(19620507 ) года в Казани) - российский психолог и психотерапевт; один из разработчиков отечественной манипуляционной психологии и психотерапии , нанопсихологии (см. Инженерная психология), автор книг по психологии манипуляции, руководитель Психоаналитической ассоциации Татарстана, автор ряда телевизионных и издательских проектов.

Образование

  • Казанский государственный университет (1984), «Психология» (1991),
  • по специальности «Групповая психотерапия» (1991).

Работа

  • С 1990 года директор Центра психологической консультации и реабилитации им. З. Фрейда (коллективный член Российской психоаналитической ассоциации).
  • В -1994 годах телеведущий канала «Татарстан» (телепрограммы «Ваша семья», «Какие мы?»), телеканала «Эфир» («Правовой канал»), эксперт-психолог телепрограммы «Город» («Эфир»)
  • В 1995 году был избран кандидатом в депутаты Госсовета республики Татарстан
  • В -2002 годах после защиты диссертации преподавал в Казанском Социально-юридическом институте.
  • С 2003 года доцент кафедры психологии и педагогики Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств.

Автор множества популярных книг (общим тиражом свыше 100 000 экз), сборника рассказов («Мордалы, или телеигра в ничто», 2003), короткометражных художественных фильмов («Личина», 2002), участник передач на канале ТНВ (имеет благодарственные письма от руководства телекомпании). Психоаналитический обозреватель еженедельника «Аргументы недели »(около 80 научно-популярных публикаций; тираж еженедельника 570 000 экз.).

Достижения

  • Гарифуллин впервые в СМИ внедрил жанр психоаналитического интервью со знаменитостями (проанализировано около 40 персон см. в ссылках).

Звания

Участие в научных конференциях

Публикации

Научные труды и монографии

  1. Р. Р. Гарифуллин, Психологические подходы к проблеме наркомании, Научно-практический журнал «Сибирский психологический журнал», № 35, 2010, с. 29-32.
  2. Р. Р. Гарифуллин, Синергетический подход к проблеме наркомании, «Вестник Томского государственного университета», № 331, 2010, с. 171-173.
  3. Р. Р. Гарифуллин, Постмодернистская психология зависимой личности, Научный журнал «Образование и саморазвитие», № 3(13), 2009, с. 216-221
  4. Р. Р. Гарифуллин, Трансформация смысловых структур наркозависимой личности, Научный журнал «Образование и саморазвитие», № 4(14), 2009, с. 205-209.
  5. Р. Р. Гарифуллин, Психологические основы эффективной профилактики наркомании, Научный психолого-педагогический журнал «Казанский педагогический журнал», № 9-10, 2009, с. 133-141.
  6. Р. Р. Гарифуллин, О концепции российской психологической безопасности. Вопросы психологии: Вестник научных трудов - 2001. - Вып. 3. Ч. 5. -С.42-52.
  7. Р. Р. Гарифуллин (в соавторстве) Высокомолекулярные соединения, Том А, 33, № 1: Научный журнал Академии Наук СССР, - Москва, 1991. - с. 128-131
  8. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Казань, Книга и К, - 1997. - 404 с. ISBN 5-87898-124-6
  9. Гарифуллин Р. Р. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии. - Феникс. - Ростов на Дону, 2004-251 с. ISBN 5-222-04382-7

В общей сложности вышло более 30 публикаций.

Учебно -методические пособия для школ

По заказу министерства образования Республики Татарстан.

  1. Гарифуллин Р. Р. (в соавторстве с академиком Шакуровым Р. Х.) Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. - Школа. - Казань, 2002. - 200с. (5000 экз)
  2. Гарифуллин, Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей - М. : ТЦ «Сфера», 2002. - 64 с. ISBN 5-89144-285-X (7000 экз.)

Научно-популярные книги

  1. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия. - Казань: Таткнигоиздат, 1995. - С. 160.
  2. Гарифуллин Р. Р. Психология политики - психология блефа: расчет коэффициента блефа при анализе выступлений и интервью в средствах массовой информации - Казань, 1995. - 17 с. - 3000 экз.
  3. Гарифуллин Р. Р. Психотерапевтические этюды в стихах- Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1998, 240 с. ISBN 587898-034-7
  4. Гарифуллин Р. Р. Непредсказуемая психология. О чём молчал психотерапевт? - Москва, Институт Общегуманитарных исследований, 2003. - 384 с. ISBN 5-88230-008-8
  5. Гарифуллин Р. Р. Книга кодирующая и излечивающая от алкогольной зависимости. -Столица-Принт. - Москва 2004, 176 с. ISBN 5-98132-028-1
  6. Гарифуллин Р.Р. Опасные психологические ловушки: Культура катастрофы и социальные болезни нашего времени; Психология симулякров и блефа. - 2-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - С. 222. - ISBN 5-222-07006-9
  7. Гарифуллин Р.Р. Психология блефа, манипуляций, иллюзий. - М .: АСТ, 2007. - С. 222. - ISBN 5-17-042172-9

Публикации на интернет-ресурсах

  • Сайт еженедельника «Аргументы недели» (около 80). В течение двух лет еженедельно вёл рубрику «Психоанализ»(«На приёме у психолога Рамиля Гарифуллина»). На приёме побывали около 40 знаменитых личностей России, а также простые пациенты.
  • (около 10)
  • Сайт «Русский журнал» (около 10)
  • (около 5)
  • Национальный сервер современной прозы «Проза.ру» Рамиль Гарифуллин
  • Национальный сервер современной поэзии «Стихи.ру» Рамиль Гарифуллин
  • Рамиль Гарифуллин Постмодернистская психология и нанопсихология
  • Сайт «Татарская электронная библиотека» Рамиль Гарифуллин
  • Гузель Максютова Религия для масс. Манипуляция сознанием в религии. (Интервью с Рамилем Гарифуллиным)//Научно-популярная газета «УММА» , 15.08.2006 г.

