Учитель истории и обществознания Андрианова Т.Э.

Тема: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1. Учащиеся должны:

А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.

Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.

2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы, создание доброжелательной атмосферы. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Что такое – каста?

2. Чем касты отличаются от классов?

3. Какие касты существовали в Индии?

4. Как звали бога, из частей тела которого появились касты?

Когда произошло объединение Индии? – в 3 веке до н.э.

Какой царь объединил Индию? – царь Ашока.

Чему учил Будда?

Чем привлекателен легендарный Будда?

В чем отличие идей Будды от учения индийских брахманов?

3. Изучение нового материала .

План.

1. Природа и народ Китая.

2. Личность в истории – Конфуций.

3. Учение Конфуция.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

1. Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране – родине знаменитого мудреца. С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение. Звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о Великой Китайской равнине, Река Хуанхэ, Река Янцзы. Китай расположен на юго-востоке Азии. Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошей поливке – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремеслами сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.

Словарная работа.

Китай – страна, расположенная в Восточной Азии на Великой Китайской равнине.

Первые государства в долинах этих рек возникли около 1700 г. до н.э. Правители стран постоянно враждовали между собой. В 3-м веке до н.э. почти все царства объединил под своей властью Цинь Шихуан.

2.Личность в истории – Конфуций.

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в благородной, но обедневшей семье, в городе Лу. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями, и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества. Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и стремился приобрести все книги, которые ему удавалось найти. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках их расщепленного бамбука. Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам. Он прославился как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре науки: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Три месяца торговцы не осмеливались поднимать цены, «на дорогах никто не смел поднимать оставленного» и в царстве был мир и спокойствие. Но вскоре ему пришлось уйти со службы из-за интриг.

После этого Конфуций 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не смог найти применения своим способностям и идеям. Как видите, честным и справедливым быть непросто во все времена.

Конфуций путешествовал до 66 лет, проповедуя своё учение, а затем вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. А на месте его дома был построен храм. В историю мировой культуры Конфуций вошёл как основоположник особой религии – конфуцианство.

Распространение идей Конфуция началось во 2-м веке до н.э. Тогда была принята идея философа о необходимости работы учёных в правительстве. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставалась ею до 1912 года, когда народ сверг с престола последнего императора Китая.

Сегодня на смену конфуцианству в Китае пришёл буддизм.

Посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.

В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

3.Учение Конфуция .

В Китае сохранилось очень много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нём писались книги, складывались стихи, сказки. А вот какую басню донесло до нас время. Послушайте её. – Выступают учащиеся (басня «Ответ мудреца»).

Вопросы: Как вы относитесь к тому, что стремился привить своим ученикам Конфуций?

Что вам больше всего нужно в жизни: ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость?

Чему бы вы хотели научиться у своих учителей?

Работа с документом (раздаточный материал). Вопросы и задания по документу:

1. Выберите высказывания, которые характеризуют отношение к знанию и учению. В чём вы согласны с его утверждениями?

2. Выберите высказывания Конфуция, в которых говориться о том, как надо относиться к старшим, родителям, другим людям. Почему необходимо относиться с почтением к своим родителям?

3. К чему должен стремиться человек, согласно Конфуцию? Приведите пример из собственной жизни, когда вы поступили согласно правилу, совпадающему с советом Конфуция.

4. Объясните смысл предпоследнего высказывания Конфуция. Какой школьный предмет может помочь в изучении «старого»?

5. Объясните смысл последнего высказывания Конфуция. Какая русская поговорка соответствует словам китайского мудреца?

6. Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

7. Какие высказывания сближают Конфуция с Буддой?

Приложение.

Конфуций учил.

В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Добро надо творить. Зло сотвориться само.

Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете сотворить дурной поступок.

Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Люди хотят для себя богатства и славы; если и то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли ты служишь на том месте, где находишься.

Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как самому не стать таким же.

Не будь лёгок на слова, не говори недозволенного.

Хочешь узнать новое – обратись к старому.

Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.

4. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

5. Рефлексия

– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.

6.Домашнее задание.

Составить кластер.

1 группа - отношения в семье,

2 группа - отношения в государстве,

3 группа - поведение воспитанного китайца,


Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.

За всю историю Китая никто не смог затмить славу Конфуция.

Он не был ни первооткрывателем, ни изобретателем, но его имя знает каждый житель планеты благодаря выдающимся философским учениям.

