Конспект урока по изобразительному искусству.

2 класс.

Выполнила учитель

начальных классов

Геращенко Наталья

Анатольевна.

2013 г.

Конспект урока изобразительного искусства.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (создана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

2 класс, I четверть «Чем и как работают художники», урок №5.

Тема «Выразительные возможности графических материалов».

Цель урока: Познакомить с выразительными возможностями графических материалов.

Задачи:

1)Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой, графическими материалами, техникой работы этими материалами.

2) Развивать умение сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи), умение передавать настроение в творческой работе с помощью линий, использовать художественные материалы (тушь, уголь).

3) Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к работе различными художественными материалами, аккуратность, творческие способности.

Зрительный ряд: слайды и фотографии зимнего леса, отдельных деревьев и других выразительных объектов зимнего леса, образцы, выполненные учителем, репродукции, таблицы «Графические художественно-выразительные средства», термин, динамические таблицы.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. Декабрь, Святки (из цикла «Времена года»).

Оборудование для учащихся: баночка с водой, альбом, тушь чёрная или гуашь, палочка или перо, тонкая кисть, тряпочка, клеёнка.

Схема оформления доски:




1 – название темы урока.

2, 3, 4 – последовательность выполнения работы.

5 – термин «графика».

6,7 – таблицы «Графические художественно-выразительные средства».

8 – чистый лист для показа приёмов работы тушью.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание работы.

Примечания.

I Подготови-тельная часть.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Введение в тему занятия.

Встаньте все ровно.

Здравствуйте! Тихо садитесь!

Я сейчас назову предметы, которые понадобятся сегодня нам на уроке, а вы молча проверьте, все ли они у вас есть на парте.

Вы уже обратили внимание на то, что на партах у вас тушь и гуашь только чёрного цвета.

Какую же работу можно выполнить чёрным цветом?

Мы с детства привыкли рисовать красками – цветом, а вот сегодня мы попробуем изобразить зимний лес, деревья графическими материалами.

2 минуты.

Учитель называет предметы (альбом, баночка с водой, тушь или чёрная гуашь, перо, палочка, тонкая кисть, тряпочка, клеёнка). Дети молча проверяют готовность к уроку.

II Основная часть.

1.Вступительная беседа.

2. Восприятие зрительного ряда.

3. Объяснение нового материала.

5. Демонстрация приёмов и этапов работы.

6. Самостоятельная, практическая работа учащихся.

III Заключи-тельная часть урока.

1. Выставка работ учащихся, их обсуждение.

2. Подведение итогов урока.

3. Общая оценка работы класса.

Учитель демонстрирует слайд №2.

Посмотрите изображения зимнего леса. С помощью чего художникам удалось передать его красоту, настроение? (С помощью цвета). Эти работы живописные. С помощью цвета, различных оттенков художники передали всю красоту и волшебство зимнего леса.

А что же такое графика?

(Выслушиваются ответы детей затем делается вывод).

Графика – это изображение мира при помощи линий, штрихов, пятен разных тональностей одного цвета, соотнесение чёрного и белого.

Как вы думаете, чем можно выполнять такие работы?

Такие работы выполняются графическими материалами. К ним относятся: тушь, гуашь, карандаш, уголь, мел и другие материалы.

Что же помогает художнику-графику передать красоту леса, деревьев?

Как линии и штрихи могут передать характер деревьев?

Линии и штрихи бывают различные: колючие, весёлые, нежные, злые, тихие и т.д.

Их можно выполнять обыкновенной палочкой, пером, кистью. От выбора инструмента зависит характер, толщина линий и штрихов.

Работать мы будем тушью и гуашью чёрного цвета. Они очень маркие, поэтому работу надо выполнять аккуратно. Для этого используйте тряпочку и черновой лист белой бумаги, на которой мы будем выполнять пробные линии и штрихи.

Штрихи могут быть также мелкие и крупные, с наклоном и прямые, частые и редкие. Их лучше всего выполнять заострённой палочкой или пером.

Линии можно выполнять кистью. Если нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной. Если потихоньку, линия станет тонкой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, а руку от листа не отрываешь. Линия получается словно живая.

