МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Классификация методов психотерапии разнообразна, в рамках каждой классификации представлена та или иная психотерапевтическая теория. В каждого психологического направления возникают новые методы, которые призваны отразить уникальность терапевта, создавшего их. Это естественно, так как в психотерапии успех ее определяется содержанием профессиональной позиции психолога, его научными взглядами.

Как отмечают В.Т. Кондрашенко с соавт. (Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, 2001), в настоящее время общепринятой классификации методов психотерапии не существует. Следует различать формы и методы психотерапии.

Под методом понимается общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания. Например, метод рациональной психотерапии (Дюбуа) основывается на понимании невроза как "заблуждения ума", ошибочного мышления. Другое представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, породило метод катарсиса, а понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечения стало основой психоанализа (Фрейд).

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы, в групповой форме, в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных асоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, ассоциативного эксперимента и т.д.

Авторы отмечают, что одна и та же форма психотерапевтического воздействия может служить различным терапевтическим установкам. Например, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление психотерапии. Принято говорить об отдельных направлениях психотерапии, в их рамках выделять отдельные методы, а уже внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Целесообразно, на наш взгляд, подчеркнуть, что цели и задачи психотерапии при разных заболеваниях определяются теоретической позицией автора относительно природы и механизмов психических расстройств. Тем не менее, для их лечения могут применяться одни и те же психотерапевтические приемы, имеющие, однако, в разных теоретических концепциях свою направленность, и специфическое содержание.

Основные методы количеству участников терапевтического процесса можно разделить на две большие группы:

    индивидуальная психотерапия

    групповая психотерапия.

Для описания основных методов психологического воздействия воспользуемся следующей классификацией, которая, с нашей точки зрения, позволяет достаточно точно описать все многообразие современных отечественных психотерапевтических методов (по Абрамовой):

    методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии;

    методы суггестивной психотерапии

    методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

Методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии соответствуют ее целям и задачам:

    направленные на изучение личности больного, его эмоционального реагирования, мотивации, системы отношений

    направленные на выявление и изучение этиопатогенных механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния

    направленные на достижение у больного осознавания и понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и его заболеванием

    помогающие больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменение при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих

    изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Методы суггестивной психотерапии :

    внушение в различных состояниях (бодрствования, гипнотического сна, наркотического сна)

    косвенное внушение

    плацеботерапия

    аутотренинг и смовнушение

Методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии:

    метод систематической десенсибилизации

    наводнение

    метод имплозии

    затухание

    оперантное обусловливание

Методы психотерапии, помогающие решить проблему клиента (по Линде):

Аналитические (позволяющие понять первопричину проблемы и помочь клиенту в ее осознании),

Обучающие (формирующие новые поведенческие навыки, эмоциональные реакции и убеждения),

Развивающие (пробуждающие собственную творческую активность),

Трансформирующие (направленные на изменение личности)

Моделирующие (позволяющие экспериментально работать с проблемой здесь и теперь),

Побуждающие (стимулирующие желание человека пойти на изменения своей личности)

Вспомогательные (отреагирование, релаксация, медитация, игры, тренинги и пр.)

В клинической практике методы психотерапии иногда делят также на симптоме-, личностно- и социоцентрированные, которые можно комбинировать. Выделяются методы, в которых в качестве психотерапевтического фактора используются искусство и общение с природой. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии искусства (музыкотерапия, библиотерапия и др.), творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.) и природы (натурпсихотерапия и др.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления: 1) динамическое; 2) поведенческое (бихевиористское); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое).

Общим для перечисленных направлений является их ориентация на личность и личностные изменения, а не тот или иной симптом болезни. Так, к динамическому (психодинамическому) направлению относятся распространенная в нашей стране личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, а также психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты развития личности и поведения первичные влечения и потребности. Для бихевиоризма личность - это прежде всего поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения. Гуманистическая психотерапия рассматривает в качестве основной - потребность личности в самоактуализации, а невроз как результат блокирования этой потребности. Из приведенных особенностей вытекают и подходы к лечебному воздействию на личность, т.е. основные задачи психотерапии: осознание конфликта в психоанализе, обучение новым, адаптивным способам поведения в бихевиористской психотерапии и приобретение пациентом способности к самоактуализации личности в психотерапии гуманистического направления.

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ

Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке новых методов, но и в попытках синтеза ее различных концепций и технических приемов, а также в поиске более гибкой, интегративной психотерапевтической парадигмы.

