Редактирование собственного текста

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением и сочинением. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно иметь ввиду, каковы критерии оценивания письменного высказывания и каковы типичные ошибки.

Ещё раз напоминаем, что эксперт, проверяющий экзаменационное изложение и сочинение, будет руководствоваться специально разработанными критериями. В соответствии с этими критериями составлена следующая памятка. Чаще обращайтесь к ней при анализе своих и чужих изложений и сочинений.

Памятка

Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений.

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Для сочинения-рассуждения – обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов.

3. Для сжатого изложения – применение оправданных приёмов сжатия исходного текста (исключения, обобщения, упрощения).

4. Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развертывание по плану); правильность выделения абзацев; композиционная стройность работы.

5. Достоверность фактического материала (в изложении – передача содержания исходного текста без искажений).

6. Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу и стилю речи.

Речевое оформление текста

1. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений).

2. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

3. Уместное использование выразительных языковых средств.

4. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).

Основные виды ошибок в устных и письменных высказываниях

Виды ошибок

В чем заключается ошибка

В устной и письменной речи

    Тема не понята или раскрыта недостаточно, неполно;

    Основная мысль не осознана или проведена недостаточно чётко и последовательно;

    Речь недостаточно доказательна (не аргументировано мнение автора);

    При написании сжатого изложения не использованы приемы сжатия текста;

    Допущены логические ошибки (нарушена последовательность изложения мыслей);

    Нарушено абзацное членение текста;

    Нарушена смысловая и грамматическая связь предложений текста;

    Высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения;

    Нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного типа речи (например, рассуждения), жанра.

Речевые ошибки

    Нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного жанра;

    Неточно или непонятно выражена мысль;

    Употребление слова не соответствует его лексическому значению;

    Употреблено лишнее слово;

    Неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;

    Нарушение в употреблении этикетных слов;

    Неправильно сочетаются слова;

    Употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания.

Грамматические ошибки

    Неправильно образовано слово;

    Слово употреблено не в той форме;

    Неправильно построено словосочетание;

    Неправильно построено предложение.

Только в письменной речи

Орфографические ошибки

    Допущены ошибки в написании слов.

Пунктуационные ошибки

    Неправильно поставлены знаки препинания.

Только в устной речи

Орфоэпические ошибки

    Неправильно произнесено слово;

    Неправильно сделано ударение в слове.

Интонационные ошибки

    Нарушения интонационных норм русского языка;

    Интонационная невыразительность речи;

    Интонация высказывания не соответствует коммуникативной цели речи.

Ошибки в использовании невербальных средств общения

    Неуместное использование мимики, жестов.

Одним из самых типичных речевых недочетов, которые допускают ученики при написании изложений и сочинений, является слабая связность предложений и частей текста, поэтому при написании текста нужно «держать под особым контролем» связность речевого высказывания. Для этой цели используются различные средства связи: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. Приведем примеры наиболее типичных приемов, с помощью которых осуществляется связь предложений и частей текста, а также подчеркивается последовательность изложения, логика развертывания мысли в письменном высказывании, привлекается внимание к ключевым словам текста.

Основные средства связи предложений в тексте

Средство связи

Пример

Лексический повтор

Юрий Олеша писал, что золотая полка заводится исключительно для любимых книг. Золотую полку хотелось бы завести и мне.

Слова-заместители

    Местоимения

    Синонимы (в том числе и контекстуальные, а также различные оценочные обозначения)

    Родовидовые слова

    Имя собственное – имя нарицательное

    ученики - они; цветок - его; стол - на нем; память - о ней;

    в колледже – здесь; на планете – там; около школы – тут;

    девятиклассница – выпускница – школьница – ученица – учащаяся; юноша – молодой человек – победитель – храбрец – смельчак – богатырь – наша гордость;

    дни недели – вторник; дерево – клён; ювелирное изделие – брошь;

    артист – Иванов – Иван Матвеевич, офицер –Голицын – Аркадий Ильич; продавец – Мария – Мария Николаевна

Противопоставление (использование антонимов)

Полина, увидев Антона, радостно засмеялась и побежала вперед. Он смешался и невольно попятился назад.

