1. Область применения программы

Преподавание учебного предмета «География. Введение в географию» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885.
  • Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 09.04.2012 № 299;
  • Инструктивно-методическое письмо ГАУ ДПОС «Смоленского областного института развития образования» «О преподавании учебного предмета «География»» в 2012-2013 учебном году»

«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 .

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи :

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
  • приводить примеры географических объектов.
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5–6 классах, по два часа в 7–9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

II. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

№ темы, раздела Название темы Содержание темы Количество часов
Тема 1 Наука география География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. 2
Тема 2 Земля и ее изображения Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. 5
Тема 3 История географических открытий Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. 14
Тема 4 Путешествие по планете Земля Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. 10
Тема 5 Природа Земли Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. 2
Резервные часы 2
35

I четверть – 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть – 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть – 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть – 9 часов, 2 оценочных практических работ;

Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем). Приложение

Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

IV. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Документационное обеспечение; паспорт кабинета ФГОС, план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности.
  2. Учебно-методическое обеспечение: перечень практических занятий, методические пособия по выполнению практических работ, карточки-задания по темам, слайд-презентации.
  3. Стенды по разделам географии.

Технические средства обучения:

  • Проектор;
  • Карты по темам урока;
  • Видеозаписи по темам урока;
  • Теллурий;
  • Макеты;
  • Глобусы.

2. Информационное обеспечение обучения

  1. Основная литература для учащихся
    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
  2. Основная литература для учителя
    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
  3. Дополнительная литература
    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст: исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с.
  4. Периодические издания
    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.
  5. Интернет-ресурсы
    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» http://earth06.narod.ru/index.htm
    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения) для поиска и извлечения информации;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

VI. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных и устных опросов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
(из примерной программы по географии)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формировании первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах её географического особенностях природы, жизни, культура и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
· Практические работы
· Тестирование
· Письменный опрос
· Устный опрос
· Работа с картографическими материалами
· Доклады
· Защита презентаций

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная
  • Коллективная: фронтальная; парная; групповая.

Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: у стные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ

Великий Новгород,

Министерство образования и науки Российской Федерации

7. Научная картина мира, ее структура. Другие картины мира (религиозная, мифологическая, художественная, обыденная). Научная географическая картина мира.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа : География как наука.

Задание . Изучив особенности науки и научного знания, раскройте представление о географии, как науке. Укажите ее фундаментальное и прикладное значение, роль теории. Назовите известные вам географические школы.

Форма отчетности : устная

Литература :

1. Голубчик, М. М.

2. Максаковский, В. П.

Тема 3. История географической мысли

Практическая работа 3

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о развитии географической науки; развивать умение ставить задачу и решать ее, готовить выступление; совершенствовать навык правильно строить устную речь, самостоятельно работать с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4, ПК5.

Задание . На обсуждение выносится проблема: почему неоднократно возникало мнение, что география закончилась вместе с эпохой Великих географических открытий? На чем оно основано и где лежат его истоки? Так ли это? Можно ли утверждать, что география как наука исчерпала свой предмет? Какова роль географии в формировании современной системы знаний об окружающем мире?

Изучите основные этапы эволюции географических представлений и развития географического знания. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Что такое «географическая картина мира»? Какие другие картины мира, кроме географической, вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какая картина мира предшествовала географической?

3. Назовите элементы географической картины мира в древних религиозно-мифологических представлениях человека.

4. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличалась от современной научно-географической?

5. Когда и где появляются основы научного географического знания? С чем это связано?

6. Перечислите основные этапы развития географической науки. Кратко охарактеризуйте каждый этап.

7. С чем связан методологический кризис в географии в конце XIX века?

8. В чем особенности современной географической картины мира?

9. Назовите фамилии ученых и путешественников, внесших особый вклад в развитие географической науки.

10. Каковы особенности современного этапа в развитии географии?

Форма отчетности : участие в круглом столе. По завершении обсуждения каждый должен представить свой ответ на поставленные в задании вопросы.

Самостоятельная работа: География – наука или искусство?

Задание 1. Подумайте, почему в географии ставится вопрос об отнесении ее к искусству? Приведите примеры, сближающие географию с искусством. В два столбика выпишите факты, доказывающие, что география – это наука, и что география – это искусство. Сделайте выводы.

Задание 2. Подберите отрывок из художественного произведения, где приводится описание какого-либо географического объекта или явления. Затем в специальной литературе найдите его научную характеристику и сравните художественный и научный взгляд. Какие выводы можно сделать?

Форма отчетности : выступление.

Практическая работа 4

МИФИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЗЕМЛИ

Цель: сформировать систему знаний о начальных географических представлениях людей, осознание важности географических знаний в жизни общества; развивать умение подготовки и доклада и выступления с ним, работы с ПО; совершенствовать навык критического мышления, устной речи.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4.

