Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм » (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов , который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.

Как вы думаете? Мы часто слышим этот риторический вопрос, но никогда не задумываемся о его сути. А действительно – как? В раннем детстве родители помогают нам научиться ходить, говорить, в школе педагоги учат писать, читать, считать. Но учат ли нас думать? Это случается крайне редко, потому что большинство педагогов просто не знают, как этому научить.

А ведь согласитесь, мышление – очень важный психический процесс, можно сказать, определяющий нашу человеческую сущность. Но, может быть, человек от рождения обладает этой способностью и учить его ничему не нужно, просто кто-то рождается более умным, кто-то менее?

В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать , а вот об управлении информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление.

Тайна рождения мысли

Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.

Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).

Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.

Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.

Выдающийся английский физик и математик Оливер Хевисайд писал: «Разве должен я отказаться от обеда лишь потому, что не понимаю, как происходит процесс пищеварения?»

Что нужно для организации мышления

Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших , сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.

Проблема

Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.

Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:

  • накапливает нужную информацию;
  • сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • ищет наиболее подходящие пути решения.

Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.

Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.

Информация

Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:

  • любое знание – это база, строительный материал для мышления;
  • информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.

Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.

Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.

Техника

Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.

Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.

Инструментальные методы

Инструменты – это некие приспособления, которые облегчают человеку деятельность. Например, забить гвоздь кулаком сложновато, а молотком – без проблем. Да и землю копать проще не руками, а лопатой, а еще лучше экскаватором.

Вот инструментальные методы и есть набор таких схем, инструментов, которые помогают решить стоящие перед человеком задачи. Их удобно использовать, чтобы применить готовую схему, не требуется интеллект гения, вполне достаточно среднего уровня.

Но у инструментальных методов есть свои недостатки – они узкоспециализированные, то есть предназначены для решения проблем одного типа или в одной области. Универсальными эти методы не назовешь:

  • «Теория решения исследовательских задач» (ТРИЗ) Г. Альтшуллера предназначена для проблем научно-технического или конструкторского характера.
  • Методика «Бином фантазии» Дж. Родари работает преимущественно в области литературного творчества.

Но все же пользоваться инструментальными методами активизации мышления не только можно, но и нужно, так как они организуют наше мышление, создают условия и для решения задач, и для саморазвития человека. Вот примеры таких «инструментов».

Метод алгоритма

Этот метод не только самый известный, но и один из старейших. Его разработку связывают с именем узбекского ученого IX века Аль-Хорезми. Первоначально метод алгоритма применяли только для решения арифметических задач, но позднее его стали использовать значительно шире. Он опирается на логику, а эта строгая наука очень высоко ценилась, как и логическое мышление.

Метод алгоритма сводится к решению задач поэтапно, следуя четкой последовательности действий. Имея готовый алгоритм, можно с легкостью решить сложную задачу, переходя от одного простого действия к другому. Это очень удобный метод, и часто мы, столкнувшись с какой-то проблемой, обращаемся к справочникам, спрашиваем совета у друзей, занимаемся поисками информации на сайтах в надежде найти тот самый алгоритм – правильную последовательность простых действий, необходимую для решения нашей проблемы. Но метод алгоритма имеет целый ряд недостатков.

  • Универсального алгоритма для решения любой проблемы нет, хоть его искали не одну сотню лет.
  • Алгоритмы строго специализированы и служат для решения только стандартных однотипных задач.
  • Метод алгоритма, так же как и строгое логическое мышление, не годится для решения творческих задач, не имеющих однозначного и единственно верного решения.

Однако этот метод успешно используется и в современном мире, а в школьном обучении он едва ли не единственный способ активизации мышления.

Метод фокальных объектов

Этот более оригинальный и интересный метод, разработанный немецким математиком Ф. Кунце, предназначен для решения проблем, связанных с усовершенствованием какого-то объекта с целью придания ему новых качеств и свойств. В настоящее время он эффективно используется в изобретательском деле и в разработке новых видов товаров народного потребления. Суть метода состоит в том, чтобы путем присоединения к исходной вещи свойств или признаков случайных объектов усовершенствовать или видоизменить ее.

