В предыдущих исследованиях мы говорили о постепенной трансформации республиканского Рима в империю, подчинившую себе сначала земли Италии, а затем распространившую влияние на всё Средиземноморье . Пришла пора вспомнить о становлении Рима и самом древнем периоде его государственной истории.

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.


Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Нума Помпилий

Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.


Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближённым. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провёл первую римскую канализацию.

Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческое образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».


Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Луций Тарквиний

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.


Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

Семь царей Древнего Рима

Похищение женщин

Еще недавно заложенный, город Рим быстро рос, во многом благодаря тому, что находчивый Ромул основал поблизости убежище, куда стекались от разных народов жаждущие перемен люди, как рабы, так и свободные. Ими укрепилась мощь молодого государства, только недолгий срок предрекали той мощи. Из бежавших в Рим лишь единицы были женаты, и женщин в городе оказалось мало. Ромул разослал по соседям, племенам ценинцев, крустиминцев, антемнян и сабинян, послов просить соглашения о браках. Везде послов встретили с презрением, и никто не хотел выдавать дочерей за вчерашних невольников.

Оскорбленные римляне задумали хитрый план. Ромул объявил, что нашел закопанный в землю алтарь какого-то бога, по всей видимости, Конса или Нептуна Конного, и в честь этого назначил роскошные игры, куда пригласил всех соседей. И любые ухищрения, доступные тому времени, применили римляне, чтобы еще задолго до игр их обсуждали и предвкушали.

Похищение сабинянок. Художник Н. Пуссен

На игры собралось много народу, особенно сабинян, которые явились всем племенем с женами и детьми. Ромул в пурпурном плаще с лучшими гражданами сидел на первых местах в цирке, за ним собрались все остальные, римляне и гости. Сам царь должен был подать сигнал к нападению, сняв плащ с плеч и накинув его обратно. Вооруженные римляне не спускали с него глаз, и вот наконец по знаку выхватили оружие и бросились похищать девушек.

Хватали их без разбора, только наиболее привлекательных простолюдины приносили в дома приближенных Ромула. Самую красивую украли, как говорят, люди некого Талассия, человека молодого, но уважаемого, и многих интересовало, куда ее несут. Похитители же, опасаясь утратить добычу, отвечали всем и каждому, что несут ее в дом Талассия. Услышав это, многие отвечали одобрительно, а не которые даже последовали за похитителями, выкликая имя жениха. Отсюда, как считают, и пошел знаменитый свадебный возглас: «Талассию!»: многие века римляне на свадьбах распевали это имя, так как брак Талассия оказался счастливым.

Похищение сабинянок. Художник С. Риччи

Похищенные девушки были крайне напуганы, и самому Ромулу пришлось уговаривать их успокоиться, ведь они будут состоять в законном браке и делить с мужьями все их имущество. Просили прощения у женщин и сами похитители, любовью объясняя свой поступок.

В это время оскорбленные отцы и братья похищенных девушек решили отомстить римлянам. Но не тут-то было. По очереди Ромул разбил войска ценинцев, антемнян и крустиминцев. Война с сабинянами оказалась последней и самой тяжелой, вел сабинских воинов их царь Тит Таций, имевший коварный план. Путь к городу преграждал Капитолийский холм со своими укреплениями, и царь подговорил дочь начальника крепости Тарпею открыть сабинянам ворота. Взамен она попросила то, что носят сабиняне на левой руке, польстившись на золотые браслеты, бывшие едва ли не у каждого сабинского воина. Сабиняне без боя взяли укрепления, но, презирая предательницу, кинули ей не только браслеты, но и тяжелые щиты, которые все воины носят на левой руке. Тарпея погибла, погребенная под украшениями и щитами. В память о ее поступке Тарпейской звалась скала на Капитолии, с который сбрасывали приговоренных к казни предателей.

