45. Сознание и самосознание человека

Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собственного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и дейст­виях. Он осознает себя как личность. Самосознание предпо­лагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «я» от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании само­сознания существенную роль играют ощущения человеком соб­ственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключа­ется не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулирова­нии требований общества, предъявляемых к отдельному чело­веку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам лучезарно сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися по воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия (порой эти понятия употреб­ляются как синонимы). Под рефлексией имеется в виду прин­цип человеческого сознания, ориентирующий его (человека) на осмысление собственных духовных процессов, нередко кри­тический анализ духовного и душевного состояний в их про­тиворечивости, направленности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значи­мостью. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны­ми - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования. Оно появи­лось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморе­гулирование. Регулируя свои действия и предусматривая ре­зультаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

46. Диалектика процесса познания. Агностицизм и его истоки.

Характеризуя важность рассмотрения познавательной проблематики, необходимо сделать несколько замечаний.

Первое . Деятельность человека носит, как правило, осмысленный характер (иногда говорят осознанный характер, и это правильно). Но почему-то мы недостаточно внимания обращаем на то обстоятельство, что в основе этой деятельности (осмысленной, осознанной) находится знание. Познавательный (гносеологический) компонент лежит если не в основе, то по крайней мере находится в начале человеческой деятельности. Именно правильное начало обеспечивает базу для эффективного познания, именно от начала зависит истинность знания и, как следствие, результаты практики.

Второе. В условиях современной динамичной жизни много и справедливо говорят о кризисе в области методологии, а это напрямую связано с наукой, которая существенно влияет на реальную жизнь людей. Извечный вопрос, как усилить познавательные возможности человека, повысив тем самым эффективность его деятельности, остается, безусловно, актуальным. Несмотря на трудности познания, связанные со сложностью, неисчерпаемостью и противоречивостью окружающей нас действительности, с наличием ошибок в ходе чувственного восприятия, возможностью искажений реальности в процессе абстрагирования, наше время не является исключением в поиске эффективных средств и способов познавательной деятельности. Вот почему необходимо обратиться к проблемам, которые возникают при рассмотрении процесса познания, так как от их эффективного решения зависят результаты практической деятельности людей.

Третье. Процесс познания, а точнее его результат – знание, имеет еще один очень важный ценностный аспект. Смысл его очень удачно выразил К.Э. Циолковский, который писал: "Большая разница – знать и не знать. Положим, я сейчас беден, терплю голод и холод. Но если я знаю, что через 10 лет меня ожидает богатое наследство, то мне легко перенести мою нужду. Я уже буду счастлив одним ожиданием счастья. Это ожидание придаст мне силы и бодрость. Даст энергию, которая может принести в жизни плоды. Напротив, безнадежность отнимает силы, отнимает радость и даже убивает". Таким образом, знание оказывается связано с социальным оптимизмом.

Изучение феномена познания предполагает раскрытие природы и особенностей исследуемого процесса. Психические познавательные процессы, используемые как модель познавательных процессов в психологии, далеко не исчерпывают процесс познания; проблема рождения и функционирования знания затрагивает немало других наук, прямо или косвенно занимающихся исследованием процесса познания, его сущности, содержания, форм и особенностей протекания. Обусловленное практикой требование исследования процесса познания сопутствовало всей истории развития человека и общества. Начатый на заре формирования науки анализ анатомии познавательного аппарата или последующие попытки систематизации и осмысления приобретенных знаний были нацелены на раскрытие сущности и механизма познавательного акта. Следует заметить, что познание функционирует на уровне отношений "субъект - объект", формирование которых связано с эволюцией форм отражения материи.

Теория познания изучает:

    возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

    структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

    характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

При всей остроте познавательных проблем, при всей их пестроте, обусловленной разными (порой полярными) школами в гносеологии, все же можно выделить некоторые узловые, которые обозначаются как основные проблемы теории познания.

Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д.

Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся: 1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

Необходимо определиться также и с понятием "отражение", которое лежит в основе осмысления процесса познания. Упрощенное понимание этого термина приводит к вульгаризации диалектики познания. Под отражением понимается процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела, процессы, явления своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, процессов, явлений, сохраняя при этом след взаимодействия. Осмысливая понятие отражения, необходимо обратить внимание на следующие положения.

    При отражении в живых системах (а человек относится к таковым) нет жесткой связи при воспроизведении (фотографического эффекта).

    Формы отражаемого и отражающего настолько разнятся, что по этой причине и возникает вопрос о степени соответствия, который в свою очередь выливается в учение об истине.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания . Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном счете исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные.

Первичным объектом познания (а соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Общество является особым объектом познания. В силу этого социальное познание, в частности, отличается гораздо меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования, отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем. В социальном познании в большей мере, чем в естественнонаучном познании, проявляется личность исследователя с его жизненным опытом, с особенностями его видения явлений и их оценки, его мышления и воображения. Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием ("здравым смыслом"), с различными вненаучными формами "практического" ценностного сознания и познания. Все это говорит о том, что общество является особым объектом познания.

К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

Субъект познания - это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:

    по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

    по линии "коллективной" субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

Абстрагироваться от этих влияний при выделении объекта познания невозможно.

Следует сформулировать ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений.

    Основа отношений "субъект-объект" - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения.

    Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания. Законом развития субъектно-объектных отношений служит процесс дифференциации познания, выделение его различных областей.

    Специфика познания зависит прежде всего от объекта, которым являются природа и общество.

    Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

    Важной особенностью субъектно-объектных отношений является их социально-исторический характер.

Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

    принцип познаваемости мира;

    принцип определяющей роли практики;

    принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение - это диалектический процесс; познание - высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания - практика.

Многие люди часто ждут в жизни чудо. Чего-то волшебного и сродни магическому, что может раз и навсегда кардинально изменить их жизнь! Как в сказке. По взмаху волшебной палочки или дуновения пыльцы.

И таки иногда начинает происходит нечто необычное. Гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, одинокие обретают пары, а страдающие чувствуют облегчение…

Иногда, такие чудеса и правда случаются. Но только вот не магическим образом. А в результате работы человека над собой, итогом которой является, на самом деле, даже не волшебные изменения, а обретение себя. Раскрытия своих качеств, возможностей, талантов.

Главная жизненная задача личности

Согласно теории основателя клиентцентрированого подхода в психотерапии, К. Роджерса, это и есть главной жизненной задачей каждой личности – самоактуализация, то есть реализации того, что в тебе уже и так есть, раскрытие и понимание своих черт и особенностей, их принятие.

Это не стремление к чему-то идеальному и неповторимому (хотя образ желаемого безусловно присутствует). Это принятие реальности во всех её проявлениях. Как есть: без иллюзий и проекций.

К огромному сожалению, не всегда и не у всех именно так . Как правило, в силу тех или иных причин человек может быть неконгруентным. Так происходит, когда его внутренние переживания, представления, мысли, не соответствуют тому, что он транслирует миру, людям вокруг.

Причины несоответствий

Почему так происходит? На то может быть несколько причин:

1) «Ты должен быть…»

Очень часто с самого детства мы усваиваем определенные убеждения, слыша родительские предписания и оценочные суждения.

  • Ты должен быть, как твой отец: сильным духом и стойким!
  • Ты же хорошая девочка? Слушайся взрослых! Им виднее.
  • Наш мальчик очень скромный и покладистый. Слова лишнего не скажет. Такой послушный.

Ребенок, не зависимо от того в каких вариациях это транслируется, получает послание: «Я буду тебя любить, если…» .

Возможно, он так и не узнает, что его ценность уже в том, что он есть. И для принятия другими не обязательно соответствовать перечисленным характеристикам. Но, его образ, грубо говоря, уже создан.

  1. Список ожиданий

Следующим шагом после семьи на пути во взрослую жизни является социализация, вхождение в социум, который тоже имеет свои требования и ожидания.

В каждой культуре есть образ успешной личности, так называемой личности – «достигатора». Какой-то эталон, пример, норматив, идеал, на который стоит равняться.