Одной из существенных предпосылок развития интегративной модели психотерапии является признание общих факторов, свойственных ее различным формам и методам. Пониманию важности определения таких общих факторов способствовали поиск общих фундаментальных процессов для всех направлений психотерапии, растущее признание того, что различные методы могут иметь больше сходства, чем различий, констатация сходной эффективности лечения разными методами психотерапии в отдаленном периоде (непосредственные результаты могут иметь значительные расхождения), акцент на существенной роли при любых методах психотерапии взаимоотношений психотерапевт-пациент.

Так как важнейшей движущей силой различных направлений психотерапии является динамическая система отношений врача и больного, то общие факторы связаны со стилем и стратегией поведения психотерапевта. Можно выделить некоторые обобщенные модели психотерапии интегративного типа: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструментально-техническую.

В гуманистической модели решающим фактором действенности психотерапии может быть признана эмпатическая коммуникация психотерапевт - пациент. Эмпатическая реакция психотерапевта в соответствующий момент работы с пациентом становится здесь основным лечебным средством. Существенно при этом создание условий для развития процесса позитивных изменений личности пациента. Наиболее типичным выражением этих условий является триада C.Rogers - безусловное принятие пациента, эмпатия, конгруэнтность переживаний и поведения психотерапевта. Психотерапевт в этом случае считает, что если создать соответствующие благоприятные условия, то пациент естественным образом сам будет изменяться, развиваться как личность в нужном направлении, что повлечет за собой и редукцию соответствующей симптоматики. Понятие эмпатии, основное в этой модели, как характерное для психотерапии гуманистической ориентации, получило признание и в психоаналитической психотерапии, где длительное время сохранялось представление о необходимости позиции эмоционального нейтралитета, личной анонимности аналитика, а также в поведенческой психотерапии, принявшей факт важности эмоциональной взаимосвязи психотерапевта и пациента.

В инструменталъно-итеракционной модели психотерапии интегративного типа предпочтение также отдается не отдельным приемам, а использованию взаимоотношений психотерапевт - пациент как лечебному инструменту. Однако психотерапевт занимает более активную позицию: он берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Психотерапевтический процесс строится более структурировано, чем в предыдущей модели, повышается значение принципов контрактного взаимодействия психотерапевт - пациент. С пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели психотерапии и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты лечения.

Психотерапевт любого направления в той или иной мере учитывает некоторые общие феномены психотерапевтического процесса в контексте взаимоотношений с пациентом. В начале терапии обычно проявляется действие плацебо-эффекта, связанного с ожиданием больным пользы от лечения, надеждой на понимание и желание психотерапевта ему помочь, удовлетворением эмоциональных потребностей в контакте. Эффективность различных методов психотерапии частично зависит от умения психотерапевта повысить надежду больного на улучшение, тем самым развить активные личностные механизмы совладания с болезнью. При этом высокие и низкие ожидания пациента в отношении эффективности лечения оказывают скорее негативное влияние на активность психотерапевта, а умеренное - положительное. Создавая атмосферу безопасности и эмоциональной поддержки в общении с пациентом, психотерапевт стимулирует появление у него личностного механизма идентификации, способствующего снижению неуверенности, повышению самооценки посредством неосознаваемого процесса заимствования от психотерапевта сил, оптимизма и способности к совладанию с трудностями.

Точное эмпатическое вмешательство психотерапевта в соответствующий момент общения помогает ускорить лечебный процесс благодаря прояснению для пациента подавляемых или блокируемых психологической защитой переживаний. Кроме направленной активации этих переживаний, их осознания и переработки, психотерапевт обычно просвещает и обучает пациента относительно сути болезни, психотерапии и его участия в ней, пониманию себя и других, новым подходам к решению проблем, а также более конструктивному образу жизни, более широкой и гибкой жизненной философии.

Инструментально-техническая модель психотерапии интегративного типа характеризуется большей активностью психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом психотерапии. В этой модели существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов психотерапии. Приверженность психотерапевта единой технологической стратегии, совмещающей способы лечебных воздействий на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны функционирования личности пациента, отделяют эту модель психотерапии интегративного типа от простого эклектического подхода. С учетом этого, независимо от формы психотерапии, используются лечебные воздействия, направленные на изменения в познавательной сфере личности пациента, - убеждение, внушение, конфронтация, прояснение (кларификация) и интерпретация малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной сфере - катарсис, эмоциональная поддержка, эмпатия; в поведенческой сфере - коррективный эмоциональный опыт, подкрепление. Важной особенностью инструментально-технологической модели психотерапии является постановка реалистических и поэтапных лечебных целей, выбор соответствующих им психотерапевтических методов.

