СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Требования к современному уроку

  • Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
  • Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробеловв знаниях.
  • Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
  • Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
  • Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
  • Концентрациявниманияучащихсянанаучныхпонятиях, теоретическихположенияхзаконов, ведущихидеях. Выделениеглавного, существенного, обеспечениесвязисодержанияурокасжизнью.
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
  • Расширение арсенала выбора методов, преимущественно засчет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
  • Достаточный объем материала на уроке.
  • Рациональное использование учебного времени.
  • Знание учителем материала урока и предмета в целом.
  • Воспитание интереса к предмету.
  • Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
  • Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
  • Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.

Основные элементы УВП в уроке

Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.

  • Сформировать на уроке новое понятие
  • Обеспечить усвоение учащимися...
  • Обучить новому способу действий
  • Устранить пробелы в знаниях
  • Обобщить и систематизировать знания о...
  • Отработать навыки...
  • Закрепить способы действий...
  • Сформировать у учащихся представления о...
  • Обучить выполнению задания по образцу
  • Научить делать выводы...
  • Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
  • Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
  • Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
  • Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Воспитательная цель

  • Формирование интереса к будущему страны
  • Формирование чувства гордости за Родину
  • Воспитание гуманного отношения к людям
  • Формирование ответственности
  • Развитие требовательности к себе и другим
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
  • Воспитание мотивов труда

Развивающая цель

  • Развитие аналитического мышления
  • Развитие познавательных умений
  • Развитие умений учебного труда

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Подготовка к уроку

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
    • четко определить и сформулировать для себя его тему;
    • определить место темы в учебном курсе;
    • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
    • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
  2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.
  • Продумать "изюминку" урока.
  • Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    1. Сгруппировать отобранный учебный материал.

    Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

    Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    1. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
      • что контролировать;
      • как контролировать;
      • как использовать результаты контроля.

    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

    1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
    2. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
    3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
      • формальную;
      • содержательную;
      • аналитическую.

    Формальная часть выглядит так:
    Урок № __________
    Тема: ____________
    Цель: ____________
    Задачи:
    обучающие: _____________
    развивающие: __________________
    воспитывающие: _______________
    Оборудование: ________________
    Последовательность отдельных этапов урока.

    Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

    Самоанализ урока

    IV. Замысел занятия

        1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
          • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.
          • Как он связан с предыдущими, на что опирается.
          • Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы.
          • Как были учтены при подготовке к уроку программные требования.
          • В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение.
          • Как и почему были выбраны форма занятия, тип.
        2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
        3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
        4. Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока?
        5. Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
        6. Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

    V. Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели.

    VI. Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие.

    VII. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому.

    VIII. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее.

    Основные типы уроков:

    1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
    2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Структурные элементы учебного занятия

    1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
    2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
    3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
    4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
    5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
    6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
    7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
    8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
    9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
    10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
    11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

    Методы и приемы развития интеллекта учащихся

    • эвристическая беседа
    • проблемное изложение учителя
    • исследовательская работа
    • рассказ
    • объяснение
    • схемы
    • опорные таблицы
    • заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу
    • сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.
    • диалоговое общение
    • моделирование
    • защита своего мнения
    • формулирование вопросов
    • рецензирование
    • задания-максимумы
    • метод свободного выбора
    • ученики в роли учителя
    • обучение действием
    • обсуждение в группах
    • ролевая игра
    • дискуссия
    • семинар
    • ученик как исследователь
    • дебаты
    • мозговой штурм
    • межпредметные сравнения
    • проблемные ситуации, вопросы
    • практическая работа
    • эксперимент
    • опыты
    • системно-структурный анализ
    • проекты
    • презентации

    Памятка для учителя по самоанализу урока

    1. Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?
    2. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
    3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?
    4. На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?
    5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
    6. Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?
    7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?
    8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.
    9. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?
    10. Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?
    11. Проводилась ли рефлексия?
    12. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?

    Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

    Урок рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

    тических понятий, алгоритмов и т.д.

    Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

    Урок развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

    Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

    Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

    создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    устанавливаются тематические рамки («могу»).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    мотивацию к проблемному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

    фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании проблемного учебного действия и формулировку ими темы урока.

    Завершение этапа связано с организацией выхода учащегося в рефлексию пробного учебного действия.

    Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого они должны:

    восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

    соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), формулируют тему, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.). Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).

    Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершении организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность с точки зрения непрерывности развития содержания курса. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней синтезированы требования к организации учебного процесса как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами. Действительно при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны объяснительно-иллюстрированного метода обучения к формированию у учащихся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение детьми всех этапов, которые были выделены П.Я. Гальпериным как необходимые для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение второго шага связано с созданием затруднения в деятельности, или «коллизии», являющейся, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности, разработанные В.В. Давыдовым.

    Таким образом, методологическая версия теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов) позволила построить структуру организации учебной деятельности учащихся, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

    Известно, что обучение -- процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидактики, как уже говорилось, не включает раздела о целях. С позиции педагогической технологии, с учетом раскрытия прикладного потенциала дидактической теории в плане подготовки учителя изложим здесь основные вопросы, касающиеся целей обучения.

    Как отмечает М.В. Кларин, цели обучения формулируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 18.. Важнейшим способом решения данной проблемы является построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономии.

    Педагогическая таксономия целей -- это группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность интеллектуальных операций. Наибольшее распространение в мире получила группа категорий целей в когнитивной (познавательной) области, разработанная под руководством известного американского ученого Б.С. Блума. Данная таксономия включает следующие основные категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Эта группа категорий представляется нам наиболее приемлемой для эффективной организации практической подготовки по дидактике будущих учителей. Ознакомимся с ней подробнее, обратившись к описанию, предложенному М. В. Клариным Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 22-24.

    Категория «знание» обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -- от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории -- припоминание соответствующих сведений.

    Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного языка на другой. В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

    Категория «применение» обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

    Категория «анализ» обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

    Категория «синтез» обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

    Категория «оценка» обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

    Конкретизация целей учебного предмета на основе этой (как и любой другой) таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели курса. Этим занимаются группы ученых и практиков-экспертов, а также авторы и составители учебников. На втором этапе выделяются цели текущей, повседневной деятельности. Данная работа проводится учителем и в связи с этим он должен пройти соответствующую подготовку.

    Цели текущей, повседневной деятельности неразрывно связаны с содержанием образования, с его элементами, с конкретным предметным содержанием. Поэтому для того чтобы оперировать целями, верно их формулировать и вводить в определенное соотношение с содержанием, необходимо прежде рассмотреть комплекс вопросов, связанных с содержанием образования.

    Содержание образования и его характеристика. Дадий описание содержания образования по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Дидактика средней школы / Данилов М.А., Скаткин СМ.Н. М., 1982. - С. 102-108.. Прежде всего выделим основные элементы содержания. Это знания, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

    Каждый из указанных элементов проявляется через определенные виды и признаки. Виды и признаки конкретны и именно они соотносимы с конкретным учебным материалом.

    а) Виды знаний:

    Понятия и термины;

    Факты действительности и науки;

    Законы науки и действительности;

    Теории;

    Знания о способах деятельности;

    Знания о методах познания;

    Оценочные знания.

    б) Виды способов деятельности:

    Интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и т. д.);

    Практические (конструкторские, трудовые и др.);

    Предметные (работа с картой, с измерительными приборами);

    Общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.).

    в) Признаки творческой деятельности:

    Самостоятельный перенос знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию;

    Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

    Видение новой функции объекта;

    Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

    Видение структуры объекта;

    Видение возможных решений данной проблемы;

    Построение нового способа решения проблемы, отличного от известных.

    Что касается такого элемента содержания образования, как эмоционально-ценностное отношение к миру, следует отметить, что он непосредственно связан с аффективной областью и соответствующей таксономией целей, поэтому в данной работе, опирающейся на таксономию целей в когнитивной области, он рассматриваться не будет.

    Особого внимания требует разработка творческих заданий, учитывающих признаки творческой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время не разработаны еще системы заданий, ориентированные на целенаправленное формирование творческой деятельности учащихся.

    осознанного восприятия и запоминания, когда используемый образец выделяется в «чистом» виде;

    переноса образца в различные знакомые ситуации;

    творческого использования знаний и способов деятельности, когда осуществляется их перенос в новые, ранее ученику не знакомые ситуации.

    Цели обучения можно разделить на две группы: таксономические (категориальные) и содержательные.