Между Палатином и Капитолием сошлись на битву римляне и сабиняне. Завязалось кровопролитное сражение, и вот римляне дрогнули и стали отступать, но раненный камнем в голову Ромул взмолился Юпитеру спасти город от позора. Отступающим стало стыдно перед царем, и они вновь сомкнули ряды. Тут взглядам сражающихся явилось невиданное зрелище: поле битвы заполонили женщины с распущенными волосами. Прижимая к груди младенцев, они молили отцов и братьев не убивать их мужей, раз столько времени прошло с их похищения и они успели породниться с обидчиками.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Художник Ж. Л. Давид

Мужчинам ничего не оставалось, как помириться. Договорились они, что вместе будут жить в Риме, и царствовать Ромул и Тит Таций тоже будут сообща. Так удвоилось население Рима, а женщины его пользовались с тех пор большим почетом.

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Глава 1 СЕМЬ ЦАРЕЙ На юге Европы, глубоко вдаваясь в Средиземное море, протянулся полуостров длиной около пятисот миль, формой своей очень похожий на сапог. Он имеет хорошо выраженный носок и высокий каблук, над которым заметна даже маленькая шпора. Обитатели этого

Из книги Письмо шло пять тысячелетий [илл. Лев Хайлов] автора Кублицкий Георгий Иванович

Дороги Древнего Рима Древний Рим, как и многие другие государства, возникшие до нашей эры, был страной господ и рабов, которые выполняли все тяжёлые работы. Руками римских рабов были проложены отличные дороги, вымощенные каменными плитами. По ним неслись изящные

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

По улицам Древнего Рима Гордый и заносчивый Люций Сергий Катилина был современником Спартака и мог видеть его на арене цирка. В романе знатный патриций приглашает Спартака и его друга Крикса к себе в дом и предлагает ему союз и помощь. Могло ли так быть? Скорее всего – это

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Легенды Рима времен царей и консулов Долгое время ранняя история Рима считалась историками легендарной от начала и до конца, пока события, описанные античными авторами, не начали подтверждаться путем археологических раскопок, но даже и сейчас в ней нелегко отличить

Из книги Возвышение Рима. Создание Великой Империи автора Эверит Энтони

Государственное устройство Древнего Рима Народное собрание - куриатные, центуриатные и трибутные комиции Сенат - состоял из представителей знатных семейств, занимался внешнеполитическими, финансовыми и религиозными вопросами, обсуждением законопроектов. Консулы -

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XII О правлении царей Рима и о том, как там были распределены три власти Правление царей Рима в некоторых отношениях сходно с правлением царей у греков героического периода. Оно пало. как и прочие, вследствие общего им всем порока, хотя само по себе и по своей природе

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII Общие рассуждения о состоянии Рима после изгнания царей Расстаться с римлянами невозможно; так еще и теперь в их столице люди покидают новые дворцы и ищут развалин; так глаз, успокоенный зеленой эмалью лугов, любит созерцать скалы и горы.Патрицианские фамилии

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

8. Чем отличалась культура Древнего Рима? Рим, повсюду насаждавший собственные политические и административные порядки, сам с удивительной легкостью воспринимал культурные и художественные достижения покоренных народов. Искусство Греции и Востока оказало огромное

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.6. Религия Древнего Рима Несмотря на общее индоевропейское происхождение и на то, что римляне сами утверждали тождественность своих богов греческих аналогам (Юпитера – Зевсу, Юноны – Гере, Марса – Аресу), их религия имела свои особенности, порожденные спецификой

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древнего Рима Религиозные воззрения древних римлян весьма интересны для изучения. Безусловно, в них прослеживаются определенные заимствования из древнегреческой культуры, но это не мешает римской религиозной системе оставаться во многом оригинальной.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену


Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.).

Царский период Древнего Рима , Римское царство - древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология - с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.

Царский период

В VIII - VI вв. до н.э. отдельные посёлки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

Римские цари были выборные и не обладали властью.