Прочее

В 1998 году, благодаря успеху книги «Энциклопедия блефа» и своим исследованиям по психологии блефа российских политиков, Р. Р. Гарифуллин был гостем телепрограммы «Час Пик с А. Разбашем » (Первый канал от 26.05.1998).
В дальнейшем, в прессе неоднократно освещался иск Гарифуллина к телепродюсеру А. Разбашу в Пресненском суде г. Москвы по поводу авторства программы «Всё решим с доктором Курпатовым!». По заявлению Гарифуллина, после знакомства с А. Разбашем , он предложил ему пилотные телепрограммы, отснятые на телекомпании «Татарстан», и передал в 2002 году видеокассеты с записью пилотных передач «Психоаналитические расследования - Личина». , на эти передачи похожа идея спорной программы. Разбаш факт встреч и получения кассет отрицал.
Иск был отозван после того, как телеканал «Домашний » прекратил выпуск телепрограммы. . В 2007 году на телеканале «Домашний » были подготовлены четыре телевизионные программы Ток-шоу «Психолог Рамиль Гарифуллин» и «На приёме у психолога Рамиля Гарифуллина художник Никас Сафронов » (телепродюсер «Час суда » Ю.И. Володарский), но они в эфир так и не вышли.

Примечания

  1. Гатупов Р. (редактор) Психоанализ в Татарстане, - Казань, 2006, 172 с.
  2. Р. Р. Гарифуллин, Новая теория наркозависимости. Тезисы докладов 18-го съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. - Казань, 2001. - С. 63
  3. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии (монография). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 256 с.
  4. Е. Б. Шестопал («Политическая психология», М, 2001, с. 423.
  5. Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека (Анализ - философско-онтологических основ). - Казань: ГранДан, 1999. - 408 с
  6. Шакуров Р. Х. «Эмоции. Личность. Деятельность. (механизмы психодинамики) -. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 179 с ISBN 978-5-93962-006-2 »
  7. Р. Р. Гарифуллин, Нанофилософия как новое мировоззрение. Нанопсихология как новая наука. Сборник трудов и материалов пятого международного симпозиума «Феномены природы и экология человека» 26-28 мая, 2008, с. 134-140
  8. Сборник статей: «Человек перед лицом глобального вызова», Философское общество Татарстана, Казань, 2006, с. 101-106
  9. Р. Р. Гарифуллин, О концепции российской психологической безопасности. Вопросы психологии: Вестник научных трудов - 2001. - Вып. 3. Ч. 5. -С.42-52
  10. Журнал «Татарстан», № 6, 2002, с. 25-27
  11. Газета «Республика Татарстан», 24.01.2002, с. 6, 11)
  12. М. Ю. Коноваленко «Обман в деловом общении. Методы диагностики» - Феникс, 2005.

Почему мы оказываемся в роли «лохов» и что с этим делать? Неприятно как-то постоянно быть в роли Буратино на поле чудес. Что же теперь, никогда не участвовать в рекламных акциях, розыгрышах, финансовых играх и тому подобных вещах, а важные решения, связанные с деньгами, вообще не принимать в одиночку — тем более на эмоциональном подъеме, вызванном чьими-то словами, рекламным каталогом и т.п. Книга известного российского психолога Рамиля Гарифуллина посвящена опасным психологическим ловушкам нашего времени, психологии блефа, симулякров, а также психологической безопасности общества.

Краткие сведения об авторе.

Гарифуллин Рамиль Рамзиевич - кандидат психологических наук, директор Казанского психологического центра, один из основоположников отечественной манипуляционной психологии. Разработал концепцию иллюзионизма личности. Читал лекции в крупнейших университетах мира. Диссертацию защитил по теме «Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности». Автор книг «Энциклопедия блефа» (1995), «Манипуляционная психология и психотерапия» (1995), «Иллюзионизм личности» (1997), «Психотерапевтические этюды в стихах»(1998). Автор более ста публицистических и научных работ. Гарифуллин Р.Р. пользуется авторитетом в СМИ и поэтому был гостем телепрограмм «Час Пик», «Доброе утро», «Тема», газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и др.

1. ПСИХОЛОГИЯ ОПАСНЫХ ИГР И ЛОВУШЕК.

По мелочам и по-крупному человек лжет в среднем около 170 раз в сутки. Но иногда, играя с подсознанием, он идет ва-банк, рискуя и попадая в ловушку...

Один молодой человек пришел на прием к психологу в крайне нервозном состоянии. Суть его проблемы такова.

Для решения актуального жилищного вопроса он со своей женой оформил фиктивный развод (весьма распространенный случай), дабы у жены появилась возможность прописаться к своей матери и претендовать на ее жилплощадь. Уже через несколько дней экс-супруг почувствовал, что в его голове идут странные процессы: изменились настроение, мышление, пелена с глаз упала и он по-другому оценил свои отношения с уже бывшей женой. Последствия оказались непредсказуемыми. Молодой человек понял, что имеет гигантское желание по-настоящему уйти от подруги и не регистрировать вновь свои отношения с ней.

В это время у свободного мужчины появилась подруга, с которой он прожил в гражданском браке довольно-таки продолжительное время. Отношения между партнерами были настолько задушевными, что теперь уже новая семья решила улучшить свои жилищные условия. Молодой человек обратился к первой жене с просьбой оформить с ней фиктивный брак, чтобы прописать ее и родившегося к тому времени у жены ребенка на свои квадратные метры.

Питая к своему мужу-авантюристу глубокие чувства, женщина пошла на этот шаг. И тут произошел обратный процесс. То ли эйфория от новой связи поутихла, то ли протрезвел наш герой, но фиктивный брак стал казаться настоящим. Издергавшийся между двух огней, вконец запутавшийся “жилищный махинатор” потерял покой и сон...

