Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Лексическое значение слова (его еще называют вещественным) – это содержание слова, в котором находит отражение тот или иной элемент действительности (предмет, событие, качество, действие, отношение и т.п.); это заключенный в слове смысл, содержание.

Грамматическое значение слова – это обобщенное значение, характеризующее слово как элемент определенного грамматического класса (например, стол – сущ. м.р.), как элемент словоизменительного ряда (стол, стола, столу и т.д.) и как элемент словосочетания или предложения, в котором слово связано с другими словами (ножка стола, положи книгу на стол). Каждая часть речи характеризуется определенным набором грамматических значений. Например, сущ., имеющие формы ед. и мн. числа или только ед.ч., выражают три грамматических значения – числа, падежа, рода; сущ-ым, употребляемым только во мн.ч., свойственны два грамматических значения – числа и падежа.

Лексическое и грамматическое значение – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания.

Чем лексическое значение отличается от грамматического?

1. Лексическое значение слова индивидуально – им обладает только данное слово.

Грамматическое значение присуще, напротив, целым разрядам и классам слов; оно категориально .

Каждое из слов – дорога, книга, стена – обладает собственным, только ему присущим лексическим значением. Но грамматическое значение у них одно и то же: все они принадлежат к одной части речи (являются существительными), к одному грамматическому роду (женскому), имеют форму одного и того же числа (единственного).

2. Важный признак грамматического значения, отличающий его от значения лексического, - обязательность выражения . Грамматическое значение обязательно выражено в тексте или в высказывании с помощью окончаний, предлогов, порядка слов и т.п. Слово нельзя употребить, не выразив при этом его грамматических характеристик (исключение: несклоняемые слова типа метро, такси вне связи с другими словами).

Так, произнося слово стол, мы не только называем определенный предмет, но и выражаем такие признаки этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный, ср.: В углу стоял стол. – Вижу стол ). Все эти признаки формы стол суть ее грамматические значения, выражаемые так называемой нулевой флексией.

Произнося словоформу столом (например, в предложении Загородили проход столом ), мы с помощью окончания –ом выражаем грамматические значения творительного падежа, мужского рода, единственного числа.

Лексическое же значение слова стол – ‘предмет домашней мебели, представляющий собой поверхность из твердого материала, укрепленную на одной или нескольких ножках, и служащий для того, чтобы ставить или класть что-нибудь на него’ – во всех падежных формах этого слова остается неизменным.

Кроме корневой основы –стол- , которая и обладает указанным лексическим значением, нет никаких других средств выражения этого значения, подобных средствам выражения грамматических значений падежа, рода, числа и т.п.

3. По сравнению с грамматическим значением, лексическое значение в большей мере подвержено изменениям: лексическое значение может расширяться, сужаться, приобретать дополнительные оценочные компоненты смысла и т.д.

Разграничение лексических и грамматических значений не должно пониматься как их противопоставленность в слове. Лексическое значение всегда опирается на грамматическое (более общее, классифицирующее) значение, является его непосредственной конкретизацией.

Лексическое значение может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, слово называет конкретные предметы, объекты, явления действительности, которые говорящий имеет в виду в данной конкретной ситуации. В данном случае слово выполняет только номинативную функцию и обладает денотативным лексическим значением .

С другой стороны, слово называет не только отдельно взятые предметы, явления, но и целые классы предметов, явлений, обладающих общими характерными признаками. Слово в этом случае выполняет не только номинативную функцию, но и обобщающую (слово обозначает понятие) и обладает сигнификативным лексическим значением .

1 Что такое грамматическое значение? Поясните на примерах. Лексич-е знач. относится к самой реальности, а грам-е знач-е дополняет лексич-е знач. и выраж-т отношение к др. слову (согласование, примыкание). Напр. лекс. знач. «страна» - обознач. «государство», определенная территория, а грам-е знач-е слова «страна» - сущ, ж.р. ,ед.ч., и т.д. Грам-я форма - это яз-е средства, кот-е служат для выр-я грам-х значений. Эти средства - приставки, суффиксы и т.д. Напр. есть гл. делать - сделать, переделать. Грам-я категория - класс грам-х значений, объединенных однородностью грам-х значений: напр. сист. спряжений, категория времен в рус. яз. - настоящее, прошедшее, будущее, старое, предпрошедшее и др. Словоформы представитель какой-то конкретной грам-ой категории. Совокупность всех грам-х форм составляет парадигму. Грам-я форма имеет и внешний смысл (окончание в падеже, в гл. форме) и внутреннее - отношение к к-л. лицу, др. предмету. Одна форма может иметь несколько значений: Напр. дать кому-нибудь что-нибудь и кому-нибудь (объектное значение) стало холодно (субъектное). Иногда грам-е знач. накладывалось на смысловое и историч. слова теряли смысл: дуб - муж. рода, береза - ж.р.

2 Что такое части речи? Каковы принципы их классификации? Части речи - самые крупные грам-е классы слов, кот-е хар-ся 3 признаками: 1) единство обобщенного грам-го знач., оно абстраг-ся от лексич-го и обознач-т катерогии более общего порядка: предметность, процессуальность (глагол), качественность (прилагательное) 2) общность грам-х категорий и словоизменения. Общность определяется составом морфолог-х категорий, общность их организации, когда они выстраиваются в парадигму (спряжений, склонений)3) тождественность синтаксич-х функций. Т.е. они выступают в предложениях, словосочетаниях в общем виде (т.е. сущ. как правило -подлежащие, гл. - сказуемые и т.д.). 10 частей речи в современной грамматике, кот-е дел-ся на 2 группы - знаменательные (имена сущ-х, прил-х и числит-х, а также местоимение (только местоим.-сущ-е), глагол и наречие) и служебные (предлог, союз и частицы, а также междометие (служит для выр-я экспрессии, чувств)).

3 Назовите самостоятельные и служебные части речи . В современной грамматике 10 частей речи: одна группа - знаменательные / самостоятельные (сущ-е, прил-е, числ-е, местоим-е, глагол и наречие), другая - служебная (предл., союз, частицы и отдельно - междометие - их роль синтаксическая не определена.

4 Что такое модальные слова? Приведите примеры . Есть междометия вводные слова , подражания (дзин-дзин), побуждения, выражения чувств (ах, ну, ай, да)). Модальные слова они бывают побудительные, согласительные, благодарительные (очевидно, вероятно, разумеется, конечно). Функции вводных слов, а семантика - определение отношения к действительности, или дополнительная оценка.

5 Грамматические особенности существительных нарицательных и собственных . Сущ-е - часть речи, к-я обозначает предмет, называет св-ва, отвлченные от носителя и действия, отвлеченные от субъекта. Есть собственные и нарицательные сущ-е. Нариц-е - обобщенные явления. Собственные - индивидуальные. Обычно вторые употреб-ся в ед-ом числе (Киев, Афины). Собств-е имена могут переходить в нариц-е, и наоборот (Рыба - знак зодиака, и рыба).

