изучение процессов метисации в современности, изучение сложения новейших расовых комплексов, борьба с расизмом.

Морфология: мониторинг здоровья детей и подростков, отслеживание явлений акселерации и ретардации, выявление связей среда-социум-организм, а также соматических, биохимических и генетических признаков между собой, поиск новых значимых признаков для ранней диагностики и профилактики болезней (в том числе профессиональных), спортивная антропология, антропологическая стандартизация и эргономика.

Рекомендуемая литература

Антропология. Хрестоматия. М., 1997.

Алексеев И.П. География человеческих рас. М., 1974.

Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропо-ло-гических исследований. М., Наука, 1966, 251 с.

Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирова-ние человеческих рас. Палеолит. М., Наука, 1978, 284 с.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., Политиздат, 1984, 462 с.

Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропо-ло-гических исследований. М., Наука, 1964.

Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологиче-ских нишах земли (биологические аспекты). М., МНЭПУ, 1998.

Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию: Учебное пособие для студентов. М., МГППУ, 2004, 368 с.

Бунак В.В. Род Homo , его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.

Дерябин В.Е. Антропология. М., МГУ, 2009, 344 с.

Ископаемые гоминиды и происхождение че-ло-века. Тр. ин-та этнографии АН СССР, нов. сер., т. 92. М., Наука, 1966, 560 с.

Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., МГУ, 1973, 244 с.

Морфология человека. М., 1991.

Павловский О.М. Биологический возраст у человека. М., 1987.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М. 1963.

Харитонов В.М., Ожигова А.П., Е.З. Година, Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология. М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2003, 272 с.

Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., 1990.

Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека. М., МГУ, 1978, 216 с.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., МГУ, 2005, 400 с.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

1 . Какие разделы включает антропология?А. Философская антропология.

Б. Культурная антропологияВ. Физическая антропология

2 . Укажите традиционные разделы физической антропологии.А. Антропогенез

В. Расовая и этническая антропология.Г. Морфология человека.

3 . Укажите основоположников антропологии в России?Б. БогдановВ. Анучин

4 . При каком императоре в России начали собирать и демонстрировать уродов?А. Петр I

5 . На каких уровнях изучается в антропологии морфологическая изменчивость

организма?А. ОрганизменномБ. ОрганномВ. ТканевомГ. Клеточном.

6. Назовите факторы изменчивости организма и его структур.А. Генетические

Б. ЭндокринныеВ. СредовыеГ. Антропогенные.

7 . Укажите направления медицинской антропологии.А. БиомедицинскаяВ. Клиническая

8 . Как определяется норма в медицинской антропологии?А. Оптимум развития строения и

функционирования организмаБ. СреднестатистическаяВ. Общая для всего человечества и отдельных гр

9 . Какие аномалии не сопровождаются нарушениями функции организма?Б. Отсутствие последних ребер

Г. Добавочные кости кисти и стопы.

10 . Назовите специальные методы антропометрии.Б. КраниометрияВ. Кефалометрия.

11 . Какие инструменты используются при измерении головы?Б. Малый толстотный циркуль

В. Сантиметровая лента

12 . На какие возрастные периоды приходится первый ростовой сдвиг?Б. Первое детство

13 . В каком возрастном периоде происходит наибольшее ускорение роста?Б. Подростковый период.

14 . Какие возрастные периоды выделяются после достижения взрослого состояния?

А. Молодой возрастБ. Собственно зрелый возрастВ. Пожилой возрастГ. Старческий возраст.

15 . Какие признаки используются для определения биологического возраста?

Б. Количество прорезавшихся постоянных зубовГ. Выраженность вторичных половых признаков.

16 . Какие эндокринные железы осуществляют регуляцию развития и роста?Б. Передняя доля гипофиза

В. Щитовидная железа

17. Какие факторы могут тормозить развитие и рост ребёнка?Б. Недостаток в пище белков

В. проживание в горной местностиГ. Дефицит витаминов.

18 . Кто из Российских ученых предложил классификацию типов телосложения?

А. ШевкуненкоВ. ЧерноруцкийГ. Бунак.

19. Какие выделяются частные конституции?А. ФизическаяБ. ФизиологическаяГ. Психодинамическая.

20 . Какие показатели используются для определения типа телосложения по

Шевкуненко?А. Отношение высоты тела сидя к общей длине тела

Б. Отношение длины нижней конечности к длине телаВ. Отношение ширины плеч к длине тела

21 . Кто разработал учение о связи между строением тела и характером человека?Б. Кречмер

22 . Чем характеризуется пикнический тип телосложения?

