Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (коз(з)а – коз(с)).
Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подруга-друк, нога-нок; «фатально тотально».).
У фонетических (позиционных) чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге, это чередование звуков, относящееся к одной морфеме.
Примеры:
Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова, в говорах с неполным оканьем «о» заменяется на «у» в начале слова во втором предударном слоге: облака – ублака, остров – устрова; уперация, ублегация. Чередование может быть связано с позицией звука в слоге. Так, в неприкрытом безударном слоге фонема /о/ реализуется звуком «» (озеро – азера). В прикрытом же слоге выступает после твердого согласного только в первом предударном, а в других безударных слогах после твердого согласного произносится ə (в но в əзерке). Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим (после тв. согласного «и» заменяется на «ы» (игра – сыграть; ножы, шырокий)). Перед глухими согл. звонкие заменяются глухими (вязать – свяска). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению (свЕрху – навирху).
Но в примерах подруга – дружный, бумага – бумажный это не фонетическое чередование (написание «г» не зависит от положения «н» после него (гон – гнать, мигать – мигнуть)). Здесь другая позиционная обусловленность: чередование г/ж не знает исключений в позиции перед суффиксом -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование – морфологическое позиционное (чередование, в котором написание зависит от морфемы). В заимствованных словах тоже – каталог – каталожный. При морф. чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание (губить – гублю, топить – топлю, травить – травлю, кормить – кормлю). Исключений нет, и в заимств. (графить – графлю).
Позиционные чередования, не знающие исключений – позиционно обусловленные (глаза – глас, подруга – дружный); знающие исключения – позиционно закрепленные (мост – мосьтик, сьтена – стена). Фонетические позиционно обусловленные – чередования звуков, относящиеся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем (казань – казанский; искл. июнь - июньский).
Непозиционные чередования – чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности; связаны только с конкретными словами и необъяснимы в современном языке (подруга – друзья, засохнуть – засыхать – засушить).
Исторические чередования – чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Это морфологические (они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка) и непозиционные чередования фонем. Некоторые называют морфологические чередования историческими.
Исторические чередования гласных
1. В современном русском языке употребляются буквы ъ и ь, которые не обозначают звуков. Однако в древнерусском письме буквы ъ и ь обозначали самостоятельные фонемы ‹ъ› и ‹ь›.
Эти фонемы воплощались в особых звуках [ъ] был близок к [о], а [ь] – к [э]. Звуки [ъ] и [ь] были короче других гласных, поэтому их называли редуцированными.
В XI– XII вв. в русском языке прошел процесс падения редуцированных гласных и фонемы ‹ъ› и ‹ь› исчезли. Но их исчезновение происходило в разных позициях неодинаково. На конце слова ‹ъ› и ‹ь› перестали произноситься. В других позициях [ъ] перешел в [о], [ь] – [э].
Например, в древнерусских словах сънъ, мъхъ, рътъ конечный [ъ] утратился, а первый перешел в [о]. Возникли русские слова сон, мох, рот.
В косвенных падежах этих слов были формы съна, мъха, ръта, которые изменились в сна, мха, рта . Так возникло чередование [о] с нулём звука.
2. Чередование ‹о//а› наблюдается в глаголах: выходит – выхаживает, сносит – снашивает, уловит – улавливает, отколет – откалывает, засолит – засаливает .
В праславянском языке перед суффиксом –ива- происходило продление гласного, позднее долгий гласный [о] переходил в гласный [а].
3. В современном русском языке есть чередование ‹∙э/∙о›: веселье – весёлый, сельский – села, Петя – Пётр, чернь – чёрный. Возникло это чередование в результате действия фонетического закона изменения ударного [э] в [о] после мягкого согласного перед твёрдым.
Раньше эти слова произносили с [э] перед мягким и твёрдым. Такое произношение было типично для высокого стиля речи в поэзии первой половины 19 века:
Когда в товарищах согласья нет На холмах пушки присмирев,
На лад их дело не пой дет . Прогнали свой голодный рев.
(Крылов) (Пушкин)
Историческое чередование согласных
В современном русском языке существует ряд исторических чередований согласных. Они возникли в результате действия фонетических процессов, которые произошли в праславянском и древнерусском языках. Изменения звуков возникали также под влиянием старославянского языка.
Чередование заднеязычных согласных с шипящими и свистящими возникло в результате 1-й, 2-й и 3-й палатализации: лекарь – лечу, друг – дружу, дух – душа
Звук [j] вызывал следующие чередования согласных:
А) ‹с /с’/ш›: коса – косить – кошу, ‹з /з’/ж›: воз – возить – вожу;
Б) после губных согласных [j] изменился в [л’]:
‹б/б’/бл’›: любовь – любить – люблю, рубить – рублю, отсюда – рубль;
‹п/п’/пл’›: топка – топить – топлю, покупать – купить – куплю, купля.
‹в/в’/вл’›: улов – ловить – ловлю, ловля; править – правлю;
‹м/м’/мл’›: корм – кормить – кормлю, земной – наземь – земля.
В) [т] и [д] с [j] давали разный результат в русском и старославянском языках.
В русском языке → [ч’]: свет – светить – свеча – свечение . В старославянском языке [тj] → [ш’т’] (щ): свет – освещение. [дj] в русском языке чередовался с [ж] (брод – бродить) в старославянском языке [дj] → [ж’д’] (водить – вождение). Так возникли ряды чередований [т/т’/ч/ш’] и [д/д’ж/жд’].
Историческое чередование согласных можно представить в виде таблицы.
Губные | Заднеязычные |
||
звуки | примеры | звуки | примеры |
п-п"-пл" : | сып ать-сып ь-сыпл ю | к-ч-ц: | лик –лич ный - лиц о |
б-б"-бл" : | греб у-греб ёшь-гребл я | г-з"-ж : | подруг а -друз ья – друж ба |
в-в"-вл": | лов ушка-лов ят-ловл ю | х – ш: | мох – мш истый |
ф-ф"-фл" : | граф а – граф ят - графл ю | х – с : | трях нуть – потряс ать |
м-м"-мл" : | корм-корм ят-кормл ю | ||
Звуки Переднеязычные | звуки Группа согласных |
||
т-т"-ч-щ | свет –свет ят–свеч у - освещ ать | ск-с"т"-щ: | блеск – блест ят – блещ у |
д-д"-ж-жд | род овой-род ят-рож ать-рожд ать | ст - с"т"-щ : | свист – свист ят – свищ у |
с-с"-ш | выс окий – выс ь – выш е | зг – зж : | брызг ать – брызж у |
з-з"-ж : | гроз а-гроз ят-грож у | зд-з"д"-зж | езд а – езд ят - езж у |
н-н" : | мен а-мен ять | ||
ц-ч : | отец – отеч еский |
Опорные слова
Синтагматика, парадигматика, нейтрализация, позиция, мена, позиционные изменения, чередование, параллельные ряды, пересекающиеся ряды, исторические чередования, морфологический состав речи.
Вопросы для самопроверки
Каковы особенности синтагматики и парадигматики звуков речи?
В чём разница между сильными и слабыми позициями?
В каких случаях согласные находятся в сильной позиции?
Опишите слабые позиции согласных звуков.
Какие ряды образует позиционная мена звуков?
Почему чередования звуков называются историческими?