6 Конкретные и облеченные сущ-е. Первые - конкретные сущ., когда предметы выступают в виде отдельных экземпляров или к-л. особей, они сочет-ся с конечными числительными и измен-ся по числам, согл-ся в роде, числе и падеже (дом, дома, три дома).

7 Грамматические особенности собирательных существительных. Собирательные - обозначает неопределенное множество предметов как одно неделимое целое: военщина, старье, зверье, родня, молодежь. Есть сложные переходные случаи. Напр., слова народ, группа, куча, коллектив не относятся к собир-ым, потому что они обозначают раздельные множества и грамматически имеют множественное число (народы, группы).

8 Вещественные сущ. - они обозначают однородную массу, к-ю можно взвесить, но не посчитать: мука, сера, соль, крупа и т.д. Они не измен-ся по числам (хотя по видам разл-ся: минеральные воды, масла благоуханные).

9 Есть единичные среди них - сингулятивы: роса - росинка,солома -соломинка. Есть абстрактные - они обозначают качества, свойства,действия (отвлеченные качества): чтение, гнев, горе, радость. Слова с отвлеченным значением не имеют мн.ч., хотя могут иметь и индивидуализацию, т.е. происходит обогащение смысла (инициатива (общая детельность) и инициативы (конкретные предложения)). Эти сущ. внешне не исчисляемы,но когда конкретные проявления этого качества, то можно употребить его во мн.ч. - красоты природы, выбрать из двух зол меньшее.

10 Одуш-е и неодуш-е сущ . К одуш-ым относятся назван. живых существ, мифологических животных (динозавр). К неодуш. относ. назван. растений (дуб, клен), собирательные одуш-е названия (люди, толпа-грамматически они ведут себя как неодуш-е), а также такие слова как «мертвец (я вижу мертвеца ), покойник», но я вижу труп_ (он раньше обозначал «мертвое, поваленное дерево»). Есть сложные моменты: играть в казаки -разбойники (слово ведет себя как неодуш-е, ибо «игра, которая называется казаки-разбойники»). Купить крокодила , но купить «Крокодил». Неодуш. чаще относятся к ср.р.

11 Категории грамматического рода . У неодуш. сущ. он определ-ся формально, по окончанию (дерево - ср.р. ,кедр. -(м.р.) сосна, пальма (ж.р.)). Бытовые названия - живот -(м.р.) , брюхо -ср.р., хотя одно и то же. К грамматич. роду относится обычно аббревиатура в соответствии с тем грам. родом, к-й лежит в основе стержневого рода. Но это не верно в общем: ВУЗ (высш. учеб. заведение) ,но ВУЗ не среднего рода, а м.р. МИД - ср.р., но для обывателей - м.р. Есть сущ. общего рода - относ-ся и к м.р. и к ж.р.: плакса, староста, лектор. Немаркированные сущ. - читатель, студент, т.е. вообще эти классы людей. «студент сейчас невоспитан».

12 Категория числа . Есть единственное число, множественное и двойственное: глаз, глазы (мн.ч.), глаза (двойственное), четыре стола (двойственное), но пять столов (мн.ч.). Слова с отвлеченным значением не имеют мн.ч., хотя могут иметь и индивидуализацию, т.е. происходит обогащение смысла (инициатива (общая детельность) и инициативы (конкретные предложения)). Радость, глупость, пошлость и т.д. Эти сущ. внешне не исчисляемы,но когда конкретные проявления этого качества, то можно употребить его во мн.ч. - красоты природы, выбрать из двух зол меньшее, говорить гадости. При этом меняется смысл - клоки (клок снега, ваты), клочья - мелкие кусочки. Формы с ударным окончанием мн.ч. на «а», стали распространяться еще до времен Пушкина (раньше, напр. - домы, но сохранились формы годы, года с разн. смыслом).

13 Категории падежа . Падеж - («падение») - «не прямое значение». Исторически до 10 падежей. В Р.П. есть еще родительный «части» - выпить стакан чаю. В Предлож. П. есть изъяснительное значение - говорить о чае, о деле. Сейчас их 6. В.П. переходит в Р.П. при отрицании («не давай ему руки»). В.П. употреб-ся тогда когда говорится об определенном предмете (не забудь чемодан).

15 Стакан чая - мера вещества (т.е. не жидкость, сухая заварка, насыпанная в стакан). Стакан чаю - жидкость, к-ю мы пьем.

16. На краю / на крае . «На краю» (более разг. форма) носит оттенок конкретности (стоять на краю бездны(предметность)). «На крае» - более лит. форма, носит более обобщенный характер (в значение «на окраине») (записать на крае (крешке) доски - т.е. в самом уголке).

17 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных . Прил-е - часть речи, к-я выр-т не процессуальный признак предмета. Выдел-т 3 разряда прил-х: 1) качественные - непосредственно обозначает кач-во, св-во предметов (белый, красный). Они могут употребляться как в краткой, так и в полной форме. 2) относительные - через отношение к др. предметам (стеклянный - сделанный из стекла). 3) притяжательные - отношение собственности, принадлежности (отцовский портфель).

18 Степени сравнения прилагательных . Прил. могут измен-ся по степеням сравнения (тупой - еще тупее), но не все (слепой - нет «слепее»). Кроме сравнительной степени (более низкий), есть еще и превосходная (самый тупой). Элятив - превосх-я степень с оттенком подобострастия, глубок. уважения: в самые кратчайшие сроки.

19 Разряды имен числительных . Числительное обозначает число и выражает определ. количество однородных предметов. Есть 1)количественные - это количественный определитель почти всех сущ-х, к-е можно подвергнуть счету.(один, два, три). Они дел-ся на простые (два, три, тысяча), производные (пятнадцать, четыреста - образ-ся с пом. суф. или состоят из 2-х основ) и составные - в два и более слова (четыреста тридцать пять) 2) собирательные (двое (пара), трое, четверо). У них также нет рода и числа. 3) дробные числительные - обозначают, числит. в дробных единицах. (три и две десятых). По структуре они составные. Могут быть ж.р. (одна шестая).

20 Склонение дробных числительных . При склонении измен-ся все составляющие их слова (двадцать две сотых - двадцати двух сотых). Особняком стоит слово «полтора, полторы». Полтора часа, но полторы дыни, искл. полторы (с уд. на первый слог) суток. Варианты: с тысячей рублей (счетные сущ-е), с тысячью рублей (вытесняет др. формы), с тысячью рублями (это чистое числит.)

21 Склонение числительных на =десять . Ну, это потипу пятьдесят, шестьдесят - сами просклоняйте.

