Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен. Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. А что мы ещё знаем?.. То ли историю, то ли легенду, которую оставил потомкам знаменитый Плутарх, составивший жизнеописание Демосфена. Легенду о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

Эллада - родина красноречия

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы – говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого.

Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

Становление личности Демосфена

Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер.

Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался.

Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз.

Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

Как Демосфен исправлял свою речь

Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой.

Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер.

Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он решил тренировался каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра.

  • Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения : набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной.
  • Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.
  • Чтобы справиться с картавостью , Демосфен купил себе щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки.
  • А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.

Он советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы свободно держаться перед публикой.

Жизнь великого оратора

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить.

Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей.

Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства. Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком.

Демосфен постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»). Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили – отравился.

Резюме

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

Лидия Рублёва – практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер ВОПП ГП. Индивидуальные консультации – с 1998 г. Ведение групп - с 1999 г. Психотерапевтическая практика с 2000 г. Работает индивидуально, с группами и семьями. Специализируется на работе со сновидениями, психосоматическими заболеваниями и по поводу отношений. Руководитель психологического центра "Контакт"


Афинский государственный деятель и великий оратор Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер, борясь за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Его отец (которого тоже звали Демосфеном) имел оружейную мастерскую и был богатым человеком.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец умер, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.

Воспитание ребенка было поручено матери и ее братьям, которые стали опекунами ребенка. Опекуны, однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили учителям, не заботились об образовании детей и здоровье.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему только дом и рабов, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек сначала пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил возвратить похищенные деньги через суд. Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное - умение хорошо и убедительно говорить.

В то время, при демократическом строе, почти каждому афинскому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением, их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Самыми выдающимися учителями красноречия в то время были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была, слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. Особенно внимательно он изучал сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся более 5 лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности: они уничтожили завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако Демосфену все-таки не удалось целиком вернуть свое наследство.

Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. С этих пор он забросил все другие занятия и игры и стал усиленно упражняться в красноречии. Он решил стать оратором.

Но прежде чем выступать перед народом, Демосфену, по примеру своего учителя, пришлось писать судебные речи для других. Такое занятие хорошо оплачивалось, и молодой человек смог не только содержать свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако составление речей для других не удовлетворяло юношу. Ему хотелось посвятить свою жизнь общественной деятельности.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился, обрил себе полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, а всегда выучивал написанную заранее речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывал каждое слово. Все это впоследствии дало повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей.

Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.

Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.



Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова демосфен

демосфен в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

демосфен

ДЕМОСФЕН (ок. 384-322 до н. э.) афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После подчинения Греции Македонией отравился.