Слова (в том числе и вводные), с помощью которых подчеркивается логика высказывания

Во-первых, для начала, вот почему, именно поэтому, из этого следует, следовательно, итак, наконец, в заключение.

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

    И вновь он почувствовал себя молодым. И вновь весь мир засиял радостью и светом. И вновь ему стало легко и весело.

    Вдруг послышался страшный шум где-то вдали. Раздался грохот канонады где-то вдали. Мы понимали, что началось наступление войск… где-то вдали.

Моя старшая сестра очень рано пристрастилась к книгам и каждый вечер читала мне сказки. Я тоже научилась читать в раннем детстве.

Единство видовременных форм глагола

Человек садится за компьютер. Он сразу попадает в необъятный мир информации. Она обрушивается на человека и начинает проверять на прочность его умственные способности, психику и характер.

Вопросительные предложения

Какие чувства испытываешь, возвращаясь в родной дом после многих лет странствий? Вряд ли я смогу точно описать эти ощущения.

Неполное предложение

На самом краю ветки, тесно прижавшись друг другу, сидят три воробья. Нахохлились, глазки закрыли, дрожат от страха.

Синтаксический параллелизм

Марине Цветаевой принадлежат слова: «Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь. Чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь».

Памятка

Как редактировать текст изложения и сочинения

1. Проанализируйте содержание изложения:

- для подробного изложения: полностью ли отражено содержание исходного (прослушанного или прочитанного) текста; достаточно ли точно переданы факты, нет ли ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершенностью;

- для сжатого изложения: точно ли передано содержание исходного (прослушанного или прочитанного текста); удачно ли использованы приемы сжатия текста, нет ли лишних деталей, ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершенностью.

2. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развертывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли четко выражена связь между ними; правильно ли членится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.

3. Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных (не забываем на этом этапе пользоваться словарями разных видов).

4. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; добавляем или, наоборот, исключаем средства эмоциональной выразительности речи в соответствии со стилистической задачей.

5. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила; проверяем употребление прописной буквы в именах собственных; разбираем предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Тренировочные задания по текстоведению

(изложения и сочинения)

1. Перечислите основные требования к содержанию текста. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написа-нии сочинений и изложений? Чтобы ответить на этот во-прос, проанализируйте несколько собственных сочинений и изложений. Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.

2.Изложение. При первом прослушивании текста старай-тесь записывать глаголы-сказуемые. При втором прослуши-вании уточните составленный вами список, а затем, опира-ясь на него, подробно изложите текст. Написав изложение, письменно объясните, почему ключевы-ми словами этого текста являются глаголы.

Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал. Бедному псу, по-видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно-серую мглу.

Вдруг он повёл ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала всё было по-прежнему тихо. Потом в этой напряжённой тишине выделился звук, другой, третий... В морозном воздухе издали донёсся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.

Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту, предстояло проехать ещё версты три до слободы, я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер, издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота, последовал за мной.

(В. Короленко)

3. Изложение. Прослушайте (прочитайте) текст, составьте его план, по словарю уточните лексическое значение выделен-ных слов. Затем ещё раз прослушайте (прочитайте) и напишите изложение (сначала на черновике, а после редактиро-вания - на чистовике).

Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол кра-сивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед ста-рик-нищий, похожий на Дон Кихота, застывший перед карти-нами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители то-же как будто ничего не замечают. Они только стараются поско-рее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжев-шей от времени, лоснящейся тальме. Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её доче-рей - моих тётушек. Даже в те далекие времена тальмы вы-шли из моды.

Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было со-вершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза, В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у мно-гих посетителей Лувра сжималось сердце.

Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и пи-сала копию с картины Боттичелли. Художница решительно по-дошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, пе-ренесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала ста-рушке:

    Садитесь!

    Мерси, мадам, - пробормотала старушка, неуверенно се-ла и вдруг низко нагнулась - так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

Мерси, мадам!

Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действи-тельно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го-ворим, что «гора свалилась с плеч...»

(К. Паустовский)

4. Изложение. Прослушайте (прочитайте) текст, составьте его план. Затем ещё раз прослушайте (прочитайте), озаглавьте текст и письменно перескажите.

В конце изложения выскажите свое отношение к проблеме, под-нятой в тексте.

Он просто не находил себе места. Правда, никто из домаш-них и даже жена, Наталья Александровна, не заметили его волнения: голубые глаза Алексея Александровича потускнели и вообще уже почти никогда не улыбались в последние годы, а в его большой лоб глубокой бороздой врезалась какая-то беспо-койная, напряжённая мысль - на многострадальные печали России его сердце не могло не откликнуться и не болеть.

    Я только что получил вашу записку, Алексей Александ-рович. У вас что-то случилось? - с порога начал запыхавший-ся молодой человек, студент-второкурсник Павел Евдокимов.

    Случилось не только у меня - у всех у нас в университе-те. Я сегодня узнал, что большое число студентов за неуплату приказом ректора увольняется. И это, вы понимаете, в такой момент! Они через полтора месяца заканчивают учение, а те-перь должны лишиться дипломов! Так нельзя оставить! Нужно их спасти. Необходимо внести за них 2000 рублей... Вас ректор знает и хорошо к вам относится. Я прошу немедля отправиться к нему и упросить, умолить его под честное слово не давать хо-да приказу об увольнении студентов! Сегодня что у нас? До сле-дующего понедельника, когда эти деньги будут внесены...

    Кто же их внесёт?.. Такая сумма.

Я все обдумал. Идите скорее к ректору. Только не назы-вайте ни в коем случае моего имени. Сообщите ректору, что эти деньги будут доставлены ему через вас от одного лица, пожелавшего остаться неизвестным!

Разговор с ректором был краток.

Что более подействовало на ректора Санкт-Петербургского университета - уверенность ли студента в том, о чём он говорил, или догадка, о каком неизвестном человеке шла речь? В университете распространились прямо-таки почти невероятные слухи о пришедшем менее года назад на историко-филологиче-ский факультет академике, который бескорыстно и безвозмезд-но помогал студентам в их бедах: то устраивал кого-либо из них на квартиру, то навещал заболевшего в больнице, снабжал лекарствами, покупая их в аптеке, то кому-то оказывал денеж-ную помощь, то лаской и любовью рассеивал чье-то горе. Что более подействовало на ректора - сказать, наверное, трудно, но он дал студенту твердое обещание задержать до понедельника приказ об увольнении студентов.

Узнав о заверении ректора, Алексей Александрович обнял юношу, молча пожал ему руку и понемногу стал успокаивать-ся. В тот же день он телеграфировал управляющему имением в село Губаревку Саратовской губернии срочно продать часть ле-са и выслать на его имя 2000 рублей. Всю последующую неде-лю оба «заговорщика» волновались - каждый по-своему. Точ-но в срок, в последний понедельник марта 1909 года, деньги были вручены П. Евдокимовым ректору университета.

Поблагодарите сердечно от меня этого неизвестного благо-родного человека,- сказал с волнением ректор.

Этим «неизвестным человеком» оказался к тому времени уже широко известный в научных филологических кругах Европы академик, профессор Петербургского университета, выдающий-ся русский ученый Алексей Александрович Шахматов- языко-вед, историк, этнограф, фольклорист, историк русского летопи-сания.

(В. Макаров)

Затем попытайтесь проанализировать изложение учащегося в соответствии с теми критериями, которые даны в памятке по оцениванию сочинения и изложения.

