Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I . По содержанию : символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II . По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III . По цели :

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха . Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха . Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая : на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

В — всесильный

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Под рефлексией личности понимают специфическую способность сознания к конкретной форме сугубо теоретической деятельности, которая выражается в обращении назад, осмыслении своих собственных действий, их механизма и последовательности.

Рефлексия и ее виды является своеобразным показателем деятельности личности, нацеленной на самопознание, а также отражает ее духовный мир.

В психологии под рефлексией понимают обращение индивидуума к самому себе. Акцент внимания и анализа на своей личности, своих личных шаблонах поведения, ценностях, мотивации, другие функции сознания, которые входят в структуру личности как таковой.

Варианты рефлексии

Специалисты в области психологии и психиатрии выделили достаточно разнообразные варианты рефлексии.

Так, например, принято выделять отдельно ситуативную рефлексию. Она характеризует собой способность оценивать соотношение происходящих с субъектом ситуаций и его способностей для адекватного, целенаправленного поведения в них. Иными словами, ситуативная рефлексия – это те комплексы мотивации и механизмы самооценки, которые влияют на поведение личности в конкретной данной ситуации.

Помимо этого, рефлексия также делится на ретроспективную и проспективную. Первое – это оценка вероятных событий, произошедших с субъектом в прошлом, с упором на свои личные качества. Если же говорить о проспективной рефлексии, то она представляет собой совершенно противоположную деятельность, будучи нацеленной на предстоящую действительность. Такая рефлексия заключает в себе оценку возможных в дальнейшем действий и их последствий, выбор наиболее оптимального решения проблем и сложившихся ситуаций для достижения поставленной цели.

Наиболее распространенной классификацией рефлексии и ее видов является выделение элементарной, научной, философской, психологической и социальной рефлексии. Стоит отметить, что элементарная рефлексия присуща каждому из индивидуумов. Ярчайшим примером является банальный анализ своих собственных действий, оценка поступков и их результатов. Данный вид рефлексии делает возможным процесс обучения на ошибках и позволят избегать их повторения.

Социальная рефлексия является более сложным процессом. Ее часто также называют «внутренним предательством». Социальная рефлексия – это понимание другого субъекта путем размышлений за него, представление о другом человеке, основываясь на рассуждениях других людей о нем. Данный тип рефлексии подчеркивает значимость суждения окружающих о субъекте в социальной среде. Такая рефлексия делает возможным познание самого себя посредством чужих рассуждений, взгляда «со стороны».

Основная цель рефлексии

Необходимо понимать, что рефлексия, в первую очередь, это возможность сопоставления своей деятельности, ее анализ и оценка. Рефлексия делает возможным процесс обучения как таковой. Субъект, повторяющий сотни раз одни и те же действия по инструкции ничему не обучается, если у него будет полностью отсутствовать навык рефлексии.

Таким образом, можно утверждать, что основная цель рефлексии – это выявление, осознание и запоминание всех ключевых элементов деятельности. Она заключает в себе все вероятные пути решения задач, смыслы, способы. Без выделения механизмов обучения, возможных способов познания и применения, обучающийся индивидуум неспособен освоить те знания, которые он добыл.

Тренировка рефлексии

Любой человек, который мыслит трезво и стремится улучшать свои мыслительные, деятельные и социальные навыки, не должен пренебрегать рефлексией. В таком случае всегда актуальной является доступная и простая тренировка рефлексии, которая представляет собой специфическую самодисциплину и выработку.

Выделяют следующие способы развития рефлексии:

  • Всегда анализируйте свои личные действия сразу после происшествия какого-либо важного события. Оцените все последствия и их связь с выбором, который вы сделали.
  • Стремитесь всегда оценивать себя и свои поступки объективно и адекватно.
  • Размышляйте над тем, как выглядели ваши поступки в глазах других людей, ваших близких о окружающих. Рассматривайте все возможные варианты действий и подумайте над тем, какой выбор был наиболее оптимальным.
  • Время от времени оценивайте свои взгляды на других людей. Оценивайте критичность и адекватность своего мнения.
  • Старайтесь как можно чаще общаться с людьми, которые максимально непохожи на вас. Попытки и старания понять противоположную точку зрения максимально активирует и стимулирует процессы рефлексии.