демосфен

ДЕМОСФЕН (Demosthenes) (384, Афины - 12 октября 322 до н. э., Калабрия) знаменитый древнегреческий оратор и государственный деятель. Родился в семье зажиточного афинянина, хозяина ремесленных мастерских. Рано потерял отца; лишился почти всего наследства из-за недобросовестности своих опекунов. Достигнув совершеннолетия (366), предъявил иск расхитителям своих денег и имущества. Сам выступал с речами на процессе и выиграл дело в суде, хотя и не добился материальной компенсации. Желая совершенствоваться в красноречии, Демосфен учился в частной ораторской школе, освоил уроки сценического мастерства, тщательно готовил свои выступления в письменном виде. Занявшись адвокатской практикой, он сумел поправить свои финансовые дела. Со временем работа профессионального судебного оратора и сочинителя речей для истцов или ответчиков перестала удовлетворять его. К середине 350-х гг. он начинает участвовать в политической борьбе, реализуя здесь свои ораторские способности. Как политик Демосфен считал необходимым отстаивать интересы не только родных Афин, но и всей Греции, независимости которой реально угрожала теперь уже не персидская, как прежде, а македонская опасность. Царь Македонии Филипп II, искусный дипломат и талантливый полководец, используя распри между отдельными греческими полисами, настойчиво продвигался к заветной цели - установлению своей гегемонии на юге Балкан. Демосфен встал во главе антимакедонской партии. Против Филиппа II были обращены наиболее знаменитые его речи - "филиппики". Однако промакедонски настроенные политики имели в Афинах большой вес. Они агитировали за тесный союз с Филиппом II и за совместный с ним поход на Персию. Чтобы прекратить военные действия македонян против греческих полисов, афиняне снарядили официальное посольство. Оно проявило большую уступчивость, и заключенный им так называемый Филократов мир (346) оказался выгодным Филиппу II. В конце концов постоянные агрессивные поползновения македонского царя встревожили многие полисы Средней и Южной Греции, Афины и Фивы возглавили образовавшуюся коалицию. Но ее объединенные войска были наголову разбиты македонянами в битве при Херонее (начало сентября 338); в битве участвовал и Демосфен, который с трудом спася бегством с поля боя. В почти безнадежном для афинян положении Филипп II пошел на мир, обеспечивший ему гегемонию в Элладе. Созданный в 337 под эгидой Македонии панэллинский союз провозгласил своей целью завоевательный поход на восток. Возглавил этот поход после смерти Филиппа II (336) его сын Александр III (Александр Македонский). Пока шло завоевание персидской державы, Демосфен придерживался более осторожной, чем прежде, линии поведения и удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. Но происки политических противников заставили его в 324 уйти в изгнание. После смерти Александра Македонского (323) Демосфен вернулся в Афины и принял активное участие в антимакедонском восстании греческих полисов. Однако победа и на этот раз осталась за македонянами. Вожди враждебной им партии вынуждены были бежать из Афин. Демосфен скрывался в храме Посейдона на острове Калабрия у берегов Арголиды. Когда враги пришли за ним, он принял яд. Позднее афиняне почтили память Демосфена, воздвигнув ему бронзовую статую. Сохранился сборник его речей и писем.

Демосфен

(Demosthénes) (около 384 до н. э., Аттика, ≈ 322 до н. э., Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Д. стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании. Сохранились приписываемые Д. 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Д. произнёс свою первую «Филиппику» ≈ речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов. С этого времени Д. стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности ≈ триерархии, т. е. снаряжения военного корабля ≈ триеры отдельными гражданами и метеками, и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Д. добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Д. продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323≈322) Д., преследуемый врагами, отравился. Последовательная патриотическая позиция Д., непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.

Изд.: Orationes, , ed. С. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914≈27; в рус. пер. ≈ Речи, пер. с греч., предисл. С. И. Радцига, М., 1954.

Лит.: Жебелев С. А., Демосфен, Берлин ≈ П. ≈ М., 1922; Cloché P., Démosthénes et la fin de la démocratic athénienne, , P., 1957; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, , 1939; Mathieu G., Démosthféne, l"homme et l"oeuvre, P., .

И. В. Поздеева.

Википедия

Примеры употребления слова демосфен в литературе.

Кому нужен такой воин, как Демосфен , который, следуя совету Архилоха, бежал, бросив щит, едва завидел врагов, -- прекрасный оратор, но никуда не годный воин!

Демосфен применял тот же самый способ, которым Афинодор учил сейчас меня: он заставлял меня декламировать, набрав в рот мелкие камушки.

Отчего нам не вспомнить Генри Граттана и Флуда или Демосфена или Эдмунда Берка?

Я читал ей Гегеля, Жан-Поля, Демосфена , Галича, Руссо, Глинку, Ричардсона, Декандоля, Волтера, Шекспира, Шамиссо, Байрона, Мильтона, Соутэя, Шеллинга, Клопштока, Дидеро.

Так говорят Идоменей и Дурид, однако большинство писателей, и к тому же самые надежные, называют только восьмерых - Демосфена , Полиэвкта, Эфиальта, Ликурга, Мерокла, Демона, Каллисфена и Харидема.

Тот же Гермипп, ссылаясь на Ктесибия, сообщает, что Демосфен основательно изучил наставления Исократа и Алкидаманта, тайно получивши их от сиракузянина Каллия и некоторых других.

Тут же почти, не прошло и недели, как скончались патрикии и сенаторы Татиан, Демосфен и Гиларий, оставив столь же патриотические завещания.

И в самом деле, вот знаменитые его современники - Никий, Демосфен , Ламах, Формион, Фрасибул, Ферамен - мы нигде не встречаем даже имени матери хотя бы одного из них, а между тем нам известно, что кормилицей Алкивиада была лаконянка по имени Амикла, а наставником - Зопир.

Как у всех, служивших генералу, у него была своя несчастная минута, когда он приписал Цицерону фразу Демосфена , а генерал потом в докладе это процитировал.

В ее голосе не было и следа покорности: - Когда Демосфен сообщит жителям Дао, что богослышащие - это обыкновенные люди, генетически усовершенствованные, но вместе с тем и генетически искалеченные, тогда уже не будет причин, чтобы вы продолжали нами управлять.

Овладев же этим искусством, он передал свои знания Валентине, заставив ее, в качестве Демосфена , писать примитивные, демагогичные тексты.

Но Демосфен не лишал их надежды справиться с македонской угрозой, и они слушали его, затаив дыхание.

Александру было всего пять лет, когда Демосфен произнес свою первую речь против его отца.

В детстве Демосфен был таким слабым и болезненным, что даже не ходил тренироваться в палестру, как это делали все афинские мальчики.

Когда Демосфен подрос, то пригласил к себе учителем опытного оратора Исса.

ИСТОРИИ

История великого оратора

Афинский государственный деятель и великий оратор Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер, борясь за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Его отец (которого тоже звали Демосфеном) имел оружейную мастерскую и был богатым человеком.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец умер, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.

Воспитание ребенка было поручено матери и ее братьям, которые стали опекунами ребенка. Опекуны, однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили учителям, не заботились об образовании детей и здоровье.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему только дом и рабов, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек сначала пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил возвратить похищенные деньги через суд. Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное - умение хорошо и убедительно говорить.

В то время, при демократическом строе, почти каждому афинскому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением, их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Самыми выдающимися учителями красноречия в то время были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была, слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. Особенно внимательно он изучал сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся более 5 лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности: они уничтожили завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов, опекуны были осуждены, однако Демосфену все-таки не удалось целиком вернуть свое наследство.

Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. С этих пор он забросил все другие занятия и игры и стал усиленно упражняться в красноречии. Он решил стать оратором.

Но прежде чем выступать перед народом, Демосфену, по примеру своего учителя, пришлось писать судебные речи для других. Такое занятие хорошо оплачивалось, и молодой человек смог не только содержать свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако составление речей для других не удовлетворяло юношу. Ему хотелось посвятить свою жизнь общественной деятельности.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошел его друг, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. «Все это так,- отвечал актер,- но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида». Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял, как много красоты придает речи выразительность, которой ему так не хватало. С удвоенным усердием он принялся за работу.

Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился, обрил себе полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, а всегда выучивал написанную заранее речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывал каждое слово. Всё это впоследствии дало повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей.

Но даже враги признали, в конце концов, силу и мастерство его выступлений. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался главного предмета, не любил пустой болтовни. Он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага независимости Греции - македонского царя Филиппа. Любовь к родине вдохновляла его на борьбу против македонян и их многочисленных пособников.

Еще недавно Македония была слабым и отсталым государством, с которым греки мало считались. Царь Филипп, правивший с 359 по 336 г. до н. э., объединил страну и организовал большую, прекрасно вооруженную армию. В руках талантливого полководца она стала грозной силой.

Внутреннее положение Греции в это время было благоприятным для вмешательства Македонии: греки вели между собой постоянные войны, афиняне воевали с союзниками, фиванцы - с фокейцами, а спартанцы с государствами Пелопоннеса.

Царь Филипп использовал раздоры греков: он всюду имел своих сторонников и агентов. В случае необходимости царь не брезговал и подкупом. «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость»,- говорил Филипп.

Демосфен понимал, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

Демосфен постоянно выступал с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа называли филиппиками (и в наше время страстные обвинительные речи тоже часто называют филиппиками).

В 336 г. до н. э., царь Филипп был убит.

