Представление

Ключевые понятия

Представление;

виды представлений;

зрительные, слуховые и двигательные представления;

общие и единичные представления;

произвольные и непроизвольные представления;

первичные и вторичные образы;

свойства образов представления

Прочитав эту главу, вы сможете

П онять сущность представления.

О пределить виды

и функции представлений.

У знать, чем образы представлений

отличаются от образов восприятия и памяти.


Представление

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Свойства и функции представлений. Представлениям присущи следующие основные свойства: наглядность, неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия в связи с утратой непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследованиями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены» (Веккер, 2000). Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удержать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он будет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления не возникает сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей, постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость. По своей сущности как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает В.С. Кузин (1999), представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, являясь обобщением конкретного предмета (или явления), одновременно может быть обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Л.М. Веккер рассматривает представление как вторичные образы, как следующий шаг продвижения первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющие «специально человеческий» уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, то есть в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, то есть образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями, как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Поэтому из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства (Рис. 2.1).

Первичные свойства
Пространственно-временная структура Сдвиги в воспроизведении модальностей Сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
Неустойчивость Фрагментарность Обобщенность

Рис. 2.1. Эмпирические характеристики вторичных образов

К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.

Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы. Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, допускающее, однако, из взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).

Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в не сохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаковском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива в особенности размеров отдельного объекта.

Что касается, преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.

В связи с влиянием структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта. Доминирование топологической схемы над геометрической формой обнаружено в исследованиях Н.А. Бернштейна. Поэтапность и многоуровневый характер такой «топологизации формы» в представлении выявлены в экспериментах М.В. Лещинского.

К временным компонентам вторичных образов относятся симультанность, сдвиги в отображении длительности и прочность в отображении последовательности.

Симультанность, или «временная панорамность», представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру. Так, по Б.М. Теплову, слуховые музыкальные представления воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения.

Данные о совершающихся во вторичном образе сдвигах в воспроизведении длительности обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка: «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется».

Что касается третьей временной характеристики – большей прочности сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) заключается в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в зависимости от длительности хранения образа.

Хотя степень яркости вторичного образа может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. По сути дела эти изменения интенсивной характеристики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. И те, и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в затрудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, становятся более бледными.

За этой подгруппой первичных характеристик, как в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических характеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных в своей основе общих для всякого образа параметров соответственно его данной конкретной форме: неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Производный характер второй подгруппы характеристик по отношению к первичным эмпирическим характеристикам представления выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные аналоги: константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например, «мерцание цвета» в представлении и колебание яркости. Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модально-интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как «портрет» не только класса фигур, но и класса качественно-модальных (цветов, тонов, проявления упругости) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила) свойств.

Все эти три характеристики – неустойчивость, фрагментарность и обобщенность – являются, таким образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы в деятельности человека. Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-то действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге, что бы снять психическую напряженность или даже болевые ощущения. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
Вид анализатора Степень обобщенности образов Наличие волевых усилий Информированность индивида об объекте представления
Зрительные Слуховые Двигательные Общие Единичные Произвольные Непроизвольные Памяти Воображения

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.


Похожая информация.


Человек получает первичную информацию об окружающем мире. Какая-то часть этой возникшей информации сохраняется в течение некоторого времени в виде последовательных образов, но их роль для психической жизни невелика. Через какое-то время образ этого предмета может быть снова человеком вызван – случайно или намеренно. Данное явление получило название «представление».

Определение

Под представлением понимается психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент, но воссоздаваемых на основе предыдущего опыта. Восприятие объектов, которое имело место в прошлом, составляет основу представления.

Специалисты выделяют следующие представления:

  • Представления памяти. Эти представления возникают на основе непосредственного восприятия человеком какого-либо явления или предмета в прошлом.
  • Представления воображения. Эти представления формируются на основе информации, которую человек получил в прошлом и творчески её переработал. Например, воображение человека о тундре, рождается не на пустом месте. Он имеет о ней какие-то представления через фильмы, фотографии, уроки географии и др. На основе этого материала можно представить образ этой природной зоны. При звуках мелодии в сознании может возникнуть образ человека, с которым эту мелодию слушали, или то место, где эта мелодия звучала. От богатства прошлого опыта зависит полнота представлений.

Таким образом, человек, с помощью второй сигнальной системы – описания, словесные обозначения, может вызвать самые различные образы.

Представления возникают в результате практической деятельности, а не сами по себе и имеют огромное значение для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. С представлениями связаны процессы восприятия, мышления, письменной речи.

