В 427 году до нашей эры, в свободном городе Афины родился мальчик, получивший имя Аристокл. Однако в историю он вошел под своим прозвищем Платон. Считается, что это прозвище он получил либо за непомерно широкий лоб, либо за необъятную грудь. Постепенно в исторических документах прозвище вытеснило имя, а потому Аристокла мы знаем именно как философа Платона. Нет общего мнения и по поводу года его рождения. Некоторые историки утверждают, что Платон родился в год смерти Перикла - 429 до н.э., другие говорят, что на время этого события Платону исполнилось два года. Идут споры и о месте его рождения, но, по сравнению с его деяниями, все это не так уж и важно.

Отец Платона, Аристон, был потомком царя Кодра - мифологического правителя, который пожертвовал жизнью, вняв словам оракула о том, что в войне победит та сторона, которая потеряет своего царя. По легенде, афиняне, пораженные подвигом Кодра, решили, что достойного преемника найти не смогут, и объявили его трон вакантным навсегда. Мать Платона (по одним источникам - Погона, по другим - Периктиона) вела род от самого мудреца Солона. Выходит, что Платон унаследовал лучшее как по отцовской, так и по материнской линии. Большое количество его родственников было занято в афинской политике, и все они пророчили Платону блестящую карьеру именно на политическом поприще. Но юный философ проявил ничем не прикрытое отвращение к такой деятельности «на благо общества». Из своего знатного происхождения он почерпнул лишь одно: самое блестящее воспитание и образование, какое было доступно в Афинах тех времен.

О годах детства и юности Платона известно слишком мало, для того чтобы уверенно говорить об этом. Достоверным выглядит лишь период, начавшийся встречей Платона с Сократом. Хотя нет сомнений, что известный философ и учитель Сократ вряд ли обратил бы внимание на нерадивого ученика. Но не только ум выделял Платона среди сверстников. Он отличался в силовых и гимнастических упражнениях благодаря своей ловкости и мощному физическому сложению. Легенда гласит, что Платон даже принимал участие в публичных национальных играх - Истмийских и Пифийских. Один из учителей Платона, Драконт, отметил его выдающиеся успехи в поэзии и музыке. Платон пробовал себя в разных видах поэзии - он писал и эротическую лирику, и эпиграммы, но ближе всего будущему философу оказались драма и героический эпос. Правда, свидетельства об этом дошли до нас от Диогена Лаэрция и не подтверждены письменными источниками. Тем более что, создав большую эпическую поэму, Платон после сравнения ее с сочинениями Гомера сжег опус без сожаления. На тот момент ему было девятнадцать, и именно в этот год он встретился с Сократом, который вселил в душу юноши честолюбие высокой пробы, несоизмеримое с желанием заниматься поэзией. Немного ранее Платон ознакомился с философией Гераклита, так что семена Сократа пали на подготовленную почву.

В жизни афинского общества это было время разгара Пелопонесской войны. Афины потеряли флот, а неугомонные спартанцы блокировали город с суши. Каждый афинский гражданин считал, что должен внести свою лепту в оборону. Естественно, что не избежал этого и Платон. Он принимал участие в битвах при Делии, Танагре и Коринфе, в которых проявил находчивость и стойкость духа. Тем не менее, его биографы утверждают, что в перерывах между битвами Платон находил время для занятий философскими проблемами. До самой кончины Сократа Платон считался одним из лучших и любимейших его учеников. Известно, что он подготовил речь в защиту своего учителя, но произнести ее на судилище не смог - ярость и дикие крики толпы согнали его с трибуны. Свою привязанность и беспредельное уважение к Сократу Платон высказал в «Федоне» и «Апологии», нарисовав яркий портрет любимого учителя.

После того как Сократ добровольно выпил яд цикуты и принял смерть, Платон покинул Афины, назвав город скопищем преступников и невежд. Однако вполне возможно, что уехал он, опасаясь продолжения гонений на школу Сократа.

