О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

1. Расшифруй надпись , разделяя её на слова.

Безмукинетнауки.

Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

2. Засекреченные слова и предложения .

А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.

Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.

(КНИГА)

3 .Фокусы со словами.

Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите: лук рак (лук-лак рак)

мука река (мука-рука-река)

сад сок (сад-суд-сук-сок)

кок мак (кок-как-мак)

кум вол (кум-ком-кол-вол)

Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

4 . Задание : из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

1) автомобиль, тормоз (ав-тор)

2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)

5) баран, рана,банщик (ба-ра-бан)

5 . Задание : из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

1) соловей,потолок (ло-то)

2) змея, рама (я-ма)

3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)

5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

6. Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

1) мебель, ружьё (бель-ё)

2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)

4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)

5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)

6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)

7. Задание : из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)

5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)

7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

8. Слова-матрёшки.

А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

Победа (беда, еда, да)

Бусы из лукошка

тапочки машина

тумбочка господин

удочка коса

рыбак дрожь

осадки атом

трубил резина

Б) Раздели слово на два коротких.

Например: горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______

кипарис =_____+_____ макушки =_____+______

газель =_____+_____ волокно =_____+______

парус =_____+______ полоса =_____+______

В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.

Искра - икра

полк тепло

склон красна

экран уксус

беда лампа

спрут учебник

Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

Дар | у очки | б роза | г

Стол | б утка | ш усы | б

Шар | ф пар | к мех | с

Лень | о шёл | к оса | к

9 . Анаграммы и логарифмы .

Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

2.Я-дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (сосна-насос)

3. По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти -

Нож я наточу. (оселок)

4. Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни. (ток-кот)

5. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

6. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной -

И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)

7. Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» -

И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)

8. Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (уха-муха)

9. Я крошу, снося с пути,

Всё, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти -

Я морским волнам награда. (лом-мол)

10. Задачу ты решишь свободно,

Я- небольшая часть лица,

Но если ты прочтёшь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)

11. Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою.

А буквы переставь -

Я окажусь рекою. (слива-Висла)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)

Б) Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

Карп - маяк -

Атлас - шлюпка -

Шпала - лиса -

Карета - навес -

В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5)ркдети 6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко 2) окамднри 3)лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

10. Кроссворды.

11. Логические задачи по русскому языку.

А). Щенок-непоседа.

У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

Б) Какое слово?

конь

белка

ёж

крот

коза

лиса

мышь

енот

Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)

Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.

В) Обобщение понятий.

Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

весело, хорошо, наугад……(наречия)

скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

безударной гласной).

Г) Игра «В определения».

Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

12. Выбивание слова.

Предлагаются слова:

строит решал

бежать рисовали

видит пишет

Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова, которого нет у других слов.

Например:

1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.

2) рисовали- только он имеет множественное число.

3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,

а остальные – в настоящем.

4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.

5) видит- только это глагол-исключение.

Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов.

Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:

известный

честный

весёлый

опасность

красивая

грустный

1) опасность- это существительное, а все остальные

прилагательные.

2) красивая - только это прилагательное в женском

роде.

3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой

согласной.

4) известный - только это прилагательное содержит

приставку.

Остаются: честный и грустный.

Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.

Группа слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.

Код: и – 1, е – 2, о – 3, а – 4

Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.

У детей в тетради появляется запись:

3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.

Эту игру можно тоже очень по-разному использовать. Орфограммы могут быть разнообразными. Можно зашифровывать падежи, рода, числа и.т.д.

В)

Члены предложения

Ч А С Т И Р Е Ч И

Существ.

Местоимение

Прилагат.

Глагол

Наречие

Подлежащащее

Сказуемое

Определение

11

12

13

14

15

Дополнение

16

17

18

19

20

Обстоятельство

21

22

23

24

25

-Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1

(Наступила холодная зима.) Назови грамматическую основу.

13 .Слово по закономерности .

Складывать слово нужно по закономерности. Слово в скобках получено из слов по краям. Разгадав 1-ю закономерность- вы найдете слово из второй пары.

Гриб (бирка) актив

Мрак (…….) атом (это слово «карта» т.к., из первого взяли 4,3, 2, буквы, а из второго 2, 1)

Таких закономерностей можно составить много:

багор (роса) тесак

гараж (…..) табак (пропущенное слово «жаба»)

книга (аист) салат

порог (…..) омлет (грот)

пирог (поле) слеза

рынок (……) осада (роса)

парус (сажа) саржа

анонс (……) огрех (снег)

воск (соха) фрахт скот (……) фронт (окно)

стопа (соль) плеть

пауза (……) степь (путь)

Перечислять их можно долго, как и задания, которые можно предложить.

14. Игра в слова .

Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.

Обы (…..) ка (чай)

Ме (…….) олад (шок)

Прик(…..) ья (лад)

Апо(……) б (стол)

Ам(…….) ан (бар)

Беге(……)ор (мот)

Свир(…..)ник (ель)

Пе(…….)ол (сок)

Задания: - сделай фонетический разбор

- выдели орфограммы

- придумай родственные слова

- смоделируй слово по схеме:

Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.

Б____ у_______ ж________ б________ .

С____ о_______ н________ с________ .

К____ е_______ л________ к________ .

Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

15. Восстановление слов и предложений .

А) Помоги Пятачку.

Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!

Я в б..д..!

П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….