Выполнив такой анализ, сделайте вывод.

Исходный текст для изложения

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые колокольней. Всё сде-лано из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора. Множество куполов, покрытых лемехами - резными пластин-ками из осины, которые, переливаясь на солнце, кажутся золо-тыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми лицами всё здание устремляется вверх. Внутри здания нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнeгo покоя. Творения древних зодчих просты и бесхитростны.

Кто создал эту лесную и озёрную сказку - Преображенский храм? .

Лодочник рассказал об этом просто и трогательно.

Долго плотники работали, - неторопливо начал он легенду. - Вот главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке. Подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был - загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, делал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть: можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь - памятник русской воинской славе. Построена она в начале 18 века в честь победы войск Петра 1. До этого шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от этой угрозы было радостным событием.

По соседству с колокольней - Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение - меняются и Кижи. Трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи - это бессмертная Древняя Русь, её художественное прошлое, живущее в настоящем.

Кижи - это история нашей страны, запечатлённая в памят-никах зодчества.

Кижи - завещание потомкам, наказ любить свою Родину, беречь её культурное наследие.

(По Е. И. Осетрову)

Методические рекомендации

За 4 года 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Обязательная часть Филология Русский язык 5 5 5 5 ... государственной политики в образовании Минобрнауки России «О методических рекомендациях по ... осуществлять подготовку учащихся ... итоговых заданий , выполненных ...

  • Методические рекомендации психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

    Методические рекомендации

    ... Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных ... надо с упражнения по русскому языку , - предложила Катя» ... Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе ...

  • Примерные контрольные работы. 9 класс. Львова.

    Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием

    по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

    ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕГЛЕЦОВ

    Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову , навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, - шепнул он на ходу. - С ним лучше не связываться».
    Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

    Грамматическое задание.

    1) неожиданно 2 , уставились 2 ;

    2) вытаращили 3 (они);

    3) составить схему предложения с прямой речью;

    4) Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками 4 .

    Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием

    по темам «Сложносочиненное предложение» и «Сложноподчиненное предложение».

    ОХОТА НА ТУРА

    Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
    Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, потому что хотел продолжить прерванный отдых.
    Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух , потому что глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, хотя угроза и не помогла. Запах продолжал расти, поэтому бык повел коров прочь.
    За убегающим туром летела свора собак, которую натравили на него охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок, потому что ярость и унижение толчками бились в сердце быка. (По М.Семеновой) (144 слова)

    Грамматическое задание.

    1) Морфемный разбор наливаться, поваленные .

    2) Морфологический разбор ненавистный .

    3) Найти и выписать одно сложносочиненное и одно сложноподчиненное предложение, составить схемы.

    4) Синтаксический разбор Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок, потому что ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

    Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

    по темам «Бессоюзное сложное предложение» и

    «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи».

    Они вскочили с травы и побежали к тому месту, где по расчету аэроплан должен был оторваться от земли. Если сам по себе полет к тому времени уже перестал казаться чудом, то самый взлет, тот сокровенный миг, когда между бегущим колесом аппарата и поверхностью земли вдруг оказывался еле заметный просвет, все еще продолжал восхищать, как волшебство, к которому существу земному не так-то легко было привыкнуть. Они стремительно пробежали метров сто и совсем по-мальчишески упали в траву…

    Теперь уже аэроплан бежал совсем близко мимо них. Прижавшись 2 к земле и вытянув 3 шеи, они видели велосипедные колеса с новенькими шинами, бегущие по траве: они чуть подскакивали 2 . Потом колеса слегка подпрыгнули и уже не сразу опустились, как бы повиснув в воздухе, но все-таки опять коснулись луга, затем снова подпрыгнули и уже на этот раз не возвратились на землю, хотя и находились над ней совсем низко. (140 слов)
    (По В.Катаеву)

    Грамматическое задание.