Демосфен получил известие о смерти Филиппа, когда народ еще не знал об этом. Он явился в народное собрание и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришла весть о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственные жертвы. Великий оратор в тот же день пришел в собрание в праздничной одежде, с венком на голове, хотя собственную его семью постигло горе: всего несколько дней назад умерла его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне послали посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в сношения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с сыном Филиппа Александром. Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легче.

Вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем, общегреческого войска, созданного для похода на Персию.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду города. Однако изъявлением полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр только потребовал у афинян выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам, после чего овцы превратились в легкую добычу. Себя самого и своих товарищей он сравнил с собаками, а Александра назвал волком. Афиняне выступили в защиту Демосфена, и македонский царь не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Между тем в Афинах к власти опять пришла македонская партия. Теперь противники Демосфена сочли, что настало подходящее время с ним расправиться. Дело в том, что несколько лет назад один из сторонников Народной партии предложил увенчать Демосфена золотым венком за большие заслуги перед родиной. Народное собрание согласилось с этим и постановило наградить Демосфена. Сторонники Македонии возражали, а оратор Эсхин даже внес жалобу на это постановление в суд присяжных. Он доказывал, что Демосфен не заслуживает такой высокой награды.

Демосфен вынужден был защищаться. Суд превратился в поединок двух самых знаменитых ораторов Афин.

Суд начался при огромном стечении народа. Эсхин произнес обвинительную речь, полную несправедливых нападок на Демосфена. В знаменитой защитительной речи «О венке» великий оратор рассказал обо всей своей деятельности на благо народа, родины и ярко обрисовал предательское поведение Эсхина. Несмотря на давление со стороны противников, судьи вынесли справедливый приговор. Эсхин был подвергнут денежному штрафу и должен был уйти в изгнание. Успех речи «О венке» был не только победой Демосфена, но и торжеством патриотических сил в Афинах и во всей Греции.

Затем Демосфен и некоторые другие лица были привлечены представителями македонской партии к суду по ложному обвинению в расхищении денег. Под давлением противников суд признал Демосфена виновным и присудил его к уплате 50 талантов. Так как он не мог заплатить такой огромной суммы, то его заключили в тюрьму. Друзья вскоре помогли ему бежать, и он нашел убежище недалеко от Афин, на острове Эгине.

Демосфен мучительно переживал свое изгнание, здоровье его было расшатано. Он горько жаловался друзьям на несправедливость приговора. Все, что нам известно о жизни и поведении Демосфена, убеждает в его невиновности. Человек бескорыстный, он был неспособен на бесчестные поступки.

Однако изгнание Демосфена оказалось непродолжительным. Неожиданно пришло известие о кончине Александра в Вавилоне (323 г. до н. э.).

Афинское народное собрание постановило вернуть любимого оратора из изгнания. За ним был послан на остров Эгину государственный корабль. Когда Демосфен вступил на родную землю, ему устроили в афинской гавани Пирее всенародную торжественную встречу как национальному герою. Впоследствии Демосфен говорил, что это был самый счастливый день в его жизни.

Демосфен возглавил сопротивление македонянам. Началась война, которая вначале шла успешно для афинян. Однако македонянам удалось склонить некоторых союзников Афин на свою сторону. Афиняне остались почти в одиночестве. Все же они решились дать последний бой. Он произошел в августе 322 г. до н. э. у города Краннона (Фессалия). Афиняне потерпели поражение, хотя и не такое решительное, как при Херонее.

Пришлось заключить мир, условия которого продиктовали победители: афиняне должны были уплатить Македонии за издержки войны и допустить в свою гавань македонский гарнизон. Демократия в Афинах уничтожалась, и только несколько тысяч богачей сохраняли право управлять городом. Демосфен и некоторые другие вожди демократии были приговорены к смерти.

Демосфену удалось бежать на остров Калаврию (у берегов Пелопоннеса), где он укрылся в храме Посейдона.

