ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК

1. Выберите правильный способ действия.

Сестра будет работать в другом городе.

1 способ. Находим слово, выражающее предикативность - будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия - работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС.

2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова - будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом - это ПГС, значит и будет работать - ПГС.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

2) буду гостем;

3) начал думать;

4) был задумчивым;

5) у нас есть;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

3. Кто и ребят правильно определил сказуемое и его тип?

4. Из данных пар укажите те, которые в предложении могут стать грамматической основой.

1) Я показал;

2) мне показалось;

3) помоги им;

4) пришли за нами;

5) они приехали;

6) ему не удалось;

7) тебе хочется.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1. ! Выделите грамматические основы предложений.

1) Пруд окружал сад. - Пруд украшал сад.

2) Ветки деревьев покрыл пушистый иней. - Ветки деревьев покрылись пушистым инеем.

2. ! Выделите грамматические основы. Чем отличаются предложения правого столбика? Приведите свои примеры подобных предложений.

3. Найдите третье "лишнее". По какому признаку вы нашли лишнее слово?

1) Дама, багаж, сдавала.

2) Свет, излучает, оно.

3) Держит, письмо, он.

4. ! Выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на три группы: 1)с ПГС, 2) с СГС, 3) с СИС.

1) У осла есть хвост ослиный.

2) От скуки девочка начала придумывать разные истории.

3) Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

4) Щенок начал весело бегать за собственным хвостом.

5) Пусть всегда будет солнце!

6) Мама вернулась из поездки усталая.

5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.

Что должен знать ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

Попробуйте предложить свой способ определения типов сказуемого.

6. ! Составьте свои предложения, в которых слово "быть" будет 1) ПГС, 2) связкой в СИС.

7. Верно ли утверждение, что в данных предложениях все сказуемые простые глагольные? Обоснуйте свое мнение.

1) Глаза его блестели тихим блеском.

2) Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

3) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.

8. Согласны ли вы с данным утверждением: сказуемое = глаголу? Поможет ли вам в обосновании своего мнения данное предложение?

Идти становилось все труднее и труднее.

9. Есть ли ошибки в данных рассуждениях? Если есть, то чем они вызваны? Предложите свой вариант рассуждения.

Будет холодно, будет дежурить.

10. Воспользовавшись данным "планом" действий, найдите ошибки в выделении грамматической основы.

11. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение

Я стал на первый попавшийся пенек и стал переобуваться?

12. Найдите третье "лишнее". Обоснуйте свое мнение .

2). Умеет рисовать, был невысок, пускай расскажет.

3). Оказалась соседкой, казался островом, полетел собаке под хвост.

13. * Составьте предложения, в которых данные словосочетания выступали бы в роли подлежащего. Какая опасность подстерегает вас в этом задании?

Стая птиц, большинство ребят, мы с сестрой, шкаф с посудой, знание и опыт.

14. ! Согласуйте подлежащее и сказуемое.

1) Много молодежи пришл... на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел... у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был... направлен... в горы.

15. Почему в приведенных ниже предложениях по-разному согласованы подлежащее и сказуемое?

1) Стол со стульями были перенесены в другую комнату.

2) Шкаф с книгами был передвинут к окну.

16. L Найдите ошибки (если они есть) в согласовании подлежащего и сказуемого. Обоснуйте свое мнение.

1) До звонка на урок осталось считанные минуты.

2) Эти два часа прошли незаметно.

3) Никто, даже самые способные ученики, не могли ответить на этот вопрос.

4) Я с товарищем решили сами проверить нашу догадку.

17. ! Перестройте предложение, сделав обращение подлежащим, и наоборот .

1) Дежурные, проветрите класс.

2) Старшие сегодня присмотрят за младшими.

18. * Используя данные предложения, составьте задания: "Проверьте правильность определения типа сказуемого (выделения грамматической основы). Если найдете ошибки, исправьте их."

