73. Что такое самораскрытие личности в общении и

какие функции оно выполняет?

Понятие самораскрытия впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г., и оно определялось им как «сообщение другим личной информации о себе». Он же разработал первую методику для диагностики индивидуаль­ных различий в стремлении людей рассказывать о себе окру­жающим. Наряду с понятием самораскрытия существует поня­тие самопредъявления, или самопрезентации, под которой Джурарда понимал «акт самовыражения и поведения, направ­ленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам». Оно в неко­торой степени противоположно самораскрытию, поскольку служит подаче приукрашенной информации о себе. Исследо­вания, проведенные им на протяжении последующих 30 лет, показали, что стремление к самораскрытию зависит от множе­ства объективных и субъективных факторов. Так, к.саморас­крытию более стремятся женщины, чем мужчины, экстравер­ты, чем интроверты. Существуют данные о связи когнитивного стиля (см. вопр. 69, 70) с самораскрытием в межличностном общении; в частности , американскими психологами было вы­явлено, что полезависимые субъекты чаще и охотнее расска­зывают о себе окружающим, чем поленезависимые. В качестве «мишени» самораскрытия, как правило, выбираются люди, с которыми у данного человека сложились наиболее довери­тельные отношения. Среди них часто называются мать, бли­жайшие друзья своего и противоположного пола, жена или муж, отец, психолог-консультант. Есть темы, которые обсужда­ются с широким кругом лиц и достаточно откровенно: мнения и интересы, сведения о своей работе или учебе. Меньше всего люди стремятся обсуждать свое финансовое положение, здо­ровье и личностные особенности.

Вопрос, нужно ли вообще что-либо рассказывать о себе ок­ружающим, был детально исследован американскими психо­логами, которые выявили положительные и отрицательные последствия самораскрытия. Первым положительным по­следствием самораскрытия является его благотворное влия­ние на психическое здоровье личности коммуникатора. Каж­дый человек нуждается в том, чтобы обсуждать с другими людьми (хотя бы с одним человеком) свои дела и мысли. Это ему необходимо для подтверждения их правильности или аб­сурдности. Раньше основную функцию снятия чувства вины за свои Грехи выполняла церковь, сейчас эту функцию принима­ют на себя отчасти психотерапевты и психологи-консультан­ты в тех странах , где есть развитая сеть консультационных ус­луг. Если эти услуги недоступны человеку, то он обсуждает свои проблемы с родственниками или друзьями. Если же он лишен возможности получить поддержку от кого-либо, то у него может развиться психическое или даже соматическое за­болевание. Экспериментально доказано, что одинокие люди больше подвержены заболеваниям, чем те, у кого есть духовно близкие люди. Однако связь между самораскрытием и психи­ческим здоровьем не является прямой, она зависит также от качества общения: если человек раскрывается первому встреч­ному, это может не принести ему облегчения.

Второе положительное следствие самораскрытия состо­ит в развитии самосознания человека, его самоопределении. Это достигается с помощью двух механизмов: 1) благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушаю­щего и новую для себя информацию; 2) стараясь передать свои мысли и чувства другому, человек стремится их лучше офор­мить лексически, что способствует их большему осознанию. Вся психотерапия независимо от теоретической основы сво­дится к тому, чтобы создать доверительные отношения между клиентом и терапевтом, затем вывести его на откровенный рассказ о себе и помочь ему осознать свои проблемы.

Третьим положительным следствием самораскрытия яв­ляется установление или укрепление доверительных и интим­ных отношений. Давно отмечен тот факт, что, доверив другому человеку свою тайну, мы приближаем его к себе. Психологиче­ские исследования дружеских и любовных отношений показа­ли, что на первых стадиях их развития у партнеров идет бур­ный обмен информацией друг о друге, в результате которого устанавливается (или нет) представление о духовном родстве.

Четвертое положительное следствие связано с тем, что через самораскрытие человек получает возможность удовле­творить ряд важных потребностей: в социальном сравнении, в личностной идентификации, во взаимном знании, в адапта­ции к социальной среде и т.п.

