Великий и могучий русский язык в современности постепенно утрачивает свою мощь и звучание, а все потому, что не уделяется ему детьми должного внимания. Конечно, в нем ведь столько правил, их ведь все нужно заучить, да еще и уметь потом применить на практике. Зачем все это, если ребята друг друга понимают и с ошибками? Поэтому первоочередная задача родителя и учителя - объяснить, зачем учить русский в школе, почему важно писать и говорить грамотно. А уже вторая - научить ребенка русскому языку. Мы поможем вам в обучении ученика начальной школы (1,2,3,4 класс) методическими пособиями и статьями. У нас можно бесплатно скачать и распечатать учебники и тетради на печатной основе по русскому языку для начальной школы.
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
В русском языке 6 основных гласных звуков:
[а] [о] [у] [и] [ы] [э]
10 букв, обозначающие гласные звуки:
Е Ё Ю Я – вначале слова, после гласной и ъ, ь [йэ] [йо] [йу] [йа]
[йэ]ль - ель по[йо]т - поёт
в[йу]н - вьюн [йа]ма - яма
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Твёрдые
Мягкие
Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
[б’] [в’] [г’] [д’] [з’]
Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с]
[п’] [ф’] [к’] [т’] [ с’]
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Твёрдые
Мягкие
Звонкие: [л] [м] [н] [р]
[л’] [м’] [н’] [р’] [й’]
Глухие: [ х ] [ ц ]
[х’] [ ч ’] [ щ ’]
Шипящие: [ж] [ч’] [щ’] [ш]
Состав слова
Окончание
Приставка
СУФФИКСЫ
(существует много различных суффиксов, вот некоторые из них)
Существительные
Глаголы
-к- -ик- -ек- -ник-
-ова- -ева- -ива- -ыва-
-чик- -щик-
Прилагательные
-тель-
-оньк-
-еньк-
-чив- -лив-
-очк-
-ист-
-ышк- - ишк-
-ин- -н-
-оват-
-ость-
-еват-
Приставки
(существует много различных приставок, вот некоторые из них)
подо-
ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
предмет
что делать?
что сделать?
трава
ребёнок
кошка
признак
действие
зелёный (лес)
сильная (рука)
школьное (задание)
летние (дни)
увидеть
летать
ЧАСТИ РЕЧИ
Местоимени е
Наречие
как? когда? зачем? где? куда? откуда?
указывает на предмет
Числительное
признак действия
количество и порядок предметов
налево
поблизости
тихо
справа
впереди
издалека и др.
пять - пятый
тридцать- тридцатый
сто- сотый
Род имен существительных
Мужской род
(он, мой)
Женский род
(она, моя)
Число имен существительных
Средний род
(оно, моё)
Единственное число
животное
Множественное число
Падежи имен существительных
Название падежа
Падежные вопросы
Именительный
Родительный
Предлоги
кого? чего?
Дательный
Винительный
кому? чему?
без, возле, до, из, около, от, подле, с, у
кого? что?
Творительный
Предложный
под, за, про, через, в, на
о ком? о чём?
за, между, над, под, с
в, о, об, на, при
Три склонения имен существительных
склонение
склонение
м. р., ж. р.
Третье склонение
м. р., ср. р.
-а, -я
, -о, -е
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Род имен прилагательных
Окончание
Пример
новый (урок)
крупная (рыба)
Число имени прилагательного определяется по числу
имени существительного
правое (плечо)
Склонение имен прилагательных
Именительный
Родительный
Дательный
Его, -ого
Винительный
Ему, -ому
Его, -ого
Творительный
Ему, -ому
Предложный
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
Он, она, оно, они
ГЛАГОЛ
Неопределённая форма глагола
Что делать?
Решать отвечать
Что сделать?
Изменение глаголов по временам
Настоящее время
Решить ответить
Что делает?
Прошедшее время
Что делал?
Что сделал?
Будущее время
Что будет делать?
Что сделает?
Смотрит, пилит
Смотрел, пилил
будет смотреть, посмотрит
будет пилить, распилит
будет рисовать, нарисует
Спряжение глаголов
-ешь, -ёшь
-ет, -ёт
I спряжение -ем, -ём
-ете. -ёте
брить -ут. -ют
II спряжение -им
-ат, -ят
Еть, -ать, -оть, -уть, -ыть
Глаголы, которые относятся ко II спряжению:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А ещё терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
Учебная дисциплина «Русский язык» является ключевой в программе начальной школы, ее цель - формирование грамотности учеников младших классов. Изучение родного языка в младшей школе - первая и очень важная ступень целого курса обучения. В этот момент дети не только готовятся к изучению языка, но и изучают его на понятийном уровне, который доступен детям в возрасте от 6 до 10 лет.
Принципы и цели учебного процесса
Суть преподавания предмета заключается в формировании нужных условий для становления учебной деятельности в ходе усвоения его учениками. Важно то, что учебный процесс по преподаванию родного языка направлен также на воспитание и развитие учеников. Основополагающим условием, предъявляемым дидактикой к родному языку, является - осознанное освоение учебного материала. Преемственность и перспективность - еще один основополагающий принцип обучения.
Цель создания учебного процесса - немаловажная, но не единственная для базисного обучения этой дисциплине. Цель развития учебного процесса в ходе преподавания языка подразумевает не только закрепление навыков чтения и письма, но и создание для ее решения подходящей среды.
