• E-mail
  • Подробности Опубликовано: 24.10.2015 11:31 Просмотров: 4786

    Цветкова С.В.,

    учитель-дефектолог

    Проблемы у ребенка возникают не вдруг и не на пустом месте. Педагоги, работающие с ребёнком, очень часто одними из первых замечают трудности в развитии, в обучении, в общении и понимают, что ребенку нужна помощь.

    К сожалению, время иногда бывает упущено. В этом случае консультации специалистов, корекционно-развивающие занятия и даже смена образовательной программы не всегда приводят к ожидаемому результату.

    Почему так происходит?

    Достаточно часто педагоги пытаются оказать помощь ребенку и его родителям (законным представителям) самостоятельно или направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями уже не в силах. И вот тут, как правило, возникают трудности: родители ребёнка, имеющего проблемы в развитии или обучении, отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. В худшем случае родители (законные представители) могут обвинить педагогов и специалистов в профессиональной непригодности, в предвзятом отношении к ребенку, в личной неприязни и т.п.

    Стратегии поведения родителей (законных представителей) могут быть разные:

    1. Родители догадываются о трудностях своего ребенка, но не имеют достаточно знаний и информации о возможных причинах неуспеха ребенка и путях их преодоления.
    2. Родители понимают, что с ребенком не всё в порядке, но предпочитают закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что трудности есть и ими надо заниматься.
    3. Родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их реальность и ищут любые доказательства их несерьезности.
    4. Родители не хотят прикладывать усилия для решения проблемы, надеясь, что «само все решится».

    Поэтому, главная задача педагогов – это показать родителям, что определённые трудности в обучении и(или) развитии ребёнка существуют и мотивировать их к скорейшему решению возникших проблем всеми возможными методами и способами . Этот шаг является одним из самых важных, так как дальнейшее оказание помощи ребёнку просто невозможно.

    Что же делать педагогам, чтобы близкие ребёнка поняли, что трудности его реальны, а не выдуманы, и вызвать у них желание обратиться за помощью к специалистам?

    Рассмотрим принципы работы педагогов с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

    1.Своевременно сообщать родителям о трудностях ребенка и о том, что вас беспокоит.

    Как это сделать?

    Бывает, что педагоги сами не спешат рассказывать родителям детей, как на самом деле у тех обстоят дела с развитием, с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают.

    Для того, чтобы информация воспринималась близкими ребенка адекватно следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню развития или к уровню освоения образовательной программы (т.е. у родителя должно быть чёткое представление о том, что может/умеет делать ребенок в том или ином возрасте или что нужно освоить ученикам в том или ином классе, а также познакомить их с системой оценивания - за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

    Необходимое условие работы с родителями на данном этапе - объективное оценивание деятельности ребёнка . Иногда учителя, особенно в начальных классах, завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание учиться») или просто «жалея» его. В результате подобной практики ребёнок, вопреки ожиданиям, вовсе не стремится преодолевать появляющиеся перед ним учебные трудности, и родители такого ребенка, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, также спокойны, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их ребенок учится. В итоге у родителей не возникает желание обратиться за помощью к специалистам. Поэтому, объективность оценивания уровня развития или знаний ребенка - важный фактор успешности работы с родителями ребенка с проблемами в развитии.

    Чем раньше родители узнают о проблемах ребенка, тем больше шансов, что ребёнок преодолеет трудности и сможет впоследствии успешно найти своё место в жизни.

    Реально убедиться в том, что ребёнок испытывает трудности в развитии, в усвоении учебной программы, родителям помогает наблюдение за ребенком на некоторых занятиях или уроках . Такое наблюдение со стороны способствует лучшему пониманию трудностей у своего ребенка, пониманию адекватности программы, по которой учится ребёнок, в соответствии с его возможностям и способностям.

    2. Говорить родителям о каких-либо трудностях ребенка без его присутствия, выделяя при этом также достоинства ребёнка. Информирование в таком ключе поможет педагогам в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

    3. Привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления. Важно разделить ответственность с родителями ребенка, имеющими трудности в развитии, обучении. Чётко оговорите свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Педагогам важно будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими будут близкие, и как сильно в их участии нуждается ребёнок, а также описать конкретные шаги помощи со стороны педагогов, работающих с ребенком.

    4. Дать родителям полную и достоверную информацию специалистах, работающих с детьми, имеющими трудности в развитии, обучении, социальной адаптации; о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), процедуре обследования. Часто бывает, что многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то, что все дети, прошедшие комиссию, непременно отправляются в коррекционные школы, и перспективы дальнейшей их жизни весьма безрадостны.

    На самом деле по результатам обследования ребёнка специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а делают выводы о том, имеются ли у ребенка особенности в психическом, физическом развитии, и дают рекомендации о том, какую образовательную программу сможет успешно освоить ребенок, какие формы и методы психолого-медико-педагогической помощи необходимы ребенку для преодоления возникших трудностей и какие специальные условия получения образования требуются обучающемуся. При этом родители самостоятельно принимают решение о предъявлении заключения ПМПК в образовательную организацию .

