ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, система взаимосвязанных социально-политических, нормативно-правовых, экономических, идеологических, информационно-психологических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах создания и развития его военной организации. Единственным институтом, обладающим легитимным правом на военное строительство, является государство, чью монополию на создание военных и военизированных структур закрепляет современное международное право. Основные цели, задачи и программы военное строительства определяются военной политикой и военной доктриной государства, обусловливаются уровнем развития его производительных сил и состоянием экономики, состоянием и тенденциями развития военно-политической обстановки в мире и регионе, характером возможных войн и вооружённых конфликтов. Существенное влияние на военное строительство оказывают географические положение государства, его принадлежность к тем или иным военно-политическим союзам (блокам), соответствующее разделение задач в них. Основными составляющими военного строительства являются: строительство вооружённых сил (ВС); развитие и функционирование военно-промышленного комплекса государства; распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны страны; создание запасов материальных ценностей, государственных и мобилизационных резервов и др. Большое значение в военном строительстве отводится развитию военной науки, подготовке территории государства к обороне, созданию инфраструктур системы управления и транспортной системы, гражданской обороне, военной подготовке населения, военному сотрудничеству. Военное строительство ведётся в мирное и военное время по специальным планам; корректируется с изменением политических целей и военно-политической обстановки в мире.

Военное строительство появилось с возникновением государственности. Превращение военной деятельности в относительно самостоятельный вид занятий было обусловлено углубляющейся социальной дифференциацией общества, появлением и совершенствованием отличных от орудий производства средств вооруженной борьбы - оружия. С развитием экономики возрастали материальные возможности государства, увеличивались численность армий, размах военных действий и длительность войн. По мере усложнения военного дела, особенно с появлением массовых армий (18-19 века), военное строительство распространяется на все стороны государственного строительства, обретает связь со всеми сферами жизни общества. Окончание «холодной войны», ослабление угрозы широкомасштабной войны и увеличение числа локальных войн и военных конфликтов в конце 20 - начале 21 века вызвали к жизни новые направления в военном строительстве - формирование и подготовку воинских контингентов, предназначенных для миротворческих операций, в том числе по принуждению к миру силой. На каждом историческом этапе различные государства ведут военное строительство соответственно политике, экономическим, демографическим, научно-техническим и другим возможностям страны и особенностям её геополитического положения (например, США ведут военное строительство, позволяющее реализовывать политику мировой сверхдержавы: высокомобильные ВС, укомплектованные добровольцами-профессионалами; сеть военных баз по всему миру; участие в многочисленных военно-политических блоках и союзах и пр.). Задачи, содержание и формы военного строительства в Российской Федерации определены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (1997), «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и др., а также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000), Военной доктрине Российской Федерации (2000), Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (2001), Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 (2002), Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу (2003) и других нормативно-правовых документах. Основным содержанием военного строительства в Российской Федерации является поддержание военной мощи государства и боевой способности его ВС на уровне, обеспечивающем военную безопасность государства.

Лит.: Международная безопасность и обороноспособность государств. М., 1998; Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-теоретический труд / Под редакцией А. В. Квашнина. М., 2002.

Проезжая мимо Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, я обратил внимание на то, что новый комплекс зданий строит частная фирма. Как будто нет у нас в стране военно-строительных организаций. Вообще-то, кроме Спецстроя России, их теперь и не остается. За годы реформ были приватизированы Главное военно-строительное управление, Главное военно-строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»), Главное управление строительной промышленности Минобороны. До последнего времени держался только ГУСС (Главное управление специального строительства), которое переименовывали то в Управление обустройства войск (УОВ), то в Главное управление обустройства войск. В настоящее время бывший ГУСС также решено акционировать, а те его подразделения, которые вели работы на объектах, подобных космодрому Плесецк и выполняли другие ответственные задания, передаются в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Слава Богу, что оно существует и развивается, а то вообще оборонное строительство могло бы попросту загнуться.

В настоящее время расформирован также штаб военных строек – Центральное оргплановое управление (ЦОПУ).