Тесты
1.Способность звуковых единиц варьировать называется…
А) * парадигматикой
Б) синтагматикой
В) нейтрализацией
Г) оппозицией
2.Найдите позиционную мену согласных по месту образования
А) брызг ать – брызж у
Б) лекарь - лечу
В) группа - группка
Г) *шить - сшить
3.Позиционная мена – это мена звуков, определяемая…
А) морфологическим составом речи
Б) *синтагматическими законами
В) лексическим составом языка
Г) влиянием старославянского языка
4.Чередование звуков – это мена звуков, которая…
А) *определяется морфологическим составом речи
Б) зависит от фонетической позиции
В) вызывается суперсегментными единицами
Г) объясняется современными законами фонетики
5.Укажите слова с историческим чередованием в морфемах
А) * корм – кормят, гроза – грожу
Б) пол – полы, быт – бит
В) сон – сна, дом – дома
Г) горб – горбы, мох - мха
Литература:
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,
2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.
3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.
4. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.
5.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.
6.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.
ЛЕКЦИЯ № 8. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА
План
Понятие орфоэпии.
Русское литературное произношение в его историческом развитии.
Стили произношения.
5. Теория письма.
6. Графика. Особенности русского алфавита.
7. Слоговой принцип русской графики.
Понятие орфоэпии
Нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия.
Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил нормативного литературного произношения. Как в письме для быстроты и лёгкости понимания необходимо единство орфографических правил, и в устной речи для той же цели необходимо единство норм произношения.
Слушая устную речь, мы не задумываемся над её звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл. Каждое же отклонение от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
В орфоэпии рассматривается состав основных звуков языка – фонем, их качество и изменения в определённых фонетических условиях. Этими вопросами занимается и фонетика, но в плане описания звукового строя русского языка.
Для орфоэпии же важно установление норм литературного произношения. В понятие произношения входит звуковое оформление. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.
Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи. Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.
В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.
Например, неразличение твердых и мягких согласных или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.
В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.
Русское литературное произношение в его историческом развитии
В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. сложились основные закономерности современного литературного языка.
В основу этого языка лёг говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного великорусского и южного великорусского наречий.
Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XX веке.
Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До образования национального языка в XVII в. нормализация литературного языка практически не касалась произношения.
На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и др. – говорило всё население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности.
Вместе с присоединением к Московскому княжеству других княжеств росла экономическая, политическая, культурная роль Москвы как столицы централизованного Русского государства. В связи с этим рос и престиж московского говора. Его нормы, в том числе и произносительные, перерастали в нормы общенациональные.
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Между буквами и звуками нет точного соотвествия. Пишется конечно, что, чтобы , но произносится коне[ш]но, [ш]то, [ш]тобы . А тот, кто произносит коне[ч’]но, [ч’]то, [ч’]тобы , допускает орфоэпическую ошибку.
Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Источниками нарушение произносительных норм являются: развитие языка, влияние диалектного языка, письмо.
Вариант «младшей» нормы при своём возникновении, вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы.
Так, в начале XX в. некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка иканье. Еще встречается в речи городских жителей произношение [р’] в таких словах, как це[р’]ковь, четве[р’]г , ранее представленное во многих словах в позиции после [э] перед губными и заднеязычными согласными и входившее раньше в число литературных норм.
Основные тенденции в развитии современного литературного произношения идут по линии упрощения слишком сложных орфоэпических правил; отсеивания всех узкоместных произносительных особенностей, прогрессирующих под влиянием радио, кино, театра, школы; сближения образцового произношения с письмом.
Стили произношения
В устной разговорной речи выделяются её разновидности, называемые обычно произносительными стилями. Появление учения о стилях произношения вызвано неоднородностью произношения в различных группах населения.
Л.В.Щерба предложил различать полный стиль, когда слова произносятся специально замедленно, особо отчётливо, с подчёркнутой артикуляцией каждого звука, и разговорный стиль, «свойственный спокойной беседе людей».
Последователи Л. В.Щербы назвали эти разновидности полным и неполным типами произнесения. Многие фонетисты выделяют высокий, нейтральный и разговорный стили произношения.
Нейтральный стиль не имеет стилистической окраски, он – основа самых различных устных текстов. Высокий стиль проявляется в некоторых особенностях произношения отдельных слов в тексте. Большинство этих особенностей связано со стремлением произнести слово ближе к его написанию. К высокому стилю мы прибегаем при публичных выступлениях, при передаче важных сообщений, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль характеризуют также некоторые сохраняющиеся до сих пор особенности старомосковского произношения. Например, произношение твёрдого [с] возвратного постфикса: собирала[с], береги[с], удали[с] .
Наконец, третий – разговорный стиль . За пределами литературного языка находится просторечный стиль.
Орфоэпические нормы в области гласных и согласных
Московский говор, лёгший в основу русского литературного произношения, был говор акающий. И в современном литературном произношении на месте букв а и о в первом предударном слоге после твёрдых согласных произносится звук [а].
Произношение гласных определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество).
Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [ у], [ы ], [и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о], [э] качественно изменяются.
Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.
а) В первом предударном слоге произносится звук [Ù]:[вÙды́/ сÙды́ / нÙжы́].
После шипящих произносится [Ù]: [жÙра́ / шÙры́].
На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ы э ]: [цы э пно́į], [жы э лто́к].
После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [и э ]: [ч’и э сы́ / сн’и э ла́].
б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкÙла́/ цъхÙво́į/ пър٨во́с].
После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п’ьтÙч’о́к / ч’ьмÙда́н].
Излагая основные правила произношения согласных звуков, мы ориентируемся на нейтральный стиль речи:
а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл’э́п] / тру́пкъ / про́з’бъ];
б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с’т’ина́] и [ст’ина́], [з’д’э́с’] и [зд’э́с’].
В произношении некоторых сочетаний согласных действуют следующие правила:
а) в местоименных образованиях что , чтобы – чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто , почта , почти сохраняется произношение [чт];
б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн : [кÙн’э́шнъ / нÙро́шнъ].
В словах книжного происхождения сохранилось произношение [чн]: [мл’э́ч’ныį / вÙсто́ч’ныį];
в) в произношении сочетаний вст , здн , стн (здравствуй, праздник, частник ) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн’ик], [ч’а́сн’ик], [здра́ствуį]
Произношение звуков в некоторых грамматических формах
а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с’и́н’иį] - под влиянием орфографии возникло – ый, - ий ; после заднеязычных г, к, х ® ий: [т’и́х’иį], [м’а́хк’иį];
б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч’и э ла́с’ / нъч’и э лс’а́];
в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г’], [к’], [х’] (под влиянием орфографии): [выт’а́г’ивът’].
Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю. Оно в целом подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:
а) произношение [о] на месте [Ù]: [боа́/ отэ́л’ / поэ́́т], хотя [рÙма́н / [рÙĵа́л’ / прÙцэ́нт];
б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Ùтэл’ĵэ́ / д’эпр’э́с’иįь];
в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г’э́тры /к’э́кс / бÙл’э́т].
Теория письма
Сначала были рисунки на камне, кости, дереве. Рисунки не отражали звуковой стороны языка, не были связаны ни с отдельным словом, ни с отдельным звуком и передавали мысль приблизительно. Подобное письмо в науке называется пиктографическим (от лат.pictus – нарисованный, гр. grapho – пишу).