В рамках интегративного движения получают общее признание психотерапевтические принципы, разработанные в различных направлениях психотерапии. Одним из таких принципов является принцип психодинамической терапии, акцентирующий ценность анализа прошлой жизненной истории личности пациента, возвращения к первичным ситуациям и переживаниям, положившим начало развитию нарушений. Основной принцип гештальттерапии определяет сосредоточение внимания на настоящем моменте, актуальных особенностях восприятия, переживания и поведения пациента. При этом переработка прошлого материала жизненной истории больного происходит также в условиях контролируемого актуального его переживания. Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостоявших в прошлом друг другу, как психодинамическое и поведенческое, становится принцип учета в лечебной работе внутренней (интрапсихические механизмы) и внешней (психосоциальные факторы) детерминации функционирования личности. В этом случае, в зависимости от характера терапевтической ситуации и лечебных задач, психотерапевт имеет возможность смещать акценты в переработке внутриличностных или межличностных факторов.

Общими факторами для различных направлений психотерапии являются также современная ориентация на групповые методы работы, интенсификацию и краткосрочность, учет единства тела и психики, что неизбежно способствует развитию интегративных подходов.

Психотерапевты разных направлений обычно приходят к согласию также в отношении того, что наибольший вклад в ее эффективность вносит фактор личностных качеств пациента (в частности, его мотивация); на втором месте находятся личностные особенности психотерапевта и лишь на третьем - использование определенных психотерапевтических методов . Столь же общепринятым становится и понимание важности при любых формах психотерапии взаимодействия познавательных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования личности больного.

При проведении любой личностно-ориентированной психотерапии выявляются определенная последовательность, этапность психотерапевтического процесса. Эти этапы включают: а) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, повышение мотивации к психотерапии; б) прояснение (понимание психотерапевтом и осознание пациентом) причин и механизмов патологических стереотипов переживания и поведения, т.е. определение психотерапевтических "мишеней"; в) достижение изменений функционирования личности пациента в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах с последующей редукцией симптоматики; реконструкция системы отношений личности происходит с последовательной заменой дезадаптивных стереотипов на новые, более конструктивные способы переживания и поведения, их принятие и закрепление; г) окончание курса психотерапии (успешная переработка проблемы возможной зависимости от психотерапевта).

Необходимость идентификации интегративных компонентов психотерапии делает актуальным использование видеотехники в процессе психотерапии. Анализ видеозаписей применения различных методов психотерапии позволяет осуществлять исследование и поиск факторов, общих и конструктивных для всех психотерапевтических подходов, искать возможности перевода разной терминологии, описывающей лечебный процесс, на общепринятый язык понимания сходных феноменов

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Основные факторы лечебного действия психотерапии связаны с эмоциональной, познавательной (когнитивной) и поведенческой сферами функционирования человека.

Преимущественно с эмоциональной сферой связаны факторы психотерапии, определяемые такими психологическими понятиями, как безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт, перенос, проекция и идентификация.

В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее находятся такие факторы, как вера, надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, терапии с использованием плацебо и некоторых других. При групповой психотерапии, групповых формах гипноза и аутогенной тренировке наличие в группе пациентов с хорошими результатами от проведенного лечения усиливает действие перечисленных факторов.

Преимущественно к когнитивной сфере относятся такие факторы лечебного действия психотерапии, как получение новой информации, советов и рекомендаций, "интеллектуализация" собственных переживаний и поведения, "обратная связь", конфронтация, осознание реальности и т.п. В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей болезни и личностных проблемах, что позволяет ему дистанцироваться от переживаний, которые послужили источником декомпенсации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими.

Это относится к личностно-ориентированной (реконструктивной), рациональной, групповой собственно когнитивной психотерапии, а также рационально-эмоциональной психотерапии.

К поведенческой сфере могут быть отнесены такие факторы лечебного действия психотерапии, как межличностное научение, имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение новых способов социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо - через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно - путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, непринятия). Групповые формы психотерапии для реализации научения представляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других.

Тенденции современной психотерапии:

    хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом – исходная посылка, на которой строится психотерапия;

    ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

    познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

    оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта, и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом;

    приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

    убеждение и внушение, явное или скрытое;

    усвоение или репетирование более адаптивных форм поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Базовые принципы современной психотерапии (Линде)

    Социальное не важнее индивидуального

    Человек сам создает свои страдания

    Человек обладает достаточной автономией и силой, чтобы разрешить свои проблемы

    Психолог не несет ответственности за проблемы клиента но может помочь последнему от них избавиться

    Страдания не имеют моральной ценности и могут быть устранены

    Религиозные идеи не могут служить оправданием неврозов

    Жизнь может быть полна радости

    Внутренняя свобода лучше зависимости

    Забота о себе не является эгоизмом

    Принять себя, быть самим собой – важнейшее условие здоровья

    Открытость и способность выражать свои чувства лучше закрытости и постоянного самоконтроля

    Творчество и активность присущи каждому индивиду

Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович

Модели психотерапии

Модели психотерапии

Во-первых, несмотря на обилие подходов к психотерапии (см. далее), их можно разделить на две основные модели: медицинскую и психологическую . В первой модели вас лечат таблетками и прочим вещественным, а во второй - специально созданными психотехнологиями, позволяющими осуществить и улучшить вашу адаптацию к миру, а иногда и даже просто сделать эффективными и счастливыми. При этом в медицинской модели проблема любого человека рассматривается с точки зрения соматоза, невроза и/или психоза, тогда как в модели психологической она трактуется только лишь как нарушения в его личностном росте и развитии, зачастую вызванные другими людьми. Так вот, в интегральном нейропрограммировании мы категорически и непреложно придерживаемся именно психологической модели психотерапии. Эта модель предполагает, что все наши проблемы и недуги (симптомы) по сути лишь неудачные способы адаптации к жизни (так, алкоголик научился приспосабливаться к ней с помощью алкоголя, а гипертоник, как это ни странно звучит, - посредством гипертонии). Соответственно, если мы обретем нормальные и естественные способы этой самой адаптации (мы называем их экологичными, в смысле соответствия сути человеческой жизнедеятельности), необходимость в симптоме отпадает. И все, что остается еще сделать, так это переделать патологические механизмы его поддержания, как бы перезагрузив соответствующие программы Сознания и Тела.

Во-вторых, по целям психотерапии (уже только психологической) ее можно подразделить на разъяснительную и реконструктивную (термин достаточно условный, чего нельзя сказать о содержании). В первом случае или виде психотерапии (которой бесконечно грешат «чистые» психологи), вам буквально разъясняют суть ваших проблем, но даже не пытаются их разрешить. Во-втором (зачастую безо всяких разъяснений) - эти проблемы просто решаются (хотя при необходимости и разъясняются). Разница здесь примерно такая же, как между инспекторами ГИБДД и работниками автомастерской. Первые объясняют, почему вы попали в аварию, тогда как вторые просто устраняют ее последствия, осуществляя необходимый ремонт, тюнинг и даже апгрейд… Так вот, ИНП относится именно к реконструктивной психотерапии, в которой ваши проблемы действительно решают, а не бесконечно их забалтывают…

Наконец, в-третьих, все ту же психологическую психотерапию можно подразделить на долгосрочную (несколько месяцев и/или даже лет) и краткосрочную (несколько десятков часов). Известно, что представители долгосрочной психотерапии любят оправдывать свою медлительность большой глубиной проработки проблем. Забывая, однако, упомянуть о том, что это не только никем не доказано, но даже, как ни странно, во многом опровергнуто. Например, даже в славящемся своей медлительностью психоанализе, именно краткосрочные его варианты признаны наиболее эффективными . Что же касается интегрального нейропрограммирования, то оно - безусловно и безоговорочно, - относится к разновидности краткосрочной психотерапии. Поскольку многолетняя практика нашей работы убедительно доказала, что 2–4 терапевтических часа оказывается вполне достаточно, чтобы решить локальную проблему клиента (например, всякие страхи и даже фобии). Однако избавление от более глубоких проблем (например, тотальная депрессия или какое-нибудь психосоматическое заболевание) требует уже примерно 20 терапевтических часов. Столько же занимает и своеобразная полная переделка человека по 10–15 направлениям (например, уверенность в себе, самооценка, эмоциональная стабильность и т. п.).

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Психологические ключи: от модели ROLE к модели BAGEL Элементы модели ROLE сосредоточены главным образом на когнитивных процессах. Однако для реального функционирования данным ментальным программам необходимо определенное телесное и психическое воплощение. Физические

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Обработка информации (стимул – ответ) Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют «кодированием». Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Глава 11 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ Данная глава посвящена инструментальным моделям психотерапии, к которым относятся такие технологически–ориентированные методы, как поведенческая психотерапия и близкие ей техники нейролингвистического

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Модели Конструирование Несмотря на всю свою принципиальную простоту, модели предсказания являются одним из гениальнейших механизмов развития. Всё, чем обладает человечество, создано именно благодаря им, и в частности их естественному свойству: конструированию.Всегда,