Увы, иногда, в сознании тех, кто к нему стремиться, постоянно сравнивая себя, формируется огромный разрыв между «я – реальным» и «я – идеальным», вследствие чего «я – концепция» приобретает ярко негативный оттенок.

Часто, эти две причины идут рука об руку. Как результат «личность не функционирует полноценно» (тоже понятие К. Роджерса).

Полноценно функционирующая личность

Какова же личность, которая функционирует полноценно? Это личность, которая стала сама собой, она всецело использует свои способности, таланты, возможности. Её жизнь – это движение к познанию себя и своих переживаний.

Такая личность имеет пять важных характеристик, среди которых:

Очевидно, что главная цель жизни человека, согласно К. Роджерса – рост каждой личности в направлении познания и реализации всех своих возможностей, ориентируясь на то, кем она может быть!

Для этого важно не бояться жизни, застревая на обвинениях родителей и социума. А быть в её потоке, делая её насыщенной, наполненной и полноценной! Работать над собой! Стремиться к осознанию, что единственный, от кого зависит всё происходящее в вашей жизни – это вы сами!

И для этого нужно всего – лишь желание и немного мужества!

У застенчивых людей, в большинстве своём, заниженная самооценка и они крайне неуверенные в себе личности. Свою неуверенность они пытаются спрятать, а перед другими, по мере возможности, пытаются надеть маску раскованных и уверенных в себе людей. У некоторых это действительно получается ценой больших эмоциональных затрат. Некоторые же стараются спрятать свою неуверенность под маской агрессивности.

Чрезмерная сосредоточенность на себе, которая объясняется страхом сделать что-то не так и упасть в глазах других людей, ещё больше влияет на поступки (неловкость, неуклюжесть и т.д.) те, в свою очередь, оказывают влияние на мнение других людей, а оно влияет на то, что сами застенчивые думают о себе. Замкнутый круг. И чтобы его разорвать вам нужно одно — стать самим собой. Ниже я перечислю 3 основных условия, которые помогут вам это сделать.

Перестаньте врать себе

Пожалуй, это самый главный пункт. Очень много психологических проблем мы испытываем из-за его несоблюдения. Зачем люди врут себе? Всё очень просто. Они хотят снять с себя ответственность за свои действия. Такая модель поведения пришла к нам из детства. Думаю каждый в своё время, чтобы не идти в школу, симулировал различные недомогания: температуру, насморк, кашель. В общем у кого на что хватало фантазии. Но почему вы не могли признаться, что вам просто не хочется этого? Всё потому, что вы боялись осуждения или наказания со стороны родителей. Поэтому ответственность на себя брала ваша воображаемая болезнь.

Но детство кончилось, а многие до сих пор любят перекладывать свои проблемы на чужие плечи или же на какие-либо внешние факторы. Взрослые люди продолжают ждать родительской расправы перенося свои старые эмоции на всех окружающих. Но это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, такой «беглец» будет жить в постоянном напряжении и стрессе. Чего бояться, если уже никто не грозит вам пальцем и не бьёт ремнём по попе?

В следующий раз, вместо того, чтобы скрывать свою неуверенность или, к примеру, перекладывать ответственность за свою неловкость на внешние факторы, попробуйте дать понять вашему визави, что вы — застенчивый человек. Расскажите, при необходимости, другим о своей проблеме. Реакция на это будет гораздо мягче чем вам может показаться. И это вовсе не позорно!

Признайте все свои ошибки, недостатки и говорите о них прямо. Конечно, сделать это будет сложно, по себе знаю, но главное в этом деле начать. Чем дальше, тем будет легче. Поверьте, прямота ваших слов и поступков откроет перед вами новые возможности. начнет уменьшаться, ведь не нужно будет ничего скрывать.

Осознайте свою уникальность

Зависимость от мнения других — глупейшая зависимость. Ведь каждому не угодишь. Давайте порассуждаем логически. Окружающие вас люди не скажут чего они действительно от вас хотят. Следовательно, если вы не узнаете точно об отношении какого-либо человека к вам, то как вы поймёте каким образом нужно себя с ним вести? Отпустите эти мысли. Вы всё равно не узнаете о чём он думает. Если у окружающих не получается заставить вас быть тем, кем они хотят вас видеть, чьи это проблемы? Их, а никак не ваши.