Б. Сильным развитием подкожной жировой клетчаткиГ. Объемистым животом.

23 . Чем характеризуется атлетически тип телосложения?

А. Хорошо развитым скелетом и мускулатуройГ. Сильно развитыми челюстями.

24 . Чем характеризуется лептосомный или астенический тип телосложения?

А. Слабым развитием костно-мышечного компонентаВ. Длинными, тонкими конечностями

25 . Какие типы телосложения предложил у женщин Галант?

А. АстеническийБ. ПикническийВ. АтлетическийГ. Субатлетический.

26 . Укажите соматотипы детей и подростков по классификации Штефко и

Островского.

А. Грудной.Б. БрюшнойВ. МышечныйГ. Астенический.

27 . Какое психическое заболевание чаще наблюдается у астеников?Б. ШизофренияГ. Психастения

28 . Какое психическое заболевание более характерно для пикников?

В. Маниакально-депрессивный психозГ. Истерия.

29 . Риск каких заболеваний более высок у астеников?В. ТуберкулезГ. Язвенная болезнь желудка.

30 . Риск каких заболевании более высок у гиперстеников?Б. Гипертоническая болезнь

В. Желчно-каменная болезньГ. Ожирение.

31 . Развитие каких заболевании более вероятно у нормостеников?

А. Заболевание верхних дыхательных путейБ. Инфаркт миокарда

32 . Назовите основные типы папиллярных линий на дистальных фалангах пальцев.

А. ДугиВ. ПетлиГ. Завитки.33. Когда начинается прорезывание молочных зубов?Б. 6-7 месяцев

34 . В каком возрасте начинается прорезывание постоянных зубов?Б. 6-7 лет

35 . При какой величине черепного указателя череп относят к долихокранному типу?А. Менее 70Б. 70-74,9

36 . При какой величине черепного указателя череп относят к брахикранному типу?Г. 80 и выше.

37 . При какой группе крови в эритроцитах содержатся агглютиногены А и Б?Г. Четвертая.

38 . При какой группе крови в эритроцитах отсутствуют агглютиногены?А. Первая

39 . При какой группе крови в эритроцитах содержится агглютиноген А?Б. Вторая

40 . При какой группе крови в эритроцитах содержится только агглютиноген Б?В. Третья

41 .Укажите варианты нормального прикуса.Б.ОртогнатическийГ.Прямой.

42 .Укажите варианты патологического прикуса.А.ПрогнатическийБ.ГлубокийГ.Прогенический.

43 .Укажите основоположника современной физической антропологии.В.Брока

44 .Что понимается под акселерацией?Б.Ускорение развития

45 .Что понимается под термином «ретардация»?Б.Замедление развития

46 .Что понимается под термином «андроморфия»?Г.Выраженность мужских признаков.

47 .Что относится к вариантам положения почки?Б.Тазовая почка

48 .Выберите особенности, характерные для строения гортани годовалого ребёнкаэ

Б.Усиление подслизистого слоя гортаниГ.Воронкообразная форма гортани.

49 .Укажите варианты формы желудка.

А.Форма «рога»В.Форма «рыболовного крючка»Г.Форма «чулка».

50 .Укажите нормальные формы положения женской матки.А.АнтефлексиоГ.Антеверзио.

Физическая антропология, или антропология в классическом понимании, изучает физическую природу человека. Как особая отрасль науки она оформилась второй половине ХIХ века. Ее становлению способствовали: дарвиновская теория эволюции, находки частей скелета и предметов материальной культуры первобытных людей, разработка методов антропо- и краниометрии, развитие генетики и создание вариационной статистики, которая открыла возможность обработки данных массовых антропологических исследований.

Одним из первых разработал методику антропометрии французский антрополог, анатом и хирург Поль Брока (1824-1880). Он сконструировал ряд приборов для измерения человеческого тела и основал Парижское антропологическое общество (1859).


Наиболее полную методику антропологических исследований разработал уже в первой половине ХХ века швейцарский антрополог Рудольф Мартин. Его методики легли в основу дальнейших разработок в этой области.

В России основоположниками антропологии являются А.П. Богданов и Д.И. Анучин. Анатолий Петрович Богданов (1834-1896) был профессором зоологии Московского университета, его работы посвящены главным образом краниологии древней Руси. Он занимался усовершенствованием и унификацией антропо- и краниометрических исследований. По его инициативе было основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863) и организована антропологическая выставка. Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) – многосторонний ученый: антрополог, географ, этнограф и археолог. Принимал участие в организации первой в России антропологической выставки и антропологического музея в Московском университете, был президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Возглавил кафедру антропологии в Московском университете (1919) и НИИ антропологии (1922). Основные научные работы Д.Н. Анучина посвящены аномалиям развития черепа и географическому распределению роста людей.

