Подготовка к школе. Что должен уметь первоклассник до и после первого класса.

Через год вы можете стать родителями первоклассника. Для вашего малыша это первый серьезный переломный момент в жизни. И задача родителей заранее правильно подготовить его к этому. Сейчас мы рассмотрим не психологическую, а образовательную составляющую. Многие родители не до оценивают значение должной подготовки к школе, считая, что в школе всему научат, или зачем у ребенка забирать детство, или ему потом в школе не будет интересно... Для того, чтобы правильно оценить ситуацию, нужно не только знать, что ваш ребенок должен уметь перед поступлением в первый класс, но и то, что ему предстоит изучить за его первый школьный год. Рекомендую родителям будущих первоклашек посмотреть не только "зону ближайшего, но и дальнего развития", а именно, учебники за первый класс и основные требования школьной программы на конец первого класса.

Начало начал - когда идут в первый класс?

Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8. В школе вам предложат сдать тест, чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 лет. Если педагоги вынесут вердикт ЗПР (задержка психического развития), то вероятнее всего, вас направят на дополнительное медицинское обследование, которое необходимо будет пройти. Обычно, родители знают об этом заранее, со слов воспитателей. Обратите внимание, что чтение и счет не являются доказательством достаточного интеллектуального и психического развития ребенка . Хотя многие родители и видят в этом главное достижение домашних уроков.

Что должен уметь будущий первоклассник.

Окружающий мир

Ребенок к семи годам помнит свое имя, фамилию, ФИО родителей, имена близких родственников, адрес, название страны, в которой он живет. Из общественных навыков - правила дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома и в саду.

В том, что должен уметь ребёнок в 7 лет, — большая доля интеллектуальных знаний. Малышу уже известны все популярные животные (звери, птицы, насекомые и т.д.), природные явления и их свойства, строение растений, животных и людей (основные сведения). Будущий первоклашка имеет понятие о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, садовых, комнатных, полевых и лесных растениях (травянистых, кустах и деревьях) и умеет их отличать визуально (всего до 12 единиц).

Шести-семилетки знают названия основных профессий и то, чем занимаются их представители. Малыши называют различные виды транспорта и имеют сведения, чем они отличаются, а также различают пассажирский, легковой, грузовой и служебный транспорт.

Ребенок 6-7 лет должен уметь называть бытовые приборы и знать, что ими делают. Это же относится к музыкальным инструментам, зданиям, овощам и фруктам, посуде, одежде и так далее. То есть, дошкольник хорошо разбирается в тонкостях окружающего мира, и его сведения во многом совпадают со знаниями взрослых.

Логика и математика

Математические навыки очень легко усваиваются, если родители применяли в обучении ребенка правильный подход.

Будущий школьник умеет классифицировать группы предметов (мебель, посуда и т.д.), сравнивать предметы, объясняя, в чем их сходство и различие. Он легко выстраивает логический ряд из предметов, цифр, фигур; находит лишнее и определяет недостающее, решает простые логические задачки.

Он знает времена суток, времена года, месяцы, называет их характерные приметы. Ребенок различает основные цвета (семь цветов радуги), цифры от 0 до 10, знает прямой счет от 1 до 20 и обратный от 10 до 1. Кроме того, малыш может быть в курсе состава чисел - если заниматься с ним в игровой форме.

Кроме того, вот что еще должен уметь делать ребенок в 7 лет:

  • верно пользоваться порядковыми и количественными числительными
  • сравнивать числа-соседей в пределах 10;
  • размещать до 10 предметов по порядку, сравнивая их ширину, высоту, размер;
  • знать геометрические фигуры;
  • решать простые устные задачки и до 10 простых примеров подряд;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (левая и правая стороны, верх и низ, верхние и нижние углы, центр листа).

Речь будущего первоклассника

Речь человека - лицо его интеллекта. К 6-7 годам малыш разговаривает, как взрослый, выговаривает все звуки правильно. Он должен уметь объясняться так, чтобы его понимали и посторонние люди. Он строит простые и сложные предложения, поддерживает разговор. Малыш описывает картинку, составляет по ней рассказ, легко пересказывает короткие и простые произведения. У шестилетки уже достаточно сформирован фонематический слух - он находит нужный звук в слове, называет его место.