22 Склонение числительных 40, 90, 100 . Они имеют только две падежных формы. Девяносто - стоит обособленно. В И.П. девяносто , а во всех косвенных - девяноста, сорока , ста. Сто книг-с двумяста ми книгами, нет трехсот_ книг, т.е. может склоняться либо одна часть слова, либо обе.

24 Собирательные числительные, их грамматические особенности . С морфол. т.з числительные не имеют ни рода, ни числа. Употреб. с сущ. м.р. (пятеро мужчин), со словами «дети ребята, люди, лица», с названием детенышей животных (четверо медвежат), с сущ., к-е имеют форму только мн.ч. (двое саней), с парными сущ. (четверо чулок, но лучше две пары чулок) Собир. числ. не употреб. с сущ. ж.р. (нельзя сказать трое портних, четверо дворничих, четверо преподавательниц), с сущ. к-е обозначают назван. животных (нельзя двое тигров), с сущ., наз-ми лиц высок. обществ. положения (министр).

26 Разряды местоимений. Есть 3 разряда: 1) местоимение-сущ-е. 2) мест-е-прилагательные 3) мест-я-числительные. В первый разряд входят слова «я, ты, вы, кто, что, это, кто-нибудь, кто-то…». В предл. они либо дополнение, либо подлежащее. Второй разряд -«мой, твой, ваш, этот, какой-нибудь». В предл. либо именная часть сказуем., либо определен. В третьем разряде: «сколько, столько, несколько, нисколько, несколько». Гл. функция мест. - замена в речи семантически самостоятельных слов.

27 Морфологические категории глагола . Время, лицо, число, залог, наклонение, вид, род - грам. категории глагола. Многие формы глагола не способны выразить все эти 7 форм (достроить). Надо не забывать о инфинитиве - в нем глагол отражает вид и залог.

31 Времена глагола. Синонимия времен . СВ - употребление одного времени в другом: историч. С.: «Прихожу я вчера и вижу» (время-то настоящее). Так все могут меняться: настоящее вместо будущего, прошедшее вместо будущ. («Так я тебе и поверил!») и т.д.

37 Наречие, его грамматические особенности . Н. - часть речи, к-я передает качество или обстоятельство других качеств или действий. Есть качественные Н. (от качественных прилагательных) (говорить красно), причастные Н. (вопрошающе взглянул), Н. как функц. прил-х (человек так себе). Н. на «о» и «е» стали образовываться активно в кон. XIX века, они не измен-ся (заочно, досрочно). У Н. есть субъективные оценки (давненько, хорошенько). Есть сравнительные степень (вольнее, ярче) Н. и превосходная (покорнейше просить, нижайше кланяться). Есть эмоциональное выражение степени (малиночка, ранешенько, преглупо, чрезвычайно). Есть переходные Н. (по-хорошему, зачастую, вслепо) это качественно-обстоятельственные оттенки. Н. могут относ-ся к прил., прич., к самому Н.

38 Слова категории состояния . Это состояние чего-то, что не подпадает ни под какую часть речи. Ex . Выражение его лица страшно(кр. прил.). Ему это было страшно (Наречие, к-е относится к наречию же) интересно. Ему стало страшно (описание состояния - это и есть слова категории состояния).: скучно , надо, нельзя, должно, можно, жаль - они употреб. в функц. только сказуемого (я скучаю ). К словам категории состояния могут относится сущ., местоимения, наречия времени, места, количества, может быть инфинитив.

39 Словосочетания, их разряды . Виды словосочетаний - субстантивные (сущ. - стержневое слово), глагольные (предиктивные). Главное - какое слово стержневое. Словосочет. дел-ся по структуре на: 1) простые (новый дом, отдать книгу) 2) сложные (неудержимое желание странствовать) 3) комбинированные - т.е. те, к-е состоят из нескольких стержневых слов, словосочетаний, а те находятся в состоянии примыкания, подчинения друг другу (увлеченно читать интересную книгу).

40 Предложения, их разряды . Разряды предл. - простое, сложн., сложносочиненные, починенные, сложноподчиненные, сложнобессоюзные, вводные предл., прям. речь и др.

41 Что такое предикативность . Это соотнесенность высказывания с действительностью.

42 Сочинение как синтаксическая связь . Соч-е как синтакс-я связь - сочинительная связь меж равноправными элементами. Это предложение, в котором ни один элемент не может быть компонентом другого.

43 Подчинение как синтаксическая связь . Это связь меж взаимоподчиненными по смыслу элементами предложений.

44 Согласование, его грамматические особенности . Соглас-е - вид подчинительной связи, к-я выр-ся уподоблением зависимого слова форме господствующего.

45 Управление, его грамматические особенности . У. - один из видов подчинительной связи. Он может быть прямым или через предлоги. Есть варианты - поражаться чем-либо (восхищаться) и поражаться чему-либо (удивиться). Явление «управление» по своему происхождению семантико-грамматическое, а значит важен смысл. Есть разг. формы: отзыв о чем-либо (лит.), отзыв на что-л. (устар.).

46 Примыкание, его грамматические особенности . П. - это подчинительная связь, при к-й в роль зависимого слова выступают слова неизменяемые (нареч., прилагательные, инфинитив, деепричастие).

49 Сложное синтаксическое целое . Это такая разновидность текста, в к-ом высказывание строиться на матерьяле последовательно выстроенных сложных предложений и сложных синтаксических конструкций. ССЦ - это такое единство сложных предложений, к-е построены по принципу последовательности.

50 Текст, особенности и свойства . Текст - это оформленное письменно или устно высказывание, к-е хар-ся внутренней связанностью и завершенностью. Его обязательные признаки - 1) завершенность 2) связанность.

51 Что такое дискурс ? Дискурс - «движение туда и сюда» - связанный текст в совокупности с экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, т.е. к-е выходят за рамки контекста. Др. словами - это речь, погруженная в жизнь (репортаж, живая беседа). Дискурс дел-ся на 1) фреймы - к.-л. типичные ситуации, сценки; это структура данных, составляющих знания человека о мире 2) сценарии - показывают как фреймы развиваются в к.-л. ситуации. Основные функции - убеждение и эмоциональное воздействие. Дискурс не текст, он не может применяться к древности. Рема - высказывание, глагол, говорение.

1. Грамматические значения

В любом знаменательном слове совмещаются лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и.т.д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, страна имеет значение женского рода, именительного падежа, единственного числа; глагол читал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, несовершенного вида.

Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются формой слова.

Грамматическое значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении.

Под термином «грамматические категории» понимается совокупность однородных грамматических значений. Значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени – в категорию времени. Грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному. Окно : категория рода от значения среднего рода. Читай : категория наклонения от глагольной формы, выражающей грамматическое значение повелительного наклонения.

При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Беру : окончание –у указывает на 1-ое лицо, единственное число, настоящее время, изъявительное наклонение.