Наиболее частой ошибкой в дискуссиях и спорах является страх того, что вы поймете своего оппонента. Это не совсем верно, так как понятие точки зрения вашего «соперника» не является его полным принятием. Стоит подчеркнуть, что общение с людьми, имеющими совершенно иное мировоззрение, отличное от вашего, это наиболее оптимальный и эффективный способ тренинга своей способности к рефлексии.

Наиболее обширное и углубленное, всестороннее видение ситуации или вопроса делает вашу способность к мышлению максимально гибкой. Такое свойство делает наиболее возможным быстрый и эффективный поиск самого оптимального и адекватного решения какой-либо проблемы или ситуации. Если вы умеете всегда найти в сложившейся ситуации положительные стороны или даже некоторую долю комизма, то это является показателем высокого уровня рефлексия. Личностная рефлексия в первую очередь выражается в умении взглянуть на ситуацию под иным углом, с другой точки зрения, что позволяет находить нестандартные и эффективные выходы из положения.

Развитие рефлексии не является сложной тренировкой, а заключается только в постоянной привычке оценивать свои действия и сопоставлять их с реальными результатами. Приблизительно через несколько месяцев после подобного «обучения», вы заметите, что стали лучше разбираться в окружающих вас людях, умеете прогнозировать их действия и последствия решений, находить решение проблем быстро и эффективно.

Рефлексия – тонкий и эффективный инструмент, который можно применить в любой сфере своей жизни.

Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

Локк выделял два уровня психики:

  • первый включает возникновение мыслей или желаний;
  • второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

Что понимают под рефлексией?

С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания , направленного на свои знания.

Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

Понятие саморефлексии

Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других , а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

Можно ли научиться рефлексии?

У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.

Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками , служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

Она формируется путем :

  • критической оценки собственной личности;
  • постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;
  • умения правильной постановки осуществимых целей;
  • регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;
  • анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

Признаки склонности к рефлексии

С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

  • глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;
  • обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

Как можно научиться рефлексии?

Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

  • следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
  • в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
  • проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
  • больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
  • при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.

(от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

РЕФЛЕКСИЯ

Reflection; Reflexion) - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.

"Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в "дело" вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия "повторно разыгрывает процесс возбуждения", давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий" (КСАП, с. 131).

"Обычно мы не думаем о "рефлексии" как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает "повернутый назад" или "согнутый назад" и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).

По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. "Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия" (КСАП, с. 132)

"Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы" (CW 8, par. 243).

Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как "взгляд внутрь". Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу "либо - либо", но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.

"Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это - область Эроса" (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

РЕФЛЕКСИЯ

1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

РЕФЛЕКСИЯ

лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

РЕФЛЕКСИЯ

внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рефлексия

от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;

в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

Рефлексия

внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заим¬ствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мыш¬ления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм н предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Высокорефлек¬сивные люди более способны к конструктивному разрешению конфликта.

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия

лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на изучение собственного внутреннего состояния, переосмысление личных убеждений и жизненных ценностей. Этим умением наделен только человек. И именно эта способность, по мнению, некоторых философов, отличается человека от животного. Рефлексия является предметом изучения философии, психологии, педагогики и даже физики.

Первым психологом, который занялся изучением рефлексии, стал А. Буземан. Именно он выделил ее, как отдельную психологическую ветвь. Он связывал рефлексию с процессом самопознания личности. Так стало развиваться понятие «рефлексия». Это был первый этап развития этого понятия. В дальнейшем рефлексия в психологии рассматривалась и другими учеными.

Отечественные психологи рассматривали процесс самоанализа с другого ракурса. Например, С.Л. Рубинштейн считал, что личность формируется только тогда, когда человек осознает границы собственного «Я», что невозможно осуществить без качественного самоанализа.

