История знает огромное число людей, которых можно назвать «гениальные шизофреники». Они сделали великие научные открытия, создали прекрасные картины, литературные и музыкальные произведения, имея явные психические проблемы. А некоторые ученые и вовсе считают, что творения многих гениев — это ничто иное как порождение их галлюцинаций, бреда и навязчивых идей.

Мы часто удивляемся, когда узнаем, что вот этот весьма известный человек на самом деле долгое время лечился от психического недуга или не лечился, но всем окружающим было очевидно, что он крайне нездоров. Но на самом деле знаменитые шизофреники встречаются довольно часто, просто мы не всегда знаем об этом.

Есть ли прямая связь между неординарными способностями и душевными болезнями? Или же это просто случайные совпадения, которые не удается скрыть из-за популярности самих больных?

Выдающиеся способности к наукам, музыке, рисованию и так далее сами по себе могут быть признаком одной из форм шизофрении, которая развивается еще в детском возрасте. Но в этом случае к пубертатному периоду «гениальность» обычно проходит, нарастают симптомы заболевания, которое часто принимает злокачественное течение. Детская шизофрения, начавшись с бурного развития способностей у ребенка, нередко заканчивается полным разрушением личности и инвалидностью.

Гении-шизофреники, которые достигли феноменальных успехов уже в зрелом возрасте, столкнулись с симптомами своего заболевания гораздо позже, чем перестали быть подростками. Более поздняя манифестация заболевания уберегла их психику от необратимой деградации, как это бывает при детской форме шизофрении. Однако великие люди, страдающие шизофренией, уже с рождения были предрасположены рано или поздно заболеть психическим расстройством.

Какова все-таки связь между гениальностью и сумасшествием? Современная наука выяснила, что у шизофреников некоторые отделы мозга работают по-другому, не как у здоровых людей. Возможно поэтому у известных людей так часто встречаются симптомы психических заболеваний – именно болезнь помогает им оказаться в числе «лучших из лучших».

Психологи тоже не остались в стороне от исследований. Они выяснили, что у психически здорового человека, не одаренного никакими гениальными способностями мышление в какой-то мере стереотипно. А мышление шизофреника, менее зависящее от социальных норм и правил — безгранично и непредсказуемо.

Ученые проводили исследования, где участников просили назвать ассоциации, которые возникали при просмотре какой-либо простой картинки. Гении-шизофреники смогли создать такую цепочку ассоциаций, которая и в голову не пришла бы обычным людям, и ассоциаций у них получилось в несколько раз больше, чем у здоровых людей.

Природа этого явления до конца не изучена, но однозначно то, что шизофреники видят мир совершенно иначе, не как здоровые люди – и именно поэтому их способности могут быть намного обширнее и глубже (хотя и не всегда).

Как понять: шизофреник или гений?

Современные психотерапевты разработали множество методик для определения наличия психических отклонений. Некоторые из них основаны на иллюзорном восприятии, как, например, тест, представленный в видео:

Мозг здорового человека примет иллюзию за правду. Мозг шизофреника «рассекретит» обман, и только гений сможет заставить свой мозг и поверить в иллюзию, и увидеть подвох.

Важно! Если тест показал, что вы мыслите так же, как люди, больные шизофренией, это не значит, что вы также страдаете данным заболеванием. При диагностике шизофрении применяется множество тестов и методик, результаты которых анализируются, обрабатываются и позволяют поставить правильный диагноз. Самодиагностика в психиатрии недопустима!

Известные шизофреники

Шизофрению с давних времен называют «болезнь гениев». Страдающие ею люди встречаются среди ученых, музыкантов, художников и представителей других профессий, чей вклад в развитие человечества трудно переоценить. В наше время ученые выяснили, что многие самые знаменитые открытия сделаны глубоко нездоровыми людьми, о чем раньше никто особо не задумывался.

Ученые

Например, Исаак Ньютон – английский ученый, сделавший великие открытия в области физики и математики, по мнению современных ученых, имел диагноз «приступообразная прогредиентная шизофрения».

И в детстве, и в зрелом возрасте ученый был замкнутым, нелюдимым, любил проводить время за книгами. Как и все великие люди, страдающие шизофренией, Исаак Ньютон не осознавал свой недуг, он был полностью поглощен своими исследованиями. Его внимание было целиком направлено в науку и совершенно отсутствовало в бытовых сферах. Ученый забывал поесть, или мог поесть дважды, так как не помнил о факте приема пищи.

Патологическая забывчивость сыграла с ученым злую шутку – непотушенные вовремя свечи спровоцировали пожар, уничтоживший все его записи. Позже у Ньютона усилилось чувство беспокойства за свои труды – ему казалось, что кто-то хочет незаконно завладеть ими, и этот «кто-то» готов ограбить дом ученого или даже убить его.