Тонкая моторика

Уровень развития тонкой координации рук определяется мастерством маленького художника и рукодельника. Хорошо подготовленный к школе ребенок рисует сложные сюжетные картинки с несколькими героями, владеет карандашами и кистью, раскрашивает, не нарушая контуры шаблона. Ребенок к 7 годам имеет опыт работы в тетрадях (в линию и клетку), знает, что должен быть аккуратным и умеет таковым быть. Малыш срисовывает картинки, передает пропорции предметов, располагает их части верно.

Что должен знать и уметь ребенок в конце первого класса.

Наиболее полный ответ на этот вопрос даст только школьная программа. Но, как известно, родителям некогда разбираться в сложных педагогических терминах. Поэтому в статье выложен перечень того, что должен уметь ребенок к 8 годам - основные требования школьной программы на конец первого класса.

Обзор школьных программ

Выбирая школу, Вы можете выбрать и программу, по которой будет обучаться ребенок. Условно, школьные программы делятся на традиционные и альтернативные, так называемые развивающие. У каждой разработки свои тонкости, поэтому и ответы на вопрос: «Что должен уметь ребёнок к 8 годам?» будут немного разными.

Традиционные программы обучения основаны на многолетних исследованиях, их основа заложена еще в советские времена. Это такие системы, как:

  • Начальная школа 21 века;
  • Школа 2100;
  • Гармония;
  • Перспектива;
  • Планета знаний и другие.

Мнение, что эти программы давно устарели, неверно. Они постоянно изменяются и дополняются новыми составляющими.

Чем же отличаются развивающие системы? - удивляются родители и ждут от педагогических ноу-хау чуда. На самом деле, эффективность обучения зависит больше от учителя. Обучение по альтернативным программам означает лишь то, что ребенок будет учиться по авторской методике педагога-экспериментатора, изобретателя новых методов или систематизатора известных. Наиболее популярны разработки Петерсон, Эльконина, Занкова.

Основные требования школьной программы на конец первого класса.

Для пользы ребенка, желательно идти на пару шагов впереди программы. Следует немного абстрагироваться от того, что должен уметь ребенок к 7-8 годам. То есть, в игровой непринужденной форме время от времени «заглядывать» во второй класс.

Математика

  • знать цифры и знаки математических действий;
  • владеть математической каллиграфией (записывать цифры и знаки корректно);
  • иметь понятия о натуральном ряде;
  • считать от 1 до 20;
  • считать десятками;
  • уметь читать и записывать числа от 1 до 20 и десятки (20, 30, 40 и т.д.);
  • сравнивать изученные числа и записывать неравенства (используя знаки <, >, =);
  • складывать и вычитать, понимать суть этих операций;
  • знать математическую терминологию (1-е слагаемое+2-е слагаемое = сумма; уменьшаемое - вычитаемое = разница; корень уравнения, уравнение);
  • свойства и законы вычитания и сложения;
  • взаимосвязь между сложением и вычитанием (сложение проверяется вычитанием, а вычитание сложением);
  • решать простейшие уравнения на сложение и вычитание различными способами;
  • усвоить состав чисел от 1 до 9;
  • вычитать и прибавлять в пределах 10 автоматически;
  • вычитать и прибавлять с переходом через десяток с использованием таблицы состава чисел;
  • решать задачи разных видов.

Развитие логики у детей 6-7 лет происходит либо параллельно курсу математики, либо на отдельном факультативе. Эти предметы всегда взаимосвязаны.

Геометрия

  • иметь понятия о линиях (прямой, ломаной, кривой, луче, отрезке; незамкнутых и замкнутых), чертить и называть их правильно;
  • знать что такое угол и его виды (прямой, острый, тупой);
  • что должен уметь делать ребенок в 7 лет, так это различать многоугольники по количеству их углов;
  • понимать суть объемных и плоских фигур, знать основные фигуры.

Единицы измерения

  • называть такие единицы измерения, как метр, сантиметр, дециметр, записывать их кратко (м, см, дм);
  • переводить сантиметры в дециметры и наоборот;
  • пользоваться линейкой.

Русский язык

Что умеет первоклассник по русскому языку?

