Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы

учитель русского языка и литературы

I вариант

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

1) А 2) Б 3)В 4) Г

2.

1) А 2)Б 3) В 4) Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

4.

[неопределённо-личное], и [безличное].

1) А 2) Б 3) В 4) Г

5. То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. Одновременность явлений.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А 2) Б 3) В 4)Г

2. Укажите сложносочинённые предложения.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

3. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

1) А 2) Б 3) В 4)Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное].

1) А 2) Б 3) В 4) Г

5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

6. Найдите предложение с союзом тоже .

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

1,2,3

Вопрос: A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки. B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух. Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль. 1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. 2. Укажите сложносочиненные предложения. 3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом.

A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки. B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух. Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль. 1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. 2. Укажите сложносочиненные предложения. 3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом.

Ответы:

1-Б, Г (перед И (сложное), после " мысли " - конец деепричастного оборота) . 2-А,Б. 3. В (в лесу).

Похожие вопросы

  • ручка стоит 40тг,тетрадь на 30 тг дешевле,линейка стоит столько же сколько тетрадь.сколько стоят ручка,тетрадь и линейка вместе?
  • актуален ли рассказ сегодня старый гении
  • О чем свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов?
  • упрастите выражение: 1-(a^3-b^3)/((a^2-b^2)*(a+b))
  • докажите что четырех угольник АВСД с вершинами в точках;1) А(-3;-1) В(1;-1) С(1;-3) Д(-3:-3) являются прямоугольником
  • Объясните как решить задачу:РЕшите задачу подбором.ИЗ 39 коробок чать содержити по 14 кг конфет,ы другая 15 кг.Сколько тех и других конфет если масса в коробках обоих типов одинакова


1.Простые предложения в сложносочинённом отделяются друг от друга запятой. Например: 1) \Оба приятеля очень крепко поцеловались], и [Манилов увёл своего гостя в комнату] (Н. Гоголь). 2) [Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал], да [ветер бился и ревел, играя на реке]... (Н. Некрасов). 3) [Анисья тотчас к ней явилась ], и [дверь тихонько отворилась], и [Таня входит в дом пустой] (А. Пушкин).
2.Если простые предложения всоставе сложносочинённого значительно распространены или имеют внутри запя­тые, то вместо запятой между ними может ставиться точка с запятой. Например: [Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два при­бора стол накрыть]; но [стало страшно вдруг Татьяне] (А Пушкин).
3.Между простыми предложениями в сложносочинённом может ставиться тире, чтобы показать быструю смену событий или резкое их противопоставление. Например:
1) Минута - и стихи свободно потекут (А, Пушкин). Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы (М. Лермонтов). 3) Он... хотел выговорить слово - и язык не повиновался (И. Гончаров).
4. Запятая перед одиночными союзами и, да (= и), или, либо не ставится, если простые предложения в составе сложного:
а) имеют общий второстепенный член, например: 1) За заводами кончился город и начинались поля (А. Чехов) (общее обстоятельство «за заводами»). 2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похоже на букву ижицу (Н. Гоголь) (общее дополнение «у Ивана Ивановича»). 3) Лишь изредка встречался сгоревший дом или приходилось полем объезжать взорванный мост (Б. Полевой) (общее обстоятельство «изредка»);
б) имеют общее придаточное предложение, например: 1) (Когда Гаврила Иванович начинал говорить), [густые брови у него поднимались] и [лоб покрывался тонкими морщинками] (Д. Мамин-Сибиряк). 2) [Солнце пряталось за холодные вершины] и [беловатый туман начал
расходиться в долинах], (когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков) (М. Лермонтов);

в) имеют общее вводное слово, словосочетание или предложение, например: 1) Очевидно, всё может быть пособником человеческой мысли иничем нельзя пренебрегать (К. Паустовский) (общее вводное слово «очевидно). 2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться (А. Пушкин) (общее вводное слово «к несчастью»). 3) По сообщениям синоптиков, завтра похолодает и выпадет снег (общее вводное словосочетание «по сообщениям синоптиков);
г) оба назывные, например: 1) Дев полуночных отвага и безумных звёзд разбег (О. Мандельштам). 2) Хриплый стон и скрежет ярый (А. Пушкин);
д) оба восклицательные, вопросительные или побудительные, например: 1) Это кто такие и что им надобно? (А. Пушкин) 3) Плохо ли вам было у Плюшкина илипросто по своей охоте гуляете по лесам да дерёте прохожих? (Н. Гоголь) 4) Пускай легко рыдает ветер резвый и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит (И. Бродский). 5) Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов).

1. Читаем предложение.
2. Подчеркиваем грамматические основы (помним, что часто встречаются предложения, одна часть которых является односоставным предложением).
3. Определяем, простым или сложным является предложение.
4. Выбираем правильный ответ.


Мы чтить тебя привыкли с детских лет()
И дорог нам твой образ благородный.


2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
По ночам земля быстро высыхала () и к рассвету степь покрывалась налетом недолговечного инея.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В ворота был виден просторный двор () и барский дом с высокой крышей.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

I ВАРИАНТ


А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А.Б.В.Г.