Если проанализировать, что самораскрытие дает тому че­ловеку, который слушает чужие откровения, то оказывается, что оно для него тоже полезно. Оно помогает лучше узнать данного человека и в дальнейшем общении с ним использо­вать эти знания; дает возможность почувствовать реципиенту, что его уважают, ценят, считают достойным доверия. Взаим­ное самораскрытие приводит к сближению людей, к форми­рованию чувства «мы».

Но наряду с явными преимуществами у самораскрытия имеются и негативные последствия. Так же, как существует ба­ланс между потребностью в общении и потребностью в уеди­нении, должен быть баланс между раскрываемой и скрытой информацией о себе. Если он нарушается в сторону избыточ­ного самораскрытия, то личности наносится ущерб. Она ста­новится более уязвимой для критики, другие получают боль­шие возможности для контроля над ней и манипуляции. Чело­век, который с легкостью рассказывает о себе интимные вещи, воспринимается окружающими как несерьезный, не заслужи­вающий доверия, поскольку он может так же легко рассказать о чужих секретах. Некоторая тайна поддерживает интерес к данной личности. Об этом хорошо знают женщины, умеющие привлечь к себе надолго внимание мужчин. Представления о некоторой норме самораскрытия различны в разные истори­ческие периоды и в разных странах. Как правило, человек усва­ивает их неосознанно в процессе социализации. Кроме того, они меняются при переходе от одной возрастной группы к другой.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Амяга НБ, Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Лич­ность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37-74.

2. 3инченко ЕВ. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 404- 419.

4. Шкуратова ИП. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994. С. 46-55.


XIV. Взаимопонимание в общении
Что такое взаимопонимание? Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют ? Какие характеристики общения определяют особенности взаи­мопонимания? Какие индивидно-личностные особенности участников обще­ния влияют на взаимопонимание? Какие методы.изучения взаимопонимания существуют?
74. Что такое взаимопонимание?

Для психологии значимость изучения особенностей взаимо­понимания определяется тем, что оно непосредственно связа­но с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Вза­имопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отноше­ний. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обра­щаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его от­сутствие, так и психологию долгое время интересовало не вза­имопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные по­следствия и для участников, и для самого общения. Именно по­этому взаимопонимание как психологическое явление по-прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждаю­щих, что феномен взаимопонимания является ключевой про­блемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир ста­новится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть поня­тым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы вза­имопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признани­ем учеными проблемы одиночества как проблемы века. В со­временных исследованиях речь идет не только о вынужден­ном одиночестве (социальной изоляции, потере близких лю­дей, проживании в новой социально-культурной среде), но и о внутреннем одиночестве , т.е. отчуждении от самого себя и дру­гих людей, причиной которого является отсутствие взаимопо­нимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две ли­нии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его ра­ботах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче го­воря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Фило­соф М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает ус­ловием существования человека, оно есть функция души, по­этому одних рациональных рассуждений, умозаключений не­достаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. Леви-Брюля, «мистическое участие», то, что связано с внутрен­ним субъективным миром и не поддается объективному изуче­нию, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возмож­но лишь частично. Согласно так называемому информацион­ному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жиз­ненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются це­лым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совер­шенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отво­дится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента челове­ческой жизни, ему приписываются свойства статичности и за­вершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску при­чинно-следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый ха­рактер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаи­мопонимания получили следующее преломление в психоло­гии. Первая линия анализа во многом способствовала воз­никновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимо­пониманию в этом психологическом направлении крайне ма­ло, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного разви­тия. Сторонники движения «за человеческий потенциал» свя­зывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гу­манистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное разви­тие, позитивность, индивидуальность, уникальность и непо­вторимость,

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интер­претацией, толкованием - послужило основой для формиро­вания психологического направления в изучении взаимопо­нимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонима­ние изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данно­го направления взаимопонимание исследуется в связи со сти­лем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В оте­чественной психологии в большей степени представлено изу­чение взаимопонимания с позиций второго направления .

