Работая в парах, выразительно прочитайте предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире в данных предложениях. Устно преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложносочинённые с помощью союзов И, а, но. Спишите

Предложения. Над тире надпишите подходящие по смыслу

И, а, но.

1) Солнце село - сразу начало темнеть (В. Крапивин). 2) лодки подваливают к причалу - начинают истошно орать (В. Крапивин). 3) Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст тёплым запахом ночи (И. Тургенев). 4) Дунул ветер - всё дрогнуло (М. Горький). 5) Недосол на столе - пересол на спине (Пословица). 6) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало (Л. Толстой). 7) День да ночь - сутки прочь (Пословица). Ребёнка обучи - дашь миру человека (В. Гюго). 9) Хочешь проверить человека - надели его властью. 10) Позволит погода - за нами придёт катер (Б. Житков).

3. стилистический тренинг

Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите

Стилистическую правку.

В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привёл интересное сравнение. автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. Основное, на что следует обратить внимание,- это на нарушение дисциплины. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Харьковщине, но и в других областях, которые бытуют в Харьковской губернии.

4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI . Рефлексия . Подведение Итогов Урока

1. Беседа

Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия даёт говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

2. слово учителя

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» а. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

VII. Домашнее Задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) по выбору учителя.

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее (т.е., в том же роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в род. падеже(типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (Например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет) . Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3. При подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек ), сказуемое может иметь формы как единcтвенного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен; Прошло пять лет.

4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающиеся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т.д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

Упр. 126. Попытайтесь определить, есть ли смысловая разница между числовыми формами глагола-сказуемого при его согласовании с подлежащим – количественно-именным сочетанием.



1. Целый ряд выступающих (настаивал - настаивали) на отрицательном ответе. 2. Несколько наших старшеклассников (принимало - принимали) участие в городской олимпиаде. 3. В результате этого террористического акта (пострадало - пострадали) двенадцать человек. 4. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А. Бунина, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле. 5. В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек. 6. После выборов Президента (прошли – прошло) восемь лет. 7. На международный фольклорный фестиваль (будет отправлено – будут отправлены) четыре фольклорных ансамбля. 8. Около пятидесяти восьми чиновников городской администрации (будут сокращены – будет сокращено) к концу этого года.

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»)

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемого согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: Диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.



ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным: Озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал .

ЗАПОМНИТЕ: Если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т.д.

3. Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Упр. 127. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Письмо-квитанция (доставлено, доставлена) адресату. 5. Газета ”Известия” уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 6. Озеро Ильмень (расположено, расположен) недалеко от города. 7. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 8. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях.

Наиболее типичны следующие ошибки:

1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа .

2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.

3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то

ЗАПОМНИТЕ:

анонс о чем

комментарий к чему

характеристика кого/ на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией

управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент

властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами

возразить против чего

говорить о ком/чем, про кого/что: говорить о сыне, о победе, про семью, про поездку

гордиться кем/чем: гордиться сыном

дискутировать о чем

задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

намекать на что

неприемлемый для кого – чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

непримиримый к кому – чему: непримиримый к противникам, ко лжи

приговорить к чему

уверенность в чем: уверенность в победе

уделить внимание чему

указать что / на кого – что: указать методическую литературу, указать на недостатки, промахи

ходатайствовать о ком / о чем: ходатайствовать о помиловании .

4. Неправильное использование предлогов для выражения причинно-следственных отношений.

ЗАПОМНИТЕ: Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значение их корней. Например, неудачным следует считать оборот Благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

ЗАПОМНИТЕ:

Благодаря

Согласно чему? (дат. п.)

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

Вследствие чего? (род. п.)

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (творит. п.)

(в связи с выборами)

ЗАПОМНИТЕ: в книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).

ЗАПОМНИТЕ: при обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из , а предлогу на - предлог с .

Например: поехал в Москву - приехал из Москвы; отправился на Кавказ - вернулся с Кавказа.

5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь .

ЗАПОМНИТЕ:

Упр. 128. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Беспокоиться (ребенок), вдохнуть (свобода), потребность (знание), мечта (счастье), удивляться (результаты), преклонение (талант), сообщить (приезд), уплатить (квартира), контроль (выполнение), восхищаться (картина), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), тревожиться (брат), поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия), выйти (автобус, троллейбус), платить (проезд), пойти (школа, факультет, университет).

Упр. 129. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей. 10. Девушка очень тосковала по брате. 11. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально. 12. Она тоскует за тобой. 13. Он выехал из города согласно предписания. 14. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 15. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 16. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

Деепричастный оборот – этодеепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.

ЗАПОМНИТЕ: 1) Обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке ;

2) Допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.

Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:

Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь . Или: Возвращаясь жлмлй, я был застигнут дождем.

Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.

Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно .

Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.

Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастиям.

Неправильный вариант: Пролежав два года, документы, наконец, были востребованы.

Исправленный вариант: Пролежавшие два года документы, наконец, были востребованы.

Упр. 130. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Объясните, в чем заключаются ошибки. Исправьте предложения.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается. 7. Пользуясь газовыми плитами, населению необходимо сначала убедиться в их исправности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами . Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.

ЗАПОМНИТЕ:

1. Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное – кондитерское изделие);

2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (А.П.Чехов);

3. При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в сочетании В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена – замечания нельзя внести, но можно сделать

Упр. 131. Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.

1. ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин). 2. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 4. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу. 5. Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй. 6. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 7. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля. 8. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными . Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна . Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т.д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.

Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки.

К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов

Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.

Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.

Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.

5. Смешение прямой речи и косвенной.

Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения.

Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1)как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Упр. 132. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

20−21 сентября 2017 г. в Москве, в Конгресс-центре МТУСИ, прошла VII конференция "Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов". В работе конференции активное участие приняли научные сотрудники ФИЦ ИУ РАН.

Организатором мероприятия, направленного на консолидацию межотраслевых усилий в целях распространения методов и инструментов ситуационного управления, выступил Издательский дом «КОННЕКТ» при научно-методической поддержке Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской Академии наук. Партнерами конференции стали компании CompTek, Polymedia, «Инфосистемы Джет», «Форсайт», «Концерн «Автоматика», консорциум «ИНФОРУС», информационными партнерами – JSON.TV, Global CIO и журнал RUБЕЖ. В работе пленарного и тематических заседаний приняли участие более 220 специалистов, заинтересованных в обмене опытом проектирования, создания и эксплуатации ситуационных и диспетчерских центров, поиске эффективных методов, подходов и решений для таких объектов. На конференцию приехала делегация специалистов из Казахстана и представители Белоруссии.

Открыл конференцию модератор пленарного заседания заместитель директора ФИЦ ИУ РАН Александр Зацаринный, который обозначил особую важность создания системы распределенных ситуационных центров в условиях перехода к цифровой экономике. В своем докладе на тему «Система распределенных ситуационных центров в условиях новых вызовов цифровой экономики» А. Зацаринный отметил, что развитие цифровой экономики уже сегодня привело к практической реализации цифровой трансформации всех аспектов деятельности человека.

В докладе были представлены инициативные предложения ФИЦ ИУ РАН по проведению исследований с учетом Программы цифровой экономики, основные подходы к созданию цифровой платформы «Наука и образование, научное обеспечение создания СРСЦ в рамках комплексного плана научных исследований (КПНИ), заданного ФАНО России по инициативе ФСО России, а также инновационные технические решения ФИЦ ИУ РАН в части ситуационных центров и систем поддержки принятия решений. Поставленные в докладе проблемные вопросы задали конструктивный дискуссионный тон последующим выступлениям.

С докладом на заседании секции выступил ведущий научный сотрудник, ФИЦ ИУ РАН Александр Сучков, который представил систему ситуационного управления как мультисервисную технологию в облачной среде в интересах информационно-аналитического обеспечения СЦ. Актуальность создания мультисервисной облачной технологии, реализующей ситуационную систему управления, обусловлена потребностями ИТ-рынка.

Предпосылками создания такой технологии являются существование научно-технического и практического задела (методологии создания СЦ, существующие информационно-аналитические технологии). Высокая реализуемость проектов обеспечивается наличием проработанной и апробированной на практике методологии. Высокая инвестиционная привлекательность технологии продиктована наличием государственного запроса, потенциально широким спросом на федеральном и региональном уровне, быстрой окупаемостью проектов в силу относительно низкой себестоимости внедрения унифицированной технологии.


«Применение технологий искусственного интеллекта при обеспечении информационной безопасности системы ситуационных центров» – тема выступления на конференции главного специалиста по информационной безопасности ФИЦ ИУ РАН Виктора Гаврилова. Целостность, доступность и конфиденциальность информации на должном уровне можно обеспечить при наличии инструментов интеллектуального анализа. Докладчик заострил внимание на понятии функциональной безопасности, о которой говорят, когда речь идет об управлении потенциально опасными технологическими процессами, транспортом и т. д.

В применении к ситуационным центрам этот термин, по мнению эксперта, также применим. Основная цель создания СЦ – выполнение функциональных задач с высокой эффективностью, надежностью. Технологии интеллектуального анализа данных также могли бы помочь в решении отдельных задач функциональной безопасности.

В.Гаврилов также выступил с докладом в рамках работы секции 4 «Ситуационные центры в новых и перспективных сферах деятельности». Гаврилов говорил о роли современного ситуационного центра в обеспечении стабильности в регионе, возможностях инструментов и методик ситуационного управления в организации здравоохранения на примере Карагандинской области Республики Казахстан. Особое внимание было уделено потенциалу имеющихся и создаваемых СЦ, направлениям развития диспетчерского управления в интересах различных служб и ведомств.