Одни ученые считают, что шизофрения Исааку Ньютону передалась по наследству от отца, другие это связывают с тем, что ученый проводил много лабораторных опытов, и его мозг был поврежден отравляющими веществами, третьи видят причину в напряженной работе. Какими бы ни были гипотезы, но болезнь не помешала ученому сделать множество научных открытий, самые известные из которых актуальны и в наши дни.

Другой ученый-шизофреник — математик Джон Нэш. Первые проявления параноидальной шизофрении начались у него в возрасте 30 лет. Они с женой хотели скрыть наличие симптомов, но болезнь быстро прогрессировала, Нэш попал в клинику, где проходил медикаментозное лечение.

Спустя несколько лет болезнь вернулась, ученый стал о себе говорить как о постороннем человеке, вслух вести диалоги о нумерологии и о политике. После прохождения инсулинокоматозной терапии вновь наступил период ремиссии.

Приступы параноидальной шизофрении преследовали математика всю жизнь, но несмотря на это, за труды в области математики был награжден Нобелевской премией. Его незаурядная личность привлекла внимание журналистки Сильвии Назар, которая написала о нем книгу, а позже по книге был снят фильм «Игры разума».

Художники

Также известным шизофреником считается Винсент Ван Гог.

Прожил он совсем недолго, всего 37 лет. Последние 10 лет жизни он посвятил живописи – создал более двух тысяч картин, продать которые при жизни не удалось.

Художника изнуряли слуховые и зрительные галлюцинации (однажды он чуть не убил друга, потому что услышал голос, приказывающий это сделать). Различные страхи заставляли художника импульсивно себя вести, метаться по комнате, подолгу находиться в определенных позах. Художник совершал странные поступки (например, поедал краски), у него случались приступы неконтролируемой агрессии по отношению к себе (будучи проповедником, наказывал себя за грехи путем избиения палкой, позже при ссоре с другом отрезал себе часть уха). Также страдал манией величия (считал себя оракулом), был одержим бредовыми рассуждениями на тему религии. В творчестве художника отражена душевная нестабильность, мучения, поиски счастья. Ван Гог есколько раз лечился в психиатрических клиниках, но безуспешно. В возрасте 37 лет собственноручно лишил себя жизни.

Список великих гениев с душевными недугами может продолжить и Франсуа Лемуан — французский художник с шизофренией. В юном возрасте он поступил в королевскую академию художеств, по окончании которой некоторое время путешествовал по Италии. После возвращения жил свободным художником, очень много работал. Его картины были избраны в качестве украшения интерьера в королевском дворце, также ему было доверено расписать потолок в Версале.

Во время работы по украшению потолка его начала мучить тяжелая шизофрения, есть предположения, что именно поэтому художник выбрал в качестве главной темы мифических существ.

Болезнь прогрессировала очень быстро. Во время одного из параноидальных приступов художник покончил с собой, несколько раз ударив себя ножом.

Актеры

Как ни странно, но звезды кино и театра также болеют шизофренией. Ярким примером может служить Аманда Брайнс.

У голливудской звезды Аманды Брайнс присутствуют яркие признаки параноидальной шизофрении – она часто испытывает страх, потому что считает, что в сигнализации, установленной на входной двери ее квартиры, установлены прослушивающие устройства. Соседи часто видят ее бродящей по коридорам дома беседующей вслух с кем-то невидимым. Аманда, как и все известные шизофреники, не признает своей болезни.

Исторические личности

Шизофрении подвержены даже известные правители, например, король Франции Карл VI. Стоит отметить тот факт, что при восхождении на престол он был известен в истории как Карл Возлюбленный, а в конце жизни – как Карл Безумный.

После его коронации прошло 12 лет, и лишь потом обнаружились симптомы одержимости. Сначала они выражались в чрезмерной раздражительности и несдержанности. Позже приступы раздражительности переросли в агрессию (так, правитель напал на своих солдат и зарезал ножом несколько человек). Во время приступов наблюдались провалы в памяти, бывало, король не мог вспомнить свое имя и свой социальный статус. Его галлюцинации носили тактильный характер – короля не покидало ощущение, что он сделан из стекла, постоянный страх разбиться заставлял больного носить прочные одежды.

Болевшему шизофренией королю пришлось передать бразды правления в другие руки, а самому вести жизнь простого обывателя. Приступы сопровождали экс-короля оставшиеся 15 лет жизни. Последние годы с ним жила его служанка, которая помогала пережить психозы и была незаменимым человеком во всех отношениях.

Писатели

Известные люди с шизофренией не редкость и среди писателей. Например, «болезнь гениев» была присуща Николаю Гоголю.