Например, мы хотим усовершенствовать настольную лампу. Для того чтобы придумать что-то интересное и оригинальное, нужно выполнить следующие мыслительные действия:

  • Поместить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию в фокус внимания. Фокальный объект у нас – лампа.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу, просто назвав наобум и т. п.). Допустим, это будут роза, одеяло, мобильный телефон.
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Роза – красивая, пахнет, растет, имеет колючки и т. д. Одеяло – теплое, мягкое, им можно укрываться, оно прямоугольное. Мобильник – переговорное устройство, есть дисплей, можно выйти в интернет, можно слушать музыку и т. д.
  • Полученные признаки перенести на фокальный объект и получить новые сочетания. Например: лампа красивая, хорошо пахнет, имеет колючки, может расти.
  • Новые сочетания осмыслить, проанализировать, добавить что-то еще. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.
  • В итоге у нас может получиться настольная лампа, совмещенная с обогревателем, ароматизатором и аудиопроигрывателем.

Перебор вариантов можно продолжить, выбрав другие случайные объекты и наделив фокальный объект новыми свойствами. Рано или поздно обязательно найдется какое-нибудь гениальное решение и будет изобретена вещь с уникальными свойствами и качествами. А до этого можно поразвлекаться занимательной, веселой игрой, в которую превращается метод фокальных объектов. Как показывает опыт, в нее с увлечением играют как дети, так и взрослые.

К инструментальным методам относится:

  • морфологический анализ, разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки;
  • решетка ФКБ Р. Вона;
  • «Бином фантазии» Дж. Родари;
  • ТРИЗ Г. Альтшуллера.

Подобные техники помогают решать задачи в определенных сферах, но не являются универсальными.

Универсальные или психологические методы

Эти методы не дают готовых рецептов, но они действительно активизируют мышление, заставляют нашу мысль свернуть с проторенной дороги стандартных, шаблонных решений. Психологические техники направлены на изменение типа нашего мышления с логического на творческое. В результате этого они позволяют решать казалось бы неразрешимые задачи и находить пути выхода из безвыходной ситуации.

Эти методы необычны, нередко они вызывают недоумение, но главная их цель – воздействовать не только на сознание, но и на подсознание, подключить к поиску решения воображение и интуицию.

Маевтика Сократа и SCAMPER

Одним из первых универсальных методов стала маевтика, разработанная еще Сократом. Маевтика с древнегреческого – «повивальное искусство». С помощью этого метода, как считал Сократ, можно помочь человеку родить идею, решение, скрытое от его самого знание, так же как повивальная бабка помогает роженице произвести на свет ребенка.

Суть данного метода в том, чтобы задавать себе вопросы, касающиеся проблемы. Правильно поставленные вопросы:

  • помогут человеку организовать мышление;
  • прекратят беспорядочное, а нередко и паническое метание мыслей;
  • помогут найти правильное решение сложной задачи.

В XX веке метод вопросов Сократа неоднократно дорабатывался, в результате чего появилось несколько родственных ему методик. Вся сложность в том, чтобы правильно подобрать вопросы. В результате получил распространение список универсальных вопросов А.Осборна, позднее объединенных в систему SCAMPER.

Техника SCAMPER основана на убеждении, что все новое – вариация уже существующего. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод, по которому вы можете работать с характеристиками проблемы.

В русском варианте это могут быть следующие вопросы:

  • Что вы можете заменить?
  • Как вы можете скомбинировать вашу проблему с чем-то другим или скомбинировать отдельные подпроблемы?
  • Что вы можете адаптировать к вашей проблеме? Можно ли как-то изменив ситуацию адаптировать проблему к себе?
  • Что вы можете добавить к чему-то существующему?
  • Что вы можете заменить в уже существующем порядке?
  • Как вы можете применить эту идею в другом месте?
  • Что вы можете исключить из этой идеи?
  • Как можно изменить порядок?
  • И что произойдет, если посмотреть на проблему с другой стороны?

Прежде чем применять схему SCAMPER, необходимо четко определить проблему, которую требуется решить, или идею, которую необходимо разработать. Это может быть все что угодно: проблема в личной жизни, в бизнесе, продукт, процесс, сервис, который вы хотели бы усовершенствовать.

Стратегия «трех стульев»

Создателем этого метода является У. Дисней – основатель всемирно известной студии мультфильмов. Дисней был творческим человеком и тогда, когда он не был еще известен и богат, разработал методику, позволяющую не просто заставить человека мыслить творчески, но и активизировать его мышление.