Грамматическая форма представляет собой соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.

2. Части речи. Принципы их классификации. Самостоятельные и служебные ч.р. Модальные слова

Частями речи называются основные лексико-грамматические разряды (классы), по которым распределяются слова языка исходя из признаков: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия ли состояния, качества и.т.д.); 2) морфологического (морфологические категории слова); 3) синтаксического (синтаксические функции слова).

Части речи – самостоятельные (знаменательные) и служебные.

В особые группы входят модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Самостоятельные (знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов. Самостоятельные части речи – 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния.

Служебные части речи лишены номинативной (назывной) функции. Они проявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также при передаче смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с.т.з. их отношения к объективной действительности.

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (Ох! Чу! Фу! Увы!) и волеизъявлений (Вон! Стоп! Тс!).

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и.т.д.: кря-кря,му-у, дин-дин и.т.д.

3. Грамматические особенности существительных нарицательных и собственных

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на нарицательные и собственные.

Нарицательные существительные служат наименованиями однородныхпредметов, действий или состояний: человек, мать, остров, река, книга, праздник, радость, горе, сон, езда.

Семантически они противостоят именам существительным собственным , которые являются названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, названия исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат и др.: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и Мир», Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война, День Победы.

Формально-грамматическая особенность собственных существительных – наличие у них только формы единственного числа. Появление множественного числа связано с употреблением слова в другом значении, поэтому форма множественного числа в этом случае не является соотносительной по значению с формой единственного числа.

Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа: 1)при обозначении разных лиц и предметов, одинаково называющихся (двое Ивановых, обе Америки); 2)при обозначении лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Карамазовы, господа Головлевы). При обозначении типа людей, свойств их характера имена собственные могут перейти в разряд имен нарицательных: маниловы, чичиковы, хлестаковы.

4. Грамматические особенности существительных конкретных и абстрактных

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на конкретные и абстрактные (отвлеченные).

Конкретные существительные употребляются для названия определенных предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счету: книга, школа, дом, девочка.

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя праздника. Такие имена не образуют соотносительных форм числа и не сочетаются с количественными числительными: изучение, возникновение, отправление, белизна, ненависть, эгоизм, лиризм, выборы, каникулы. Однако некоторые отвлеченные существительные, приобретая конкретное значение, употребляются во множественном числе: зимние холода, разные судьбы, семь бед – один ответ, южные широты, различные температуры.

5 . Грамматические особенности собирательных существительных

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на собирательные.

Собирательные существительные формой единственного числа обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как одно неделимое целое. Они не определяются количественными числительными, но обладают особыми словообразовательными суффиксами: -в(а), -ств(о), -еств(о), -ур(а), -ат: листва, детвора, студенчество, учительство, профессура, пролетариат.

6 . Грамматические особенности вещественных существительных

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на вещественные.

Вещественные существительные обозначают однородную по своему составу массу, вещество (жидкости, металлы, химические элементы и соединения, пищевые продукты, сельскохозяйственные культуры и.т.д.): вода, свинец, амидопирин, кислород, сахар, сыр, мясо, рожь, хлопок. Они имеют форму только одного числа (или ед.ч. или мн.ч.): молоко, азот; сливки, дрожжи. Они не сочетаются с количественными числительными, но, как слова, обозначающие измеряемое вещество, могут сочетаться со словами меры: килограмм муки, гектар пшеницы, литр молока, много воды. При этом вещественные существительные употребляются в форме родительного падежа единственного числа в отличие от существительных невещественных, которые в таких случаях имеют форму множественного числа. У ряда существительных мужского рода имеются две формы родительного падежа: сахара – сахару, чая – чаю, снега – снегу.

7 . Грамматические особенности единичных существительных

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на единичные.

Единичные существительные (сингулятивы) называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов: горошина (горох), жемчужина (жемчуг), тесина (тес), снежинка (снег), крестьянин (крестьянство), профессор (профессура). В отдельных случаях сингулятивы образуются аналитически: головка лука, кочан капусты.


8. Грамматические особенности одушевленных и неодушевленных существительных

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленность-неодушевленность имен существительных лексически проявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественно живых существ (людей и животных), а неодушевленные – предметы и явления реальной действительности, не причисляемые к живой природе. Грамматически категория одушевленности – неодушевленности проявляется при склонении существительных: форма винительного падежа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, форма же винительного падежа неодушевленных существительных – с формой именительного падежа: студент – одушевленное имя (в.п. = р.п. студента), стол (в.п. = р.п. стол).

Категория одушевленности охватывает главным образом существительные мужского и женского рода. У существительных мужского рода, кроме сущ. на -а, -я, она проявляется в обоих числах (в.п. = р.п. студента, студентов). У существительных женского и мужского родов на –а, -я – только во множественном числе (в.п. = р.п. студенток, юношей, судей).

К одушевленным существительным среднего рода относятся: 1)существительные с суффиксами –ищ-(е), -овищ-(е), -лищ-(е): чудище, чудовище, страшилище; 2)некоторые субстантивировнные прилагательные и причастия: животное, насекомое, млекопитающее; 3)существительные дитя, лицо (в значении человек), существо (в значении живой организм).

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевленности – неодушевленности (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер): рассматривать инфузорий и инфузории; убивать бактерий и бактерии; создать яркие образы, особые характеры.

Лексико-грамматическая категория рода присуща всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во мн.ч.). она является синтаксически-независимой: род имени существительного определяет родовую форму согласуемых слов (большой дом). Существительные разных родов различаются парадигмой склонения (дом – дома, дому), словообразовательной структурой (брат – братья, учитель – учительница), некоторыми лексико-семантическими особенностями (Тбилиси, леди). У неодушевленных существительных род является чисто формальным, у одушевленных – не только формальный, но и знаменательный, т.к. связан с различением названий лиц и животных мужского и женского пола. Категория рода отчетливо отображается только в формах ед.ч.

Мужской род – это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней существ мужского пола: стол, край, домище, юноша.

Женский род – это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней названий существ женского пола: страна, Москва, неделя, вишня, радость, горошина, дочь, сестра. К женскому роду относятся существительные, имеющие в и.п. ед.ч. окончания –а, (-я): книга, земля.

Значение общего рода может быть соотнесено как с лицом мужского, так и с лицом женского пола: сирота, неряха, умница, Саша, визави, протеже, инкогнито.

Средний род – это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения и значением неодушевленности (за единичными исключениями): село, ружье, дитя, насекомое, чудовище.

Категория числа имен существительных – лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа: студент – студенты, учитель – учителя.

Форма числа, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов, является формой единственного числа: стол, тетрадь, учебник. Форма числа, обозначающая неопределенное множество однородных предметов, является формой множественного числа: столы, тетради, учебники.

