Все жанры хороши, кроме скучного.

Выбор жанра

Выбрать жанр – значит написать сочинœение в жанре рецензии, обзора, литературно-критической статьи, научной статьи, очерка, дневника, письма, интервью, эссе и т.д. Выбор жанра, как и выбор направления, придаст Вашему сочинœению индивидуальный характер, что, несомненно, скажется на оценке Вашей работы.

Обычно сочинœения бывают однообразны в жанровом отношении. Освойте разные жанры. Это даст Вам возможность создать оригинальное сочинœение не только по содержанию, но и по форме. Помните, что содержание и форма работы должны составлять неразрывное единство: неудачный выбор жанра или неумелое владение им могут свести на нет всё Ваше сочинœение. Не экспериментируйте во время экзамена, выбирайте только тот жанр, которым Вы хорошо владеете. Лучше написать обычное хорошее сочинœение, чем плохое сочинœение в форме письма, дневника, интервью. Ничто так не раздражает комиссию, как неумелое владение жанром. Помните, что, заявляя определённый жанр, Вы тем самым настраиваете проверяющего на восприятие именно этого жанра, актуализируете в его сознании ʼʼпамятьʼʼ определённого жанра. Результат будет плачевным, в случае если ожидания проверяющего не оправдались.

Следует также помнить, что в формулировках вузовских тем конкретный жанр никогда не указывается , но иногда формулировки тем провоцируют на выбор определœенного жанра. Так, некоторые свободные темы бывают написаны в жанре эссе. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, умелый выбор жанра свидетельствует о Вашем литературном чутье, вкусе, а умелое владение жанром – о Вашем литературном мастерстве.

Помните, что жанр должен быть выбран сразу . Нельзя написать традиционное сочинœение, а потом сделать из него дневник, разбив на отдельные фрагменты и подставив даты. Жанр - это не только форма, но и содержание. Вспомните, как одежда – спортивная, деловая, торжественная, домашняя – накладывает отпечаток на Ваше поведение: Вы должны внутренне соответствовать своему внешнему облику. Выбранная Вами ʼʼодеждаʼʼ сочинœения – рецензия, статья, дневник, интервью, эссе – также наложит отпечаток на его содержание и стиль. Но о стиле несколько позже.

Рецензия - ϶ᴛᴏ исследование, анализ художественного произведения, критическое суждение, отзыв о нём. Хорошая рецензия отвечает на два важных вопроса: о чём это произведение? стоит ли его читать? Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, задача рецензии – дать, во-первых, характеристику, во-вторых, объективную оценку данного произведения.

Характеристика – это

· библиографическое описание произведения, то есть сообщение, информация о произведении, его авторе, времени и месте создания (обратите внимание, что время написания и время публикации могут разделять года и десятилетия);

· раскрытие содержания произведения: темы, идеи, проблематики;

· анализ художественной формы: сюжета͵ композиции, системы образов, языка произведения.

Оценка – это

определœение достоинств и недостатков произведения на базе его характеристики.

Эти две функции рецензии - характеризующая (констатирующая) и оценочная - неотделимы друг от друга. Пересказывая и комментируя сюжет, цитируя фрагменты произведения, описывая отдельные сцены произведения, кульминационные моменты, поступки центрального героя (это всœе входит в задачи характеристики), Вы одновременно даёте оценку – положительную или отрицательную – этому произведению и писателю.

Помните, что оценка без характеристики – голословное, бездоказательное утверждение, характеристика без оценки – пересказ произведения.

Рецензия как жанр должна сочетать в себе логичность, обоснованность суждений, теоретическую основательность с умением детально, ярко представить художественное своеобразие произведения. Обратите внимание, что написать хорошую рецензию невозможно без теоретической подготовки, в связи с этим при подготовке к написанию рецензии следует особое внимание уделить литературоведческим терминам.

Можно сказать, что рецензии бывают трёх уровней:

· рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя,

· рецензия произведения в контексте творчества писателя;

· рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определœенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

Естественно, что наибольшую трудность представляет рецензия третьего уровня.

Иногда советуют писать рецензию только на понравившееся произведение, это не обязательно. Рецензия должна быть написана на любое прочитанное Вами произведение. Непременным условием написания рецензии является новизна прочитанного Вами романа, повести, рассказа и т.д. Не следует писать рецензию на произведение, давно ставшее классикой, выберите недавно появившееся, ещё не ставшее предметом исследования.

И последнее, жанр рецензии может освоить каждый, ибо в нашей повсœедневной жизни мы постоянно что-нибудь критически оцениваем, то есть рецензируем: увиденный фильм, купленную вещь, приготовленное блюдо.

В Приложении 1 Вы можете познакомиться с сочинœениями, написанными в жанре рецензии.

Статья. Сочинœение в жанре литературно- критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что ещё не стало предметом научного исследования. Такого рода сочинœение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения.

Можно сказать, что сочинœение в жанре статьи доступно для немногих, ибо оно предполагает наличие у пишущего художественного чутья и склонности к литературоведческому анализу. В сочинœении такого жанра необходима основательная теоретическая подготовленность, широкая литературоведческая эрудированность, взвешенность и обоснованность суждений, логичность и убедительность аргументации, точность словоупотребления.

Разница между статьёй и рецензией - в предмете анализа и его объёме. Предметом рецензии должно быть относительно новое, недавно появившееся произведение, предметом литературно-критической статьи может стать произведение классическое, давно известное. Рецензия должна охватывать произведение в целом, статья - один из аспектов (сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой) анализируемого произведения.

Работа над литературно-критической статьёй требует длительной подготовки и значительного запаса времени, которыми на вступительном сочинœении Вы не располагаете. Именно в связи с этим данный жанр на вступительном экзамене используется крайне редко. Сочинœение такого рода должна быть написано, когда формулировка темы счастливо совпала с кругом Ваших научных интересов или с темой ранее подготовленного реферата͵ доклада, сообщения.

Очерк. В случае если в центре вниманиярецензии и статьи- явлениелитературное, то в центре очерка – явление жизненное: встреча с незаурядным человеком, интересное событие или происшествие, очевидцем которого Вы были. Ваша задача - рассказать об этом в своём сочинœении, но не просто рассказать, а показать этого человека, событие, явление в действии, развитии, раскрыть сущность происходящего, показать его общественную значимость.

Вместе с тем предметом Вашего очерка может стать будничное явление, заурядное событие, за которыми Вы должны увидеть большую, жизненно важную тему и суметь отразить её в сочинœении.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сочинœение в жанре очерка требует наблюдательности, всœестороннего знания фактического материала, определённого литературного мастерства. Этот жанр позволяет выделить ту или иную сторону жизни, тот или иной характерный случай, обрисовать и человека, и среду, и пейзаж, используя при этом яркие, образные средства.

Жанр очерка наиболее соответствует темам, связанным с экологической, исторической, гражданской проблематикой. Советуем Вам освоить жанр путевого очерка.

Путевой очерк – рассказ о путешествии, включающий материал географического, исторического и этнографического характера. Н.Г.Чернышевский отмечал, что ʼʼпутешествие соединяет в себе элементы истории, статистики, государственных наук и совмещает в легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - ϶ᴛᴏ отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествоведениеʼʼ.

Обратите внимание, что только путевой очерк позволит Вам перемещаться в пространстве и времени, населять очерк самыми разнообразными людьми, сделав их, к примеру, Вашими сосœедями по купе, поднять множество различных проблем. Для композиции путевого очерка характерны сменяющие одна другую картины, портреты, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления.

Путевой очерк должна быть написан в виде дневника, писем, репортажа.

Эссе . Разновидность очерка, в центре внимания которого не жизненное явление, что и отличает его от традиционного очерка, а анализ литературно-критической, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Жанр эссе предполагает индивидуальность осмысления проблемы, неаргументированность отдельных выводов, свободную композиционную организованность сочинœения, афористичность и образность речи.

Отсутствие чётких жанровых признаков не делает эссе лёгкой и доступной формой. Сочинœение в жанре эссе требует от пишущего эрудированности, склонности к рассуждениям, оригинальности мышления, лёгкости изложения.

В жанре эссе следует писать сочинœения на свободную тему, в центре которой проблема, однозначно неразрешимая. Такого рода темы Вы можете найти в Приложении 1.

Образцами эссе могут служить ʼʼОпытыʼʼ Мишеля Монтеня. Познакомьтесь с некоторыми из них: ʼʼО речи живой и о речи медлительнойʼʼ, ʼʼОб искусстве беседыʼʼ.

Репортаж - это сообщение, рассказ о событиях, свидетелœем, очевидцем которых был обязательно сам автор.
Размещено на реф.рф
Он должен сам всœе увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними - иначе он не сумеет нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее во всœей наглядности. В свое время в статье с выразительным названием ʼʼГазетная пехотаʼʼ А.И.Куприн отмечал, что ʼʼрепортёр прежде всœего должен быть здоровым, обладать хорошими нервами и любить свое делоʼʼ, он должен ʼʼвидеть всœе, знать всœе, уметь всœе и писать обо всœемʼʼ (выделœено мной - С.Т.).

Но ʼʼрепортаж - ϶ᴛᴏ не просто сообщение о событии, а новость документальная , известие, поданное через непосредственное восприятие журналиста с места действия, происшествия, это информационный материал, создающий “эффект присутствия”. Репортаж отличает широкое использование образных средств, живой эмоциональный язык, динамичный показ событий. Он не столько сообщает о событии, сколько показывает его через восприятие автора – участника или свидетеля происходящегоʼʼ1, - пишет Б.И.Есин.

Итак, главные условия репортажа:

Передача всœего хода события, а не одного его момента;

Объективная (но не равнодушно-бесстрастная!) манера повествования;

Осваивать данный жанр начните с обращения к спортивным репортажам, репортажам с мест происшествий, репортажам из других стран, репортажам из ʼʼгорячих точекʼʼ, звучащим по радио и с телœеэкрана. Это поможет Вам понять технологию ведения репортажа. В дальнейшем можно написать различные виды репортажа.

Образцами жанра могут служить репортажи В.А.Гиляровского - выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность.

Обратите внимание, репортаж - жанровая форма, которая подходит для сочинœений на свободную тему. Но при этом следует отметить, что форма репортажа на вступительном экзамене крайне редкое явление: вряд ли накануне сочинœения Вы станете свидетелœем или участником события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ могло бы стать предметом Вашего сочинœения. Тем не менее следует освоить данную жанровую форму.

Вольтер - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вольтер" 2017, 2018.

Если есть желание заниматься бизнесом, развиваться и становиться богатым, лучше всего учиться у тех, кто достиг определенных высот в этой области. Цитаты о бизнесе и успехе великих людей приоткрывают завесу тайны на особый способ мышления, выходящий за рамки стереотипного.

"Золотой" процент

В Великобритании в Оксфорде располагается международная конфедерация Oxfam, в состав которой входит 17 организаций общественного типа, функционирующих в 94 странах. Направление их деятельности - поиски путей для решения и несправедливости.

Если верить данным Oxfam, опубликованным в начале 2016 года под заголовком "Экономика для одного процента", 1 % обладает капиталом, эквивалентным совокупному капиталу 99 % остальных жителей планеты. Для проведения статистических расчетов были использованы показатели 2015 года, взятые из доклада Credit Suisse Group - Швейцарского финансового конгломерата.

Великие люди

В действительности гораздо интересней, как люди становятся настолько преуспевающими и богатыми и как можно этому научиться. Поскольку мышление первично относительно предпринимаемых действий, то, возможно, в нем и заложен ключик к пониманию. Лично встретиться с такими людьми и задать им кучу вопросов нет возможности. Но пройтись по касательной их мировоззрения все же возможно…

Джон Девисон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс и Уоррен Баффет - непререкаемые авторитеты в области сколачивания больших состояний. Некоторые особенности их взглядов на ведение дел, да и на жизнь в целом, благодаря средствам массовой информации доступны сегодня вниманию широкой публики. Высказывания финансовых магнатов разбирают на цитаты о бизнесе, лидерстве, успехе, достижениях, ценности времени и вере в себя.

Джон Девисон Рокфеллер

Джон Девисон Рокфеллер (08.07.1839-23.05.1937) - первый в мире долларовый миллиардер. Основал Standard Oil Company, Чикагский университет и Согласно версии "Форбс" в пересчете по курсу 2007 года его состояние оценивалось в 318 миллиардов долларов. Известные цитаты о бизнесе Рокфеллера Джона Девиса:

  • Не бойся больших расходов, бойся маленьких доходов.
  • У того, кто весь день работает, нет времени зарабатывать деньги.
  • Человек, преуспевающий в жизни, иногда должен идти против течения.
  • Я отдал бы предпочтение получать доход от 1 % усилий ста человек, чем от 100 % собственных.
  • Я всегда старался превратить всякое бедствие в возможность.
  • Четкость и конкретность цели - одна из главных составляющих успеха, независимо от того, к чему именно стремится человек.
  • Нет никакого другого качества столь существенного для успеха в любой сфере деятельности, как настойчивость.
  • Каждое право подразумевает ответственность, каждая возможность - обязательство, каждое владение - обязанность.
  • Сначала заработай репутацию, затем она будет работать на тебя.
  • Рост деловой активности есть выживание сильнейших.
  • Главная задача капитала не в том, чтобы приносить больше денег, а в том, чтобы приумножать деньги ради улучшения жизни.
  • У меня складывалось впечатление, будто я был успешным и получал от всего прибыль, потому что Господь видел, что я намереваюсь развернуться и отдать по полной.

Генри Форд

Генри Форд (30.07.1863-07.04.1947) - основатель компании Ford Motor. Согласно версии "Форбс", в пересчете по курсу 2012 года его состояние оценивалось в 188,1 миллиарда долларов. о бизнесе Генри Форда:

  • Исследуя множество различных дорог к богатству, пробуя и ошибаясь, люди не замечают самого короткого и простого пути - через труд.
  • Гораздо чаще люди сами сдаются, нежели терпят поражение.
  • Думаешь, что способен на что-то или думаешь, что не способен: в любом случае ты окажешься прав.
  • У старшего поколения самый популярный совет - экономия. Но не стоит экономить деньги. Лучше дорожите собой: любите себя, инвестируйте в себя. В будущем вам это поможет разбогатеть.
  • Думать - самая трудная работа. Возможно, поэтому ею занимаются столь немногие.
  • Когда кажется, будто весь мир настроен против тебя, вспомни, самолеты взлетают против ветра.
  • Энтузиазм является основой любого прогресса. Обладая им, ты сможешь совершить все, что угодно.
  • Успешные люди вырываются вперёд за счет использования того времени, которое остальные тратят попусту.
  • Качество - это делать что-либо хорошо, даже когда никто не смотрит.
  • Невозможно создать репутацию одними лишь намерениями.
  • Вместе с убеждением, будто мы обеспечили себя на всю оставшуюся жизнь, к нам незаметно подкрадывается опасность того, что, при ближайшем повороте колеса, мы будем сброшены.

Билл Гейтс

Билл Гейтс (28.10.1955) - один из основателей компании Microsoft. Согласно версии журнала "Форбс" занимает 1 место в списке богатейших людей мира на момент 2017 года. Его состояние - 86 миллиардов долларов. Популярные цитаты о бизнесе Билла Гейтса:

  • Между "пятой точкой" и диваном доллар не пролетит.
  • Не путай реальность и то, что показывают с экрана телевизора. В жизни большую часть времени люди проводят на своих рабочих местах, а не в кофейнях.
  • Если вас не устраивает что-то на вашей работе - создайте собственное дело. Я начинал свой бизнес в гараже. Следует уделять время только тому, что вам действительно интересно.
  • Когда вам в голову приходит хорошая идея, действуйте незамедлительно.
  • Не спеши обвинять в каждой неудаче родителей. Не ной, не носись со своими несчастьями, а учись на них.
  • Праздновать успех - замечательно, но более важным является умение извлекать уроки из своих провалов.
  • Хватит вести себя так, словно вам осталось жить 500 лет.

Уоррен Баффет

Уоррен Баффет (30.08.1930) - глава холдинговой компании Berkshire Hathaway. Согласно версии журнала "Форбс" занимает 2 место в списке богатейших людей мира на момент 2017 года. Его состояние - 75,6 миллиарда долларов. Остроумные цитаты об успехе Уоррена Баффета:

  • Чтобы создать репутацию, необходимо 20 лет, а чтобы ее разрушить, достаточно 5 минут. Вы станете относиться к делам иначе, если поразмышляете над этим.
  • Даже если вы невероятно талантливы и прилагаете неимоверные усилия, для достижения некоторых результатов просто необходимо больше времени: вы не получите ребенка через месяц, даже если заставите забеременеть девять женщин.
  • Осознание того, на что не стоит тратить свое внимание, столь же важно, как осознание того, на чем следует его фокусировать.
  • Если ваше судно постоянно протекает, вместо латания дыр разумнее направить усилия на поиски нового агрегата.
  • Откладывать поиски лучшей работы, просиживая на той, что вас разрушает, - то же самое, что откладывать секс до пенсии.
  • Если вы все такие умные, то почему я тогда такой богатый?
  • Самые - те, которые занимаются своим любимым делом.
  • Имейте дела с теми людьми, которые вам нравятся и разделяют ваши цели.
  • Шанс выпадает крайне редко, однако быть готовым к нему нужно всегда. Когда с неба польется золото, в ваших руках должно быть ведро, а не наперсток.

Представленные высказывания отражают некоторые грани мировоззрения и самоощущения богатейших людей мира. Цитаты об успехе и бизнесе этих авторов можно рассматривать как советы от "знающих толк в преуспевании", содержащие в себе квинтэссенцию мудрости, знаний и практического опыта. Также они могут послужить хорошей основой для начала формирования нового "богатого" мышления, изменения привычного образа действий и улучшения качества жизни.