Человек должен был отслужить в армии, должен быть хорошим политиком и человеком - тогда его выбирали в цари Рима.

Древнеримские цари - легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в так называемый царский период до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:

ДРЕВНЕРИМСКИЕ ЦАРИ

Царь

Годы правления

753 - 716 до н. э.

Нума Помпилий

715 - 674 до н. э.

Тулл Гостилий

673 - 642 до н. э.

Анк Марций

(внук Нума Помпилия, сабин)

642 - 617 до н. э.

Луций Тарквиний Приск

(этруск, старший)

616 - 579 до н. э.

Сервий Туллий

(неэтруское происхождение)

578 - 535 до н. э.

Луций Тарквиний Гордый

(сын Тарквиния Приска, этруск, младший)

535 - 509 до н. э.

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации - римского полиса.

Ромул

Ромулу приписывали укрепление Палатина и организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы - Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглецов (asylum), чтобы таким путём увеличить население города, и проч. При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их разбойничье гнездо, то Ромул решил пойти на обман. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и весь сабинский народ с жёнами и детьми. В разгар праздника римская молодёжь бросилась на девушек и похитила их. Испуганные и оскорблённые родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. Из-за этого вспыхнула война с теми городами, откуда происходили похищенные. Особенно серьёзной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. Когда же он погиб, Ромул соединил в своих руках единую верховную власть. О конце Ромула существовало две версии: согласно одной - он был живым взят на небо, согласно другой - убит «отцами».

Мы уже видели, что легенда о Ромуле - чисто этиологическая. Некоторым отзвуком исторической действительности может служить только объединение римской и сабинской общин. Детали и здесь выдуманы: похищение девушек - для объяснения римских свадебных обычаев, двойственность власти Ромула и Тита Тация - как параллель двойственности высшей республиканской магистратуры (консулата).

Историчность шести других царей

Несколько в ином положении находятся шесть других царей. Современная наука, в общем, склонна признать их историчность. В пользу этого приводят следующие соображения. Неизменность списка царей говорит в пользу того, что он сложился очень рано, вероятно, ещё задолго до III в.. Среди имён царей нет ни одного, который был бы связан с патрицианскими родами, игравшими крупную роль в V - IV вв., что, несомненно, имело бы место, если бы список был составлен в эту эпоху. Наконец, среди царских имён нет ни одного эпонимного (подобно Ромулу). Однако признание историчности римских царей в целом ещё не означает, что вся масса легенд, сложившихся вокруг каждого из них, соответствует действительности. Самое большее - здесь можно говорить о каком-то историческом ядре, лежащем в основе каждого цикла преданий.

Нума Помпилий

Вторым царём был Нума Помпилий. Традиция называет его сабином из г. Кур (Cures). После смерти Ромула сенат избрал его римским царём за справедливость и набожность. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и проч. В этой части в легенде есть несомненные этиологические черты. Но сабинское происхождение Нумы отражает какие-то моменты реальной действительности, тем более, что имя Помпилий - сабинское. Традиция рассказывает, что, прибыв в Рим, он сначала поселился на Квиринале, а затем построил себе дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Получается интересное совпадение с археологическими данными о первом появлении могил «погребателей» на внешних холмах. В науке высказывалось предположение, не означает ли постройка дворца Нумы на Велии объединения обеих общин - палатинской и квиринальской? Указывают также, что введение Нумой 12-месячного календаря вместо старого 10-месячного имеет под собой какой-то реальный факт, поскольку такая реформа не могла произойти стихийно, а была актом сознательной воли законодателя.

Учредил календарь, хорошо знал законы, был образцом поведения.

Тулл Гостилий и Анк Марций

В образах двух следующих царей - Тулла Гостилия и Анка Марция - есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он переселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лице Анка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в области богопочитания старался во всем подражать деду.