Форма проведения : круглый стол

Задание . На обсуждение выносится проблема: что представляют собой мифические и легендарные земли? Откуда берутся истоки информации о них? Насколько реально их существование и возможны их поиски?

Используя разнообразные источники информации, соберите информацию о мифических легендарных землях. Данные занесите в таблицу:

Сделайте выводы о причинах возникновения мифических и легендарных земель, их роли для развития современной географической науки, возможностях доказательства или опровержения мифов об их существовании.

Подготовьте краткое сообщение с презентацией об одной из перечисленных земель.

Форма отчетности : таблица (письменно), устный ответ, доклад с презентацией.

Самостоятельная работа: Географические открытия и исследования.

Вспомните из школьного курса географии, как открывали Землю. Назовите имена знаменитых путешественников и исследователей. Опишите, как открывался и исследовался каждый материк с указанием времени, маршрутов и фамилий исследователей.

Форма отчетности : устная.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Джеймс, П. Все возможные миры: История географических идей / П. Джеймс, Дж. Мартин. Перев. с англ. М, 1998.

Тема 4. Вопросы методологии географии.

Практическая работа 5

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний основных понятий общей физической географии; развивать навык владения методом сравнительного анализа, построения устной речи, работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Теория и методология науки. Учение об объекте, предмете, методах.

2. Объект и предмет географии. Географическая оболочка, Ойкумена, географическая среда, ландшафтная оболочка Земли, территория и территориальность.

3. Предельные объекты географии: ГО, эпигеосфера, локалитет, фация. Специфика географического объекта. Ландшафт и ТОО. Территориальные масштабы.

4. Методика и методология. Методы географического исследования. Подходы.

5. Место географии среди наук.

6. Структура географии, система географических наук. Физико-географические и экономико-географические дисциплины. Сквозные и стыковые направления в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре.

Самостоятельная работа: Проблема полиструктурности географии.

Задание . Вспомните проблему структуры географии. В чем заключается ее специфика? Рассмотрите структурные схемы системы географических наук различных авторов (, и др.), сравните авторские подходы к структуре географии. Зарисуйте их схематически и проанализируйте полученные схемы.

Форма отчетности : схемы (графические рисунки), устный ответ

Литература:

1. Анучин, В. А.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Жекулин, В. С.

4. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

5. Мересте, У. И. Современная география: вопросы теории / , . М. 1984.

6. Трофимов, A. M.

Тема 5. Общегеографические концепции.

Практическая работа 6

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о концепциях современной географической науки; совершенствовать навыки построения устной речи, работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК5.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Научные концепции. Географические концепции, их виды.

2. Концепции географического детерминизма , индетерминизма, поссибилзма.

3. Хорологическая концепция и ее значение для географии. Хорологический подход.

4. Концепция территориальной дифференциации и районирования.

5. Концепция уникальности и «системная» концепция.

6. Другие концепции в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа: География – наука идиографическая или номотетическая?

Задание . Вспомните, что представляют собой идиографические и номотетические науки. Подумайте, к какой группе можно отнести географию? Выпишите признаки географии, относящие ее к одной и к другой группам в два соответствующих столбика, сделайте выводы.

Форма отчетности : устная, письменная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

3. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / А. М. Трофимов, М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 6. Общегеографические исследования

Практическая работа 7

СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему представлений о современных задачах географической науки, о наиболее актуальных направлениях исследования, о значении географических исследований в жизни общества; сформировать начальные навыки исследовательской работы; совершенствовать навык письменной и устной речи, подготовки доклада, проведения защиты проекта.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма проведения : защита исследовательских работ.

Задание : изучите один из видов современных направлений географической науки, воспользовавшись приведенным ниже списком. Подберите соответствующую литературу по теме, выявите исторические аспекты и современное состояние отрасли. Укажите главные научные и практические задачи выбранного направления, сделайте акцент на его актуальности для современной науки.

Основные направления современных географических исследований

1. Ресурсное направление в географии. Географическое изучение ресурсов, природно-ресурсный потенциал, его оценка.

2. Эколого-географические исследования. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и эколого-географическое районирование. Экологическая экспертиза.

3. Медицинская география. Медико-географические исследования, их роль. Нозогеография. Основные очаги распространения заболеваний.

4. Инженерная география. Использование земель и освоение территории. Пространственное и ландшафтное планирование (проектирование). Ландшафтный дизайн.

5. Рекреационно-географические исследования. Рекреационная география и туризм. География отдыха и туризма.

6. Географическая экспертиза, ее роль в современной науке и практике. Экспертиза для районов с «нулевым», ареально-линейным и сплошным освоением.

7. Страноведение и краеведение. Методика описания стран. Роль страноведения в географии. Краеведческие исследования, их специфика. Роль полевых исследований в изучении региона.

8. Комплексное картографирование. География и картография. Картоведение. Роль карты в географических исследованиях. Картографическая продукция. Планы местности.