    Выполнить все виды разборов, указанных в тексте цифрами.

    Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

    Итоговый контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием

    за курс основной школы по русскому языку.

    Утро в степи.

    Ранее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую , сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)

    Грамматическое задание :

    1) Выполните синтаксический разбор предложения:

    I вариант - «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

    II вариант - «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

    2) Словообразовательный разбор слов:

    I вариант - высоко, бледнея.

    II вариант - радостно, переливаясь.

    3) Определение типа связи слов в словосочетании:

    I вариант - выписать словосочетание со связью согласование.

    II вариант - выписать словосочетание со связью управление

    Контрольное сжатое изложение текста № 1

    Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.
    Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик-нищий, похожий на Дон Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.
    Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме. Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей - моих тётушек. Даже в те далекие времена тальмы вышли из моды.
    Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
    Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза, В них было столько стыдливого горя , что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
    Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.
    Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:
    - Садитесь!
    - Мерси, мадам, - пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась - так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.
    Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.
    Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
    - Мерси, мадам!
    Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч»…

    (К. Паустовский)

    Контрольное изложение № 2 «Рябина».

    Осенью, когда похолодает, когда по утрам река светла до дна, а лесные опушки

    просвечивают насквозь, когда по мокрой от росы траве посверкивает паутина, а

    в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, - вдруг из всех

    перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями

    рябины. Вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой,

    мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой

    ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на

    другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой...

    Хлынет дождь - и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых

    кистей, капелька за капелькой, ягоды красные и капли красные; где висела

    одна ягода - сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в

    лесу...

    Все, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но

    такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после

    долгой отлучки, и словно бы уже не глазами, а каким-то внутренним , духовным

    зрением увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии.

    Увидишь, как в первый раз, все заново, и радуешься за себя, что увидел. Ни

    наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

    Недаром же, истосковавшись по родине, Марина Цветаева, русская поэтесса, хотя и уверяла себя и других, будто ее уже ничто не может обольстить, что ей "все -

    равно и все - едино", все безразлично, под конец стихотворения призналась:

    Но если по дороге куст

    Встает, особенно - рябина...

    Рябина! Как я раньше её не замечал? (По А.Яшину )

    «Слова в тексте» - Летают над цветами пчелы и шмели. План текста. Омонимы. Вот и весна пришла на Донскую землю. Выписать ключевое слово или записать одним предложением основную мысль. Говорить Холодный Шум. Молодые липки покрылись мягкими маленькими листочками. Подберите слова к схемам. Стало тепло и светло. Фразеологизмы.

    «Работа с текстом» - Кое-какие хитрости верстки. Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Описать структуру доклада. Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). По мере возрастания занятости, становится лень??. Практически стандарт – использование Power Point.

    «Виды текстов» - На уроках не болтай, Как заморский попугай. Грачи прилетели. 2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. Ночью рысь на охоту отправляется. На затылке красное пятно. Птицы давно улетели. Чистописание. Я попросил своего товарища вызвать врача. Поздняя осень.

    «Работа с текстом» - Составление (сводного конспекта / черновика) и правка. Последний этап оснастки. Чаще делайте абзацы. План «работы со своим текстом». Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. 1. Центральная тема. Методические указания для студентов ФИИ. Советы Эко. 3. Составление «сводного конспекта».

    «Тексты в компьютерной памяти» - Компьютерный алфавит. Изучаемые вопросы: Преимущества файлового хранения текстов. Решение. Проблемный вопрос: "Абракадабра". Таблица кодировки. Преимущества файлового хранения текстов: Пример 1: Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР? Цель урока: познакомится со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

    «Типы текста» - Основополагающий вопрос: все ли типы текста построены одинаково? Аннотация. Цель проекта: познакомить младших школьников с типами текста. Вопросы. В проекте участвуют: ученики начальной школы. Данный проект охватывает учебный предмет: русский язык. План проведения занятий. Материалы учебно-методического пакета.