Однако не все здесь дублирует двух первых царей. Разрушение Альбы - по-видимому, исторический факт, хотя и окутанный густым покровом легенды (битва трёх братьев Горациев с тремя братьями Куриациями, жестокая казнь изменника Меттия Фуфеция и проч.). Несомненно, исторична постройка царём здания для заседаний сената, получившего название «Гостилиева курия». Такое здание действительно существовало в Риме и считалось очень древним. Во всяком случае, оно существовало задолго до того, как в конце III в. выдвинулся род Гостилиев, который мог бы дать ему своё имя.

Что касается Анка Марция, то его многочисленные войны, во всяком случае, не дублируют Нуму, который не вёл ни одной войны. Конечно, многое в деятельности Анка является позднейшей выдумкой: переселение жителей завоёванных латинских городов на Авентин, присоединение Яникула (холм на правом берегу Тибра) и обнесение его городской стеной, постройка римской гавани Остии у устья Тибра и проч. Но в целом расширение Рима в сторону моря и этрусского берега Тибра показательно . Это свидетельствует о начале каких-то реальных отношений с этрусками, отношений, которые становятся более интенсивными в правление следующего царя.

Тарквиний Приск

По преданию, в царствование Анка Марция в Рим из этрусского города Тарквиний переселился богатый и энергичный человек по имени Лукумон,* сын коринфянина Дамарата. В Риме он обосновался и принял имя Люция Тарквиния Приска (Древнего). Богатство и обходительный нрав сделали его настолько заметным среди римского общества, что после смерти Анка его избрали царём. Тарквиний вёл удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов ещё на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города и проч. Таким образом, традиция подчёркивает этрусское происхождение пятого римского царя. Седьмой царь, Люций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, как будто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят ещё ряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев. Например, в так называемой «могиле Франсуа» в г. Вульчи около одной из фигур, изображённой на стене, есть этрусская надпись:

«Gneve Tarchu Rumaches» («Гней Тарквиний Римский»). В этрусском г. Цере найдена богатая гробница рода Тарквиниев. Но в Цере, по Ливию (I, 60), бежал изгнанный из Рима Тарквиний Гордый.

Этрусское название знати. Римская историческая традиция по ошибке принимала его за имя собственное.

Проблема этрусской «династии» в Риме

Все эти факты, по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что Тарквиний были не только этрусского происхождения, но что во второй половине царского периода Рим был завоёван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажется настолько вероятной, что её принимает большинство современных учёных.

Однако присмотримся к ней поближе. Присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По и в других местах ещё не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», а тем более в пользу завоевания.

Этрусский квартал в Риме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли было многочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусских погребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии ещё не говорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот: если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положении иностранцев, живущих особой колонией.

Что касается культурных влияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нет ничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок о бок, влияли один на другой.

Обращает на себя внимание тот факт, что появление Тарквиния в Риме носит по легенде совершенно мирный характер. Это обстоятельство сторонники этрусского завоевания объясняют патриотической фальсификацией: традиция-де пыталась таким путём скрыть факт завоевания, неприятный для римского самолюбия. Но разве римская традиция всегда фальсифицировала факты? Почему же она не пыталась скрыть галльского погрома 390 г.?

К этому нужно добавить, что фигура старшего Тарквиния не вполне ясна и кое в чем дублирует Младшего. Тем не менее, в целом Тарквиний Старший, по-видимому, является исторической личностью. Очень вероятно и его этрусское происхождение. Но разве этруск не мог стать царём в Риме без завоевания? Среди этрусских эмигрантов могли быть лица знатного происхождения, которые при благоприятных условиях могли проникнуть в ряды латино-сабинского патрициата и таким путём добиться царского места.

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого является, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почётом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения сената.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в нашей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произнесённой им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказывали, что Сервий Туллий - не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую аналогию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают возможности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латинском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы ещё вернёмся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию такие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего - знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности . Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Далее С. Туллию приписывается постройка городской стены . Остатки её сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияниями. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтверждают его неэтрусское происхождение.