Но постепенно рисунок превращался в условный знак для обозначения отдельного слова с определённым лексическим значением. На этом этапе письмо уже дословно воспроизводило содержание речи. Но не было по-прежнему связи между знаком и содержанием. Этот тип письма называется идеографическим (гр.idea – понятие, grapho – пишу).
В идеографическом письме знак выступает в роли символа, который вызывает в сознании читающего понятие о предмете, но не даёт никакого представления о том, как звучит слово, называющее данный предмет.
Поиски более удобного письма привели к возникновению чисто слоговых систем, когда за знаком закрепляется звучание конкретного слога.
По мере дальнейшего развития общества слоговое письмо постепенно преображается в звуковое письмо, где знаки обозначают звуки языка.
Впервые знаки для отдельных согласных появились в египетском письме. На основе египетского письма вырабатывается система обозначения согласных звуков в финикийском письме, которое было заимствовано греками. На основе греческого алфавита были созданы затем алфавиты латинского, этрусского, готского и славянского языков.
Звуковое, или алфавитное, письмо в настоящее время используется большинством народов мира. Этот тип письма является наиболее удобным и доступным.
При помощи его возможна передача любого содержания человеческой речи, независимо от того, имеем ли мы дело с понятиями конкретными или абстрактными, простыми или сложными.
Система гл.фонем праславянского языка, послужившая впоследствии базой для развития фонологической системы каждого славянского языка, сложилась на основе индоевропейского языка. В индоевр. системе гласных различались 5 монофтонгов, которые могли быть долгими и краткими. Впоследствии они преобразовались в звуки, которые уже не имели различий по долготе и краткости.
Долгие *i – и, *и – ы, *е – Ъ, *о – а, *а – а (звук а долгий дал а )
Краткие * i – ь, *и – ъ, *е – е, *о – о, *а – о.
Т.о., эти звуки вступили в чередование. Чередование – это закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы.
Поскольку каждый гласный мог чередоваться с рядом других гласных, то в др.р.яз и в СРЯ имеют место целые цепи чередующихся звуков (беру – сбор – собирать, э//о//и, э восходит к *е кр ., и → *и дол ., о → *о,*а кр. ).
Чередование – это закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы. Поскольку гласный мог чередоваться с др. гласными, то в др.рус.яз и в СРЯ имеют место целые цепи черед-й (беру-сбор-собирать
Методика проведения фонетического анализа в школе.
Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по р.яз. (5-11 кл.). Используется: при изучении фонетических тем; при повторении для углубления и расширения знаний, совершенствования умений и навыков. В зависимости от учебных задач фон-й разбор м/б полным или выборочным, письменным или устным, классным или домашним, обучающим или контрольным. Включает: 1) анализ звуков в потоке речи (в словосоч., предлож.); 2) анализ качественного и количественного состава; 3) анализ способов и условий их образования; 4) анализ роли в образовании слов и их форм; 5) характеристику букв, их обозначающих. Все в пределах школьного фонетического минимума.
Порядок ф-го разбора: 1) слоги, ударение; 2) гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены; 3) согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены; 4) количество звуков и букв.
Пример: русский.
Устный разбор
Произносим слово русский.
1) В данном слове 2 слога: ру-сский , ударный слог – первый, второй безударный.
2) Гласные звуки: звук [у] - ударный, обозначен буквой у , звук [и] - безударный, он произносится и слышится менее отчетливо, чем под ударением, обозначен буквой и.
3) Согласные звуки: [р] – звонкий, твердый, обозн. буквой р , [с] – долгий, глухой, твердый, обозначен сочетанием двух букв с , [к`] – глухой, мягкий, обозначен буквой к , [j] – звонкий, всегда мягкий, обозначен буквой й.
В слове русский – 6 звуков и 7 букв. Букв больше, чем звуков, т.к. долгий звук [с] обозначен двумя буквами с .
Письменный разбор
р - [р] – согласный, звонкий, твердый, обозн. буквой р,
у - [у] – гласный, ударный, обозначен буквой у ,
сс - [с] – согласный, долгий, глухой, твердый, обозначен сочетанием двух букв с ,
к - [к`] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой к ,
и - [и] – гласный, безударный, обозначен буквой и,
й - [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий, обозначен буквой й.
6 звуков, 7 букв.
Приступая к фон-му разбору, можно познакомить учащихся с элементами фонетической записи слова или фонетической транскрипции (с обозначением ударения, мягкости согласных [`], с передачей простейших случаев редукции гласных – указываем на то, что гласные м/б ударными и безударными, ассимиляции согласных по признаку глухости-звонкости, т.е. указываем на оглушение и озвончение согласных).
Рекомендуется сначала делать орфографическую запись слова, затем фонетическую. Сначала произносим слово, затем записываем в элементарной фон-й транскрипции, делим на слоги и ставим ударение, показываем безударные слоги.
Значение работы над ударением: позволяет отрабатывать орфоэпические нормы (зво`н, но звоня`т); вариативность орфоэпической нормы (издалека` и издале`ка); смыслоразличительная функция ударения (за`мок и замо`к); преобразование грамматических форм (да`л, да`ли, но дала`). Работа над ударением проводится как сквозная тема в фон-м разборе при изучении фонетики, словообраз., морфологии.
Деление слова на слоги. Открытые, закрытые. Не вводим теоретических сведений. Правило слогоделения: шумный+сонорный, шумн.+шумный относятся к одному слогу, а сонор.+шумн. – к разным (до-брый, бан-ка). Это нужно осваивать для переноса. Есть еще морфемный перенос (доб-рый).
Звуковой состав слова: начинаем с ударного гласного. Сопоставляем ударные и безуд. гласные, приучаем их различать, совершенствуем навык постановки ударения, готовим основу для различения написаний определяемых и неопределяемых произношением, готовим к осознанному усвоению орф.правил (в корне, прист., суф.),формируем нормы лит-го произношения.
Согласные звуки. Обращаем внимание на то, что они служат для различения лексических значений слов и их форм (сталь – стал, рад – ряд, пруд – прут ). Показываем процессы ассимиляции по глух.-зв. (оглушение-озвончение). Предупреждаем возможные ошибки смешения звуков и букв (плащ [ш`] – буква щ , а звук ш долгий мягкий ). При подсчете кол-ва букв и звуков обращаем внимание на случаи, когда одна и та же буква обозначает 2 разных звука и когда 2 одинаковых звука обозн. разные буквы (дворов[ф]), когда ъ,ь не обозн. звука, когда е,ю,я обозн. 1 или 2 звука. Более сложные случаи правописания – под руководством учителя.
Систематически проводимый звуковой анализ содействует выработке правильного лит-го произношения, что является важным условием выразительного чтения и правильной устной речи школьников.
Билет № 8. Истор-е формир-е лексико-семантической системы русского языка. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки. Понятие об активном и пассивном словарном запасе. Происхождение неполногласных (южнославянских) и полногласных (древнерусских) сочетаний гласных.
Словарный состав СРЯ - результат длительного развития; все слова СРЯ различаются по времени возникновения и происхождению.
1. ИСКОННО РУССКАЯ ЛЕКСИКА .
Это основной пласт лексики СРЯ, более 90% слов. Это всякое слово, возникшее в русском языке или унаследованное им из боле древнего языка-источника, независимо от того, из каких этимологических частей (русских или заимствованных) оно состоит. Напр., исконно русскими считаются лексемы шоссейный, маникюрша, форсить, а заимствованными: шоссе, маникюр, форс.
