Наклонение глагола

а) Форма повелительного наклонения (императива) часто используется в этик. формулах в значении, ничего не повел. адресату: Здравствуйте!.. Прощайте!.. Извините!.. - и в значении почти стертого побуждения: Позвольте поблагодарить вас!.. И те и другие этик. формулы, ни к чему не побуждая, образуют структуру, обозн. реал. реч. действие в момент речи. Формы же повел. наклонения в прямом значении побуждают к действию в ситуации просьбы, совета, предложения, приглашения: Сделайте это, пожалуйста!..

б) Форма сослагательного наклонения в стереот. формулах реч. этикета интересна тем, что не переводит действие в нереальное. Глагол с частицей "бы" повышает степень вежливости, снимая изл. категоричность (ср. отказ: Я бы с удовольствием, но…), используется в просьбах, выраж. в форме вопроса (Не могли бы вы передать талончик?).

Перформативные глаголы (действие-речь) обозначают действия, кот. можно совершить только с помощью речи. В этих случаях необходимо произнести: Обещаю!.. Приветствую!.. Советую вам… и т. п.

Вид глагола служит показателем совершенности/ несовершенности действия. Несов. вид глагола указывает на то, что действие находится в развитии (отвечает на вопрос "Что делать?"), а совершенный - что действие свершилось (отвечает на вопрос "Что сделать?"). Выбор вида глагола определяет степень категоричности, вежливости, экспрессивности побуд. высказывания. Ср.: Садитесь, пожалуйста! – несов. вид. Сядьте! – сов. вид.

Особенности употребления некоторых глаголов. Например, глаголам сов. вида типа заготовить, накопить, подбодрить могут соответствовать глаголы несов. вида: заготовлять - заготавливать, накоплять - накапливать, ознакомлять - ознакамливать, подбодрять - подбадривать. Суффиксы - ыва- ива- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно - письм. стилях. Формы, в которых эти суффиксы отсутствуют, нередко воспринимаются как разговорные: накоплять, подбодрять, присвоять и др.

При образовании глаголов несов. вида с суффиксами - ыва- ива- часто образуются парал. формы с черед. корн. гласными - о-, - а-: обусло вливать - обусла вливать, сосредото чивать - сосредота чивать и т. п. При наличии под. вариантов надо учитывать, что формы с -а-более свойственны разгов. стилю.

Не допускается образование глаголов несов. вида с суффиксами - ыва- ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать (формы адресовывать, использовывать - просторечные). Не следует употреблять также форму "организовывать", хотя она и присутствует в толк. словарях русского литер. языка (в совр. употреблении глагол "организовать" имеет значение как сов., так и несов. вида).

Выбор залога связан с выделением субъекта/объекта действия. Действительный залог имеет значение "здесь - сейчас - автор - адресат" (Благодарю вас!..). Страдательный залог употребляется в том случае, когда акцент делается на факте свершения действия, а не на указании субъекта: Работа не выполнена до настоящего времени!

40. Частицы и вежливость

Термин "частица" (от лат. particula) употребляется в шир. смысле (все служ. слова) и в узком смысле: служ. слова, кот. служат в речи для выражения отношения всего или части высказывания к действительности, а также говорящего к сообщаемому. Рассмотрим употребление некот. частиц с позиции категории вежливости.

Мод. частица -ка употребляется для устранения категоричности, смягчения выраж. глагол. формами приказания, побуждения к действию: сходим-ка вместе; помолчи-ка пока! К.С. Аксаков указывал на три значения частицы -ка:

Предостережение или предупреждение о последствиях: подумай-ка сам!;

Друж. обращение, имеющее какую-то цель: давай-ка посидим здесь!;

Друж. увещание: побереги-ка себя!

Но следует помнить, что, употребляя частицу - ка, необходимо учитывать социальный статус участников реч. акта:

1) говорящий не должен занимать более низкую соц. позицию, чем его собеседник (в прот. случае употребление частицы - ка в импер. конструкции исключается);

2) говорящий должен быть хорошо знаком со своим собеседником (в прот. случае обращение, содержащее частицу - ка, также может быть расценено как грубость).

Модал. частица - с (устар.) вносила в речь оттенок почтительности, подобострастия: Извольте-с. В совр. речи эта частица употребляется в ирон. значении: Ну-с, что у нас там случилось?

Модал. частицы не… ли, не… бы вносят в вопрос оттенок смягченности, некатегоричности. Обычно частица не… ли сопровождает просьбу-вопрос, кас. возможностей адресата: не будете ли вы так добры…; не могли бы вы… Наиболее вежл. формулы просьбы нередко содержат частицу не: Вас не затруднит?.. Если вам не трудно… и т. д.