Одна из трудностей решения сложных проблем состоит в том, что человек видит задачу только с одной стороны, изменить ракурс зрения бывает крайне сложно. Дисней предлагает интересный способ.

Представьте, что в вас живут три личности со своими взглядами на мир и конкретно на стоящую перед вами проблему:

  • Мечтатель. Он способен рождать самые фантастические и бредовые идеи, полет его фантазии ничем не ограничен. Посмотрите на проблему взглядом Мечтателя, предложите самые невероятные мысли и способы ее решения.
  • Реалист. Это человек дела, он прагматик и с этой точки зрения смотрит на проблему и фантастические идеи Мечтателя. Он анализирует каждую из них и примеряет к проблеме.
  • Критик. Он ищет трудности, подводные камни в каждом варианте, предложенным Реалистом и Мечтателем. Он должен не просто дать оценку возможности реализации идей, а постараться найти все, что может этому помешать.

Разделить свою личность на три составляющие может быть весьма непросто, поэтому Дисней советует воспользоваться тремя стульями. Поставив их в разных углах комнаты, привязать к каждой позиции и по мере необходимости пересаживаться со стула Мечтателя на стул Реалиста, а с него на место Критика.

На стратегию У. Диснея похожа методика «Шесть шляп мышления» известного исследователя творчества Э. де Боно. Только применяется она чаще при групповом обсуждении проблемы.

К психологическим методам можно отнести:

  • «рефрейминг» и ассоциативные методики;
  • метод аналогий и визуализацию;
  • «мозговой штурм» и интеллект-карты Т. Бьюзена;
  • метод кластеров и синектику.

А еще больше появляется модификаций этих методов и совершенно новых разработок. Ведь психологические способы не только активизируют мышление, но и развивают творческие способности личности, повышают уровень креативности и пробуждают потребность к .

Что же в итоге: мы управляем мышлением, или оно нами? Узнайте из видео.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты : эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор.

  • 1. Эмоциональность рассматривается как метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.
  • 2. Визуализация представляет собой воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации.

Видение - это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

  • 3. Аналогии - это сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.
  • 4. Метафора как метод побуждения творчества основана на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще - с водой, текущей по трубам, а времени приписываются качества человека - суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление - это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.
  • 5. Юмор активно объединяет рациональные процессы левого полушария мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндофрин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия.

Схематично техники активизации мышления представлены на рис. 28. Рассмотрим их подробнее.

Трамплины представляют собой мысли, которые возникают после осознания проблемы и ведут к возможным вариантам решения. Конструктивная компонента таких умозрительных мыслей создает возможность взлететь, как с трамплина взлетает лыжник, посмотреть на проблему с высоты этого полета и увидеть невидимое в обычных условиях решение. Например, когда Александр Флеминг в 1928 году, убирая свою лабораторию и разбирая старую медицинскую посуду, обнаружил, что грибок плесени уничтожил колонию стафилококка, тогда полет его фантазии позволил ему найти долгожданное решение борьбы с инфекциями. Спустя 17 лет он стал нобелевским лауреатом за открытие пенициллина.

Экскурсией называют процесс работы нашего подсознания над проблемой, когда мы, отвлекаясь, размышляем над тем, что не относится к решаемой проблеме. Такое размышление часто создает случайным образом новые идеи. Иногда такая связь между проблемой и отвлечением кажется абсурдной, но, как говорил в свое время Альберт Энштейн, проблемы не могут быть решены, будучи ограниченными теми рамками, в которых они были созданы.

Например, решая проблему названия нового майонеза и отталкиваясь от классического «Провансаль», можно устроить путешествие по географической карте (но не Франции, а, например, Владимирской области - «Юрьев-Польский», «Покровский», «Муромский»), или экскурсию в историческое прошлое («боярский», «царский», «купеческий») и т.д.

Подобная некоторая абсурдность (невозможность, алогичность, недоступность, недостижимость, опасность, скандальность и т.д.) расширяет диапазон возможных вариантов решения проблемы, увеличивает потенциальную новизну возникающих идей и ослабляет самоцензуру за счет работы подсознания.

Например, вообразите, что вы стали частью неодушевленного или живого объекта (голосовыми связками человека), а затем попробуйте описать свои ощущения и связать их с решаемой проблемой (сухость и боль в горле): так хочется дождя в виде аэрозоли с полезными капельками «биопарокса», успокаивающими кашель.