Возникли в русском языке как слова определенного значения и словообразовательно-грамматической структуры, в другом языке были бы заимствованы из русского языка. От них следует отграничивать случаи словообразовательного переоформления заимствованных слов, когда заимствованное слово обрастает русским аффиксом, чтобы войти в лексико-грамматическую систему русского языка: солидный, семантический и т.п. Здесь -н- и -ск- не образуют новых слов от уже существующих в русском языке, а позволяют лишь ввести иноязычные прилагательные в систему русских прилагательных (в отличие от пара -парный, тренер тренерский и т.п.).
Исконно-русская лексика по времени появления делится на:
1) общеславянские слова, унаследованные из общеславянского языка. Употребляются во всех совр. славянских языках; это ядро современного словаря. Наиболее богато представлены имена существительные:
а) наименование частей тела (борода, бок, лицо, лоб, грива, коса, лапа и др.);
б) термины родства (отец, мать, брат, сын, дочь и т.д.);
в) название отрезка времени (день, ночь, месяц, год и т.д.);
г) полезные ископаемые (золото, серебро, железо и т.д.);
д) явления природы (буря, берег, болото, вода, гора, град, земля и т.д.);
е) названия растительного мира (бук, ель, береза, горох, вяз и т.д.);
ж) названия животного мира (волк, ворона,гусь, заяц, змея, бык и т.д.);
з) орудия и предметы труда (ведро, веретено,грабли, долото и т.д.);
и) наименование лиц (гость, гончар, друг, отрок, жнец и т.д.);
к) абстрактные понятия (вера, воля, вина, гнев, дух, жалость и т.д.).
Глаголы: лечь, сидеть, клевать, спеть, уметь, читать, воевать и т.д.
Прилагательные: обозначения духовных качеств людей (мудрый, хитрый, добрый), физических качеств (голый, лысый, молодой), свойств и качеств вещей (белый, желтый, русый, большой, правый). И др. части речи. По морфологическому строению большинство их - слова корневые, с непроизводной основой.
2) Восточнославянская лексика. Время появления - 14-15 вв. Достояние языковой общности предков русских, белорусов и украинцев. Его возникновение связано с существованием диалекта восточных славян - древнерусского языка. Как правило, эти слова не встречаются в лексике южных и западных славян, хотя и возникли на базе общеславянской лексики. Включают в себя также заимствования из тюркских, греческого, германского языков. Связаны с развитием на Руси новых, феодальных общественных отношений, прогрессом культуры, науки, искусства, более глубоким познанием действительности.
3) Собственно русская лексика наиболее многочисленна и разнообразна в структурно-стилистическом отношении и по грамматическим свойствам. Это слова, возникшие уже в эпоху раздельного существования русского, украинского и белорусского языков (с 14 в.). Представляют собой уже специфическую принадлежность русской речи. В отношении словообразовательной структуры почти все в своем возникновении являются производными, за исключением некоторых существительных, образованных безаффиксным способом (удаль и т.п.). По значению в основном являются формой выражения новых понятий. К ним можно отнести:
а) почти все существительные, образованные с помощью суффиксов -щик-, -овщик-, -льщик, - ятина-, -лка-, -овка-, -тельство-, -тель-, -ша-, -ность-, -емость-, -щина- и др.;
б) существительные, образованные от глаголов безаффиксным способом (разбег, зажим, присед);
в) сложносокращенные существительные (Главк, вуз, зарплата);
г) существительные, образованные сложением с одной из иноязычных основ (миноносец, славянофил, теплотехник).
2.ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА . Всякое слово, пришедшее в русский язык извне, даже если по составляющим его морфемам ничем не отличается от исконно русских слов (когда слово берется из какого-либо близкородственного славянского языка - ст.-слав., польского и Др.).
1) Иноязычные слова . Слова или прямо заимствованные, или калькированные. Подавляющее большинство иноязычных слов характеризуется узкой сферой употребления, закреплены в книжной речи (термины, профессионализмы). В большинстве заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием (зонтик - гол., диск - греч., вензель - польск., бокс - англ., бульвар - фр.), а также вместо прежних русских наименований (вояж, денди, специфический). Другие слова прочно вошли в русский язык, стали общеупотребительными (билет, тетрадь, свекла, жюри, сундук, модель). Следует отграничивать от них слова исконно русские, возникшие на базе заимствованных (гектар - га, ям - ямщик).
2) Старослав янизмы - заимствования из ст.-сл. языка. 3 группы ст.-сл.:
1. Ст.-сл. варианты слов общеславянского языка, которые были унаследованы и древнерусским языком, но в восточной переогласовке (брег, власы, власть, рождадъ, нощь и т.п.);
2. Специфические новообразования ст.-сл. языка; их не было в общеславянском языке. Имеют исконно русские синонимы, но с другим корнем, словообразовательной структурой (истина - правда).
3. Семантические ст-сл. Общеславянские слова получили в ст.-сл языке новые значения и с ними вошли в др.-рус. язык. Исконно русские слова общеславянского происхождения сосуществуют с семантически отличными ст.-славянизмами (бог - богатый, блуд - заблудиться, грех - огрех, господь - господин). Ст.-сл. отличаются фонетическими, словообразовательными и семантическими приметами.
Фонетические приметы:
1. Почти каждому русскому слову с полногласием соответствует ст.-сл. с неполногласием (берег - брег, ворота - врата, волочить - влечь).
2. Ст.-сл. являются начальные сочетания ра-, ла- на месте русских ро-, ло- в начале слова (или корня) (ладья - лодка, ровный - равный, разница - врозь).
3. Ст.-сл. -ш- соответствует русское -ч- (нощь - ночь, пещь - печь, освещение - свеча, возвращение - ворочусь).
4. Ст.-сл. -жд- соответствует русском -ж- (рождение - рожать, охлаждение - охлажу).
5. Сохранение -и- в основе существительных на -ия, -ие, -ий (Мария, судия, житие). В русском - -ья, -ье, -ьй.
6. Произнесение -е- под ударением перед тв. согл. (крестный, небо). В русском языке произошла 3 лабиализация (крёстный, нёбо).
7. Ст.-сл. е- в начале слова соответствует русскому о- (единый - один, есень - осень, ежели - ожели).Словообразовательные приметы:
1. Суффиксы -ен-, -ennj- (убиение, откровение), -ств- (предательство), -зн- (казнь, жизнь), -ын- (гордыня, святыня), -тв- (молитва, битва), -щ-, -нн-, -есн- (грядущий, смердящий, благословенный, бестелесный).
2. Префиксы из-, низ-, воз- (низвергать, исходить, вознестись).
Урок для учащихся 11 класса по теме
«Исторические чередования в составе слова. Чередование звуков в корне слова»
Оформление доски : тема, таблица исторических изменений
Цели урока:
обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.
выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных детей;
повышение качества знаний, развитие творческого потенциала в области социально-гуманитарных наук;
пропагандировать культуру речи; формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся;
овладевать навыками сотрудничества и общения в коллективе;
готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и эффективному участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Оборудование: телевизор, компьютер, иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал,этимологический словарь, словообразовательный словарь, карточки, схема морфемного состава слова, рабочие листы для учащихся (см. Приложение 1), таблица исторических изменений (см. Приложение 2)
На столах у каждого ученика лист белой бумаги формата А4 с наклеенным засушенным осенним листком, текстами, необходимыми для работы на уроке, и тестом. На этом листе и будет выполнена вся классная работа
Предварительное индивидуальное задание–выучить наизусть отрывки стихотворений поэтов Серебряного века, подготовить сообщения
Ход урока.