9. Специфика современных географических исследований. Новые задачи и проблемы в физической и социально-экономической географии. Новейшие методы географических исследований.

Форма отчетности : письменная работа-отчет (объемом от 5 до 10 страниц с указанием источников литературы), устное выступление на занятии.

Самостоятельная работа предполагает проведение исследовательской работы и подготовку к выступлению.

Литература:

1. Анучин, В. А. Теоретические основы географии / . М. 1972.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

4. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / , М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 7. Организация географической науки и образования в области географии

Практическая работа 8

ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ

Цель: сформировать систему знаний о современной географии в России, о роли географии в современных отечественных исследованиях; совершенствовать навык устной речи, самостоятельной работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК2, ОК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Эволюция географической мысли в России.

2. Важнейшие географические открытия и исследования территории России. Российские исследования за рубежом.

3. Особенности советского этапа развития географии.

4. География в России в переходный период. Новые проблемы и методы их решения.

5. Современная отечественная географическая наука. Социальный и государственный заказ на исследования.

6. Географические общества и объединения. РГО: история, развитие, современное состояние. Географические школы.

7. Географическое образование в России.

Форма отчетности : участие в семинаре

Практическая работа 9

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ-ГЕОГРАФЫ

Цель: сформировать систему знаний об отечественных ученых-географах и их вкладе в науку; о роли географии в решении народнохозяйственных задач, об истоках создания основных учений, теории, концепций и гипотез в географии; совершенствовать навык работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма работы : практическая работа

Задание .Вспомните и назовите фамилии известных вам ученых-географов. В какой области науки работали?

Заполните таблицу «Отечественные ученые-географы и их вклад в развитие науки»

Подготовьте краткое сообщение об одном из ученых

Форма отчетности : заполненная таблица, доклад, устный ответ

Самостоятельная работа : География в школе

Задание . Используя учебники и программы по географии в средней школе , изучите особенности школьного курса географии. Укажите какие знания, умения и навыки получают школьники в процессе изучения географии в каждом классе.

Форма отчетности : устный ответ.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т. История географии: Учебное пособие / . М., Ростов н/Д. 2004.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

Тема 8. Глобальные и региональные проблемы. Концепция устойчивого развития.

Практическая работа 10

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цель: сформировать систему знаний о глобальных проблемах человечества и роли географии в их решении, об основах устойчивого развития; сформировать умение организации и проведения мини-конференции; совершенствовать навык устного выступления, аргументированных ответов на вопросы, работы с различными источниками информации по теме; развивать умение ставить цели и решать их.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК9.

Форма проведения : конференция

Опережающее задание . Вспомните из школьного курса географии и СМИ, о каких глобальных проблемах человечества вы слышали? Как их классифицируют? Почему называют глобальными?

Подготовка к конференции . Используя дополнительную литературу и другие источники информации, выпишите виды глобальных проблем человечества. Разделите между участниками конференции темы докладов, посвященных отдельным проблемам. Из числа участников выберите заведующего секцией. Далее необходимо составить программу конференции, определив порядок и регламент выступлений.

Дома каждый участник готовит краткое выступление по выбранной теме.

Проведение . Проведение конференции предполагает последовательное выступление участников с докладами, ответы на вопросы коллег. В конце конференции подводятся итоги, составляется перечень рекомендаций по решению глобальных проблем человечества.

Подведение итогов : в завершении необходимо сформулировать вывод о роли географии в изучении и решении глобальных проблем человечества.

Форма отчетности : выступление с докладом, участие в обсуждении вопросов

Самостоятельная работа : Взаимосвязь глобальных проблем человечества.

Подумайте, можно ли проследить взаимосвязь глобальных проблем человечества? Приведите примеры влияния одной проблемы на другую. Сделайте вывод о комплексных способах решения проблем.

Форма отчетности : устная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Жекулин, В. С. Введение в географию / . Л., 1989.

3. Периодические издания, ресурсы Интернет

1 урок в 10 классе.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе.

Введение.

Урок-лекция.

ЦЕЛИ:

  1. выявить актуальность географической науки на современном этапе,
  2. ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико - географами,
  3. сформировать новое географическое понятие «ойкумена».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

ХОД ЛЕКЦИИ:

  1. Актуальность географической науки.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.

Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.

Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.

Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.

Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.

Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.

Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.

Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.

  1. Методы географических исследований.

Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.

  1. Объекты изучения экономической и социальной географии.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.

В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.

Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.

  1. Земля – место обитания человека.

Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.

Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы .

Ойкумена – заселенная человеком часть Земли. Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ внесли свою лепту в освоение планеты. Недаром Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: страница 5-7.


Инфо

Название учебника книги:

Предмет учебника: География

Класс ученика: 5 класс

Издательство книги: русское слово…

Частей (учебников) книги: 1 учебник.

Год выпуска учебника, книги: 2013 год

Страниц в учебнике: 160 страниц.

Формат учебника: файл в pdf.

Объем (пособия) учебника: 34.4 МБ.

Мелкое описание учебника (пособия):

Учебник (пособие) озаряет географические темы, они всегда помогут школьникам (учащимся в 5-м классе) познакомиться с географией не только как предмет местонахождения скажем материка, но и как наукой, узнать об освоения Земли и истории ее открытия. Учебник соответствует всему стандарта государственного образования. Учебник специализирован для общеобразовательных учреждений: лицеев, школ и гимназий…

Домогацких Е.М. География 5 класс, чтение в онлайн

География и введение в географию, всё эти сведения собраны в данной книге. Нет, здесь рассуждать не имеет смысла об этой обязательной школьной дисциплине, а лишь доведём до вашего сведения, как прилежно можно обучаться при помощи учебника в режиме онлайн.

Так, ученическое пособие от автора Домогацких имеет двадцать восемь параграфов, которые кажется, имеют совсем немного информации, на самом деле всё в учебнике говорит об обратном. Просто, она здесь выложена достаточно компактно, чтобы ученики легко её смогли усвоить. И когда вы начнёте читать книжку онлайн, то хорошо запомните каждую фразу, ведь география очень важная наука нужная всему обществу. Тем более те фразы, которые легко дадут ответы на бесконечные вопросы, должны легко усваиваться на всех занятиях по этому предмету.

Объект, предмет, понятия и методы географии. Характеристика системы географических наук. Анализ основных достижений географии в разные периоды ее развития. Особенности Земли как планеты солнечной системы, свойств и состава ее географической оболочки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

на тему: Введение в географию (Землеведение)

1. Дайте определение географии. Почему в определении географии важно различать объект исследования и предмет?

География - это система естественных и общественных наук, изучающих природное и производственное географические комплексы и их компоненты.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные явления - физическая география, так и науки, изучающие общественные закономерности -- социально- экономическая география.

Предмет географии -- это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.

Определение географии выглядит так: география -- это система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.

Географические науки объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общность конечной цели. Эта цель состоит в комплексном исследовании природы, населения, хозяйства.

Таким образом, география объединяет в себе две очень разные ветви, поэтому географы и предпочитают говорить: не географическая наука, а система географической науки, и даже системы географических наук.

2. Охарактеризуйте систему географических наук

В системе "География" выделяются:

Естественные науки, к которым принято относить физическую географию в полном смысле этого слова (включая ландшафтоведение, общее землеведение и палеогеографию), климатология, геоморфология, гидрология суши, гляциология, океанология, геокриология, а также география почв и биогеография,

Общественные географические науки - это региональная и общая экономическая география, география сельского хозяйства, география отраслей хозяйства (география транспорта и география промышленности), политическая география и география населения,

Картография - это техническая наука, которая к тому же входит в систему современных географических наук благодаря историческим причинам и общности главных задач с прочими географическими науками.

Также к географии принято относить страноведение.

3. Почему картографию относят к интегральным наукам?

Модельно-познавательная концепция рассматривает её как науку о познании действительности посредством картографического моделирования, а саму карту - как модель действительности. Согласно коммуникативной концепции, картография считается наукой о передаче пространственной информации, а карта - каналом информации, средством коммуникации. Концепция картосемиотики рассматривает картографию как науку о языке карты, а саму карту - как особый текст, составленный с помощью условных знаков (написанный на языке карты).

Постепенно в современной картографии начинает преобладать тенденция конвергенции, происходит сближение разных точек зрения на предмет картографии, наблюдается интеграция представлений о модельных, коммуникативных, языковых функциях карт и картографии.

В 1980-х гг. стала формироваться интегральная геоинформационная концепция, согласно ей картография рассматривается как наука о системном информационно-картографическом моделировании и познании геосистем. Она тесно связана с геоинформатикой, науками о Земле и обществе. Карта предстает как образно-знаковая геоинформационная модель действительности, иначе говоря, она одновременно и инструмент познания, и способ аналогового моделирования действительности, и средство передачи информации в цифровой форме.

4. Что такое «Географический кругозор»?

Географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.

5. Дайте определение понятия «Географическая картина мира»

Географическая картина мира - это целостное представление о мире в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает.

6. Каковы основные достижения географии в античное время? Назовите имена наиболее выдающихся ученых-географов античного периода

Открытие формы Земли.

Знание о форме нашей планеты были чрезвычайно важны для дальнейшего развития географии и особенно для создания достоверных карт. В античные времена (VIII ст. до н. н.э. - ИVст. н. н.э.) наивысшее развитие знаний, в том числе и географических, был в древней Греции. Тогдашние путешественники и купцы сообщали о вновь открывшимся земли. Перед учеными встала задача - свести эти разнородные сведения в одно целое. Но первое, что важно решить, какой Земли - плоской, цилиндрической или кубической - касаются полученные данные. Греческие ученые задумывались над многими? Почему? " Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из виду? Почему наш взгляд наталкивается на какую преграду - на линию горизонта? Почему с поднятием вверх горизонт расширяется? Представление о плоскую Землю не давали ответа на эти вопросы. Тогда появилисьгипотезыо форме Земли. В науке гипотезами называют не доказаны предположения или догадки.

Географическая литература и карты.

Полученные путешественниками и мореплавателями сведения о ранее неизвестных земли обобщали греческие ученые-философы. Они написали немало произведений. Первые географические труды создали Аристотель, Эратосфен, Страбон.

Первые сведения о украинские земли.

ВVст. до н. э греческий путешественник и историк Геродот побывал в Северном Причерноморье - там, где сейчас находится Украина. Все увиденное и услышанное в ходе этой и других путешествий он изложил в 9-ти книгах "Истории". За это наследие Геродота называют отцом истории. Однако в своих описаниях он сообщил немало географической информации. Сведения Геродота есть ли не единственной достопримечательностью географии юга Украины. На те времена там была большая страна Скифия, Размеры которой вызвали наибольшее удивление заморского гостя. Веками люди узнавали из "Истории" Геродота о Европе, Азии и Африке. Нам ученый грек оставил достоверные сведения о нашей местности. Руководствуясь ими и позднейшими на 500 лет показаниямСтрабона, Мы получили четкое представление о нашу землю.

7. Чем знаменита эпоха Великих географических открытий?

Открытие Америки и «Южного моря»

Первое кругосветное плавание

Завершение открытия нового света

Северостровосточный морской путь

Поиски Южного материка

10. Охарактеризуйте выдающиеся достижения русской географии начала ХIХ века

8. Образование Русского географического общества и его вклад в развитие географии. Вклад А.И. Воейкова и В.В. Докучаева в развитие географии?

Всероссимйская общемственная организамция «Румсское географимческое омбщество» (сокращённо ВОО «РГО») -- географическая общественная организация России, основанная 18 августа 1845 года.

9. Охарактеризуйте основные направления развития географии в Советский период

В Советское время было продолжено изучение географии нашей страны. Создавались новые научные школы.

Традиции и новаторство - таковы важнейшие черты Советской географии. Можно выделить несколько периодов.

I период. После революции обнаружилась первая трудность - отсутствие карт. Была проведена гигантская работа по созданию карты миллионного масштаба территории страны. Работы начались в 1918 году, закончились в 1946 году. Всего было составлено 180 листов карты. Например, была заново положена на карту береговая линия Северного Ледовитого океана (СЛО). При этом с одной стороны были открыты новые острова (Северной Земли), с другой -- установлены, то есть «закрыты» старые (остров Васильевского к западу от Новосибирских островов). Этот остров был нанесен на карту в 1912 году известным полярным исследователем Б.А. Вилькицким, а в 1936 году на месте острова оказалась мель. Было также установлено, что легендарные острова «Земли Санникова» (к северу от Новосибирских островов) и «Земли Андреева» (к западу от острова Врангеля) не существуют.

В горных странах были определены высотные отметки, открыты высочайшие вершины СССР - пик Коммунизма - 7 495 м, пик Ленина - 7 134 м, выявлены новые хребты, уточнено расположение горных систем.

Особенно большие открытия сделаны на северо-востоке страны. Например, установлено, что так называемый хребет Черского на самом деле представляет из себя горную систему из 9 параллельных цепей. Впервые положен на карту хребет Сунтар-Хаята. В Средней Азии подробно изучалась «Крыша мира» -- Памир, были засняты труднодоступные горные области - например, хребты Академии наук, самый длинный в СССР ледник Федченко, подробно исследовалась Камчатка. Впервые были составлены точные карты, открыт уникальный район гейзеров.

Вся страна стала ареной деятельности геодезистов, которые нередко были первопроходцами. В настоящее время на всю территорию СНГ имеются точные карты, значение которых огромно. Современные подробные специальные карты создаются на основе аэрофотосъемки и космической съемки. Все хозяйства обеспечены специальными картами почв, лесов, масштаба 1: 10 000, 1: 25 000.

II период. Грандиозная работа проведена по изучению Арктики. Освоение северных районов требовало знания природных ресурсов, надежного транспортного обслуживания. Но для этого необходимо было знать особенности природы северных морей, дрейфа льдов и др. Может ли Северный Морской путь, о котором мечтал еще Ломоносов, быть надежной транспортной магистралью? Первым положительным ответом на этот вопрос стал сквозной рейс «Сибирякова» в 1932 году.

В 1934 году из Владивостока в Мурманск за одну навигацию по Северному Морскому пути (СМП) прошел ледокол «Литке». В 1939 году состоялся первый в истории двойной сквозной рейс ледокола «Иосиф Сталин». география наука земля

В изучении Арктики целая эпоха связана с дрейфующими станциями, получившими романтическое название «Северный полюс» -- «СП». Историю «СП» в 1937 году открыла станция «СП -- 1». Её возглавил легендарный человек, герой Арктики и затем - герой Великой Отечественной Войны -- И.Д. Папанин (1894 -- 1986). В дрейфе принимали участие: геофизик Е.К. Федоров, океанолог П.Г. Ширшов, радистЭ.Т. Кренкель. Станция получила массу интересных данных о дрейфе льдов, глубинах океана, особенностях морских вод (соленость, температура и др.), изучала магнитные явления.

С тех пор прошло много времени, но по-прежнему дрейфуют во льдах станции, в 1987 году это бала 29 - ая.

Огромную роль в исследовании Севера сыграли летчики. Подвижные «прыгающие» отряды не без риска садились на лед, проводили комплекс наблюдений. В 1937 году В.П. Чкалов совершил перелет через Северный полюс относительной недоступности (к северу от острова Врангеля).

Практически вся акватория СЛО стала доступной для плавания ледокольных судов после создания атомных двигателей. Успешные рейсы на географический Северный полюс выполнили атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь». Сейчас в Арктике работает целая система наземных и дрейфующих станций. Наблюдения проводятся также с самолетов, специально оборудованных, ледоколов. Спутники и ракеты контролируют состояние погоды. Эта огромная информация автоматически обрабатывается. Всю научно-организаторскую работу в Арктике контролирует Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт.

III период. Важным достижением в изучении природной среды является заново созданная после революции система наблюдений. К ней относится сеть метеорологических станций, обсерваторий, гидрологических постов - на специальных площадках изучается сток воды, а на береговых станциях -- влияние морского волнения на берег.

Исследования в заповедниках. Комплексные - климат, растительность, животный мир. Геологические музеи.

Большим достижением явилось создание «Водного кадастра СССР», в котором обобщены данные обо всех реках и озерах страны. Создание справочников по климату различных территорий.

Масштабные работы выполнены и обобщены по водному балансу, агроклиматологии. По климату, рельефу, почвам, растительности и другим компонентам природной среды созданы обобщающие монографии.

В 1937 году был создан Большой Советский атлас мира, в 1950 - 1953 году - трехтомный Морской атлас, атлас теплового баланса, в 1964 году - Физико-географический атлас мира, составлен климатический атлас, атлас сельскохозяйственный и многочисленные другие специальные атласы как страны в целом, так и отдельных республик, краев и областей.

Изданы серии книг, содержащие комплексную физико-географическую или экономико-географическую характеристику страны и регионов, например, серия «Советский Союз».

10. Методы географии

Методы географических исследований -- способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии -- Николая Николаевича Баранского -- это второй язык географии. Карта -- уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов -- один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами -- самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений -- все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка -- большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей -- важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать

многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

11. Солнечная система. Особенности Земли, как планеты солнечной системы. Движения Земли и их следствия

Сомлнечная системма -- планетная система, включающая в себя центральную звезду -- Солнце -- и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

Движение Земли вокруг Солнца: смена времен года - климат Земли изменяется в течении года; Земля вращается вокруг солнца за год(365 дней); Изменение скорости движения Земли при прохождении разных участков орбиты Земли - разные процессы в природе в разное время года.

Движение вокруг своей оси: Смена дня и ночи; Возникновение приливов и отливов; разничное в один и тот же момент местное время на различных меридианах.

12. Понятие Географической оболочки. Свойства Г.О

Географическая оболочка - это материальная система, возникшая на земной поверхности в результате взаимодействия и взаимопроникновения насыщенных организмами литосферы, атмосферы и гидросфера.

Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.

13. Атмосфера. Строение и состав

Атмосфера - это внешняя газовая оболочка Земли.

Строение:

Экзосфера

Термосфера(ионосфера)

Мезосфера

Стратосфера

Тропосфера

Состав: Атмосфера состоит из постоянных и переменных компонентов. К постоянным относится азот(78% по объему), кислород(21%) и инертные газы(0,93%). Постоянство количества активных компонентов азота и кислорода определяется равновесием между процессами выделения свободного кислорода и азота и их поглощением в ходе химических реакций. Инертные газы не участвуют в реакциях, происходящих в атмосфере. Переменными составляющими являются диоксид углерода, водяной пар, озон, аэрозоли.

14. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы

Воздушные массы -- большие объёмы воздуха в нижней части земной атмосферы -- тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров, характеризующиеся примерной однородностью температуры и влагосодержания по горизонтали.

Циркуляция атмосферы -- совокупность воздушных течений над земной поверхностью. Воздушные течения по своим масштабам изменяются от десятков и сотен метров (такие движения создают локальные ветра) до сотен и тысяч километров, приводя к формированию в тропосферециклонов, антициклонов, муссонов и пассатов. В стратосфере происходят преимущественно зональные переносы (что обуславливает существование широтной зональности).

15. Факторы климатообразования

Факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.

Солнечная радиация -- фактор, определяющий поступление солнечной энергии на те или иные участки земной поверхности. Количество тепла обусловливается геграфической широтой. От количества тепла напрямую зависят все жизненные процессы на Земле, а также другие показатели климата -- давление, облачность, осадки, циркуляция атмосферы и т.д.

Циркуляция атмосферы -- фактор, предопределяющий движение воздушных масс как по вертикали, так и по земной поверхности. Благодаря этому осуществляется межширотный обмен воздуха, а также перераспределение его от поверхности в верхние слои атмосферы и наоборот. Воздушные массы переносят облака, что определяет осадки; они в значительной мере перераспределяют давление, температуру и влажность воздуха, образуют ветры.

Рельеф -- фактор, качественно изменяющий влияние двух первых климатообразующих факторов. Горные поднятия и хребты имеют специфический температурный режим и режим осадков в зависимости от экспозиции, ориентации склонов и высоты хребтов. Они могут отражать большое количество солнечной энергии, создавать обширные затененные горные районы, а наиболее высокие вершины, удаленные от равнины на тысячи метров, солнечной энергии получают меньше и нередко покрыты льдами и снежниками в течение года. Горы служат механическими преградами на пути движения воздушных масс и фронтов, в ряде случаев являются границами климатических областей, иногда изменяют характер атмосферы или исключают возможность обмена воздухом. На поверхности Земли немало районов, где благодаря этому выпадает или очень много осадков, или их недостаточно. Так, сухость Центральной Азии объясняется тем, что по ее окраинам возвышаются мощные горные системы.

16. Структура, строение гидросферы. Свойства природных вод

Гидросфера-это совокупность всех вод Земли: материковых, океанических и атмосферных. В состав гидросферы включаются все природные воды Земли, участвующие в глобальном круговороте веществ, в том числе подземные воды в верхней части земной коры, атмосферная влага и вода живых организмов (В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, 1991). Верхняя граница гидросферы проводится по поверхности океана, так как пары воды в атмосфере составляют очень небольшую часть гидросферы. Нижняя граница проводится по дну океана, в литосфере - по границе распространения подземных вод, т.е. на глубине несколько сот метров. Химически связанная вода - это вода в минералах, в состав гидросферы она не включается. По мнению В.Н. Михайлова и А.Д. Добровольского границы гидросферы совпадают с границами ГО, так как гидросфера это непрерывная оболочка, образованная при взаимодействии всех геосфер ГО.

Гидросфера занимает 361 млн. км 3 и содержит 1 454 000 тыс. км 3 воды. Главная масса воды сосредоточена в океанах - 1370,0 млн. км 3 , или 94,2% (97,2% по другим данным) всей воды гидросферы, из них около 35 тыс. км 3 приходится на айсберги.

Второе место занимают подземные воды - 60 млн. км 3 (4,12%). В зоне активного водообмена циркулирует около 4 млн. км 3 . По мнению ученых, в 10-15 километровой толще литосферы находится около 150 млн. км 3 воды, не участвующей во влагообороте, но представляющей собой резерв жидкой воды.

Третье место по объему воды занимают полярные ледники, в них сосредоточено 24 млн. км 3 воды. В полярных ледниках заключено около 90% запасов пресной воды на Земле.

Поверхностные воды суши сосредотачивают небольшую долю воды планеты. Объем озерной воды оценивается в 279 тыс. км 3 , рек всего в 1,2 тыс. км 3 .

Вода -- прекрасный растворитель кислот, щелочей и солей, многих газов, в том числе таких важных для жизни, как кислород и углекислый газ. В то же время вещества, не содержащие в своих молекулах заряженных или поляризованных групп, практически нерастворимы в воде. Способность взаимодействовать с водородными связями воды делит все вещества на гидрофильные -- растворимые или, как минимум, смачиваемые водой, и гидрофобные - нерастворимые и даже активно, с высвобождением энергии, вытесняемые водой и водными растворами. Сочетание гидрофильных и гидрофобных свойств различных органических веществ используется живыми организмами для создания очень прочных структур ультрамикроскопических размеров -- клеточных мембран и других «молекулярных конструкций», обеспечивающих протекание важнейших жизненных процессов на клеточном уровне.