    Используя данные принципы, педагоги, могут успешно убедить родителей (законных представителей) в том, что у их ребенка действительно имеются трудности в развитии или в обучении, а также замотивировать близких ребенка обратиться к специалистам или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

    Современные требования к структуре урока по ФГОС.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    • анализировать свои действия;
    • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    • отличаться мобильностью;
    • быть способны к сотрудничеству;
    • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

    ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. (Слайд 2)

    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    • предъявить противоречивые факты, теории;
    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

    Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

    Слад 2. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум - индивидуальных и групповых форм работы на уроке.

    Слайд 3 .Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

    Три постулата современного урока:

    1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

    2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

    3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

    Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.

    Слад 4. Какие требования предъявляются к современному уроку :

    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • времясбережение и здоровьесбережение;
    • в центре внимания урока - дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.

    Слад 5. Принципы педагогической техники:

    - в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;

    Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

    Освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;

    Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;

    Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

    Слад 6 . Учебные блоки урока.

    • не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
    • выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
    • четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
    • выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.

    Слад 7 . Линейное построение блоков.(без комментариев)

    Слад 8 . Организационный блок . Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п.

    Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.

    К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):

    В результате занятия вы сможете:

    Дать определение понятиям; - высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

    Слад 9 . Мотивационный блок. Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.

    Общие требования к мотивации на уроке:

    • направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
    • возможность высказывать разные точки зрения;
    • связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
    • необычность формы или манеры подачи материала;
    • доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
    • проблемность или дискуссионность.

    Слад 10 . Результаты мотивации. (Без комментариев)

    Слад 11 . Информационный блок. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

    Учебная задача

    На познавательные УУД

    • Найди, выбери…, изучи…

    Слад 12 . Аналитический блок. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.

    Слад 13 . УУД аналитического блока. (Без комментариев)

    Учебная задача

    На познавательные УУД

    - спроектируй стратегию поиска

    сравни, оцени, классифицируй

    исследуй…

    На коммуникативные УУД

    -на учет позиции партнера (выслушай, пойми…)

    -на сотрудничество (договоритесь о…)

    Слад 14 . Оценочный блок. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.

    Ключевые положения:

    • оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
    • оценка не должна умалять достоинство человека;
    • следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
    • важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
    • оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
    • оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников. Учебная задача:
    • На регулятивные УУД
    • на самоконтроль (определи критерии оценки…
    • на самооценку (….
    • на коррекцию (…
    • на выбор(…

    Слад 15 . Рефлексивный блок. Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

    Учебная задача:

    На личностные УУД

    На самоопределение (выбери…

    На смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…

    На мотивацию (выскажи свою позицию, видение…)

    На нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…

    Слад 16-17 . План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.

    Работы познавательно-практического типа

    Работы творческого типа

    а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

    б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д.

    в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование

    а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

    б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.

    классно-урочная система обучения основана Я. А. Коменским.

    При классно-урочной системе обуче­ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен­но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду­альный характер.

    Структура урока зависит от того, какое место он занимает в общей систе­ме уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой орга­низационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен­ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя­жении учеников умело, организуют на работу, время распреде­лено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определен­ном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас­крывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных резуль­татов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного ма­териала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель ре­шается на том или ином уроке, структура уроков, а следователь­но, и типы уроков будут различны. классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели уро­ка. Исходя из основной дидактической цели урока, можно ука­зать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков-контрольный, или учетный, урок.



    Тип- по цели и ведущему методу обучения: трад и нетрад. Вид – по виду деятельности т источнику знаний.

    Форма – ф.организации учебной деятельности (коллект(фронтальн), группов., индив.)

    Стуктура нетрад урока: 1 актуализация старых ЗУН, 2 форм-е новых ЗУН, 3 применение их в новой ситуации, 4 д.з.

    Типы трад урока: комбинир. Урок, объяснение нов материала, повторительно-обощающий, у. контроля знаний. Структура: организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания.

    Дидактические требования к современному уроку:

    · формулирование образовательных задач;

    · определение оптимального содержания урока;

    · прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;

    · выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;

    · реализация на уроке всех дидактических принципов;

    · создание условий успешного учения учащихся.

    Психологические требования к уроку:

    1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

    · соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    · определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    · планирование усвоения знаний в готовом виде;

    · учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;

    · соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.

    2. Особенности самоорганизации учителя:

    · подготовленность к уроку;

    · рабочее самочувствие;

    · педагогический такт;

    · психологический климат на уроке.

    Учет возрастных особенностей учащихся:

    1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

    2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

    3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    Гигиенические требования к уроку:

    1. температурный режим;

    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    3. освещение;

    4. предупреждение утомления и переутомления;

    5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

    8. соответствие классной мебели росту школьника.