Единственное и множественное число различаются средствами выражения:

1) наличием различных окончаний: книга – книги, дом – дома.

2) изменением окончания в сочетании с переменой места ударения: стена – стены, окно – окна.

3) усечением, наращением или чередованием суффиксов в основе: крестьянин – крестьяне, лист – листья, жеребенок – жеребята.

4) использованием супплетивных форм: человек – люди, ребенок – дети.

Ряд существительных не имеет соотносительных форм единственного и множественного числа.

К существительным, имеющим только формы единственного числа, относятся:

1) отвлеченные существительные (смелость, храбрость, грусть, языкознание)

2) собирательные существительные (листва, студенчество)

3) ряд вещественных сущ-ных (серебро, водород, малина, молоко)

4) имена собственные (Москва, Дон, Урал)

Существительными, имеющими только формы множественного числа, являются:

1) некоторые отвлеченные существительные (каникулы, проводы, сумерки)

2) ряд вещественных существительных (сливки, щи, духи, сласти)

3) отдельные имена собственные (Чебоксары, Курилы, Пиренеи)

4) названия некоторых игр (шахматы, шашки, жмурки, прятки)

5) конкретные существительные, обозначающие предметы, состоящие из нескольких частей или парных предметов (ножницы, ворота, часы, грабли, перила).

Имена существительные вещественные в форме множественного числа употребляются для наименования различных сортов и видов вещества (высококачественные стали, благородные вина, территориальные воды), изделий из данного материала, они могут указывать на большое количество вещества, обширное пространство (пески пустыни, бесконечные снега). Имена собственные употребляются в форме множественного числа и при обозначении типа людей (кабанихи, чичиковы), а также членов одной семьи (семья Артамоновых).

Падеж – словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, которая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям и признакам. Отношения, создаваемые с помощью падежей, проявляются на уровне словосочетания и предложения. В современном русском языке 6 падежей, однако количество передаваемых ими значений гораздо больше количества падежных форм.

Значения, выражаемые падежами, делятся на 4 основные группы: субъективные, объективные, определительныеи обстоятельные.

Именительный падеж – независимая падежная форма. Она не употрепбляется с предлогами. Значения: 1)Субъектное (мальчик читает); 2)Объектное (Лекция записывается студентами); 3)Определительное (он был крестьянин).

Косвенные падежи по своему употреблению делятся на приглагольные и приименные: читать книгу (приглагольный в.п.); чтение книги (приименный родительный падеж). В.П. бывает только приглагольным.

Слова имеют лексические и грамматические значения. Лексические значения изучаются лексикологией, грамматические значения изучаются грамматикой - морфологией и синтаксисом.

Лексическое значение слова - это отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, события, качества, действия, отношения и т. п.).

Грамматическое значение слова - это характеристика его как элемента определенного грамматического класса (например, стол - существительное мужского рода), как элемента словоизменительного ряда (стол, стола, столу и т. д.) и как элемента словосочетания или предложения, в котором слово связано с другими словами (ножка стола, положи книгу на стол ).

Лексическое значение слова индивидуально : оно присуще данному слову и этим отграничивает данное слово от других, каждое из которых имеет свое, также индивидуальное значение.

Грамматическое значение характеризует, напротив, целые разряды и классы слов; оно категориально.

Сравним слова стол, дом, нож . Каждое из них обладает собственным лексическим значением, обозначая разные предметы. В то же время они характеризуются общими, одними и теми же грамматическими значениями: все они принадлежат к одной части речи - существительному, к одному грамматическому роду - мужскому и имеют форму одного и того же числа - единственного.

Важный признак грамматического значения , отличающий его от значения лексического, - обязательность выражения: мы не можем употребить слово, не выразив при этом его грамматических значений (с помощью окончаний, предлогов и т. п.). Так, произнося слово стол , мы не только называем определенный предмет, но и выражаем такие признаки этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный, ср.: В углу стоял стол. - Вижу стол ). Все эти признаки формы стол суть ее грамматические значения, выражаемые так называемой нулевой флексией.

Произнося словоформу столом (например, в предложении Загородили проход столом ), мы с помощью окончания -ом выражаем грамматические значения творительного падежа (ср. окончания, служащие для выражения падежных значений: стол-а, стол-у, стол-е), мужского рода (ср. окончание, которое имеют в творительном падеже существительные женского рода: вод-ой), единственного числа (ср. стол-ами). Лексическое же значение слова стол – «предмет домашней мебели, представляющий собой поверхность из твердого материала, укрепленную на одной или нескольких ножках, и служащий для того, чтобы ставить или класть что-нибудь на него» - во всех падежных формах этого слова остается неизменным. Кроме корневой основы стол-, которая и обладает указанным лексическим значением, нет никаких других средств выражения этого значения, подобных средствам выражения грамматических значений падежа, рода, числа и т. п.

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Сопоставление различных слов и их значений позволяет выделить несколько типов лексических значений слов в русском языке.

1. По способу номинации выделяются прямые и переносные значения слов.

Прямое (или основное, главное) значение слова - это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.

Например, слова стол, черный, кипеть имеют следующие основные значения:

1. "Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках".

2. "Цвета сажи, угля".

3. "Бурлить, клокотать, испаряясь от сильного нагрева" (о жидкостях).

Эти значения носят устойчивый характер, хотя исторически могут изменяться. Например, слово стол в древнерусском языке означало "престол", "княжение", "столица".

Прямые значения слов менее всех других зависят от контекста , от характера связей с другими словами. Поэтому говорят, что прямые значения имеют наибольшую парадигматическую обусловленность и наименьшую синтагматическую связанность.

Переносные (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т. д.

Так, слово стол имеет несколько переносных значений:

1. "Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы": операционный стол, поднять стол станка .

2. "Питание, пища": снять комнату со столом .

3. "Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел": справочный стол .

У слова черный такие переносные значения:

1. "Темный, в противоположность чему-нибудь более светлому, именуемому белым": черный хлеб .

2. "Принявший темную окраску, потемневший": черный от загара .

3. "Курной" (только полная форма, устаревшее): черная изба .

4. "Мрачный, безотрадный, тяжелый": черные мысли .

5. "Преступный, злостный": черная измена .

6. "Не главный, подсобный" (только полная форма): черный ход в доме .

7. "Физически тяжелый и неквалифицированный" (только полная форма): черная работа и т. д.

Слово кипеть имеет такие переносные значения:

1. "Проявляться в сильной степени": работа кипит .

2. "Проявлять что-нибудь с силой, в сильной степени": кипеть негодованием.

Как видим, непрямые значения появляются у слов, которые не соотнесены непосредственно с понятием, а сближаются с ним по различным ассоциациям, очевидным для говорящих.

Переносные значения могут сохранять образность: черные мысли, черная измена, кипеть негодованием . Такие образные значения закреплены в языке: они приводятся в словарях при толковании лексической единицы.