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

4. Модели общения В течение тридцати лет я наблюдала, как общаются совершенно разные люди, и постепенно поняла, что, по-видимому, существуют универсальные для всех модели общения.В стрессовой ситуации любого рода раз за разом я подмечала 4 способа того, как люди

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Модели поведения Ситуация 1. Мужчина ущипнул женщину, она пугается и думает: «Я виновата в этом сама».Ситуация 2. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Она дура, я не виноват».Ситуация 3. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Я кретин, я виноват».Во всех

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Модели В прошлой главе я поступал самым банальным образом. Ругал нечто уже существующее в мире. Самый дешевый способ приобрести сторонников и самый быстрый найти оппонентов. Теперь пришло время обрушиться на себя для восстановления баланса. Эта глава о том, чему

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Как менять модели мышления и как создавать свои собственные модели? Шаг первый.Самый первый шаг в любом начинании – это знать, что ты хочешь!!!Это самый главный и самый важный шаг, потому что именно он определяет вектор твоего развития. Сейчас я читаю книгу Арнольда

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Мои модели

Из книги автора

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей: передает ребенку образ мира как

medical model of psychtherapy) – подвергающаяся критике теория психотерапии, основанной на медицинских представлениях об этиологии и патогенезе нервно-психических расстройств. На самом деле представление медицинской модели патологии или ее преодоления как одномерной, примитивной и неэффективной, является обычно упрощением, характеризующим, скорее, позицию, на которых стоят сами эти критики. Медиков особенно яростно изобличают представители поведенческого направления, но именно бихевиоризму в большей мере, чем какому-либо другому направлению исследований, свойственна тенденция к редукционизму. Медицинская модель отечественной психотерапии изначально является междисциплинарной, разноплановой и индивидуализированной, основанной на представлении о том, что развитии психического расстройства имеют значение биологические, психологические, социальные и духовные или экзистенциальные факторы. Поэтому, подчеркивается, терапия всегда должна быть комплексной, учитывающей роль каждого из упомянутых факторов как в развитии заболевания, так и в процессах выздоровлении и реабилитации.