Все общество делится на группы. "Есть манипуляторы, способные вводить в заблуждение и себя, и других, причем спать при этом совершенно спокойно. Это патологические лгуны. Другая группа всегда является жертвой манипуляторов. И промежуточная группа, зачастую попадающая в сети лжецов, но и сама не прочь обмануть или поиграть. В определенный момент эти игры заводят в психологические ловушки, и человек заболевает неврозом.

Иногда индивидуум, чтобы выжить или решить какие-то свои эгоцентрические задачи, прибегает к манипулятивным играм, создавая при этом негативные иллюзии, и только в конце действа начинает понимать, что игра привела к болезни.

Самое страшное - человек никогда не может предугадать последствия опасных игр. Молодой человек решил поиграть с государством, не понимая, что играет с собой, со своим подсознанием, о работе которого он не знает. Но при этом включаются механизмы, не понятные обыкновенному разуму.

Следствие опасных игр - это грех. Конечно, грех - категория внутренняя:

для одного какой-то поступок грешен, а для другого - ничуть, что зависит от воспитания человека. Когда индивид начинает играть, самозаблуждаясь и обманывая других, то в итоге у него возникает беспокойство. Его ждут тревога, пустота, угасание, нежелание жить. И чтобы избавиться от этого, согласно психоанализу, человек должен глубоко осознать структуру того, ЧТО с ним произошло. В процессе беседы с психоаналитиком пациент по кирпичикам разбирает суть конфликта. И, в конце концов, избавляется от порчи, которая как раз и является результатом собственного греха.

Как-то мы провели такой эксперимент. Попросили столяра подготовить сосновые доски таким образом, чтобы из них можно было впоследствии собрать гроб. Психолог разложил их во дворе. Ничего не подозревавшая местная детвора с удовольствием играла с этими досками, сидела на них, строила крепости. Потом на глазах у школьников психолог собрал из приготовленного материала гроб. Разобрав полученный предмет вновь на отдельные доски и оставив их на попечение мальчишек, он заметил, что детвора уже не прикасается к привлекательному раньше материалу. Почему? Казалось бы, все те же доски...

Здесь появился элемент опасной игры. Из обычных досок человек создал некую структуру - гроб. А это уже не обыкновенные деревяшки, а нечто философско-психологическое, к чему и отношение иное. То есть возник элемент инерции подсознания - доказательства того, что перед вами безобидный деревянный материал, ни к чему не приведут.

Наверняка многие помнят поставленный по Гоголю мистический фильм “Вий”. Наталье Варлей, игравшей роль ведьмы, в процессе съемок долгое время приходилось пребывать в гробу. Но впоследствии актриса призналась, что после съемок у нее появились проблемы с душевным и физическим здоровьем. И только принятие крещения и обряд очищения помогли справиться с проблемами. То есть лицедейство - грешная профессия.

Поэтому в структуре опасных игр есть феномен инерции мышления, работы подсознания. Человек совершает какой-то поступок, не задумываясь о последствиях (те же фиктивные браки). Но в подсознании происходят некие процессы, и он уже не может их удержать, а потом удивляется, почему не спит по ночам или находится на взводе.

Простой, но весьма нередкий пример. Мамочка решила отдохнуть. И, чтобы не идти на работу, уговаривает маленькую дочку немного попритворяться больной:

“Мы так мало бываем вместе, ты же хочешь, чтобы я осталась с тобой? Придет тетя врач, скажи, что у тебя болит здесь и здесь...”

Приходит доктор в белом халате, и у малышки просыпаются воспоминания о прошлых болезнях. В итоге у ребенка появляются волнение, частый пульс, чувство стыда за происходящее притворство. Возникает опасность ятрогений, то есть он действительно может заболеть. Слишком высокой ценой получает мамаша больничный! И уже жалеет о своей затее.

Еще один момент. Иногда для пущей убедительности кто-то произносит: “Клянусь своей матерью или сыном!” Такой залог - клятвы здоровьем своих близких - говорит о том, что в человеке нет ничего святого.

Есть “магические” формы, с которыми опасно играть. Это предметы, связанные со смертью и погребением, с реликвиями и святыми местами, а также талисманы и амулеты и так далее. За примером далеко ходить не надо. Недавно одна кондитерская фабрика выпустила шоколад с выпуклым изображением нечто похожего на зародыш в утробе матери. Такое лакомство вызвало у горожан психологическое отторжение, что опять-таки связано с работой подсознания.

Немецкий психолог Эрих Фромм говорил, что в человеке заложена жажда к самоуничтожению. Возможно, поэтому он так любит смотреть на покойников, быть свидетелем кровавых несчастных случаев, упиваться “ужастиками”, а потом страдать от бессонницы и стрессов.

Опасные игры обладают гнусным свойством - никогда желаемое не совпадает с действительным. Быть может, поэтому столь популярным стало понятие “моральный ущерб”, сопряженный с ухудшением здоровья, который по “шкале ценностей” гораздо выше материального ущерба.

2. ПСИХОЛОГИЯ ИЗМЕНЫ.

Супружеская измена имеет лишь сексуальную подоплеку и является результатом “зова плоти”, гораздо опаснее неверность, которая связана уже с духовной сферой супруга, завернувшего “налево”. Именно вторая чаще всего и приводит к разводу. Не зря в наше время бракоразводные процессы основываются на заключениях психологов, которые выясняют, что в конкретном случае имеет место - неверность или измена и есть ли шанс сохранить “ячейку общества”. Специалист проводит “психологическую инвентаризацию” пары, определяя, какие духовные ниточки ее связывают (и связывают ли вообще), и выносит свой вердикт: либо развод неизбежен, либо еще есть надежда поправить положение с помощью психотерапевтических методов.