В вашем зимнем пейзаже обязательно будут присутствовать деревья, ведь какой же лес без них? Давайте вспомним как надо рисовать дерево.

Рисовать дерево надо снизу вверх (как оно растёт). Ствол дерева постепенно сужается к его вершине, которая переходит в несколько тонких веток. Необходимо помнить так же о том, что изображать ветки следует так, как они растут, т.е. от ствола в воздух, но не наоборот, ибо именно тогда толщина веток будет соответствовать реальности: у ствола – толще, к своему завершению – тоньше. На своём протяжении линии должны иметь разную толщину, наклон, протяжённость.

Работу мы сразу будем выполнять графическими материалами без набросков. Продумайте как вы будете располагать лист. Если вы хотите показать глубину, то лист располагайте вертикально, если простор, ширь – горизонтально. Сначала намечаем линию горизонта. Затем рисуем задний план. После выполняем передний план и нужно помнить, что растения переднего плана перекрывают деревья, кустарники, засохшие травы заднего плана. Они кажутся больше, ярче.

Физкультминутка.

Сейчас представьте себе композицию на тему «Зимний лес». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному расположены на листе.

Теперь сядьте все ровно и приступайте к работе. Кому нужна помощь не выкрикивайте, а поднимайте руку, и я подойду! Дети самостоятельно выполняют зимний пейзаж графическими материалами. Учитель обходит класс проверяет все ли начали работать, оказывает индивидуальную помощь, исправляет ошибки. В конце самостоятельной работы выбирает работы для выставки, анализа.

Посмотрите на работы учащихся и обратите внимание, как они передали пластику ветвей, характер деревьев. Какое настроение передали ребята? С помощью каких выразительных средств графики у них это получилось? У кого более удачно выполнены деревья? Задний план? Сухая трава? Следы на снегу?

О каком виде изобразительного искусства мы сегодня говорили на уроке?

Какие графические материалы вы запомнили?

С помощью каких выразительных средств графики вы выполняли сегодня зимний пейзаж? Понравилось ли вам выполнять графическую работу?

Сегодня все активно работали на уроке. Молодцы! Научились правильно и аккуратно работать с графическими материалами. После школы по дороге домой, ещё раз понаблюдайте за красотой деревьев, пластикой их стволов и ветвей.

Уборка рабочих мест.

Слайд 2

Беседа с классом производится при параллельном показе изображений зимнего леса. Обращается внимание на пластику ветвей, запорошенные снегом сухие травы.

Слайд №3, 4.

Дети рассматривают произведения графики.

Дети уже могут предположить, что эти работы выполнены карандашом, тушью, акварелью, гуашью одного цвета.

Учитель демонстрирует некоторые графические материалы.

Слайды № 5,6,7.

Дети рассматривают работы и вместе с учителем делают вывод, что выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно. Слайд № 8.

Слайд № 9,10.

Учитель демонстрирует таблицы на доске.

Слайд № 11,12.

Показ учителем на доске.

Показ учителем на доске.

Показ учителем на доске.

Слайд №13.

Показ учителем техники выполнения различных деревьев.

Слайд №14.

Слайд №15.

Слушание произведения П.Чайковского «Декабрь. Святки (из цикла «Времена года»)».

Самостоятельная работа учащихся 20 минут.

5 минут.

Учащиеся вместе с учителем анализируют работы.

Повторение о графике, как об одном из видов изобразительного искусства, о графических материалах и выразительных средствах.

Приложение.

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Материалы : тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд : наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.

Литературный ряд : М.Пришвин "Рассказы о природе".

Музыкальный ряд : П.Чайковский "Декабрь" (из цикла "Времена года").

Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Материалы : пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд : наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни, слайды животных и скульптурные произведения, слайды и мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В.Ватагина.

Литературный ряд : В.Бианки "Рассказы о животных".

Выразительные возможности бумаги

Освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка"). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению; при наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды произведений архитектуры, макеты прошлых лет, выполненные учащимися, показ приемов работы с бумагой.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, "неожиданные" материалы.

Изображение ночного праздничного города с помощью "неожиданных" материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.