1)Вступительное слово учителя
Слайд №1 - картина осени
На дворе поздняя осень. Она в этом году выдалась такая мягкая, теплая. Я недавно ходила по парку и собирала для вас опавшие листочки - у вас на рабочем листе прикреплен засушенный листок как символ этого урока. Быть может, он сохранится у вас, и потом, в будущей своей жизни, когда-нибудь откроете томик стихов Северянина или Гумилева и вдруг обнаружите засушенный подарок и вспомните и этот урок, и свою школу, и на душе станет так тепло, тепло.
Я попросила ребят выучить небольшие отрывки из понравившихся стихотворений поэтов Серебряного века, и они нам сейчас для настроения прочтут их.
Ребята читают стихи.
2) Беседа с чтецами о средствах фонетической организации стихов.
Слайд №2 – стихи поэтов
Валерий Брюсов. «В том же парке»
Здравствуй, листик, тихо падающий,
Словно легкий мотылек!
Здравствуй, здравствуй, грустью радующий
Предосенний ветерок!
Выхожу в аллею липовую,
Где сказал он мне: я твой!..
Я не плачу, только всхлипываю,
шелестя сухой травой
-Какие виды звукописи вы услышали в этом отрывке?
(аллитерация на звуки с,т,п,щ как средство изображения тихой осени, падающих листьев) Да, кроме того, дактилические рифмы, длинная стока создают напевную, спокойную интонацию.
- Игорь Северянин. Стихотворение «Городская осень»
Как элегантна осень в городе,
Где в ратуше дух моды внедрен!
Куда вы только ни посмотрите -
Везде на клумбах рододендрон...
Маркизы, древья улиц стриженных,
Блестят кокетливо и ало;
В лиловом инее - их, выжженных
Улыбкой солнца, тишь спаяла.
Совершенно другое восприятие осени в стихотворении И.Северянина. Она у него улыбающаяся кокетка, а соответственно и звуковое оформление иное –больше сонорных согласных: м,л,р и звонких согласных.
Николай Гумилев «Осень»
По узкой тропинке
Я шел, упоенный мечтою своей,
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей.
Сплеталися травы,
И медленно пели и млели цветы,
Дыханьем отравы
Зеленой, осенней светло залиты.
Таким образом, в нашей речи, а в поэзии особенно, звук играет первостепенную роль.
Сегодня на уроке занимаемся морфемным анализом состава слова; глубже знакомимся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; учимся сопоставлять древний состав слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке. Эти знания вы будете использовать при сдаче ЕГЭ. А оценка за урок будет средней по итогам выполнения нескольких заданий. Подпишите свой рабочий лист и посмотрите критерии оценки. Начнем с повторения известных вам чередований в корне слова.
3). Повторение изученного по теме «Корни с чередованием гласных» (Приложение 1)
Задание 1: Найдите в этих отрывках слова с чередованием гласных в корне, объясните правописание (блестят, горело)
Задание №2.Тренажер по теме «Корни с чередованием гласных» и взаимопроверка ответов
4). Углубление знаний по теме.
Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»
Сообщение ученика №1
Исторические чередования о//а, и//-, ы// -
Праславянский язык унаследовал из индоевропейского пять гласных звуков, различающихся долготой и краткостью: среди них были краткие и долгие е, ă-ā. Эти количественные различия гласных по долготе и краткости преобразовались в праславянском языке в качественные различия: ĕ сохранился как е , ē перешел в ять , ĭ изменился в ь , а ī сохранился как i (и) , ŭ перешел в ъ , а ū– в ы , ŏ и ă совпали в гласном о , а ā и ō – в гласном а ; отсюда чередования: о//а (ко снуться-ка саться,
ло житься-пола гать); и/- (собр ать-собир ать, вытр у-вытир ать); ы//- (тык ать-тк нуть).
5).Актуализация знаний
Недавно мы с вами говорили о позиционных (фонетических) чередованиях звуков, т.е. о таких, которые зависят от позиции звука, например, от сильной и слабой позиции. Как известно,морфемный состав слова не является постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. А знать эти древние корни очень важно. Помогает нам в этом наука этимология. (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)
Это наука изучает происхождение слова. Существуют разные словари, из которых можно почерпнуть нужные сведения: (показать словари)
«Этимологический словарь»
«Словообразовательный словарь» Тихонова.
Иногда мы сталкиваемся со словом, морфемы которого достаточно сложно выделить: они могут сливаться друг с другом, накладываться друг на друга или же вообще видоизменяться. В таком этом случае мы имеет дело с изменениями в морфологическом составе слова.
Слайд №3 – определение
Историческими (фонетически не обусловленными) называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях.
Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.
Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов.
Несколько простых примеров
Слайд № 4
Выделите современный корень в слове солнце . Для этого подберите однокоренные слова.
Выделите корень. Что получили? Корень -солн-., а раньше был корень-сол
В древности солнце обозначалось словом сол Как видим, в истории языка произошли изменения. (см. Приложение 2)
Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.
Работа с классом Задания(устно):
1.Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.
(I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х //Ш . Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
(II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
Вывод: Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце).
слайд №5
Разграничивают три вида исторических чередований:
1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука),
2) чередования согласных и групп согласных,
3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Фонетическая разминка Слайд №6
Чередование гласных
Прокомментируйте чередование гласных в данных примерах
О – е
Возить – везти, носить – нести, пою – петь.
О – а
Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.
О – ы, е – и
Вой – выть, шей – шить.
О – е – и
Сбор – соберу – собирать.
О – ы – у
Сохнуть – заcыхать – сухой.
О/е – «нуль» звука (беглые гласные)
Рот – рта, день – дня.
И – ы
Искусный – безыскусный.
Слайд №7
Чередование согласных
К – ч
Рука – ручной, дружок – дружочек.
Х – ш
Сухой – сушить.
Г – ж – з
Друг – дружить – друзья.
Д – ж – жд
Водить – вожу – вождение.
Т – ч – щ
Свет – свеча – освещение.
Ст – щ
Пёстрый – испещрить.
Д/т – с
Веду – вести, мету – мести.
д/ с: еда - есть.
т/с: метла - мести.
с/ш: высота - возвышенность.
з/ж: мороз - мороженое.
ц/ч: птица - птичий.
б/бл мягкий: любовь - влюбленность.
п/пл мягкий: торопить - тороплюсь.
в/вл мягкий: улов - ловля.
ф/фл мягкий: разграфить - разграфлю.
м/мл мягкий: корм - кормление.
Слайд № 8
Чередование сочетаний звуков
Обратите внимание!
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить ), люблю (любить ), ослепление (слепой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!
Сочетания
А/я – им – ин – м/н
Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.
Ова/ева – уj
Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.
Беседа с классом и членами Ученого совета Представление исследовательской работы
-Почему так произошло? Затрудняетесь ответить7 Тогда обратимся к нашему Ученому совету.
Сообщение ученика №1 о возникновении чередований им//а.
Так, сочетания гласных [е], [и], [ь] с носовыми согласными [н] и [м] преобразились в [’ а], а с гласным [о] – в [у] (в русском языке; в старославянском языке эти сочетания образовывали носовые гласные: юс малый и юс большой) в закрытом слоге, т.е. в конце слова или перед согласными. Перед гласными они сохранились, так как не нарушали закона открытого слога. Таким образом возникли чередования [ ’а]// им, ин, ен, ем, м, н; [у] //он, ом, м, н: мя-ть – с- мин-ать - мн-у, по-ня-ть – по-ним-ать; врем- я – врем-ен-и; звук - звонкий.
Примечание: Вставное -н- между приставкой и корнем появляется по аналогии к падежным сочетаниям местоимений он(а, о) с предлогами. У славян были предлоги типа КЪН При употреблении этих предлогов с косвенными падежами местоимений происходило переразложение, которое заключалось в том, что согласный н от предлога отошел к местоимению, а предлог утратил редуцированный и принял современный вид в, к, с. После других предлогов согласный н появился по аналогии с этими предлогами, по аналогии он появился и после приставок в словах с корнями –ним, -н- (снимать, снять, вынимать, принимать).
Чередование группы согласных
ск/щ: треск - трещать.
ст/щ: густой - гуща.
Чередование гласных с сочетанием гласный+согласный
ов/у: исследовать - исследую.
эва/у: ночевать - ночую.
а/им/ом: снять - снимать - съемный.
а/ин: смять - сминать.
Полногласные/ неполногласные сочетания
оро/ра: борода - брада.
ере/ре: берег - прибрежный.
оло/ла: приволочь - влачить.
оло/ле: молоко - млеко.
Чередования в заимствованных словах
с/т: хаос - хаотический, рефлекс - рефлекторный.
з/т: наркоз - наркотический.
з/д: претензия - претендовать.
зм/ст: сарказм - саркастический.
т/ч: студент - студенческий.
к/ц: фальсификация - фальсифицировать.
6). Тренировочные упражнения НА ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередования гласных :
Село-села
Беру-сбор-собрать-собирать
Посол-послать-посылать
Ходить-хаживать
Сухо-сохнуть-засыхать
Взять-возьму-взимать
Мять-мну-приминать
Проверка
э//о с’эл/ о– с’ол/а
э//# д’эн’/# – дн’/а
э//о// # // и б’эр/у– сбор/# – со/бр/а/т’ – со/б’ир/а/т’
о// # сон/ # – сн/а
о// # //ы по/сол/ # – по/сл/а/т’ – по/сыл/а/т’
о//а ход/и/т’ – хаж/ива/т’
у//о//ы сух/о– сох/ну/т’ – за/сых/а/т’
а//м//им вз’/а/т’–воз’/м/у– вз’/им/ат’
а//н//ин м’а/т’ – мн/у– пр’и/м’ин/а/т’
и//оj б’и/т’ – боj/#
Чередования согласных:
рука-ручка
лик-лицо-личина
друг-дружить-друзья
носить-ноша
пускать-пустить-пущу
светить-свечу-освещать
ходить-хожу-хождение
ловить-ловлю
сплету-сплести, веду-вести
увлеку-увлечение
Проверка
к//ч’ рук/а– руч’/к/а
к//ц//ч’ л’ик/ # – л’иц/о– л’ич’/н/ы
г//ж//з// друг/ # – друж/и/т’ – друз’/j/а
с//ш нос’/и/т’ – нош/а
ск//ст//щ пуск/а/т’ – пуст’/и/т’– пущ/у
т//ч’//щ св’эт’/и/т’ – св’эч’/у– о/св’эщ’/а/т’
д//ж//жд ход’/и/т’ – хож/у– хожд’/эн’иj/э
в//вл лов’/и/т’ – ловл’/у
д,т//с пл’эт/у– пл’эс/т’и, в’эд/у– в’эс/т’и,
г//ч’ у/вл’эк/у– у/вл’эч’/эн’иj/э
Чередования полногласных (-оро-, -оло-, -‘эр’э-, -‘эл’э-, -‘эло-) и неполногласных (-ра-, -ла,-р’э-, -л’э-) сочетаний звуков:
Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Сторона– страна,
волость– власть,
молочный– млечный,
средний– середина,
борода– брадобрей,
ворота– вратарь,
здоровый– здравица,
короткий– краткий,
холод– охладить,
волосы– власяной,
берег– безбрежный.
Проверка
Оро-ра; -оло-ла; -ере-ре
Мы говорили о чередованиях в корне слова, а бывают ли слова без корня?
Слайд «Бывают ли слова без корня?»
Однако возможны чередования также в приставках и суффиксах
Слайд
Определите, какие чередования происходят в суффиксах (устно):
а) существительных, б) кратких прилагательных, в) притяжательных прилагательных.
а) комок– комка, сучок– сучка, кружок– кружка, ножек– ножка, птичек- птичка, ручек– ручка;
борец– борца, венец– венца, хлебец– хлебца, боец– бойца;
судья– судей, бегунья– бегуний, плясунья– плясуний.
б) уместен– уместна, свободен– свободна, верен– верна;
сладок– сладка, крепок– крепка, боек– бойка.
в) лисий– лисья, заячий– заячья, волчий– волчья, беличий– беличья, сорочий– сорочья.
В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований гласных с нулем звука.: вознестись– взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать– предать (пере//пре)
Значок # обозначает нуль звука или нулевую морфему.
Слайд
Непродуктивные
приставки- это те, при помощи которых образуется мало слов.
Например, как будет называться мама вашей бабушки? (Пра
бабушка)
Какие еще слова вы можете привести в пример? ( Пра внук, пра язык, пра родина.)
Теперь приставка слилась с корнем.
Какие ещё непродуктивные приставки вы знаете? (суглинок) и ПА (пасынок).
В русском языке есть слова с непродуктивными суффиксами. Вспомните их: (-ень: ливень, бивень; -знь: жизнь, болезнь, боязнь;-тяй: лентяй, слюнтяй).
Слайд «Срослись»: дотошный, спасибо, сумасшедший
7)Рассмотрим причины исторических изменений.
Нам помогут это сделать члены нашего Ученого совета. Сообщения учеников
1-ый ученик
1)изменение лексического значения производного слова (крыльцо - маленькое крыло);Сейчас эти слова (крыло – часть тела животных и крыльцо – часть дома) не соотносятся, а в древнерусском языке они соотносились. Иными словами, в наше время слово «крыльцо» мы считаем непроизводным;
2-ый ученик
2) это изменение звукового состава слов. Слова «поволока», «наволочка», «обволакивать», «оболочка», «облако» являются однокоренными, но их морфологическая структура различна: на-волоч-к-а, об-волак-ива-ть – это производные слова; облак-о, оболочк-а – это слова непроизводные вследствие утраты звука [в] (облако как обволокшее, оболочка как проволочка).
3-ый ученик
3)выпадение из словаря родственных слов, т. е. утрата из языка мотивирующего слова (недуг - дуг, или сила, здоровье; ненастье от настье, или хорошая погода), либо слова, имевшего уменьшительно-ласкательный суффикс (кольц о - коло, или круг; лягушк а - лягуха; платок - плат; зрачок - зрак; белк а - бело).