Неверность менее грешна, чем измена. Если человек по-настоящему любит не супруга, а другого, то он не изменяет, а по сути живет второй жизнью.

Мы выделяем несколько типов мужчин и женщин, имеющих склонность к внебрачным связям.

Донжуан”. Вот уж где “нарцисс” зарыт: он желает нравиться всем и, изменяя, любуется собственной привлекательностью.

Распутник”, или “ловец женщин”. Он доказывает свою мужественность все новыми и новыми секс-победами, поэтому ощущает потребность в переменах и разнообразии.

Вечно неудовлетворенный”. Постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

Коллекционер”. Это уже психопатологический развратник: пускается во все тяжкие, не может остановиться, поскольку он болен.

Опрос показал: 71 процент мужчин считает, что лучшая жена - чужая.

У женщин имеют место следующие типы.

Соблазнительница”. Хочет любить и стремится иметь поклонников, для чего и использует секс. Хотя потребность к половым связям у нее невелика.

Любительница приключений”. Ищет сексуальных переживаний, которых в семейной жизни ей не хватает. К партнерам, с которыми имеет кратковременные секс-контакты, чувств не испытывает.

Беззащитная”. Влюбчивая натура, не способная отказать мужчинам, чья страсть сразу же вызывает в ней ответное чувство. Поэтому с покорностью отдается.

Неудовлетворенная”. Не может найти удовлетворения ни в чем: ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной.

Совсем не обязательно, что к изменам склонны женщины фригидные или, наоборот, чересчур сексапильные. Скорее всего, это инфантильные, не уверенные в себе особы, слишком прислушивающиеся к мнению подруг.

Мужчины обычно уверены в своей неотразимости, поэтому зачастую и мысли не допускают о том, что их половины могут изменить им. Хотя женщины к супругам относятся гораздо реальнее: какой мужчина откажется гульнуть? А 9 процентов дам с большой точностью могут определить день, когда муж сходил “на сторону” (по внешним признакам, повышенному вниманию и поднесенным подаркам). В принципе женщины уже научились мириться с неверными супругами, и 21 процент жен обеспокоены лишь одним - не принесли бы те в дом какую-нибудь заразу.

Многие женщины закрывают глаза на похождения своих “благоверных” в силу материальной зависимости от них, нежелания оставить детей без отцов и прочих причин. Держать боль в себе - значит нажить сильнейший невроз. Хотя при первом (или очередном) разоблачении не стоит рубить с плеча. Измена - это болезнь, и мужчины излечиваются от обострении довольно-таки быстро.

Вот со слабым полом сложнее: болезнь протекает дольше и глубже. Женщина от одного полюса отошла, но к другому не прикрепилась, да еще и обида гложет от сознания потребительского к ней отношения. Результат - затяжная депрессия.

Хотя случается, что измена жены может быть полезной для мужа, так как к нему возвращается уже не инфантильная и не фригидная, а более интересная во всех отношениях женщина. Так что можно сопернику и “руку пожать”, а не приписывать привлекательность жены своим заслугам. На наш взгляд, в 50 процентах случаев женщина раскрывается благодаря изменам, что приводит к гармонии в семейной жизни.

Если, изменяя, женщина может развиваться, то мужчина чаще всего деградирует, поскольку у него работает в основном тело, а не душа.

Бывает, и мужья наслаждаются, когда на их жен обращают внимание. “Она нравится многим мужчинам, однако она моя и только моя!” - с восторгом думают они (иначе: если ты не нужна другим, то зачем тогда нужна мне?). Говорят, чтобы: вновь возбудить интерес собственного мужа, нужно бывать с ним на людях и вызывать восторг посторонних мужчин. Недаром у западных менов атрибутами успеха считаются здоровье, машина и женщина.

3.ПСИХОЛОГИЯ СЕКСА В ЦИФРАХ.

Начнем с того, что супруги не очень-то верят в возможность чистой дружбы (без любовных притязаний) между мужчиной и женщиной. 88% мужей придут в бешенство, если жена будет утверждать, что мужчина, с которым она общается долгое время, - якобы просто друг и только собеседник. Женщины более лояльны: не поверят в подобную “провокацию” 58%.

49% жен утверждают, будто мужья их не любят, поскольку всю любовь отдают собственным детям и личным автомобилям.

Кто из супругов намекает на ЭТО, когда ЭТОГО хочется? Мужчины оказались более “горячими”: 72% мужей уверены, что инициаторами являются они. И лишь 21% жен бывают в состоянии сделать первый шаг.

У 32% супружеских пар во время половой близости в постели присутствуют четыре человека, причем двое из них - в субъективной форме, то есть в фантазиях, которые приходят в голову супругам (будто они совокупляются с другими партнерами). В 14% случаев присутствуют три человека, то бишь фантазирует лишь один партнер. Но среди мужей встречаются и счастливчики: 22% мужчин видят в сексуальных фантазиях собственных жен. Однако каждый второй мужчина мечтает переспать с женщиной негроидной расы.

62% женщин утверждают: если мужчина перед ЭТИМ “принимает на грудь”, значит, он импотент, так как без алкоголя чувствует себя слабаком.

Для поддержания сексуального тонуса 24% супружеских пар регулярно перед ЭТИМ смотрят по “видикам” порнофильмы. В 80% случаев “картинками” балуются только мужчины, при этом прячут кассеты подальше от жен.

При сексуальном общении 51% пар ЭТО никак не называют. Остальные применяют вульгарные определения, заимствованные из видеофильмов или услышанные от приятелей. Лишь 2% супругов говорят про ЭТО на языке сверхчувственного литературного общения.

9% жен знают, что их мужья изменяют, и даже с высокой точностью определяют, в какой именно день. И расшифровывают оное не только по внешним признакам. Знак измены, например, - умасливание своей половины покупками или подарками (естественно, сразу после “культпохода” к подружке).