Тема 2. Реальность и фантазия (7–14 ч)

Изображение и реальность

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. "Мастер Изображения" учит видеть мир вокруг нас. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне.

Материалы : гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.

Зрительный ряд : произведения искусства, фотографии с изображением животных.

Изображение и фантазия

Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.

Материалы : гуашь, кисти, большой лист бумаги, желательно цветной, тонированной.

Зрительный ряд : слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

Музыкальный ряд : фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Материалы : уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.

Зрительный ряд : слайды фрагментов природы, увиденные глазами художника.

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка).

Материалы : любой графический материал (один-два цвета).

Зрительный ряд : слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др.

Музыкальный ряд : ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

Постройка и реальность

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел, головки мака и формы подводного мира – медузы, водоросли. Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги "Подводного мира".

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Постройка и фантазия

"Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. Индивидуальная, групповая работа по воображению.

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Л.Корбюзье, А.Гауди), ученические работы прошлых лет.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) в украшении елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.

Материалы : бумага, ножницы, клей, гуашь, тонкие кисти.

Зрительный ряд : детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

Тема 3. О чем говорит искусство (11–22 ч)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Похожая информация:

  1. II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания. a) Настанет время, когда получение промышленных материалов в космосе станет обычным делом

Конспект урока изо 2 класс "Выразительные возможности аппликации" УМК "Школа России"

Дата публикации: 09.12.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Современное образование - один из наиболее динамических процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (информатизация, обновление технологий и др.).

Последнее время быстрыми темпами меняются подходы, требования образования, к ведению урока в соответствии с ФГОС. Урок представляет собой живую, подвижную, постоянно меняющую процессуальную систему, отражающую в себе и моменты образовательного процесса. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирования умения учиться. Учащийся должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В условиях перехода начальной школы на ФГОС НОО и для успешной его реализации, необходимо отдать приоритеты средствам и объектам обучения нового поколения, введению новых педагогических технологий.

При составлении конспекта урока нами была использована технология развития критического мышления (ТРКМ) и оценки. Приоритетом этой технологии является: включение ребенка в активную учебно-познавательную деятельность, умения работать в группе учащихся, контролировать и оценивать свою работу. Данная технология актуальна потому, что позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Козенко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ "Лебяжьевская СОШ",

Цибулина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ "Лебяжьевская СОШ".

Предмет: ИЗО

Тема - Выразительные возможности аппликации

Образовательная система «Школа России», программа Б. М. Неменского

Место темы - изучение нового материала
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой и способами аппликации; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.

Образовательные:
- Расширить познавательную сферу учащихся через знакомство с техникой аппликации;
- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.

Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу учащихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп;
Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения учащихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

Знать, что такое аппликация;

Знать способы аппликации;

Знать и соблюдать правила безопасной работы с клеем;

Уметь выполнять аппликацию.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в технике аппликации: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения средствами аппликации;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности;
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений;
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:
- расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности,
- развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
- умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь.

Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работы в материале;
- выражение в словесной форме образного смысла творческой коллективной работы;
- оценивание результата своего труда.

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, демонстрация, работа с книгой

Формы:фронтальная, групповая, индивидуальная, частично - поисковый

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка

Медиаматериалы: презентация MicrosoftPowerPoint

Методы и приемы технологии развития критического мышления:

Кластер;

Синквейн.

Материально-техническое обеспечение урока:

Ученики:
- учебники изобразительного искусства Е.И. Коротеевой «Искусство и ты», 2 класс;

Раздаточный материал - листочки «Мое настроение»;

Набор цветной бумаги;

Большой лист из обоев на каждую группу.

Мультимедиа проектор;

Экспозиционный экран;

Презентация;

Учебник изобразительного искусства Е.И. Коротеевой «Искусство и ты», 2 класс;
- фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии, художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagiomolto;
- репродукции пейзажей с изображением осени Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень», Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»;
- таблица «Правила работы в группе»;

Таблица правила безопасной работы с клеем.

Организация учебного пространства:

пространство класса поделено на зоны для работы в трех группах. Для этого в кабинете по рядам сдвинуты учебные столы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата

Организационный момент

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место

Личностные:

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения друг к другу

Я сегодня с вами буду здороваться необычным способом. С кем я поздороваюсь, тихо сядут на свое место.

