«Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.

Быть сознательным -- это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления -- здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, -- которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» Фрейд 3. Я и Оно// Избранное. М., 1989. С. 370-373..

Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного.

Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания: сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком; сознание в нем самом, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которое он уже имеет. Отсюда расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием. Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.

В этой связи закономерен вопрос о языке. Принято считать, что мысль появляется раньше ее языкового оформления. Многие мыслители, исходя из своего опыта, заметили, что их мысль после своего рождения как бы ищет свое языковое оформление. Отсюда распространенность мнения о том, что при своем зарождении мысль существует вне языка. Это действительно так, если отождествить понятие «язык» с тем, что возникает в результате человеческого общения и составляет часть его культуры. Но если допустить, что есть разные языки: языки животных, языки машин, а словесный язык -- это лишь один из языков, тогда вполне можно согласиться с тем, что мысль возникает лишь посредством языка и не существует вне его. Сначала мысль возникает на языке мозга, языке бессознательного и лишь позднее переводится на словесный язык, язык сознания.

Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное, как модель. Присвоить ей определённые характеристики. Исследовать её. Например пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной стороны -это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, заставляющий, затягивающий человека в свою паутину. чувство сознания, которое внедрилось в сложную человеческую систему как компонента. И так как этот элемент являлся доминирующим во всей системе, результатом синтеза явилось начало духовного возрождения человека. Победа его над инстинктом с дальнейшим развитием интеллекта и научно технической мысли. Однако искоренить бессознательное не удалось и скорее всего никогда не удастся. С таким же успехом можно пытаться организовать считывание информации человеческого мозга на магнитные диски. Невозможно ни стереть бессознательное из человека ни побороть его сознательно. Однако среди людей встречаются единицы, которые смогли это сделать. Вспомним Ленина. Ведь не так давно в России происходили фантастические события. Нашёлся человек, чьё сознание во много раз превосходило инстинкты. Мне часто говорят, что человек от природы устроен психически слабым существом. Просматривая отрывки своей жизни я все больше и больше в этом убеждаюсь. В человеке заложен инстинкт повиновения более сильному. Он не в состоянии вести психическую борьбу за первенство в обществе. Подобно тому, как в волчьей стае есть только один вожак. Тот, кто сумел одержать победу над бессознательным внутри себя. Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.

Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Можно провести аналогию с биологическими часами. Например, как объяснить тот факт, что петух будит фермера по утрам и тот ни разу не опоздал на электричку. Подобно этому внутри нас всегда существует мера - как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица - ничем не хуже линейки или циркуля, которыми мы привыкли пользоваться.

В реальной жизни на сегодняшний день можно дать такую характеристику: «Бессознательное - это то, что затягивает нас в паутину неприятностей и неудач». Как это объяснить? Дело в том, что в жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания окружающего мира оказался слабее подсознательного. Два импульса перекрываются. Результирующим оказался незначительный источник, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом бессознательны. Отсюда потеря контроля над окружающим миром, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д.

Сознательное и бессознательное

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным - прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.

Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.

Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному) , то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.

Бессознательное и сознательное в человеке

Введение.

1. Понятие сознания.

2. Бессознательное.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотноситель­ные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает реше­ния. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуж­дению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок.

Естественный путь развития человек проходит в сравнитель­но короткий срок, в основном в период младенчества, когда пу­тем созревания наследственно заданных структур, в процессе их функционирования и построения новых систем образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. На этой базе в дальнейшем, на протяжении всей жизни осуществляете социальное развитие психики, которое носит чрезвычайно многообразный и сложный характер.

1. Понятие сознания.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный пе­риод его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является сов­местная продуктивная опосредованная речью орудийная деятель­ность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятель­ности. Сознание предполагает осознание человеком не только внеш­него мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представ­лений и чувств. Образы, мысли, представления и чув­ства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность на­правлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно со­средоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, кото­рые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда казалось бы ничто о ней не напоминает. Более сложный при­мер связан с тем, что человек часто прислушивается к внут­реннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, анге­лов. Порой они сомневаются, чей это голос: Бога или дьяво­ла.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими по­стоянного внимания и сознательного контроля, и включается в дей­ствие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие оче­видного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физиче­ское или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой раз­решиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожи­данно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга . Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств.