Рефлексия в психологии тесно связывается и с творческим процессом. Благодаря самопознанию «рождаются» интересные идеи, которые нередко служат «толчком» к созданию чего-то нового. Процесс рефлексии непосредственно связан с деятельностью, которая в результате становится осознанной и структурированной. При этом излишнее «самокопание» нередко приводит к бездеятельности и деградации личности.

Рефлексия в философии

В философском понимании рефлексия – это метод, раскрывающий духовный мир личности. По большому счету философия и есть рефлексия мышления. Отдельные философские течения рассматривают этот процесс, как самое важное свойство сознания. Однако не все философы принимают этот подход, поэтому в науке регулярно появляются новые концепции и теории на эту тему.

Рефлексия в физике

В физике рефлексия — это процесс, который рассматривается в рамках квантовой теории. Рефлексия необходима исследователю во время проведения квантовых измерений, которые могут варьироваться и изменяться, в зависимости от разных ситуаций. Наблюдатель должен уметь внимательно анализировать происходящее, проводить работу над ошибками, ставить новые цели, грамотно формировать эксперимент.

В педагогике понятие имеет более широкое значение, чем рефлексия в психологии. В педагогике этот процесс рассматривается, как умение ученика оценить результаты своей деятельности, свое внутреннее состояние по этому поводу. Задача педагога – сформировать в школе здоровую личность, способную к позитивной рефлексии, побуждать развитие творческого начала, желание к саморазвитию. Этого возможно достичь только благодаря учету индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Чтобы достичь поставленных целей, педагог должен сам постоянно развивать у себя способность к рефлексии, пересматривать убеждения и ценности, грамотно анализировать результаты собственного труда. На уроке педагог должен сформировать у ученика умение анализировать деятельность с помощью письма, символического изображения, а также устного повествования. Обучать приемам рефлексии нужно уже в начальной школе.

В качестве символов могут использоваться жесты и изображения: смайлы, палец, поднятый вверх и т.д. Ученик может описать свои ощущения в письменной и устной форме. Эмоциональный анализ урока помогает не только ученикам, но и учителю. Он может оценить настроение класса в целом, а также каждого ребенка по отдельности. Это помогает скорректировать работу, пересмотреть подачу материала и т.д. Рефлексия обязательно должна быть проведена в начале и в конце урока. Можно использовать для выражения эмоционального состояния картинки, карточки разного цвета и другие методы рефлексии.

Другими словами в педагогике рефлексия — это анализ и коррекция как учеником своего обучения, так и педагогом своей педагогической деятельности.

Рефлексия в спорте

В физической культуре под рефлексия — это умение, направленное на возможность отслеживать свои эмоции и поведение, анализировать и контролировать их. Этому процессу педагоги должны обучать детей на уроках физкультуры, начиная со школьной скамьи. Способность к рефлексии важно развивать и профессиональным спортсменам. Это поможет им добиваться лучших результатов.

Виды рефлексии

Рассмотрев, как описывается рефлексия в психологии и других сферах, перейдем к её видам.

    Ситуативная рефлексия . Она проявляется в способности личности включаться в ситуацию, адекватно оценивать меняющиеся условия, анализировать собственные мысли, в связи с происходящим. Благодаря ситуативной рефлексии человек может соотносить предметную ситуацию с собственными мыслями и действиями.

    Проспективная рефлексия . Это способности личности анализировать собственные переживания и мысли, ориентируясь на ближайшее будущее, на события, которые произойдут или могут произойти.

    Ретроспективная рефлексия . Это умение человека анализировать внутренние переживания, связанные с событиями и ситуациями, которые уже произошли.

Кроме этого, рефлексия в психологии выделяет еще 2 типа:

    Позитивная . Благодаря такой рефлексии личность развивается, ее внутренний мир становится интереснее и богаче. Позитивный самоанализ позволяет человеку провести «работу над ошибками», проанализировать причины неудач, спланировать дальнейшие действия, которые приведут к успеху.

    Негативная . В результате такого самопознания личность фиксируется на собственных проблемах, что не позволяет ей находить конструктивные способы их решения. Негативная рефлексия — это другими словами «самобичевание», которое может привести к снижению самооценки и другим проблемам.

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

    Личностный . Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

    Коммуникативный . Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

    Кооперативный . Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

    Коммуникативный . Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Можно ли развить рефлексию?

Рефлексия – это одна из способностей человека, поэтому ее можно и нужно развивать. Для этого можно пойти на специальный психологический тренинг или регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать умение к самопознанию.

Упражнения для развития рефлексии

«Дерево цели»

Это упражнение подойдет для тренинговой работы. Его можно проводить как в начале, так и в конце тренинга. Перед выполнением упражнения необходимо подготовить контурное изображение дерева, а также фломастеры по количеству участников.

Тренер объясняет участникам: «Это дерево, символизирующее цель. Это своеобразная шкала ваших достижений. Корни символизируют минимальное проявление умений и навыков, а крона – максимальный». Каждый участник по очереди подходит к плакату с рисунком дерева и пишет свое имя в том месте, где по его мнению он себя видит. По окончанию тренинга участники проводят процедуру повторно, чтобы увидеть личностную динамику. Можно проводить его и самостоятельно каждые 1-2 месяца.

«Автопортрет»

Это упражнение подходит для работы в паре. Задача участника – описать себя так, чтобы незнакомец смог его узнать. Описывать себя можно по разным признакам как внешним, так и внутренним. В конце участники обмениваются впечатлениями, дают оценку рефлексии.

«Магазин»

Цель упражнения – сформировать навыки самоанализа и самопонимания. Если упражнение проводится в тренинговой группе на этапе знакомства, то оно также поможет участникам познакомиться друг с другом, раскрыть внутренний мир. Игра «Магазин» предполагает обмен не совсем обычным товаром – чертами характера, личностными качествами.

Каждый участник получается для записи карточки. Их нужно будет передавать друг другу в воображаемом магазине. Участники могут делиться тем, что, по их мнению, мешает им в жизни. Например, глупостью, педантичностью и т.д. Этими качествами он может обменяться с участником, которому как раз этих качеств и не хватает. В конце упражнения подводятся итоги, участники делятся своими впечатлениями.

«Здесь и теперь»

Упражнение желательно проводить в начале и в конце каждого тренингового дня. Участники выражают свое мнение о тренинге, участниках, а также всем, что их волнует на данный момент. Это можно сделать любым способом – письменно, словесно, с помощью рисунка и т.д. После этого участники оценивают степень интереса, усталости и активности по 10 бальной шкале. Все это позволяет отследить собственные реакции, чувства и эмоции на данный момент времени. Обратить внимание на внутреннее состояние и вовремя скорректировать поведение.

«Карусель»

Цель упражнения – сформировать навыки быстрого реагирования во время общения с новыми людьми. Участники учатся отслеживать реакции «здесь и сейчас», выражать свои мысли, эмоциональные переживания. Кроме этого, формируются навыки познания другого человека. Это упражнение проводится несколько встреч подряд, чтобы все участники смогли пообщаться друг с другом.

«3 имени»

Участники получают по 3 карточки, на которых они пишут 3 варианта своего имени. После этого нужно представиться от всех вариантов имени по отдельности и описать ощущения. Можно описывать качество личности, из-за которого участника стали так называть.

Телесно-ориентирования терапия

Это направление психотерапии отлично развивает рефлексию, учит человека отслеживать и понимать эмоции и чувства, свободно выражать их. Особой популярностью пользуется танцевальная терапия. Она помогает выражать внутренние переживания с невербально, с помощью языка тела. Это отличный вариант для закрытых, эмоционально сдержанных людей, которым сложно выражать свои мысли словами. В танцевальной терапии используются разные направления танцев: полька, рок, вальс, народный танец и т.д.

Что делать с чрезмерной рефлексией?

Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.

Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
  2. Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
  3. При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
  4. Занимайтесь аутотренингом.
  5. Боритесь со своими страхами.

Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.