Здравствуйте у кого сейчас хорошее настроение.

(Если сядут не все, то учитель продолжает:

Здравствуйте, кто родился летом!

Здравствуйте, все, кто родился зимой!

Здравствуйте, все, кто родился весной!

Здравствуйте, кто родился осенью!)

Садятся на места

Оценить готовность к уроку

Эмоциональный настрой

Личностные: формирование положительной мотивации, настроя на деятельность

Тест «Настроение»

У вас на партах лежат цветные листочки. Покажите свое настроение перед уроком выбранным цветом.

Дети выбирают, показывают нужный листок, который соответствует настроению

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Выявление места и причины затруднения

Предметные:

выделять и называть признаки на основе имеющихся знаний

Личностные: определять общие для всех правила поведения

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Регулятивные: формулировать и удерживать,

принимать и сохранять учебную задачу,

осознавать возникающие трудности

Ребята, какое время года сейчас за окном?

Как вы думаете, может ли у осени быть настроение?

Какие приметы осени знаете?

Приём «Кластер»

Действительно, осень необычное время года и я предлагаю убедиться в этом и отправиться на прогулку в осенний лес?

Как вы думаете веселее гулять одному или с друзьями?

Чтобы нам было нескучно споем веселую песню об осени.

Гуляя по лесу, внимательно присмотритесь, может быть у вас возникнут вопросы во время прогулки.

Что необычного вы заметили, гуляя по осеннему лесу?

Как связаны между собой осень и ковер для дома?

Предположите тему нашего урока

Радостное, грустное, печальное, унылое и т.д.

Составляют схему (Коллективно)

Просмотр видеоролика

Дети поют песню «Осень, осень, осень» выучена ранее на уроке

Показаны ковры для дома.

Листья покрывают землю как ковер.

Осенний ковер

Построение проекта выхода из затруднения

Предметные:

осознавать, понимать смысл прочитанного, самостоятельно делать выводы

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Как мы можем на уроке сделать осенний ковер?

Упавшие листья создают красивый сказочный ковер. Он может быть разным: коврик из листьев, запутанных ветром, закрученных вихрем, или коврик из плавно опускающихся на землю листьев. Украшением такого коврика могут быть ягоды или грибы.

Из чего будут наши листочки?

Как мы будем прикреплять листья к основе?

Как называется такой прием?

Откройте учебник ИЗО с. 50. Узнайте, что такое аппликация.

Что же такое аппликация?

Из чего может быть сделана аппликация?

В ваших учебниках на стр.50-53 рассмотрим способы выполнения аппликации.

Как можно изготовить детали для нашей аппликации?

Мы будем работать без ножниц, применяя способ рваной аппликации.

Если рвать бумагу вдоль волокон, то остается узкая белая кайма, а поперек волокон - более широкая кайма.

Сделать много листьев

Из бумаги

Приклеивать

Дети предполагают

Дети читают текст, находят ответ на вопрос

Приклеенные кусочки бумаги, ткани, кожи и т.д.

Рассматривают иллюстрации в учебнике

Можно вырезать ножницами, а можно рвать бумагу

Восприятие произведений живописи и музыки по теме урока

Реализация построенного проекта

Предметные: воспринимать произведения музыки и живописи

Личностные: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Предметные:

знать и соблюдать правила работы в группе; правила безопасной работы с клеем

Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Коммуникативные:осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные:

осознавать познавательную задачу; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Осень - любимое время года, не только у некоторых из вас, но и у поэтов, художников.

Рассмотрите картины художников Остроухова и Левитана.

Подумайте, какие краски использовали художники для изображения осени и сравните с музыкальными произведениями Вивальди.

Подберите репродукции пейзажей, соответствующие этим фрагментам

Художники и композиторы изображали осень, показывая настроение природы.

Наши ковры тоже будут с настроением

Будем создавать ковры из листьев, работая группами.

Выберите в каждой группе главного художника. Они определят рисунок будущего ковра, а остальные участники группы им будут помогать.

Вспомним правила работы в группе.

Напомним друг другу правила работы с клеем.