    Содержательная цель формулируется таким образом, что представляет собой установку на достижение некоторого результата. Эта установка в то же время соответствует определенным признакам, по которым можно судить о достижении той или иной категориальной цели. Например, содержательная цель «назвать символы, обозначающие скорость, путь и время движения тела» предполагает припоминание и воспроизведение соответствующих сведений, что, в свою очередь, характеризует категориальную цель «знание». Следовательно, категориальные и содержательные цели взаимосвязаны. Их соотношение можно наблюдать при построении целевой модели любой темы по конкретному учебному предмету.

    Деятельностная цель:

    • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



    Деятелъностная цель:

    • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

    • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.


    • формировать у учащихся представления

    • о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

    • о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

    • Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.


    Деятелъностная цель:

    • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

    • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


    • Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    • предъявление контролируемого варианта;

    • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

    • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

    • критериальную оценку результата сопоставления.

    • Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    • написание учащимися варианта контрольной работы;

    • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.


    Деятелъностная цель:

    • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.


    Имеют следующую структуру:

    • Имеют следующую структуру:

    • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

    • 5) этап реализации построенного проекта;


    2 класс. Математика.

    • 2 класс. Математика.

    • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.

    • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;

    • Цели .

    • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.

    • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

    • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.


    • 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

    • Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

    • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

    • Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –(2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

    • Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.



    • Побуждающие вопросы для диалога:

    • -в чём возникла трудность?

    • -в чём отличие этого примера от других?

    • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?

    • -какую цель себе поставим?

    • - какая будет тема урока?


    • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:

    • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).

    • КАК?

    • Постройте модель данного примера.-

    • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?

    • Где спрятались единицы? (В десятках)

    • Зная это давайте построим новую модель.



    • Цель: усвоение нового способа действий

    • (комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).

    • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.


    • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

    • Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор: 1 пример, 2 примера или все примеры.

    • Но они должны помнить 3 шага действий,

    • которые можно повесить на доске:

    • Уложитесь ли во времени?

    • 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

    • 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления?


    Выполнение задания(на время).

    • Выполнение задания(на время).

    • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!

    • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)


    • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –

    • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).

    • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.

    • -Открываем номер… (в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.


    • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)

    • Диалог.

    • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.

    • Обсуждение домашнего задания:

    • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.

    • Урок окончен. Спасибо за внимание.


    Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

    • Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

    • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

    • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

    • 3) этап локализации индивидульных затруднений;

    • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта;

    • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

    • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    • 8) этап включения в систему знаний и повторения;

    • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


    • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

    • Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.


    Задание:

    • Задание:

    • Решите уравнение: х+1 = 5.

    • Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:

    • 1). а = n

    • х=Ь-а

    • 2). Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

    • Х -b= а

    • 3). х+а = n

    • х-Ь=а и т. д.

    • Эталон может быть представлен в разных видах.


    • Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

    • Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).

    • Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись:

    • х+2=(£)

    • х = 5-2

    • х = 3


    х+2=(б) x+ a =(b)

    • х+2=(б) x+ a =(b)

    • х = 5-2 х = b-а

    • х = 3



    эталоном.

      Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.



      Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.


    • Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

    • 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

    • Для реализации этой цели требуется:

    • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

    • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

    • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).


    2. Основной целью этапа

    • 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

    • Для этого необходимо:

    • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

    • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

    • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

    • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).


    3. Основной целью этапа

    • 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

    • Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

    • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

    • Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

    • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

    • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

    • В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.


    4. Основной целью этапа

    • 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

    • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

    • выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).


    5. Основной целью этапа

    • 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

    • Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

    • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

    • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

    • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

    • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

    • Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


    6. Основной целью этапа

    • 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

    • Для реализации этой цели:

    • организуется обсуждение типовых затруднений;

    • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

    • Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.


    7. Основной целью этапа

    • 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

    • Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

    • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

    • проводят самопроверку своих работ по эталону для

    • самопроверки и фиксируют знаково результаты;

    • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,

    • в это время учащиеся, не допустившие ошибки в

    • контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.


    8. Основной целью этапа

    • 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

    • Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

    • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

    • выполняют задания на подготовку к изучению

    • следующих тем.

    • при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


    9. Основной целью этапа

    • 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

    • Для реализации этой цели учащиеся:

    • уточняют алгоритм исправления ошибок;

    • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

    • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

    • оценивают собственную деятельность на уроке;

    • намечают цели последующей деятельности;

    • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).



      Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

    • Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.