  • дети знают названия букв и звуков русского алфавита;
  • овладевают каллиграфией, ориентируются в тетради;
  • отличают звуки от букв;
  • различают ударные и безударные звуки;
  • …мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие;
  • …буквы для обозначения мягкости согласных;
  • …правила переноса слов;
  • выполнять фонетический анализ слова;
  • писать ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН правильно;
  • находить начало и конец предложения и обозначать все это на письме.

Литературное чтение

Основная задача урока литературного чтения — развитие речи учеников 6-7 лет. Дети должны:

  • отличать виды текстов (научный, литературный, фольклорный; прозу от поэзии; рассказ, сказку и стихотворение);
  • фольклорные жанры;
  • …виды сказок;
  • называть авторов изученных произведений;
  • заучить от 6 до 8 стихотворений;
  • что должен знать и уметь ребенок в 7 лет? — сдавать технику чтения (скорость от 40 до 50 слов в минуту, читать плавно, вслух и про себя);
  • анализировать текст (герои, главная мысль, отвечать на вопросы и задавать их);
  • ориентироваться в книге;
  • пересказывать;
  • знать части текста (завязка, основная, развязка);
  • … понятия рифмы, монолога, диалога и находить примеры в тексте;
  • давать характеристику героям, определять характер произведения;
  • описывать, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы;
  • читать выразительно.

Окружающий мир

Что должен уметь ребенок 6-7 лет согласно программе по окружающему миру?

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • … созданное руками человека и природные явления;
  • социальные знания (об устройстве семьи, классного и школьного коллектива);
  • называть особенности родной природы;
  • объяснять роль Солнца в жизни нашей планеты;
  • знать правила поведения в обществе и слова вежливости;
  • пояснять различия в строении растений разных видов;
  • пояснять различия в строении разных видов животных;
  • приводить примеры.

Таковы основные навыки из того, что должны уметь дети к концу первого класса. Кроме перечисленных предметов дети изучают технологию (труд), физкультуру, рисование, музыку, иногда английский и/или родной язык. Программа не покажется ребенку сложной, если строить фундамент последовательно, укладывая кирпичик за кирпичиком. Для этого достаточно поощрять успехи школьника, выполнять задания вовремя и тщательно, обращаться за помощью к педагогу в случае затруднений.

Не зря говорят, что, когда наши дети начинают ходить в школу, мы начинаем учиться во второй раз! Для ознакомления, что вам и вашему ребенку придется учить, выкладываю несколько учебников по основным предметам. Смотрите и сами делайте выводы.

Поступление ребенка в первый класс – важное событие в жизни каждой семьи. Столько всего нужно подготовить перед 1 сентября: школьную форму, тетради и ручки, дневник. Самое главное в этом процессе – это подготовленность будущего первоклассника к началу насыщенной школьной жизни.

Неважно, в какую школу пойдет ребенок - в гимназию или общеобразовательную. При приеме будут оценивать его умения и навыки, насколько он осведомлен в той или иной области знаний. Такое тестирование, или как его еще называют - собеседование, проводится, чтобы определить уровень знаний ученика.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок был примерным учеником. Малышу будет легко на «старте» учебы, если в первый класс он пойдет с определенным багажом знаний

Что должен знать и уметь ребенок, который идет в школу?

Есть вполне конкретные критерии, по которым определяют подготовленность детей к первому классу. По ним проводят психологическую диагностику. Для некоторых учебных заведений список может быть несколько расширен согласно программе учреждения.

Обычно собеседование проводится в форме беседы с ребенком, в которой участвуют учитель, психолог и завуч школы. Малышу задают несколько вопросов и дают задания. Диагностика проводится в основных направлениях:

  • общие познания о мире вокруг;
  • математические знания и умение производить простые вычисления;
  • навыки чтения и письма, моторика;
  • знания о природе, животных, растениях.

Ребенок поступает в учебное заведение, где он будет не только получать знания, но и проводить большую часть своего времени, взаимодействовать с другими людьми – учениками и учителями.


Очень облегчают задачу подготовительные курсы в школе и занятия в выпускной группе детского сада

Он должен быть подготовлен психологически и обладать социальными навыками:

  • знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, надевать обувь, застегивать пуговицы и молнии;
  • вежливо общаться, без агрессии или замкнутости;
  • понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, не перебивать учителя, не капризничать;
  • представлять, что такое школьная жизнь и уроки, что от него требуется.