Аналогии возникают в результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления (обмена информацией между левым и правым полушарием - см. рис. 29).

Рассмотрим четыре вида аналогий: прямые, личные,

символические и фантастические аналогии.

Прямая аналогия представляет собой поиск, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих решений в близких областях. Он предлагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики, - как там решаются аналогичные задачи и требует включения механизмов выявления в своем опыте или в опыте природы и общества

подобия того решения, что требуется. Пример прямой аналогии: полет птицы и полет самолета, гордый полет орла и полет человеческой души.

Личная аналогия построена на эмпатии (от англ, empathy -сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого), на отождествлении личности одного человека с личностью другого. В этом случае, пытаясь «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, пытаются найти в себе какой-то отзвук на то, что «делает» этот объект, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные.

Человек как бы сливается с объектом, которому приписываются чувства, цели, эмоции, что позволяет лучше понять (ощутить) возможные варианты решения проблемы.

Символические же аналогии используют для описания предметов (или явлений) объективно существующие образы. Это, как правило, состоящее из двух слов определение предмета. Цель такой аналогии заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить в привычном явлении удивительное противоречие (парадокс). Слова характеризуют предмет и одновременно являются противоположностями. Например, раствор (взвешенная неразбериха), храповой механизм (надежная прерывистость), фотография (мгновенная вечность), целевая ориентация (дерево целей) и т.д.

Фантастические аналогии предлагают поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, что помогает представить вещи такими, какими они на самом деле не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Это «творческий бред», позволяющий создать

художественные образы некоего идеала. Суть состоит в использовании сказочных, фантастических идей. Например, ковер-самолет, живая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, огненный коготь и т.д.

Подобного рода аналогии часто включают различные метафоры.

Метафора представляет собой оборот речи, содержащий образное сближение слов на базе их переносного значения. Другими словами, метафора - это сравнение явлений, которые обычно не сравниваются между собой, что стимулирует воображение и наполняет новым смыслом содержание решаемой проблемы. Чаще всего используются такие виды метафор:

  • бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);
  • метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»);
  • метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная горница людей» - огурец, «девица в темнице, а коса на улице» -морковь).

Ментальные карты, принципиальные возможности которых рассмотрены ранее, облегчают создание общего представления, общего понимания проблемы, а сам процесс их составления приводит к новым идеям.

Составление ментальных карт активизирует пространственно-образное мышление и делает возможным восприятие новой точки зрения на проблему. Следует, однако, понимать, что такие карты глубоко индивидуальны и ценны для тех, кто их составил. Они являются отражением мышления

конкретного человека и могут дать толчок к новым идеям, но они не могут заменить сами идеи.

Бисоциация сводит воедино две прежде не связанные плоскости мышления, благодаря чему появляется креативный результат. Конфигуратор принципа бисоциации представлен на рис. 30, из которого следует, что проблеме, расположенной в первой плоскости мышления, находится аналогия, расположенная во второй плоскости мышления, для которой известно решение-аналог. Последний, отображаясь в первой плоскости, и дает искомое решение проблемы.

Четыре стадии, отраженные на рисунке, содержат следующие шаги.

С определения проблемы начинается работа: спросите себя - о чем здесь, по сути, идет речь? Попробуйте обдумать проблему со всех сторон. Во многих случаях полезно составить список тех требований, которым должно соответствовать решение. Например, само по себе застегивание и расстегивание (завязывание и развязывание) создает проблему не только тогда, когда мы торопимся.

Обнаружение второй «плоскости мышления» творческая работа: нужно найти «вход» в эту плоскость. Следует подумать о том, на что похоже то, чего необходимо достичь. В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области? Например, это похоже на смыкание и размыкание, на приставание и отставание. В неживой природе это работает у репейника (приставание и отставание) и в перьях птиц (смыкание компонентов пера и размыкание).

Распознавание аналогий заключается во внимательном поиске общих принципов и закономерностей, которые можно перенести в рассматриваемую область (плоскость). Становиться экспертом в «чужой области» не обязательно, важно суметь перенести решение из этой области в проблемную область. Например, у репейника большое количество маленьких крючочков, которые цепляются за одежду человека, а у пера птицы - большое количество крючочков, которые входят в зацепление друг с другом.

Перенос решения-аналога должен быть таким, что адаптация решения к новым условиям должна обеспечивать решение проблемы.

Так, например, надоедливый репейник подсказал модель для застежки-липучки; структура птичьего пера позволила изобрести молнию-застежку (точно так же как поверхность кожи пингвинов позволила оптимизировать движение подводных лодок).

Стратегия Диснея разработана по мотивам произведений Уолта Диснея и включает этап работы мечтателя, этап реалиста и этап критика.

На этапе «Мечтателя» мысленно очерчиваете ближайший участок пространства, рисуя взглядом некий воображаемый круг (см. рис. 31), и превращаетесь в мечтателя, готового приступить к генерированию идей: вы вольны творить без всяких ограничений. С этой целью вступите в воображаемый круг и с максимальной непосредственностью и полнотой переживите эти позитивные ощущения. Достигнув нужного состояния, выйдите из круга.

На этапе «Реалиста» мысленно очерчиваете другой участок, в котором превратитесь в «реалиста»: нужно проанализировать свои мечты, упорядочить их и начать действовать, разработать успешный план действий. Вступите в круг и вновь переживите эти положительные ощущения. Постарайтесь добиться психологического эффекта закрепления, мысленно ассоциировать своего «реалиста» с этим участком пространства, и когда почувствуете, что это удалось, выйдите из круга.

На этапе «Критика» предстоит выбрать место, где будете критиковать или оценивать. Вспомните ситуацию,

когда вы подвергли проект конструктивной критике. И вновь выйдите из круга.

Итак, созданы три участка пространства, или три настроя, каждый из которых закрепляет определенный тип мыслительного процесса, и теперь можно возвращаться к ним в любое время. Такой метод позволяет привести ум в состояние, необходимое для генерирования идей.

Слова как вербальные модели реальной действительности возбуждают ассоциации, опирающиеся на комбинацию отдельных элементов опыта человека, что позволяет формировать решение проблем.

Анализ слов-раздражителей представляет собой процедуру, основанную на раздражении сознания случайными входящими сигналами в виде слов. Источниками таких сигналов могут быть книги, газеты, журналы, словари, списки случайно выписанных слов или карточки с такими же (случайным образом выписанными) словами (см. рис. 32). Такими же источниками могут стать изображения, музыкальные фрагменты, запахи и т.д.

В основе лежит один принцип: включить случайный элемент в процесс поиска решения проблем так, чтобы выбор слов действительно решил случай. Более того, не следует выбирать слова, которые напрямую связаны с проблемной областью. Например, для решения проблемы, которая звучит следующим образом: нужно срочно позвонить, но у телефона закончился заряд аккумулятора, а зарядного устройства нет под рукой, выберем по одному слову из 10 книг методом «случайного тыка», открывая их наугад. Выбраны такие слова: медвежонок, свободное время, прорыв, сидение дома, колбаса, после, баланс, обратимся, Икар, размышление, более тщательное изучение.

Отмеченная процедура выполняется таким образом, что вначале следует понять суть исследуемого вопроса. Затем определить несколько понятий. Например, следует раскрыть книгу на любой странице и, не глядя, ткнуть в одно из слов. Или из заранее составленного списка из нескольких десятков слов наугад выбрать одно. Еще лучше занести каждое слово на отдельную карточку и вытягивать из колоды карточек одну - для прочтения размещенного на ней слова.

Выбранное слово подвергнуть анализу и поиску ответов на такие вопросы: в чем его особенность? какие у него внешние признаки? для чего оно предназначено? есть ли у него символическое значение? как выстроены связи этого слова с другими словами? Ответов должно быть не меньше пяти и не больше десяти.

Произвольно выбранные слова могут стать началом ассоциативного ряда, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи или нового направления поиска решения проблемы. Так в нашем примере возможны такие сочетания:

медвежонок (самокат, такси) - взять такси и доехать до абонента;

свободное время - засечь время разговора и заплатить за звонок с чужого телефона;

прорыв (авария, пожар) - с телефона-автомата бесплатно набрать «01» и попросить передать своему абоненту срочное сообщение;

сидение дома - добрать до своего дома, зарядить аккумулятор и позвонить;

колбаса (по два десять, цена, оплата) - попросить чей-либо телефон за оплату и позвонить;

после - отложить звонок и сформулировать объяснение причины отсутствия звонка;

баланс (телефонный) - попросить у кого-либо телефон, вставить свою «сим-карту» и позвонить;

обратимся - обратиться к сети Интернет и передать сообщение по электронной почте;

Икар (крылья, птица) - пустить почтового голубя с сообщением;

размышление - поразмыслив, кратко сформулировать суть сообщения, чтобы сэкономить время переговоров с чьего-либо телефона;

более тщательное изучение - изучение обстановки «вокруг» с целью того, чтобы понять, у кого можно одолжить телефон для звонка.