1) Низкая и узкая комната была без окон.

2) В сказке добро всегда побеждает зло.

3) Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

4) Иван Петрович был высокого роста.

5) Я не выучила урока и села в лужу.

6) Пятиклассники пришли к финишу первыми.

7) Учитель посоветовал нам воспользоваться моделью.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. ! Распределите данные сказуемые на три группы: ПГС, СГС, СИС. Что может затруднить выполнения данного задания?

Побеждаем, будем изучать, давайте споем, успели бы, бил баклуши, потеряла голову.

2. ! Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

3. * Придумайте свое задание с "ловушкой" на определение типов сказуемых .

4. Учащиеся пятого класса предложили такой способ составления задания с "ловушкой":

1) Найди группу слов (предложений, словосочетаний), которые по внешним признакам можно отнести к одной модели, но работают они по разным моделям.

2) Придумай с ними задание, чтобы "поймать" товарища в расставленную "ловушку".

Можно ли, используя данный способ, придумать задание с "ловушкой"? Предложите свой способ.

5. Докажите, что задание определить тип сказуемого в предложении Сестра будет работать в другом городе является "ловушкой". * Придумайте свои "ловушки", подобные этой. Какие еще виды ПГС могут служить "ловушкой"? Почему?

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская "Речь, язык и секреты пунктуации"
  2. Т.Ю. Угроватова "Подсказки на каждый день"
  3. "На берегах Лингвинии" под ред. Л.Д. Чесноковой
  4. А.Т. Арсирий "Занимательные материалы по русскому языку"
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова

В настоящее время такая отрасль, как строительство не стоит на месте, а постоянно развивается, вводя новые технологии добычи и производства стройматериалов, разрабатывая интересные методы возведения и реконструкции различных объектов, необходимых для жизнедеятельности человека.

Разная расшифровка ПГС

Часто, изучая специальную документацию и сталкиваясь со строительством, можно встретить такую аббревиатуру, как ПГС. Люди, работающие в этой сфере, сразу понимают, о чем идет речь. Под ПГС понимают, во-первых, песчано-гравийные смеси, а, во-вторых, промышленное гражданское строительство. Остановимся подробнее на каждом определении.

Песчано-гравийные смеси

Песчано-гравийные смеси являются нерудным строительным материалом , который характеризуется сыпучим состоянием, содержащий в себе крупный гравий и песок. ПГС обладает хорошими физико-химическими свойствами и благодаря его приемлемой стоимости, широко используется в строительной отрасли. В зависимости от процентного содержания гравия выделяют:

  • ОПГС.

В первом варианте, согласно ГОСТ содержание крупных фракций гравия не должно превышать десять процентов. Применяется классическая смесь в дорожном строительстве. Она необходима для укладки верхнего слоя полотна, насыпи и служит своеобразным дренажем при строительстве. А вот для выравнивания территории, такой класс ПГС не подходит, из-за количественного соотношения фракций, входящих в состав (песка и гравия). Для данных работ лучше выбирать ОПГС.

Природная (классическая) гравийная смесь имеет в своем составе дополнительные природные материалы , такие как кварц, глина и другие примеси. Плюс, в зависимости от места добычи, гравийный состав может варьироваться. Это могут быть гранитные или известняковые породы, что, несомненно, отразится на качественных характеристиках стройматериала.

Вторая аббревиатура, подразумевает обогащенную песчано-гравийную смесь, в которой процентное соотношение составляющих приравнивается к 70/30. Таким образом, 30% это содержание песка (то есть на объем смеси приходится ¼ песка и ¾ гравия). Данный вид строительного материала получают промышленным путем , добавляя к ПГС гравий. Следовательно, выбрав обогащенную смесь для производства бетона и бетонных конструкций, можно быть уверенным, что конечный продукт получится плотным, морозоустойчивым.