Многие пары не очень-то волнуются по поводу неверности своих супругов. По крайней мере 21 % пар в измене жены (мужа) беспокоит только вероятность подцепить венерическое заболевание.

До свадьбы, говорят, все хороши. Период эйфории проходит, и наступает разочарование. 28% супругов разочаровываются в характере своей половины; 18% - во внешности; 4,1 % - в сексуальной силе партнера; 5% мужчин - в теще, а 12% женщин вдруг обнаруживают, что их мужья - алкоголики.

По нашему мнению, каждый третий развод среди наших горожан связан с тем, что жена перестает видеть в собственном муже своего отца, а муж в жене - мать. Остальные причины - на сексуальной и материальной почве.

4. ПСИХОЛОГИЯ ОБМАНА И САМООБМАНА.

Многие психологические проблемы современных межличностных отношений связаны с неумением или неспособностью человека признать объективность происходящего. Самообман личности - причина стрессов, неврозов, несчастливых судеб.

Научитесь для начала видеть обман. Главным признаком обмана является несоответствие невербальной информации (жестов, поз, движений глаз) словесной. Сначала познайте естественное состояние своего собеседника. Определив его, вы сможете заметить отклонения. А потом, анализируя несоответствия, вы поймете, что вас либо сознательно обманывают, либо собеседник занимается самообманом. Необходимо чувствовать и объяснять самообман, то есть то, как мы сами себя вводим в заблуждение. Если благодаря самозаблуждению вы чувствуете себя хорошо, значит, этот обычный психотерапевтический прием действует как защита для организма. Если же вы впадаете в депрессию, нервничаете, то необходимо осознать, что это самообман, и стараться не дать ему развиться. Здесь может помочь психотерапевт.

Вспомнить язык сверхчувственного общения, когда между вами было полное взаимопонимание. Через призму прошлого попытайтесь взглянуть на ту маску, те защитные реакции, неестественность, которые появились сейчас. Постарайтесь настроиться на ностальгическую волну, позволившую бы вам жить в большем согласии.

Согласно нашим исследованиям наши женщины-супруги имеют более низкую семейную самооценку, принося себя в жертву мужу, его карьере, его жизни. Российские жены по статистике чаще всех занимаются самообманом. Так, например, многие из них симулируют темперамент. Это делается для того, чтобы муж не убежал к “более сексуальной”. Такой долгий обман оборачивается для женщин различными нервными заболеваниями. На Западе женщина, которую супруг не удовлетворяет, сразу подает на развод.

Наши мужчины преуспевают, по сравнению с западными, в изобретательности по части супружеских измен, несмотря на собственное плохое финансовое положение.

Что делать супругам, заподозрившим свою вторую половину в измене?

Не надо рубить с плеча и делать категоричных выводов. Во-первых, потому что нужно уметь отличать супружескую неверность от измены. Неверность более опасна для семьи, так как она включает духовную сферу, но при этом сексуального контакта может и не быть. В случае измены больше работает “зов плоти”. Наши, российские, семьи часто живут без любви, но с любовью, благодаря умению представлять себе любимого (любимую) при сексуальном общении с нелюбимым человеком. Так что порой на семейном ложе присутствуют четыре человека: двое в физической, а двое - в субъективной форме. (По нашим исследованиям, в 32 процентах случаев на супружеском ложе присутствуют 4 человека, в 14 процентах - 3 человека, то есть фантазирует один из партнеров). Этот самообман позволяет сохранять такие типы семей, как семьи предпринимателей. На Западе такой тип семьи распространен среди состоятельных людей.

Существует феномен высоконравственного обмана и в то же время аморальной правды. Не всякий самообман плох, тем более, если он способствует самовыживанию. Мы сравнили, как спят чеченские и российские солдаты. Чеченцы спят крепче, потому что чувствуют свою правду. А как тяжело проводить курс реабилитации среди российских ребят, воевавших в Чечне!

Хотел бы пожелать читателям не заблудиться в себе, не увлекаться самообманом, который может разрушить структуру личности. И главное - делать то, что вам хочется, без обмана.

5.ПСИХОЛОГИЯ КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

С нашей точки зрения, личности с диагнозом “комплекс национальной неполноценности” нередки. Правда, иногда достаточно просто накормить человека, чтобы он избавился от комплекса. Люди склонны причину неврозов искать либо в себе, либо во “врагах”. И как раз вторая категория зачастую преподносит источник своих бед под национальным “соусом”.

Наши исследования показали, что участников национальных митингов, демонстраций (причем это касается любого региона) можно разделить на три группы: на любопытствующих, жаждущих острых ощущений и невротиков, которые подобным образом “выпускают пары” накопившегося внутри напряжения.

Немецкий психолог Альфред Адлер основными движущими силами развития личности считал универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувству общности, выражающемуся в готовности к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. В принципе стоит ли лечить комплекс национальной неполноценности, если он способствует активности личности (частенько человек компенсирует его достижениями в чем-либо)? Нет, если, конечно, он не становится патологическим. Но гипертрофированный комплекс приводит к “крови” и болезням. Человек не может нормально работать и жить, а лишь “упивается” своим угнетенным состоянием.

Наиболее часто встречающимся проявлением комплекса национальной неполноценности является изменение (маскировка) своей фамилии. К примеру, этому подвержен практически каждый второй московский татарин: Садыков вдруг становится Садиковым. То есть фамилии либо русифицируются, либо европеизируются. И казанские татары не отстают: 22 процента “деформируют” свои фамилии и имена (Сагит -Саша, Муса - Миша и так далее).