Из биографии Конфуция:

Об этом выдающимся человеке известно немного, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Конфуций (настоящее имя – Кун Цю) является древним мудрецом и философом Китая. Родился он примерно в 551 году до н. э. Его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, ей в то время было всего 17 лет. Отцу Шулян Хэ на тот момент исполнилось уже 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили тяжёлые ссоры, что и вынудило мать мальчика покинуть дом. Переехав в город Цюйфу, Янь Чженцзай стала жить сама с сыном. У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств. В этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Свою успешную карьеру он начал примерно в 20 лет. +В это же Конфуций получил признание и создал целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение для развития Китая. Он стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал 4 дисциплины: литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Примерно 528 году до нашей эры у него умирает мать, и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период Конфуций полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

Когда Конфуцию было 44 года, он занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту, являлся опытным и умелым политиком. +В скором времени в стране начались большие перемены. На смену стабильным правлениям династий, пришли продажные жадные чиновники, начались междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Конфуций стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

За свое обучение Конфуций брал символическую плату, жил на средства, выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Примерно в 60 лет он окончил свои странствования, Конфуций возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями: «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другими. + Интересно то, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но поименно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе». +Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам. Умер он примерно в 479 году, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. +На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образования.

Конечно, вокруг жизни и биографии Конфуция частично созданы легенды, но не стоит преуменьшать факт влияния его учений на будущие поколения.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Уроки Конфуция просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют людей очень эффективно.

Конфуций был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

25 интересных фактов из жизни Конфуция:

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») - настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, - одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

25 мудрейших цитат Конфуция:

1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

8.Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

9.Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.

10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.

23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Храм Конфуция

из Википедии, фото из интернета

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Проверка домашнего задания:

1. Мы знакомимся с Древней Индией. Покажите эту страну на карте: где она расположена? Покажите и назовите высочайшие в мире горы, главные реки Индии.

2. Какие касты существовали в Индии? Как индийцы объясня­ли возникновение каст? Как согласно индийским верованиям вы­глядел бог Брахма?

3. За что индийцы почитали брахманов? Как брахманы прино­сили жертвы?

5. Кто такие «неприкасаемые»? Какие надежды порождала у них вера в переселение душ?

6. Кто из индийских мудрецов не придавал значения кастовым различиям между людьми?

7. Что рассказывали индийцы о Гутаме? Под каким именем Гаутама более известен? В чем состоит его учение?

План:

1. Географическое положение и природные условия Китая

2. Конфуций – древнекитайский философ.

3. Учение Конфуция.

Новые понятия: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Изучение нового материала:

1. Страна, где жили китайцы.

От­кройте карту на форзаце (обратная сторона обложки) учебника. Материк Ев­разия делится на Европу и Азию.

В Китае, как и в Индии, еще в древности возникли государ­ства и совершился переход от первобытности к цивилизации. В Восточной Азии к Тихому оке­ану несут свои воды две большие реки - Хуанхэ (в пере­воде означает «желтая река») и Янцзы («голубая» или «длинная река»). Здесь находится страна Китай. Судя по археологическим находкам, первые поселения возникли в долинах Хуанхэ и Янцзы около 5 тысяч лет до н. э. В конце XI века до н. э. в районе Хуанхэ появился коче­вой народ, который называл себя чжоу. Кочевники осели среди живших в долине земледельцев, ко­торые выращивали рис, просо, овощи, со­бирали орехи и листья с чайных кустов. В эпоху чжоу было создано сильное госу­дарство. Китайцы называли его Поднебес­ной империей. Главным божеством счита­лось Небо, а правителя называли Сыном Неба.

В середине I тысячелетия до н.э . в Китае было несколько самостоятельных государств, или царств , которые вели между собой кровавые войны . Известно, что после одногоиз побо­ищ под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь закопали живьем 400 тысячсдавшихся в плен воинов царства Чжао . Наиболее сильным среди них стало в III венедо н.э. государство Цинь. Победам этого государства способствовала новая организация войска; в первых рядах всегда была молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины. По приказу пер­вого императора Цинь на территории Китая вводилось единое законодательство и общая монета. Если раньше в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь стали рассчитываться только золотыми или медными монетами. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины. Иероглифическая письменность была изменена так, что ею могли пользоваться жители в разных концах страны.

Строгое соблюдение законов Цинь Ши-хуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 ученых, о чем было оповещено по всей стране.

Великий китайский мыслитель Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад (примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава). Он был уроженцем одного из китайских государств. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней муд­ростью. Сам Конфуций говорил, что он не отказывал в знаниях никому, кто приносил с собой связку вяленого мяса - обычную плату учителю в те времена.