В целом существующие направления изучения взаимопо­нимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыс­лей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явле­нию функциональному, парциальному (частичное взаимопо­нимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъект-субъ­ектный характер, но без глубокого проникновения во внут­ренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопони­мания, на различные уровни его анализа, из существующих ра­бот следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Про­цесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных ком­понентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) пони­мания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также по­нимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые уче­ные, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаи­мопонимание можно трактовать в широком смысле как взаи­мопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения . И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, нако­нец, быть понятым.
ЛИТЕРАТУРА

1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педаго­гического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.

2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Ки­ев, 1989. С. 5-8.

3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.

4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.
75. Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют?

Механизмы общения (идентификация, рефлексия, эмпатия) являются одновременно и механизмами процесса взаимопо­нимания. Как считают многие ученые, внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. Она необходима для возникновения целостной системы, каковой и являются два взаимодействующих субъекта. Способность к идентификации зависит от совпадения (или сходства) систем социальных и индивидуальных значений, вступающих в контакт, а также от характера их взаимной оценки друг друга. Построение обще­ния на основе познания другого через взаимотождество, ощу­щение себя другим способствует объединению в совместной деятельности путем взаимного принятия ролей, ибо, вообра­зив себя на Месте другого, человек может догадаться о его вну­треннем состоянии. Умение быть другим - это и умение быть разным, и умение оставаться одним и тем же. Однако иденти­фикацию, т.е. способность встать на точку зрения партнера, нельзя отождествлять с пониманием . Нельзя сводить иденти­фикацию к взаимному уподоблению людей.

Если идентификация - это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоцио­нально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация партнера не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатия в определенных чертах сходна с идентификаци­ей. И в том, и в другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, однако это не обязательно означает отождествить себя с дан­ным человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же он проявляет к нему эмпатию, он просто принимает во внимание линию его поведения (сочувствует), но собственное поведение может строить совсем по-иному.

Процесс понимания «осложняется» явлением рефлексии - осознанием субъектом того, как он воспринимается партне­ром по общению. Это уже не просто знание другого или пони­мание другого, а знание того, как другой понимает меня, свое­образный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.


ЛИТЕРАТУРА

1. АндрееваГМ. Социальная психология. М, 1990. С. 141-147.


  1. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 130-133.

76. Какие характеристики общения определяют особен­ности взаимопонимания?

Связь между общением и взаимопониманием сложна и много­функциональна. Взаимопонимание без общения невозможно, более того оно является одним из центральных звеньев обще­ния. Взаимопонимание может выступать целью общения. В та­ком случае люди, вступая в межличностный контакт, стремятся понять мысли» чувства, поступки другого человека и раскрыть собственный внутренний мир мыслей и чувств. Взаимопони­мание способствует регуляции поведения партнеров. Понимая (или не понимая) друг друга, партнеры вырабатывают и опре­деленную стратегию, и тактику поведения, поэтому взаимопо­нимание способствует выполнению совместной деятельности. Наконец, взаимопонимание может быть результатом (конеч­ным продуктом) общения, в связи с чем формирует и предо­пределяет дальнейшие отношения, мотивы, цели общения.

Сама возможность достижения взаимопонимания опреде­ляется формой общения, в которой в сжатом виде представлены цели, мотивы, способы общения партнеров. Можно выде­лить три таких формы: игра, манипуляция, диалог. Большинст­во авторов склонно считать, что общение представляет собой субъект-субъектные отношения. Но диалог не только субъект-субъектное, но всегда и личностное общение - всегда «диалог личностей» (по утверждению М, Бахтина), открытая коммуни­кация свободных и ответственных, независимых, признаю­щих личностную автономию друг друга субъектов. Состоится или не состоится диалог, зависит от многих условий, но преж­де всего от личностной зрелости общающихся либо хотя бы одного из них, который в силу этого создает, по словам К. Род­жерса, «здоровые личностные отношения», заключающиеся в самораскрытии (см. вопр. 73), взаимной согласованности и реалистичности требований друг к другу, активности, уваже­нии и поддержании стремления к росту и счастью друг друга, признании свободы друг друга и отказе от контроля над парт­нером. В диалоге взаимопонимание - это цель, результат и ус­ловие общения. Диалог начинается с доверия к себе и к другим, поэтому и с отказа от контроля над собой: своими мыслями (как лучше выразиться), чувствами (как сдержать эмоции), по­ступками (как понравиться другому), Но это еще и отказ от контроля над другим (признание его права думать, чувствовать и поступать самостоятельно). Диалог - это путь, по которому человек должен идти, если хочет достичь полного взаимопо­нимания.

Часто в жизни мы сталкиваемся с игрой. Человеческие игры не предполагают полного взаимопонимания. Оно возможно, но партнеры не ставят цели достичь его в игре. Это аналогич­но, например, игре в шахматы, когда оба партнера знают пра­вила игры (как делать ходы), имеют определенную цель, кото­рую не скрывают, - выиграть. Поэтому они как бы мысленно «проигрывают» ходы друг друга, контролируют партнера, что ему, кстати, тоже Известно. Им важно понять мысли друг друга, но это не предполагает личностного самораскрытия, более то­го, может мешать. Подобный тип отношений (с частичным взаимопониманием) оптимален для деловой сферы, где сме­щение рациональных и эмоциональных компонентов может нарушать ход совместной деятельности.

Манипуляция полностью исключает взаимопонимание, по­тому что один из партнеров - манипулятор делает Все возможное, чтобы партнер его не понял; в противном случае ма­нипуляция не состоится. Цель манипулятора - понять друго­го, проникнуть в его внутренний мир. Это вообще особого ро­да понимание, поскольку не предполагает отношения к друго­му не только как к личности, но и как к субъекту. Иначе говоря, партнер овеществляется. Например, продавец, стремясь лю­бой ценой продать вещь, не интересуется тем, что думает (и подумает в дальнейшем) о нем покупатель, что он будет чувст­вовать и как поступит с приобретенной вещью. Конечно, он оценивает, прогнозирует, контролирует, но в погоне за «выиг­рышем» он преследует одну цель - продать. Все его знания и понимание обслуживают именно эту цель.

Достижению взаимопонимания между людьми способству­ют соответствие общественно-исторических условий жизни людей, одинаковый уровень их культуры, умственного разви­тия, принадлежность к одним и тем же социальным Группам, общность языка и совпадающие уровни овладения им. Некото­рое тождество ценностно-смысловых позиций партнеров по общению можно считать наиболее общей предпосылкой взаи­мопонимания. Но перечисленные характеристики общения являются необходимыми, но недостаточными для возникно­вения взаимопонимания. Важнейшее условие появления взаи­мопонимания - совпадение представлений участников взаи­модействия. Выделяют четыре условия понимания друг друга группами и нациями: 1) сходство тех представлений, которые группы или нации имеют о себе; 2) соответствие представле­ния, которое одна группа или нация имеет о другой группе или нации, представлению этой группы или нации о самой себе; 3) соответствие представления, которое одна группа или на­ция имеет о другой группе или нации собственному представ­лению группы или нации о себе-, 4) сходство представлений, которые имеют две группы или нации о других группах или нациях. Эти условия приложимы и для ситуации диадного об­щения, предполагающего совпадение представлений партне­ров друг о друге и группового общения, например во время совместной деятельности.

В.В. Знаков добавляет еще четыре условия взаимопонима­ния в общении и совместной деятельности : 1) мнемическое условие (человек понимает только то, что находит отклик в его памяти. Для понимания необходимы некоторые предварительные знания о понимаемом); 2) целевое обобщенное усло­вие (человек обычно понимает только то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям); 3) эмпатическое условие (нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личност­ные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему); 4) нормативное условие (для достижения взаимопонимания субъекты общения должны исходить из одних и тех же посту­латов общения и соотносить предмет обсуждения с одинако­выми социальными образцами, нормами поведения). Но все эти предпосылки, помогающие достичь согласия (собеседни­ков, групп, общностей), еще надо уметь реализовать в ситуа­ции общения.