Нашлись предатели, которые добровольно взялись за розыски беглецов. Среди этих предателей наибольшей низостью отличался некто Архий, бывший прежде актером,- он даже получил прозвище «охотника за беглецами». Узнав, что Демосфен находится на острове Калаврии в храме Посейдона как «молящий о защите», Архий прибыл туда с фракийскими наемниками и лицемерно предложил Демосфену отправиться с ним к Антипатру, уверяя, что тот не сделает ему ничего дурного. В ответ Демосфен сказал: «Прежде ты не мог, Архий, растрогать меня своей игрой в театре, а теперь ты не обманешь меня своими обещаниями! Подожди немного, мне надо кое-что написать родным». С этими словами Демосфен ушел внутрь храма, взял тростниковое перо, как бы собираясь писать, затем поднес перо ко рту и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь, готовясь писать. В тростниковом пере был спрятан сильнодействующий яд, который Демосфен и проглотил. Переступив порог храма, он пошатнулся и упал мертвым. Это произошло 12 октября 322 г. до н. э.

Так погиб Демосфен, не пожелавший пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха. Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись на постаменте гласила:

"Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей
".

Ботвинник М., Рабинович М., Стратановский Г.
Жизнеописания знаменитых греков и римлян
ДРЕВНИЕ ГРЕКИ
Демосфен. 384-322 гг. до н.э.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава I. Ораторское искусство в Древней Греции

Глава II. Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Глава I . Оратор ское искусство в Древней Греции

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже "царицей искусств" настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем "услаждение слушателей" свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, "духовное детище демократии", особой искусности достигло усилиями софистов, точнее "старших софистов" (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к "гражданскому искусству", он намеревался с его помощью "сделать людей хорошими".

Глава II . Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил "р"), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 "выступлений" к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например "О преступном посольстве" и "За Ксенофонта о венке", имеют по сто с лишним страниц. Это значит, что не 2-3 часа, а больше длились эти речи привлекая внушительную массу людей. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. Некоторые оценки людей и описания событий, даваемых Демосфеном в речах, воспринимаются как типизации по законам художественных обобщений.

В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца.

Не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II. В этих речах не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал "достославных" предков-афинян, призывал чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики.

Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием "филиппики".

ораторский ритор речь логика

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: "Граждане афиняне!". Прямым обращением к гражданам афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из "филиппик" говорил: "Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось" . И через некоторое время, снова произнося: "граждане афиняне", оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

Частое обращение античного автора к "гражданам афинянам", мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. "Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям". В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: "К чему это я говорю? - для того, чтобы..." Или: "Что же именно? - это то..." В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: "Хорошо! Отлично!". Но он восклицал и при отрицании: "Нет, никогда!" - в категоричной форме, или: "нет, нет, о все боги!", или же: "Но это не так, да, не так!" - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: "Да нет же!" или: "Ничуть не бывало!" Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: "Кто бы мог подумать, что это случится?" или: "И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?" И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.

Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: "Нет, клянусь Зевсом!" или "Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!" В речи "О делах в Херсонесе" Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: "Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства..." Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: "Да помогут все боги!" - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: "Клянемся Зевсом!" В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи "О мире" Демосфен говорил о своей "политической и ораторской деятельности" как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи "О делах Херсонеса" он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. "Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков". "Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении "О распространении средств", - весьма вредны для государства". Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. "Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики", подразумевая под "политикой" те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.

Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития. Известно, что на демосфеновских речах учились не только ораторы разных поколений не только в Элладе, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме.

Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена. Для этой теории примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Истоки риторики. Объективная основа зарождения ораторского искусства как социального явления. Причины, способствовавшие появлению ораторского искусства. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Труды о риторике выдающихся мыслителей Древнего мира.

    реферат , добавлен 16.07.2011

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Морфология и синтаксис как составные грамматики, их задачи и функции. Понятие о частях речи, их классификация и виды. Принципы и правила ораторского искусства, его классическая схема и этапы, логичность и доказательность, культура речи и приемы.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2009

    Исторические вехи судебного ораторского искусства, обзор его первых теоретиков. Правила и приемы концовки судебной речи, психологическое воздействие на слушателей. Характеристика практической деятельности юристов в области ораторского искусства на суде.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.