Каждой группе я дам «секретное задание», не говорите о нем никому.

Можно дорисовать прожилки на листьях тонким фломастером или смять бумагу по линии прожилок.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение

С. Есенина «Закружилась листва золотая».

Дети рассматривают репродукции картин.

Учащиеся прослушивают музыкальные фрагменты Allegro (лёгкий ветерок качает ветви деревьев, плавно кружит осыпающиеся листья) и Adagiomolto (холодный, унылый дождь) определяют настроение, находят соответствующие этому настроения репродукции осенних пейзажей.)

Распределяются по группам.

Называют правила работы в группе

Называют правила работы с клеем

Каждый ряд получает секретное задание в конверте

«Секретное задание» для группы №1:
«Изобразить осенний ковер с помощью кленовых листьев».

«Секретное задание» для группы №2:
«Изобразить осенний ковер с помощью березовых листьев».
«Секретное задание» для группы №3:
«Изобразить осенний ковер с помощью ивовых листьев».

Физминутка

Личностные:

оценивать важность ЗОЖ;

Коммуникативные:

строить взаимодействие со сверстниками и учителем

Мы листики осенние,

На ветках не сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Молодцы! Я надеюсь то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших «секретных заданий».

Выполняют движение вместе с учителем

Первичное закрепление

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Выполняют задание самостоятельно в группах

Звучит музыкальное сопровождение

Включение в систему знаний. Итог.

Предметные:

знать форму листьев деревьев

Личностные:

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, делать обобщения, выводы.

Ребята, покажите свои работы.

Ребята, вы знаете, почему ваши задания были секретными?

Сейчас группы отгадают задание друг друга.

Украсим нашу поляну осенним ковром.

Что вам помогло передать красоту осени, форму листьев, её настроение?

Дети представляют работы

Ответы детей

Творческие группы становятся напротив друг друга. Главные художники показывают коллективные работы противоположной команде и отгадывают, какое задание эта команда получила.

Дети прикрепляют работы под голым деревом

Настроение, желание, способности и творчество

На доске во время работы детей учитель прикрепляет осеннее дерево с голыми ветками

Получился осенний пейзаж

Рефлексия

Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения его с результатом

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Примените прием «Синквейна»

Тест «Настроение»
Вот и подошёл к концу наш урок. Вы пришли на него с разным настроением, а с каким настроением вы уйдёте?

На партах у вас лежат листочки, которыми вы показывали настроение в начале урока.

Выберите листочек своего настроения в конце урока.

Ребята, создайте осеннее настроение нашему деревцу, приклейте на веточки листочки своего настроения.

Я желаю вам, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение!

Золотая, дождливая

Кружит, взлетает, мочит

Под ногами стелет ковры

Самооценка

Выбирают листочек нужного цвета, приклеивают на ветку дерева

Появляется осеннее дерево

Домашнее задание

Личностные:

осознать необходимость учения

Коммуникативные:

уметь слушать, слышать и понимать учителя

Подберите фотографии, рисунки зимних деревьев к следующему уроку

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Осенний ковер

Видеоролик

Видеоролик

Осенние листочки

Картинка

Презентация

Картина Остроухова

Картинка

Картина Левитана

Картина

Картинка

Вивальди Осень часть I

Звукозапись

Звукозапись

Вивальди Осень часть II

Звукозапись

Звукозапись

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Конспект урока

2 класс

Тема: Выразительные возможности графических материалов.

Цели и задачи:

Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства;

Овладение новыми инструментами (пером, палочкой, чёрным карандашом, углём);

Овладение техникой (штриховкой, растушевкой);

Развитие наблюдательности и внимания к природе;

Укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – изображение сказочного леса, цель – создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав).

Регулятивные:

Постановка учебной задачи;

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

-общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав, отображая индивидуальные особенности в их строении, проявляя творчество, фантазию); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

-логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

-постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

Социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем.

Вид деятельности : фронтальная и групповая работа.

Оснащение урока:

Для учителя: учебная таблица «Ближе – дальше», Учебная таблица «Линии и способы штриховки»; загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, трав; репродукции художников И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Половодье», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Л. Киселёва «Первый снег», В. М. Кондашевич «Дуб», В. А. Фаворский иллюстрация к «Слово о полку Игореве», Ю. И. Пименов «Разлив», Н. С. Гаев «Очарование».