Как мы пришли к тому, что мощнейший военно-строительный комплекс был фактически ликвидирован?!

С 1987 года началось оплевывание в средствах массовой информации военно-строительных частей. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия». В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже журнал «Советский воин». С 1989 года менее боевитыми стали выступления «Красной звезды» в защиту военных строителей. Да еще гнусное произведение Каледина «Стройбат». Прочитаешь такие материалы и ужаснешься: издеваются над людьми, выполняют мол, они ненужную совершенно для армии работу. Да и ни в одной стране нет таких формирований. Хулители военного строительства будто бы и не ведали, что военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало (вплоть до сводок погоды и такси), считали, что строительство — одна из важнейших воинских специальностей.

Не возражаю, что в строительные части напрасно призывали лиц, имевших судимость, что неуставные взаимоотношения приносили именно последние. Но ведь военные строители выполняли важные работы на благо Родины, а также получали ценные для гражданской жизни специальности. Положение нужно было исправлять, а не выливать с водой ребенка, и заниматься приватизацией военных организаций. Может быть, вообще доверим иностранным строительным фирмам строить специальные фортификационные сооружения (СФС) и другие оборонные объекты. Пусть знают, что и как устроено, ведь можно раскрывать все секреты!

Кстати говоря, значение военных строителей сделала еще более важным именно произошедшая в 50-х годах научно-техническая революция в военном деле, связанная с развитием ракетно-ядерного оружия, обусловила коренные изменения в структуре и техническом оснащении войск. Резко возросла роль специальных военных объектов (боевых ракетных комплексов, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, высокозащищенных командных пунктов, узлов проводной связи, приемных и передающих радиоцентров, аэродромов, пунктов базирования кораблей Военно-Морского Флота и др.), возводимых заблаговременно в мирное время методами капитального строительства. Значительно усложнились существующие и появились принципиально новые специальные сооружения, качественно изменились технические системы и оборудование специальных объектов. Одновременно существенно ужесточились требования к обустройству и расквартированию войск. Произошло коренное изменение характера всего строительства в Министерстве обороны, значительно расширились его задачи, увеличились объемы.

Понадобились и специальные учебные заведения, сеть которых, в настоящее время, в связи сокращением объемов строительства и расформированием большинства частей стала сворачиваться.

Обидно, что с реформой печальная судьба ждет в следующем году прославленный Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), отметивший недавно свое 70-летие. Он должен будет войти в состав Военной академии тыла и транспорта и быть передислоцированным из Санкт-Петербурга.

Рождение вуза 22 июня 1939 г., когда Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал приказ № 301, в котором было сказано: «На основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 148 от 10 июня 1939 г. организовать на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ)» было не случайным.

Количественное и качественное изменение структуры Военно-Морского Флота как одной из важных составных частей Вооруженных Сил страны, потребовало создания новых и коренной реконструкции существующих сил и средств базирования флота и береговой обороны.

Эту задачу практически решали на основе широкого внедрения достижений науки и техники и использования мирового опыты проектирования, строительства и эксплуатации береговых и гидротехнических объектов флота. Так как резко возросла техническая и электроэнергетическая оснащенность этих объектов, возникла острейшая необходимость увеличения количества и повышения качества подготовки военных инженеров-энергетиков широкого профиля.

В апреле 1960 года директивой Министра обороны Высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище было передано из системы Военно-Морского Флота в подчинение заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск. На него было возложена задача подготовки военных инженеров для всей системы капитального строительства Министерства обороны. С сентября 1960 г. училище стало именоваться Высшим военным инженерно-техническим училищем (ВВИТКУ).

Появлялись все новые и новые специальности на базе существовавших факультетов. В том числе инженеров-электриков по монтажу электротехнического оборудования специальных объектов МО, инженеров-электромехаников по монтажу теплосилового оборудования специальных объектов МО, а также совершенно новых для училища специалистов — инженеров-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования производственных предприятий военно-строительных организаций. Учебное заведение успешно развивалось. В нем уже в начале 21 века начали готовить и специалистов-психологов.

Еще в лихие 90-е годы, как свидетельствует доктор технических наук полковник В.Г. Кривов в своей книге «На рубежах военной энергетики» дальновидными руководителями было сделано все, чтобы этот вуз славный своими научными школами, преобразованный в 1993 году в Военный инженерно-строительный институт (ВИСИ), был сохранен. На его базе необходимо создать первый политехнический вуз в Вооруженных Силах, готовящий кадры не только для военно-строительного комплекса. Например, энергетический факультет училища, базой которого послужил созданный 10 июня 1941 года электромеханический факультет, в наши дни стал ведущим учебным подразделением по подготовке кадров военных энергетиков.

В связи с особой ролью как учебного и научного центра в деле подготовки военных инженерных кадров и научного обеспечения строительства на базе ВИСИ и Пкинского высшего военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ) образован Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). Преобразование в университет явилось актом признания его высокого авторитета как образовательного и научного центра строительно-квартирных органов Министерства обороны. На ВИТУ были возложены: реализация профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования по военным инженерно-техническим специальностям; подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также подготовка на договорной основе специалистов для федеральных органов власти; выполнение научных исследований; осуществление функций научного и научно-методического центра Министерства обороны РФ в области своей деятельности.

Планируемое же сейчас объединение с Академией тыла и транспорта приведет к гибели уникальных научных школ Военного инженерно-технического университета, разрушению воинских традиций и вовсе не послужит делу укрепления обороны нашего Отечества.

Военный инженер и историк,

Василий Ламцов

Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение ликвидировать подчиняющееся Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству. Функции по строительству объектов для обеспечения обороноспособности страны предполагается напрямую замкнуть на Министерство обороны, в распоряжение которого перейдут активы упраздненного агентства. Но означает ли это возрождение военно-строительного комплекса России – пока еще большой вопрос.

О Военно-строительном комплексе СССР (в солдатском фольклоре – «королевских войсках») и военно-строительных формированиях (военно-строительных отрядах или, в обиходе сокращенно ВСО), а в просторечье «стройбате» было сложено и действуют поныне множество мифов, диких вымыслов и легенд.

Да, конечно присутствовал действительный негатив специфики военно-строительной службы. Строительных войск сторонились многие призывники, а военное руководство страны Советов время от времени выступало против существования строительного направления в составе Министерства обороны.

Поэтому достаточно легко и просто Минобороны России избавилась от строителей в погонах и попыталось взвалить груз ответственности по возведению объектов оборонного значения на Федеральное Агентство Специального строительства.

Получилось столь удручающе, что самостоятельная деятельность Спецстроя в дальнейшем стала бессмысленна и просто невозможна из-за огромных государственных затрат, наглых коррумпированных схем и нацеленности на максимальное получение личной прибыли любыми путями, в то числе и преступными.

Такой ситуации в военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР не было и быть не могло. Но все новое – это хорошо забытое старое – припомнили в военном руководстве страны и, видимо, решили вернуться к старой системе военно-строительного комплекса напрямую подчинив его Минобороны.

В среде псевдо-либеральных деятелей России поднялась ожидаемая волна ожесточенной критики действий Верховного Главнокомандующего и министра обороны. Из ветхих запасников истории военно-строительных войск некоторые политологи и историки принялись вытаскивать самые неприглядные факты о деятельности военно-строительного комплекса МО СССР.

Но славу Богу, в нашем государстве не все потеряли память и совесть, много еще осталось ветеранов, прошедших тернии службы в «королевских войсках».

Вопросы на засыпку

  • Может ли держава не ведущая строительства оборонительных объектов претендовать на солирующую роль в симфонии мировых государств?
  • Что хорошего и что плохого содержалось в деятельности Военно-промышленного комплекса СССР»?
  • Отчего его реформа привела к созданию такого уродливого монстра как Спецстрой?
  • Почему военно-строительные формирования должны быть нацелены на результат, а не на получение коммерческой прибыли?

Не может государство, ведущее только приватное (частное) строительство быть державой мирового значения.

Данный тезис одинаково бесспорно воспринимается и в военных академиях России и святилище американской науки – Вейст-Понте. А хулители наших военных строителей как будто бы и не ведают (может и впрямь не знают?), что масштабные военно-строительные работы многие десятилетия активно ведет Инженерный корпус армии США и почти два миллиона военнослужащих КНР.

Разве не общеизвестно, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с библейских времен? Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало полезного, полагали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Посему Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» , вполне закономерен и логичен для государства ведущего огромное оборонительное строительство.

Согласно этому Указу, до 1 июля 2017 года Спецстрой прекращает свою самостоятельную деятельность, а его функции передаются Министерству обороны Российской Федерации.

Так откуда ведут свой исторический отсчет военно-строительные формирования России?

Более или менее единая система военно-строительных формирований начала складываться в Русской армии перед Первой мировой войной и совершенствовалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

В период создания Вооруженных сил Советского государства, организации военно-строительных частей также уделялось серьезное внимание, поскольку большевистское руководство страны последовало совету царских военных министров Беляева и Поливанова, которые справедливо полагали, что без данных формирований, обеспечить обороноспособность молодой Советской республики будет крайне затруднительно.

Только в период с 1918 по 1921 г. для строительства оборонительных сооружений было сформировано 48 управлений военно-полевого строительства, личный состав которых во многом обеспечил разгром белого движения.

Приказом Реввоенсовета СССР от 01.01.01 г. № 000/96 в структуре Вооруженных сил было образовано Строительное управление (с 1925 г. – Военно-строительное) с подчинением Главному начальнику снабжений Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На это управление возлагались задачи по объединению оборонительного, казарменного, специального строительства и квартирного обеспечения РККА и руководству ими. Таким образом, в системе РККА впервые был создан единый орган управления, в котором сосредоточивалось руководство деятельностью, связанной со строительством и содержанием всех военных объектов.

Строительная гвардия страны Советов в Великой Отечественной Войне

Великая Отечественная война остро поставила перед военно-строительными формированиями задачу строительства оборонительных сооружений.

Причем строительство мобилизационных оборонительных рубежей в глубине страны, включая Государственный рубеж обороны на дальних подступах к Москве (Ржевско-Вяземский рубеж) планировалось военным руководством заблаговременно. В одном из документов рукой заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии генерала Ватутина была вписана фраза о необходимости начать строительство Ржевско-Вяземского рубежа уже в мирное время.

Это говорит о том, что в руководстве Красной Армии были люди, которые не боялись вполне реалистически рассматривать самые разные варианты развития событий в случае войны с Германией и предпринимали на свой страх и риск соответствующие подготовительные меры.

Накануне войны в состав Красной Армии вошли специальные строительные войска (правильнее – трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения.

Когда началась война, большинство строительных войск Красной Армии помогало ее инженерным войскам в сооружении новых укрепленных районов в западных военных округах. Немецкое вторжение в считанные дни уничтожило эти войска, вынудив НКО практически с нуля формировать новые строительные части, необходимые для возведения в тылу дополнительных рубежей обороны.

В дополнение к этой официальной структуре строительных войск Красная Армия имела большое количество спешно сформированных строительных батальонов, колонн и отрядов, которые она использовала для строительства оборонительных рубежей, а также прочих сооружений военного и гражданского назначения.

Созданные, как правило, на временной основе, эти подразделения комплектовались в первую очередь личным составом из неславянских этнических и религиозных меньшинств, которые считались политически слишком ненадежными для выполнения боевых задач. Эти специальные строительные войска включали в себя как мужчин, так и женщин, многие из которых либо еще не достигли обычного призывного возраста, либо давно миновали его.

На протяжении войны более 330 таких частей участвовали в оборонительном строительстве, в том числе свыше 100 – в армии, 60 – во флоте и 100 – в военно-воздушных силах.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.

В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

Термин «строительный батальон» или в повседневном обиходе «стройбат» родился в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 года о формировании Военно-восстановительное управления, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Неоднократно данный термин пытались вывести из официального обращения.

Первая попытка была сделана в 1954–1956 году. В тот период в связи с общим сокращением Вооруженных сил строители также были выведены из состава численности Министерства обороны, став «рабочими по военному призыву». А их формирования стали называться строительными колоннами Однако уже в 1958 году это решение было пересмотрено и окончательно появились «военные строители» и Военно-строительные отряды.

Однако словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

Весьма кратко о военно-строительных формированиях Советского Государства – военно-строительных отрядах (ВСО).

Как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, военно-строительный отряд (ВСО) имел счет в банке, смету расходов и входил в состав Управления начальника работ (УНР) либо военно-строительного управления (ВСУ).

Военно-строительные отряды (ВСО) имели статус войсковых частей, комплектовались рядовым и сержантским составом через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, а офицерами - через Главное управление кадров Министерства обороны.

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, зачастую уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». В среднем, заработок прилежного военного строителя составлял 80-110 рублей в месяц, при вычете за содержание ежемесячно от 30 до 50 рублей.

В течение почти четверти века - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - практика применения военно-строительных отрядов, их структура, содержание и материальное стимулирование труда обеспечивали рентабельность этих подразделений и выполнение ими поставленных задач. Выполнение норм выработки практически всеми военно-строительными отрядами составляло не ниже 100 %. Но не только стройкой были озабочены командиры.

Один день в неделю - суббота - был специально отведен на боевую подготовку. Проводилась политическая учеба, изучение уставов Вооруженных сил, строевая, огневая и тактическая подготовка. В каждой роте имелись оружейные комнаты, а в каждой войсковой части - полосы препятствий (штурмполосы).

Предыстория Федерального Агентства Специального строительства

В период начала «холодной войны» из состава Министерства обороны СССР выделяются управления и подразделения, осуществляющие строительство специальных объектов., именно с этого периода можно говорить о выделении из комплекса военно-строительных формирований СССР особых частей, осуществляющих специальное строительство и имеющих статус, отличный от других строительных формирований.

Тридцать первого марта 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе 1-го и 3-го Главных управлений Совета Министров СССР создается Главное управление для обеспечения проектирования и строительства системы «Беркут», состоявшее из 14 строительно-монтажных управлений, 10 отдельных строительных участков и пяти промышленных предприятий различного профиля, выполнявших задачи по строительству особо важных оборонных объектов.

Впоследствии все строительные формирования, осуществлявшие строительство особо важных оборонных объектов, были подчинены Главному управлению специального строительства и военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР, просуществовавшего до 1954 г.

После этого указанное управление было преобразовано в Главное управление специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР. С 1981 г. данное управление переподчиняется Совету Министров СССР, и в таком статусе оно просуществовало вплоть до распада СССР в 1991 г.

Критика военно-строительных формирований в составе гражданских министерств и его последствия

Сам факт существования военно-строительных отрядов в составе гражданских министерств не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

Так, в 1956 году, министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы.

Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства.

Данные тезисы были буквально повторены в Указе Президента СССР от 15 ноября 1990 года № УП-1048. А его постановляющая часть звучала могильным аккордом военно-строительному комплексу:

«Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР , Минсвязи СССР , Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР.

В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года.

Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР ».

И пошла писать губерния» – в муках реформотворчества все без исключения строители в погонах были признаны вредным пережитком коммунистического прошлого России.

Но сложность строительства оборонных объектов на коммерческой основе возросла на несколько порядков.

Муки по Спецстрою

16 июля 1997 года была образована Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), наследница истории, а самое главное активов Главного управления специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР.

9 марта 2004 года Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Положение об Агентстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1084.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре 2015 года Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный. И то, пункт управления был оборудован в неприспособленном для этой функции ДЗОТе.

Наш лидер крайне не любит разгильдяйства. Компетентные органы, в том числе и Прокуратура Российской Федерации провели соответствующие проверки и выяснили нижеследующие:

  • Спецстрой выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.
  • Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами.

Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП «Спецстройинжиниринг» сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб.

Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации «Роскосмос» постоянно жалуется на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой – на низкую финансовую дисциплину генподрядчика.

Результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как «критическое».

Надо напомнить, что в 2011 году тогдашний Директор агентства Григорий Нагинский при содействии Министра обороны Анатолия Сердюкова, буквально «отжал» Спецстрой от военного ведомства, лишив его гарантированной ежегодной прибыли в 130-150 млрд рублей и самое главное, лишив военных возможности работы на конечный результат.

В связи с этим не удивительно, что первое, что сделало военное ведомство после выхода Указа Президента России, это лишило руководство Спецстроя возможности как-либо влиять на происходящее. Ведь под угрозой находится самый большой с послевоенных времен план ввода в строй оборонных объектов.

Что будет после возвращения «Спецстроя» родную военную гавань? Последует возрождение военно-строительного комплекса России?. Не факт.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Таким образом, все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов.

Иванов – самый молодой заместитель Шойгу. Тимур Иванов сблизился с Сергеем Шойгу в период своей работы заместителем председателя правительства Московской области в 2012 г., когда регион возглавлял Шойгу.

Гендиректором «Оборонстроя» (дочерняя компания принадлежащего Минобороны АО «Гарнизон») Иванов был назначен, когда Шойгу стал министром обороны. Выполнив несколько важных поручений, он заслужил доверие министра.

Например, при Иванове «Оборонстрой» урегулировал сложную ситуацию со строительной компанией «СУ-155», нарушившей сроки сдачи жилых домов для военнослужащих, в 2014 г. за три месяца построил Севастопольское президентское кадетское училище, быстро завершил строительство парка «Патриот», на открытии которого присутствовал Владимир Путин. Это было в 2015 г. Чуть позже Путин присвоил ему звание «Заслуженный строитель РФ».

Теперь именно Тимуру Иванову предстоит курировать работу подразделений, которые Минобороны получит от Спецстроя.

В ближайшее время министерство оценит, необходимы ли ему все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя. Не исключено, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам, например Минстрою.

Заключение

1. Военно-строительные формирования на протяжении всего периода своего существования являются одним из важнейших базовых элементов, обеспечивающих безопасность государства. Однако, только находясь в составе вооруженных сил, они приобретают особый статус определяемый спецификой военной службы.

2. В 1949 г. ряд военно-строительных формирований приобрели особый статус, который во многом определялся спецификой сооружаемых объектов, что и было закреплено на уровне общегосударственных нормативно-правовых актов.

3. В настоящее время имеются все экономические и юридические предпосылки для решения вопроса о возрождении военно-строительного комплекса России.

Борис Скупов

Как-то День Военного Строителя, особо не принято отмечать, как например, День Воздушно-Десантных Войск, День пограничника, ... А ведь войска отличные, и работа, которую парни выполняют, неоценимая. Может от того, что считается, что в Военно-Строительные Войска берут парней с некими отклонениями: по здоровью, тех, кто плохо знает русский язык, у кого была судимость, … .

Поэтому, ребята, дружившие в армии с лопатой и мастерком, предпочитают отмечать свой День без особой бравады, не купаясь в фонтанах, не приставая к прохожим, а тихо, мирно попивая самогоночку у себя дома.


У Дня Военного Строителя нет специальной даты. Его празднование приходится на второе воскресенье августа-месяца – тогда, когда вся страна отмечает День Строителя.


Сейчас принято поливать грязью нашу историю. Я, например, окончив Пушкинское ВВИСУ попал служить в Майкоп. Кто там живёт знают такие микрорайоны как Михайлова, Восход, Шовгенова и др. Их строили военные строители. (И.Сипкин)


"КОРОЛЕВСКИЕ ВОЙСКА" СССР



«Королевские войска», или «стройбат», были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования…



Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск.

«Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии, из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000), вместе взятых. По другой версии, самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ



У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ



ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

КРИТИКА СТРОЙБАТА



Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне.

Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ



Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.

Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.

P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником!!!

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), т. е., без приставки "военный строитель".

Объекты

Объекты построенные ВС СССР , в СССР (России):

  • город Ижевск
  • автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
  • железные дороги (см. Железнодорожные войска)
  • и многое другое.