При подведении итогов конференции модераторы отметили обновленную повестку и сбалансированную программу мероприятия, высказали мнение, что конференция вышла на новый качественный уровень. Благодаря этому ее участники смогли проанализировать, что удалось сделать за время внедрения в нашей стране инструментов ситуационного управления, заострить внимание на проблемах, с которыми сталкиваются специалисты при эксплуатации и модернизации СЦ, внедрении аналитических методик и консолидации данных. Интересными были доклады, посвященные проектам, реализуемым на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в новых для ситуационного управления сферах. Уточняющие вопросы, которые поступали докладчикам из зала и от модераторов секции, дали возможность аудитории расширить представление о сфере применения СЦ.

Наиболее впечатляющими, запоминающимися и оригинальными были выступления, в которых докладчики не без чувства юмора, с элементами критического анализа реализуемых ими проектов смогли рассказать о трудностях и проблемах, возникающих по ходу работы. Не менее любопытными оказались доклады, в которых выступающие поделились извлеченными уроками и сделанными выводами по итогам реализации нестандартных проектов.

В Челябинске, в здании ГУВД состоялся областной пленум советов ветеранов городских и районных отделов внутренних дел. С докладом перед собравшимися выступил советник-помошник начальника ГУВД, председатель регионального Совета ветеранов ОВД и внутренних войск, полковник в отставке Е. И. Соломатин. Кроме отчёта о работе ветеранских организаций докладчик заострил внимание на том, ч\

. Год учителя

Стратегическая задача - работа с молодёжью

В Челябинске, в здании ГУВД состоялся областной пленум советов ветеранов городских и районных отделов внутренних дел. С докладом перед собравшимися выступил советник-помошник начальника ГУВД, председатель регионального Совета ветеранов ОВД и внутренних войск, полковник в отставке Е. И. Соломатин. Кроме отчёта о работе ветеранских организаций докладчик заострил внимание на том, что перед органами государственной власти и МВД вновь поставлена задача продолжения и закрепления эффективных методов работы с подрастающим поколением и молодыми сотрудниками. Основной упор в работе необходимо делать на духовно-нравственное развитие и гражданское образование молодёжи.

Среди других направлений работы: пресечение экстремизма, воспитание патриотизма в лучшем понимании этого слова. И в этом большая роль отдаётся ветеранским организациям ОВД и ВВ, их участии в проведении профилактических совместных мероприятий, с различными ведомствами и общественными структурами. Как главный итог работы пленума, его участники приняли это стратегической задачей, от которой зависит развитие общества и укрепление государства в целом.

Исходя из этого, хотел бы подчеркнуть, что мне, как ветерану ОВД, эти цели близки. К ним я имею прямое отношение, участвуя в разных молодёжных мероприятиях. Например, сложилась уже давняя традиция, когда накануне Дня защитника Отечества в ПУ-88 (директор Н. Ф. Егоров) проводится праздничная военно-патриотическая акция. Сюда обязательно приглашают ветеранов войны и труда. Это ли не урок мужества для кадетов и учащихся, передача им опыта старшего поколения?

С 2006 года проводится Всероссийская благотворительная акция «Участие». В её рамках сотрудники РОВД (начальник В. Н. Путько) берут шефство над ребятами Детского дома. В противном случае созидательную деятельность может создать криминал.

Особо отмечу роль районного музея (директор М. И. Колошина). Его значимость в деле воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Каждый стенд хранит героическое прошлое и настоящее в истории родного края. Проходящие здесь выставки, встречи с интересными людьми стимулируют желание формировать в себе лучшие черты характера. Такие, как любовь к Отечеству, гражданская ответственность, трудолюбие, стремление совершать благородные поступки.

Нас, ветеранов, радует, что школьники добиваются побед в спорте, искусстве, конкурсах и олимпиадах, настойчиво овладевают учебными программами, в том числе и современными технологиями. В то же время «дружат» с библиотеками и участвуют в художественной самодеятельности. Всё это ставит нашу сознательную молодёжь на порядок выше. Это позволит им занять достойное место в разных сферах профессиональной жизнедеятельности.

Задача, поставленная перед нами на пленуме, нелёгкая, но посильная. В тесном взаимодействии школьных учреждений, родителей, комитета по делам культуры и искусства, комитета по делам физической культуры и спорта, отдела по делам молодёжи, правоохранительных органов, районного совета ветеранов, газеты «Советское село» и других, которым не безразлично будущее нашего района и в целом России, мы сможем выполнить поставленные задачи и воспитать достойную смену.

Усиленное внимание к проблемам молодёжной политики и тем, кто непосредственно занят воспитанием и обучением со стороны государства, проявляется в том, что 2009 год был объявлен годом Молодёжи. Нынешний год - посвящён году Учителя, 65-летию Победы над фашистской Германией. А это, согласитесь, ко многому нас обязывает.