Основные характеристики представления

Представления имеют свои основные характеристики:

  • Наглядность. Представления относятся к чувственно-наглядным образам действительности. В этом плане они близки к образам восприятия. Поскольку представления являются переработанными образами объектов прошлого, то они не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия. От других форм знания о предмете представление отличается именно своей наглядностью. Например, можно хорошо знать характеристики того или иного предмета – цвет, размер, объем, этажность и др., но не иметь о нем представления.
  • Но все-таки представления от восприятий отличаются, и это показывает психологический анализ:

  1. Представления бледнее восприятий. Люди отличаются друг от друга по степени яркости и живости представлений. Зрительные образы у одних очень бледны, у других достигают исключительной яркости. Но тем не менее какой бы ни была яркость представлений, она только приближается к восприятиям и никогда с ним не сравняется, а тем более не заменит его;
  2. Черты и признаки объекта представления с одинаковой яркостью никогда не передаются. Они отражают только некоторые стороны и черты;
  3. Представления текучи и изменчивы – на передний план выступают то одни, то другие детали и только у музыкантов и художников они бывают достаточно устойчивы и постоянны.
  • Фрагментарность. Данная характеристика говорит о том, что представления имеют много пробелов. Одни части представлены очень ярко, другие – смутно, третьи отсутствуют совсем. Представляя лицо знакомого человека, например, можно отчетливо воспроизвести только отдельные черты, остальные же детали выступают лишь слегка;
  • Неустойчивость и непостоянство. Образ вызванного предмета долго в сознании не удерживается и исчезает. Чтобы вызвать его снова, необходимо совершить очередное усилие.
  • Все представления, возникающие в сознании человека, являются не просто наглядными образами действительности, а в известной мере обобщенными образами. Характерно то, что в них с наибольшей яркостью подчеркнуты постоянные признаки объекта с одной стороны, а с другой – представлены бледно или отсутствуют признаки, характерные для частных воспоминаний. Степень обобщение образа может быть различна. Если эта степень обобщения большая – представления называются общими.

    Основные функции представления

    В психической регуляции поведения человека, представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции: сигнальную, регулирующую, настроечную:

    • Сигнальная функция. Сущность этой функции состоит в том, что В каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете. Эта информация под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. По-мнению И.П. Павлова, представления являются первыми сигналами действительности, которые лежат в основе сознательной деятельности человека. Ученый показал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Когда человек сталкивается с каким-то предметом или явлением, то формируется представление не только о предмете, но и его свойствах. Впоследствии эти знания выступают в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, представления о фруктах, как пище, дают сигнал, что с их помощью можно утолить голод;
    • Регулирующая функция. Данная функция представлений тесно связана с сигнальной функцией. Она состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека. Отбор этот осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Данная функция помогает актуализировать те стороны, которые позволяют с наибольшим успехом решить поставленные задачи;
    • Настроечная функция. Проявляется она в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Еще И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы произвольных движений, показал, что двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений.

    Среди психических познавательных процессов представление занимает особое место, поэтому Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, восприятием и мышлением.

    Но, к сожалению, исследований этого психического процесса, в настоящее время ведется очень мало. Исследование вторичных образов имеет существенные трудности, как при описании основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, которые определяют организацию данной категории «первых сигналов».

    В первую очередь трудности вызваны отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, поэтому само представление из-за его отсутствия трудно поддается фиксированию «летучей» структурой.

    В результате этого экспериментально-психологическое исследование вторичных образов отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Эмпирического материала здесь очень мало, а те данные, которые имеются, обычно фрагментарны и разрозненны. Например, большой и значительной проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

    Таким образом, исследования представлений являются актуальной проблемой и полностью еще не решенной.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Сущность и функции представлений. Виды представлений

    Введение

    Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова -- случайно или намеренно -- вызван нами. Это явление получило название «представление».

    Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

    Представление -- это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, -- они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

    Основные характеристики представлений

    Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления -- это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления -- это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

    Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие -- очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

    Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

    Следует отметить, что представления -- это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

    Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

    Функции представлений

    Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

    Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

    Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

    Следующая функция представлений -- настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

    представление психологический информация

    Классификация и виды представлений

    Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

    Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

    Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

    В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

    Другой класс представлений -- двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

    Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей -- они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

    Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления -- это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления -- это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

    Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления -- это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления -- это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

    Операции представлений

    Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

    Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.

    Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

    Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

    Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

    Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

    Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

    Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

    Заключение

    Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

    Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике. Можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

    Литература:

    1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии [Текст] : информ. метод. материалы к курсу «Общая психология»; учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко; - М.; Просвещение, 1986, - 272 с.; ил.

    2. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.; Питер, 2001. - 583 с.; ил. - (Серия «Учебник нового века»).

    3. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в трех книгах/Р.С. Немов.. - 2-е изд. - М. Просвещение: Владос, 1995. Книга 1. - 576 с.