    Требования к технике проведения урока:

    1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

    2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

    3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

    4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

    6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

    22. Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Основные дидактические требования к уроку. Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися в системе урока.

    Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки занятий (45 мин.), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

    Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Всё это позволяет говорить о методологическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков. Наиболее стройную классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Он выделил следующие типы уроков:

    · Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала;

    · Уроки устных и практических упражнений, на которых осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков;

    · Уроки письменных упражнений;

    · Уроки оценки знаний, которые проводятся после определённого периода обучения и в конце учебного года.

    По более уточнённой классификации выделяют следующие типы уроков:

    1. Уроки смешанные, или комбинированные;

    2. Уроки сообщения новых знаний;

    3. Уроки закрепления изученного материала;

    4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

    5. Уроки проверки и оценки знаний.

    Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практической значение. Подготовка учителя к занятию начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбираются необходимый дидактический материал, и определяется методика занятий.

    Дидактические основы урочных занятий присуще те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировачный и оценочно-результативный.

    Особенности дидактических основ уроков различных типов.

    1. Смешанные или комбинированные уроки. При их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков. В смешанном уроке выделяют следующие этапы:

    a. Организация учащихся к занятиям;

    b. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

    c. Работа по осмыслению и усвоению нового материала;

    d. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике;

    e. Домашнее задание.

    Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого этапа.

    Организация учащихся к занятиям. Каждый урок начинается, как правило, с организации учащихся к предстоящим занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям. Для этого обычно используются следующие приёмы:

    · Войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и затем поздороваться;

    · Можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка;

    · Иногда можно напомнить учащимся о каком-либо примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем, чтобы отвлечь их от только что полученных впечатлений и настроить на работу и т. п.

    Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определённым динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом.

    Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Обучающее значение данного этапа включает: а) когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материалу, это побуждает его лучше подготовиться к уроку; б) повторение и проверка знаний по пройденному материалу обычно связаны с его воспроизведением, а это является лучшим средством усвоения изученного материала; в) повторение и проверка знаний учащихся связаны с речевым воспроизведением пройденного материала, что способствует развитию их речи, развитию мыслительных способностей. Но все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Поэтому используются и другие формы опроса: фронтальный, уплотненный. Стремление к обстоятельной проверке знаний всех учащихся послужило основой для проведения зачётов, которые проводятся после изучения отдельных разделов учебной программы непосредственно на уроке или во внеурочное время.

    Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала. Этот этап урока начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями. Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. В-третьих, новый материал может быть связан с ранее изученным путём указания на последовательность в расположении программного материала. Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно чётко её сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися. Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны. Эта работа должна включать в себя: первичное восприятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Во многих случаях, когда позволяет содержание новой темы, учителя, применяют проблемный способ изложения материала, побуждая учащихся к самостоятельности нахождения в нём причинно-следственных связей. Умелая организация первичного и последующего осмысления материала учащимися и его усвоения создают предпосылки для овладения знаниями непосредственно на уроке.

    Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. К данному этапу нельзя приступать. Если учащиеся не освоили теоретический материал. Очень важно, чтобы тренировочные упражнения носили творческий характер, а даваемые учителем задания побуждали учащихся к размышлениям, к применению знаний в видоизменённых условиях. Этот этап урока может завершаться небольшой проверочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый материал.

    Домашнее задание. Для прочего и глубокого овладения изучаемым материалом учитель даёт домашнее задание. Обычно эти задания включают в себя: изучение текста учебника, в котором излагается новый материал, а также различного рода письменные и практические упражнения. Одно их требований состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания. Второе требование заключается в том, чтобы домашнее задание не сводилось лишь к репродуктивной (воспроизводящей) учащихся, а включало в себя элементы творческой работы.

    2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции. Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в старших и средних классах, когда изучается довольно объёмистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы беседы. Для этих уроков характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям, б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа), в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала, г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения узловых вопросов; е) домашнее задание. Главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

    3. Уроки закрепления изучаемого материала. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы. Они направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали время их проведения и их основных задачах. Учитель должен также выделить основные вопросы, по которым должны готовиться учащиеся. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменным, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса и фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце работы проводится небольшая самостоятельная работа.

    4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Учитель выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции, беседы, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

    5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Их цель – активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его ключевые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Различие суждений по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции.

    7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. По многим предметам эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

    Важной воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями.

    Коллективный характер урочных занятий, порождает состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учащихся. Встаёт вопрос об учёте этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий.

    Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Это позволяет видеть учителю те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и сразу же, оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Более сильным школьникам даются несколько усложнённых или дополнительных заданий, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Индивидуальная работа с учащимися осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Более сильным ученикам ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу.

    Наиболее эффективной является сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.