Сейчас родителям часто предлагают пройти школу выходного дня в том же учебном заведении, куда планируют отправить будущего первоклассника. Она длится 1 год. В такие группы дошкольной подготовки принимают детей 6-7-летнего возраста по месту жительства и из числа желающих поступить именно в эту школу.

На курсах ребенок получит представления о школе, научится выполнять требования, предъявляемые к ученикам, привыкнет к урокам и познакомится со своим будущим учителем и одноклассниками. Такая практика помогает ребенку быстрее адаптироваться в новом для него месте и коллективе, легче вникнуть в учебу. На курсах малыша подготовят к собеседованию. После них ребята обычно хорошо проходят тесты.

Общие знания

Какие знания и умения необходимы ребенку, поступающему в первый класс:

  • знать свои именные данные - фамилия, имя и отчество полностью без сокращений;
  • кратко рассказывать о себе, о своих интересах и увлечениях, домашних питомцах;
  • называть имена своих родителей и близких родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер);
  • знать, сколько ему полных лет;
  • назвать места работы и должности родителей;
  • знать точный адрес, где живет его семья, с указанием номера дома и квартиры;
  • суметь назвать страну и город своего проживания;
  • рассказать, для чего он идет в школу;
  • составить рассказ из нескольких предложений по картинкам;
  • рассказывать короткие стихи и сказки;
  • по описанию характеристик угадать предмет;
  • знать элементарные правила дорожного движения;
  • понимать значения право и лево;
  • отличать разные по свойствам или противоположные понятия (например, дикие – домашние животные, фрукты – овощи и т. д.) и знать из названия.

Все необходимые знания ребенок должен получать в игровой форме!

Развитие устной речи, подготовка к освоению грамоты

В первом классе ребятам предстоит изучать русский язык. К поступлению у них должна быть некоторая подготовка. Комиссия на собеседовании оценивает, как ребенок выполняет задания и может ли он:

  • знать согласные и гласные звуки;
  • понимать различия буквы и звука;
  • подбирать несколько слов, начинающихся на одну букву;
  • определять, в какой части слова находится названная буква;
  • делить слово на слоги;
  • грамотно говорить, уметь сформулировать мысль.

Математика: устный и письменный счет

Будущий первоклассник должен оперировать простыми цифрами и иметь некоторые математические понятия:

  • уметь считать от 0 до 10;
  • знать цифры и уметь писать их от 0 до 9;
  • сравнивать между собой числа – больше, меньше или равно;
  • называть соседние цифры в пределах от 0 до 10;
  • различать и называть простые фигуры: треугольник, круг, квадрат;
  • уметь вычитать и складывать простые числа;
  • распределять предметы на группы по одинаковым или схожим признакам.

В 6-7 лет каждый ребенок обязан считать до 10 и уметь правильно писать цифры (рекомендуем прочитать: )

Моторика и навыки письма

Писать и рисовать тоже предстоит много, поэтому руку ребенка необходимо подготовить к большой нагрузке. Малыша надо научить:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер или кисть (рекомендуем прочитать: );
  • обводить фигуры по контурам;
  • дорисовывать изображение по образцу;
  • рисовать простые фигурки, разные линии;
  • аккуратно раскрашивать рисунки.

Должен ли будущий первоклассник уметь читать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, здесь не сходятся даже педагоги и психологи. В России жесткого требования к умению читать нет, все зависит от конкретного учебного заведения. Отказать в поступлении по причине неумения читать не могут.

Однако, идя в первый класс, ребенок сталкивается с насыщенной и сложной для него программой. С умением читать ему будет гораздо легче учиться и адаптироваться в новой для него роли. Будет хорошо, если он научится читать 20-30 слов в минуту. Сейчас многие дети учатся этому еще в детском саду в подготовительной группе.

Однозначно можно сказать, что приучать ребенка к чтению нужно как можно раньше. Начинать читать лучше вместе с родителями. Доказано, что, читая, ребенок усваивает правильное написание слов и переносит его потом на письмо.

Если же ребенок противится, не стоит его принуждать к этому. Возможно, он еще не готов или у него просто нет мотивации. Правильнее будет эту мотивацию создать, сконцентрировать его внимание на том, что он получит после достижения результата (интересную книгу или другой желанный приз) (рекомендуем прочитать: ).