Конфуции быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика, которые глубоко знали шесть главных предметов тогдашнего образования: правила поведения достойного человека, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и счет.

Чему учил Конфу­ций.

Конфуций считал, что...

Необходимо уважительно относиться к прошлому своей стра­ны, изучать его, соблюдать те обычаи и порядки, которые уста­новлены с давних времен, ибо наши деды и прадеды были не глупее нас;

Чтение старинных книг поможет приобщиться к мудрости древних;

В семье младшие должны почтительно относиться к старшим, а старшие любить младших и быть к ним снисходительными;

Мудрый правитель не должен быть жестоким, мучить людей казнями и суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывать их прежде всего своим примером. Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он - для народа.

Всю жизнь Конфуций учил своих учеников, как стать благо­родным (т. е. достойным) человеком - «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - говорил Конфуций.

Нравственные идеи китайского мудреца мы прочитаем ; многое из того, чему учил Конфуций, не потеряло своего значе­ния и в наши дни (с. 103).

Высказывания:

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливо­сти.

Надо думать не о том, чтобы любым способом, даже бесчестным, стать богаты, а жить по правде, жить честно, никого не обижать, помогать людям.

Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.

Как вы понимаете это высказывание? Если произошло что-нибудь нехорошее в вашей жизни, то подумайте, не вы ли сами виноваты в случившемся. Например, получив двойку по истории, не надо говорить: «Вот учитель ко мне придирается, не любит меня...» Или если кто-нибудь из ваших одноклас­сников не хочет дружить с вами, то задумайтесь, не вы ли сами оттолкнули его каким-нибудь дурным поступком или словом.

Богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.

Подумайте, в чем смысл этих слов. Если человек стал богатым благодаря своему труду, своим заслугам и способностям, то в этом нет ничего дурного... Но если человек по каким-либо причинам не сумел разбогатеть, не надо горевать: лучше быть честным бедняком, чем богачом, неправедно нажившим свое богатство.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голо­ву, - в этом тоже заключается радость.

Радуйтесь самой жизни, как бы говорит Конфуций, и никому никогда не завидуйте.



3. Как выглядели китайские книги во времена Конфуция.

Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятель­но создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (китайское письмо - одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков . Рассмотрите рисунок «Ки­тайские иероглифы» (с. 103).

Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иерогли­фов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличи­валось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на кос­тях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях ки­тайцы процарапывали вопросы духам, например спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?», «Созвать ли охотников преследовать лосей?», «Охоти­ться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегод­ня мы принесли жертву - будет ли дождь?» Или: «Соберем ли мы урожай проса?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».

Рассмотрите рисунки «Заросли бамбука», «Бамбуковые дощечки с иероглифами», «Бамбуковая книга» (с. 102-103). Писать на костях неудоб­но - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание воен­ного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бам­буковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китай­ской книгой.

4. Великий шелковый путь.

В древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа.

Рассмотрите рисунок «Сбор листьев шелковицы» (с. 104). Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных чер­вей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы . Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы, он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.

Рассмотрите рисунок «Производство шелка в Китае» (с. 105). Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на За­пад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.

Великий шелковый путь учащиеся находят на карте (форзац учебника): это была не одна дорога, а множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценив­шийся шелк.

Рассмотрите рисунок «Древнейший компас...» (с. 105). Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас.

Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед повелителем. - О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого Шелкового пути и в условленном месте увидел навьючен­ных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершал под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звезд, а днем солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали, я не знал. В центре китаец установил желез­ную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут про­изошло нечто удивительное: ложка без человеческой помощи повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным, положение. «Колдовство! - воскликнул я. - Но чем оно может помочь нам?» Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.

Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свой­ство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагничен­ного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подстав­ку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой - на север. В древности компас не был известен ни одному народу, кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

ЧАЙ = Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

    Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

    Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно
    вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по­
    помни мои слова, за этим питьем большое будущее.

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы людей.

По ходу урока делаются в тетради.

Древний Китай

Реки Хуанхэ и Янцзы

Учение Конфуция

Великий шелковый путь

Домашнее задание: § 22. Обратить внимание класса на то, что материал учебника под заголовком «Как должны вести себя учти­вые китайцы» (§ 22, п. 3) на уроке не рассматривался; учащиеся должны самостоятельно подготовить его пересказ. Вопросы к § 22. Индивидуальное задание: пересказ текста «Великий шелко­вый путь».