Изучение русского языка и обучение литературному чтению
Особенностью первой ступени преподавания родного языка считается его тесное переплетение с литературным чтением. Эти две дисциплины формируют общую филологическую программу, в которой обучение родному языку плотно взаимодействует с получением первичных знаний в области литературного образования и формированием способности чтения.
Преподавание данного предмета в первый год обучения начинается с вводного курса «Обучение грамоте». В этом направлении можно выделить следующие этапы:
- добукварный - предварительный;
- букварный - главный,
- послебукварный - окончательный.
Первоклассники обучаются писать новую букву, затем привыкают соединять ее с другими буквами, тренируются в написании сочетаний букв в слогах, словах, фразах, маленьких текстах. Материал для изучения языка содержит в себе направления: фонетику, графику, морфемику, грамматику, орфографию и пунктуацию. Совместно с языковедческими знаниями курс обучения подразумевает изучение информации из сферы речи: текст, его разновидности, тема и главная мысль текста и т.д.
Таким образом, специфика обучения русскому языку в начальной школе заключается, прежде всего, в особенностях самого предмета «Русский язык». Школы, гимназии, и другие учебные заведения - все отдают первое место в своей учебной программе этому сложному, но важному предмету.
В начале обучения предмет «Русский язык» занимает главенствующее место в связи с тем, что его правильное освоение во многом влияет на итоги обучения детей в следующих классах, а также на успеваемость по остальным дисциплинам.
Ольга Чистякова «20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 1 класс, 2010.
Ольга Чистякова «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 2 класс, 2010.
Ольга Чистякова «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 3-4 класс, 2010. pdf
О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова — Мои первые прописи к Азбуке Узоровой Нефедовой
Узорова, Нефедова. Готовимся к Егэ. Мини-Егэ. Итоговое тестирование. Русский язык. 1 класс.
Узорова, Нефедова. Быстрое обучение чтению.
Узорова, Нефедова. Справочное пособие по русскому языку. 1-2 классы (1-4), 1 класс (1-3)
Узорова О.В., Нефедова Е.А. — Диктанты и изложения по русскому языку. 1-4, 1-3
Узорова, Нефедова — Все словарные слова 1-2 класс
Узорова, Нефедова. Абсолютная грамотность за 15 минут в день.
Узорова, Нефедова. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку 1-3, 1-4.
Узорова О.В. — Трудные слова русского языка. 1-4 класс — 2010
Узорова О.В., Нефедова Е.А.Самые хитрые и трудные для запоминания и написания слова русского языка, встречающиеся в диктантах и т.п. 1-4 класс
Узорова О. В., Нефедова Е. А. — Контрольное списывание по русскому языку. 2 класс — 2007
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. — Полный курс русского языка. 1 класс — 2012
Узорова О.В. — 30 000 уч. примеров и заданий по рус. яз. на все правила и орфограммы. 4 кл. — 2008
Т.В. Шклярова — Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. 200 г.
Т.В.Шклярова. Сборник текстов для изложений. Начальная школа. 2006 г. djvu
Т.В.Шклярова. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок.
Тарасова Л.Е., Игнатьева Т.В. — Русский язык. Все правила.1-4 классы — 2012
Есенина С.А. — Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс — 2005,
С. А. Есенина — Как научить Вашего ребенка писать изложения 3 класс (Пособие для начальных классов) — 2006
Семёнова Н.Г. — Словарик синонимов и антонимов русского языка — 2000
Дружок — Правила по русскому языку для начальных классов — 2009
Бакулина Г.А, Обухова Е.А. — Учусь с интересом. Практический материал для учащихся по русскому языку. 2006 pdf
Полуянова О.Д. — Безударные гласные, проверяемые ударением. Тренажер по русскому языку для 2-4 кл. — 2009
Грамматика в картинках — Многозначные слова.
Грамматика в картинках — Ударение. Наглядно-дидактическое пособие -2010
Волина В.В. Русский язык. Занимательная грамматика:
Имя существительное.
Книга содержит грамматические сказки, ребусы, головоломки, кроссворды.
Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.
Занимательная грамматика
Волина В.В. — Игры с буквами и словами на уроках и дома. 1996
Иванова В.А. — Занимательно о русском языке. 1990 год.
Елена Дворянская. Путешествие в Грамматическое королевство.
Сказки о словах и предложениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе
Саратов: Лицей, 2010. - 32 с.
Предлагаемые тестовые работы помогут четвероклассникам подготовиться к предстоящей итоговой аттестации. Дети не только закрепят полученные знания, но и научатся заполнять экзаменационный бланк.
В пособии представлено 8 вариантов тестовых работ, каждая из которых состоит из частей А, В и С. В части А необходимо выбрать правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В части В необходимо дать ответ, содержащий несколько слов. В части С дается развернутый ответ на поставленный вопрос. Варианты примерно одинаковы по уровню сложности. К каждой тестовой работе прилагаются тестовые бланки: Бланк №1 (для частей А и В) и Бланк №2 (для части С).
В конце пособия содержатся правильные (для частей А и В) и примерные (для части С) ответы.
Щеглова И.В. Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания
М., Экзамен, 2010, 52 стр.
Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 4-м классе по русскому языку.
Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих тесты для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы.