Каких потрясений ждут Нахичевань и Азербайджан?

Рустам Искандари

Как уже известно из СМИ, 20 декабря на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заместитель главы администрации президента АР Вахид Алиев объявил о создании в Нахичеванской автономной республике Отдельной общевойсковой армии, согласно неопубликованному указу Ильхама Алиеву. Командующим армией назначен генерал-лейтенант Керем Мустафаев . Официальной версией причин подобного новшества является то, что новая армия была создана «с целью усиления обороноспособности Нахичеванской Автономной Республики, повышения боевой подготовки частей и соединений Вооруженных сил и усовершенствования централизованного управлении».

Бакинские аналитики в большинстве своем стараются не делать однозначных выводов, многие отмалчиваются, но невооруженным глазом видна их ошеломленность столь откровенными действиями президента по усилению статуса Нахичевани без видимых на то реальных причин.

Бывший министр обороны АР, генерал-майор Дадаш Рзаев в интервью «Мусават» высказал свое мнение следующим образом: «Азербайджан находится в военном положении, и с каждой стороны имеется опасность. Создание Отдельной общевойсковой армии в Нахичеванской Автономной Республики является неслучайным. Нахичевань находится в условиях блокады, не имеется сухопутной связи с другими частями страны; ... Отдельная общевойсковая армия создана в Нахичевани для того, чтобы в случае опасности, автономная республика могла хорошо защитить наши границы». Военный эксперт Узеир Джафаров поддерживает эту мысль о блокаде и о том, что «для ее надежной защиты требовалось определенная работа».

Однако, как справедливо отмечает глава центра «Доктрина» Джасур Сумеринли , «аргументации, приведенные во время создания Особой общевойсковой армия в Нахчыване, абсурдны. Для реализации целей, вполне можно было обойтись без создания новой структуры. Потому что формат старого армейского объединения не создавал препятствий этих целей. Необходимо было всего лишь желание».

Итак, в чем истинная цель создания «Нахичеванской армии»? И почему этот шаг был предпринят именно сейчас?

Эйнулла Фатуллаев - известный ныне правительственный пропагандист - изучает в своем аналитическом материале три версии причин реформы:

1. Угроза Нахичевани;

2. «Распил бабла»;

3. Конфедерализация Азербайджана.

Первые две версии он справедливо отметает (я не стану приводить всю аргументацию Фатуллаева - статья доступна в Интернете), но останавливается на третьей.

Создание Нахичеванской армии он связывает с недавними переговорами Алиева и Саргсяна в Вене и предстоящей евразийской интеграцией АР и Армении, которая невозможна без урегулирования карабахской проблемы (автор совершенно беспочвенно (учитывая целый ряд очевидных проблем двухсторонних отношений) утверждает, что «Азербайджан фактически уладил все проблемы с Путиным, страна входит в зону геополитических интересов России и де-факто находится в союзнических отношениях с Кремлем»). Он считает увеличение самостоятельности Нахичевани опытным и демонстрационным образцом будущего статуса Карабаха. «На мой взгляд, создание отдельной Нахчыванской армии - это символическое решение, напрямую связанное с карабахским урегулированием. Если даже допустить вероятное объединение Азербайджана и Карабаха в конфедеративном государстве, то, видимо, Алиев не желает, чтобы это объединение включало в себя два равнозначных субъекта - слишком унизительный мир, поскольку это уравнивает в статусах Азербайджан и Карабах, и получится что-то вроде Боснии и Герцоговины, поэтому, возможно, решили разбавить Азербайджан и Нахчываном», - пишет Фатуллаев . Однако здесь же он отмечает: «С другой стороны, повышение государственного статуса Нахчывана - форпоста нынешней азербайджанской элиты тоже может быть рассчитано с вероятными планами на долгосрочную перспективу, и трудно предположить развитие внутриполитической ситуации, скажем, через 15 лет. Первый шаг был сделан в 2009 году, когда во время конституционной реформы Нахчыван получил статус государства - автономного государства, второй шаг - создание своей армии... Остается сделать третий - признать независимость и подписать конфедеративный договор». Именно в последней мысли и кроется главная интрига указа Алиева. Вероятнее всего, вопрос карабахского урегулирования, как это часто происходит в АР, является всего лишь фоном или даже, скорее, ширмой для проведения серьезных структурных изменений в государстве.

Статья 134 Конституции АР (вопреки утверждению Фатуллаева, эта статья не редактировалась в 2009 году (http://www.trend.az/news/politics/1442873.html)) определяет статус Нахичевани следующим образом: «Нахчыванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики». Статья 1 Конституции НАР гласит: «Нахчыванское автономное государство является демократической, правовой, светской автономной республикой в составе Азербайджанской Республики ». При этом статья 2 Конституции НАР имеет примечательную деталь: «Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский — от 16 марта 1921 года и Карсский — от 13 октября 1921 года международные договоры ». Дело в том, что ни Московский, ни Карсский договоры не содержат статей о вхождении Нахичевании в состав Азербайджана. Речь в них идет лишь о протекторате и покровительстве Азербайджана над Нахичеванью. Отсылка к этим соглашениям все годы независимости АР служила источников своего рода латентного сепаратизма нахичеванской элиты.

Известно и то, что 19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости . Верховный Совет Нахичевана обратился за помощью к ООН, Турции, Ирану и ко «всем государствам мира». В постановлении (п. 6) указывается: «Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР» . 17 ноября того же года Верховный Совет изменил название государства на Нахичеванскую Автономную Республику. Нахичевань фактически перестала принимать участие в политической жизни Азербайджана.

Вплоть до захвата власти в АР, Гейдар Алиев проводил фактически независимую от Баку политику в Нахичевани. Одним из самых показательных действий Алиева в этот период стал сепаратный мир автономной республики с Арменией, содействовавший сосредоточению армянских войск на карабахском фронте .

С приходом Алиева-старшего к власти в Баку сепаратизм Нахичевани перешел в латентную фазу, но никоим образом не угас , как это может показаться на первый взгляд. Нахичеванцы (вместе с еразами и курдами) полностью взяли власть в свои руки в АР.
Как писал в 2004 году (в газете «Монитор») тогда еще оппозиционный (не просидевший еще в тюрьме) Эйнулла Фатуллаев , «в политическом лексиконе «нахичеванец» и «алиевец» стали понятиями тождественными». В самой Нахичевани после кратковременной борьбы за правление с Намиком Гасановым, местным «ханом» стал Васиф Талыбов, близкий родственник Гейдара Алиева, который, по словам последнего, таскал ведра с водой для купания Алиева-старшего, когда тот был в опале.

Немаловажно отметить, что за время правления Талыбова из Нахичевани выехала значительная часть официально проживающих там 400.000 (по переписи 2009) людей. Вместо тюркского населения туда активно завозятся курды из Турции и Ирака - сородичи Талыбова, Алиева и многих других высших функционеров АР. Постепенно вскрываются также детали финансовой поддержки Талыбова Рабочей Партии Курдистана.Плюс к этому, в последнее время учащаются сообщения о конфликте Талыбова с бакинскими элитами.

Как уже много раз нами писалось, в том числе и на ИА REX, Нахичевань всегда рассматривалась Алиевыми не только как «колыбель династии», но и как «запасной выход»: в критический момент одним из вариантов их действий станет «откупоривание старой доброй бутылки» местного сепаратизма.

Поэтому создание отдельной «нахичеванской армии» можно уверенно связывать с возможным ожиданием властями системных потрясений, которые будут сопряжены с необходимостью «самообороны» Нахичевани . Как верно отметил Фатуллаев, до независимости Нахичевани остается один небольшой шаг.

А теперь р ассмотрим сценарии развития ситуация в случае полноценной конфедерализации АР и в случае объявления в будущем независимости Нахичевани .

Конфедерализация АР под начальством Алиевых (по формату Нахичевани) ведет к нескольким сценариям. Первый состоит в том, что в государстве могут появиться несколько новых (изначально полностью подконтрольных Алиевам) квазиобразований в виде автономий некоторых крупных коренных этносов - талышей, лезгин и др., а, следовательно, и несколько новых местных военизированных элит. В условиях криминализованности всего режима не стоит прогнозировать меньшей криминализованности местных элит, а, следовательно, местные элиты не раз предпримут попытку пустить в ход свои армии при разрешении каких-то двух- или многосторонних конфликтов. Эта ситуация может вырасти вплоть до гражданской войны с последующим крахом государства.

Впрочем, несмотря в определенном смысле на внешнюю «очевидность» такого хода развития событий в Азербайджане, который, кстати, некоторыми наблюдателями преподносится в качестве самого вероятного сценария, мы более чем убеждены в том, что Алиевы до последнего не согласятся на создание национальных автономий коренных этносов . Исходя из этого, мы исключаем такого сценария развития событий.

Взглянем на другие варианты, которые, на наш взгляд, в той или иной степени имеют большую вероятность осуществления.

Само озвучивание в СМИ информации о создание отдельной нахичеванской армии из уст двух проправительственных аналитиков - Фархада Мамедова и Заура Расулзаде , причем на не менее проильхамовском сайте haqqin.az уже вызвали подозрения у некоторых аналитиков. Ф. Мамедовым и З. Разулзаде была выдвинута версия о том, что якобы это может быть связано с «начавшимся переходом к конфедеративному устройству Азербайджана». По мнению авторов материала, «вероятно, на армяно-азербайджанских переговорах в верхах наметился определенный прорыв, и в случае, если Армения согласится на включение Нагорного Карабаха в качестве субъекта будущей азербайджанской конфедерации, то спорный субъект может получить право на создание своей армии. Не исключено, что азербайджанское руководство решило проявить добрую волю - и создание отдельной армии Нахчыванской Автономной Республики - это своего рода знак, адресованный армянской стороне, что этим правом после карабахского урегулирования может воспользоваться и карабахская сторона». То, что в дальнейщем эта версия, причем в таком же духе, нашла свое продолжение в вышеназванной «аналитике» руководителя данного сайта Э. Фатуллаева, тоже является косвенным доказательством тому, что И. Алиев с самого начала хотел «увести» читателей по ложному следу. То, что Ф. Абосзода свои комментарии по данной информации озаглавил вопросительным знаком, уверены, связано с тем, что он сразу поставил эту версию под сомнение .

Что касается армянской стороны, кажется маловероятным, если вообще не невероятным, чтобы они согласились сдать не только районы вокруг Нагорного Карабаха, но плюс к этому еще и согласились на то, чтобы Карабах вернулся в лоно азербайджанского государства.

В этом плане, думаю, было неплохо напомнить читателям слова одного авторитетного армянского генерала, сказанные им недавно: «Не Серж Саргсян освободил районы вокруг Нагорного Карабаха, чтобы он взял и подарил какого-нибудь из них Ильхаму Алиеву».

Примечательно, что сами авторитетные бакинские аналитики не верят в то, что таким образом И. Алиев готовится к разрешению Карабахского вопроса. Так, по словам депутата ММ, политолога Расима Мусабекова : «Сегодня завлечь НК в состав Азербайджана на повестке дня не стоит. Потому что армяне все формы автономии, предлагаемые Азербайджаном, отвергают. Сегодня реально рассматривается армянами только статус НК для переходного периода, при котором де-факто он не будет входить в состав Азербайджана, а де-юре этот вопрос остается открытым. Ничего другого армяне обсуждать не хотят. Они обсуждают только один вопрос: независимость Нагорного Карабаха. Когда мы им говорим о примере швейцарских кантонов или Олланда, они говорят о примере Андорры. Поэтому найти формулу, чтобы Азербайджан и Армения нашли взаимоприемлемое решение, не удается».

По мнению политолога Арифа Юнуса , возможно здесь присутствует элемент переговорного процесса по Нагорному Карабаху, но вряд ли нахичеванский пример станет привлекательным для карабахских армян. «Нахчыван - это отдельный вопрос, Карабах - отдельный. Это совершенно разные вещи. Я также не думаю, что власти Азербайджана серьезно рассматривают вопрос конфедеративного устройства страны», - сказал он.

Второй сценарий конфедерализации АР предполагает, что Алиев, предчувствующий скорое отстранение от власти, возможно, желает подготовить почву для переговоров с будущими властями страны и с их согласия пойти на меньшее из зол - стать санджакбейем Нахичевани, номинально подчиняющимся центральным властям. В случае, если это не удастся сделать, то он сможет воспользоваться хитросплетением юридического статуса Нахичевании объявить о ее независимости и выходе из состава Азербайджана.

В таком случае, новые бакинские власти будут иметь мало шансов на начало военных действий с эксклавной Нахичеванью. Как отмечает выше упомянутый Дадаш Рзаев , в Отдельную общевойсковую (Нахичеванскую) армию направляются лучшая в стране техника и специалисты. К тому же военные контингенты в Нахичевани уже давно проходят обучение под управлением турецких военных экспертов по всем критериям НАТО. Более того, нет сомнения в том, что Алиев первым делом подпишет по примеру отца - сепаратный мир с Арменией и, вероятно, попытается подтолкнуть ее к совместным военным действиям против Баку.

Как мы ранее отмечали, одним из сценариев объявления независимости может стать то, что Алиев специально запустит крах АР и появление на его обломках новых государств. Это создаст удобный для него политический фон отделения Нахичевани.

В случае такого сценария развития событий, основной проблемой для Ильхама Алиева станет внешняя легитимизация его действий - признание и поддержка региональных и глобальных акторов. Рассмотрим возможные варианты внешней поддержки.

Запад. Как известно, единственной поддержкой Алиевых со стороны Запада являлись нефтяные богатства Баку, которые силой были захвачены режимом. С потерей этого переговорного аргумента, Алиевы теряют всякий интерес для Запада в качестве партнера.

Турция . Узеир Джафаров сообщил в своем интервью Turan, что еще несколько лет назад Турция выступила с предложением создать подобное военное соединение в Нахичевани. Интересно и то, что на днях, перед объявлением о создании «Нахичеванской армии» в Баку побывали высокопоставленные функционеры Вооруженных сил Турции, которые провели переговоры и консультации со своими азербайджанскими коллегами.

Такой ход событий не может не вызывать сопутствующие выводы. Напомним, что еще в 2010 г. министр иностранных дел Турция после своей встречи с Васифым Талыбовым в Анкаре заявил, что «Турция проявляла активное участие в будущем Нахичевани и будет продолжать это делать».

В ответ на вопрос о Карском договоре, он отметил, что нет никаких сомнений по поводу юридической силы договора. «Турция - гарант статуса Нахичевани - это очевидно», - сказал Давутоглу. «Безопасность и благополучие Нахичевани - это наша безопасность и благополучие». Мало того, что Турция подготавливает военные кадры Нахичевани, она фактически превратила этот регион - по примеру Аджарии - в одну из собственных провинций. Вывод Нахичевани из-под подчинения Баку может рассматриваться Анкарой как промежуточный шаг по включению этой области в состав своей территории. В случае если будет запущен механизм краха АР (под протекторатом которого должна была находиться Нахичевань, согласно упомянутым договорам), задача Турции станет еще более простой.

Но, с другой стороны, весьма сомнительно, что Турция будет рада видеть во главе Нахичевании Алиева или кого-то из его подопечных. На фоне сильно испорченных личных отношений между властями АР и Турции, сомнительно, чтобы турки продолжали - в отсутствие уже нефтяного пряника - терпеть спонсирование Алиевыми строительства будущего Курдистана.

К тому же, если Нахичевань в будущем полноценно переориентируется на построение очага курдской государственности, еще одно курдское квазигособразование (или полноценное государство) на собственной границе вряд ли обрадует Анкару.

Мало того, надо иметь в виду и то, что никто еще не может спрогнозировать ход событий в самой Турции, ситуацию в которой посол США в Анкаре охарактеризовал как «крах целой империи». Что будет, например, если этот «коррупционный скандал» приведет к новой «турецкой весне»? А может создание Нахичеванской армии связано с тем, чтобы быть готовым именно к возможным потрясениям в Турции? Это - одна сторона данного вопроса. Но есть и другая сторона. Как станет реагировать на возможные потрясения в Турции руководство Ирана, которому исторически принадлежала Нахичевань? Наконец, никто еще не может предвидеть, как будут развиваться события в регионе, если «курдский джинн» будет заброшен в Иран, где проживают несколько миллионов курдов? Исходя из этого, попытаемся рассмотреть «Нахичеванское начало» И. Алиева с точки зрения развития событий на «курдском фланге».

Если учитывать то, в каких именно условиях И. Алиев пошел на такой шаг (известные события в Турции и пр.), то, нам кажется, было бы правильно искать ответ на этот вопрос на границе Нахичевани с Турцией и Ираном , где в течение последнего времени «курдский джинн» блуждает над терриориями некоторых государств Ближнего Востока. Вполне возможно, что на фоне ожидаемых в Турции в связи с набирающим ход коррупционным скандалом внутренних потрясений, И. Алиев готовится к «геополитическому эндшпилю» разрешения курдского вопроса . Учитывая, что это будет касаться интересов Турции и Ирана, то укрепление боевой мощи нахичеванской армии представляется более логичным и правдоподобным.

Предполагаемый Курдистан. Несмотря на то, что большинство экспертов сходиться во мнении, что создание Курдистана является неизбежным, мало кто говорит о формате будущего государства. Как известно, на тех территориях, на которые претендуют курды, живут как носители сильно отличающихся друг от друга (вплоть до отсутствия взаимопонимания) диалектов курдского языка (курманджи, сорани, леки (фейли), келхури), на каждом из которых плодотворно создается литература (особенно - на курманджи и сорани), так и других языков, называемых курдами, «курдскими диалектами» - например, зазаи и горани. Кроме того, силен и спектр распределения курдов по их религиозным убеждениям - от различных шиитских сект и суннитских тарикатов вплоть до языческих верований (например, езиды).

Стоить добавить, что в среде курдов, несмотря на происходившие в ХХ веке изменения, сохраняется сильная племенная идентичность. В предполагаемом Курдистане будет, вероятно (кстати, подобных примеров полно в других странах) сильна идентификация по государствам, от которых откололась та или иная часть Курдистана: турецкие курды, иракские курды, сирийские курды и т.д.

Немаловажным является и факт наличия реальной разобщенности курдского политикума в связи с сильной амбициозностью различных курдских лидеров .

Таким образом, весьма сомнительно, чтобы построение унитарного курдского государства - если будет претворяться именно такая модель его устройства - пройдет спокойно и безболезненно как для самих курдов, так и для их ближайших соседей. Вполне, вероятно, что хотя бы на первом этапе будет сформировано некое федеративное/конфедеративное объединение, которое в будущем должно будет слиться в единое государство.

На этом фоне можно говорить о том, что Алиев и его ближайшее окружение, долгие годы импортирующее курдов в АР, в том числе и в НАР, предпримут попытку стать частью федеративного Курдистана, а до его полноценного формирования войти в состав - условно - лиги курдских квазигосударств. Сложностью здесь является то, что подобная тенденциозность вполне может не устроить глобальных акторов, не говоря уже о Турции и Иране. В этом случае курды скорее предпочтут повременить со своими закавказскими абмициями (а они, безусловно, есть) и не будут рисковать «синицами в руках» ради Алиевской Нахичевани, вступая в конфронтацию, в первую очередь, с соседями.

Иран . ИРИ, разочарованная в Алиеве-старшем, который фактически обвел их вокруг пальца, вряд ли устремится на помощь Алиеву-младшему, который в этом плане мало чем отстает от своего отца. Хоть ИРИ и заинтересован в крахе антииранского режима в АР, а часть иранской элиты - и самой Азербайджанской Республики, т.к. это стало бы сильным ударом по сепаратизму части тюркских активистов внутри Ирана, она вряд ли согласится с тем, что здесь появится новый тенденциозный региональный актор.

Тем более, что на него будет претендовать Турция или Курдистан (а при некоторых обстоятельствах - совместное образование турков и курдов). Нельзя отбрасывать вариант того, что Иран при определенных условиях поддержит претензии Армении на Нахичевань, ведь исторически так сложилось, что в этой области с разных времен проживали армяне, выселенные в течение ХХ века, вытесняемые ныне тюрки, курды, численность которых здесь последовательно увеличивается, а на юге, в Джульфийском и Ордубадском районах - азари-талышские этносы (килитцы, котамцы и пр. потомки местного мидийского населения), ныне полностью тюркизированные.

Нахичевань может стать еще одним плацдармом для экспорта нестабильности в сам Иран. Мы ранее останавливались более подробно на этой ситуации, поэтому ограничимся краткой характеристикой ситуации: продолжающее становление курдского квазигосударства в Ираке, ожидаемое разрешение «курдского вопроса» в Турции, вероятное юридическое оформление де-факто появившегося курдского квазигосударства в Сирии высвобождает значительные курдское военные ресурсы. Учитывая начавшееся сближение Ирана и Запада, стоит также ожидать, что Запад потребует от ИРИ демократизации, в том числе, и в области «национальных прав и свобод». Сомнительно, чтобы нынешние власти ИРИ это легко приняли. Но вполне возможно, что это будет принято уже после Али Хаменеи, сообщения о смертельной болезни которого в последние годы только учащаются.

Таким образом, появятся параллельные движения - военное и мирное - за предоставление иранским народам, в первую очередь, курдам различных национальных прав и свобод, в том числе, и права на самоопределение (хотя бы в рамках самого Ирана). Нахичевань, огибающая на севере Иранский Курдистан, в этом случае действительно будет одним из стратегических плацдармов для военных действий курдских боевиков против Ирана.

Россия. Судя по всему, Россию устраивает роль «внешнего наблюдателя» в нынешних, да и в предстоящих событиях в регионе, и, вероятно, не стоит ожидать ее активного включения в эти процессы, в крайнем случае, как кажется, в начале ожидаемого «цунами». Можно только строить догадки, каким именно может быть «подключение» России в последующих этапах развития ситуации. Но все-таки безусловном является и то, что Россию вряд ли до конца будет устраивать роль пассивного наблюдателя, если принять во внимание то, что с известных времен этот регион входит в сферы интересов этого государства, не говоря уже о том, что Гюлистанский и Тюрменчайский мирные договора никто еще не отменял. А ведь согласно им, все эти земли в течение последних почти 200 лет принадлежали непосредственно России.

Итак, подготавливая себе «уютную лагуну» в условиях приблежающегося геополитического шторма и желая вписаться в новую мозайку региона, Ильхам Алиев, судя по всему, рискует не только оказаться в самой гуще новых потрясений, но и стать одной из «спичек» будущего регионального пожара. А значит, «спичке» придется «догореть» до самого конца.

Мавзолей в селении Карабаглар, в окрестностях исторически значимого города Нахичевань, был построен в первой половине XIV века. Изначально он носил имя женщины Годай Хатун, но сейчас это название используется редко. По непроверенным данным, она была женой местного Абага хана. Ее склеп находится на нижнем ярусе мавзолея, куда можно попасть через открытый вход. Внутри посетителей встречает зал с четырьмя полусводами, расположенными крестом.

В данный момент мавзолей частично разрушен, но все так же сохраняет свою изначальную форму. Это двенадцатигранный цилиндр, поставленный на восьмигранный постамент из белого камня, добытого и обтесанного здесь же. Высота башни достигает 30 метров. Внутри она круглая. В башню ведут четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Внутренний декор башни представлен гладкими зелеными изразцами и надписями из Корана.

Кроме непосредственно самого мавзолея, внимания заслуживают два древних 20-метровых минарета, объединенных с гробницей в единый комплекс. Их постройка датируется XII веком. Минареты сложены из красноватого кирпича и имеют круглые башенки, в основании завершающиеся цилиндром. Снаружи башенки облицованы мелкими зелеными изразцами, что хорошо рифмуется с облицовкой мавзолея.

Мавзолей Момине хатун

Мавзолей Момине-Хатун – одна из поистине царских гробниц, возведенных в «Ноевом» городе Нахичевань в Азербайджане. Эта архитектурная памятка венчает могилу матери местного правителя, атабека (такой титул они носили). Мавзолей был построен еще в 1186 году по проекту архитектора Аджеми ибн Абубекр Нахчивани. Изначально он достигал 34 метров в высоту, из которых до наших дней дошли только 25. Когда-то выше простирался огромный купол в форме шатра, но история нам его не сохранила.

Особенного внимания достоин декор мавзолея. Его экстерьер украшают орнаменты сложных геометрических форм, и неизменные для азербайджанских мавзолеев и мечетей надписей цитат из Корана. У мавзолея много граней, выполненных в форме ниш. Каждая из них украшена мастерской резьбой в форме куфических арабских надписей. Верх мавзолея, за неимением купола, украшает сталактитовая композиция.

Внутри мавзолей круглый. Весь интерьер состоит из четырех медальонов с неизменными надписями и орнаментами. Где-то под всем этим великолепием находится могила «владелицы» мавзолея, Момине-Хатун, но к ней не существует никакого доступа.

А какие достопримечательности Нахичевани вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Мавзолей Ноя

Мавзолей Ноя – центральная достопримечательность и главная святыня азербайджанского города Нахичевань. Да, речь идет именно о том Ное, который преодолевал Потоп на своем Ковчеге! Легенда гласит, что именно в этом месте он высадился на сушу, здесь и был похоронен, а над его могилой была построена гробница, а потом и целый мавзолей.

Самую древнюю часть постройки относят примерно к 1500 году до н.э. Это все, что сохранилось от древнего сооружения – нижняя часть храма и собственно склеп. Спуститься в него можно по каменной лестнице, чтобы приобщиться к одной из величайших загадок христианской религии. Говорят, что там, под каменным столпом, спят мощи Ноя, а его сестра похоронена в этом же городе, но севернее.

Сейчас мавзолей качественно реконструирован, многие элементы пришлось строить буквально с нуля. Решение о реставрации было принято правительством только в 2006 году. Вообще весь город Нахичевань наполнен памятками о Ное и той древней эпохе. Поэтому если поискать, можно найти еще много легендарных мест, связанных с именем великого пророка, его Ковчега и его семьи, якобы основавшей город и восстановившей род людской.

Худаферинские мосты – уникальное древнее сооружение, относящееся к XII-XIII вв. Точных данных не существует, поэтому историки называют время постройки приблизительно. Эти инженерные памятники соединяют южный и северный берега реки Аракс в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Переправа находится как раз между селениями Худаферин (в честь которого названы мосты) и Кумлак.

Иранский историк Хамдаллах Казвини в своих записях упоминает, что первый из мостов, «большой», был построен в 636 г., но эта дата является маловероятной. В данный момент этот мост по-прежнему функционирует и дает возможность пересечь реку Аракс. Древние арабы при его строительстве использовали речной булыжник и обожжённый кирпич квадратной формы. Мостовые устои возводить искусственно не пришлось – природа сама обо всем позаботилась. Таким образом мост опирается на естественные выходы скалы. Из-за этого его форма не идеально прямая. Длина «большого» моста составляет 200 метров, ширина – 4.5 метра. Он возвышается над водой на 10 метров.

Малый мост построен позже, в XIII веке, для быстрой переправы большого количества людей с одного берега на другой. Его длина составляла 130 метров, ширина – 6 метров. В данный момент мост разрушен.

Крепость Алинджакала

Алинджакала – это крепость, которая когда-то играла роль одного из самых мощных и надежных оборонительных сооружений. Она расположена в Азербайджане, на вершине горы Алинджа, западнее от села Ханега, около города Джульфа, на правобережье реки Алинджа.

Крепость также называют Алинджа или Алинджа-кала. Находится на границе армянских провинций Васпуракан и Сюник. Если верить армянским авторам, это одно из самых древних поселений в Армении и одна из самых известных резиденций, в которой обитали князья Орбеляны. Со временем сооружение принадлежало тюркской династии Ильдегизидов.

Во времена нашествия войск Тамерлана захватчикам оказали самое стойкое сопротивление именно защитники крепости Алинджакала.

Внутри крепости находится большое количество оборонительных, гидротехнических, дворцовых и жилых сооружений, которые заняли вершину и склоны горы. От подножия горы и к самой вершине тянутся прочные ряды каменных стен в несколько линий. Бассейны-цистерны, собирающие талую и дождевую воду, были укрыты в тени. Когда-то в этой крепости хранилась самая главная казна сельджукских Атабеков.

Гора Алинджа

В Азербайджане расположена горная вершина под названием Алинджа, или, как ее еще называют, Алинджа-Даг. Она находится на юго-западе Зангезурского хребта, в Нахичеванской Автономной Республике на территории Джульфинского района, на правобережье реки Алинджачай.

Ее абсолютная высота колеблется в пределах от 1 810 до 1 821,4 метров над уровнем моря. В юго-восточной части склона находится село Ханага, а на вершине Алинджа-Дага – крепость Алинджакала, времен Средневековья.

Гора сложена лакколитами, на ней практически отсутствует всяческая растительность, кроме травы. С вершины открывается великолепный пейзаж на соседние горы.

Гробница Юсифа ибн Кусейра

Гробница Юсифа ибн Кусейра считается одним из самых старых памятников Нахичевани - легендарного города, связанного с Ноем и его Ковчегом. Время постройки мавзолея датируют 1161-1162 годами, о чем гласит надпись над входом. Гробницу создал архитектор Аджеми ибн Абубекр Нахчивани - автор многих других знаменитых исторических памятников и гробниц Нахичевани.

Мавзолей имеет сравнительно небольшие размеры и выполнен из обожженного кирпича разных оттенков. Гробница Юсифа ибн Кусейра имеет восемь граней, сделанных абсолютно одинаковыми, не считая грани со входом в мавзолей. Внешне здание увенчано шатром пирамидальной формы, что часто встречалось у такого типа построек. Вверху сделана надпись из Корана.

Внутри гробница также имеет традиционное деление на верхнюю, «официальную» часть, и нижний ярус самого склепа. Потолок выполнен в виде сферического купола. Примечательно, что не только основание, но и весь необычный декор здания выполнен из кирпичных кусочков. Так, плоскости внешних граней облицованы кирпичными плитами, чья толщина превышает 10 сантиметров. Плиты созданы из осколков кирпичей, образующих геометрический орнамент. Также неким острым инструментом на поверхности не до конца застывшего раствора зодчие нацарапали растительный орнамент.

Самые популярные достопримечательности в Нахичевани с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Нахичевани на нашем сайте.

Нахиджеван -Исконно Армянская земля,под оккупацией закавказских татар(1923-азербайджана)


Флаг Нахиджевана

Административное деление нахиджевана

Нахиджеван-Руки прочь от нахиджевана

История Нахиджевана

Нахичеван — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахичеван» — арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Краткая хроника

Нахичевани, относятся к эпохе неолита(9500 лет до н. э).

Айастан

Айаса

Аррата

Torgom(2570-2507)

Айаса(Hayasa) (2492 г. - 331 г. до н. э.)

История Нахиджевана(Нахичеван)-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова.«Нахичеван» — арм. → «Нах» Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.— первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает обэтническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского«Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принесязатем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют„местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монахМесроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана,после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении:

590 г. до н. э. — в составе Арарата(на ассирийском Урарту)

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα.

Тигран II -140 год до н. э. — 55 год до н. э.

Столицы Арташат, с ок. 200 Вагаршапат, с 338 Двин

Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван (арм.Նախիջևան).

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В составе Великой Армении

C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянамиземель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составеАрмении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары(уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственнымигофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мыслио необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, гдепроповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоцаназвание Месропаван.

В VI—IV вв. до н. э. город — в составе персидской сатрапии «Армения».

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении,после в составе провинции Армения Арабского Халифата.

590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения»,В составе Великой Армении. C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В 623 году временно отошел к Византии, в
середине VII века завоеван арабами.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Хармпредставителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)




В VIII векенаселение этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

Анийское царство Багратидов


В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. о владения князю Сюника. В 902 г.

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.



Анийское царство Багратидов

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


Смбат передал его владетелюВаспуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этогоНахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районеНахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна(XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, наканунемонгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям.
После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.



Сельджуки, монголы, Тимур



Сельджуки, монголы, ТимурВ 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства.
Династия Закарян (Еркарабазук, Мхаргрдзели) (1196 - 1261)

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»Оттеснение армянского населения тюрками.Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору

В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.),сохранили свое значение и после тюркского завоевания.Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века).

Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетившийНахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства ивеличайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсотармянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов.

Оттеснение армянского населения тюркамиУже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлымтюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как имусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что«Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменскиекочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

Эпоха персидско-турецких войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных

путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.В составе Персии. Нахичеванское ханство.Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели

Эпоха персидско-турецких войн.

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизонгорода Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе сжителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци,поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинныебороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержатьрегион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (какармянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню]благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана былоугнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенныйпреимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга(Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе сосвященниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород,существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли припереселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионовавыделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванныхпутей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительныхработах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться вНахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивалрезню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидскихвойн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе Персии. Нахичеванское ханство.

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий крайи называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городеКарабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описываягород Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборныхмечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В конце XVIIIначале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. 26 июня 1827 без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г.

Вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и cогласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеваньское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в

результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат - Ордубадского. По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахичеваньского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением

Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое

переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.Погром армян в Нахичевани 1905—1906 Вандализм азербайджанцoв 1905—1906

С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркскоенаселение. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовоепереселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения,лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российскийпосол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичудать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %,«адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.

Побывал в одном из самых малопосещаемых туристами регионов бывшего Советского Союза - Нахичеванской Автономной Республике. Это эксклав Азербайджана. Географически Нахичевань отделена от остальной части Азербайджана территорией Армении и сейчас граница между странами полностью закрыта. Попасть из Баку в Нахичевань по земле можно только через Иран. Или через Грузию и Турцию (но это очень долго). Я проехал Нахичевань транзитом из турецкого города Ыгдыр в иранский Тебриз с остановкой на ночь. Давно я не получал столько внимания к свой скромной персоне от официальных лиц. Про нахичеванскую границу я немножко почитал в инете, туристов туда ездит очень мало, т.ч. каждый вызывает неподдельный интерес. Некоторых путешественников подозревают в шпионаже, поэтому обыски и длительные допросы не редкость. Впрочем, по порядку.

Новый год я отметил в турецком городе Ыгдыр. Достопримечательностей в нем, кроме двух букв "ы" в названии, нет. А еще это ближайший город к священной армянской горе Арарат. Большую часть времени из любой точки города на нее открываются шикарные виды. Но не 1 января 2016 года. Снег валил всю ночь и всё утро. Засыпало совершенно все. Автобус в Нахичевань, к счастью, не отменили. Все пассажиры автобуса были либо азербайджанцы, либо турки - я был единственным иностранцем. Я разговорился с одним азербайджанцем, который хорошо говорил по-русски. Слово за слово и он пригласил меня переночевать у него дома. Особо долго я не раздумывал, всё лучше, чем в гостинице.

На турецкой границе построен огромный пограничный пункт. При этом совершенно пустой сейчас. Куча парковок, мест для досмотра, много помещений. Похоже, что построено это впрок - неужели они ожидают настолько большого увеличения пограничного движения? И почему через Нахичевань, которая имеет вторую открытую границу только с Ираном, при этом у Турции есть своя граница с Ираном, и пограничный пункт буквально в 50 км. Азербайджанцы тоже много чего строят у себя на границе, но пока что не достроили еще. Моя "легенда" (она же правда) - транзит из Турции в Иран, вполне укладывалась в мировосприятие пограничников. Опять же у меня и виза иранская была, поэтому мне задали всего десяток вопросов (на русском) и даже не досматривали. Потом подошел бравый офицер, который желал потренировать свой английский и задал те же примерно вопросы. Я получил свой штамп и "добро пожаловать".

В Нахичевани я поехал к своему новому знакомому из автобуса. Жил он недалеко от центра в частном секторе. Не успели мы приехать и зайти в дом, как он на улице имел беседу с кем-то, я подумал сначала - соседи его. Ан нет. Он сказал, что это местная гос.безопасность с автовокзала следила за мной - куда это я намылился. Вероятно, моего гостеприимного хозяина предупредили, что теперь он несет ответственность за непутевого туриста, которого приютил. Мужик всю дорогу мечтал выпить, похоже, что он меня как собутыльника и позвал. Правда, я его сразу предупредил, что временно не пью, но вероятно не убедил - "пиво-то немножко выпьешь". После беседы с местным КГБ пить со мной он передумал. Впрочем, все равно мы весьма душевно пообщались.

С утра меня под конвоем (разумеется под предлогом "я тебе сейчас все покажу") повели смотреть город. И тут ему позвонили и срочно вызвали на работу на водоканал, из-за морозов что-то там прорвало. Меня он хотел было посадить в такси до границы, но я отказался, сказал что хочу город немножко посмотреть. Этот факт часто удивляет местных жителей во многих местах, не только в Нахичевани. Дескать достопримечательностей у нас нет. Пришлось ему звонить куда-то и сообщить о моем непутевом поведении. Появился "родственник", как мне его представили, который мне сейчас все в городе покажет. Мне честно говоря было пофиг, военные укрепления я не собирался все равно фотографировать. К сожалению, "родственник" не говорил по-русски, и этот факт его тоже огорчал, т.ч. минут через 10 и пару звонков куда-то, появился "друг", который случайно тут прогуливался и тоже не прочь показать мне город. На русском "друг" говорил весьма прилично, к тому же знал еще и английский и французский. Вообще классный чувак оказался, интересный собеседник. И как гид не плох:)

Осмотрев Нахичевань, меня посадили на такси в сторону иранской границы, в приграничный город Джульфа. Автобусов туда не ходит, но таксисты собирают по 4 человека в машину и везут за пару долларов в Джульфу. Таксисту тоже наказали следить за мной, пару раз звонили по дороге, проверяли, как я там. Таксист передал меня на руки одному из своих пассажиров, который как раз в Иран ехал, с наказом провести через границу и довезти до Тебриза. Что в общем и случилось. Я бы, конечно, и сам справился, но не так шустро. А тут все получилось совсем просто - и на границе у меня был личный переводчик и деньги мне поменяли по отличному курсу и в такси до Тебриза взяли совсем небольшую сумму. Всё как для местных.

Приезжайте в Нахичевань! Индивидуальное внимание - каждому путешественнику:) У меня правда было почему-то чувство, что я мешок с картошкой, который все время куда-то тащат. Главное дотащить до забора, перекинуть и дальше уже не наша проблема.
Но всё что я хотел - я увидел и лишнего времени не потерял. Фотографий пока не будет - инет совсем дохлый сейчас.