Для учащихся: тонированная бумага, уголь, мел, пастель, тушь, перо, палочка, салфетка, ластик.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? (Лес – это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы.)

Конечно, ребятя, без грибов, ягод, муравьёв, птиц и зверей лес не лес. Эти жители леса – его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они – ярусы.

Самый первый ярус – самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт в 3-м ярусе?

(В 3-м ярусе растут кустарники.)

Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину. Что может расти ниже кустарников? (Ниже кустарников растут травы, цветы.)

Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? (Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги.)

А вы знаете, что для 270 экземпляров 190-страничной книги требуется целое большое дерево? Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? (Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.)

Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадает загадку.

Дом со всех сторон открыт

И резною крышей крыт!

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём! (Лес.)

Дети. Мы будем рисовать лес.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Графика – вид изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, чёрный карандаш, уголь, мелки), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка.)

Как могут передать красоту окружающего мира художники-графики?

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции Н. С. Гаевой, В. М. Конашевич, Л. Киселёвой и В. А. Фаворского.(см.Приложение)

Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы? (Художники-графики используют линию, штрих, пятно, силуэт, свет, тень, ритм.)

Учитель обращает внимание на таблицу «Линии и способы штриховки».

Прежде чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения изображения деревьев, кустарников, трав, их строение и композицию.

Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже нижней части альбома? (Оно будет ближе к нижнему краю альбома.)

Сравним ритм линий: он может быть быстрым и плавным, спокойным и тревожным.

Вы знаете, что у человека бывает злой или добрый характер, нежный или жестокий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они? (Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.)

У какого дерева ветки тонкие, гибкие, нежные? (Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.)

Кто знает боярышник? Какие у него ветки? (У боярышника - колючие, жёсткие, страшные.)

А у ивы? (Гибкие, длинные, ровные.).

Игра «Юный натуралист».

Учитель. А теперь проведём игру «Юный натуралист».

Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта.

1) ЕЛЬ Пушистая, густая, зелёная;

2) БЕРЁЗА Стройная, гибкая, белоствольная;

3) ДУБ Мощный, толстый, ветвистый;

4) ИВА Поникшая, «длинноволосая».

Деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Движения руками из стороны в сторону.)

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. (Дети приседают.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Правила изображения деревьев.

Учитель приступает к рисованию мелом на доске и комментирует сказку.

«Однажды художник отправился в далёкое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми, как стрела, стволами. (Педагог рисует на доске эти деревья.) Они были стройными, крепкими и сильными. Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:

Зачем ты пожаловал к нам, художник?

Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, - ответил он.

Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришёл, то проходи.

Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл в лес и увидел на высоком холме старый дуб. (Педагог рисует на доске.) Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее…» (Педагог на доске изображает берёзку.)

А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись. (Педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому, кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи.) Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего». – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути. (Далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья.) Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру».

4. Практическая работа.

Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог предлагает учащимся изобразить свой сказочный лес. Учащиеся работают в группах (4 группы) на тонированной бумаге. Учащиеся 1 группы рисуют тушью, используя палочку, перо. Учащиеся 2 группы рисуют углём. Учащиеся 3 группы рисуют чёрным карандашом. Учащиеся 4 группы рисуют кистью и чёрной краской.

Учитель включает музыку, которая дополняет переживаемую ситуацию.

Дети изображают сказочный лес, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые и т. п.), кустарники, трава, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.

5. Итог урока. Рефлексия.

По завершении работы учащиеся придумывают название для своей графической композиции и представляют её. Обсуждают композиции учащихся других групп.

Во время описания образов деревьев учитель может предложить детям перевоплотиться в то или иное дерево и пластически обыграть образы деревьев:

Я – стройная красавица-берёзка.

Я – дуб ветвистый, корявый.

А я – клён со сломанной веткой.

Я – маленькая пушистая ёлочка.

Я – плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки.

Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание: пластическими движениями собственного тела выразительно передают образы деревьев.

Приложение