Тарквиний Гордый

С этой точки зрения показательно совершенно иное освещение традицией образа преемника С. Туллия - Тарквиния Гордого. Он - сын Тарквиния Приска, следовательно, этруск. Власть он захватывает насильственным образом, путём убийства своего тестя (Тарквиний был женат на дочери С. Туллия, свирепой Туллии). Правление его носило деспотический характер: он не считался с мнением сената, прибегал к казням, изгнаниям и конфискациям. Когда Тарквиний был изгнан из Рима, этруски пытались оказать ему помощь и восстановить на троне.

Таким образом, черты этрусского господства выступают яснее всего при последнем царе. Но остаётся спорным, было ли и здесь внешнее завоевание. Более вероятной, кажется гипотеза, что Рим ненадолго был захвачен этрусками только после смерти последнего царя.

Предания основания Рима

1-е предание

Герой Эней с сыном Асканием - Юлом (от него выводит свой род Юлий Цезарь) и троянцами приплыл к побережью Лации, где одна троянская женщина, которую звали Ромой, предложила больше не скитаться, а осесть в Лации. В честь неё назвали основанный город Римом.

2-е предание

Асканий - Юл основал город Альба - Лонго и стал царём в нём.

Амулий, 15-й царь Альба - Лонго, отдал свою племянницу Рею Сильвию, 14 - го царя Нумитора, в жрицы богини Весты (стала весталкой), где она должна была сохранять безбрачие 30 лет, для того, чтобы обезопасить себя от захватов своего трона со стороны, который он сам захватил насильственно.

Весталку Рею посетил Марс, от которого родились близнецы: Ромул и Рем. Когда они выросли, то узнали своё божественное происхождение, и они восстановили царство деда, но в Альба - Лонге не остались.

Близнецы отправились на поиски нового места для создания нового поселения и нашли его на Палатине , но в ссоре Рем был убит Ромулом, своим братом, который, вскоре, стал первым царём основанного им города Рима. (Далее про Ромула смотри выше).

Реферат по истории

«Период семи царей»


Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII-VI вв. до н. э.).

Рим возник в области Лациум, в IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Появлялись укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом.

Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Однако основание Рима чаще всего связывают с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей.

Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, а называть его стали Римом, или Roma, в честь имени Romulus.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.

В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго.

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции.

Первоначально только они и считались римским народом, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он стал убежищем для беглецов.

Они становились другой большой прослойкой общества - плебеями. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства.

Плебеи - в переводе с латыни «простой народ».

Патриции - в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов»

Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей:

Ромул и Рем

Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)

Тулл Гостилий

Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)

Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)

Люций Тарквиний Гордый (сын Люция Тарквиния Приска)

Сервий Тулий

Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.

Ромул

политический древний рим царь

Поскольку ворота города были открыты всем, Рим быстро наполнялся жителями, в основном неженатыми мужчинами. Чтобы они могли обзавестись женами, Ромул организовал похищение девушек из соседнего племени сабинян. Сабиняне решили отомстить римлянам за этот дерзкий поступок и спустя некоторое время приступили с оружием в руках к стенам Рима. Но едва два войска сошлись в битве, как из города выбежали похищенные девушки, ставшие уже женами своих похитителей и родившие им детей. Поднимая на руках младенцев, сабинянки с плачем обратились к обеим сторонам, умоляя прекратить кровопролитие. Ведь на одной стороне находились их отцы и братья, а на другой - мужья. Воюющие вняли голосу сабинянок и заключили мир. С этой поры сабинский царь стал соправителем Ромула. Много сабинян переселилось в Рим, а знатнейшие из них вошли в сенат.

Легенда гласит, что Ромул царствовал около сорока лет и скончался при загадочных обстоятельствах. В народе говорили, что он живым вознесся на небо. Возможно именно из-за подобного мифического отношения к Ромулу, преемника ему выбирали долго.