«Волшебные» слова, предложенные Алексом Осборном, работают как элементы алгоритма перебора случайных комбинаций слов, относящихся к постановке проблемы, и стандартных слов. Например, «волшебные» слова, предложенные Майклом Микалко, выглядят так:

заменить (например, заменить телефонный аппарат, трубка которого связана с ним шнуром, на беспроводной телефон с автономной трубкой);

скомбинировать (например, скомбинировать обычный йогурт с ванилью, затем добавить ароматизаторы, затем добавить кусочки настоящих фруктов или орехи, к полученной субстанции добавить еще карамельную крошку и

применить в другой области (например, силденафил цитрат разрабатывался как средство от ангины, но его применение сопровождалось таким побочным эффектом, как «вздымание» и устранение дисфункции эрекции, что позволило запатентовать препарат «Viagra»);

увеличить или уменьшить (например, мегаторги и мини-телефоны);

исключить (например, исключение камеры из покрышки позволило создать бескамерные шины, что решило проблему проколов и спускания шин);

изменить на противоположное (например, заменить контроль ситуацией бесконтрольности - перевести

подразделение на работу в условиях самоорганизации и бюджетирования).

Само «волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего остается продумать возможный сценарий развития проблемной ситуации.

Вопросы как метод активизации творческого мышления направлены на то, чтобы посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.

Прежде чем выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы, следует уточнить саму решаемую проблему. Затем последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы. Все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска, необходимо фиксировать. В результате может быть получен целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

При этом вопрос, скорее, должен стимулировать мысль, чем подсказывать идею решения проблемы. Вопросы должны давать новый, неожиданный взгляд на проблему. В качестве примера может служить следующий список вопросов.

Какова основная функция объекта (процесса)?

Что представляет собой идеальный объект (процесс)?

Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?

Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?

Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?

В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?

Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?

Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?

Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?

Нельзя ли использовать вредные факторы и функции так, чтобы справиться с решаемой проблемой?

Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?

Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

В качестве системы наводящих вопросов могут служить и такие варианты: «а если заменить этот элемент другим?», «а если изменить возраст персонажа, форму объекта?», «если взять другой материал?», «а если внести изменения: сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т.п. (в сочетании с чем-нибудь другим? нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить)?», «а если сделать наоборот?» и т.п.

Например, в аэродинамической трубе не модель самолета движется со сверхзвуковой скоростью, налетая на воздух, а

наоборот - воздух со сверхзвуковой скоростью устремляется на модель самолета.

Список Т. Эйлоарта (английского изобретателя) считается одним из эталонов контрольных вопросов, который рассматривается как программа поиска решения проблем методом проб и ошибок. Сам список выглядит следующим образом.

  • Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
  • Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
  • Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, предложения.
  • Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
  • Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
  • Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.п.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния: замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.п.; эффекты Джоуля - Томпсона, Фарадея и др.
  • Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
  • Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  • Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
  • Попробовать «национальные» решения: хитрое

шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

  • Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, пить, есть, играть в теннис, плавать в бассейне - все с ней.
  • Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), просматривать журналы, комиксы.
  • Составить таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
  • Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
  • Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.д.
  • В воображении залезть внутрь механизма и определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
  • Чья это проблема? Почему его?
  • Кто первый придумал это? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
  • Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

Контрольная таблица Алекса Осборна позволяет

создать новые решения из уже имеющихся идей или подсказать, что и где именно можно изменить для того, чтобы прийти к креативному решению.

Опрос оформляется в виде таблице (см. табл. 3), в строках которой помещены контрольные указания и соответствующие им решения.

Ментальная провокация как техника креативности разработана Эдвардом де Боно и в отличие от метода анализа слов-раздражителей не использует случай, а намеренно создает кажущиеся противоречивыми высказывания (см. рис. 33).