Поймите, что нет в мире ни одного человека такого же как вы. Вы — уникальная личность. Но, к сожалению, большинство людей прячут свою уникальность. Они хотят быть как все. Но, как говорится, каждому своё. У каждого свои цели и желания в этой жизни и глупо под них подстраиваться. Это тупиковая дорога, которая не приведёт вас к полноценной жизни.

Пускай у вас много недостатков, но даже и застенчивого человека можно преподнести с положительной стороны. Сдержанность, спокойствие, серьёзность, пунктуальность. Все эти качества преподносят нас в лучшем свете. Так же, как правило, очень хорошие слушатели. Это очень важное качество для расположения людей. Осмелюсь сказать, что даже важнее чем умение говорить.

И ещё, запомните, что отношение другого человека формируется не на основе вашего поведения, а на основе вашего отношения к нему. Однако подлизываться ко всем тоже не стоит. Разграничивайте свои и чужие интересы.

Откажитесь от сравнения с другими не в лучшую сторону

Иногда это происходит от собственной несостоятельности. Но собрав волю в кулак и начав работу над собой эти мысли обычно уходят, но не всегда.

Однако попробуйте понять, что человек не может быть хорош во всём. К примеру холерик-экстраверт вряд ли будет хорошим слушателем. А вот интроверт-меланхолик — вполне. И такой принцип действует повсеместно. Кто-то зарабатывает много денег, но у него могут не ладиться личные отношения, а кто-то наоборот, живёт в деревянном прогнившем домике в глухой деревушке, но с любимой женой и детьми и вполне этим доволен. Поэтому не подстраивайтесь под цели, желания и ценности других. Действуйте согласно собственным убеждениям, имейте на всё своё мнение.

Сравнивайте только себя сегодняшнего с собой вчерашним. Как только вы заметите, что начинаете соотносить себя с другими, отдохните, отвлекитесь. Не вините себя - попросту признайте, что у вас возникли эти мысли, и переключите ваше внимание на что-нибудь другое.

Вывод

Конечно, стать собой — трудная задача. Вы рискуете «нарваться» на неприятие со стороны окружающего общества, но несмотря на это вы должны двигаться дальше. Будьте готовы к потерям. «Неправильные» люди отсеются, а на их место придут новые, которые будут иметь аналогичные с вами взгляды и ценности.

Сброс ваших масок будет даваться тяжело. Он будет сопровождаться внутренним дискомфортом и давлением на вас извне. В некоторый момент и вовсе может показаться, что вы идёте в неправильном направлении, но это иллюзия. Главное не терять веру в себя и продолжать гнуть свою линию. Тогда, определённо точно могу вам сказать, вы придёте к желаемому результату.

P.S. Лично мне осознание всего этого в жизни значительно прибавило уверенности в себе и на душе стало действительно спокойней, но не сразу. Как правило сначала становится ещё хуже, а только потом приходит результат. И главное здесь не сдаваться. Не бойтесь стать самим собой!

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня я бы хотела раскрыть секрет - как быть собой всегда. Для начала мы разберемся как понять себя и прийти к внутренней гармонии, а потом рассмотрим факторы, которые мешают нам оставаться собой в любой ситуации. Если вы сумеете найти свой путь, то вам останется просто следовать ему.

Найти себя

Часто бывает крайне сложно понять, какой ты человек на самом деле. В нас сидят ожидания родителей, суждения окружающих, желания преподавателей и так далее. У каждого человека есть такие внутренние стопоры, которые мешают найти собственный голос.

Моя подруга с детства хотела стать актрисой, но ее мать считала подобную профессию полнейшей ерундой. Она видела свою дочь успешным юристом. Конечно, пойти против матери девочка не могла и сейчас работает адвокатом. Что в итоге привело к , нереализованному внутреннему потенциалу и постоянным .

Понять себя не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Некоторые люди привыкли думать о себе слишком хорошо, что не позволяет дать реальную оценку.