Воспроизводимостью и устойчивостью переносно-образные значения отличаются от метафор, которые создаются писателями, поэтами, публицистами и носят индивидуальный характер.

Однако в большинстве случаев при переносе значений образность утрачивается. Например, мы не воспринимаем как образные такие наименования, как колено трубы , носик чайника, ход часов и под. В таких случаях говорят о потухшей образности в лексическом значении слова, о сухих метафорах .

Прямые и переносные значения выделяются в пределах одного слова.

2. По степени семантической мотивированности выделяются значения немотивированные (непроизводные, первичные), которые не определяются значением морфем в составе слова, и мотивированные (производные, вторичные), которые выводятся из значений производящей основы и словообразовательных аффиксов. Например, слова стол, строить, белый имеют немотивированные значения. Словам столовый, настольный, столоваться, достройка, перестройка, антиперестроечный, белеть, белить, белизна присущи мотивированные значения, они как бы «произведены» из мотивирующей части, словообразовательных формантов и семантических компонентов, помогающих осмыслить значение слова с производной основой.

У некоторых слов мотивированность значения несколько затушевана, поскольку в современном русском языке не всегда удается выделить их исторический корень. Однако этимологический анализ устанавливает древние родственные связи слова с другими словами, дает возможность объяснить происхождение его значения. Например, этимологический анализ позволяет выделить исторические корни в словах жир, пир, окно, сукно, подушка, облако и установить их связь со словами жить, пить, око, сучить, ухо, волочить (обволакивать). Таким образом, степень мотивированности того или иного значения слова может быть неодинаковой. К тому же значение может казаться мотивированным человеку с филологической подготовкой, в то время как неспециалисту смысловые связи этого слова представляются утраченными.

3. По возможности лексической сочетаемости значения слов делятся на свободныеи несвободные. Первые имеют в своей основе лишь предметно-логические связи слов. Например, слово пить сочетается со словами, обозначающими жидкости (вода, молоко, чай, лимонад и т. д.), но не может сочетаться с такими словами, как камень, красота, бег, ночь . Сочетаемость слов регулируется предметной совместимостью (или несовместимостью) обозначаемых ими понятий. Таким образом, «свобода» сочетаемости слов, обладающих несвязанными значениями, относительна.

Несвободные значения слов характеризуются ограниченными возможностями лексической сочетаемости, которая в этом случае определяется и предметно-логическими, и собственно языковыми факторами. Например, слово одержать сочетается со словами победу, верх , но не сочетается со словом поражение . Можно сказать потупить голову (взгляд, глаза, очи ), но нельзя -«потупить руку » (ногу, портфель ).

Несвободные значения, в свою очередь, делятся на фразеологически связанные и синтаксически обусловленные. Первые реализуются только в устойчивых (фразеологических) сочетаниях: заклятый враг, закадычный друг (нельзя поменять местами элементы этих словосочетаний).

Синтаксически обусловленные значения слова реализуются только в том случае, если оно выполняет в предложении необычную для себя синтаксическую функцию. Так, слова бревно, дуб, шляпа, выступая в роли именной части составного сказуемого, получают значения "тупой человек "; "тупой, нечуткий человек "; "вялый, безынициативный человек, растяпа ". В. В. Виноградов, впервые выделивший такой тип значений, назвал их функционально-синтаксически обусловленными . Эти значения всегда образны и по способу номинации относятся к числу переносных значений.

В составе синтаксически обусловленных значений слова выделяют и значения конструктивно-ограниченные , которые реализуются лишь в условиях определенной синтаксической конструкции. Например, слово вихрь с прямым значением "порывистое круговое движение ветра" в конструкции с существительным в форме родительного падежа получает образное значение: вихрь событий - "стремительное развитие событий".

4. По характеру выполняемых функций лексические значения делятся на два вида: номинативные , назначение которых – номинация, называние явлений, предметов, их качеств, и экспрессивно-синонимические , у которых преобладающим является эмоционально-оценочный (коннотативный) признак. Например, в словосочетании высокий человек слово высокий указывает на большой рост; это его номинативное значение. А слова долговязый, длинный в сочетании со словом человек , не только указывают на большой рост, но и содержат негативную, неодобрительную оценку такого роста. Эти слова обладают экспрессивно-синонимическим значением и стоят в ряду экспрессивных синонимов к нейтральному слову высокий .

5. По характеру связей одних значений с другими в лексической системе языка могут быть выделены:

1) автономные значения, которыми обладают слова, относительно независимые в языковой системе и обозначающие преимущественно конкретные предметы: стол, театр, цветок;

2) соотносительные значения, которые присущи словам, противопоставленным друг другу по каким - либо признакам: близко - далеко, хороший - плохой, молодость - старость,

3) детерминированные значения, т.е. такие, «которые как бы обусловлены значениями других слов, поскольку они представляют их стилистические или экспрессивные варианты...». Например: кляча (ср. стилистически нейтральные синонимы: лошадь, конь ), прекрасный, замечательный, великолепный (ср. хороший ).

Таким образом , современная типология лексических значений в своей основе имеет, во-первых, понятийно-предметные связи слов (т. е. парадигматические отношения), во-вторых, словообразовательные (или деривационные ) связи слов, в-третьих, отношения слов друг к другу (синтагматические отношения ). Изучение типологии лексических значений помогает понять семантическую структуру слова, глубже проникнуть в системные связи, сложившиеся в лексике современного русского языка.

Грамматическое и лексическое значение

Лексическим значением , то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения.

Служебные же слова, модальные слова и междометия понятий не обозначают, и они не связаны с предметами реальной действительности. В основе лексического значения, которым обладают только полнозначные слова, лежит понятие, но равенства между лексическим значением и понятием нет. Понятие - это копия предмета реальной действительности в нашем мышлении. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько. Например, у понятия зеленый могут быть следующие значения:

Зеленый карандаш (цветовая характеристика);

Зеленый плод (степень вызревания, сравнить: спелый плод);

Зеленое лицо (характеристика нездоровья, степени усталости);

Зеленый возраст (степень социальной зрелости).

Только в том случае, если слово является термином, понятие совпадает со значением. Например: суффикс, корень, фонема и т.д. Главная разница между понятием и значением в том, что понятие- это копия, точное обозначение, а в значение всегда входит эмоционально-экспрессивная окраска (модальность). Например: слово солнышко - здесь есть уменьшительно-ласкательный оттенок; слово бабка - носит пренебрежительный оттенок. В понятии этих оттенков быть не может (сравнить: употребление слов морфемочка, фонемочка неграмотно).

В любом слове существует еще и грамматическое значение . Грамматические значения дополняют лексические значения и отражают принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д. Грамматические значения помогают классифицировать лексику русского языка. Например, между словами самолет, школа, ходьба нет ничего общего с точки зрения лексического значения, то есть содержания, но грамматические значения у них одинаковы и позволяют отнести их к существительным в форме единственного числа, именительного падежа.