Смысл провокации состоит в том, чтобы внезапно вырваться из общепринятой, застывшей модели восприятия и войти в состояние нестабильности, которая выявит путь к новой идее.

Таблица 3

Контрольная таблица Осборна (на примере борьбы с лишним весом)

Указания по отношению к сформулированной проблеме

1. Использовать иначе!

Есть целый день, но по чуть-чуть

2. Привести в соответствие!

Вести учет калорий,

потребленных и потраченных

3. Изменить!

Перейти с рисовой диеты на овощную

4. Увеличить!

Насыщать желудок объемной, но малокалорийной пищей

5. Уменьшить!

Каждую клетку организма

избавить от «жира»

6. Заменить!

Заменить диету очисткой

организма

7. Передвинуть!

8. Сделать наоборот!

Есть все, но питаться раздельной пищей

В этой технике необходимо делать утверждение, которое считается нереализуемым и находится в противоречии с известным опытом или даже полностью противоречит убеждениям.

Сомнение в реальности устоявшихся точек зрения и утверждений создает провокационную ситуацию. Для этого следует поставить убеждения под сомнение, перевернуть все наоборот, преувеличить или преуменьшить без всякой меры, представить себе, что желания абсолютно ничем не ограничены, или связать воедино две вещи, которые на самом деле не соединимы друг с другом. Например, утверждение о том, что нельзя ходить по потолку, опровергается, как только мы попадаем в состояние невесомости (в космос).

Рис. 33. Факторы ментальной провокации

Контролируемое безумство проявляется в таком изменении привычного направления движения мыслей, при котором ментальная провокация, как искра, разжигает огонь креативности сознания. В этом случае сама ментальная провокация становится объектом исследования. Например, в Бельгии сознательно запускают воров-профессионалов в супермаркеты для того, чтобы проверить эффективность охраны магазина и получить рекомендации по совершенствованию работы служб безопасности и автоматизированных охранных систем.

Разрушение парадигм строится на основе разнообразных способов передачи информации, разрушающих детерминированную картину мира. К основаниям подобного рода следует отнести такие описания как: визуальные образы (рисунки, диаграммы, чертежи, светокопии, двухмерные и трехмерные изображения); вербальные модели (грамотно подобранные слова, тексты, звуки); концептуальные положения; эмоциональные оттенки (чувства и настроения), а также использование цифр, формул и попутных находок нового видения проблемы. Например, визуализация статистической информации о темпах «развития» развитого социализма в свое время разрушала миф о строительстве светлого будущего.

Ы1Е-формулировки предполагают поэтапное продвижение к решению проблемы на основе отрицания утверждений, сделанных первоначально. Выделить можно пять этапов.

  • 1. Сформулировать проблему (например, взятки чиновников сдерживают развитие государства).
  • 2. Пересчитать все моменты, входящие в проблему, как нечто само собой разумеющееся (взятки, чиновники, развитие, государство).
  • 3. Образовать Ы1Е-формулировки, отрицающие утверждения, которые сделаны на втором этапе (взятки чиновников стимулируют развитие государства).
  • 4. Поиск новых идей, исходя теперь уже из 1Ч1Е-формулировок (чиновники берут взятки и платят с них налоги, что повышает наполнение бюджета и ведет к развитию государства).
  • 5. Выбор и последующая реализация решения (закон,

регулирующий оплату услуг чиновников)._

Концептуальное абстрагирование представляет собой

стремление изменить плоскость рассмотрения проблемы за счет понимания ее сути на более высоком уровне абстракции. На этой основе удается последовательно разработать множество вариантов решения проблемы.

Концептуальный веер Эдварда де Боно основан на том, что последовательное абстрагирование создает своего рода веерообразную иерархическую структуру вариантов решения. Прогрессирующее абстрагирование X. Гешка позволяют последовательно приближаться к сути проблемы или, другими словами, возвращаться в своих размышлениях «к самому началу».

Принцип работы рассматриваемых процедур прост: следует исходить из того, что «не устраивающее» решение проблемы необходимо выводить на более высокий уровень абстракции. Или необходимо понять, какая концепция стоит за этим неудачным решением.

Алгоритм, который можно повторять сколько угодно раз, включает три шага.

  • 1. Определить, о чем, по сути, идет речь.
  • 2. Открыть новые альтернативы для своих действий.
  • 3. Выбрать одно из решений.