В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

м. . . . дь ж. . . ф

в. . . . . д б. . . . . т

з. . ц

Г) Таинственная буква.

Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

------ А Ш А

------ А Й К А

Веселая грамматика

тема: Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Доскажи словечко.

кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут…… (мыши)

не поедет без бензина

Ни автобус, ни …. (машина)

    Составь слова из слогов.

ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ

3.Допиши слова : ….сы, ….ка, ….ник, …гун, встре…, пи…, ча…, ту.., добы.., ро..

4. В этих стихотворениях 12 слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Какие это слова?

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут:

тучи в озере плывут,

Бор сосновый, как живой,

Дремлет книзу головой.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек, отвечай!

Щука в озере жила,

Щеткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

5. Заполните клеточки .

Ж

И

Ж

И

Ч

А

Щ

А

Щ

У

Ч

У

Ш

И

Ж

И

Ч

А

Й

С

Ы

Ш

К

А

Л

К

И

Д

О

Р

6. Кроссворды.

1

2

3

4

По горизонтали:

    Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (ЧАСЫ)

    Нахмурится, насупится, в слезы ударится- ничего не останется.(ТУЧА)

    Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)

    Носил меня зверь, а попала на людей. (ШУБА)

7.Анаграммы.

Перестановив буквы местами образуйте новые слова

лучок (чулок) ручка (чурка) манишка (машинка)

сачок (часок) ниша (шина)

8. Шарада.

С Ы мы мчим вас что есть мочи

С У – мы ноги вам промочим. (лыжи-лужи)

9. Ребусы.

Ш

Л

,

Щ,

Загадки по темам:

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание согласных в корне слова.

    Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

    Состав слова

    Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

    Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Двойная согласная.

    Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука .

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».


1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)

4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)

5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)

7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».

1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)

2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)

3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)

5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)

7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)

9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)

10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».

1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)

2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)

3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)

5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)

6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)

7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)

8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет.
(автомобиль)

2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)

3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)

4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)

5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)

6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)

7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)

9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)

2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)

3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки

Преподаватель вуза Стаж 47 лет

от 1 300 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по русскому языку

У ученика

Окончил школу с золотой медалью, при этом перешел из восьмого в десятый класс, сдав за девятый класс экстерном, поэтому не учился в девятом. Был Ленинским Развернуть стипендиатом в студенческие годы. У меня естественная грамотность, и я умею привить это ученику. Имею 4 университетских образования: по теплофизике, математике, психологии, металлургической теплотехнике. Профессор, окончил докторантуру по физико-математическим наукам. Общителен, доброжелателен, в высшей степени стрессоустойчив в отношениях с учащимися, студентами и взрослыми, легко и быстро устанавливаю контакт с учеником любого возраста.Занятия проводятся только индивидуально по авторским методикам, учитывающим индивидуальные особенности каждого учащегося. На первом занятии в ходе предварительного собеседования и тестирования выясняются знания и индивидуальные возможности учащегося, составляется индивидуальный план обучения, который может корректироваться в процессе дальнейшего обучения. Главным требованием к учащемуся предъявляется не столько наличие каких-то особых способностей к предмету, сколько выраженное желание знаний и упорство в освоении предмета.Подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике и по физике на наивысший балл в зависимости от возможностей ученика, подготовка к успешной сдаче ОГЭ по химии и по русскому языку.Обучение решению олимпиадных задач. Приезжаю к ученикам на личном автомобиле.Опыт работы психологом в начальной школе – более 10 лет.В школьные годы был призёром областных олимпиад по химии, физике, математике. Список собственных публикаций насчитывает более 110 наименований научного и учебно-методического характера по теплофизике, гидродинамике, экономике, психологии (в частности, по психологии формирования и развития мышления в начальной школе), методике преподавания. У моих учеников под моим руководством успеваемость в школе значительно возрастала, они сдали ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ на высокие баллы, поступили на желаемые бюджетные места в вузы и колледжи России. Богатый опыт домашнего обучения. Помощь при обучении в СУНЦ.

Замечательный преподаватель, с моей дочерью Юлией сразу нашли общий язык, занятия проходили интересно и эффективно, объяснял он очень понятно и доступно. Развернуть Дочь долго болела до этого, очень поздно мы обратились на ваш сайт с поисками репетитора. Мы занимались чуть больше месяца по 2 раза в неделю, но результат занятий был очень ощутим (алгебра и геометрия, ГИА, 9 класс). Мы с дочерью очень рады и благодарны Иосифу Менделевичу! В дальнейшем планируем продолжить сотрудничать с Иосифом Менделевичем в следующем учебном году. Все отзывы (35)

Ксения Валерьевна

Частный преподаватель Стаж 8 лет

от 2 100 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по русскому языку

Неоднократный призер Всероссийской олимпиады по русскому языку, абсолютный 3х-кратный победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников Развернуть по русскому языку. Победитель различных олимпиад и конкурсов по английскому языку. Многократный победитель всероссийского конкурса "Русский медвежонок". Дважды лауреат премии губернатора. Окончила языковую гимназию с золотой медалью.Работаю в международной американской компании, ежедневно общаюсь с носителями языка, постоянно путешествую и вращаюсь в языковой среде.Занимаюсь по собственной программе, предполагающей полное погружение в материал и индивидуальный подход к каждому ученику. Ликвидация пробелов в школьных знаниях, повышение уровня владения языком. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, внутренним экзаменам, языковым сертификатам, олимпиадам регионального и всероссийского уровня. Помощь в освоении разговорного языка, подготовка к поездкам за границу, интервью и работе в международных компаниях.Большой опыт работы с детьми, имеющими языковые барьеры, сложности с коммуникацией и страх перед предметом. Занятия проводятся с использованием игровых методов, аудио- и видеоматериалов. На занятиях по английскому языку используется комбинация современных учебников лучших британских и американских издательств, различные англоязычные ресурсы, такие как TED, National Geographic, BBC, The Economist, British council, ororo.tv и др., оригинальную художественную литературу, мультимедийные прграммы, качественные раздаточные материалы и собственные наработки.

Со слов клиента: "Хороший педагог, просто супер, я от нее в восторге, профессиональный репетитор, сразу нашла контакт с ребенком. Пунктуальный и ответственный Развернуть человек, занятия не пропускает, и база у нее очень хорошая, отзывы только положительные". Все отзывы (14)

Татьяна Павловна

Частный преподаватель Стаж 15 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по русскому языку

У репетитора, у ученика, дистанционно

Веду курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в центре образования " Восьмой элемент".Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2018 году: 93, Развернуть 87,85,83,80 баллов у учеников с начальной оценкой по предмету "4" .Результаты сдачи ОГЭ в 2018 на "4" И "5" с начальной оценкой по предмету "3".

Мой сын занимался с Татьяной Павловной подготовкой к ОГЭ только 5 месяцев. Тот уровень знаний, с которого они начали, был крайне низким, ближе к двойке, Развернуть несмотря на дополнительные занятия с другим педагогом в школе. При этом полностью отсутствовало желание заниматься нелюбимым предметом. Татьяна Павловна сумела преодолеть огромный психологический барьер и боязнь изложения и сочинения, пройти и закрепить тестовую часть экзамена, несмотря на то, что заниматься с ней стали так поздно. Ребенок сдал ОГЭ на 31 балл. Оценка 4 ставится если получил 25-33 балл. А ведь ещё зимой речь шла только о том, что хотя бы он сдал экзамен на 3 и не остался на второй год. И в таком замечательном результате огромная заслуга репетитора, ее умение найти контакт с ребенком, донести свои знания до него в структурированном виде, разложить все по полочкам, научить выдерживать структуру сочинения, давать определения понятиям, конспектировать изложение, соблюдая разбиение на абзацы. Кстати, изложение оказалось самым трудным заданием для моего ребенка, но он с ним успешно справился. Конечно, отработать все орфографические ошибки и пунктуацию за такое непродолжительное время невозможно, но и в этом вопросе большой прогресс. Каждое занятие проходило продуктивно. Задания, которые репетитор давал, проверялись, проводилась работа над ошибками, объяснялось столько раз, сколько надо, чтобы понять. На занятиях регулярно возвращались к пройденному материалу для закрепления навыков. Отмен по вине учителя ни разу не было. Если ребенок болел, то по моей просьбе занимались по скайпу, чтобы не терять драгоценное время. Кроме этого, Татьяна Павловна просто приятный в общении человек, всегда очень позитивный. Мой сын стал значительно увереннее себя чувствовать, что помогло ему на экзамене. Спасибо ей огромное за терпение и труд. Я всем рекомендую такого прекрасного учителя.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Изучаем русский язык Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет

2 ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет Казань Татарское книжное издательство 2012

3 УДК: *00 ББК Рус И32 Авторы-составители: С. М. Гаффарова, Ч. Р. Гаффарова, Г. М. Билалова Рецензент: З. Г. Шарафетдинова, кандидат филологических наук Художник обложки Юлия Щетинкина Художник Влада Семёнова И32 Изучаем русский язык: рабочая тетрадь для детей 6 7 лет / [авт.-сост.: С. М. Гаффарова, Ч. Р. Гаффарова, Г. М. Билалова]. Казань: Татар. кн. изд-во, с.: ил. Предлагаемая рабочая тетрадь является приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребёнка 6 7 лет. Содержание заданий рабочей тетради составлено в соответствии с темами, изучаемыми на занятиях по обучению детей русскому языку. На практическом материале лексических тем у ребёнка происходит накопление, обогащение и закрепление словарного запаса, развиваются навыки связной речи, совер шенствуются мыслительные операции, развивается координация движений руки и пальцев. УДК: *00 ББК Рус Татарское книжное издательство, 2012

4 УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ! Предлагаемая рабочая тетрадь является частью учебно-методиче с ко го комплекта по обучению детей дошкольного возраста русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребёнка 6 7 лет. Основное назначение рабочей тетради помочь педагогам в организации и проведении работы по обучению детей русскому языку. В процессе работы в тетради дети смогут овладеть различными речевыми умениями и навыками, научатся переносить их в свободное речевое общение. Задания, предложенные в данной тетради, основаны на принципе постепенного усложнения. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребёнка к занятиям. Наряду с основными задачами обучения дошкольников русскому языку, в рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направлен ные на развитие мелкой моторики, графических навыков, зрительного восприя - тия детей. Задания для детей, представленные в рабочей тетради, используются как часть занятия (3 4 минуты). Уважаемые педагоги! Перед тем как приступить к занятиям, ознакомьтесь со всеми заданиями, обязательно прочтите их до того как выпол нять с ребёнком задание, так вам будет легче ориентировать детей во время занятия. Задания в рабочей тетради сгруппированы по темам и расположены в соответствии с последовательностью занятий. Поэтому, выполняя задания, не нарушайте их последовательность. Помните, что работоспособность дошкольника невелика. Если инте рес ребёнка к выполнению задания ослабевает, прервите работу и вернитесь к нему позднее, в индивидуальной работе с ребёнком. Не забывайте подбадривать ребёнка во время занятия. Успехов вам и вашим детям!