Медицинская модель психотерапии

medical model of psychotherapy) Традиционная биомедицинская модель соматического и психиатрического заболевания постулирует, что причину болезни можно, в конечном счете, свести к действию одного или более внутренних патогенных факторов, вызывающих появление обособленных симптомокомплексов. Для того чтобы устранить симптомы и восстановить здоровье, биомедицински ориентированный практик должен точно диагностировать наличный комплекс проблем и предложить лечение, к-рое останавливает действие патогенных факторов или вызывает их обратное развитие. Напр., пациент может сообщить, что данные проблемы появились впервые и длятся в течение неск. недель: потеря удовольствия от мн. повседневных занятий и интереса к ним, усталость, снижение уровня физ. активности, отсутствие аппетита, значительное изменение веса, мысли о смерти или самоубийстве, трудность сосредоточения, чувство безнадежности, вины и/или малоценности. Психиатр, обследующий данного больного, может прийти к выводу о том, что этот симптомокомплекс соответствует критериям большого депрессивного эпизода согласно DSM-IV. Исходя из предположения, что большой депрессивный эпизод является расстройством, вызванным внутренними нейрохимическими и нейроэндокринными отклонениями, психиатр скорее всего пропишет лекарство, предназначенное для коррекции или модификации предполагаемого патогенного процесса. Сходный набор предположений характеризует подход М. м. к п., хотя гипотетические патогенные процессы здесь другие. Как и биомедицинская модель заболевания, мед. модель постулирует, что первичная причина проблем поведения локализована в границах индивидуума. Предположение биомедицинской модели о биолог. этиологии заменяет здесь постулат интрапсихического детерминизма, согласно к-рому проблемное поведение вызвано нарушением регуляции гипотетических внутренних психол. процессов. Много примеров таких психол. "патогенных факторов" (напр. психотравма в раннем детстве, бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психол. защиты и нарушенные объектные отношения) могут быть найдены в психоан. и психодинамических объяснениях психопатологических процессов. Исходя из того, что интрапсихические факторы рассматриваются в качестве первичной причины поведенческих проблем, процедуры лечения и оценки его результатов обычно направлены на идентификацию и коррекцию интрапсихических дисфункциональных психол. процессов. Если вернуться к приведенному выше примеру большого депрессивного эпизода, практик психиатрического здравоохранения, придерживающийся традиционной мед. модели, может тщательно расспрашивать пациента о действии недавних стрессоров или же об утратах в детстве. Потенциальной гипотезой, направляющей это исслед., будет то, что специфические недавние стрессоры (напр. разрыв с другом) могли стимулировать мощные неосознаваемые побуждения и конфликты, связанные с реальной или воображаемой потерей большого субъективного значения, испытанной в детском возрасте (напр. уход или отвергание со стороны одного из родителей). Т. о., психол. патогенным фактором, вызвавшим депрессивные симптомы, является неосознаваемый конфликт, запущенный недавним событием, но коренящийся в раннем детстве. Для облегчения состояния дистресса практик психиатрического здравоохранения может предложить лечебную стратегию, ориентированную на то, чтобы помочь больному вполне осознать значение детской психотравмы и связанного с ней интрапсихического конфликта. Можно ожидать, что вооруженный инсайтом пациент а) более реалистично оценит тяжесть недавних стрессоров и б) будет более эффективно контролировать свои эмоциональные реакции в будущем. Кроме того, предполагается, что если вмешательство, имеющее целью снятие симптомов, не будет направлено на глубинный конфликт, то оно не сможет обеспечить стойкого улучшения, поскольку действие психол. патогенного фактора будет продолжаться. Оценка медицинской модели психотерапии Данная модель подвергалась критике со стороны представителей поведенческого направления. Во-первых, идентификация недоступных объективному наблюдению (и часто количественной оценке) гипотетических конструктов в качестве первичных причин поведения часто приводит к тавтологическим объяснениям поведенческих расстройств. Вот простой пример тавтологического объяснения: Вопрос. Почему этот человек пьет воду? (Наблюдаемое поведение.) Ответ. Потому что у него жажда. (Недоступное наблюдению интрапсихическое состояние, приводимое в качестве объяснения.) Вопрос. Откуда вы знаете, что у него жажда? Ответ. Потому что он пьет. Рассмотрим теперь два более сложных - хотя и построенных в той же манере порочного круга - объяснения поведенческих проблем, приведенных в табл. 1. Как явствует из этих объяснений, проблемное интрапсихическое состояние идентифицируется методом индукции благодаря наблюдаемому дисфункциональному поведению. В то же самое время, однако, единственным доступным эмпирическим свидетельством, подтверждающим наличие интрапсихического состояния, является наблюдаемое проблемное поведение. Т. о. использование недоступных наблюдению гипотетических конструктов может вести к псевдокаузальным объяснениям. Таблица 1. Тавтологические объяснения поведенческих проблем Возможное объяснение ночного энуреза Вопрос родителя: Почему моя дочка мочится в постель? Ответ терапевта: Потому что она боится надвигающегося развода родителей и бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии к более ранним стадиям развития. Вопрос родителя: Откуда Вам известно, что она бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии? Ответ терапевта: Потому что она мочится в постель. Возможное объяснение самоповреждающего поведения Наблюдение: Психически больной в стационаре постоянно бьется головой об стену, следствием чего является отслоение сетчатки и возможная слепота. Объяснение врача: Я думаю, что пациент, возможно, стал свидетелем психотравмирующего события в то время, когда был ребенком. Это поведение представляет собой бессознательную попытку путем слепоты сделать так, будто он этого события никогда не видел. Вопрос бихевиориста: Какие доказательства у Вас есть для подтверждения этой гипотезы? Ответ врача: Стучание головой и теория. Во-вторых, критики мед. модели указывают на то, что до сих пор не приведено достаточных эмпирических доказательств осн. допущений, на к-рые опирается эта модель: а) интрапсихические факторы (при условии их адекватного операционального определения и измерения) влияют на частоту появления проблемного поведения, б) инсайт вызывает адаптивное изменение поведения и в) модификация поведения без воздействия на глубинные причины в конце концов закончится возвратом симптомов. В-третьих, критика касается постановки диагноза и этикетирования. Мед. модель имеет тенденцию этикетировать людей или личности, а не их поведение. Следовательно, приверженцы этого подхода могут быть склонны к восприятию пациентов более дисфункциональными, беспомощными и менее поддающимися лечению. Наконец, подход в рамках мед. модели не признает в достаточной мере важность ситуативных и средовых детерминирующих факторов поведения. См. также Антабус, Клиническое суждение, Судорожная шоковая терапия, Нейрохимия, Физиологическая психология, Психоэндокринология, Соматопсихика У. О"Брайен

Введение

2. Подходы

Психодинамический подход

Когнитивный подход

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход

Системный подход

Интегративный подход

3. Классификация психотерапии

4. Механизмы реализации психотерапии

Воздействие на психофизиологическом уровне

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне

Структура психотерапии

5. Этапы психотерапии

6. Методы психотерапии

Арттерапия

Аутогенная тренировка

Библиотерапия

Взрыва техника

Внушение (суггестия)

Самовнушение

Гештальт-терапия

Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече)

Игровая психотерапия

Музыкотерапия

Наводнения техника

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Оперантное обусловливание

Паравербальная психотерапия. (Е. Хеймлих, 1972)

Позитивная психотерапия

Поэтическая терапия

Психоаналитическая терапия

Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса

Введение

Впервые термин психотерапии введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным термин П. становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.

Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н.Н., 1982): "Психотерапия - это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения". В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин "психоанализ".

Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную - философскую и психологическую - модель П., которая основана на первичном значении этого слова - "исцеление душой". Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. Различия в определениях связаны с теоретическими установками, способами интерпретации процесса психотерапии и решаемыми в ходе ее проведения задачами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

1. Модели

Выделение психотерапии как самостоятельной области произошло около полутора столетий назад в рамках психиатрии как раздела медицины, опиравшейся на пастеровскую парадигму, которая предполагала патогномоничное единство этиопатогенеза, симптоматики, течения и исхода болезней, специфику лечения и профилактики. Это стимулировало разработку психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными показаниями и противопоказаниями.

Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели к пониманию того, что большинство болезненных проявлений представляют собой неспецифические защитные реакции на патогенный фактор, и стимулировали формирование новой парадигмы психиатрии (Ю.Л. Нуллер, 1992-1995). В рамках этой парадигмы изменялась и ориентация психотерапии. Сложившиеся модели психотерапии сопоставимы как медицинская и психологическая (см. табл.1). В настоящее время идет интенсивный процесс выработки целостной (холистической) парадигмы психотерапии, в которой эти модели представляют собой не альтернативу, а полюса психотерапевтического пространства.

2. Подходы

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.

Психодинамический подход

Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?

2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?

3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?

4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Когнитивный подход

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

Тема 1.2. Основные модели психотерапии

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

1. Подходы к определению моделей психотерапии: медицинская, психологическая, социологическая, философская.

В литературе указывается четыре основных модели психотерапии:

· психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель);

· психотерапия как метод манипулирования, выступающего инструментом общественного контроля (социологическая модель);

· психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения, воздействующий на личность (психологическая модель);

· психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель).

Если первые две модели можно назвать психотерапевтическими лишь условно, то медицинская и психологическая модели получают широкое практическое распространение, и их следует дифференцировать. Они отличаются общей направленностью воздействия, ведущим принципом коррекции, доминирующими установками психотерапевта, основными методами психотерапевтического воздействия.

2. Сравнительная характеристика медицинской и психологической моделей: Условность разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей.

Общую направленность психотерапевтического воздействия в медицинской модели можно обозначить как симптоматическую , а в психологической – как системно-реконструктивную . В медицинской модели основной упор делается на учет нозологической принадлежности болезни, синдромологию, клиническую картину расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. Предельной целью медицины выступает здоровье, в психотерапии – психическое здоровье. В рамках медицинской парадигмы психическое здоровье определяется негативно (через отрицание) – как отсутствие психопатологических синдромов, и процесс лечения есть их устранение. Врач борется с болезнью, страданием, он должен их подавить и устранить. В лечении имплицитно присутствуют военно-агрессивные метафоры («уничтожить» болезнь, психиатрический термин «синдром-мишень»). Но война с болезнью ведется во благо пациента, страдание которого психотерапевт стремится уничтожить, как врага. Симптоматическая психотерапия позволяет решать тактические, но не стратегические задачи. В психологической модели осуществляется направленность на решение стратегических задач, системную реконструкцию адаптивной и эмоционально благополучной личности. Психологическая модель, однако, не исключает и симптомоцентрированные воздействия. Психолог-психотерапевт совершенно иначе понимает страдание, чем врач. Если врач видит в страдании, с которым он борется, врага, то психолог рассматривает страдание как неотъемлемый аспект существования человека в мире, как переживание, некую работу души. Соответственно задача психолога совсем не в том, чтобы устранить это переживание, а том, чтобы способствовать его полному осуществлению. Уничтожение страдания-переживания будет означать некую хирургическую операцию, которая «отрезает» сущностно важный орган человеческого существования.

Ведущий принцип коррекции в медицинской модели психотерапии – аллопатический , а в психологической – гомеопатический . Термин «аллопатический» в переводе с греческого означает отличный от болезни, а «гомеопатический» - подобный болезни. При аллопатическом подходе (медицинская модель) врач борется с болезнью, вызванной чужеродным агентом, лечение осуществляется чем-то иным, отличным от болезни. Врач стремится уничтожить вредоносный агент. Гомеопатическое лечение осуществляется по принципу «подобное лечится подобным», то есть болезнь лечится посредством болезни. Врач-гомеопат в микродозах назначает вещества, которые непосредственно связаны с болезнью, в большой концентрации вызывают ее, а в терапевтической – лечат. При гомеопатическом подходе симптом рассматривается не как враг, а как партнер и учитель. Психолог-психотерапевт не только не ведет борьбу с жалобой-проблемой клиента, но, наоборот, эту проблему поощряет, исследует, иногда – усиливает.

Доминирующие установки психотерапевта, реализующего медицинскую модель – нозоцентрические , психолога-психотерапевта – антропо - и социоцентрические . Врач-психотерапевт ориентирован на болезнь, с которой ведется борьба. В центре внимания психолога – проблемы целостной личности и ее взаимодействия с миром, другими людьми.

Основные методы психотерапевтического воздействия в медицинской и психологической модели психотерапии различны. В медицинской модели наряду с психофармакотерапией (прием лекарственных средств) применяются методы аллопатического характера , направленные на борьбу с болезненным симптомом: суггестивная и гипносуггестивная психотерапия (за исключением эриксоновской гипнотерапии), методы самовнушения и аутогенной тренировки, а также методы рациональной и разъяснительной психотерапии. В психологической модели доминируют гомеопатические методы : к которым, в частности, относятся методы парадоксальной психотерапии (техника парадоксальной интенции, амплификация симптома, предписание симптома, его усиление). Отмечена такая закономерность: чем психотерапевтический метод «аллопатичней», тем более явно выступает феномен сопротивления клиента. В соответствии же с гомеопатическими принципами, сопротивлению можно не противодействовать, а использовать его и даже поощрять, обращая заложенную в сопротивлении энергию во благо терапевтического процесса. Гомеопатические методы можно сопоставить с философией некоторых восточных боевых искусств, в которых энергетике противника не противодействуют, а содействуют, сливаясь с противником в некое единство. Особенно ярко эти принципы проявляются в японском айкидо, а также в искусствах дзюдо, джиу-джитсу. Аллопатическая терапия сравнима с китайским началом «ян», а гомеопатическая – с «инь». В психоанализе человек вспоминает травматические переживания, которые он бессознательно вытеснял, так как они причиняли ему боль, но именно это и принимается психотерапевтом, именно с этим и проводится работа. Психоанализ рассматривает невротические симптомы как имеющие определенный смысл для человека, выражающие его мотивы, стремления, как по-своему выгодные. Симптомы являются не врагами, а выразителями смысла, стоящего за ними. Их нужно понять и интегрировать в сознании. К гомеопатическим относятся и катартически (на катарсис) ориентированные методы и технологии: терапия криком, телесно-ориентированные методы, пневмокатарсис, психодрама, гештальттерапия, роджеровская терапия. Эти методы предполагают не снятие, уничтожение проблемы, а поощрение потока самоиспытания проблемой, ее проживания, осознавания. Принципами психосинтеза, гештальттерапии выступают признание диссоциированными субличностями существования друг друга, принятие их взаимной «инаковости», признание позитивных аспектов у каждой из субличностей, диалог субличностей.



Тем не менее, можно говорить об условности разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей: оба подхода направлены на психологическую помощь клиентам, сочетают (хотя и в разной пропорции) методы аллопатического и гомеопатического характера, имеют много общего в формах оказания психотерапевтической помощи (групповая, индивидуальная психотерапия). При рассмотрении особенностей личности больного, страдающего неврозом, эпилепсией, ишемической болезнью сердца и т.д., можно выделить первичные, вторичные и третичные особенности личности. Первичные особенности связаны с проявлениями темперамента и выражаются в аффективной сфере (например, аффективная неустойчивость); вторичные проявляются на уровне личности в нарушении системы отношений (например, неуверенность в себе в сочетании с потребностью в признании), третичные – в нарушении поведения (например, у истероида – демонстративность и претенциозность). При первичных расстройствах существенную роль могут играть медицинские методы лечения, медицинская модель психотерапии, при вторичных и третичных применяется психологическая модель психотерапии. Однако, как врач-психотерапевт, так и психолог-психотерапевт не могут игнорировать все области дезадаптивных проявлений и осуществляют общую коррекцию, поэтому обнаруживается много общего в процедуре и методах клинической и личностно-ориентированной психотерапии.