2.Бессознательное.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы неверно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

3. Диалектика сознательного и бессознательного.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.

Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непо­средственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состо­яние сознательности быстро прохо­дит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако мо­жет вновь стать сознательным при известных, легко достижимых усло­виях.

I. Введение

II. Основная часть.

1. Сознание.

1-1. Происхождение сознания

1-2. Сущность сознания

2. Бессознательное.

2-1. Понятие бессознательного

2-2. Бессознательное по З. Фрейду

2-3. Коллективное бессознательное по К. Г. Юнгу

3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного

III. Заключение

IV. Список литературы

Введение.

Одной из величайших загадок, над разгадкой которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего мира, является тайна человеческого разума. Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря которому он достиг столь высокого уровня развития и может воплощать в жизнь самые дерзновенные свои замыслы.

Но что – же представляет собой наша психика, тайна которой с глубокой древности волновало людские умы?

В античном мире психика получила название «души». Гераклит считал душу «искоркой вечно живого огня». Платон трактовал душу как «созерцательницу идей». Аристотель считал душу «формой, способом организации живого тела».

В XVII веке Рене Декарт ввёл понятие сознания. Он трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Он говорил, что в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» - неосознаваемых восприятий. Так произошло первое структурирование человеческой психики.

Наиболее полное разграничение психики человека на сознательное и бессознательное вёл австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Он назвал сознательное и бессознательное соотносительными понятиями, выражающими особенности работы человеческой психики.

В современной терминологии представление об уровнях строения психики по Фрейду можно описать следующим образом:

  • бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
  • подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
  • досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
  • сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.
  • Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период - мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

    Под бессознательным мы можем понимать две разные вещи. Во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания или при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). Во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

    К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

    Сознание.

    Становление сознания.

    Сознание современного человека является итогом многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Биологической предпосылкой становления сознания человека была эволюция психики животных, без которой невозможно было бы формирование людской психики.

    Сознание могло появиться только как функция высокоразвитого мозга, формировавшегося под влиянием труда и речи. Мозг как орган сознания развивался параллельно развитию руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, планирующей практические действия. Осязательные ощущения с развитием трудовой деятельности уточнялись и обогащались. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И теперь, прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его способ осуществления, и результат.

    Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове: труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

    С возникновением труда формировалось человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Но только при осмыслении участниками труда связи своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели возможно разделение трудовых усилий. Сознание человека формировалось вместе с возникновением общественных отношений, требующих подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

    “Революцией”, породившей человеческое сознание стало возникновение речи.

    Животные не обладают сознанием, равно как и не обладают речью. То немногое, что животные способны передать друг другу (предупреждение об опасности, призыв к совместным действиям или выражение своего состояния, например голода или жажды) можно передать и, не прибегая к помощи речи. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является конкретная ситуация, присутствующая в данный момент.

    Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась потребность сказать что - либо друг другу. Звуки, произносимые в той или иной ситуации, ассоциировались с возникающим в мозгу тем или иным образом. Так человеческая речь приобрела важнейшее своё качество – абстрактность.

    Сознание — высший уровень психического отражения, присущий только человеку. Сознание человека — это не статическая, а постоянно изменяющаяся субстанция. Причина такого изменения в меняющихся образах окружающей действительности и постоянном усвоении внутреннего и внешнего опыта.

    Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), мотивацией, рефлексией (оценкой себя), самонаблюдением, уровнями ясности. Другими словами, сознание — это восприятие и знание самого себя. Причем постоянное знание о себе: о своих мыслях, действиях, своем состоянии и др.

    Характеристики сознания

    Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

    1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
    2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
    3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
    4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

    Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

    Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

    Виды бессознательных явлений:

    • Привычные действия . Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
    • Сопроводительные действия . Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
    • Патологические явления в психике . Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
    • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

    Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

    • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
    • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

    Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.