Ни одно слово в русском языке не остается без грамматического значения. Лексические значения во всех языках образуются совершенно одинаково (предмет -> понятие -> звуковая оболочка -> название). Грамматические же значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке - 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует. Носителем лексического значения является основа слова. Например: высокий, высота. Грамматическое же значение выражается с помощью окончаний, суффиксов, приставок, ударений, вспомогательных слов. Например, в слове сторона окончание -а показывает, что это существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, 1 склонения. При изменении лексического значения изменяется и грамматическое значение слова. Это особенно заметно при переходе одних частей речи в другие (верхом, кругом, столовая - эти слова имеют сейчас другие грамматические значения, чем прежде).

Таким образом, слово, представляющее из себя единство формы и содержания, то есть единство звуковой оболочки и смысла, тем самым представляет собой единство лексического и грамматического значений. Каждое слово, называя тот или иной предмет или явление, всегда сообщает. Например: Сорви мне этот цветок. Слово цветок выполняет в этом предложении две функции: оно обозначает конкретный предмет, который нужен мне в данную минуту, и оно обозначает предмет вообще, то есть предмет с какими-то определенными признаками, благодаря которым человек узнает его среди других предметов. Таким образом, каждое слово выполняет в языке две функции:

1.Номинативная, назывная;

2.Обобщающая (одним словом обозначается целый ряд подобных предметов).

На две ключевых и обязательных функции слова может накладываться третья функция - оценочная (эмоционально-экспрессивная). Например: цветочек.

Грамматическое значение слова и способы его образования

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется номинативной (назывной) функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его когнитивной функцией.

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, лексическое значение слов "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью грамматических средств. Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. Прошедшее время глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и нулевого окончания, а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания форм слова. В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

17. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексическое значение слова - это тот смысл, который содержит в себе слово. Вы сможете сами попытаться сформулировать значение слова и обратиться за помощью к толковому словарю. Так, например, характеризуя смысловую составляющую слова "школа", можно сказать, что это "вид сооружения, помещения для обучения детей".

Более точный смысл этого существительного можно узнать, например, в толковом словаре Ожегова. В нем же вы сможете выяснить, имеет ли оно одно лексическое значение или несколько, т.е. является однозначным или многозначным.

Например, слово "айсберг" обозначает "большое скопление льда или большую ледяную глыбу, оторвавшуюся от ледника". Другого значения слово не имеет. Следовательно, оно является однозначным. А вот у слова"коса" может быть несколько толкований. Например, "коса" - это "вид прически" (девичья коса), а также - "берег у реки особой формы" (пошел купаться на косу) и, кроме того, это еще и "орудие труда" (хорошо наточить косу). Таким образом, слово "коса" является многозначным.

Грамматическое значение слова - это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму. Так, у глагола - это признаки времени, лица, числа и т.д., а у причастия - времени, настоящего или прошедшего, рода, числа и падежа.

Если основная составляющая лексического значения заключена, как правило, в его корне, то грамматическое значение слова легче всего определять по окончанию (флексии). Например, по окончанию имени существительного несложно определить его род, падеж или число. Так, в предложении "Утро выдалось прохладным, но солнечным" имя существительное имеет следующие грамматические признаки: именительный падеж, средний род, единственное число, второе склонение. Кроме этого, можно сказать, что слово является нарицательным существительным, неодушевленным.

Если вы попытаетесь определить лексическое значение слова "утро", то, наверняка, уточните, что это время суток, следующее после ночи, т.е. начало дня.

18. Мотивированность слова. Слова мотивированные и немотивированные.

Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные - это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол - столик ‘маленький стол’, белый - белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация - это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом - домик ‘маленький дом’, сила - силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить - ходьба, удалой - удаль, смелый - смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено - разг. коленка).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации

Одно из двух однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивированность слова определяется четырьмя правилами, действующими в следующих случаях:

Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их, кроме корня, вычленяется разное количество звуковых отрезков (основа одного из них может быть равна корню). В этом случае мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо звуковой отрезок, который и признается словообразующим аффиксальным морфом (см. § 16): лес - лес-ок, стоять - про-стоять.

Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их вычленяется одинаковое количество звуковых отрезков. В этом случае мотивированным является слово, семантически более сложное, значение которого определяется через другое сопоставляемое с ним слово: химия - химик ‘специалист по химии’, художник - художница ‘женщина-художник’.

Грамматическое значение и его типы выясняются из сопоставления их с вещественным и лексическим значением

Разберем элементарный пример: форму столикам (если моя табличка непонятна, см.схему на стр 251 у Реформатского).

№ 1 – вещественное значение, соответствующее отдельному самостоятельному понятию.

№ 5 – деривационное , соответствующее значение признаков, не мыслимых самостоятельно, а сопровождающих вещественное значение корня, ограничивающих и уточняющих его.

№ 4 – реляционное значение , выражающее только отношение лексемы столик к другим членам предложения.

№ 2 – грамматическое значение , которое охватывает № 4 – реляционное и № 5 – деривационное.

№ 3 – лексическое значение , которое охватывает и № 1, вещественное значение, и № 5, деривационное значение. При отсутствии элемента, содержащего № 5, деривационное значение, фактически лексическое и вещественное значения совпадают; так бывает во всех непроизводных словах (дом, стол, пень, ум, земля, вода, окно, море и т. п.).

Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами (или тем более звуками речи), а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

Грамматических способов, используемых в языках, ограниченное количество, это: аффиксация разного типа, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами. Одни языки (как русский, английский) используют все возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.

Одним из самых трудных вопросов теоретической грамматики является вопрос о грамматических категориях. Грамматическая категория – это совокупность элементов языка, объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. При этом подобное грамматическое противопоставление может выражаться разными способами. В этом сказывается изоморфизм грамматических способов, т.е. то, что разные способы могут выступать в одной и той же грамматической функции. Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категория числа, собирательности, абстрактности, в пределах залога – категории залога, вида и т.д.

Следовательно, грамматическую категорию не следует путать с термином грамматическая форма – это соотношение грамматического значения и грамматического способа выражения этого значения в их единстве. Несоответствие грамматических категорий в разных языках – лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.

1. Форма в грамматике не то же самое, что грамматический способ.

2. Форма не может быть отожествлена со значением.

3. Форма в грамматике – это соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве ; меняя способ при сохранности значения или меняя значение при сохранности способа, мы получаем новые формы. Например, предобрый и добрый-добрый по значению одно и то же – превосходная степень прилагательного, но способ выражения этого значения различен. Добрый-добрый и ходишь-ходишь одинаковы по способу (повтор), но различны по значению.