Обратимся к примеру, приводимому Г.М. Андреевой. Муж, которого жена встречает у двери словами «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», может интерпретиро­вать эту фразу самыми разными способами: первый вариант: ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку; второй вариант: жена потратила какую-то сумму денег; третий вариант: жена заботится о порядке в доме, а муж этого не дела­ет. Вариантов может быть много. Таким образом, взаимопони­мание связано с проблемой интерпретации высказывания и его понимания или проблемой кодирования информации и ее декодирования. Для установления взаимопонимания необхо­димо наличие единой системы значений, совпадение «тезауру­сов» участников общения. Но даже зная значения одних и тех же слов (владея одним языком), люди могут не понимать их одинаково. Поэтому человек, который хочет быть понятым другим человеком, должен максимально однозначно выражать свои мысли, чувства, желания, чтобы партнеру была ясна полу­ченная, информация. Если применить данное правило к ситуа­ции, описанной выше, то жена должна была четко сформули­ровать свою мысль, например: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек, замени, пожалуйста, перегоревшую».

Люди кодируют не только вербальную, но и невербальную информацию. Когда человеку больно, но он улыбается, парт­неру трудно понять его эмоциональное состояние: когда он говорит, что хочет понять собеседника, но при этом сжимает кулаки, взаимопонимание едва ли состоится. Учитывая огром­ную роль кодирования и декодирования информации в обще­нии, А.А. Кроник предложил рассматривать взаимопонимание как протекающее в процессе общения декодирование партнерами сообщений друг друга, при котором значение сообщений с точки зрения воспринимающего соответствует их зна­чению с точки зрения коммуникатора (продуцирующего со­общение). Взаимопонимание превращается в расшифровку партнерами сообщений друг друга, которые соответствуют значению этих сообщений с точки зрения их авторов. В каче­стве сообщения может выступать любая информация, переда­ваемая партнерами друг другу с помощью вербальных и невер­бальных средств. От умения кодировать и декодировать ин­формацию во многом зависят точность, достоверность скла­дывающегося впечатления о собеседнике, что особенно важно в ситуации межнационального и межэтнического общения, где имеются различия как в языке, так и в использовании не­ вербальных средств.

В процессе общения необходимо не только передавать ин­формацию, но и выслушивать ответ. В этой связи появляется еще одна проблема - соотношение в общении говорения - слушания. По данным некоторых исследователей, умением слушать обладают не более 10% людей; остальные предпочита­ют говорить. Это значит, что в общении они слушают партне­ра, но не слышат его, так как заняты своими мыслями. Они не соглашаются, ищут доводы, аргументы, соответствующий от­вет, но делают это мысленно. Иными словами, «слушают» в ос­новном себя. Здесь могут помочь описанные ранее механизмы взаимопонимания, а они в свою очередь связаны с индивиду­альными особенностями общающихся.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1980. С, 99- 115.

  2. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 120-142; 169- 178.
3.КаганМ.С. Мир общения. М, 1988. С. 156-163; 199-213.

4.КроникАА. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в Диаде // Психологический журнал. 1985. Т. 65. С. 124- 130.

5.НойманР. Социально-психологическое исследование международных кол­лективов // Психологические условия социального взаимодействия (соци­ально-психологические исследования). Таллин, 1983. С. 85-98.

6.РюмшинаЛИ. Диалог - игра - манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222.

Человек – социальное существо, это заложено в нем природой. Люди, лишенные возможности эмоционального контакта с другими, чаще всего сходят с ума или как минимум зарабатывают нервное расстройство. У общения есть свои правила и законы, предполагающие определенные этапы сближения – знакомство, обмен мыслями, интересами, личным опытом, тайнами и чувствами. Этот процесс практически всегда движется по одному сценарию.

Самораскрытие в общении является одной из важнейших его составляющих. С одними людьми мы раскрываемся максимально, с другими не можем сблизиться совсем. Это зависит от того, насколько сходны взгляды, интересы, личная мораль, увлечения, достоинства и недостатки. Не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Наиболее открыты мы с теми, кто может нас понять, наиболее стеснены с теми, чьи взгляды и образ жизни значительно отличаются от наших.

Одна из главных проблем многих людей – самораскрытие в межличностных отношениях, его полное отсутствие либо излишняя доверчивость. Само по себе это не корень бедствий, а симптом более глубоких психологических ран. Поэтому сегодня мы поговорим о сближении с людьми и трудностях самораскрытия.