Модал. частица вот многозначна и может подчеркивать как полож., так и отрицат. оценку: Вот девушка!.. Вот они, работнички!..

Категория вида

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать , петь ).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать , спеть ).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

Спряжения глаголов

Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

Регулярные спряжения

Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

  1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться" («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
  2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

Нерегулярные спряжения

Основная статья: Неправильные глаголы

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

  1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
  2. чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
  3. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

Непостоянные признаки

Наклонения

  • Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) - читаю, читал, буду читать ), а глаголы совершенного вида - только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего - прочитал, прочитаю ).
  • Условное (реже сослагательное ) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы ).
  • Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего - просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись ). Форма единственного числа имеет нулевое окончание , а форма множественного числа - окончание -те (бери - берите, беги - бегите, рисуй - рисуйте ).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

Времена

  • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ).
  • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник ). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса . Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
  • Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ).

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой составного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Лица

Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .

Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.

У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .

Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет

Литература

  • Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. - М .: Школа-Пресс, 1999. - 416 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-88527-144-5
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М .: Издательский дом «ОникС 21 век», 2000. - 416 с. - (Поступающим в вузы). - ISBN 5-329-00232-X

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глагол в русском языке" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.

Виды глаголов

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат (делал, красил).

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат (сделал, покрасил).

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (петь, спеть, пропеть, подпеть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет (помыть окно, пожать руку).
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переходит на другой предмет (говорить, ходить).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом
-ся (-сь) (улыбаться, злиться).

Возвратные глаголы

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными (смеяться, радоваться) .
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле (читаю, прочитал, буду читать, прочту).
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) (посмотрел бы, съездил бы). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу (прочитай, сходи, принесите).

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание (расскажи-ка, поиграй-ка).

Времена глагола

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .

Глаголы в неопределенной форме на -чь , -ти образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- (печь — пек, нести — нес, достичь — достиг).
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Составное будущее время глаголов несовершенного вида образуется из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет , а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от . В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - : умением (каким?) играть.

Видео по теме

Обратите внимание

Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.

Полезный совет

Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.

Источники:

  • глаголы в неопределенной форме

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Инструкция

Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.

Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.

Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание .

Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».

Окончание «ти» в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».

Чтобы научиться образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.

Источники:

  • не случится глагол в неопределённой форме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.

Глагол - часть речи, которая рассказывает обо всех действиях человека и животных. Это самая сложная морфологическая субстанция. К ней нужно относиться очень внимательно и изучать подробнейшим образом. Данная статья сможет помочь в этом трудном деле.

Какой он - глагол

Хитрый и коварный, раскрывающий не только то, как действуют предметы, но и в каком состоянии они находятся.

Глагол редко уступает свою роль сказуемого, но сам может быть в роли любого из членов предложения.

Признаки, которыми обладают глаголы

Грамматические признаки этой части речи весьма разнообразны:

  • Наклонение
  • Время
  • Числа

Глагольные вопросы так же многогранны, как и его признаки. В соответствие с видовыми формами: что делать? и что сделать? По временам глагола: что делает?, что будет делать?, что сделает?, что делал?, что сделал?

Глаголы могут образовывать причастия и деепричастия. Эти две формы сочетают глагольные совместно с признаками других частей речи. Причастия дружат с прилагательными, а деепричастия с наречиями.

Видовые пары

Совершенный и несовершенный вид можно легко научиться разграничивать. Всё зависит от задаваемого вопроса. Если в вопросе присутствует приставка с-, значит, название вида тоже начинается с буквы «с».

Действие уже завершилось или вот-вот начнётся.

Если приставка в вопросе не-, то вид несовершенный.

Глаголы указывают на действие длительное или повторяющееся.

Например, к глаголу «приехать» нужно задать вопрос: что сделать?. Вид совершенный. К глаголу «ехать» подходит вопрос что делать?. Вид несовершенный.

Глаголы могут изменяться

Изменение глагола в русском языке называется спряжением. Если глаголы имеют одинаковые окончания, они объединяются в целые группы. Эти группы и есть спряжения, их всего два. Для первого спряжения характерна буква -е при изменении по лицам и числам, а второе спряжение отличается буквой -и. Это определятся без особых хлопот только в том случае, когда окончания ударные, если же возникают сомнения из-за того, что у глагола безударное личное окончание, понадобится использовать правило, в котором имеется целый ряд глаголов-исключений. В этом случае, первое спряжение не слишком требовательное, оно забирает множество глаголов и ещё два, оканчивающихся на -ить: брить и стелить. А вот второе спряжение чрезвычайно к себе требовательное, оно не всякий глагол пригласит в свою группу. К нему относятся только те, которые оканчиваются на сочетание букв -ить, Только 7 глаголов с -еть и только 4 глагола на -ать.