В противном случае, это не мужчина, а просто.. существо мужского пола. "

Давайте внесём ясность и раскроем понятия "принимать решения" и "нести ответственность".

. Принимать решения

Тут всё просто. В большинстве ситуаций: ежедневно, ежеминутно - человек оказывается перед неким выбором стратегий своего поведения. Выбор есть всегда, даже когда он выполняется неосознанно. Например, сейчас у вас есть выбор: продолжить читать этот пост, или заняться чем-нибудь другим.

Умение принимать решения - это навык выбирать из множества действий то, которое развивает ситуацию наилучшим образом.

Иными словами: есть некая целевая функция, которая помогает определить "выгодность" для человека той или иной ситуации (подробнее - ). Это не обязательно собственная выгода - это может быть и благополучие близких, и смерть врагов, и мир во всём мире, и смесь всего этого в каких-то долях. Навык принимать решения - это навык выбирать сценарий, для которого значение целевой функции будет максимально.

Заметьте: вовсе не обязательно, что это действие будет объективно правильным. Оно должно быть лучшим по мнению конкретного человека, и не более того.

Когда человек может испытывать затруднения с принятием решения? Например, когда для всех вариантов его целевая функция выдаёт одинаковые значения. Например, если для человека деньги и дружба равноценны, то он будет мучиться дилеммами типа: "друга подставлю - деньги получу ", "друга не сдам - но денег не будет ". Такого человека называют нерешительным.

Решительность сама по себе - далеко не всегда положительное качество. Ребёнок, регулярно предпочитающий поиграть на улице вместо того чтобы делать уроки - донельзя решителен - только в его "целевой функции" удовольствие от игры стоит выше процессов получения знаний и взбучки от родителей.

Второй вариант затруднений с принятием решения - это когда целевая функция не определена. То есть, когда человек сам не знает, что он хочет . Тяжёлый случай, требующий более глубокого выяснения причин подобного отклонения.

Таким образом, навык принимать решения - это следующий комплекс навыков:
. умение видеть множество всех возможных вариантов действий
. умение выставлять приоритеты (задавать целевую функцию) для текущей ситуации
. умение из всего этого множества вариантов выбирать

Изначально большинство решений за ребёнка принимают родители. За ребёнком остаются решения в духе "какой погремушкой сейчас поиграться". По мере взросления, всё больше и больше решений человеку приходится принимать самостоятельно . Считается, что к совершеннолетию стандартный человек способен самостоятельно принимать любые решения, определяющие собственную жизнь и судьбу.

По мере дальнейшего развития человек учится принимать решения, касающиеся не только себя - но и других . Принимать решения за других. Это может быть и управление своими детьми в период их младенчества, и управление подчинёнными сотрудниками на работе.

Например, родитель решает, в какой детский садик отдать ребёнка. Это решение определяет дальнейшую жизнь ребёнка, но ясное дело, Трёххлетний человек не в состоянии проанализировать всевозможные варианты и принять решение. Это за него делают родители.

Навык принимать решения за других обычно более сложный, так как в этом случае число вариантов больше, а целевая функция содержит не только собственные интересы, но и интересы тех, за кого эти решения принимаются. Впрочем, это не обязательное утверждение, и вполне возможна ситуация, когда принять решение за кого-либо гораздо проще в следствие примитивности целевой функции.

В ситуации, когда человек не способен принять решение , он или мечется от одного варианта действий к другому, совершая непоследовательные поступки, или чаще пускает ситуацию на самотёк. Обратите внимание: не "принимает решения ничего не делать" - что означало бы осознанный выбор этой стратегии как оптимальной с точки зрения целевой функции, а именно никакого решения не принимает и ждёт, как развернутся события при его пассивности.

Почему это так злит окружающих людей? Потому что пассивность позволительна только в позитивных жизненных ситуациях: когда человеку хорошо ему не надо ничего делать. Когда окружающая ситуация становится негативной, её изменение, как и любая другая борьба с энтропией требует вложения энергии - то есть действий.

Действия - это разумный акт человека, и за каждым действием стоит принятое решение совершить это действие - принятое самим человеком или кем-нибудь за него. Человек, не способный принять решение не способен совершить действие в отношении возникшей негативной ситуации. В худшем случае он садится сложа руки, в лучшем - делает то же самое, что и делал вчера (ходит на работу, и т.д.).

Поэтому неспособность принимать решения зачастую приводит к бездействию, и как следствие - к не способности улучшать собственную жизнь.

. Нести ответственность

Есть ещё один навык, тесно связанный с навыком принятия решений. Это навык нести ответственность за свои поступки. Формализовать это понятие с повседневной (не уголовно-правовой) точки зрения - не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Ответственность - это навык идентификации событий - как последствий собственных действий, или принятых решений.

В будущем времени, когда решение ещё не принято, ответственность - это глубина просчёта того или иного варианта развития событий. В прошлом времени, ответственность - это навык установки причинно-следственной связи между тем, что происходит сейчас и тем, что ты сделал когда-то.