Хотя пресная вода составляет небольшую часть всей воды на Земле, она в значительной мере определяет уровень и саму возможность жизни на суше, и ее качество имеет самое непосредственное значение для человека и его хозяйства. В зависимости от горных пород, подстилающих водоемы и водотоки, природные воды могут иметь не только различную общую соленость, но и сильно отличаться по содержанию разных элементов, по кислотности и содержанию взвешенных частиц. Это, как и отличия в температуре, сезонных изменениях состава, содержания растворенных газов и других физико-химических характеристиках природных водоемов, в значительной мере определяет как общее «количество жизни» в них, так и наличие у водных растений и животных различных приспособлений, выработанных длительной эволюцией. Эти приспособления охватывают все уровни организации жизни, от биохимических процессов на клеточном уровне и физиологической регуляции систем органов до морфологических характеристик и особенностей поведения, связанных с периодическими изменениями состояния водоемов.

17. Границы литосферы. Динамика литосферы

Земная кора

Верхняя мантия

Нижняя мантия

Внешнее ядро

Внутреннее ядро

18. Биосфера. Почвенный покров

Биосфера - это особый объем географической оболочки, своеобразная надсфера, объединяющая практически все геосферы, где существует или существовала жизнь.

Верхняя биологически активная оболочка земли принято называть почвой. Важнейшим ее качеством является плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений и тем самым для использования земли в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Известный русский ученый В.В. Докучаев выделял пять факторов почвообразования: материнскую породу, растительные и животные организмы, климат, рельеф местности, возраст страны. Разнообразные их сочетания приводят к образованию многих тысяч видов и разновидностей почв. Качество почв определяется их физическим состоянием, механическим и химическим составом, содержанием гумуса и многими другими параметрами. Их благоприятное сочетание достигается за счёт проведения комплекса различных мелиоративных мероприятий. Главным показателем качества земель, используемых в сельском хозяйстве, является их плодородие, способность обеспечить необходимые для роста и развития растений водный, воздушный и пищевой режимы. Плодородные почвы отличаются хорошей влагоемкостью, большим содержанием активного гумуса, агрегированной почвенной массой, богатой полезной микрофлорой.

19. Этапы развития географической оболочки

Ученые выделяют три исторических этапа в развитии географической оболочки.

Первый этап -- геологический (или добиогенный). Это самый ранний этап истории Земли. На этом этапе сначала жизни еще не было, а потом, хотя она и появилась, но все еще не оказывала существенного влияния на географическую оболочку. Жизнь была представлена исключительно простейшими организмами, и они не оказывали существенного влияния на формирование географической оболочки. В атмосфере было очень мало молекулярного кислорода, зато было много углекислого газа.

Этот этап длился с момента образования Земли (где-то 4,5 млрд лет назад) до примерно 600 млн лет назад. То есть этот этап самый длительный, он продолжался около 3 млрд лет.

Во время геологического этапа произошло формирование земной коры, появились материки, жизнь зародилась в океане и достигла своего расцвета там.

Второй этап -- биологический. Он начался примерно чуть мене 600 млн лет назад. В это время атмосфера и гидросфера стали такими как сейчас, появился озоновый слой, жизнь распространилась по суше, образовалась почва. На развитие географической оболочки существенное влияние оказывали живые организмы. Происходило формирование горных пород, имеющих органическое происхождение. Третий этап -- антропогенный (современный). Точный момент появления человека неизвестен, однако ученые считают, что антропогенный этап развития географической оболочки начался примерно 40 тысяч лет назад, когда человек начал оказывать заметное влияние на природу.

20. Законы и закономерности географической оболочки

В развитии ГО существуют свои закономерности и характерные черты: целостность, ритмичность и зональность, круговороты вещества и энергии. Целостность ГО проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных. Ритмичность природных явлений заключается в повторяемости сходных явлений во времени. Примеры ритмичности: суточные и годовые периоды вращения Земли. Зональность - закономерное изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам. Она вызывается вращением шарообразной Земли с определенным наклоном оси вращения вокруг Солнца.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия о природном комплексе. Анализ объекта изучения физической географии - географической оболочки нашей планеты, как комплексной материальной системы. Особенности учения о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Жизнь и путь Н.Н. Баранского в науке, его вклад в советскую, российскую экономическую и социальную географию. Основные работы Н.Н. Баранского и их значение для географической науки, для развития теории и практики экономической и социальной географии.

    презентация , добавлен 22.03.2011

    Общая характеристика социально-экономической географии как системы географических наук, изучающей территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Характеристика основных трудов Л. Гвичардини, М. Ломоносова, Б. Варениуса, В. Кирилова.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Основные предпосылки развития географической науки. Метод научного объяснения мира от Аристотеля, который основывается на использовании логики. География в эпоху Великих географических открытий. Становление современной географии, методы исследований.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Понятие экономической географии и регионалистики как науки, некоторые аспекты их развития и применения. Особенности предмета, объекта, методов и области их изучения. Специфика и направления современных тенденций развития экономической географии.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2013

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Предмет и цели обучения географии. Связь методики обучения географии с другими науками. Понятие о содержании географического образования. Место страноведения в системе обучения. Примеры применения курса страноведения в географии на примере Никарагуа.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.