4. Вследствие линейности речи форма прежде всего выявляется распадением речевой цепи на отдельные звенья : лексемы, морфемы, фонемы. Но такое распадение линейной формы не может осуществиться без наличия парадигматической формы.

5. Парадигматическая форма – это характеристика того или другого слова или сочетания слов как члена целого – парадигмы форм; одинаковые по линейной форме слова могут иметь разную парадигматическую форму; так, зло – существительное, зло – краткое прилагательное и зло – наречие по линейной форме распадаются одинаково на две морфемы [зл-о], но парадигматически все эти три слова имеют разную форму:

1) зло (существительное) – член парадигмы склонения (зла, злу и т. д.);

2) зло (прилагательное) – член родовой и числовой парадигмы (зол, зла, зло, злы) и парадигмы степеней сравнения (злее);

3) зло (наречие) – член только парадигмы степеней сравнения (злее).

6. Словоизменение охватывает те случаи, когда это формы того же слова , т. е. когда лексическое значение остается тем же, а реляционное значение меняется; таковы для русского языка у прилагательных формы рода, числа, падежа и степени сравнения; у существительных формы падежа и числа; у глаголов формы лица, числа, вида, наклонения, времени, а в прошедшем времени рода и числа.

7. Словообразование относится к разным способам производства от данных основ и корней других слов с особым лексическим значением ; таковы для русского языка у прилагательных уменьшительные и увеличительные формы, у существительных собирательные, увеличительные, уменьшительные, у глаголов префиксальные формы, где, кроме вида, меняется и лексическое значение (писать – написать – не меняется, а писать – записать – «сделать запись» – меняется); и, конечно, все случаи производства других частей речи от основы данной части речи: труд – трудный – трудиться; печь – печной – печник и т. п.

8. Количество грамматических способов в языках мира ограничено. Грамматические значения в разных языках есть и общие, есть и различные. Формы же всегда индивидуальны и характерны для данного языка.

Или несколько, т.е. является однозначным или многозначным.

Например, слово "айсберг" обозначает "большое скопление льда или большую ледяную глыбу, оторвавшуюся от ледника". Другого значения слово не имеет. Следовательно, оно является однозначным. А вот у слова"коса" может быть несколько толкований. Например, "коса" - это "вид прически" (девичья коса), а также - "берег у реки особой формы" (пошел купаться на косу) и, кроме того, это еще и "орудие труда" (хорошо наточить косу). Таким образом, слово "коса" является многозначным.

Грамматическое значение слова - это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму. Так, у глагола - это признаки времени, лица, числа и т.д., а - времени, настоящего или прошедшего, рода, числа и .

Если основная составляющая лексического значения заключена, как правило, в его корне, то грамматическое значение слова легче всего определять по окончанию (флексии). Например, по окончанию имени существительного несложно его род, падеж или число. Так, в предложении "Утро выдалось прохладным, но солнечным" имя существительное имеет следующие : именительный падеж, средний род, единственное число, второе . Кроме этого, можно сказать, что слово является нарицательным существительным, неодушевленным.

Если вы попытаетесь определить лексическое значение слова "утро", то, наверняка, уточните, что это время суток, следующее после ночи, т.е. начало дня.

Если вы научитесь правильно определять лексическое и грамматическое значение слов, то сможете составлять красивые по выразительности и верные с точки зрения грамматики и употребления синтаксические конструкции ( и предложения).

Связанная статья

Источники:

  • лексическое значение это

При морфологическом разборе причастия необходимо определить его вид , который относится к постоянным признакам данной части речи. Это очень важно и для переводчика, поскольку изменившее свой вид при переводе причастие нередко меняет смысл всего текста на противоположный.

Вам понадобится

  • - таблица форм причастий.

Инструкция

Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном литературном действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.

Видео по теме

Обратите внимание

Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия - шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.

Полезный совет

Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите "Признаки", "Действительное причастие", "Страдательное причастие". В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.

Источники:

  • что такое вид причастий в 2019

Человек старается почерпнуть информацию о себе, своем характере и предполагаемом будущем из всех доступных источников. Один из вариантов познания себя – узнать, что означает имя. Ведь от этого набора букв, который сопровождает человека всю жизнь, зависит и характер, и судьба.

Инструкция

У подавляющего большинства имен есть своя . Очень много в русской культуре древнегреческих имен и исконно русских. У каждого имени есть значение – слово, от которого оно образовалось. Это слово и будет являться главной определяющей человека. Кроме того, по имени можно проследить характер, узнать интересы и склонности, и даже предположить, как должны звать людей, с которыми лучше всего выстраивать дружеские и романтические отношения. Книги со значениями имен продаются в любом книжной магазине, кроме того, многочисленные сайты смогут предоставить интересующую вас информацию.

По мнению астрологов, каждая буква алфавита связана с созвездием или планетой и определяет какую-либо особенность человека. Имя – это комплекс таких букв, поэтому, чтобы узнать значение имени и его влияние человека, необходимо расшифровать каждую букву в отдельности.

Некоторые специалисты считают, что расшифровывать надо не имя полностью, а лишь первую его букву. А узнав значение первых букв фамилии, имени и отчества человека, вы получите о нем предельно ясную информацию.

Доказано, что колебания, которые возникают во время речи, в зависимости от частоты по-разному влияют на различные участки коры головного мозга. Имя – это то, что сопровождает человека с младенчества и, пожалуй, то слово, которое он слышит чаще всего. Находясь под постоянным воздействием определенных звуков, у человека систематически происходит воздействие на участки коры, что формирует его особенности поведения и мировосприятия.

Узнать можно не только значение имени, но и то, какое впечатление ваше имя производит на окружающих. Каждый звук вызывает в сознании людей ассоциации: большой - маленький, злой – добрый, активный - пассивный, холодный - мягкий. Многочисленные сайты помогут вам проанализировать свое имя или псевдоним. Вам необходимо лишь ввести его в строку поиска, указав , и вы узнаете, что же ваше имя значит для окружающих.

Видео по теме

Источники:

  • как узнать значение своего имени в 2019

Род существительного определяет окончание зависимого слова (к примеру, прилагательного или причастия), а в некоторых случаях и форму подлежащего (глагол, в прошедшем времени). В словах славянского происхождения и заимствованных приходится руководствоваться совершенно разными критериями.

Вам понадобится

  • - выход в интернет;
  • - пособия по русскому языку.

Инструкция

Поставьте существительное в начальную форму ( , именительный падеж). Выделите окончание. Существительное принадлежит к мужскому роду, если (ветер, компьютер) или «а», «я» (Саша, дядя). Женскому роду присущи окончания «а», «я» (колонка, гостья) знак (ночь, печь). Средний род заканчивается на «о», «е», но существует группа разносклоняемых существительных среднего рода с окончанием «я»: время, пламя.