В случае отсутствия этого навыка человек в упор не видит связи между событиями и теми его решениями и действиями, которые на них повлияют. Например, безответственный ребёнок не понимает, что если он сейчас не будет хорошо учиться, то потом не сможет найти высокооплачиваемую работу. По-отдельности он эти два понятия прекрасно осознаёт, но всё равно надеется, что причинно-следственная связь между ними не наступит.

Принимая решение забить на домашнюю работу - ребёнок надеется, что училка не спросит. С его точки зрения, причинно-следственная связь между событиями "несделанная домашка" и "двойка по алгебре" - оказывается нарушена из-за малой вероятности быть вызванным к доске (1/30 из всего класса).

С другой стороны, патологический двоечник может быть гораздо более ответственной личностью - так как сознаёт неизбежность последствий, но его целевая функция в настоящий момент имеет другие приоритеты, а учиться в технаре ему не кажется ни сколько зазорным.

Навык - это не означает видеть свою вину во всём происходящем. Гиперответственность - когда человек приписывает совершенно не зависящие от него событиям последствиям своих действий - так же патологична, как и отсутствие ответственности.

Типичная дорога к гиперответственности - это путаница зависящих и независимых от человека причин. Обычно для этого используются тезисы "я должен был это предвидеть" или "я мог бы это предусмотреть". Главное - это навык здраво оценивать причинно-следственную связь между событиями в каждой конкретной ситуации.

В случае, когда человек принимает решения, определяющие не только его жизнь, но и жизнь его близких (детей, подчинённых) - область ответственности увеличивается . Под причинно-следственную связь попадают не только события, происходящие с ним самим - но и с теми, за кого он принимал решения.

Ответственность - это навык видеть последствия своих действий. Чем выше уровень ответственности человека, тем тяжелее ему даётся принятие решений. Но тем больше вероятность, что принятое решение будет оптимальным, с его точки зрения.

Ответственность сама по себе ещё не гарантирует положительного исхода событий. Генерал, посылающий роту солдат на верную гибель, несёт ответственность за свои действия. Но если благополучие родины для него выше жизни солдат - решение будет принято, а ответственность на себя взята.

Когда человек говорит "я в ответе за кого-то " - это означает, что он признаёт причинно-следственную связь между своими действиями и поступками своего подопечного.

Есть ещё обратная связь: между уровнем ответственности и принятием решений. А именно: высокий уровень ответственности вынуждает человека принимать решения .

Механизм этого предельно прост: находясь в состоянии бездействия, в случае возникновения проблем - человек чувствует свою вину в ухудшении ситуации, и начинает испытывать психологический дискомфорт. Если при этом человек умеет принимать решения и может ситуацию изменить - хорошо. Иначе, начинается стресс, истерия и хорошо если включатся механизмы психологической защиты.

Почему мы не любим безответственных людей? Потому что причинно-следственная связь реально существует. Если наш уровень ответственности выше, чем у товарища, то мы начинаем видеть эту связь раньше него. И возмущаемся тому, что он её не видит, и не корректирует по ней свои действия.

Резюме :
. Навык принимать решения - это навык выбора оптимального варианта.
. Ответственность - это умение видеть причинно-следственную связь между своими действиями и происходящими событиями.

Д/з :
. Верно ли, что чем выше интеллект человека, тем выше у него уровень ответственности, и лучше развит навык принимать решения?

Полезные советы

Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда от стыда хочется провалиться под землю – будь то не вовремя сказанное слово, или жизненная неудача. Однако существует несколько простых способов быстро и непринужденно выйти из неловкой ситуации, иногда даже с пользой для себя.

В этой статье мы расскажем вам, что делать, если вы или ваш близкий попали в неловкую ситуацию, или вам задали неудобный вопрос.


Неловкие ситуации

Если вы кого-то оскорбили



У многих была в жизни ситуация, когда они жаловались на другого человека в длинном гневном сообщении, и случайно отправляли его обидчику вместо желаемого адресата. С одной стороны, степень неловкости ситуации зашкаливает, однако не стоит себя корить за эту глупую ошибку.

Такая ситуация может стать толчком к примирению, если вы наконец-то поговорите с человеком о том, что вас по-настоящему волнует. Вы хотя бы будете уверены в том, что он знает причину вашей к нему неприязни. Ни в коем случае не пытайтесь оправдываться и извиняться – это лишь усугубит ситуацию.

У вас гораздо больше шансов на нормальное общение после того, как вы обсудите ситуацию и разложите все по полочкам. Если же вы не хотите видеть этого человека в своей жизни – не медлите и не пытайтесь наладить отношения. Такая неловкая ошибка может помочь вам избавиться от токсичных людей.

Если ваш партнер по работе ленив



Зачастую случается так, что на работе или в школе при работе с проектами вам в напарники достается самый ленивый коллега или одноклассник. Многие попадают в неудобное положение, стесняясь заставлять или отказывать.

И в конце концов создаётся действительно неловкая ситуация, когда тот человек так же как и вы получает похвалу. Это именно та ситуация, где ни в коем случае нельзя давать второго шанса, иначе вам буквально "сядут на шею". Да, каждый из нас совершает ошибки, однако если это входит в привычку - спуску не давать. Объясните коллеге, что вы не собираетесь делать его работу, и ему либо стоит начать работать, либо он не получит ничего.

Не говорите о его ошибках - говорите о своих нуждах и желаниях. Вместо "Ты сделал не так, как мы договаривались", скажите следующее: "Мне необходимо, чтобы мы больше обсуждали, мне нужно твое желание работать". Будьте уверены в себе.

Как выйти из неловкой ситуации

Если вы боитесь уволиться



Если вы в данный момент пытаетесь уволиться, но что-то вас будто останавливает - этот пункт для вас. Наверняка вам знакомо чувство страха перед изменениями, или же вы чувствуете неловкость и неуверенность при общении с работодателем, что мешает вам высказать свое мнение.

Если вам не нравится работа, но вам неловко сообщить об этом начальству, особенно если вы находитесь в хороших отношениях – скажите, что вы нашли работу, которая научит вас чему-то новому. Ведь это бесценный опыт, который нельзя упускать, а в самосовершенствовании нет ничего постыдного и неловкого.

Если вы считаете, что ваше увольнение поставит под удар работу компании, и вам неловко в этом признаться – предложите самостоятельно обучить или найти нового сотрудника. Это сыграет вам на руку и поможет сохранить с компанией дружелюбные отношения, ведь искренность и честность важна при общении с людьми.

Если у вас ужасный босс



Начальство бывает разное, и каждый может попасть в коллектив, где у босса своеобразные методы работы. Зачастую сотрудники чувствуют себя неловко и скованно, когда начальник постоянно стоит над душой, откровенно глазеет или, не договаривая информации, требует быстрого результата. Такое отношение, наоборот, сбивает и ставит человека в неудобное положение.

Для того, чтобы начать разговор, если вы боитесь, можно использовать некоторые простые, но убедительные фразы: "Мне тяжело работать без вашей информации", "работа пойдет быстрее, если у каждого работника будет свободное личное пространство во время ее выполнения". Часто начальники не специально срываются на подопечных – у каждого свои способы ведения дел, не всегда гуманные. Не бойтесь задавать вопросы о том, что могло бы принести успех компании.

Читайте также: 5 признаков того, что с вами скучно

Неловкий разговор

Лишнее слово или неловкая пауза



Бывало ли в вашей жизни такое, что вы говорите совсем не уместные вещи? Ведь слово – не воробей, и вернуть его уже никак нельзя. После этого человек может на вас обидеться и посчитать вас абсолютно бестактным, а в разговоре возникнет неприятная пауза. Однако есть несколько способов восстановить репутацию после сказанного.


Определите степень неловкости: Вы станете хозяином ситуации только тогда, когда выясните, в чем причина ее появления. Причины могут быть разные – от неловких длинных пауз в разговоре до различий во мнениях или взгляде на окружающий мир. Найдите истинную причину возникновения неловкой ситуации, и вам станет легче придумать решение. Бывало ли в ва

Если, например, человек принес новость, которую вы ожидали, не стыдно сказать: "Дайте мне немного времени, чтобы подумать о том, что вы сказали". Это позволит вам сосредоточиться на словах, понять свои чувства и выявить причину негативных эмоций по этому поводу.


Продолжите разговор: Неловкие длинные паузы в разговоре не возникают на ровном месте – у них есть причины, не всегда зависящие от самого человека. При этом, они всегда вызывают чувство неполноценности. Согласно исследованиям, проведенным в 2010 году нидерландским университетом, беспрерывная беседа приводит к повышению самооценки и положительно влияет на чувство вовлеченности в группу, общество.

Чтобы облегчить жизнь и себе, и собеседнику, в случае, если разговор необходим, продолжайте его любой ценой, чтобы неловкие паузы не успевали возникать. Сменяйте темы, задавайте вопросы, говорите о том, что нравится вам, попутно узнавая интересы собеседника.


Капелька юмора: Если разговор зашел в тупик, или вы чувствуете, что тема вам неудобна или даже неприятна – добавьте немного света. Это можно сделать, рассказав уместный анекдот или смешную историю, посмеявшись над сложившейся ситуацией или же добавив немного самокритики. Помните о том, что при всем этом стоит помнить, уместно ли такое поведение в данный момент.

Если уместно – действуйте, ведь смех, улыбки и непринужденная обстановка в состоянии исправить ситуацию. Они так же помогут вам продолжить разговор, ведь лед растает, и собеседники раскроются. Если же вы столкнулись с неловкой паузой в самом начале разговора, и не знаете, как его развить, перед тем как представиться – расскажите уместную шутку. Используйте интересные обороты, легкий и тонкий юмор, игру слов и все, что может растопить лед.


Найдите компромисс: Часто неловкие паузы возникают из-за того, что люди в разговоре не могут о чем-либо договориться, пытаясь отстоять различные мнения. Несомненно, чтобы решить такую ситуацию, необходимо найти компромисс, ведь не все согласны уступить.

Постарайтесь понять собеседника, что им движет, почему он думает по-другому, и чего он хочет в итоге добиться. Это поможет вам предложить вариант, который будет доступен и вам, и вашему собеседнику. Такая практика позволит вам решить проблему, не отказываясь от своей точки зрения.


Выслушайте и перефразируйте: Если в вашем разговоре возникла неловкая пауза, или вы не знаете, что ответить – просто выслушайте своего собеседника и немного перефразируйте то, что он сказал. Например, если ваш одноклассник жалуется на плохую оценку, или коллега – на начальника, в первом случае скажите: "Ты, судя по всему, крайне недоволен результатом", а во втором - "Должно быть, он к тебе незаслуженно придирается".

Зачастую людям гораздо важнее знать, что их чувства поняли и осознали, чем получить от кого-либо совет. К тому же, такая практика избавит вас от необходимости постоянно думать о том, что же сказать. Просто выслушайте человека и, если не знаете, что ответить, скажите то же, что и он, но другими словами.

Читайте также: 10 психологических хитростей для манипулирования людьми

Топ неловких ситуаций

Задайте вопрос: Ваш разговор с другим человеком может быть неловким, потому что вы не знаете о нем почти ничего. Это иногда создает некоторые проблемы в общении. В этом случае можно задать несколько не личных вопросов, чтобы поближе познакомиться и найти возможные общие интересы. Тогда вам будет гораздо легче говорить с человеком, ведь вы будете знать, что между вами общего, и в чем он разбирается.

Вопросы можно задавать не только для того, чтобы узнать человека поближе – ведь с ними всегда нужно быть внимательным, чтобы никого не задеть. Если вы ранее обсуждали какую-то тему, хоть немного интересную вам обоим, спросите что-нибудь, что помогло бы вам в нее углубиться и показать собеседнику, что вы не пропускали его слова мимо ушей. Не задавайте слишком много вопросов подряд, иначе собеседник может закрыться в себе или попросту потерять нить разговора.


Предложите сменить тему: Свежая тема для разговора всегда поможет вам заполнить брешь в неловком диалоге. Если хотите, можете заранее заготовить несколько, которые кажутся вам наиболее интересными, чтобы не придумывать на месте. Среди общих тем – телешоу, грядущие праздники или события, все, что может вас связывать с потенциальным собеседником, например, сфера деятельности, школьные экзамены. Помните о том, что не все темы можно поднимать в обществе.

Новые темы могут стать отличным решением при разговоре с малознакомым человеком. Такие незначительные и обычные вещи как, например, погода, растопят лед и помогут вам перейти к чему-то более полезному.


Будьте напористее: Если случилось так, что ваш собеседник довольно груб, или задал вам неудобный или же слишком личный вопрос – будьте готовы за себя постоять. Помните о том, что у вас есть личные границы, которые никто не в праве нарушать. И если это все-таки происходит, нет ничего постыдного в том, что вы это пресечете. Вы с уверенностью можете сообщить собеседнику, что не намерены это с ним обсуждать без объяснения причин.

Если вы понимаете, что перед вами человек, который целенаправленно намерен вас задеть, смените тему или попросту завершите разговор. Не держите неприятные чувства в себе, иначе вы рискуете получить неприятный осадок от разговора на долгое время.


Знайте, когда промолчать: В жизни случаются ситуации, в которых разговоры совершенно неуместны. Тогда как постоянное общение в кругу друзей помогает вам сплотить компанию, среди незнакомцев это не всегда обязательно. Ваш попутчик в долгой поездке в автобусе или сосед в самолете не всегда заинтересован в разговоре.

Если вдруг разговор все-таки развязывается, но вы видите, что собеседник неохотно отвечает, или отвечает одним-двумя словами, то не стоит продолжать. Не стоит насильно заставлять человека разговаривать – быть может, он слишком вежлив, чтобы вам в этом отказать.


Отсеивайте неудобные темы: Если вам неловко что-либо обсуждать, просто скажите: "Это очень интересно. Но знаете, что еще я узнал несколько дней назад?". Если кто-то не в тему комментирует ваш разговор или вставляет неуместную фразу- просто проигнорируйте. Это самый лучший способ избежать проблем. Просто сделайте вид, что вы не заметили и продолжите сой разговор. Человек останется без зрителей и оставит попытки вам насолить.

Если же вариант промолчать – не для вас, сообщите собеседнику, что вы не намерены это обсуждать ни с ним, ни с кем-либо еще. Вы можете сказать ему, что не переносите слухов и различных пустых разговоров, на которые не видите смысла тратить собственное время.

Если человек, с которым вы говорите, недавно потерял близкого или же находится в ссоре с семьей, выразите ему свои соболезнования с его позволения. Если вы никогда не попадали в такую же ситуацию, ни в коем случае не говорите, что понимаете его. Если у вас когда-то умер 78-летний двоюродный дядя, вы не сможете понять отца, потерявшего сына. Поэтому этой темы следует избегать.

Неудобные вопросы

Изящно окончите разговор: Когда больше нечего сказать и вам кажется, что дальнейший разговор ни к чему не приведет, просто завершите его. Это решение гораздо лучше повлияет на ситуацию, чем попытка продолжать общение. Если вы боитесь попасть в неловкую ситуацию, обрывая разговор, научитесь делать это изящно.

Поблагодарите собеседника за то, что уделил время для разговора. Если же человек пытается контролировать ваше время и не намерен оканчивать разговор, найдите повод завершить его. Скажите, что хотите взять себе еще один напиток или же вам надо срочно позвонить.


Проявите понимание: Помните о том, что не каждый человек является душой компании и любит оживленные разговоры, особенно с незнакомцами. Некоторые могут страдать от стеснительности или тревожности, находясь в обществе. В такой ситуации для того, чтобы расшевелить человека, необходимо немного больше времени, чем обычно.

Иногда люди даже страдают различными расстройствами, которые создают проблемы в общении. В этом случае вам необходимо проявить понимание по отношению к человеку. Избегайте глупых и бестактных вопросов, ведите себя дружелюбно и покажите человеку, что вы можете быть интересным собеседником.


Боритесь с собственными страхами: Если причиной неловких пауз в разговоре являются ваши собственные страхи и тревоги перед обществом, и вам это действительно мешает, начните над этим работать. Выясните, что именно вас тревожит, и что вызывает такие чувства, а так же, что вы можете сделать, чтобы от этого избавиться.

Практикуйте навыки поведения и общения в обществе, посещайте специалиста, если это необходимо, изучайте соответствующую литературу. Ваше будущее общение и социальная жизнь зависят от того, как упорно вы будете над ними работать.


Сгладьте резкое окончание разговора: Иногда разговор резко обрывается, являясь причиной возникновения неловкости, которая доставляет неприятные чувства обеим сторонам. Вместо того, чтобы просто проигнорировать сложившуюся ситуацию, во время следующего разговора с этим же человеком извинитесь за резкость или же просто констатируйте факт неудачного завершения.

Если резкое окончание произошло по вашей вине и задело человека, объясните, что вашей целью не было его обидеть, и у вас были совершенно другие причины. Если же человек, резко окончивший разговор страдает тревожностью или проблемами с общением, к его желанию внезапно уйти стоит отнестись с пониманием, ведь оно появляется не по его вине и независимо от него.


Решайте проблемы: Если вдруг во время разговора с человеком, особенно близким у вас возникло недопонимание или какие-либо проблемы, не стесняйтесь об этом сообщить. Это же касается любых других проблем вне разговора. Скажите товарищу, что вас беспокоит и попросите совета.

Если же вы видите, что ваш собеседник в чем-то сомневается, не может подобрать слова или попросту не знает, что сказать – ненавязчиво спросите его, не нуждается ли он в помощи. Если он отнекивается, не стоит давить, однако если помощь принимает – придите вместе к решению проблемы, и это поможет вам стать ближе и развить ваше общение.


Подытожьте: Окончить разговор красиво и с пользой можно, сделав вывод о нем. Вы не только вынесете пользу из разговора, но и покажете собеседнику, что внимательно слушали его.

Например, если вы говорили о каком-либо спортивном мероприятии, прошедшем в вашем городе на выходных, скажите: "Кажется, вы неплохо провели время, участвуя в забеге. Было интересно немного про него узнать. Кстати, думаю, в следующий раз я тоже приму участие". Такой способ завершить разговор позволит вам попрощаться с человеком, не доставляя друг другу неудобств и приведет к дальнейшему общению в будущем.

Коучинг, как метод обучения, по мнению ряда экспертов, появился во второй половине 19 века в США. Первоначально под коучингом понималась психологическая подготовка спортсменов — теннисистов и гольфистов. Однако известный американский тренер Тимоти Голви обратил внимание экспертов, специализирующихся на психологии развития, что применяемые коучингом методы могут быть использованы не только в спорте, но также и в бизнесе, и в целях персонального совершенствования. Его книга «The Inner Game of Tennis»(“Внутренняя игра в теннис”), впервые изданная в 1974 году, считается многими специалистами библией коучинга. В ней впервые раскрыта концепция “внутренней игры”, которая легла в основу многих использующихся сегодня методов коучинга. Изложенные в книге истории успехов спортсменов, применявших коучинг, заинтересовали многих бизнесменов, политиков и общественных деятелей. И уже в 1992г. была издана новая книга о коучинге — “Coaching for Performance»(“Коучинг высокой эффективности”). Популярность книги обеспечила Джону Уитмору — ее автору, славу “отца современного коучинга”, а саму книгу рекомендуют в качестве Руководства по коучингу для всех начинающих коучеров.
Сегодня об эффективности коучинга известно во всем мире. С его помощью люди более эффективно осваивают новые навыки, которые помогают им добиваться успеха в различных областях жизни. По данным популярной канадской газеты National Post, коучинг является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире. Это обусловлено огромной скоростью изменений, происходящих вокруг нас, адаптация к которым требует такого же быстрого обучения. Традиционные формы обучения, в том числе такие как семинары и тренинги, не всегда способны сподвигнуть человека на позитивные изменения или обеспечить их долговременный эффект. И здесь коучинг может стать дополнительным способом освоения новых навыков для личностного развития и карьерного роста.

Основные методы коучинга

Применяемые в коучинге методы просты в применении и считаются весьма результативными. Среди основных методов можно выделить следующие:

  • тренинговый метод - подразумевает проведение индивидуальных и групповых тренингов. Тренинговый метод используется коучем для обучения клиента дефицитным навыкам и их проработки.
  • консалтинговый метод - в рамках этого метода коуч предлагает клиенту готовые решения
  • метод наставничества - его еще называют методом вопросов или сократовским методом. Суть метода - в формулировании коучем вопросов, отвечая на которые клиент самостоятельно приходит к принятию нужных решений
  • процессинговый метод - метод “Сделай как я”. Применяющий этот метод коуч показывает клиенту действия, которые необходимо совершить для решения определенной задачи
  • метод гипнотерапии - коуч помогает клиенту обратиться к внутренним ресурсам (входить в ресурсное состояние), что существенно увеличивает способности клиента к решению стоящих перед ним задач.

Школы коучинга

Вместе с ростом популярности коучинга, растет и число учебных центров, которые занимаются подготовкой коучеров. Предлагаю вашему вниманию список таких центров, как в Казахстане, так и за его пределами.

1. Международный учебный центр «M-TRAINING».

2. Международная компания «STEP&GROW»

Обладает эксклюзивным правом обучения, подготовки и сертификации профессиональных коучей на территории Республики Казахстан, стран Центральной Азии и Кавказа по программам Erickson International (Канада) «Наука искусство трансформационного коучинга», «Коучинг эффективных команд», «Управленческий коучинг». Сертификаты аккредитованы по международным стандартам ICF и действительны в более чем 90 странах.
Условия обучения на сайте: http://step-grow.kz/

3. Представительство Международного эриксоновского университета коучинга в странах России и СНГ.

Представительство находится в Москве, однако проводит свои обучающие мероприятия в большинстве крупных городов России и СНГ.
Условия обучения на сайте: http://erickson.ru/

4. Международная академия коучинга MAXIMUS

5. Международная ассоциация русскоговорящих коучей (МАРК)

6. Международный институт коучинга родителей, детей и подростков(ICIYA)

Специализированная школа коучинга. Программы школы ориентированы на подготовку детских и подростковых коучей, а также на людей, которые в течении своей профессиональной и личной деятельности сталкиваются с детьми и подростками.
Условия обучения на сайте: http://coachforkids.ru/

7. Академия профессионального коучинга США «ФАУЛЕР ИНТЕРНЕШНЛ»

Дистанционное обучение на русском языке. На данный момент Академия предлагает 5 онлайн курсов с выдачей сертификата Фаулер Академии: Лайф-коучинг (16 часов), Бизнес-коучинг (30 часов), Групповой коучинг, Стилистический коучинг и Коучинг по снижению веса. Условия обучения на сайте:

Должен постоянно совершенствоваться и расширять спектр своих навыков. Кроме того, в условиях информационной перегрузки важно уметь структурировать знания и выделять из них самое важное. В этом и во многом другом человеку помогают коучи. Сегодня мы узнаем, кто это такие, что они делают, и как самому освоить профессию коуча.

Кто такой коуч?

С каждым годом слово «коуч» все плотнее входит в жизнь преуспевающих людей. Особенно это касается тех, кто работает в крупных организациях или управляет ими, интересуется психологий, личностным ростом и хочет достичь в жизни больше, чем подавляющее большинство. Так кто же такой коуч? Говоря по-простому, коуч - это специалист, который помогает людям ставить себе цели и быстро добиваться их.

Термин «коуч» произошел от английского слова coach, которое в переводе означает грузовой транспорт. Это понятие иллюстрирует движение человека из одной точки в другую. Коуч помогает ученику раскрыть его скрытые способности, поверить в себя и отбросить все ненужное на пути к достижению цели. В отличие от тренера, профессиональный коуч не только дает человеку необходимую информацию и набор инструментов, но и приводит его к желаемому результату. Таким образом, коуч несет ответственность за свои действия и за конечный успех его сотрудничества с учеником.

Что такое коучинг?

Как вы уже догадались, коучинг - это способ обучения, задачей которого является достижение конкретной цели. Коучинг проводится коучем и предполагает его тесную работу с учеником. Занятия могут проводиться как «один на один», так и в группах людей, объединенных схожими целями. Несмотря на некоторые сходства с другими видами обучения (тренинги, семинары и прочее), коучинг-обучение кардинально отличается от них. На тренинге, к примеру, ученику даются определенные рекомендации, которые могут ему помочь в достижении целей. Воспользуется он ими или нет - его личное дело. На коучинге акцент делается именно на результате. Коуч помогает человеку не просто получить определенные навыки, но и научиться действовать, побороть все психологические барьеры, лень, страх и прочее.

Каких целей можно достичь с помощью коучинга?

В принципе, это могут быть абсолютно любые цели, с которыми сталкивается современный человек. Самые популярные из них:

Зачем нужен коучинг?

У многих возникает вопрос: «Неужели нельзя самостоятельно достичь своих целей?» Конечно же, можно, но на это способны далеко не все. Кроме того, даже самый целеустремленный человек на своем пути ошибается, «набивает шишки», делает лишние действия и тратит гораздо больше времени, чем мог бы. Чтобы ускорить процесс достижения цели, обращаются к коучу. Есть и такие люди, которые вовсе не способны поставить себе цель и взять за нее ответственность. При этом они хотят жить хорошо, но не понимают, как к этому прийти. Они также обращаются к коучу за помощью.

Как происходит коучинг?

Начинается все с того, что коуч оценивает текущее положение вещей. Он расспрашивает ученика о его проблемах, задачах и жизни в целом. На основе полученной информации коуч вместе с учеником определяет цели - сначала мелкие, затем более серьезные. Затем коуч прорисовывает ученику путь достижения этих целей. Остается лишь последовать рекомендациям и радоваться своим успехам. Как раз на этом этапе и возникают основные трудности. Простой тренер сказал бы, что это не его проблемы, но коуч должен довести дело до конца.

Проблема состоит в том, что многие люди, обращаясь к коучу, хотят изменить свое положение, не меняя себя. Иными словами, они думают, что, заплатив деньги за обучение, они инвестируют в свой успех. Естественно, без собственного труда ничего не выйдет. Как правило, чтобы решить проблему, нужно изменить себя, поработать над своим мировоззрением и перебороть все эмоциональные барьеры. Люди часто бросают свои затеи на полпути только потому, что эти затеи перестают вкладываться в их привычную, комфортную картину мира.

Немаловажным аспектом в процессе становления клиента является плата, которую он несет за уроки коуча. Когда человек заплатил за какую-либо гипотезу деньги, вероятность того, что он ее реализует, гораздо выше, чем если бы все было бесплатно. К примеру, увидев полезный совет в интернете, человек будет выбирать: проверить его или нет. А когда у человека возникает вопрос: «Делать или не делать?», мозг всегда пытается склонить нас к менее энергозатратному варианту. Заплатив за совет личные деньги, человек с большей вероятностью выберет активную позицию. Коуч - это тот, кто может сгенерировать полезный совет и помочь клиенту сполна раскрыть его личный потенциал.

Сессия

Период занятий с коучем называется сессией. Каждая сессия включает в себя выявление черт характера, привычек и моделей поведения человека, которые мешают ему на пути к успеху. Затем идет замена этих черт на более эффективные, актуальные и грамотные. Коучинг-обучение - это весьма трудоемкий процесс как для учителя, так и для ученика. Самое сложное, с чем сталкивается человек, - осознание того факта, что его проблемы связаны не с отсутствием знаний, а с недостатком личностных качеств. На протяжении всего коучинга ученики неуклонно испытывают дискомфорт, ведь им приходится делать что-то новое и менять свои привычки. Решить старую проблему можно только с новым подходом к ней.

Каким должен быть коуч?

Коуч в обязательном порядке должен преуспеть в том направлении, в котором он работает со своими учениками. К примеру, человек, который ничего не понимает в бизнесе, не может привести к успеху в этой сфере своего ученика.

Кроме личного успеха, коуч должен обладать рядом качеств, без которых ему в данной профессии будет очень сложно:

  • коммуникация;
  • интеллектуальное развитие;
  • желание помогать людям;
  • способность к анализу человеческого характера;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение преодолевать трудности;
  • креативное мышление;
  • оптимистический настрой;
  • активная жизненная позиция ;
  • уверенность в себе.

Часто люди, объединяющие в себе перечисленные качества, даже и не думают о том, чтобы стать коучем, и направляют свою энергию на личное развитие. И наоборот - многие, позиционируя себя как коуч, не готовы реально довести учеников до результата.

Как стать коучем?

В высших учебных заведениях не учат на коучей. Базой для этой профессии может послужить образование психолога или управленца. Существуют частные школы коучей, которые за несколько месяцев готовят людей к этой профессии. Затем при желании можно пройти дополнительное, более специализированное обучение. Но, кроме образования, как вы уже поняли, каждый коуч должен иметь свои личные достижения и быть экспертом в той или иной области жизни.

По мнению экспертов, на заре своей карьеры каждый специалист должен сам пройти коучинг. Для этого желательно найти в своем городе пример коуча с богатым опытом и воспользоваться его услугами. Это не только позволит лучше прочувствовать нюансы профессии, но и достичь того самого успеха, без которого авторитет преподавателя может оказаться под сомнением.

Коучу не обязательно иметь огромное количество дипломов, сертификатов, наград и прочих атрибутов. Главное, чтобы он умел довести ученика до результата. Если человек обладает такими навыками, он будет востребован даже без каких-либо регалий.

Сколько зарабатывают коучи?

Коуч - это творческая профессия, поэтому уровень дохода в ней может колебаться в очень широком диапазоне. Как можно догадаться, все зависит от профессионализма коуча, его опыта и популярности. Как правило, оплата труда происходит по часам. То есть за разговор с клиентом коуч берет определенную сумму, и так при каждой встрече. Час работы с коучем может стоить как 1000 рублей, так и несколько тысяч долларов. Иногда коучи трудятся на предприятиях в отделе по работе с персоналом. В таком случае они могут получать фиксированную заработную плату.

Преимущества и недостатки работы

Профессия коуча имеет такие преимущества:

  • востребованность и актуальность;
  • высокий уровень заработной платы;
  • работа интересная и творческая;
  • свободный график;
  • возможность помочь людям и получить от этого моральное удовлетворение;
  • возможность удаленной работы;
  • возможность работы «на себя»;
  • постоянный рост и развитие личных навыков.

Без недостатков здесь также не обходится:

  • профессиональным коучем может стать далеко не каждый;
  • обучение на коуча в престижном учебном центре стоит дорого;
  • после работы со сложными клиентами может возникать психологическое истощение;
  • ответственность за жизненный путь учеников.

Где можно работать коучем?

Основных способов такой деятельности три. Разберем каждый отдельно.

Частная практика . Это самый комфортный и перспективный вариант. Однако прежде чем заняться частной практикой, необходимо создать себе хорошую репутацию и обширную клиентскую базу. Плюсом такой деятельности является свобода действий. Коуч сам может выбрать, с каким клиентом работать, по какой цене предлагать свои услуги и насколько сильно загружать себя работой.

Коуч-центр . Это неплохой вариант для тех, кто только начинает свою карьеру коучинг-тренера. Компания будет предоставлять своим сотрудникам достаточное количество клиентов для нормального заработка и профессионального роста. Конечно, часть прибыли (обычно порядка 50%) коуч вынужден будет отдавать организации. Это своеобразная плата за пользование репутацией компании.

HR -отдел в крупной компании . На сегодняшний день практически в каждой крупной фирме, независимо от отрасли, есть штатные коучи, которые работают с персоналом разного звена. У таких сотрудников обычно фиксированная заработная плата, и установленный график работы.

Международная федерация

Самым значимым документом, который коуч может предъявить в доказательство своей профессиональной компетентности, является международный сертификат коуча полученный в ICF (International Coach Federation, что переводится как Международная федерация коучей). Данная организация является крупнейшим всемирным ресурсом для коучей и тех, кому нужна помощь коуча. Она была основана практически два десятка лет назад и внесла огромный вклад в развитие данной профессии.

Основные цели Международной федерации коучей:

  • Создание профессиональных кадров. Обучение коучей происходит по всему миру в представительствах федерации и учебных центрах, получивших ее аккредитацию.
  • Коммуникация между членами федерации. Постоянно проводятся встречи, конференции, расширение местных представительств.
  • Сохранение надежности и качества коучинга. С этой целью организация регулярно развивает программы для юридического обеспечения, аккредитации и регулирования работы специалистов.

Международная федерация коучей исповедует форму работы, при которой учитывается личный и профессиональный опыт клиента. Каждый из учеников рассматривается как целостная, ресурсная и творческая личность. Согласно идеологии федерации, коучи должны:

  • обнаруживать и придерживаться целей, к которым стремится клиент;
  • стимулировать его самостоятельные открытия;
  • выявлять решения и стратегии, разработанные лично клиентом;
  • всегда считать клиента надежным и ответственным.

На каждой встрече с клиентом, последний выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свои поправки в те или иные суждения. Такая модель взаимодействия приводит к повышению активности ученика и его стремлению к реальным действиям. При этом много внимания акцентируется на точке, в которой клиент находится сейчас, и той, к которой он стремится. Пройдя курс обучения в учебных заведениях, аккредитованных в ICF, коуч должен дать этическую клятву.

Заключение

Итак, сегодня вы выяснили, что коуч - это человек, который помогает другим людям быстрее достичь личного или профессионального успеха. На сегодняшний день это очень актуальная и быстроразвивающаяся профессия. Бизнес-тренер, коуч и психолог - люди, услуги которых пользуются спросом даже в самые неблагоприятные времена. Вот почему многие хотят стать коучем. Что для этого нужно сделать, мы сегодня выяснили.