В качестве иллюстрации приведем пример из книги 56: «Вы хотите повесить доску в лекционном зале. Ваша первая мысль: надо забить в стенку гвоздь и повесить доску на него. Но есть маленькая проблема: Вы никак не можете найти молоток».

1. В чем суть вопроса?

Вы переводите свою проблему на более высокий уровень. Разумнее всего не абстрагироваться сразу слишком сильно. В нашем примере речь идет о том, чтобы найти какой-нибудь предмет, способный вбить в стенку гвоздь.

2. Какие у Вас есть альтернативы?

Исходя из этой концепции, Вам надо подумать о других возможностях ее реализации. В нашем примере Вы будете искать возможность вбить гвоздь в стенку: отрезок

металлической трубы, или толстую доску, или камень подходящей формы. Или подумаете о том, можно ли просверлить нужное отверстие, чтобы засунуть в него гвоздь.

3. Какое решение выбрать?

Все варианты Вы проверяете на их приемлемость, а затем решаете в пользу одного из них. Итак, если Вам удалось найти подходящее бревно, Вы решили свою проблему.

Если ни одно из решений Вас не удовлетворяет.

В этом случае надо продолжать абстрагироваться! И тогда этот четвертый шаг будет соответствовать первому, только теперь Вы будете работать на более обобщенном

уровне и сможете принять во внимание еще больше возможностей.

Это последовательное абстрагирование создает веерообразную структуру возможных решений (см. рис. 34).

Чем «выше» Вы будете продвигаться, т.е. чем более обобщенно Вы будете формулировать свою проблему, тем больше опций Вы получите на нижних уровнях. Разумеется, для этого Вам надо вывести эти опции из вышележащих концепций.

Если Вы так и не нашли подходящую замену молотку или же если Вас проинформировали о том, что Вам вообще нельзя вбивать в стену гвозди, определите следующий уровень проблемы: Вам нужны возможности закрепить доску на стене.

При помощи этой концепции Вы, быть может, придете к решениям вроде «приклеить доску» или «подвесить ее к потолку». Для найденных решений Вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.

Но может выясниться, что у Вас вообще нет никакой возможности закрепить доску на стене. Опять задайте себе вопрос: о чем, собственно, идет речь? Может быть, Вы придете к решению, что доску можно установить таким образом, чтобы ее было видно всем посетителям. Тогда Вы сможете выработать новые варианты: прислонить доску, держать ее на весу, установить у входа и т.д.

На более высоком уровне Вы, возможно, отойдете от самой доски и разработаете такие опции, как работа с проекционным аппаратом, распространение тезисов в печатном виде или же проведение лекций таким образом,

который позволит пренебречь дополнительной визуальной информацией.

Возможно, это слишком простой пример, но он показывает, как работает этот часто очень эффективный метод, ведь многие и многие проблемы можно решить, не продолжая, образно говоря, напряженно искать молоток, а просто рассмотрев, причем систематично, другие возможности.

  • Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. С. 253.

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы: групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» - метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика (с греч. Syn - вместе). Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа (от греч. Форма + …логия), его автор - Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

Цели метода:

- решение сравнительно простых задач;

Анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);


Развитие управляемого воображения и фантазии;

Сущность метода:

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы (автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

Виды ассоциаций:

- по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

- по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

- по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика (от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

Типы вопросов:

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные - на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» - настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

7. Оскорбительные.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» - слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.


Список литературы

Основная литература:

1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.

3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.

4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.

5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Изобразительное искусство" : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.

6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989

7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с. : ил

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. - 4-е изд., стереотип.. - М. : Академия, 2008. - 365 с. : цв.ил., ил.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 - АБ.1нт(3)

Дополнительная литература

1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994

1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.

5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.

6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.

7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.

11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.

12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.

13. Лук А. И. Мышление и творчество. - М., 1976.

14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.

15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.

17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М. изд. «просвещение» 1987.

18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.

19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.

20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.

21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.

22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).

23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.

24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.

25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. - СПб., 1995.

26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». - М.: изд. «Просвещение», 1982.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с. : ил

28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.

29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.

30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.

31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.

32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

Информационные ресурсы:

2. kazinka.narod.ru - В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

3. www.iro.yar.ru - материалы по дидактике

4. www.edu.ru - Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru - Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)