В постреволюционный период произошел бурный расцвет антропологии. Среди ученых этого периода наиболее выдающимся был Виктор Валерианович Бунак (1891-1978), который заведовал кафедрой антропологии в МГУ и лабораторией в институте антропологии. Его научные работы посвящены морфологии черепа и мозга, расоведению, проблемам антропогенеза и генетики человека. Он обосновал ряд схем физического развития и конституции человека, внедрил новые методы антропологических исследований и обработки данных массовых исследований населения, дал антропологическое обоснование ГОСТ на одежду и обувь.

С середины 30-х годов прошлого столетия развитие антропологии в нашей стране затормозилось по идеологическим мотивам и вновь оживилось в постсталинский период. Начиная с 50-х годов, резко расширился фронт исследований в области антропологии.


В настоящее время работы по антропологии ведутся во многих научных учреждениях. Их центром являются НИИ и музей антропологии имени Д.Н. Анучина в МГУ, кафедра антропологии в МГУ, сектор антропологии института этнографии в Москве и кунсткамера в Санкт-Петербурге при музее антропологии и этнографии. Проблемы антропологии изучаются в НИИ физиологии и морфологии детей и подростков Москвы, Сибирском отделении РАМН, Московской академии физической культуры, на кафедрах анатомии человека медицинских университетов Саратова, Ростова на-Дону, а также в Новосибирской и Красноярской медицинских академиях. В Саратовском медицинском университете с 2002 года преподается курс медицинской антропологии на кафедре анатомии человека.

Разделы антропологии

  • (эволюционная антропология)
    • Палеоантропология
    • Мерология
    • Соматология
      • Возрастная антропология
      • («Конституция» человека)
    • Этническая антропология
    • Антропогенетика
    • Дерматографика
    • Адаптология
  • Антропоэкология

Современные специалисты рассматривают антропологию, как науку о разнообразии человека, которое проявляется в пространстве и времени, и в индивидуальном и групповом масштабе. Индивидуальную изменчивость в пространстве изучают и соматология человека, а во времени - возрастная антропология. Разнообразие всего человечества в пространстве изучает и этническая антропология, а во времени - антропогенез или эволюционная антропология. Последние десятилетия активно развиваются новые направления антропологии, посвящённые разнообразию взаимодействий человека с окружающим миром - антропоэкология и (поведение) человека. Разнообразие проявлений культуры изучает культурная антропология.

Методы исследования

Антропология изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная - антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной антропологии распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий исторический очерк

Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Великие географические открытия (15-16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов, показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории А. XVII в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В XVIII в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии - И. Кант, в России - А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в XVIII в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании - главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири - в результате экспедиций русских учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения. Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в «Философии зоологии» (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин - два больших труда - «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В XX в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека - гигантопитеков, австралопитеков, питекантропов, неандертальцев и т. д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением «родословных древ». Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К XX в. относится расцвет применения во всех областях А. математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой XIX в. датируется формирование А. как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. XIX век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий «нации» и «расы». Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия «раса». Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861-65). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи « Место негра в природе» выступил (1864) с попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас. Для 2-й половины XIX в. и XX в. характерно стремление синтезировать две важные области А. - теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т. п. Эти лжеучения представляют собой различные формы расизма, который лёг в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей.

См.также

Литература

  • Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на её задачи в России, «Русский антропологический журнал», 1900, № 1;
  • Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, «Вопросы антропологии», 1962, в. 10;
  • Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941;
  • Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963;
  • Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963;
  • Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967;
  • Human Biology, Oxford, 1964; Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959;
  • Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956-60;
  • Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960.

Периодические издания

  • «Вопросы антропологии», Москва (с 1960);
  • «L’Anthropologie», Paris (с 1890);
  • «Journal of the Royal Anthropological Institute», London (c 1871);
  • «Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie», Stuttgart (c 1899);
  • «Przegd Anthropologiczny», Poznan (c 1926);
  • «L’Anthropologie», Praque (1923-41);
  • «American Journal of Physical Anthropology», Philadelphia (c 1918);
  • «Current Anthropology», Chicago (c.1960).
Статья основана на материалах .