Сейчас слова «рубаха», «лебедка», «ямщик» являются непроизводными, но ранее они имели иной «статус»: руб (кусок ткани) → рубаха, ям (остановка на дороге) → ямщик.
4-ый ученик
В-четвертых, влияние морфологической структуры «продуктивных» слов на морфологическое строение слов «непродуктивных», или изолированных этимологически. Так, слово «зонтик» сейчас рассматривается как членимое (зонт + ик), ранее же оно воспринималось «целиком» (зонтик).
Слайд Вывод
8). Виды исторических изменений состава слова:
1. Опрощенье.
2. Переразложение.
3. Усложнение.
4. Замещение.
5. Диффузия.
Рассмотрим некоторые из них:
слайд
Этот процесс в языке называется ОПРОЩЕНИЕ- упрощение морфемной структуры слова. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Ранее: вкус в- кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Сейчас: успеш-ный Ранее: у-спех-н-ый
Таким образом, от 4 морфем мы со временем пришли к 3.
Слова «добрый» и «старый» сейчас мы считаем непроизводными, а ранее в них выделялся суффикс -р-: доб-р-ый, ста-р-ый.
Также опрощению подверглись такие слова, как «дворец», «красный», «позор», в силу того что в процессе употребления эти слова утратили связь по значению со словами, на базе которых они были образованы: двор → дворец, краса → красный, зоркий → позор.
Слова «льгота», «лепесток» и «нужный» подверглись опрощению, из-за того что в современном русском языке перестали существовать соотносительные с ними производящие основы: льзя → льгота, лепест – лепесток, нужа – нужный.
Слова «усопший», «весло» и «пестрый» подверглись фонетическим имениям, поскольку потеряли связь с производящей основой и перестали делиться на морфемы: уснувший → усопший, везти → весло, писать → пестрый.
Переразложение - это процесс перемещения границ между морфемами. Сущность - один аффикс поглощает другой аффикс (вместо двух получается один большего объема).
1. На стыке производящей основы и словообразовательного суффикса.
Пылинк а ин а (инк=ин+к).
Горячность
2. На стыке производящей основы (корня) и приставки.
Снять (с - приставка, ня - корень), исторический корень "сън" (в слове сънять). По аналогии определяем корень в словах отнять, обнять, объять, изъять.
Интересно слово «отворить», где сейчас мы выделяем приставку "о" и корень "твор", а исторически был корень "вор" и приставка "от".
Групповая работа
Группа исследователей
Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»
Сообщение ученика №3
Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке - Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения.Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до 9 века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две буквы - «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами - «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука (и) тоже было две буквы - Й и И. Со временем утратились гласные звуки |ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звукисохранялись очень долго.
Сообщение ученика №4
История редуцированных и следствия их утраты-
Одним из исторических чередований является чередование о и е с нулем звука, т.е. явление беглости гласных. Беглость гласных возникла в силу того, что в древнерусском языке были редуцированные гласные ь и ъ, которые могли находиться в сильной (перед слогом со слабым редуцированным, перед плавными р и л , в первом слоге под ударением) и в слабой (в конце слова, в первом слоге без ударения, перед слогом с гласным полного образования или с сильным редуцированным) позиции в различных грамматических формах одного и того же слова или в родственных словах. В конце ХΙΙ – начале ХΙΙΙ вв. произошло падение редуцированных, т.е. утрата их в слабой позиции и изменение в гласные о и е в сильной.
В современном русском языке беглость гласных наблюдается в корнях слов (сердце – сердечный, сто - сотня), в суффиксах (цветок - цветка, смешной - смешон) , в приставках (подбирать – подобрать, собрать – сбор ), в предлогах (к тебе – ко мне, с тобой – со мной ).
Следствием падения редуцированных является появление двойных согласных в русских словах на стыке корня и приставки (расъ - сказать – рассказать, подъ - делать- подделать ), корня и суффикса (рус-ьскый - руссский, весьнь - ний - весенний ). Как известно, в древнерусском языке двойных согласных не было, они отмечались лишь в иноязычных словах (тонна, агрессия ), поэтому наличие двойных согласных в корне слова свидетельствует об иноязычном происхождении слова.
Следствием утраты редуцированного гласного ъ в конце слова является отсутствие суффикса -л- (он является нулевым) в форме прошедшего времени мужского рода в глаголах с основой на согласный (неслъ – нес (несла, несло, несли), пеклъ –пек (пекла, пекло, пекли)).
В результате падения редуцированных отвердел конечный согласный н и м в некоторых грамматических формах, в том числе в форме родительного падежа множественного числа существительных первого склонения, отсюда орфографическое правило: в родительном падеже множественного числа существительных на -ня с предшествующим согласным (твердым или мягким) (меж д у этими согласными был ь или ъ) или й буква ь на конце не пишется, например: вишня – вишен, спальня – спален. Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь .
Сообщение ученика №5
История звука, обозначавшегося буквой Ъ
В период с XIII – XVI вв. происходит утрата древнерусского звука, обозначаемого буквой Ъ (ять). Результаты изменения этого звука различны в русском литературном языке и русских говорах. В литературном языке мы имеем гласный е , например: лес, вера. Лишь в некоторых словах на месте ятя употребляется гласный и : дитя (ср. дети ), сидеть, свидетель (ведать), мизинец, вития (оратор) (совет , вече ). После шипящих, возникших в результате 1 палатализации, ять изменился в а (в глаголах на –ать , в суффиксе превосходной степени прилагательных – айш – (бег-Ъ-ть – беж-а-ть, кратък-Ъиш-ий –кратч-айш-ий ). В говорах на месте ятя можно услышать е, и, ие .
Что означает выражение знать на ять? Что известно вам о судьбе буквы «ять»? Когда ее исключили из русского алфавита?
Сообщение ученика №6
-
Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
Значение фразеологизмов: Прописать ижицу. Ходить фертом - (ферт-щеголь, франт)-
Процесс переразложения произошел и в словах, которые приобрели связанные корни - ним-,-н-, -ем- и др. Таким образом, в словах объять, обнять, объем, обнимать, изъять, изъян, изымать, принять, прием, принимать, восприимчивый – один и тот же корень.
Такие чередования объясняются существованием в старославянском языке носовых согласных. Слайд
«Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита*.
Наложение морфем - это полное или частичное совмещение двух морфов друг с другом, когда конец одного накладывается на начало другого.
Чаще всего процесс происходит на стыке мотивирующей основы корня и суффикса: так си ст , пальт о в ый.
На стыке приставки и мотивирующей основы: ра с сор ить, в з ыв ать.
Наложение бывает между двумя основами (корнями): лермонто в ед , тургене в ед .
Усечение мотивирующей основы.
Мотивирующая основа включается в производную основу не целиком, а лишившись конечных фонем, одной или нескольких.
Сухумский и (существительное).
Женский щина.
Близость кий (прилагательное).
Наиболее характерно это явление для мотивированных глаголов.
Побелка ить.
Плясун ать.
В наречиях: переиначить е
Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол , лев , стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).
при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при-
6. Диффузия
Диффузия - это исторический процесс, при котором происходят взаимопроникновение морфем при сохранении или четкой самостоятельности (т.е. морфемы частично совпадают).
Причина - фонетические изменения слова.
При+идет= придет (при - приставка, ид - корень).
Глагол, оканчивающийся на -чь: берегти - беречи - беречь (беречь - корень, чь - суффикс). аналогично печь, стричь.
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.
Слайд Тест (проверка)
1 . мрак
Мрак – мрач-ный – об-морок – мороч-ить – мерк-нуть – мерц-ать – су-мереч-ный; с-мерч – с-морк-аться; за-морач-иваться .
За каждое правильное слово– 1 балл
. (Максимум 9 баллов)
2.
сыщица
Иска-ть→с-ыскать→сыск→сыщ-ик→сыщи-ца
(4 степени производности).
3.
(с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый
? Обоснуйте свой ответ
Здесь зашифровано три слова, которые могут быть написаны тремя разными способами:
1) суженый – «жених»; имя существительное – субстантивация причастия, образованного от глагола «судить» с помощью суффикса -ЕНН- (историческое чередование д//ж);
2) суженный – страдательное причастие, образованное от глагола «сузить» при помощи суффикса -ЕНН- (историческое чередование з//ж);
3) ссуженный
– страдательное причастие, образованное от глагола «ссудить» – дать деньги взаймы (историческое чередование д//ж). За правильный ответ – 6 баллов
.
Рефлексия- (
.
1б
-Что нового о чередованиях узнали?
Итоги урока:
1. Домашнее задание-упр.№296
2. Оцениваю себя сам по критериям:
оценка «5»- 50-60 баллов;
оценка «4»-40-50 баллов;
оценка «3»- 30-40 баллов;
оценка «2»- менее 30 баллов;
5 задание-тест- (20 баллов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист для учащихся
Тема урока: «Исторические чередования в составе слова.
Чередование звуков в корне слова»
Тренажер. Вписать ответы:
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
2 . Чередования гласных:
Село-села Значок # обозначает нуль звука
Беру-сбор-собрать-собирать
Посол-послать-посылать
Ходить-хаживать
Сухо-сохнуть-засыхать
Взять-возьму-взимать
Мять-мну-приминать
3.Чередования согласных :
рука-ручка
лик-лицо-личина
друг-дружить-друзья
носить-ноша
пускать-пустить-пущу
светить-свечу-освещать
ходить-хожу-хождение
ловить-ловлю
сплету-сплести, веду-вести
увлеку-увлечение
4. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний .
Сторона– страна,
волость– власть,
молочный– млечный,
средний– середина,
борода– брадобрей,
ворота– вратарь,
здоровый– здравица,
короткий– краткий,
холод– охладить,
волосы– власяной,
берег– безбрежный.
1
.
Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова мрак
--За каждое правильное слово– 1 балл
. (Максимум 9 баллов)
2.
Постройте словообразовательную цепочку к слову сыщица
. Сколько «ступеней» отделяет от этого слова до исходного?- 4 б
3.
Как правильно написать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый
? Обоснуйте свой ответ За правильный ответ – 6 баллов
.
Рефлексия- (размышление, склонность анализировать свои переживания)
История какого слова, рассмотренного на уроке, показалась вам наиболее интересной? Почему?-1б
Итоги урока: 1.домашнее задание-упр.№296
2.Оценки: оценка «5»- 50-60 баллов; оценка «4»-40-50 баллов;
оценка «3»- 30-40 баллов; оценка «2»- менее 30 баллов;
Оцениваю себя сам по критериям: Всего-60 баллов.
1задание - тренажер (10 баллов)-
2 задание-чередование гласных- (10 баллов)-
3 задание – чередование согласных-(10 баллов)-
4 задание – полногласие и неполногласие- (10 баллов
5 задание-тест- (20 баллов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица исторических изменений
Древнее слово | Современное слово | Что изменилось? |
суффикс слился с корнем |
||
приставка на слилась с корнем |
||
фонетические изменения – по- явилась буква в |
||
чередование м//мл |
||
суффикс слился с корнем |
||
фонетические изменения |
Список использованной литературы
1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2012
2. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984
3. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978
4. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971
5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982
6. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968
7. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6
8. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3
Исторические чередования в современном русском языке не зависят от фонетических условий, чем и отличаются от фонетических чередований. Например, в корне слов сброс и сбрасывать чередуются ударные гласные [о], [а], стоящие в окружении одинаковых согласных. В словах пеку, печь, печной, печенье, печет чередование согласных [к], [ч] происходит в самых различных фонетических условиях: в конце слова, перед согласным, перед гласным переднего ряда, перед гласным непереднего ряда.
Исторические чередования гласных звуков встречаются двух видов: 1) чередование гласного с гласным и 2) чередование гласного с сочетанием гласный+согласный.
К историческим чередованиям первого вида относятся: еЦ о (после твердых согласных)-везу - воз, несу - ноша; е//о (после мягких согласных)-перст - наперсток [нап’брстък], крест - перекресток [п’ьр’икр’бстък]; о// а - задобрить -
задабривать, поздно - опаздывать; о, еЦ нуль звука - сон - сна, день - дня (в школьной практике оно известно как чередование с беглым гласным).
К историческим чередованиям второго вида относятся: я[а]// им, ин, ем, ен, м, н - снять - сниму, сжать - сжимать - сожму, сжать - пожинать - сожну; у, ю Ц ов, ев - сновать - сную, плевать - плюю.
Историческими чередованиями согласных звуков в современном русском языке являются следующие: к// ч// ц - лик - личный - лицо, скука - скучный; г// ж // з - другу - дружный - друзья, бегу - бежишь; х//ш - ухо - уши, страх - страшный; ц// ч - конец - конечный, отец - отечество; з// ж, с// ш - возить - вожу, носить - ношу; т// ч// щ,д// ж// жд- свет - свеча - освещение, ходить - хожу - хождение; ск// щ, cm// щ - плеск - плещется, свист - свищу; д, т// q - веду - вести, мету - мести; л// л" - село - сельский, мыло - мыльный.
Исторические чередования губных согласных своеобразны: б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м// мл - любить - люблю, лепить - леплю, ловить - ловлю, графить - графлю, ломить - ломлю.
"Исторические чередования возникали в разные исторические периоды, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, которые в современном русском языке не объединяются общим корнем, например: теку и ток, коса и чесать, плоский и площадь, владеть и власть и т. д.
При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (выпадает т) - [м’эсны]"]; здн (выпадает (?) - [праз’н’ик]; стл (выпадает
__ [зав’йс’л’ивьц], но [кастл’* авьг)]; стек (выпадает т) -
[туриск’иЛ, стц (выпадает т) -истца [исца]; здц (выпадает д) -уздцы [усцы]; нтц (выпадает т) - талантца (таланцъ]; ндц (выпадает (?) - голландцы [галанцы]; нтск (выпадает т) - [г’иганск’и]]; ндск (выпадает (?)-голландский [галанск’и)]; рдц или рдч (выпадает (?) - [с’эрцъ], [с’ирч’йшкъ]; лнц (выпада- ет л) - [ебнцъ]. В словах и формах, образованных от основ чувств- и здравств-, не произнбсится согласный в - [ч’*уствъ], [здраствуі].
Почти во всех случаях стечения нескольких согласных упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.
Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени - ведуу но вел, вела, вело; плету, но плел, плела, плело; и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в муж. роде после основ на согласный - нес, но несла, несло, несли; мог, но могла, могло, могли и т. п.
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
$ 6. Исторические чередования гласных и согласных звуков
релевантные научные источники:
- Очерки исторической морфологии русского языка. Имена
Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб