18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).

§ 73. Описание морфемики целесообразно начинать с объяснения данного понятия и обозначающего его термина (подобно тому, как эго было сделано в предыдущем разделе при описании фонетики). Термин "морфемика" (подобно термину "фонетика" и некоторым другим терминам с аналогичной семантикой) неоднозначен, им обозначается известный участок языковой системы, определенная подсистема языка и раздел языкознания, в котором изучается данная подсистема. По определению В. В. Лопатина, морфемика – это "морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом". Примерно так же определяется морфемика и другими лингвистами (ср., например: "Морфемика – это совокупность и система морфем языка, а также наука о морфемах..."). Надо заметить, что в русском языкознании данный термин используется преимущественно во втором значении – для обозначения раздела языкознания; для обозначения совокупности морфем как объекта этого раздела языкознания чаще всего употребляются составные терминологические наименования, такие, как, например: "морфемный состав языка", "морфемный строй языка", "морфемный уровень языка", "морфемный ярус", "морфемный механизм", "морфематическая система языка".

С целью терминологического разграничения разных понятий, обозначаемых полисемичным термином "морфемика", в вузовской учебной литературе но русскому языку для обозначения морфемики как учения о морфемах иногда предлагается использовать термин "морфемология", образованный по аналогии с традиционно употребляемыми терминами "фонология", "морфология", "лексикология" и другими подобными. Этот термин в данном значении иногда употребляется и в научной литературе: он использован, например, в названии сборника научных трудов: "Морфемология и морфемография" (Владивосток: Дальнаука, 1993).

Наряду с термином "морфемика" в том или ином его значении в современном отечественном языкознании часто используется термин "морфология", например, в таких словосочетаниях: "морфология слова" (взначении "морфемный состав слова" или "морфемная структура слова"), "морфология основы слова" (в аналогичном значении) и др. Особенно широко используется прилагательное "морфологический" взначении "морфемный": "морфологический состав слона", "морфологическая структура слова", "морфологическая часть слова", "морфологический разбор слова", "морфологический анализ" и многие другие. Такое смешение терминов крайне нежелательно, оно приводит к путанице в объяснении обозначаемых ими языковых явлений.

Морфемика как раздел языкознания имеет свой объект изучения и свои задачи. Обьектом изучения в разделе морфемики считается морфемика в первом значении данного термина. По определению некоторых лингвистов, например В. В. Лопатина, "основным объектом исследования в М. (т.е. в морфемике. – В. Н.) являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем; во флективных языках – основа, словоформа)". При этом иногда подчеркивается, что "центральным объектом изучения морфемики становится... не столько морфема, сколько морфологическая (имеется в виду морфемная. – В. Н.) структура слова ". Кроме собственно морфем и других значимых частей слова (сочетаний морфем, основ) и существующих взаимоотношений между ними в морфемике изучаются выделяющиеся в составе слов всевозможные асемантические (лишенные значения) их части, такие, как соединительные звуки и звукосочетания, интерфиксы и др. Иногда к морфемам относятся некоторые нелинейные, несегментные явления, выражающие определенные грамматические значения: чередования фонем, словесное ударение, интонация и др.

При таком понимании объекта морфемики как раздела языкознания основными ее задачами можно считать следующие: 1) определение понятия морфемы как основной единицы морфемики с учетом конкретных признаков, отличающих ее от других единиц языка; 2) изучение морфем языка (языков) с точки зрения формального (звукового) строения, роли и места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций; их классификация по разным признакам; 3) изучение смежных с морфемой языковых явлений, так или иначе напоминающих морфемы; определение их морфемного статуса, т.е. отношения к морфемам; 4) определение понятия основы слова; классификация основ по разным признакам; 5) разработка принципов морфемного анализа слова, вычленение морфем в составе полиморфемных слов.

Как известно, морфемы могут использоваться в словообразовании (для образования производных слов) и в формообразовании (для образования грамматических форм слов), т.е. подразделяются на словообразовательные и грамматические (подробнее об этом будет сказано ниже). На этом основании можно говорить о морфемике словообразовательной и морфемике грамматической (морфологической). В отечественном языкознании вопросы словообразовательной морфемики подробно рассматриваются в работах по словообразованию, хотя имеется и ряд исследований, специально посвященных проблемам словообразовательной морфемики. Вопросы грамматической морфемики подробно рассматриваются в трудах по морфологии, в частности, в вузовской учебной литературе по курсу "Современный русский язык".

Морфемы и другие единицы морфемики, равно как и единицы других языковых уровней, могут рассматриваться (и рассматриваются) с синхронической и диахронической точек зрения, в связи с чем различается морфемика синхроническая (синхронная), или описательная, и диахроническая, или историческая. В соответствии с принятым в данном учебнике пониманием языковой синхронии синхроническая морфемика как уровень языка может быть определена как состояние морфемного уровня языка на определенном этапе его развития, в тот или иной промежуток времени, исключающее качественное изменение морфем и других единиц данного языкового уровня. Под синхронической морфемикой как разделом языкознания понимается, соответственно, учение о морфемных единицах языка и взаимоотношениях между ними по состоянию на определенном этапе развития языка. Диахроническая морфемика в языке может быть определена как развитие морфемного уровня языка, смена одного его состояния другим состоянием в результате качественного изменения морфемных единиц и связей, взаимоотношений между ними в ходе исторического развития языка. В языкознании диахроническая морфемика – это учение о морфемных единицах и взаимоотношениях между ними с учетом их изменения в процессе языкового развития.

§ 74. По объекту изучения и задачам его исследования морфемика тесно связана с морфологией и словообразованием. Эта связь проявляется, главным образом, в том, что морфемы во многих языках, в том числе и в русском, служат основным средством образования производных слов и грамматических форм слов, о чем говорилось выше.

Морфемика нередко рассматривается как определенная область, составная часть грамматического (морфологического) строя языка и, соответственно, как часть учения о грамматическом строе языка.

Некоторые лингвисты относят морфемику языка к области словообразования, а учение о ней включают в раздел языкознания, называемый словообразованием, или дериватологией. Такое отношение морфемики к словообразованию выражается, например, следующими словами: "Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также их деривацию (т.е. словопроизводство). Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава, структуры и способов деривации".

В учебной литературе по курсу "Введение в языкознание" вопросы морфемики обычно рассматриваются в разделах, посвященных описанию грамматики или, точнее, морфологии; крайне редко такие вопросы объясняются в особом разделе учебного пособия, например, под таким заголовком: "Материальная структура слова". В разделе грамматики (морфологии) морфемные средства языка рассматриваются также в ряде учебников и учебных пособий по курсу "Современный русский язык". Данный факт также свидетельствует о том, что большинство лингвистов считают морфемику составной частью грамматики (морфологии) или словообразования (дериватологии).

В разных языках морфемика тесно связана с лексикой. Эта связь состоит, прежде всего, в том, что многие морфемы, точнее, все словообразовательные аффиксы, используются для образования лексических единиц – слов, или лексем, т.е. служат средством пополнения словарного состава того или иного языка.

Многие словообразовательные аффиксы, а также некоторые грамматические морфемы возникают из соотносительных словарных единиц, прежде всего слов служебных частей речи (предлогов, частиц), сохраняя значения последних (ср., например, в русском языке: за рекой и заречье, на столе и настольный, не друг (ты мне) и недруг ; в немецком: aber (а, но, же, однако) и Aberwelt (вымышленный мир, мир вымыслов), nicht (не, нет) и Nichterfulling (невыполнение); в литовском: prie (при, возле) и priedanga (прикрытие, покров).

В ряде случаев тождественные по происхождению и схожие по значению единицы в одних языках используются как служебные морфемы, т.е. единицы морфемики, в других выступают в качестве отдельных слов, т.е. единиц лексики. Например, возникший из определенной падежной формы указательного местоимения элемент -ся (-сь ) в русском языке или -si (-s) в литовском рассматриваются как глагольные аффиксы (постфиксы), соответствующие им элементы в польском языке sie или в немецком sich – как местоименные слова, а соотносительные с ними si и se в чешском языке – как нечто промежуточное между морфемами и словами (в грамматиках чешского языка именуются возвратными компонентами).

Связь морфемики как раздела языкознания с лексикологией проявляется в том, что морфемы изучаются не сами по себе, а как составные части слов (словоформ). По словам А. С. Герда, "морфемика рассматривает слова (выделено нами. – В. Н. ) как единства, состоящие из морфем", на основании чего данный раздел языкознания определяется ученым как "наука о внутренней морфемной структуре слова, о структурных типах слов".

Существуют известные связи между морфемикой и фонетикой, фонологией. Эти связи носят чисто внешний, формальный характер, они касаются лишь материальной стороны единиц фонетики и морфемики, поскольку фонетические единицы не выражают языковых значений, и проявляются, например, в том, что многие морфемы в разных языках выражены одним звуком (гласным или согласным), т.е. формально совпадают с отдельной фонемой. Это относится, например, к русским флексийным морфемам, среди которых имеются окончания, соотносящиеся с любой гласной фонемой (ср.: гор-а , гор-ы, гор-е, гор-у, ух-о, уш-м). Морфемы, представленные одной фонемой, имеются также среди суффиксов (ср.: брос-а-ть, бел-е-ть, син-е-ть, гор-н-ый, жар-к-ий, уста-л-ый, закры-щ-ый), префиксов (ср.: а -моральный, о-писать, у -говорить, в-нести, с-тащить). В ряде языков одной фонемой представлены инфиксы, т.е. морфемы, располагающиеся внутри корня (подробнее о них будет сказано в § 93).

Многие морфемы формально совпадают с такими единицами фонетики, как слоги, например, русские префиксы на-, не-, по-, пре-, при-, про-, у- и др., суффиксы -ва-, -ну, -ти и др., постфиксы -то, -ся. В некоторых языках такое совпадение носит регулярный характер, свойственно всем или большинству морфем, ввиду чего соответствующие языковые единицы получили особое терминологическое наименование: "В языках изолирующе-силлабич. типа... М. (т.е. морфема. – В. Н.) обычно совпадает со слогом, чем и обусловлено использование, наир, в китаистике, термина "морфемосиллабема " (или "силлабоморфема"), означающего минимальную фономорфологич. единицу".

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- - корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- - приставка, показывает на положение в пространстве - ниже чего-либо;
  • -ник - суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание - показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку - корень;
  • ¬ - приставка;
  • ^ - суффикс;
  • Ø - нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку - окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // - символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания - это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, - база. Часть слова, которая меняется, - окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово - база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание - грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (боль- О , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов - непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru - статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?
  • Морфемика и словообразование.

    МОРФЕМИКА

    Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.

    Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).

    Слово состоит из основы и окончания. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:

    1)приставка,

    2)корень

    3)суффикс.

    Познакомимся с новыми морфемами!

    4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;

    5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.

    Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    ! Неизменяемые слова окончаний не имеют:

    • Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
    • Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
    • Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
    • Наречия: вблизи, влево, горячо.

    Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):

    1. Определите, к какой части речи относится слово.
    2. У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
    3. Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
    4. Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
    5. Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

    Пример: Повредит - глагол, обозначает действие - причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по - неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

    Словообразование - раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.

    Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.

    Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:

    1. Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
    2. Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
    3. Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)

    Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:

    1. Приставочный : бес порядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
    2. Суффиксальный : проситель ниц а ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
    3. Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
    4. Приставочно-суффиксальный: под бород ок ←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый )
    5. Сложение - образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пеш е ход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный

    Правило №1 . Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

    Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

    Правило №2 . Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

    Ловушка ! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

    Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

    При подборе однокоренного слова помни следующее:

    часть речи

    от какой части речи может быть образовано

    каким способом

    существительное

    существительное

    приставочный, суффиксальный,

    приставочно-суффиксальный

    Прилагательное

    глагол

    суффиксальный, бессуффиксный

    прилагательное

    существительное

    суффиксальный, приставочно-суффиксальный

    прилагательное

    приставочный

    глагол

    суффиксальный

    глагол

    глагол

    приставочный, суффиксальный

    существительное

    суффиксальный,

    прилагательное

    приставочно-суффиксальный

    наречие

    существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение

    суффиксальный,

    приставочно-суффиксальный

    причастие

    суффиксальный

    причастие, деепричастие

    только глагол

    только суффиксальный

    Алгоритм действий:

    1. Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
    2. Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
    3. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
    4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

    Образец словообразовательного анализа слова:

    1. Загородный . Лексическое значение: находящийся за городом.
    2. Основа слова – загородн
    3. Ближайшее родственное слово – город , его основа – город
    4. Сравним основы: загородн и город . В основе слова за город н выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
    5. Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.