Русские, особенно по приезде в другую страну, не преминут видоизменить свою фамилию, превратившись из Петрова в Петрофф, а из Иванова в Ивановского (чего греха таить, русские за кордоном не очень-то привлекательны для местного населения).

Артисты с легкостью отказываются от своих настоящих фамилий и берут более звучные - в надежде, что они компенсируют этим недостаток таланта. Если человек - личность, то мало кто обращает внимание, каким именем он себя называет (хотя, возможно, мы и не знали бы известного ученого и правозащитника Сахарова, останься он в свое время Цукерманом).

Имя - это особый психологический феномен. Часто имена влияют даже на судьбу человека, поэтому покушаться на них чревато. Достаточно вспомнить известных спортсменов: бегуна Борзова, фехтовальщика Кровопускова, прыгуна Бубку (напоминает упругую губку).

Если судить по “фольклору”, то достается многим национальностям: “глупым” чукчам, “жадным” евреям, “пьяницам”-русским, “предпринимателям”-грузинам. Но особенно обидчивыми являются татары. В связи с этим шокируют результаты наших социологических исследований.

Комплексом национальной неполноценности (или заниженной самооценкой) страдают 89% русскоязычных татар и 19% говорящих на родном языке (в общем, горожане лидируют по сравнению с сельчанами). 74% татар (кстати, это относится и к евреям), прошедших службу в армии, испытали на себе унизительные оскорбления, а 20% из них скрывали свою национальность. Несмотря на то, что в республике Татарстан приняты национальные программы, 29% татарских детей стесняются говорить на родном языке. 74% жителей Татарстана любой национальности против пятой графы в паспорте. Женщины в 3 раза реже страдают комплексом национальной неполноценности (для них это неактуально, поскольку женщины более ответственны и живут другими заботами). 91% татар, желающих переименоваться в булгар, имеют этот комплекс. 41% школьников стесняются темы о монголо-татарском нашествии (преподавателям истории во время освещения этой темы следует быть особенно деликатными).

К счастью, с годами человек становится мудрее, осознает глубинные причины комплекса, учится иронизировать над ним, объективно его оценивать (как детскую болезнь, то есть чисто психоаналитический, фрейдовский подход). Если трудно сделать это самому, то в кабинете психолога гораздо легче. Специалист поможет отыскать корень зла. Постепенно национально-эгоистическое чувство (как и страх перед комплексом) пройдет, уступая место другим приоритетам.

Немаловажную роль играют представленность Татарстана в мире, реклама и имидж республики, за что постоянно ратуют наше правительство и Президент. Все это должно способствовать тому, что со временем внутренние (гражданские) национальные проблемы отпадут сами по себе (по крайней мере, надеемся на это): в цивилизованном обществе их не существует.

6. ПСИХОЛОГИЯ ПРОСТИТУЦИИ.

Эмбриональная, то есть спонтанная, уличная проституция возникла в нашем государстве на заре перестройки, когда ослабли узды, сдерживающие тягу к занятиям неприличным делом. “Хозяйство” быстро разрасталось, и на втором этапе появились “мамы”, кучкующие вокруг себя “ночных бабочек” и курирующие их. Количество проституток росло в геометрической профессии, поэтому назрела необходимость систематизировать их по группам. В дореволюционной России имелся далеко не десяток домов терпимости. Сегодня проституция у нас носит латентный, но массовый характер.

Хотя в словаре “проституция” толкуется как “продажа женщинами своего тела”, но четкой грани между проституцией и гипертрофированным сексуальным влечением нет. К тому же продавать себя можно не только за деньги, но и ради других целей.

Прерогатива нашего времени - элитарная проституция, замаскированная под крышей каких-либо организаций, то есть обособленно существующая для обслуживания “сливок общества”. Как признался дизайнер одного из местных рекламных агентств, девушки, рвущиеся в модельный бизнес, прекрасно отдают себе отчет в том, для чего (и для кого) на самом деле они предназначены.

Школьная, или тусовочная, проституция, при которой нет четкой договоренности об оплате и самая высокая цена - самосохранение, ради чего, собственно, и “ходит по рукам” каждая четвертая школьница.

Служебная проституция: понятно, что женщина обслуживает начальствующую верхушку какого-либо предприятия ради дополнительных материальных, жилищных или прочих благ.

Проституция-хобби, как средство от скуки, ради развлечения и познания своих сексуальных возможностей.

Экзотическая проституция: “бабочки”-артистки для беснующихся с жиру менов. Ряженые девицы разыгрывают по заказу целые спектакли...

И, наконец, набоковская Лолита не чета многочисленным казанским 12-13-летним нимфеточкам - потенциальным проституткам, разгуливающим в суперкоротких юбчонках, на высоких каблуках, с размалеванными личиками и провоцирующим мужскую часть населения.

У мужчин сложилось предвзятое мнение о том, что женщина на дороге - обязательно проститутка. В половине случаев так оно и есть. Но не всегда. Для нежного женского сердца дороги обладают неким магическим притягательным свойством: по ним ездят состоятельные “всадники” на железных “конях”, и девушки любят гулять вдоль дорог, лелея надежду встретить своего “принца”. А еще - чтобы оценить себя: если мужики “клюют” и останавливаются, значит, я ничего себе!

Что российское больше всего ценится за кордоном? Нефть, газ, уголь... и красивые женщины, которыми изобилует наша страна и которые стали дешевым товаром для иностранцев. В борделях только Западной Европы около 100 тысяч наших соотечественниц. За смехотворную сумму - две-три тысячи марок - немецкие публичные дома покупают российских красоток, а клиентам они обходятся всего-то в 50 марок. В квартале “красных фонарей” бельгийского города Антверпена я обратила внимание на то, что на витринах, где выставлены проститутки, указаны имена лишь наших землячек - Кать, Маш, Даш... Остальные - безымянные. Покупатели знают, что русские - это дешево и сердито.

Не последнюю роль в утечке российских красавиц за границу играют и средства массовой информации, рекламирующие всевозможные иностранные “ярмарки русских невест”, предназначенные якобы для того, чтобы выдать наших женщин замуж за “ихних” менов. А кто знает о дальнейшей судьбе искательниц заграничного счастья?..

На наш взгляд, причиной массовой проституции российских женщин стал феномен социальной самокомпенсации. То есть мужики пьют, деградируют, материально не обеспечивают, страдают депрессиями, поэтому бабы, лишенные “сильной руки”, рабочих мест, профессий, зарплаты, и идут “на панель”. Свыше 90 процентов клиентов психологов - женщины, и более половины из них видят причины своих нервных расстройств в пьянстве мужей. В общем, алкоголизация порождает проституцию. Да и потребляют “жриц любви” чаще всего пьяные мены.

Нередки случаи, когда домочадцы знают, что жена или дочь занимается проституцией, но закрывают на это глаза, поскольку женщины таким образом содержат семью.

Основная философия “ночных бабочек” - цель оправдывает средства: вот я сейчас отработаю, сделаю себе задел, а после все окупится. Главное - чтобы тело выдержало. Но разрушенную духовность заново не построить. И проституированное нутро сохраняется на всю жизнь. Большинство мужчин, узнав о прошлом своих возлюбленных, бросают их.

Если раньше “жрицы любви” считались изгоями общества, то сейчас отмечается любопытный феномен - скрытая зависть женщин, которые не могут продавать свое тело, к проституткам.

Массовый характер женской проституции свидетельствует об одном - экономическом, политическом, духовном кризисе нашего государства.

7. ПСИХОЛОГИЯ РОДСТВЕННЫХ ЛЮБОВНЫХ СВЯЗЕЙ.

50 процентов падчериц подвергаются сексуальным домогательствам со стороны отчимов, 90 процентов двоюродных сестер и братьев испытывают влечение друг к другу...

Есть некие “четыре стены”, в которых существуют родственники, и, взаимодействуя между собой, определяют судьбу каждого из них как объекта сексуальных отношений. То есть будущее человека зависит от среды, в которой он вырос.

Прежде чем вторично выйти замуж, женщина, имеющая дочь, должна хорошо подумать, чем это может обернуться для ее ребенка.

“Он меня безумно любил, поэтому и в мыслях не было предположить такое...” - оправдывалась мать 15-летней девочки, пытавшейся покончить жизнь самоубийством. Отчим добился своего: падчерица сдалась. Девочка долго скрывала случившееся, старалась как можно реже бывать дома...

“Безумно любил” - этот факт в данном случае может сыграть даже отрицательную роль. Особенно если дочь похожа на мать. Мужчина влюблен в зрелую женщину, а тут рядом - ее подобие, но моложе, краше и интереснее. Как тут устоять? К тому же девчонки, как правило, боятся и стыдятся признаться в развратных действиях отчимов по отношению к ним. Поэтому матери должны быть всегда начеку.

Двоюродные брат и сестра по-родственному любили друг друга, часто встречались, с удовольствием общались. Девушка и не подозревала о том, что братец будет склонять ее к сексу. Но, выбрав подходящий момент...

Официальной статистики подобного рода изнасилований нет, поскольку о таких случаях пострадавшие предпочитают не заявлять. Откровения звучат только в кабинетах психологов, когда девчонок, попавших в капкан и получивших сильные психические травмы, приводят на прием. Результаты двоюродных грешных уз (от которых чаще всего страдают девушки-подростки) - сильный, длительный невроз и тяжелый отпечаток на всю жизнь.

Но частенько кузины с кузенами совокупляются при обоюдном согласии, то есть с удовольствием. Почему это происходит? Этот вопрос обсуждается психологами и в кулуарах, и на конференциях. Специалисты считают, что связан данный феномен с “принципом подобия”. Мы ищем любимого человека именно по этому принципу. А кто может быть наиболее подобным нам? Только родственный человек! При этом двоюродный - вроде и не такой уж кровный.

По крайней мере, длительный опрос большого количества юношей и девушек показал, что 90 процентов из них хоть в какой-то момент, но имели сексуальное влечение к кузинам и кузенам. Поэтому родители должны знать об этом, прогнозировать последствия и как можно реже оставлять детей и племянников наедине.

Обычно родные братья и сестры не относятся друг к другу как к особям противоположного пола. Противное - нонсенс. Хотя бывают и исключения.

Часто (особенно это характерно для сельской местности) муж имеет сексуальный контакт с сестрой жены.

56-летняя А. Ш. пришла на прием к психологу в крайне подавленном состоянии: она была шокирована откровениями мужа, который перед смертью признался в том, что в течение 25 лет регулярно совокуплялся с ее родной сестрой, которая жила с ними в одном доме. А. Ш. считала своего мужа эталоном верности. Он всегда вовремя приходил с работы, по ночам исправно выполнял супружеский долг... Но днем, когда забегал домой на обед, заглядывал и на условленный “огонек” к полюбовнице... Теперь вдова не знает, как относиться к родной сестре-предательнице, которая является для нее единственной близкой родственницей.

И такие эксцессы можно объяснить: мужчина выбирает “половинку” по своему вкусу, а потом обращает взоры на ее сестру. Природа не поскупилась и “слепила” другую не хуже (так что нравятся обе). А если учесть, что все жены - “мегеры”, а их сестры при внешней схожести кажутся более обаятельными, то в результате...

То, что снохи регулярно жалуются на престарелых, но шустрых свекров, - явление привычное. Но не реже тещи влюбляются в зятьев (особенно тогда, когда живут под одной крышей), а потом не могут понять, с чем связана постигшая их депрессия. Дочь с матерью - одного поля ягоды, поэтому и пристрастия их зачастую совпадают. К тому же при совместной жилплощади имеет место постоянное, глубокое общение.

И при “бальзаковском возрасте” женские силы не дремлют, а бодрствуют, причем перекидываются на более молодых мужчин. Происходит оное совершенно бессознательно: связь с партнером, моложе лет эдак на десяток (а то и больше), благотворно влияет на физиологию увядающего женского организма, который в прямом смысле начинает омолаживаться. И женщина интуитивно чувствует это всеми клеточками.

Так что такая, казалось бы, мелочь, как совместное проживание, может принести массу проблем. Существует зов тела, необузданная либидная энергия (на подсознательном уровне). Поэтому человек, как существо разумное, придумал различные нормы (в рамках религий, ритуалов), выполняющие защитную функцию. Например, по мусульманским канонам теща с зятем не могут ночевать в одной квартире. На Востоке между почивающими родственниками кладут кинжалы...

Конечно, можно было бы сослаться на Библию, где что ни пример, то совокупление между родственниками. Но на то была Божья воля и историческая необходимость. Однако сегодняшняя тенденция к превращению современного общества в большую коммуну ведет к деградации личности, психическим отклонениям и “клейму” на всю жизнь, поскольку человек все равно осознает, что подобное невоздержание - это грех.


Всем, наверное, было бы любопытно заглянуть, подсмотреть, подслушать, что творится в кабинете психолога? Тем более, когда в кабинете находятся реальные известные личности: звёзды эстрады, известные артисты, режиссёры, художники, творческие деятели, политики, учёные, предприниматели и т.п. Именно реальные известные персоны консультируются и ведут диалог с автором данной книги.

Каждая отдельная статья - это отдельный психоаналитический и психотерапевтический сеанс с реальной известной личностью. Очевидно, что это нечто иное, чем интервью. Читатель познакомиться с психологическими историями, судьбами, настоящим и прошлым наших героев - звёзд и известных личностей.

Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция

«Человечество может очиститься только через познание собственного обмана и самообмана.

Когда-нибудь оно научится не видеть ложь не потому, что будет, защищаясь от нее закрывать глаза, а потому, что будет смотреть на ложь, не видя ее, в силу глубокого знания структуры обмана. Это единственный путь к истинному религиозному мышлению». Рамиль Гарифуллин

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости

В книге известного российского психолога Рамиля Гарифуллина впервые представлены методы и алгоритмы кодирования от алкоголизма и наркомании, а также психотехнологии манипуляций в психотерапии различных заболеваний (в т.ч. алкогольной и наркотической зависимости). По сути своей, перед вами книга в которой впервые даётся фундаментально-психологическое обоснование методов кодирования и психотерапии.

Приводится новый метод пограничного кодирования от алкоголизма и наркомании, разработанный автором. Представлены теоретические основы психологии и психотерапии наркозависимой личности.

Непредсказуемая психология. О чем молчал психотерапевт?

В книге известного психолога Рамиля Гарифуллина представлены психотерапевтические и философско-психологические этюды, мысли, афоризмы. Автор писал и собирал их в течение своей пятнадцатилетней психотерапевтической и научной деятельности.

Она содержит в себе новые научные идеи и гипотезы, имеющие большой эвристический потенциал, психотерапевтические советы и рекомендации. Книга имеет не только познавательное, но и оздоровительное значение и посвящена различным психологическим и философским проблемам человека, личности.

Полет над людьми психушки

Психоаналитические рассказы, истории, миниэтюды, портреты

В сборнике представлены различные психоаналитические рассказы, истории и миниэтюды. Они написаны в психоаналитическом форме, но не в явной, а в скрытой. Это позволяет автору, минуя сознание читателя, проникать в его подсознание и психокорректировать личность в позитивном направлении.

В книге собраны миниэтюды о людях с различными психологическими проблемами. По сути своей перед вами книга, являющаяся ответом на все психологические проблемы, которые приходилось выслушивать её автору во время приёма пациентов.

Так например, пьеса «Полёт над людьми психушки» об очаровательных обитателях «психушки». Действие происходит в обыкновенной палате психиатрической больницы. Палата из десяти коек и окон на улицу - вот весь недорогой театральный интерьер. Со сцены звучат откровения героев, и, зритель попадает под гипноз их обаяния, юмора, духовности и красоты их «больной» души.

Постмодернистская психология

Постмодернистская психология (введение в неклассическую психологию и нанопсихологию)

В настоящее время современная психология пришла к такому рубежу, когда уже становятся предсказуемыми многие психологические процессы. Мы научились описывать и прогнозировать многие поведенческие, эмоциональные и мыслительные процессы. Но имеет ли всё это к истинной психологии, как к науке о живой, человеческой психике, в которой есть тайна, непредсказуемое творчество и интуиция - различные надсознательные процессы?

Работы в области создания единой психологической системы, страдают детерминистской редукцией, некоей научной неуклюжестью, являющейся следствием желания загнать сложные психологические процессы в систему, которая, по сути своей, уже давно себя изжила.

Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности

Психологические подходы и проблемы эффективной психотерапии, психокоррекции и профилактики наркозависимой личности

В статье проанализированы основные существующие методы психокоррекции и профилактики наркомании, основанные на положениях классической психологии, и, определены причины их малой эффективности. На основе этого анализа определены теоретические предпосылки необходимые для поиска и разработки более эффективного способа психокоррекции смысловых структур наркозависимой личности, как метода вторичной и третичной профилактики наркомании.

Психологические расчеты и просчеты нашего времени

Психология аэрофобии
Психология политического блефа
Психология философов
Психология Зидана или «убийство» одним словом
Психология принятия себя
Психология и образ татарина
Психология игры и игромании в России
Психология кодирования от алкоголизма
Психология комплекса национальной неполноценности
Психология сознания и подсознания