А.Б.В.Г.
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
[неопределенно-личное], и [безличное]?
А.Б.В.Г.
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?
А. одновременность явлений
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме "Сложносочиненные предложения"

II ВАРИАНТ
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А.Б.В.Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения.
А.Б.В.Г.
3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[определенно-личное], и [двусост.]?
А.Б.В.Г.
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение
Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложения с союзом тоже .
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго. Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

Добрый день, ребята!

У каждой всё особое, своё,

Отвечают:

и.

Отвечают:

и

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Формулируют тему урока:

    повторить

    усвоить

    научиться

    научиться различать видысложносочинённых предложений.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    3. Изучение нового учебного материала.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Осень, но погода ещё тёплая.

    3. Тест.

    I вариант

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

однако

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Славу свою добываю в бою.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

Конспект урока

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

    формировать понятие о сложносочинённом предложении,

    повторить сочинительные союзы;

    способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

    формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Тип урока – урок усвоения знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

    Организационный момент

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

Отвечают:

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

    Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

    Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

А., Б.,В.,Г.

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

5. Задание на дом

Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

- Что ещё указывает на длительность происходящего?

Тесты

1. Тест по теме «Сложносочинённые предложения».

1 вариант

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

1. А 2.Б 3. В 4.Г

2. Укажите сложносочинённые предложения

1. А 2. Б 3. В 4. Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

1. А 2.Б 3. В 4. Г

[неопределённо-личное], и [безличное]?

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.

А. одновременность явлений Б. последовательность

В. чередование Г. противопоставление

однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
2 вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г

2. Укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машин?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то) же село.

2. Тест по теме «Сложноподчинённые предложения».
1 вариант

А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В. Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.

А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.

Б. Макар и не заметил, что стало светать.

В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.

Д. Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчинённого?

(Знаки препинания не проставлены.)

А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звёздах.

Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.

Д. Летят к вербе пчёлы бабочки потому что их привлекают душистые серёжки.

Я не знаю когда это будет. Познаём друзей и близких в час когда грозит беда. Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой. Бывают осенние ночи оглохшие и немые когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем. Когда солнце спускалось к горизонту ровный жёлтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга. С тех пор как брат вернулся домой он ни разу не вспомнил о происшедшем.

5. Произведите синтаксический разбор предложений:

Там под этими склонами мы рассчитывали разбить ночной лагерь.

Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду и справа и слева принимает многочисленные притоки.

2 вариант
1. Найдите сложноподчинённые предложения.

А. По словам брата Пушкина, Александр был одарён «памятью необыкновенной».

Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу.

В. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

Г. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.

Д. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце ещё не ушло за горизонт.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.

А. Я прежде всего должен высказать то, в чём до сих пор не решался сознаться самому себе.

Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

В. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит река.

Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.

Д. Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству.

3. Найдите СПП, в которых придаточные стоят перед главными. (Знаки препинания не проставлены.)

А. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал.

Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.

В. Когда на тёмно-красных ветках появляются белые комочки серёжек верба особенно хороша.

Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.

Д. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти ещё километров пять.
4. Расставьте знаки препинания:

Где нет любви к искусству там нет и критики. Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Мальчик дошёл до нижнего пруда куда врезался овраг и повернул к деревне. Проснувшись я не мог понять где я и долго и внимательно осматривал комнату. Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела. Отколь радуга набирает воду там и дождь будет.

Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь .
5 . Произведите синтаксический разбор предложений:

Ряска почти сплошь накрыла заводи и рассекая её медленно двигались по ней дикие утки.

Влажной дымкой трепетал по-утреннему свежий ветерок.
ТЕСТ
1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите сложноподчинённые предложения, в которых придаточное стоит в середине главного:

А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места:

А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:

А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:

А. Б. В. Г. Д.
2. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места:

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

Д. Я смотрю туда, где толпились люди.
3.* Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:

1) из словосочетания приземлиться на опушке выделите главное слово и возьмите от него приставку;

2) из именного словосочетания предложения Ближайшая деревня находилась в часе езды от нас возьмите корень зависимого слова;

3) добавьте глагольный суффикс глагола читать;

4) добавьте суффикс действительного причастия настоящего времени тающие (снега);

5) добавьте окончание определения могучий Олег головою поник;

6) добавьте суффикс возвратности;

7) с полученным словом составьте словосочетание так, чтобы данное слово было главным:

8) составьте предложение с причастным оборотом, а затем замените его придаточным; полученное предложение запишите, дайте его схему.

ТЕСТ

1. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.

Придаточное предложение в нём стоит …

А. перед главным

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

2. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчинённым предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

3. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

4. Сделайте синонимическую замену сложносочинённого предложения сложноподчинённым с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одарённым механиком.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.

8. Спишите предложение, расставив знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.

9. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

10. Допишите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел, …, и мне показалось …

Б. Лишь только появилась первая трава, …

В. Я так долго не получал писем от своего друга, …

Г. Я расскажу о книге, …
11. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. , (). Б. , (), (). В. , , (), ().
12. Вставьте подходящий по смыслу союз или союзное слово.

Грош цена тому, … не может сломить дурной привычки.

А. который Б. кто В. если Г. когда