Сначала Платон обосновался на острове Мегары, где уже поселились некоторые ученики Сократа, а потом перебрался в Кирены. Во многом выбор был связан с тем, что в Киренах жил знаменитый геометр и математик того времени Феодор. Платон брал у него уроки и придавал этим знаниям столь большое значение, что впоследствии на воротах собственной школы велел выбить надпись, сообщавшую, что доступ сюда открыт лишь для «знающих геометрию». Хотя по некоторым данным такая же надпись существовала и раньше, на входных воротах знаменитой школы Пифагора.

После обучения в Киренах Платон отправился в Египет. Сюда съезжались путешественники со всего мира, чтобы своими глазами увидеть чудеса этой древней страны. Жрецы Египта владели огромными знаниями как в астрономии и математике, так и в других областях наук, но делиться с чужеземцами не спешили, хотя приобщиться к египетской мудрости было одним из важнейших желания философов и ученых. В Египте побывали и Пифагор, и Солон, и Геродот, и Демокрит, так что Платон шел проторенной тропой. Прожил он в Египте чуть больше трех лет. Вряд ли за это время жрецы могли допустить его к своим сакральным знаниям, да к тому же Платон и не стремился снискать их доверие из-за своей склонности к скептицизму. Так что мистицизмом он не проникся, и в поздних его сочинениях философские учения Египта практически не оставили следа. Можно смело утверждать, что пребывание Платона в Египте обогатило философа лишь знаниями в области астрономии. Правда, в сочинении «Республика» Платон говорит об удачном экономическом устройстве Египта и сословном разделении, но определяет принадлежность людей к кастам не от рождения, но сообразуясь с их наклонностями и способностями.

Период жизни Платона после Египта и до возвращения в Грецию расплывчат, а сведения о нем состоят, в основном, из легенд. Одни считали, что он отправился в Персию и в Индию, другие весьма правдоподобно заявляют, что он тайно являлся в Грецию и лишь позже открыто посетил Афины. Как бы там ни было, а в родные Афины Платон прибыл, насколько известно, уже сорокалетним, умудренным опытом и знаниями мужем. У Платона в Греции практически не было друзей, да и враги уже подзабыли его, и в 386 году до н.э. он открывает свою школу.

Школа Платона, названная Академией, расположилась недалеко от Афин и за короткое время стала не только одной из самых значимых и влиятельных философских школ Греции, но и священной Меккой для ученых и образованных людей. Несколько сот лет сюда приезжали не только римляне и греки, но и варвары - для получения знаний от преемников Платона. Философ не был женат и, соответственно, наследников у него не было, а потому Академия являлась как бы собственностью самой школы, и в разное время возглавляли ее ученики философа, всегда подчеркивая примат Платона.

В отличие от Сократа, излагавшего мысли своего учения в устной форме, Платон написал множество сочинений, используя форму диалога, как наиболее доходчивую и понятную. Считается, что именно эти сочинения - «Диалоги» - поставили Платона в ряд самых лучших писателей мировой литературы. А вот метод преподавания в своей академии Платон скопировал у Сократа. Крайне редко он читал ученикам и жаждущим знаний более-менее связную логически лекцию и куда чаще применял методику вопросов и ответов, в результате вместе со своими учениками разрабатывая положения и делая выводы. Такой подход позволял постоянно удерживать внимание учеников и вынуждал не просто слушать лектора, но и участвовать в работе, отслеживая нить рассуждений учителя. Подобный способ обучения был назван диалектическим и, хотя является изобретением Сократа, приписан Платону.

По расхожей легенде, уже вернувшись в Грецию, Платон побывал в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Страдгая. Положение учителя наследника, занятое им при дворе, подвигло Платона на достаточно несвоевременные замечания по поводу устройства и внутренней политики государя Сиракуз. Дионисий, нрав которого вполне можно сравнить с нравом Ивана Грозного, подобных вещей не терпел, и когда споры надоели ему окончательно, даже собрался казнить навязчивого философа. Спасло Платона лишь заступничество его поклонника Диона, родственника тирана. Дионисий поручил послу Спарты Поллиду, отправлявшемуся на родину, вывезти на своем корабле Платона «хотя бы куда-нибудь». Можно считать, что Платону в этой истории крупно повезло, так как Поллид попросту продал философа в рабство во время стоянки на острове Эгана. Платона выкупил за весьма существенную сумму некий Анникерид и отпустил его на волю.

Говорят также, что через двадцать лет после этой истории уже стареющему Платону пришлось вновь посетить Сиракузы. Дионисий к тому времени умер, и престол занимал его сын. Малодеятельный, неспособный к управлению из-за лени, Дионисий Младший не интересовался даже тем, что царство, созданное его отцом, начало распадаться. Платон отправился в Сиракузы с целью осуществить проект своего совершенного политического государства, думая, что найдет понимание в лице нового царя и бывшего ученика. Однако философ очень быстро обнаружил, что молодой царь не очень-то склонен следовать его советам. Платон осознал, что пытается добиться невозможного, а позже получил и явный отпор своим идеям. Начались насмешки и угрозы, и философ счел благоразумным убраться из Сиракуз.

Через шесть лет Платон вновь отправился в Сиракузы, на этот раз в надежде примирить Дионисия младшего с Дионом, однако его снова постигла неудача. К тому времени молодой правитель успел превратиться в куда большего деспота, чем его отец, и не терпел вмешательств как в дела управления, так и в свои личные. Дерзость Платона его попросту взбесила, и философ опять едва не поплатился головой за свои благие намерения. Но и на этот раз он был спасен - вмешался пифагореец-философ Архит. Платон срочно покинул Сиракузы.

Избежавший расправы философ вернулся в Афины в 360 году до нашей эры и полностью погрузился в дела Академии, беседы с учениками и углубление своих философских теорий. В результате появились на свет сочинения Платона «Законы» и труд по собственной его космологической мифологии «Тимей». Еще четырнадцать лет Платон фактически не покидал Академии, занимаясь своими сочинениями и своей школой. Он дожил до восьмидесяти лет и умер в 347 году до нашей эры, в окружении учеников.

Великий философ похоронен недалеко от Академии, в Керамике, и его гробницу демонстрировали еще долгое время спустя. Ныне место захоронения Платона утеряно.

Платон (429 — 347 г.г. до н.э.) — известный древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Первый философ, чьи сочинения сохранились не в цитатах более поздних авторов, а полностью. Настоящее имя Платона — Аристокл, родился в Афинах, происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа.

Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где в возрасте около 40 лет и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагалась в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Философские труды Платона

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) – труды «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) – были написаны: «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) – труды «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Философия Платона

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  1. вечность
  2. неизменность
  3. объективность
  4. безотносительность
  5. независимость от чувств
  6. независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Идея Блага

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона - это «благо само по себе».

В сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Вот как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины».

Диалектика Платона

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Учение о душе

В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол - ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно». В своих диалогах "Государство" и "Федр" Платон приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души.

Доказательства бессмертия души по Платону

Первое доказательство

Первое из них получило название “циклическое”

Поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей.

Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего,

сон возможен только при наличии бодрствования и т.д. Следовательно, раз есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют “сами по себе”. Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они — абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третье доказательство

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело — это часть природы, тогда как душа — часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. Силой мысли и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует диалог Сократа и Кебета в “Федоне”. Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его — смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа — бессмертна.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  1. крестьяне, ремесленники, купцы
  2. стражи
  3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, выводы. Платон:

  1. является основателем объективного идеализма;
  2. впервые подчеркивает самоценность идеального;
  3. создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;
  4. вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;
  5. рассматривает философскую проблему формирования понятий;
  6. превращает диалектику в универсальный философский метод;
  7. создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей.

Этот человек вошел в историю не только своими выдающимися философскими трудами, но и тем, что стал первым мыслителем, чьи работы дошли до нас в полном объеме. Аристокл, более знаменитый под именем Платон, был прямым учеником античного мудреца Сократа и преподавателем другого прославленного мыслителя – Аристотеля. Однако о его частной жизни известно немногим. Следует исправить эту досадную оплошность.

Великий мыслитель и философ Платон: биография зачатого непорочно

Для Древней Греции четвертый век до нашей эры начался с довольно трагических событий. Был казнен знаменитый родоначальник философии Сократ, а разгоревшийся Пелопоннесский конфликт между Афинами и Спартой поставил под угрозу все демократическое устройство государства. Как раз тогда обозначился период наивысшего расцвета греческой культуры и философии. Учения таких мэтров, как Демокрит, Анксагор, Гераклита, Пифагор, Парменид и других, создали основу выдающегося синтеза и глубоких обобщений, которыми тут же умело воспользовался наш герой.

Ключевым событием жизни этого человека можно назвать встречу со знаменитым философом Сократом. Согласно легенде, перед этим учитель видел вещий сон, будто у него на коленях сидел прекрасный лебедь. Как только мужчина пошевелился, птица расправила огромные белоснежные крылья и взмыла в облака. Вскоре преподаватель встретился со своим самым выдающимся последователем – ученым Платоном, которого считал посланником богов.

Кратко о жизни Платона-Аристокла

Отправной точкой развития стала несправедливая гибель того, кого он считал своим вторым отцом и духовным вдохновителем. Позже в сочинениях он напишет, что роковая чаша с цикутой не только оборвала жизнь Сократа, но и доказала уязвимость ученого в обществе. Тот изначально отождествлял законы Афин с абсолютной истиной, за что и поплатился. Это оказало колоссальное влияние на окончательное формирование Платона, как философа.

Он понял, что правда и справедливость не имеет никакого отношения к мнению большинства, а законы, кажущиеся такими важными и общечеловеческими, могут оказаться неправильными. В величайших сочинениях Платона постоянно упоминается Сократ, его философией и мыслями пронизано все творчество ученого. В большинстве своем труды он писал в форме диалогов, зачастую между вымышленными и историческими персонажами.

Он мечтал основать в Греции идеальное государство, которое оказалось бы примером для всего остального мира, однако это оказалось неосуществимо. После смерти своего учителя ему пришлось покинуть родные пенаты и длительное время путешествовать. Но самым выдающимся достижением мудреца можно назвать открытие учебного заведения, названного Платоновской Академией, девизом которой стало изречение «Не геометр не войдет».

Семья древнего мыслителя

Разбираясь, кто такой Платон, следует начать с мифологии, потому что достоверных данных о происхождении философа не сохранилось. Согласно легенде, Аристон, отец будущего гения, вел свой род еще от знаменитого сына Меланфа, царя Аттики – Кодра. Прославленный потомок всячески воспевал своего предка впоследствии и даже писал, что он погиб ради свободы отечества – «умер ради детей».

В супруги Аристон выбрал Периктиону, девушку, корни которой уходили к одному из «семи мудрецов» Древней Греции. Она известна своими трактатами «О гармонии в женщине» и «О мудрости», а также тем, что была родной сестрицей Крития и Хармида, которые входили в круг олигархического союза Тридцати тиранов с явно проспартанскими настроениями.

Позднеантичный историк и биограф Диоген Лаэртский пишет, что Платон был зачат непорочно, потому, скорее всего, является сыном богов. Эта теория подтверждалась еще и тем, что он появился на свет как раз тогда, когда греки празднуют день рождения Аполлона на острове Делос – седьмого таргелиона, что соответствует современному двадцать первому мая. Это могло случиться приблизительно в четыреста двадцать седьмом году, в самый разгар военных действий между Афинами и Спартой.

Интересно

Диоген Лаэртский считал, что при рождении парнишке было дано имя Аристокл, что в буквальном переводе означает «наилучшая слава». Существует легенда, будто прозвище Платон гораздо позже ему дал учитель гимнастики Аристон из Аргоса за коренастое телосложение. Происходит оно от слова plato – широкий или широкоплечий. По иным сведениям, легенда об этом имени появилась намного позже, уже в эпоху эллинизма.

В семействе было еще трое детей – мальчишки Главкон и Адимант, а также девочка Потона. Она впоследствии станет матерью еще одной известной личности – философа Спевсиппа, который после смерти дяди станет заведовать его академией. У Диогена написано, что оба брата были старшими, а вот историк Ксенофонт дает сведения, будто Главкон был гораздо младше.

Детство и юность Аристокла

Семейство, в котором родился мальчик, было не только аристократическим, но и весьма зажиточным. Ранние годы жизни Платона проходили под сенью масличных садов, где он изучал разнообразные науки, вместе с другими детьми. Первым его преподавателем стал последователь Гераклита и Протагора – Кратил. Он учил не только гуманитарным и точным наукам, но также музыке, рисованию и иным искусствам.

Мальчик старательно выполнял все задания, прилежно постигал науки, а природный талант позволил ему добиться великолепных результатов. В подростковом возрасте Платон стал писать также стихотворения и даже драмы. Но после знакомства со своим великим учителем, решил забросить литературу и отдать себя полностью философии.

Становление мировоззрения философа

Существует еще одна легенда, которая рассказывает о четырех вещах в своей жизни, за которые благодарил богов молодой ученый: что он человек, а не животное, мужчина, а не женщина, грек, а не варвар, но главное, что он афинянин и живет во времена непревзойденного Сократа. Нужно отметить, что тот сразу же разглядел в неказистом, больше похожем на борца ученике просто колоссальный потенциал и силу мысли.

Влияние на формирование мировоззрения

Приблизительно в четыреста восьмом или девятом году мыслитель Платон впервые познакомился с самым мудрым эллином в истории человечества, который и станет его главным учителем и вдохновителем, заложит в его сознание крупицы собственного понимания. Как уже упоминалось, впоследствии он так или иначе стал участником всех творений молодого философа, так как оказал на его неокрепший ум огромное влияние. Парень охотно проводил время во дворе мудреца, слушая его речи и регулярные перепалки со вздорной супругой.

Платон был в толпе студентов, когда Сократу выносили приговор, и даже предлагал, вместе с другими учениками, внести за него денежный залог. Когда же решение было окончательно принято, он слег и при последнем разговоре в темнице не присутствовал. После кончины учителя он собрал нескольких своих приятелей и отправился к Евклиду в Мегару, чтобы предаться изучению бытия и познания.

Предположительно, он побывал также у жрецов Египта и учился математике у Феодора из Кирены. В триста восемьдесят девятом он едет на Сицилию и на север Италии, где набирается мудрости у пифагорейцев, которые тоже оказали большое влияние на формирование его мировоззрения.

Лучшая страна и Платоновская Академия

Как раз в этот же период мыслитель получает приглашение на Сицилию от самого стратега-автократора (военачальника-управленца) и тирана Сиракуз Дионисия Старшего. Проникшись выдающимися философскими идеями, он решил выстроить идеальное государство. Платон с радостью отправляется туда, где «философы вместо кубка с отравой могли бы получить в свои руки все бразды правления».

Однако все сложилось далеко не так, как планировалось. Со временем правителю стало понятно, что поступки людей не соответствуют его представлениям о добродетели, а философия – далеко не лучшая наука для того, кто отвечает за судьбы темного и необразованного народа. По одной из версий, Платона изгнали из Сиракуз, а по иной – даже продали в рабство, освободиться из которого ему удалось не ранее 387-го года. Сразу же после этого он возвращается в родные Афины.

Прославленные и умные люди всегда интересовали молодых греков, потому вскоре поговорить с Платоном приходит множество народу. В саду, приблизительно в полукилометре от городских ворот, он открывает собственную Академию, которая впоследствии просуществует сотни лет после его смерти. Тем временем на Сицилии умирает старый правитель, а на его место приходит его приемник – Дионисий Младший, которого тиран Дион Сиракузский (приятель философа) уговаривает начать все сначала. Он просит Платона вернуться, чтобы все же сотворить идеальное государство. Мужчина соглашается, но снова оказывается обманутым. Пожилому человеку пришлось быстро убегать из города и с острова, чтобы снова не загреметь в колодки.

Размышления об идеальном государстве

Главное, чем известен Платон, как дипломат, это трактаты: «Политик», «Законы» и «Государство». Последнее сочинение описывает идеальное устройство, которое могло бы заменить существующее в реальности. Согласно его размышлениям, весь мир делится на две основных подкатегории – идеи и вещи. Ничто материальное не может достичь идеала, хотя и должно к нему непрестанно стремится. Он описывает основные постулаты государственности, которые не помешает рассмотреть более подробно.

  • В основе утопии Платона лежит мысль о разделении труда, откуда и вытекает теория происхождения любого государства. Оно приводит к товарообмену или товарообороту, а тот будет производиться гораздо проще, если жить рядом и сообща, большой группой. Таким образом, все базируется на сознательности и стабильности: каждый выполняет свою работу – это справедливо.
  • Классовое деление общества, согласно учению мудреца, не является чем-то неправильным. Он считает, что счастье индивида по отношению ко всеобщему благу ничтожно. Он выделяет четыре класса, в зависимости от имущественного ценза: правители, воины, ремесленники (земледельцы) и рабы.
  • Платон считал, что все должно подчиняться единой системе справедливых законов, которые смогли бы обеспечить благоденствие всего полиса. Он одним из первых высказался за то, чтобы пред его буквой были равны все сословия и классы.

На страже законности должна стоять отлаженная система правосудия, которая сможет не только поощрять, но и карать. Фактически, это можно понимать так: раз счастье индивидуума не имеет значения, значит, ради всего государства, к нему могут применяться меры воздействия – санкции и наказания.

Суть философских учений

Разобраться, каким был Платон и как протекала его жизнь, и не выяснить, в чем же заключались его основные теории, будет неразумно. Потому следует немного углубиться в его философское учение, чтобы лучше разобраться и в самом человеке.

  • В первую очередь он подает идею Блага, как наивысшего элемента процесса познания. При этом следует понимать, что оно не имеет формы и воплощения, а является благом само по себе. Ведь удовольствия приносят не только пользу, но и вред, а то, что хорошо одному, может оказаться губительным для другого. Философ уподобляет это понятие Солнцу, которое является изначальной причиной бытия.
  • Платон одним из первых высказался по поводу бессмертия души и дуализма природы человека (душа и тело). Он делит ее на три основные начала: яростное, разумное и страстное. При этом он упоминает вероятность посмертных поощрений и наказаний.
  • Познание Платон делил на то, что можно ощутить, а также другое, которое осознается исключительно при помощи разума. Чувства дают возможность видеть материальный мир, но только разум может узреть истину.

Лучшей иллюстрацией системы познания является платоновская «Притча о пещере», которую следует прочесть отдельно. Если кратко, то в ней обыгрывается тот факт, что учение не придет само собой, для его получения следует приложить усилия и большой труд.

Отношение к взглядам Платона

Практически все европейские, да и ближневосточные философы, во главе с Аристотелем, так или иначе подверглись его влиянию и разделили его видение мира. Однако особое распространение оно приобрело уже гораздо позже во времена Возрождения. Первая же монография была составлена в XVIII ученым Теннеманом. В девятнадцатом веке Фридрих Шлейермахер выдвигал мысли о единой доктрине его учения и даже сделал первый немецкий перевод древних трудов, который до наших дней считается лучшим в мире. В пятидесятых годах двадцатого века им особо интересовались Конрад Гейзер и Ганс Кремер.

Самым яростным критиком философии Платона стал знаменитый немецкий ученый Фридрих Ницше. Он называл мэтра, а также его преподавателя Сократа, «деспотическими логиками». Австрийский и британский социолог Карл Поппер тоже считал, что логика Платона утопична, а сам он первый последователь и идеолог тоталитаризма, при котором люди только «винтики», а судьбы их и жизни ничего не стоят по отношению ко всеобщему благу.

Спортивный философ

Ученый Платон никогда не забывал и о собственном теле, хотя больше заботился о душе. Он всегда придерживался режима, бегал, занимался гимнастикой. Считается, что он обладал недюжинной силой, мог бросать гири на несколько десятков метров и прыгать через высокие преграды.

Многие мыслители до и после Платона принимали участие в Олимпийских играх, к примеру, его учитель Сократ, Демосфен, Аристотель, Гиппократ и многие другие. Наш герой тоже не стал исключением. Он участвовал в соревнованиях и даже дважды брал первенство по панкратиону. Это была некая помесь борьбы и бокса, в котором требовалась не только сила, но также ловкость, гибкость, изворотливость и даже хитрость.

Смерть идеалистического теоретика

Как бы не следил человек за собственным здоровьем, приходит момент, когда организм изнашивается. Это неизбежно случится с каждым, кто родился, но смерть никогда не пугала нашего героя, ведь он искренне верил в бессмертие души. Потому планировал возродиться однажды в одном из лучших миров.

Последние годы и гибель

В 367-м году, как мы уже писали, Дионисий Младший, не без участия своего дяди, который подружился с философом еще при его отце, решил позвать ученого снова в Сиракузы. Платон, не чувствуя подвоха, согласился. Он действительно верил, что можно выстроить идеальный полис, в котором все станет совершенным. Юноша и правда терпеливо выполнял все приказы мыслителя, но в итоге ему надоело подчиняться, и он прогнал его прочь. Ко всему, он умудряется поссориться с дядей, что еще больше настраивает его против Платона.

Философ убегал из Сиракуз под покровом ночи, глотая слезы, – семидесятилетний старик не понимал, почему к нему так жесток его недавний покровитель. Спустя пять лет сумасбродный Дионисий позвал его обратно, и мудрец опять согласился и был обманут. Как раз в то время в Академию пришел Аристотель, так как он появился там во время отсутствия Платона. Согласно преданиям, все это подкосило пожилого человека, и он умер в день своего рождения в триста сорок седьмом году до нашей эры. Считается, что упокоился его прах прямиком в Академии под табличкой с именем Аристокл.

В память об античном ученом

Люди искусства никак не могли обойти стороной этого замечательного человека, благодаря которому до наших дней сохранились слова его учителя Сократа. Фреска великого художника Рафаэль Санти под названием «Афинская школа» изображает мэтра с поднятым вверх пальцем, ведь именно небо он считал источником просветления. Ансельм фон Фейербах в 1869-м году написал полотно «Пир Платона», в котором обыгрывается сюжет его одноименного диалога.

Появляется ученый многократно и в кинематографе. В 1948 году выходит кинолента под названием «Кровь, сладострастие и смерть», в семьдесят первом картина «Сократ», где имеется и наш персонаж. В две тысячи десятом вышел последний фильм под названием «Смерть Сократа», в котором тоже фигурирует философ.

Цитаты афинского философа

Выбирая из двух зол, человек всегда предпочтет меньшее большему.

Удивление и изумление является началом философии.

В любом деле главным является его начало.

Добродетель – здоровье, красота и сила, а порок – безобразие, болезнь или уродство.

Главное искусство – это арифметика.

Надежды – это сны людей, которые бодрствуют.