5 ДЕТСКИЙ САД Задание 1 к занятию 2. Рассмотри картину. Как можно, не считая, узнать, хватит ли всем детям совочков? Проведи линии от совочков к детям. Кому не хватило? Дай этой девочке другую игрушку. Скажи, какую игрушку ты ей дал? 4

6 Задание 2 к занятию 5. Раскрась одежду девочек так, чтобы она отлича лась по цвету. Дай девочкам имена. Расскажи об одежде по образцу: «У Маши жёлтая футболка, а у Насти зелёная» и т. д. 5

7 Задание 3 к занятию 7. Скажи, что делают гномики. Раскрась шапочки гноми кам. Назови цвета. 6

8 ОСЕНЬ Задание 1 к занятию 1. Рассмотри картину. Расскажи, что ты видишь. Раскрась тучу с семью дождевыми каплями. 7

9 Задание 2 к занятию 5. Назови овощи и фрукты, затем раскрась их. Разложи при помощи стрелок овощи в коробку, фрукты в корзину. Скажи, что ты положил в коробку, что в корзину. 8

10 Задание 3 к занятию 10. Обведи по точкам зверей. Скажи, кто что любит, и укажи стрелками. 9

11 Задание 4 к занятию 11. Обведи лес сначала указательным пальцем, затем карандашом. Раскрась ёлки и траву в зелёный цвет, а дерево в жёлтый. Посчитай, сколько зелёных деревьев. 10

12 ДОМ И ДВОР Задание 1 к занятию 4. Рассмотри картину. Расскажи, что ты видишь. Куда (кому) нужно нести эти предметы? Покажи стрелкой. 11

13 Задание 2 к занятию 5. Помоги Тане и Ване одеться. Проведи красные линии от Тани к её одежде и синие линии от Вани к его одежде. Раскрась одежду детей. Назови цвета. Составь предложения по образцу: «У Тани красная куртка» и т. д. 12

14 Задание 3 к занятию 10. Рассмотри картину. В какой руке у Буратино расчёска, в какой руке зубная щётка? Раскрась полотенце в правой руке у Красной Шапочки в красный цвет, а в левой руке в синий. Расскажи, в какой руке какое полотенце. 13

15 ЗИМА Задание 1 к занятию 1. Помоги Тане и Ване выбрать верхнюю одежду, обувь, головные уборы. Назови их, раскрась. Проведи от Вани к его одежде синие стрелки, от Тани к её одежде красные. Скажи, какая одежда у Тани, какая у Вани. 14

16 Задание 2 к занятию 2. Какая обувь нужна в разное время года? Соедини стрелками. Раскрась картинки, где изображены времена года. 15

17 Задание 3 к занятию 4. Рассмотри рисунок. Чем отличаются эти снеговики? Раскрась картинки. Расскажи о каждом снеговике. 16

18 Задание 4 к занятию 5. Найди и обведи те предметы, которые нужны тебе зимой. Назови их и скажи по образцу: «Это шуба. Шуба нужна зимой» и т. д. 17

19 Задание 5 к занятию 10. Укрась новогоднюю ёлку. Приклей шары, шишки, игрушки, звёздочку. Расскажи, какие игрушки ты повесил на ёлку. Назови их цвета. 18

20 Задание 6 к занятию 11. Рассмотри картину. Раскрась одежду мальчиков. Расскажи об одежде мальчика, который идёт впереди и везёт санки. Какая одежда у мальчика, сидящего на санках? Во что одет мальчик, который идёт сзади? 19

21 ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Задание 1 к занятию 1. Рассмотри картинки. Назови животных, которых мы видели сегодня в зимнем лесу. Отведи их в лес с помощью стрелок. Каких животных мы не видели в зимнем лесу? Найди их и обведи синим карандашом. Почему мы не видели в лесу медведя и ёжика? 20

22 Задание 2 к занятию 2. Назови животных, за которыми ухаживает человек. Обведи их зелёным цветом. Назови животных, которые живут в лесу. Обведи их синим карандашом. 21

23 Задание 3 к занятию 5. Рассмотри рисунок и скажи, каких животных ты видишь. Сколько здесь домиков? Какие цифры нарисованы на домиках? Реши задачи на карточках, которые держат животные, и помоги им найти свой домик. 22

24 Задание 4 к занятию 8. Назови животных и скажи, где они живут. Соедини стрелкой рисунки. Пусть стрелка скажет: «Я живу здесь». 23

25 Задание 5 к занятию 10. Рассмотри картину, назови животных. Раскрась жирафов и дерево. Скажи, мама-жираф стоит справа от дерева или слева. А его детёныш? 24

26 ГОРОД И ТРАНСПОРТ Задание 1 к занятию 1. Какая машина едет направо, а какие налево? Обведи пешеходов, которые идут направо, красным карандашом, а тех, кто идёт налево, синим. 25

27 Задание 2 к занятию 5. Рассмотри картину и скажи, что ты видишь. Дополни картину: наклей автобус, грузовик, самолёт, вертолёт. Составь предложения по образцу: «Автобус едет по дороге» и т. д. 26

28 Задание 3 к занятию 10. Чем отличаются клоуны? Раскрась воротник у клоуна посередине в зелёный цвет, у клоуна слева от него в красный, у клоуна справа в жёлтый. Скажи, у кого какой воротник. 27

29 ВЕСНА Задание 1 к занятию 1. Назови времена года и покажи картинки, изображающие их. Под картинкой с изображением зимы приклей снежинку, весны зелёный листочек, лета красный цветок, осени жёлтый листочек. 28

30 Задание 2 к занятию 7. Рассмотри картинки. Кого ты видишь? Что делают дети и животные? Обведи картинки, где дети поступают правильно. Скажи, в какой картине мальчик поступает неправильно. Зачеркни её. 29

31 Задание 3 к занятию 10. Назови птиц. Соедини линией зимующих птиц с кормушкой, а перелётных обведи кружком. 30

32 СКОРО В ШКОЛУ Задание 1 к занятию 5. Рассмотри картину и скажи, что ты видишь. Выбери школьные принадлежности, стрелкой «положи» их в портфель, а игрушки на полку. Объясни свой выбор. 31

33 Учебное издание Авторы-составители: Гаффарова Сябиля Муллануровна Гаффарова Чулпан Ракиповна Билалова Гульназ Миннахматовна ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет Редактор Х. Г. Файзрахманова Художественные редакторы М. Д. Вазиева, Л. Р. Вафина, Р. Х. Хасаншин Техническое редактирование и компьютерная вёрстка М. И. Данилевской Корректор А. Р. Шайдуллина Оригинал-макет подписан в печать Формат / 16. Усл. печ. л. 3,36 + вкл. 0,10. Тираж экз. Заказ ГУП «Татарское книжное издательство» Казань, ул. Баумана, 19. Тел./факс: (843) Наши книги можно приобрести по следующим адресам: Казань, ул. Декабристов, 2. Отдел маркетинга Татарского книжного издательства. Тел.: (843) Казань, ул. Баумана, 29/11. Фирменный магазин Татарского книжного издательства. Тел.: (843) Филиал ОАО «Татмедиа» полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс» Казань, ул. Декабристов, 2.


Изучаем русский язык Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет Казань 2011 УДК 512.145 ББК 81.2Тат Г57 Г57 Авторы: С. М. Гаффарова Д. С. Гарипова Р. Ф. Нигматуллина Рецензенты: З. М. Зарипова кандидат педагогических

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочая тетрадь для детей 5 6 лет Казань 2012 УДК 512.145 ББК 81.2Тат И32 И32 Рецензенты: З. М. Зарипова кандидат педагогических наук Обложка Юлия Щетинкина Иллюстрации Влада Семенова

Серия «Речевое развитие» Г.Е. Сычёва Родная речь Рабочая тетрадь по развитию речи в средней группе детского сада ББК 74.102 C 95 Сычёва Г.Е. C 95 Родная речь. Рабочая тетрадь по развитию речи в средней

Н. В. Нищева Методический комплект программы «Детство» Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС

О. Е. ЖИРЕНКО, Е. В. ФУРСОВА, О. В. ГОРЛОВА СЧЁТ ОТ 1 ДО 5 ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373.29 ББК 74.1 Ж73 Издание допущено к использованию

Говорим по-татарски Татарча сљйлђшђбез Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет 6 7 яшьлек балалар љчен эш дђфтђре ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘБЕЗ 6 7 яшьлек балалар өчен

О. Е. ЖИРЕНКО, Е. В. ФУРСОВА, О. В. ГОРЛОВА СЧЁТ ОТ 6 ДО 10 ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Рабочая тетрадь для детей 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373.29 ББК 74.1 Ж73 Издание допущено к использованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 78 «Алые паруса» города Ставрополя Рабочая тетрадь 2 для детей старшего дошкольного возраста по развитию

Тема Область Содержание деятельности (закрепление лексических тем по областям на неделю) Октябрь «Осень». Признаки осени. Математика (ФЭМП) Обучение грамоте Сенсорное Закрепление знаний о временах года.

Л. И. Мосягина Рабочая тетрадь по экологии для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) 2016 ББК 74.100.5 М.84 Мосягина Л. И. М.84 Рабочая тетрадь по экологии для детей младшего дошкольного возраста

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА МАТЕМАТИКА Тетрадь для детей 6 7 лет Издание второе, переработанное МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.102 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ЛОГИКА Тетрадь для детей 6 7 лет Издание второе, переработанное МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.102 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Согласовано на методсовете протокол 4

Практические пособия по развитию речи детей Грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий срок дети на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий.

8-е издание, исправленное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 373.21 ББК 74.102 Г68 Р е ц е н з е н т ы: канд. пед. наук, доц. каф. дошк. педагогики и психологии ГУО «Академия последипломного образования»

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 Г 12 Гаврина С. Е. Г 12 Большая книга подготовки к школе для детей 4 5 лет. Чтение, счёт, логика, мелкая моторика руки / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина;

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ Тетрадь для занятий с детьми 4 5 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

Методический комплект программы «Детство» Н. В. Нищева Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС

Математика средняя группа 1. Рассмотрите картинку. а) Найдите два предмета и раскрасьте в зеленый цвет. Найдите один предмет и раскрасьте в синий цвет. б) Соедините два предмета с цифрой два. Соедините

О. Э. Литвинова СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Санкт -Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015 ББК 74.100.5 Л64 Литвинова О. Э. Л64 Сюжетные картинки для работы с детьми раннего

С. Ю. Кондратьева, Е. А. Мышкина, Л. В. Федотова Формирование математических представлений у дошкольников: Пространство, время Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018 ББК 74. 102 К64 К 64 Кондратьева С. Ю.,

Задание 1. Рассмотри картинки. Какие цветы появляются прямо из-под снега? Это происходит в первый весенний месяц - март. Покажи подснежники. Задание 2. Рассмотри картинку. Какие цветы появляются прямо

Наталия Лисовец Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2014 УДК ББК 372.881.161.1 74.102 Л63 Л63 Лисовец Н. В. Русский язык для малышей. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 228 с.: ил. ISBN 978-5-9775-0905-3 Сборник игр

МАТЕМАТИКА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГРАМОТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Уважаемые родители и педагоги! Перед вами тетрадь с проверочными заданиями, при помощи которых вы сможете оценить уровень развития вашего ребенка, определить,

Ж i. и ЕДАГОГИКИ Ю.Н. Кислякова Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития РЕ О ЗИ ТО РИ Й БГ У йршшвш 0 шщ и для дошкольного и младшего ш КОРРЕКЦИОННАЯ ЕДАГОГИКА

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Повторение понятий «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация во времени. Изучение темы: сезонные изменения в природе и жизни человека. 4 сезона:

ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘБЕЗ Эш дәфтәре 5 6 яшьлек балалар өчен ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ Рабочая тетрадь для детей 5 6 лет Казан 2012 Уйный-уйный ү с ә б е з УДК 512.145 ББК 81.2Тат Т23 Комплектның авторлары: Зарипова

С. Батяева Мои первые рассказы. Альбом для развития речи Серия «Вы и ваш ребёнок» Заведующая редакцией Ведущий редактор Художники Корректор Вёрстка Т. Шапошникова Т. Фишер А. Дремова, Е. Рубцова Г. Шкатова

Для развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста Дидактическая игра «Наряди елочку» Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная

Н. В. Нищева Методический комплект программы «Детство» Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ Тетрадь для занятий с детьми 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

О. Е. ЖИРЕНКО Е. В. КОЛОДЯЖНЫХ ПРОПИСИ для дошкольников Тетрадь для детей 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373.29 ББК 74.102 Ж73 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ОСЕНЬ Тетрадь для занятий с детьми 5 6 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на

Перспективный план работы по использованию лэпбука как средства развития лексико -грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2015-2016 учебный период Месяцы,

Серия «Ступеньки самостоятельности» В. В. Мыслюк количество и счет Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 17 г. Химки РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу «Психология общения» Фамилия, имя Группа Рабочая тетрадь является авторским сборником на основе известных

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 371.7 ББК 74.200.54 М86 Р е ц е н з е н т ы: методист учебно-методического отдела дошкольного и начального

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ РАСКРАШИВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ Тетрадь для занятий с детьми 4 5 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном

О. А. Ивашова Е. Е. Останина Учусь вычислять Внетабличное умножение и деление Рабочая тетрадь по математике учени класса школы Москва ООО «Кирилл и Мефодий» 2007 УДК 373.167.1:51 ББК 74.262 И 24 Издание

ББК 74.102 Н 71 Нищева Н. В. Н 71 Мишуткина школа. Я учусь писать. Прописи для дошкольников (с 5 до 6 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016, 16 с., цв. ил. ISBN 978-5-906852-19-9 В серию

Как работать с пособием Уважаемые взрослые! Предлагаемое пособие рассчитано на совместную работу воспитателей, педагогов и родителей с дошкольниками, готовящимися к школьному обучению. Первоначальной задачей

Дидактические игры по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников. Воспитатель по изобразительной деятельности Архипова Ирина Владимировна Игру принято называть основной

Киселёва И.А., Юношева И.В. НАЙДИ И ПРОЧТИ Авторы: Киселёва Ирина Александровна, воспитатель ГОУ Детский сад 1715 г. Москва Юношева Ирина Владимировна, учительлогопед МДОУ «Детский сад 85» г. Бийск, Алтайский

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЛЕТО Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.291 ББК 74.102 С13 Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

3 тур «На прогулку выходи» Средняя группа Задание 1. Задание имеет 3 варианта правильных ответов. Если ребенок нашел все 3 варианта правильных ответов, он получает 3 балла. За 2 правильных ответа ребенок

Перспективный план п/п Лексическая тема Виды работ 1, 2 недели обследование I-й период обучения Сентябрь 3 Развитие общего внимания, понимания речи 4 Развитие фонематического слуха Октябрь Самомассаж бусинами

Занятие «Как зимуют дикие животные» Тема: «Как зимуют дикие животные» Цель: формирование представлений о том, как зимуют разные животные. Задачи: Образовательные: знакомство с образом жизни некоторых животных

ВВЕДЕНИЕ УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ! Перед вами сборник тренировочных заданий для детей 4 5 лет. С помощью этой книги ребёнок разовьёт интеллект и мелкую моторику, расширит словарный запас и кругозор, потренирует

Пояснительная записка Непосредственно образовательная деятельность «Развитию речи» имеет познавательную направленность развития ребенка дошкольного возраста. Перспективный план составлен на основе адаптированной

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ МАТЕМАТИКА ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.851 ББК 74.262.21 М34 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Волховская средняя общеобразовательная школа 1» С К О Р О В Ш К О Л У Для будущих первоклассников с 10 октября в школе начинаются развивающие занятия.

Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы. Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

СЕНТЯБРЬ понедельник вторник среда четверг пятница 1 неделя «Встреча с Гномиком» - развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела. восприятия и внимания.(тема на несколько

Doroga_cover4.qxd 01.10.2014 22:08 Page 1 3+ ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ! РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ Автономная некоммерческая организация «Центр научно-практических

О. А. Ивашова Е. Е. Останина Учусь вычислять Числа 1 20. Табличное сложение и вычитание Рабочая тетрадь по математике учени класса школы Москва ООО «Кирилл и Мефодий» 2007 УДК 373.167.1:51 ББК 74.262 И

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1450 «ОЛИМП» (ГБОУ Школа 1450 «Олимп») УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ «Школа 1450 «Олимп» /Карташова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по формированию антикоррупционного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ББК 74.100.5 Р12 Руководитель проекта: Хамитов Р.

Н. В. Нищева Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018 ББК 74.102 Н71 Нищева Н. В. Н71

«Детский сад 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 660077 г. Красноярск, ул. Весны, д.16 телефон: 228-07-70 Дидактическое

Познавательно исследовательская деятельность (Ознакомление с социальным миром, предметным окружением, с миром природы) 36 часов Дата Тема Литература 1.Детский сад и его сотрудники Комплексные занятия с.35

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС М. В. БЕДЕНКО РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЛОГИКА Тетрадь для занятий с детьми 4 5 лет МОСКВА ВАКО УДК 373.2 ББК 74.102 Б38 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании

1 Математика 0 Классная работа 0 Задание 1 Чего больше ваз или цветов? На сколько? Попробуй сделать так, чтобы их стало одинаковое количество. Какая ваза не такая, как остальные? (Найди все 4 ответа) Задание

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЛЕТО Тетрадь для занятий с детьми 5 6 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 5 комбинированного

Тематический комплект развивающих игр Онлайн-школа «Учимся играя» Осень Вырежи картинки на следующей страничке и положи на игровое поле только те, на которых изображена осень Картинки для вырезания (к

Частый вопрос, возникающий у родителей будущего первоклассника: готов ли их 6-7 летний ребенок к школе? А если не готов, то, как скорректировать необходимые знания, умения, навыки, какие развивающие задания проработать с сыном или дочкой дома? Некоторые родители доверят решение этой проблемы детскому саду или подготовительной группе при школе, а кто-то самостоятельно возьмется за этот нелегкий труд. И, конечно, последние останутся в выигрыше. Ни школа, ни детский сад не смогут учесть индивидуальных особенностей каждого ребенка. И нигде, кроме как дома, не будет создана наиболее комфортная, непринужденная обстановка, так необходимая для развития малыша.

Как распечатать карточки с заданиями

На любом понравившемся изображении, кликните правой кнопкой мышки и в открывшемся окне выберите пункт «сохранить картинку как», затем выберите куда нужно сохранить карточку, например рабочий стол своего компьютера. Карточка сохранена, можете открывать ее как обычное изображение на своем ПК и распечатывать, чтобы было удобнее заниматься с ребенком.

В продолжении темы о развитии детей 6-7 лет. Специалисты выделили три составляющих готовности ребенка 6-7 лет к школе: физиологическая, психологическая и познавательная.

  1. Физиологический аспект. Особенности развития и готовности ребенка к посещению школы определяет врач. Конечно, в случае тяжелые отклонения здоровья, ничего не поделаешь, обучаться придется в коррекционных классах или школах. Если ребенок склонен к частым простудным заболеванием, то родители смогут попытаться исправить это с помощью закаливания.
  2. Психологический аспект. Соответствие возрасту памяти, речи, мышления. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, спокойно реагировать на замечания, уважать взрослых, знать, что плохо и что хорошо, стремиться к получению новых знаний.
  3. Познавательный аспект. Можно выделить несколько групп знаний и умений, которыми должен обладать будущий первоклассник.
  • Внимание. Ребенок должен уметь работать по образцу, выполнять задания на внимательность, а также на поиск сходств и различий.

Внимание — один из самых значимых способов познания мира. К 7 годам формируется произвольное внимание. Если этого не происходит, то ребенку нужно помочь, иначе могут возникнуть проблемы с концентрацией на уроках.

Задания на развитие внимания у детей 6-7 лет

Задание 1. «Части тела» . Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель показывает на свою часть тела и проговаривает ее название, ребенок повторяет. Далее взрослый делает хитрость: показывает, например, глаз, а говорит, что это локоть. Ребенок должен заметить подвох и правильно указать часть тела.

Задание 2. «Найди отличия». Одна из самых популярных игр. Следует заранее обговорить, сколько отличий на выбранной картинке. Удобно пользоваться карандашом, для обозначения найденных элементов. Если ребенок не может найти все отличия, нужно ему подсказать, на что следует обратить внимание.

Например, на следующей картинке нужно найти не менее 10 отличий.

Задание 3. «Найди путь» . Ребенку предлагают ответить на вопрос, например: «По какой дорожке должен следовать автобус, чтобы дети доехали до школы?»

  • Математика и логическое мышление. Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, знать арифметические знаки « + », « – », « = ». Также находить закономерности, группировать предметы по одному признаку, продолжать логические ряды, составлять рассказ с логическим завершением, находить лишний предмет, то есть анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать и доказывать.

Задание ребенку : посчитай десятки

Задание ребенку : сравни числа, поставь знак «больше», «меньше», «равно»

Математика – основополагающий фактор интеллектуального развития. В ее корне заложено логическое мышление. Оно в свою очередь формирует умение пользоваться логическими приемами, а также выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать умозаключения. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте начать развивать логику.

Задания для умников

Задания и игры на развитие логики для детей 6-7 лет

Развивающее задание №1. Нарисуйте на чистом листе бумаги цифры до 10, три раза нарисуйте цифру «7» и три раза цифру «2». Предложить малышу раскрасить все цифры 7 в синий цвет, а цифры 2 – в зеленый. После выполнения задать вопрос: «Каких цифр больше? На сколько?». Подобные задания развивают умение анализировать, обобщать и сравнивать. Аналогично можно попросить ребенка сосчитать теннисные, гандбольные, баскетбольные и футбольные мячи, назвать каких больше — меньше.

Развивающее логическое мышление задание № 2 . Найти лишнее транспортное средство. Ребенок классифицирует предметы по одному признаку: автобус, скутер и автомобиль ездят на топливе. Но, конечно, предварительно нужно ребенка 6-7 лет познакомить с темой «транспорт», рассказать и показать какие виды транспорта бывают и кто ими управляет.

Развивающее задание № 3 . Детям предлагают задачу: «На полке лежит столько же красных тетрадей, сколько синих. Число зеленых и красных тетрадей одинаково. Сколько всего тетрадей на полке, если зеленых 3?» Такая задача развивает умение анализировать, синтезировать, сравнивать и упорядочивать свои действия.

Развивающее задание № 4 . Можно предложить ребенку ответить на вопросы с подвохом. Такие задачки очень нравятся детям. Они помогают развить воображение.

На 1 ноге Маша весит 20 кг, сколько она будет весить на 2 ногах?

Что легче: килограмм пуха или камней?

Сколько конфет в пустом пакете?

Из какой посуды ничего не съешь?

На березе росло 5 яблок и 3 банана, Сколько осталось яблок, если все бананы упали?

В этом возрасте дети легко решают задачи со скрытым смыслом, например: «Волк пригласил к себе на день рождения поросят, козлят и красную шапочку, посчитай, сколько всего аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения? (вы удивитесь, как ребенок 6-7 лет быстро ответит «11 гостей» на эту задачу).

  • Память. Нужно уметь рассказывать наизусть стихотворение, пересказывать небольшой текст, запоминать 10 картинок.

В 6-7 лет формируется произвольная память, что необходимо для получения большого объема новых знаний в школе. Совместно с образной памятью развивается словесно-логическая, то есть хорошо запоминается то, что было понято. Помочь в развитии памяти и подготовиться к школе могут помочь родители с помощью правильно подобранных заданий.

Задания на развитие памяти детей 6-7 лет

Задание 1 . «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.

Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»

Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?». В этой игре задействована не только память, но и внимание.

  • Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.

«Встретились два друга у старого колодца» — большие пальцы «обнимают» друг друга по очереди.

«Вдруг где-то грохот раздается» — пальцы стучат по столу.

«Разбежались друзья по своим домам» — пальцы спрятались в кулак.

«Не станут гулять больше по горам» — большим пальцем одной руки нужно нажать на суставы другой руки.

Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.

  • Речь. Ребенок должен составлять предложения из предложенных слов и рассказ по картинке, различать звуки и буквы.

Задания на развитие речи.

Задание 1. Игра «Противоположности». Родитель называет слова, ребенку нужно придумать противоположное по смыслу слово, например, хороший – плохой, открыть – закрыть, высоко – низко.

Задание 2. Игра «Если б мы были художниками». Родитель с ребенком рисует небольшой деревенский домик. Затем предлагает ему дорисовать предметы, имеющие в слове звуки «р» или «рь».

  • Окружающий мир. Ребенку нужно знать основные факты об окружающих предметах и явлениях. Например, знать цвета, животных, птиц, времена года, имена и место работы родителей, адрес. Такие знания дети получают при чтении книг, во время прогулок, во время занятий с родителями и в детском саду.

Перед тем, как начать занятия, нужно запомнить несколько правил. Во-первых, не стоит ребенка заставлять учиться, нужно его заинтересовать и тогда он сам позовет вас за стол. Во-вторых, занятия не должны длиться долго, так как ребенок 6-7 лет не может удерживать внимание дольше 25 минут. И, в-третьих, в таком возрасте основным видом деятельности все еще является игра. Ребенок учиться играя. Поэтому большинство заданий должны преподноситься в игровой форме.

Видео «Тесты на логику для детей»