§ 63. Тестовые задания

1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.
б) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.
в) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.
г) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
б) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
в) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
г) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с подчинением и бессоюзной связью
г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с подчинением и бессоюзной связью
г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с подчинением и бессоюзной связью
г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

§ 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания. Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая. Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи. На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в БСП. Следует иметь в виду, что простые предложения в составе сложного с разными видами связи обычно объединяются в смысловые блоки. Правильное выделение смысловых блоков значительно облегчает задачу расстановки знаков препинания.
Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Сравните: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Упр 74. Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания.

1. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Паустовский). 2. Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки (Куприн). 3. Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов). 4. Зацветет рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины (Пришвин).

Упр. 75. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2. Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4. А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5. Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается (Грин).

§ 65. Тестовые задания

1. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?
а) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.
б) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.
в) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня.
г) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.

2. В каком предложении нужна запятая перед союзом и ?
а) Это наполнило его радостью, а глядя на других - и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было.
б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.
в) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества и что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни.
г) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже.

3. В каком предложении не нужна запятая перед союзом и ?
а) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой и что, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие-то еще неведомые силы.
б) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как-то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся.
в) Мать жива, дети здоровы, жены несчастны, но тоже здоровы и все у них есть...
г) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом.

Синтаксический разбор сложного предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное , то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное , то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а .
Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю ; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась , грамматическая основа второго предложения - оно играло . Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

[ , ], a [ ]

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.
2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).
Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Упр. 76. Перепишите, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений.

1. Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и уб..дительно как велико было мое изумление когда я почу..ствовал что почти каждая книга как(бы) открывает передо мною окно в новый (не)ведомый мир рассказывая мне о людях чу..ствах мыслях и отношениях которых я (не)знал (не)вид..л (Горький). 2. Я радуюсь и восх..щаюсь что современ..иком Л. Толстого был такой художник как Репин который передал его натуру жизнь взгляд мысль так как мне кажет..ся никто больше не в состоянии был передать (Стасов). 3. Говоря строго язык никогда не устанавливает..ся ок..нчательно он (не)престан..о живет и движ..тся разв..ваясь и совершенствуясь... (Белинский). 4. Андерсен часто страдал страдал жестоко и можно только преклонят..ся перед мужеством этого человека (не)раст..рявшего на своем житейском пути н.. доброжелательства к людям н.. жажды справедливости н.. способности видеть поэзию (по)всюду где она есть (Паустовский). 5. Как прекрас..ые и возвышен..ые мысли не утрачивают пр..влекательность и силу так и пустяки во веки веков останут..ся пустяками (Немирович-Данченко).

§ 67. Тестовые задания

1. Какое из предложений соответствует следующей схеме: (), , и ?
а) Когда пришли белые, карнавал кончился и кофейня опустела.
б) Когда раскрыты все особенности творчества поэта, открываются отдельные этапы и происходит проникновение в отдельное слово.
в) Пока еще существуют люди, побуждающие преодолеть инстинкт самосохранения, надежда еще не потеряна и жизнь продолжается.
г) Чтобы правильно решить задачу, необходимо узнать формулу, и тогда эта задача станет сущим пустяком.

2. В каком случае дана неправильная характеристика предложения?
а) В стороне, посреди луга, был мягкий свет, словно на гумне тлел пожар, и темными полями к отдельно стоявшей риге шли вразброд, не спеша, по-праздничному гудевшие люди. и . 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, 2-я часть - простое предложение.)
б) Он говорил о том, с какой нежностью и как весело нужно относиться к вещам, и странная мечтательная улыбка щекотала ему усы, морщила и снова расправляла складки губ. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и . 1-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными изъяснительными, связанными с главным однородным соподчинением, 2-я часть - простое предложение.)
в) В защиту Розанова можно сказать только одно: у этого человека не было даже тени культа силы, и язычество не прельщало его. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1-я часть - простое предложение, 2-я часть - сложносочиненное предложение.)
г) Всякая несправедливость действует развращающе на обе стороны: развращается и тот, кто терпит несправедливость, и тот, кто несправедливость совершает. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1-я часть - простое предложение, 2-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными определительными, которые связаны с главным последовательным подчинением.)

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 68. Особенности состава и структуры сложных предложений

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант:
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Упр. 77. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

§ 69. Тестовые задания

1. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
а) нарушен порядок слов

2. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Школа - это где учатся дети.
а) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
б) неправильно использованы союзы или союзные слова
в) неверно преобразована прямая речь в косвенную
г) допущено нанизывание придаточных предложений

3. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
б) Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
в) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
г) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

4. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Он пообещал, что вернется до заката.
б) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
в) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
г) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

5. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
б) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
в) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
г) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