Не стоит забывать и о том, что многие дети учатся читать самостоятельно. Если же родители заставляют читать, малыш будет только отказываться, и впоследствии у него может сформироваться стойкое неприятие чтения.

Знания об окружающем мире

У первоклассника должны быть сформированы основные понятия о природе, времени, человеке. Ребенку необходимо:

  • знать времена года, количество и названия месяцев в году;
  • различать, сколько дней в неделе, и уметь назвать каждый;
  • знать явления природы;
  • уметь назвать части тела человека (рука, нога, голова и т. п.);
  • различать и уметь назвать растения, деревья, овощи, фрукты, ягоды;
  • понимать, у какого животного какой детеныш, и знать, как он называется.

Хороший багаж знаний об окружающем мире - заслуга его родителей

Что еще должен уметь ребенок 6-7 лет при поступлении в школу?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме основных понятий, будущий первоклассник должен обладать еще некоторыми знаниями и навыками:

  • понимать и выполнять задания, состоящие из нескольких команд учителя;
  • выполнять работу под диктовку (например, рисовать фигуры, линии);
  • понимать связь причина - следствие;
  • находить различия в двух похожих картинках;
  • отгадывать несложные загадки и головоломки, логические задачи.

Большое внимание следует уделять развитию памяти ребенка, ведь на уроках ему предстоит усваивать немалый объем новой информации. Полезно заучивать вместе хорошие стихи, которые нравятся малышу.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, у разных преподавателей значительно рознятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям будущего первоклассника.

  • четко знать основные цвета и оттенки;
  • знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;
  • различать где “лево”, а где ”право”;
  • делать задания по заданному образцу;
  • считать от 1 до 20 и в обратном порядке;
  • знать алфавит и различать гласные и согласные буквы;
  • понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;
  • знать дни недели, а так же “рабочие” и “выходные” дни, месяцы и времена года;
  • четко знать фамилии и имена всех членов семьи, адрес места жительства.

Если будущий первоклассник чего-то не знает или возникли затруднения в каких-то моментах, то это лишь значит, что есть чему уделить особое внимание перед поступлением в школу.

Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:

1. Назови свою фамилию, имя отчество.
2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?
3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?
4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?
5. Днем обедаешь, а утром?
6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?
7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?
8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?
9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?
10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?
11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?
12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?

За правильный ответ начисляется один балл, за неправильный – ноль. Если ребенок набрал пять и более баллов, то с уверенностью можно сказать, что он внутренне подготовлен к школе. Вопросам, с которыми были затруднения, стоит уделить больше внимания.

Еще один вариант требований педагогов к знаниям и умениям будущего первоклашки:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);
  • выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;
  • различать форму предметов, называть фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал;
  • делить фигуры на 2 и 4 равные части.

Ваш малыш должен знать и уметь:

  • выражать словами местонахождение предметов относительно других;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • знать дни недели, порядок их следования;
  • знать и называть месяцы года;
  • понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • называть времена года;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо...
  • различать и называть деревья по листьям или плодами;
  • держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • пользоваться глиной, пластилином;
  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинкам.
  • Необходимо, что бы ваш ребенок - имел представление о своей семье, профессиях своих родителей; правильно произносил все звуки родного языка; мог назвать: страну, в которой живет и ее столицу; флаг России; название родного города, села, свой адрес.

Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.

Прививайте малышу элементарные правила поведения еще до школы!

Дети должны:

  • первыми здороваться;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • не перебивать говорящего;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать порядок, чистоту.

Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:

  • различать проезжую часть дороги, тротуар;
  • понимать значение сигналов светофора;
  • знать правила дорожного движения;
  • ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
  • не играть на проезжей части дороги.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет изменять существительные по числам?
8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
15. Знает названия диких и домашних животных?
16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» - помидоры, морковь, лук)?
17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их: 15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов - необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

Уровень слуховых способностей

  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир (1-4)

К школе готов! Что действительно должен знать и уметь будущий первоклассник?

Год перед школой - беспокойная пора для всей семьи будущего школьника. Первый класс - это не только новая ступень образования, это новая веха в жизни - неудивительно, что почти все заботливые и любящие родители, записав ребенка в школу, ненадолго теряют голову.

Вокруг процедуры записи ходят мрачные легенды. Якобы, если ребенок не нарисовал от руки идеальную вертикальную прямую, его не берут в школу; что нужно назвать не менее десяти видов хвойных деревьев, назубок знать гимн Российской Федерации

Дорогие родители будущих первоклассников! Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок, чтобы уверенно учиться в первом классе.

Вступительный экзамен или просто знакомство?

Прием детей в первый класс регламентируется Письмом Министерства образования и науки о правилах приема в общеобразовательные учреждения от 28.06.2012. Обратимся к этому документу, чтобы ответить на три главных вопроса о приеме:

Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест?

Цитируем Письмо Минобрнауки: «Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)». Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта». Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел на нем блеснуть, это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу.

Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях - едины для всех? Кто их составляет?

Снова цитируем: «В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России… определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно». Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику почти в каждой российской школе.

Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы?

«Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка)». Проще говоря, даже если ваш ребенок на собеседовании был не на высоте, это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться - это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация.

Русский язык. 1 класс. Учебник
Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Знания – и не только

Итак, будущий первоклассник по факту никому ничего не должен. Однако, существует ряд объективных критериев готовности ребенка к школе, и каждому родителю полезно обратить на них внимание. Отметим: это не требования, а скорее система сигналов, которые подскажут вам, что вашему ребенку действительно пора в школу, что ему там будет в достаточной мере комфортно и т.д.


В книге «Все о младшем школьнике» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой выделены три уровня готовности ребенка к школе - физический, личностный и интеллектуальный.

Физическая готовность

Что такое знания без крепкого здоровья? Чтобы успешно учиться, ребенок должен быть вынослив, а все системы его организма - в достаточной мере развиты, чтобы выдерживать школьную нагрузку без потерь для роста, развития, физического и психического самочувствия. Подчас успех ребенка в большей мере может зависеть от состояния его здоровья, чем от уровня его интеллектуального развития.

Что может помешать? Хронические заболевания, слабый иммунитет, склонность к быстрой утомляемости, особенности физического и психического развития.

Как помочь?

    Соблюдайте режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, много гулял, правильно питался, не испытывал больших эмоциональных потрясений. Лучше всего, чтобы первого сентября ребенок пришел в школу бодрым, набегавшимся и хорошо отдохнувшим.

    Еще раз проверьте здоровье. Перед школой необходимо проконсультироваться с врачами-специалистами, в первую очередь офтальмологом, неврологом, отоларингологом. Если ребенок склонен часто болеть, можно обратиться к врачу-иммунологу.

    Будьте внимательны к индивидуальным особенностям здоровья ребенка. Если есть риск перегрузки, при выборе школьной программы сделайте выбор в пользу комфорта, а не заманчиво высоких результатов.

Личностная готовность

С одной стороны, это внутреннее желание ходить в школу, наличие учебной мотивации, с другой - умение общаться со сверстниками и учителями, способность принять свой новый статус школьника и усвоить новые правила поведения.

Что может помешать? Развитие личностной готовности детей к школе в основном зависит от взрослых. Если родители всегда поддерживали природное любопытство ребенка, общались с ним, уделяли ему достаточно внимания - проблем будет значительно меньше.

Чем помочь?

    Создайте круг общения. Чтобы научиться играть со сверстниками, нужно с ними регулярно встречаться. Если ваш ребенок не ходит в детский сад, пусть он общается с другими детьми во дворах и на площадках, на кружках и секциях – но главное, чтобы хотя бы на короткое время ребенок оказывался в детском коллективе. Еще лучше, если общение со сверстниками не будет напрямую регламентироваться педагогом или воспитателем.

    Разговаривайте с ребенком. Внимательно относитесь к его вопросам, не оставляйте их без ответа. Интересуйтесь мнением ребенка.

О том, как правильно разговаривать с ребенком о школе, можно почитать здесь (ссылка на статью о психологической готовности).

Интеллектуальная готовность

Нет, это не только и не столько объем знаний, который ребенку удалось наработать за первые шесть-семь лет жизни. В первую очередь, это уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Большую роль играют навыки самоорганизации, умение действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания. Наконец, интеллектуальная готовность ребенка определяется и уровнем его кругозора.

Чем помочь?