Поэтому вам нужно научиться не предвзято смотреть на вещи, себя, свои поступки и желания.

Попробуйте составить свою подробную характеристику. Начать можно с прошлого опыта. Опишите важные события или ситуации и опишите свой выбор и поступки. Постарайтесь ответить на вопросы: почему вы так поступили и что бы вы изменили сейчас.

  • Что сейчас происходит в вашей жизни,
  • почему вы выбрали именно такую работу,
  • хотели бы ее сменить,
  • где и с кем хотите жить.
  • Что сейчас вас не устраивает и как вы можете это изменить.

Так вам будет гораздо легче определить что делать в будущем и какую линию поведения выбрать.

В моей статье « » вы можете найти много полезных и практичных советов о том, как научиться быть с собой в гармонии. Старайтесь чаще и больше анализировать свои поступки. Со временем это войдет в привычку и вы будете лучше понимать себя. С легкостью определите где истинное ваше желание, а где просто чужие ожидания.

Окружающие

Почему многие люди не могут позволить себе быть настоящим в любой ситуации? Потому что они считают себя должными перед окружающими. Мол, ты должен вести себя определенным образом и делать определенный выбор.

Страх показаться смешным, не успешным в чужих глазах. Человек хочет получать позитивную оценку самого себя или своих поступков. И вот это ожидание похвалы зачастую и не позволяет быть настоящим.

Редко кто задумывается, что мнение окружающих является их индивидуальным суждением и зачастую не имеет никакого реального отношения к нам. Давайте рассмотрим пример.

Девочка Маша хочет устроить у себя дома тихие девичьи посиделки. Ее подруги подначивают на более шумную вечеринку, говорят, что надо пригласить больше людей, обязательно мальчишек и еще надо не забыть купить вина. Внутренне Маша не хочет этого, но не может отказать подругам, ведь иначе они ее засмеют, а может быть, вообще перестанут дружить с ней.

А вот ее друг Вася считает, что подруги слишком давят на нее. Он всегда ценил в Маше тихий и спокойный . Ему нравится, что Маша не «тусуется», как все остальные девочки, а занимается своим развитием, например. Как вы думаете, чье мнение в итоге окажет большее влияние на Машу?

Очень важно научиться слышать тех людей, которые могут по достоинству оценить любые наши качества. И только к таким людям стоит прислушиваться. Чаще всего они не критикуют, не пытаются тебя исправить. Наоборот, они готовы помочь, предлагают несколько вариантов для выхода из затруднительной ситуации, никогда не смеются над тобой.

Вокруг невозможно. Поэтому ожидания других людей должны так и оставаться их ожиданиями, а не становиться планом для наших поступков. Вам следует научиться не бояться неоправданных надежд. Тогда вы сможете быть собой в любой ситуации.

Основные помехи

Но кроме ожиданий и оценок окружающих, есть еще несколько моментов, которые мешают человеку быть самим собой. Давайте рассмотрим их более подробно.

Стыд. Когда человеку стыдно за себя перед другими, он не может быть настоящим, ведь приходится скрывать эту часть себя. Научитесь смело и открыто говорить о подобных вещах, тогда вам не придется ничего скрывать и быть не таким, какой вы есть на самом деле.

Спешка. Темп сегодняшней жизни невероятно быстрый. Надо все успеть, сделать как можно больше. Это только мешает человеку оставаться настоящим. В спешке вы не успеваете подумать, реально оценить происходящее. Не бойтесь брать паузы, останавливаться и давать себе передышки.

Триггеры. Существуют определенные ситуации или люди, когда мы просто не можем быть настоящими. Так, сотрудник тушуется перед большим начальством, студенты сутулятся при виде профессора и так далее. Если вы поймете какие именно обстоятельства заставляют вас становиться другим человеком, вам станет гораздо проще справляться с этим.

Страх. Страх быть не таким, каким хочется. Каждый человек имеет о себе определенное представление. Это можно назвать идеальным образом себя. Смотря на других, мы ищем качества, которыми бы хотели обладать. Самое тяжелое в этом процессе отмести ненужное и оставить полезное.

У меня есть замечательная статья, которая поможет вам определиться с тем, что в вас есть хорошего, а над чем еще стоит поработать: « ». Ведь любой свой недостаток можно превратить в достоинство.

Мой любимый совет на тему «быть собой» — завести личный дневник. Там вы можете быть честным, писать откровенно и не бояться ничего. Только так вы сможете реально понять себя, отпустить свои страхи, найти и начать двигаться вперед.

Всегда бывают обстоятельства, в которых нам приходится сдерживать себя, быть более или менее каким-то. Это норма жизни. Но даже в таких обстоятельствах вы можете быть самим собой. Более спокойной версией или, наоборот, более веселой.

Что вам мешает быть собой? Знаете ли вы о своих реальных мечтах и желаниях? В какой ситуации вы испытываете внутренний дискомфорт?

Будьте честным сами перед собой. Именно это поможет вам быть настоящим.
Удачи вам!

Почему не каждый может быть Человеком?

Все мы – люди, но не каждый из нас Человек с большой буквы «Ч», это не опечатка. Только часть россиян может похвастаться своей человечностью и человеколюбием, а именно из этого можно понять, каким именно человеком вы являетесь. Почему же не каждый может назвать себя Человеком с гордо поднятой головой? Потому что не хранит в сердце к людям, не готов смириться с чужими пороками и недостатками, которые могут раздражать, не понимает, почему других и помогать им. Перечислять можно без перерыва, но для чего попросту писать то, о чем и так знает почти каждый.

Интересно вот что: каждый Человек может видеть в себе недостатки, назвать их, но ни слова не сказать о недостатках своих друзей, близких, знакомых и малознакомых людей. А вот простой человек всегда скажет, какие все вокруг, укажет им и собеседникам на недостатки, но забудет, что у самого есть и свои недостатки, или же посчитает их совершенно незначительными по сравнению с недостатками других. Отсюда становится понятно, что не каждый человек может стать Человеком! Однако, если вы хотите измениться, то все это в ваших силах, стоит только лучше присмотреться к другим на наличие достоинств и к себе на наличие недостатков.

Как стать настоящим Человеком.

Человеком быть не тяжело, достаточно им правила, которые не превратят вас в животное, а оставят на уровне Человека. Для начала необходимо научиться быть честным с собой и с окружающими. Это не только по-человечески, но и проще для жизни, вам не придется вспоминать, о чем вы соврали и что утаили.

Что стоит отнести сюда:

  • не врать людям (даже во благо),
  • не утаивайте то, что может быть важным и то, что вы считаете не важным для себя,
  • не обманывайте себя, не обманывайтесь по отношению к людям,
  • не забывайте отдавать долги, если пришлось одолжить.

Что еще говорит о вас, как о Человеке, как стать Человеком? Это вежливость. Старайтесь разговаривать с людьми так, как было бы приятно вам, иначе вы не сможете стать человечнее. Вежливость – это умение не «совать нос» не в свое дело, правильно отвечать, учтиво разговаривать, чувствовать разницу в возрасте, поле, значимости и пр. Старайтесь здороваться первым, а не ждать, когда поприветствуют вас, пропускайте пожилых людей вперед, придерживайте им двери, подавайте руку при необходимости девушкам, женщинам, детям и старикам, чтобы им было удобнее спуститься с лестницы, даже если вы незнакомы, уступайте сидячее место в общественном транспорте нуждающимся в этом.

Важно, чтобы стать человеком, быть трудолюбивым. Без труда вы не только становитесь глупее и теряете хороший внешний вид, но и перестаете ценить жизнь, людей и труд окружающих. Старайтесь работать столько, сколько позволяет здоровье, не считайте года до пенсии. Работа – это важно для Человека, чтобы не погибнуть, чтобы «цвести».

И обаятельный. Умейте выслушать людей, умейте правильно рассказать свою историю, умейте посмеяться, где необходимо и промолчать, где это требуется. Чаще улыбайтесь, улыбка раскрывает в вас потенциал доброты и человечности.