Смесь добывают с помощью специальной техники со дна рек, песчаных карьеров и пляжей. Соответственно, характерные свойства стройматериала зависят от места добычи. Основным и наиболее важным показателем ПГС является скрепляющая способность. Благодаря такой характеристике данный материал получил широкое применение в строительстве , а именно:

  • ландшафтный дизайн территории;
  • строительство дорог;
  • производство бетона;
  • изготовление различных железобетонных конструкций;
  • выравнивание участка;
  • заполнение ям, котлованов.

При добавлении ПГС в воду или цемент, получаются так называемые строительные растворы, которые в дальнейшем используются для изготовления бетона. Но, необходимо помнить о цели, для которой изготавливается цемент и в зависимости от нее соблюдать те или иные пропорции ПГС и цементного раствора.

Таким образом, при увеличении количества жидкости конечный продукт получается менее плотный, но, если раствора, который служит связующим звеном, будет мало, то бетон получится плотный и тяжелый для дальнейшей работы. Также известно применение данного строительного материала при возведении дорожного полотна. С помощью смеси происходит выравнивание территории, на которой ведется строительство или были проведены ремонтные работы.

Таким образом, при выборе песчано-гравийных смесей необходимо четко понимать, для чего они нужны. Если для дорожного строительства, то подойдет природная ПГС, если для ландшафтного дизайна или изготовления бетонных конструкций, то лучше ОПГС.

ПГС - промышленное гражданское строительство

Вторая расшифровка аббревиатуры ПГС означает промышленное гражданское строительство. Строители - это одна из востребованных профессий в настоящее время. Именно они обустраивают среду, делая ее пригодной, для жизнедеятельности человека и возводят шедевры архитектуры. Инженеры, получившие образование по специальности ПГС, занимаются:

  • возведением промышленных объектов;
  • проектной документацией;
  • строительством и монтажом различных объектов;
  • проектированием инженерных систем и водоотведения;
  • обследованием различных сооружений;
  • геодезическими и экологическими изысканиями;
  • управлением на протяжении всех этапов строительства.

Таким образом, ПГС включает в себя все этапы строительства , от проектной документации до отделки готового сооружения. Инженеры принимают колоссальное значение в формировании облика поселка или города, начиная от создания моделей населенного пункта и заканчивая строительством и восстановлением различных сооружений. Проектная деятельность подразумевает:

  • проведение инженерных изысканий;
  • отбор, анализ и систематизация полученных материалов;
  • создание макета готового объекта.

Управление - это организация рабочего процесса, принятие важных решений и ответственность за их исполнение. Под обследованием сооружений понимается проведение осмотра объекта, анализ полученных данных и реконструкция готового объекта.

В заключение стоит повториться, что аббревиатура ПГС подразумевает под собой два определения : смеси из песка и гравия для строительства, а также промышленное гражданское строительство. Смеси разделяют на классическую или природную и обогащенную. Первый вариант применяется в основном в дорожном строительстве, а вот второй - предпочтительнее для ландшафтного дизайна. Промышленно-гражданское строительство подразумевает разработку, анализ и сопровождение на всех этапах строительства объекта, необходимого для жизнедеятельности человека.

Система сказуемого в русском языке довольно разнообразна и включает в себя три вида: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. В этой статье мы поговорим о составном глагольном сказуемом.

Особенности составного глагольного сказуемого

По названию понятно, что составное сказуемое состоит из нескольких компонентов. Из каких же?

В его состав входит часть, выражающая основной смысл сказуемого, во-вторых - часть, которая берет на себя выражение грамматического значения. Если в простом глагольном сказуемом обе функции выполняло одно слово, то в составном они поделены между двумя элементами.

Со смысловой частью все понятно - это инфинитив глагола, называющего основное действие, о котором и сообщается в предложении. В примере «Я хотел поговорить» это слово «поговорить» , ведь о том и речь, что говорящий стремится совершить именно это действие.

Грамматическая же часть составного глагольного сказуемого может выражаться разными способами.

Способы выражения сказуемого

Вариантов здесь три:

  • глагол с фазовым значением;
  • глагол с модальным значением;
  • краткое прилагательное с модальным значением (как это ни странно).

Рассмотрим первое. Слово «фаза» означает «стадия, этап какого-нибудь процесса». Иногда мы говорим: «На какой фазе находится работа над сочинением?» и т.п. То есть фазовый глагол называет фазу: начало (начать, стать» и т.п.), середину («продолжить» и т.п.) или конец («закончить», «завершить» и т.п.)

Модальность выражает отношение говорящего к предмету речи (хочу, например) или отношение предмета речи к действительности (реально ли происходит то, о чем говорят). Модальные глаголы: хотеть, мочь, желать, пытаться, намереваться и др.

Наконец, в русском языке в том же значении используются и несколько кратких прилагательных : рад, должен, обязан, готов, намерен, способен. Они также могут выступать в качестве грамматической части, но, конечно, не самостоятельно: ведь прилагательное не может выражать глагольный смыл. Так что в этом случае сказуемое состоит не из двух, а из трех компонентов: инфинитив, краткое прилагательное и глагол «быть» в нужной форме (он и берет на себя всю грамматическую работу).

В настоящем времени глагол «быть» в русском языке не употребляется: Я был рад помочь ему - Я рад помочь ему (а не «есть рад»).

Глагол, выражающий грамматический смысл, может стоять в любой форме любого времени и наклонения.

Надо сказать, что тема эта непростая и требует внимания и четкого рассуждения, поэтому изучающие в 8 классе русский язык школьники нередко испытывают сложности с этим материалом.

Возможные ошибки

Ошибки чаще всего возникают тогда, когда школьники принимают два глагола в предложении (личную форму и инфинитив) за одно составное сказуемое. Например, в предложении «Я пошел купить хлеба» простое глагольное сказуемое «пошел» , инфинитив же выступает в роли обстоятельства цели (я пошел зачем? - купить) .

Глаголы движения никогда не бывают грамматической частью составного глагольного сказуемого.

Приведем несколько примеров составного глагольного сказуемого.

  • Продолжайте рассказывать, пожалуйста.
  • Мне хотелось бы вам ответить.
  • Я был бы рад сделать все от меня зависящее.

Что мы узнали?

Составное глагольное сказуемое состоит из смысловой части (инфинитива) и вспомогательной, выражающей грамматический смысл. В роли вспомогательной части могут выступать глаголы с фазовым или модальным значением в любой форме, кроме инфинитива, или краткие прилагательные с модальным значением (тогда требуется еще глагол-связка «быть» в нужной форме).

система СГС это:

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011 .

Русский язык 8 класс 6 неделя Типы сказуемого и способы его выражения.

Глядеть что такое система СГС в других словарях:

система СГС - Темы нефтегазовая индустрия EN centimeter gram second system … Справочник технического переводчика.

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СГС - МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СГС, система единиц, основанная на таких единицах, как сантиметр, гр и секунда. В этой система дина является единицей силы, эрг единицей энергии. В текущее время эта система заменена более совершенной СИСТЕМОЙ СИ … Научно-технический энциклопедический словарь.

симметричная система СГС - Gauso vienetų sistema statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Gaussian system of units vok. Gaußsches Maßsystem, n rus. симметричная система СГС, f; система Гаусса, f pranc. système d’unités de Gauss, m; système d’unités

СГС - (сантиметр гр секунда)#160; система единиц измерения, которая обширно использовалась до принятия интернациональной системы единиц (СИ). Другое заглавие#160; абсолютная физическая система единиц. В рамках СГС есть три независящие#8230; … Википедия.

СГС система единиц - СГС (сантиметр гр секунда) система единиц измерения, которая обширно использовалась до принятия интернациональной системы единиц (СИ). В рамках СГС есть три независящие размерности (длина, масса и время), все другие сводятся к ним путём#8230; … Википедия.