    Развивайте ребенка правильно. Это ни в коем случае не значит, что вам нужно с трех лет засесть за учебники, зубрить детские энциклопедии или учить иностранные языки. Не перегружайте ребенка лишними знаниями, лучше помогите ему построить позитивные ассоциации между интеллектуальной деятельностью и общим комфортом: когда ребенок с родителями, ему хорошо, уютно, спокойно, в это же время ему предлагают подумать, решить логическую задачку, просто поговорить о чем-нибудь интересном.

    Играйте. Игровая деятельность – ведущий род деятельности дошкольника, и именно в игре формируются все дальнейшие навыки, необходимые для интеллектуального развития.

    Тщательно выбирайте пособия, по которым занимаетесь с ребенком. Обращайте внимание на соответствие пособий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): с ними вы можете быть уверены, что даете ребенку только нужные знания и навыки, не перенапрягаете его.

Математика. 1 класс. Учебник.
Учебник предназначен для обучения математике учащихся в первом полугодии 1 класса. Он обеспечивает плавную адаптацию детей к обучению, способствует формированию универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу, находить и объяснять способ решения, составлять модель сюжетной математической ситуации.

Что неплохо бы знать первокласснику?

Опыт показывает, что если личностная и интеллектуальная готовность ребенка на должном уровне, то и определенный багаж знаний у него наработан.

Как мы писали ранее, в настоящее время школам запрещено законом проводить вступительные испытания в первый класс. Тем не менее, вас, вероятно, пригласят на небольшое собеседование, чтобы узнать общий уровень развития вашего ребенка. Вот примерный перечень знаний, которые скорее всего будут проверять у вашего ребенка. Заметим: ребенок никому ничего не должен. Он может ответить и не ответить на вопросы, на его поступление в первый класс это никоим образом не может повлиять.

Знания:

    Базовые знания о себе. Имя, отчество и фамилия, свой возраст и дата рождения, домашний адрес, кое-что о городе (населенном пункте), в котором он живет, главное о своей стране (название, флаг, герб).

    Семья . Имена и фамилии родителей, их профессии.

    Времена года. Последовательность, названия месяцев, основные приметы каждого времени года – что происходит в природе, чем заняты люди и животные.

    Животные . Домашние животные и их детеныши, дикие животные средней полосы России, жарких стран, севера. Хищники, травоядные и всеядные животные. Основные приметы, внешний вид, детеныши. Птицы: зимующие и перелетные, домашние и дикие.

    Транспорт . Наземный, водный, воздушный.

    Одежда . Основные предметы одежды, виды обуви, головных уборов, одежда мужская и женская.

    Растения . Деревья - хвойные и лиственные; ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды.

    Русские сказки . Знать и рассказывать основные сюжеты.

    Геометрия . Нужно различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умения:

    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Правая, левая сторона, верх, низ и т.д.

    Восприятие . Внимательно прослушать и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить связный рассказ по картинке или ряду картинок.

    Родной язык . Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    Владеть карандашом . Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать схематично, обводить по контуру, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.

    Счет . Хорошо, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, выполнять простейшие счетные операции в пределах 20, знать состав чисел 2, 3, 4, 5. Если он этого не умеет - ничего страшного.

В учебник вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о животных и родной природе. Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учётом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется формированию основных видов речевой деятельности (слушанию, чтению и говорению), читательских умений, обогащению словаря и читательского опыта детей.

Готовимся к школе: руководство для родителей

О том, как правильно заниматься с ребенком накануне поступления в первый класс, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова , заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, проф., член-корреспондент РАО:

Прежде всего, будет хорошо, если родители, намечая план подготовки своего сына или дочери к школе, всякий раз будут задавать себе вопросы:

    Это точно необходимо моему ребенку? Без этого его в школу не примут? Без этого он не сможет учиться?

    Что это даст ему для успешности учения и интереса к учебному процессу?

    А он захочет этим заниматься? Ему это точно по силам?

Если хотя бы на один из этих вопросов ответ отрицательный - подумайте хорошенько, нужны ли вам эти занятия. Если ответ на первый вопрос отрицательный – они вам почти точно не нужны.

Чтобы настроить ваш родительский радар, предлагаю рассмотреть некоторые формы занятий и выбрать, в каком из них больше пользы. Сравните, что лучше:

    Каждый день проводить уроки обучения чтению, заставлять (или уговаривать) ребенка «складывать буквы в слова» (любимое задание родителей!);

    Играть с ребенком в разнообразные игры со звуками: послушаем звуки, произнесем звуки, сравним звуки, «определим звуки, которые тянутся», «определим последовательность звуков и обозначим их разными пуговками (фишками).

Ответ:

Поверьте профессионалу: методика обучения, когда все начинается с букв и заканчивается ими, приводит к ужасному побуквенному чтению, когда ребенок никак не может прочитать слово слитно. Он, конечно, научится этому, но с серьезной временной задержкой, отставанием в понимании смысла текста и с последующим (это психологами доказано) неграмотным письмом.

Примем как аксиому: буквы - знаки звуков, и прежде чем, ребенок запомнит буквы (это не так уж сложно), он должен научиться ориентироваться в звуковой стороне слова, хорошо знать, когда, в каких случаях нужно ставить ту или иную букву. Такая методика гарантирует умение ребенка мгновенно анализировать слово при чтении и письме. У ребенка формируется правильное чтение, становится грамотное письмо. Самое главное: дети играют со звуками с увлечением, с удовольствием, всегда готовы снова и снова выполнять «звуковые» задания.

Еще один пример!

    Можно купить прописи, которыми пользуются в первом классе, и регулярно заставлять дошкольника писать элементы букв и сами буквы. Правда, это скучно и неинтересно, но зато (так считают взрослые) рука будет готовиться к овладению письмом.

    Предложить ребенку научиться пришивать пуговицы, штопать несложные дырки, вязать, заниматься рисованием и аппликацией.

Ответ:

Идея о том, что прописи в раннем возрасте ставят руку - это миф! Гораздо полезнее действия из варианта 2. Подготовка руки к письму в этих действиях «прячется»: не скучные элементы рисуем, а к паровозу дым, или полет пчелы от цветка к цветку, или дорисовываем колеса у машин, которые художник забыл нарисовать. И т.д, и т.п. А вместе грустного и очень трудного соединения элементов букв, будем работать крючком, вырезать и наклеивать детали аппликации.

И наконец, давайте помнить еще один закон обучения: голова обучающегося должна быть не только хорошо наполнена, но и хорошо устроена. То есть, все, что знает ребенок, он должен понимать, а не просто формально запоминать. И еще: чем меньше «готовых» знаний получит дошкольник, чем больше сам их «откроет», тем выше будет уровень его интеллекта.

ерейти в каталог продукции по начальному образованию
И еще:

    Для занятий с ребенком лучше всего выбирать утренние часы: это оптимальное время для интеллектуальных нагрузок.

    Пусть занятия длятся не более 20 минут, а время занятий используется максимально полезно: меньше монотонных занятий, больше развивающих упражнений. Если вы не уверены, что сможете сами выстроить систему подготовки ребенка к школе, советуем вам следовать курсу проверенного учебного пособия.

Александра Чканикова

____________________

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    свое имя, фамилию и отчество;

    свой возраст и дату рождения;

    фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

    имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

    свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

    страну, в которой живет, и ее столицу;

    основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

    основные цвета и их оттенки;

    части тела человека;

    предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

    профессии, виды спорта;

    виды наземного, водного, воздушного транспорта;

    известные русские народные сказки;

    великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

    четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

    выделять определенный звук в слове интонацией;

    определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

    определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

    произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

    называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

    различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

    знать разницу между гласными и согласными звуками;

    называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);

    отвечать на вопросы и уметь их задавать;

    составлять рассказ по картинке;

    последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

    понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

    сказать несколько предложений о заданном предмете;

    составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

    различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

    заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

    отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

    знать цифры от 0 до 9;

    уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);

    уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

    понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);

    уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

    уметь сравнить количество предметов в двух группах;

    решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

    знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

    уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;

    ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

    правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

    складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;

    рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

    закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;

    проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;

    писать по образцу печатные буквы;

    аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);

    лепить из пластилина и глины;

    клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

    различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;

    называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);

    знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);

    знать названия 2-3 комнатных растений;

    знать названия овощей, фруктов, ягод;

    иметь представление о различных природных явлениях;

    называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

    Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

    Действовать по образцу.

    Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

    Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

    Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

    Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

    Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

    Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

    Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

    Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

    Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

    Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

    Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

    Ориентироваться во времени.

    При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!