Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

Семья . Такие институты организации, как во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как . Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста родительское отношение к мальчикам и девочкам носит явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т. п. Интересно, что в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.

Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин . Например, даже в подростково-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки, и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом.

Как среда микросоциального взаимодействия семья может быть рассмотрена с точки зрения своего состава, сплоченности и качества коммуникации.

Так, с точки зрения состава семьи при анализе социализации отмечается следующее:
в случае отсутствия одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
общее количество детей в семье незначимо влияет на их , впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем того же пола;
в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, а в подростковом возрасте - к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;
сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей - воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.

Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то исследования социализации показали, что:
в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;
в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи - отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;
наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этих вопросах;
одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;
существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплоченности семьи, которую дают они сами: как правило, юноши склонны считать свои семьи менее сплоченными, нежели девушки.

Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т. п.), а также анализа межпоколенных конфликтов. Анализ стилей родительского поведения показывает, что:
влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если у девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то у мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменяющимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания чаще отрицательно сказывается на их самооценке;
для формирования « » ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной «Я-концепции», эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;
отмечается также зависимость определенных параметров социального поведения ребенка от характера родительской власти. Авторитарный и гиперопекающий стили приводят к формированию социальной ригидности, впрочем, авторитаризм воспитания традиционно оценивается как один из источников формирования предрассудков по отношению к аут-группам. Авторитарность воспитания в семье может вызвать неуверенность в отношениях со сверстниками; повышенная по отношению к сверстникам коррелирует с уровнем физического насилия в семье; способность к самостоятельному принятию решений и социальному выбору раньше формируется у подростков из семей с демократической моделью родительской власти;
либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при отсутствии жесткого контроля) и авторитарное воспитание (отсутствие поддержки при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют формированию у подростков ценностей, отличных от родительских;
в последнее время все большее внимание в анализе закономерностей формирования социального поведения уделяется условиям, в которых оно проявляется, например характеру сопровождающего родительского дискурса. Отмечается также важность последнего в ситуации интернализации ребенком : так, «субъективные» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «объективные», облегчая процесс рационализации.

Анализ детско-родительских отношений (в частности, отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности показывает, что:
уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания;
основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий, ценностный уровень;
объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью.

Но как бы ни варьировали ракурсы исследования социализационной , общий вывод состоит в том, что ее роль в развитии ребенка является решающей. Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей, они едины в одном: для развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой , предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.

Но проходит время, и в процесс социализации включаются образовательные институты.

Образовательные институты . Институты социализации также включают в себя . В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института - воспроизводство существующей , и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера в семейном институте социализации.

Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.

Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, определяющее влияние на личность ребенка, а именно - на развитие его . В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

На сегодняшний день изучение школы как института социализации весьма насыщено эмпирическими исследованиями. Например, в том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, показано следующее:
особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им того или иного стиля преподавания: чем более позитивной является «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя в процессе преподавания;
особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися;
позитивность/негативность «Я-концепции» учителя взаимосвязана с самооценкой учащихся: благодаря большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления школьников о самих себе приобретают более реалистичный характер.

Отдельный исследовательский сюжет составляет изучение влияния различных типов взаимодействия, характерных для школьного обучения, на личность ребенка. В целом, как известно, выделяют два основных типа взаимодействия: характерный для предметно-ориентированного преподавания и свойственный личностно ориентированной педагогике. Интересно, что сравнительный анализ их эффективности не дает однозначных результатов. Так, было показано, что гипотезы о различиях в самооценке, в структуре «Я-концепции» и в учебных достижениях учащихся «традиционных» и «неформальных» школ не подтверждаются, единственным исключением является характер отношения детей к школе: более позитивный во втором случае. Кроме того, для детей с повышенной «неформальный» стиль преподавания выступает дополнительным стрессогенным фактором. Наибольшее же значение имеет рассогласование педагогических установок конкретного учителя и организационной структуры школы в целом: максимально негативное воздействие на самооценку большей части учащихся оказывает ситуация «традиционного» преподавания в «неформальной» школе.

Основная линия критики в адрес современных образовательных институтов заключается в подчеркивании все увеличивающегося разрыва между ними и жизнью общества, что ставит под сомнение адекватное выполнение ими социализирующей функции. Конкретные основания для таких сомнений различные исследователи видят по-разному, отмечая, в частности, что современное образование утратило свою ценностно-ориентирующую функцию в силу доминирования в нем технократического мышления, разобщенности с другими социальными институтами, чрезмерного «огосударствливания» и централизации.

Средства массовой информации . Институты социализации наряду с семьей и системой образования включают себя средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.

С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков и начала XXI в. все чаще определяют как информационное общество, т. е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений, позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Как отмечает Г.М.Андреева, подаваемая ими информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ни подчеркивался ее объективный характер.

СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для . Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ - их экспрессивность - также способствует общей задаче социальной ориентировки человека: готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

Возрастающая роль СМИ в процессе социализации, в частности на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. В большинстве случаев эта констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов XX в. американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник - около 5 ч в день, а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла.

Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В. С. Собкин на материале социологических исследований школьников младших классов, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» - рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления.

Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой - является способом их катарсического отреагирования.

Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.

Большинство людей считают своей базовой ценностью семью. Попробуем заглянуть в будущее, на двадцать лет вперед, чтобы узнать, какой будет ячейка в общества в 2036 году.

Непраздный интерес

Домохозяйство на Западе обозначается термином – household. Речь идет об экономической единице, которая обеспечивает государство ресурсами и одновременно является главным потребителем. То есть помимо социальной функции семья обладает материальным потенциалом.

Следовательно, для того, чтобы крупный бизнес был успешным, он должен уметь долгосрочно прогнозировать состояние семьи, считает профессор экономики Майк Стивенсон. В настоящее время для этого применяют метод форсайт, который позволяет представить будущее в виде некой усредненной оценки, полученной в результате масштабного опроса экспертов. Аналитики, в свою очередь, опираются на свои экстраполирующие формулы и модели.

Иными словами, вопрос, какой будет семья через двадцать лет, не является праздным, а вполне прагматичным. Кстати, наиболее точные прогнозы охватывают периоды формирования нового поколения, которые как раз и укладываются в этот срок.

Нуклеарная семья

Семья прошла путь от патриархального союза, в котором властвовал только мужчина, до нуклеарной семьи, состоящей исключительно из мужа, жены и, как правило, несовершеннолетних детей. Некоторые эксперты вообще оперируют термином агент социализации, подразумевая разрушение семьи из-за массовых разводов.

Споры касаются деформации классических супружеских границ, когда де-юре брак существует, а де-факто - нет. Впрочем, всё авторитетные эксперты сходятся в одном, что и в 2034 году доминирующей формой отношения мужчины и женщины будет нуклеарная семья – точно так, как и в наши дни. Кстати, в прогнозах сказано, что через двадцать лет количество детей, рожденных от родителей разных национальностей, возрастет с нынешнего одного процента до восьми процентов.

Домохозяйство одиночек

Параллельно увеличится количество одиноких людей. Например, в Японии доля домохозяйств, состоящего из одного человека за срок с 1980 года возросло с 19,8 до 29,5 % и стабилизировалось на этом уровне.

Такой же тренд наблюдается и в остальных индустриальных странах, у которых этот показатель пока находится на более низких отметках. Некоторые аналитики видят в стране восходящего солнца опережающий индикатор.

Кроме того, недавнее исследование показало, что 15% мужчин и женщин, которые находятся в отношениях, охарактеризовали свой союз, как «проживающие отдельно». Иными словами, велика вероятность, что через двадцать лет, каждый третий взрослый человек в развитых странах будет один вести свое хозяйство самостоятельно.

Матери-одиночки

За последние пятьдесят лет в среднем размер семьи в мире уменьшился. Так в США в 1960 году семья составляла 3.29 человека, то в прошлом году всего - 2,46 человека. Одновременно возросло число матерей-одиночек, причем многократно, с 1.5 миллиона (в 1960 году) до 9.5 миллионов в наше время.

Аналогичные процессы наблюдаются повсеместно в странах «золотого миллиарда». Эксперты уверены, что через двадцать лет суммарный коэффициент рождаемости (СКР), т.е. среднее число детей, рожденных одной женщиной, в развитых странах не превысит 1.8. Зато произойдет взрыв внебрачного рождения, вплоть до сорока и более процентов.

Осознанный выбор

Но это не значит, что дети будут рождаться от ветреных мужчин и легкомысленных женщин. Поговорка «поматросил и бросил», наверняка, потеряет актуальность, так как набирающее силу сексуальное образование в школах снизит детскую и случайную беременность.

Профессор Ютшильд уверена, что инстинкт материнства в совокупности с социальной политикой развитых стран сделает рождение ребенка привлекательным даже для одинокой женщины. С другой стороны, широкое распространение начинает принимать нравственность, и даже целомудрие. Связано это с тем, что папы и мамы больше внимания стали уделять своим детям. Так, опрос молодых родителей на тему «счастливее ли ваши дети по отношению к вам, когда вы были маленькими» утвердительно ответили 56%. Кстати, это стало касаться даже неполных семей, так как женщины, например, в Германии и в США всё чаще после развода относятся к бывшим мужьям невраждебно.

По зову природы

Интересно, что пять-семь лет назад аналитики пророчили тотальный переход на «детей из пробирки» и массовое суррогатное материнство. Наверняка, это будет иметь место среди дам, делающих карьеру.

Между тем набирает силу мнение, что всё же женщины предпочтут рожать сами. «Природа побеспокоилась о том, что естественное зачатие обеспечивает лучшее потомство, - говорит Анна Д. из Лондона. – Конечно, без экстракорпорального оплодотворения уже не обойтись, особенно тем, у кого есть противопоказания. С другой стороны беременность положительно сказывается на здоровье женщины, поэтому я буду рожать сама». Иными словами, женщины станут проще смотреть на статус матери-одиночки.

Семья и научно-технический прогресс

Эксперты уверены, что в ближайшие двадцать лет на семью будет оказывать мощное влияние новые технологии. В частности, в 2034 году средняя продолжительность жизни в развитых странах превысит 80 лет, а к 2050 году составить не менее 90 лет. Таким образом, семья может быть представлена четырьмя поколениями, причем, уход за стариками возьмут на себя домашние роботы. При этом члены семьи чаще будут общаться посредством видеосвязи. Полезные изобретения облегчат быт, а удаленная работа, набирающая обороты, упростить решение квартирного вопроса вне мегаполисов.

Для лучшего понимания семьи, как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями личности в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрепоколенные (дед, бабка, старший, младший) и так далее.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также воспитание детей и поддержание существования членов семьи.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Тяжело найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семьи бывают нескольких форм. Преобладающей формой является нуклеарная семья, то есть супружеская. Её основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями и их дети, которые от них зависят. Вторая форма семьи - родственная семья. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого количества родственников. Именно поэтому ее зачастую называют расширенной семьей. Но в последнее время наблюдается разрушение родственных связей, в связи, с чем нуклеарные семьи превосходят по своей численности родственные.

Также бывают семьи, которые имеют общее домашнее хозяйство и общих детей, но которые не оформлены юридически. В последнее время в развитых странах превалируют семьи, которые не регистрируют брак.

Неполные семьи - семьи, где отсутствует один их родителей или где дети живут без родителей вообще, а с бабушками и дедушками.

Институт семьи различен в каждом обществе и отражает специфику этого общества. Но, не смотря на разницу между обществами, всем им присуща одинаковая черта. Если сравнивать человеческий мир с животным миром, то можно смело сказать, что дети нуждаются в опеке родителей в рамках гораздо большего времени, чем животные. Порой этот этап зависимости ребёнка от родителей растягивается до восемнадцати лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых.

В социологии выделяют три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья. В этом понятии укладывается существование под одой крыше минимум трёх поколений, и главная роль отводится самому старшему члену семьи мужского пола. Для такой семьи характерна зависимость женщины от мужчины, распределение ролей следующим образом (мужчина - кормилец, жена - хозяйка), признание безусловного приоритета мужчины.

Нетрадиционная семья. В этом типе семьи мужчина опять же лидер и семейные обязанности разграничены, но не подкреплены экономическими основаниями. Этот тип семьи социологи считают эксплуататорским, поскольку женщина получает равные права с мужчиной на общественный труд, но получает право на домашний труд. Занятия по дому считаются её обязанностями.

Эгалитарная семья - семья равных. Для такой семьи присуще равномерное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Жизнедеятельность семьи как социального института завязана на выполнении определенных функций.

С.С. Фролов рассматривает такие функции семьи, как:

Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и к социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно не одобряются. Поэтому появление ребёнка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, управляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, несомненно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования, как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах другие модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том, что самые серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, кто был воспитан в детских домах без любви матери и отца. Они в гораздо большей степени подвержены болезням, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является необходимым жизненным элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего такие важные статусы, как национальность, место в городской или сельской культуре и другие. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляют ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

Защитная функция - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае, если у него возникают экономические трудности. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организации жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В «сфере домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая - возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (то есть превращение части семей из потребительских ячеек общества еще и в производственные).