СИСТЕМА - (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, правильно либо неверно связанных совместно так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Размещение частей целого, ход чего или в поочередном, связном порядке.#8230; … Словарь зарубежных слов российского языка.

система Гаусса - Gauso vienetų sistema statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Gaussian system of units vok. Gaußsches Maßsystem, n rus. симметричная система СГС, f; система Гаусса, f pranc. système d’unités de Gauss, m; système d’unités symétrique, m … Fizikos terminų žodynas.

СГС СИСТЕМА ЕДИНИЦ - система единиц физ. величин с 3 осн. единицами: длины сантиметр, массы гр, времени секунда; принята 1 м Междунар. конгрессом электриков (Париж, 1881) в качестве системы единиц , обхватывающей механику и электродинамику. Для электродинамики#8230; … Физическая энциклопедия.

СГС система единиц - (SGS), система единиц физических величин с 3 основными единицами: длины сантиметр; массы гр; времени секунда. Применяется приемущественно в физике и астрономии. В электродинамике использовались две СГС системы единиц: электрическая#8230; … Энциклопедический словарь.

СГС система единиц - система единиц физических величин, в какой приняты три главные единицы: длины Сантиметр, массы Гр и времени Секунда. Система с основными единицами длины, массы и времени была предложена образованным в 1861 Комитетом по электронным … Большая русская энциклопедия.

СГС СИСТЕМА ЕДИНИЦ (SGS) - система единиц физических величин с основными единицами: см г (массы) с. Применяется приемущественно в трудах по физике и астрономии. В электродинамике использовались две системы единиц СГС: электрическая (СГСМ) и электростатическая (СГСЭ). В#8230; … Большой Энциклопедический словарь.

Тезисы

что такое СГС и СИС в российском языке? срочно нужен. Школьные познания. com это сервис в каком юзеры безвозмездно помогают друг дружке с. ПГС СГС СИС российский язык. Почему в неких случаях допустим предложение: Я желаю отрисовывать. (желаю отрисовывать - СГС). Предложение (лингвистика) - Википедия. ние (в языке) - это единица языка, которая представляет собой грамматически. Составное именное сказуемое в российском языке. Предложения с деепричастными оборотами в российском языке . Составное глагольное сказуемое: примеры. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть. Аббревиатура - Википедия. что в литературе по для единиц измерения СИ и СГС; В современном русском языке не. Виды сказуемых в русском языке. Виды сказуемых в русском языке каков предмет? что он такое? кто в состоянии. Русский язык | Е. Литневская Русский язык: краткий. Особый тип СГС представлен в предложениях, В русском языке представлены что (в любой. единица вязкости - это Что такое единица вязкости. Смотреть что такое "единица входящая в систему единиц СГС. в русском языке. Русская система мер - это Что такое Русская. Романова Г. Наименование мер длины в русском языке . (СГС) Метр Смотреть что такое.

Сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое – СГС.Составное именное сказуемое – СИС

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив

Жить – родине служить.

3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет.

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался, стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

Составные сказуемые.

Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив. Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я , петь буду я ).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение

Типичные глаголы и фразеологизмы

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь.
Я хочу петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Например: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению

Типичные глаголы

Примеры

1 . Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2 . Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .
Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:

Он сидел усталый – Он был усталый ; Он родился счастливым – Он был счастливым ; Он пришёл первым – Он был первым ;

связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

Форма

Примеры

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .
Он был моим братом .

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .
Я без гроша .
Этот дом – Мешкова .

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .
Эта девушка высокого роста .

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел .
Он стал весел .

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый .
Он стал весёлым .

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее .
Ты самый лучший .

3. Причастие

3.1. Краткое причастие

Он ранен .
Стекла были разбиты .

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .
Стекла были разбитыми .

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша .
Это что-то новенькое .

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже .
Его дочь замужем за моим братом.

Обратите внимание!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.