Самораскрытие личности в общении происходит постепенно: когда мы знакомимся с новым человеком и налаживаем с ним контакт, это значит, что у нас уже есть хотя бы одна точка соприкосновения. Не важно, работаете вы в одном кабинете или встретились на форуме любителей рыбалки. Это – точка отсчета, после которой люди начинают интересоваться: а похож ли на них новый знакомый в чем-то еще? И чем больше общего будет найдено, тем больше шансов, что двое станут друзьями или возлюбленными.

Мы начинаем делиться общей информацией, поначалу выкладывая ту, распространение которой не сможет причинить вам вреда. В каком районе живем, замужем/женаты, есть дети, где родились, какую еду любим и какую музыку слушаем. Это первичное «прощупывание» почвы, которое должно определить – имеется ли обоюдное желание идти на контакт.

После него наступает следующий этап – обмен принципиальными позициями. Политика, религия, гендерные и финансовые вопросы. Эта информация также может быть доступной широкому кругу людей и при этом не стать оружием против вас. Что такого в том, что вы патриот своей страны или считаете, что женщине место на кухне? Или вы любите пить пиво, а ваш новый друг – сторонник здорового образа жизни? Но именно здесь обычно и начинаются расхождения – если участники общения понимают, что их позиции противоречат друг другу, самораскрытие на этом заканчивается.

Более глубокое сближение начинается всегда с того, что один из собеседников делится чем-то личным – проблемами в семье, симпатиями к общему знакомому, какими-то тайнами. Если вторая сторона с интересом выслушивает и дает советы – это еще не показатель. Самораскрытие и обратная связь – вот два важных компонента дружбы и тесного общения. Когда в ответ на откровения другой человек отзывается такой же открытостью, делится своими переживаниями, проблемами и радостями – тогда начинает налаживаться душевная взаимосвязь.

Последний этап – выражение чувств: любви, привязанности, грусти, беспокойства. Если человек готов сказать и продемонстрировать человеку все, что чувствует в данный момент – это вершина самораскрытия.

Таково течение событий нормально: мы не делимся личным с теми, кому не доверяем, чтобы не распускали сплетни, не злорадствовали и не могли воспользоваться этой информацией в своих целях. Мы рассказываем о том, что важно, близким людям – друзьям, родителям, возлюбленным, братьям и сестрам. У каждого есть один либо несколько таких людей, которые поддержат и выслушают.

Такой алгоритм самораскрытия является наиболее приемлемым:

1. Первая точка соприкосновения;
2. Поверхностная информация;
3. Принципы и позиция;
4. Переход на более глубокий уровень, личное раскрытие;
5. Раскрытие чувств и эмоций.

Само собой разумеется, что определенный стиль общения предполагает разный уровень самораскрытия. С партнерами можно сотрудничать десятки лет, но не стать друзьями, в рабочем коллективе также существуют свои границы открытости. Самый высокий уровень предполагается и даже обязан быть в семье, где связь между людьми самая крепкая.

Но существуют два типа личностей, имеющих проблемы с самораскрытием. Те, кто скрытен даже с родными людьми и те, кто открыт с каждым встречным. Почему они так себя ведут и как формируются подобные линии поведения?

Партизан

Он никому не говорит о том, что происходит в его жизни, никто не знает, что творится в его голове. Самая распространенная причина этому – внутренние страхи и неумение открываться, спровоцированные либо сценариями из семьи, либо психологическими травмами. Обычно это происходит оттого, что когда-то на искреннее самораскрытие ему ответили холодностью, пренебрежением или насмешками. Печально, что в таком положении зачастую оказываются люди ранимые и нежные – они бы хотели подарить свою любовь всему миру, но им уже на взлете обрубили крылья.

Часто неумение самораскрываться тесно связано с отчуждением от собственного «Я». В таких случаях у человека отсутствует контакт с собственной личностью, он не понимает собственных чувств и переживаний, и, запутавшись, замыкается. Чаще всего такие люди вырастают в семьях, где родители тоже были замкнуты и не научили ребенка делиться с ними своими эмоциями.

С замкнутыми людьми порой можно поговорить обо всем на свете, кроме них самих. Часто они ищут утешение в алкоголе – так проще принимать себя, быть более раскованным и совершать эмоциональные поступки.

Всем обо всём

А вот и наш антипод – он рассказывает самые интимные подробности своей жизни каждому встречному и поперечному. Среди знакомых он слывет «немножечко того», ведь среднестатистические люди так не поступают. Интересно, что эта проблема имеет те же корни, что и предыдущая – неприятие и неодобрение себя, к которым примешивается неискоренимое чувство вины. Человек не уверен, что живет правильно, что его поступки верны, поэтому рассказывает о них всем окружающим в надежде, что его поддержат. Источник бед снова нужно искать в детстве – так бывает, когда родители не одобряли ребенка и не хвалили его, но зато упрекали и наказывали за любую провинность.

Ему всю жизнь будет казаться, что он поступает неправильно. И особенно трудно будет в тех случаях, когда человек понимает, что действительно оплошал. В случае же, когда гадость делают по отношению к нему – он снова ищет вину в себе. И снова обращается к окружающим, чтобы услышать: «Ты не виноват». И не слышит.

Как с этим бороться?

Поскольку у этих проблем похожие первопричины, то и методика борьбы одна и та же.

Выражаться через свое «Я»

Человека, неспособного самораскрываться и боящегося контакта, часто выдают попытки спрятаться за безликими фразами: «Мы решили сделать…», «Предлагается такой вариант». Если вы узнали себя, постарайтесь как можно чаще выражать свои предложения, мысли и чувства через форму «Я» - это помогает наладить контакт с собой.

Избавиться от чувства вины

В случае, когда у вас в жизни не все гладко, не нужно брать вину на себя. Бросил любимый человек, уволили с работы, поломалась техника… Не нужно тут же корить себя и искать причины в своем поведении. Ситуация может быть вполне объективной. Успокойтесь и посмотрите со стороны – если вы старались избежать этого, но не смогли, значит, вашей вины в этом нет. Может, все даже к лучшему – кто знает, что ожидает за новым поворотом? Избавив себя от чувства вины, вы автоматически освободитесь от необходимости рассказывать всем подряд свою биографию или наоборот, скрывать ее за семью печатями (о том, как избавиться от чувства вины можете узнать из нашей статьи).

Учитесь понимать свои чувства

Это очень трудно тем, кто всегда замкнут. Поэтому можно начинать с простого: признаваться в них самому себе. Иногда собственные переживания становятся откровением, если соскрести с них налет страхов и самообмана.

Поняв, что творится внутри вас, вы сможете научиться выражать свои настоящие чувства и говорить людям об эмоциональных потребностях. И самое главное здесь – переступить через страх, что могут снова обидеть, не понять, оттолкнуть. Среди сотен чужих всегда найдутся родные души тех, кто примет, поймет и поддержит.

Самораскрытие – это то, без чего довольно трудно жить. Часто говорят: «Я чувствую себя одиноким, хотя кругом много людей». Все оттого, что нет тех, с кем можно полностью раскрепоститься, пустить в душу, найти общий язык. Научится правильно и уместно раскрываться крайне важно, ведь эмоциональные связи с людьми для нас жизненно необходимы – одиночество на необитаемом острове и одиночество в толпе очень похожи. Если не с кем поговорить по душам – накапливается стресс, проявляются депрессивные состояния, возрастает нервозность. И чтобы суметь по-настоящему самораскрыться, нужно уметь находить золотую середину в общении, позволяющую оставаться на должной дистанции с общей массой знакомых и в то же время быть по-настоящему близким с родными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы А. Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось как неотъемлемое свойство человеческой природы.

С. Джурард определил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.306.

Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому.

Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

По критерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным или принудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до «вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допроса может быть примером принудительного самораскрытия.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдается в ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете.

Непосредственное самораскрытие дает возможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.).

В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефону или в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.309.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми.

В Интернете существуют блоги - это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является один человек, причем его характеристики (социально-демографические и личностные особенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда).

В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации, ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всего человечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность и содержание самораскрытия. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н./Д., 2015. С.346.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2014. С.172.

Помимо вышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности.

психический общение самовыражение

Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.