    4. Общая психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Просвещение, 1986, - 464 с., ил.

    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с.; ил. - (Серия «Мастера психологии»).

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.

      контрольная работа , добавлен 20.02.2010

      Понятие и структура социальных представлений в психологии. Карьера как объект психологического исследования. Исследования представлений студентов о карьере. Сравнительный анализ социальных представлений о карьере у студентов первого и третьего курса.

      курсовая работа , добавлен 20.01.2011

      Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

      реферат , добавлен 23.06.2015

      Психологическая сущность понятия "эмоциональное благополучие". Теоретическое обоснование развития представлений об отце у родителей как фактора эмоционального благополучия их детей-подростков. Особенности реализации программы семинара с родителями.

      дипломная работа , добавлен 06.09.2014

      Сущность и основные критерии понятия "профессиональная успешность". Социально-психологическая характеристика "цифрового" поколения в современном мире. Анализ основных результатов изучения представлений o профессиональной успешности цифрового поколения.

      дипломная работа , добавлен 28.08.2017

      Понятие о здоровом образе жизни. Изучение социальных представлений в психологии. Методики проведения исследования представлений учащихся о здоровье. Психофизиологические особенности младшего школьника. Взгляды Л.С. Выготского на возрастную периодизацию.

      курсовая работа , добавлен 06.08.2010

      Психолого-педагогические исследования формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Своеобразие пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие пространственных представлений у детей.

      дипломная работа , добавлен 13.10.2017

      Характеристика профессий, требования к свойствам личности. Особенности представлений о профессии в студенческом возрасте. Организация и результаты исследования взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии у студентов.

      дипломная работа , добавлен 16.01.2015

      Исследование процесса творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность. Воображение как способ познания внешнего мира. Изучение видов и функций воображения. Обзор механизмов переработки представлений в воображаемые образы.

      презентация , добавлен 03.04.2017

      Понятие социального представления в психологии. Социальные представления как категория и социальное явление, их роль в поведении. Методика эмпирического исследования особенностей представлений о личности преступника у старшеклассников, оценка результатов.

    Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Представьте слона, рассмотрите этот образ. На этом примере выделим свойства представлений: нестереоскопический характер – образы выглядят как плоские картины; детали неравномерно ясны в пространстве, представление неполно, фрагментарно; схематичность; текучесть, динамичность – образ сложно удержать неподвижным; призрачность образов, прозрачность, сквозь них просвечивает реальность.

    Вопрос 4. Виды представлений

    А. Ричардсонобъясняет, что в зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия. Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

    Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку Б.Г. Ананьева: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические представления. Уточним, что органические представления – это представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела.

    В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени. Обычно и те и другие являются полимодальными (включают данные многих модальностей), но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

    Ж. Пиаже предложил классификацию образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие). Каждый из них может быть: статическим (представление о неподвижном объекте); кинетическим (представление о видах движения); преобразующим (преобразование объектов).

    Также представления классифицируют в зависимости от участия волевого усилия в возникновении представления: произвольные представления (прилагаем волевые усилия) и непроизвольные (представления актуализируются в нашем сознании без волевого усилия).

    Могут быть единичные представления - они отражают конкретные предметы и явления в конкретной обстановке (например, преподаватель представляет лицо конкретного ученика на занятии); общие представления отражают черты, общие для многих сходных предметов, т.е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы; наиболее обобщены схематические представления, которые являются ступенью перехода познания человека от чувственного к абстрактно-логическому отражению реальной действительности.

    Вопрос 5. Характеристика процесса представливания

    Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов - представлений и как оперирование ими. В этих случаях представления приобретают динамический характер. Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. С течением времени представление может насыщаться деталями, обобщаться, становиться более схематичным, ярким и отчетливым или смутным и неотчетливым. В пространстве с образами - представлениями можно совершать операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, перемещения объектов, комбинирование частей объекта, приращение, разбиение и др.

    Понимание представливания как процесса оперирования образами - представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций. И.С. Якиманская полагает, что все мыслительные операции можно разбить на три группы: 1) изменение в процессе представливания положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, перемещение объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, группировка объектов и т.п.); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т.п.).

    Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

    Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением (рис. 3.10).

    Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.

    Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

    Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

    Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта двигательных представлений.

    Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

    Рис. 3.10.

    Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.

    Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы (рис. 3.11).

    Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представления запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представления движений своего тела при прыжке) и другие представления.

    Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.


    Рис. 3.11.

    Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т.д.

    Представления различаются по степени обобщенности.

    Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

    Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

    Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

    Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

    Представления различаются по продолжительности.

    Оперативные представления - представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на дисплее локатора.

    Кратковременные представления - это представления, очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.

    Долговременные представления - представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.