Нума Помпилий

При преемнике Ромула Нуме Помпилии, который стал царем в 715 г. до н. э. римляне в течение сорока с лишним лет вообще не воевали. Интересно, что Нума Помпилии не был римлянином, а жил в сабинском городе Куры и славился своим умом и справедливостью, за что и был приглашен править в Рим.

Нума воздвиг храм Януса, своеобразный показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые - означали мир. После царствования Нумы ворота храма Януса закрывали лишь дважды.

Он учредил должности верховных жрецов, а также культ неугасимого огня. Для сохранения огня Нума возвел храм Весты.

При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами, ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.

Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других - римлянами, одних гражданами Тация, других - Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Тулл Гостилий

После смерти Нумы новый царь Тулл Гостилий сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по три бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В схватке погибли все Куриации и двое Горациев - победа, таким образом, досталась Риму. Однако мир с альбанцами продолжался недолго. Зная о недовольстве таким положением дел среди альбанцев, Тулл Гостилий с помощью хитрости представил их вождя предателем, после чего послал войска на павший духом город, чтобы разрушить его и переселить всех жителей в Рим.

Анк Марций

За гибелью Тулла Гостилия, побывшего царем совсем недолго, в Риме начался период царствования внука Нумы Помпилия Анк Марций, который сразу же выступил войной против латинов, разорявших римские поля и угонявших скот. После многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить укрепленный Яникульскии холм на правом берегу Тибра с городом. С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря, и Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - первый морской порт Рима.

Тарквиний Древний

После Анка Марция римским царем стал Тарквиний Древний. Бывший его советником Анка Марция и искусным интриганом, он охотно принимал поручения, искусно их выполнял и скоро достиг того, что стал бывать на советах и общественных и частных, и в военное и в мирное время. Наконец, войдя во все дела, он был назначен по завещанию опекуном царских детей. Когда Анк Марций умер, сыновья его были почти что взрослые. Тем сильнее настаивал Тарквиний, чтобы как можно скорей состоялось собрание, которое избрало бы царя, а к тому времени, на которое оно было назначено, отправил царских детей на охоту. Он, как передают, был первым, кто искательством домогался царства и выступил с речью, составленной для привлечения сердец простого народа. Народ с великим единодушием избрал его на царство. Чтобы еще более укрепить свою власть, Тарквиний увеличил количество сенаторов до 300, записав в сенаторы 100 новых человек, которые с тех пор держали во всех делах сторону царя.

Войну он вел сначала с латинами и взял приступом город Апиолы. Затем внезапно началась война с сабинским городом Коллацией. Ее итог: город и все земли вокруг него были присоединены к римским владениям. Завершив сабинскую войну, Тарквиний пошел войной на латинов. Здесь ни разу дело не доходило до битвы, от которой бы зависел исход всей войны - захватывая города по одному, Тарквиний покорил весь народ латинов. Были взяты Корникул, Старая Фикулея, Камерия, Крустумерия, Америола, Медуллия и Номент. Затем был заключен мир.

С этого времени Тарквиний обратился к мирной деятельности. По его повелению город стали обносить каменной стеной. Были осушены низкие и топкие места вокруг форума и другие низины между холмами. Был заложен храм Юпитера на Капитолии и большой цирк. Все эти деяния принесли Тарквинию величайшую славу, а его царствованию сообщили невиданный прежде блеск. Тарквиний был также первым из царей, кто еще загодя стал готовить себе приемника, своего воспитанника Сервия Туллия. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда стало ясно, что Сервий Туллий пользуется великой честью у народа и сената, то это вызвало сильное негодование у двух сыновей покойного царя Анка Марция. Они и прежде считали себя глубоко оскорбленными, что происками опекуна отстранены от отцовского царства, но надеялись получить его хотя бы после смерти Тарквиния. Теперь же приходилось расстаться и с этой мечтой. Не в силах сдерживать далее свою ненависть, Марции решились на убийство Тарквиния.

Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]