Еще в раннем детстве будущему писателю мерещились голоса, которые обвиняли его в смертных грехах. Также ему казалось, что его внутренние органы расположены неправильно

У писателя было множество страхов, связанных со смертью. Последние несколько лет он не мог полноценно спать, потому что боялся уснуть на кровати, а проснуться в могиле. Гоголь панически боялся умереть «не до конца» и просил своих друзей захоронить его только тогда, когда тело начнет разлагаться. Также известно, что он не принимал лекарства, потому что боялся умереть от отравления. И наконец, он боялся умереть раньше, чем напишет три тома «Мертвых душ».

Маниакальные периоды (периоды сильного возбуждения) начали проявляться у Гоголя после 20 лет. В эти периоды у него отмечалась бурная фантазия, повышенная работоспособность. Именно в возрасте от 20 до 30 лет писатель создал свои лучшие произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор», «Тарас Бульба» и многие другие.

Периоды апатии с 20 до 30 лет были непродолжительными и несильными, чего не скажешь о последних десяти годах жизни. Глубина и частота депрессивных фаз сильно увеличилась. Читательская публика ждала новых шедевров, но писательская деятельность Гоголя сошла на нет.

Еще один кандидат в «великие шизофреники» — Эрнест Миллер Хемингуэй.

В отличие от Гоголя, творческая активность сопровождала Хемингуэя практически всю жизнь, которая сама по себе была очень насыщенной. Волей судьбы он побывал во многих странах от Америки до Африки, был несколько раз женат. Он получал огромное количество тяжелых травм на войне, на охоте, в авиакатастрофе, в пожаре, и ему чудом удавалось выжить. Однако ответственность за свою жизнь (вернее – смерть) писатель предпочел взять в свои руки – предпринял несколько попыток самоубийства, последняя из которых оказалась успешной.

Суицидальные наклонности — не единственный симптом шизофрении, помимо этого писателя мучили нервные расстройства, депрессивные состояния, фобия публичных выступлений, мания преследования. Кстати, из-за мании преследования писатель проходил лечение в психиатрической клинике, после которого его писательская деятельность все-таки завершилась.

Вывод

У шизофрении и гениальности есть общая черта – безграничность мышления. Известные люди, болеющие шизофренией, на протяжении всей истории встречались среди правителей и ученых, художников, актеров и музыкантов. Этой болезнью страдали писатели и общественные деятели, религиозные лидеры и звезды эстрады.

К сожалению, многие из них закончили свои дни в клиниках или добровольно ушли из жизни. Однако современная психиатрия накопила достаточно опыта и знаний, чтобы больные со всего мира – известные люди и их ничем не выдающиеся «товарищи по несчастью – могли жить полноценной жизнью настолько, насколько это вообще возможно.

Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе­ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мен­дельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т. д. Некоторые ис­следователи даже пришли к выводу, что талант почти обяза­тельно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального загово­ра. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, опи­санные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психичес­ки больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".

Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 , то есть за пос­ледние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта.

Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладываются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принци­пиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называемых здоровых коллег . А может быть и ран­няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драма­тичная и своеобразная форма психической патологии) сосед­ствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего за­щитного барьера (интеллектуального, психического, физиологи­ческого, иммунологического и т. д.). И от того, в каких усло­виях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс полу­чить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится про­ходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин гово­рил, что "гений - это 99% труда и 1% таланта". Зависть и рев­ность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.

Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда та­ланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто прояв­ляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависимо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без ориги­нальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в ре­зонанс другой душе. А это возможно только при очень чувстви­тельной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнажен­ных нервов".

Повышенная впечатлительность, чрезмерная рани­мость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нер­вную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Постоянные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность созда­вать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическо­му счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдохновения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т. п. Это радостная одержимость служе­ния человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удо­вольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетво­рения, целиком захватывающего всю личность и организм талан­та. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошен­ным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного твор­ческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших космических сил. Различие гения и обычного че­ловека в первую очередь в способности (ума, души, всего орга­низма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с откры­тыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - со­вершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго обдуманно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гения­ми, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем оте­честве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки нег­лупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожи­данности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здра­вом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумашествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника крите­риями первоклассника или принципами первокурсника - выпускни­ка вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника примени­тельно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиар­дов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь нес­колько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отноше­ния к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гиган­тский экскаватор, вынимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная сис­тема на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оце­нок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между! основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности со­зерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умствен­ных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени при­водит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, до­ходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют ка­кую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скры­тые способности, в том числе поэтические, художественные и т. д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал ге­ниальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художествен­ного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.

В заключение хочется вспомнить слова Крылова:

Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.

Умей различны их постигнуть высоты".

Альберт Эйнштейн до трех лет не говорил, а из школы его чуть было не отчислили за неуспеваемость по математике. Фото РИА Новости

В одном из последних выпусков авторитетного научного журнала Nature Neuroscience были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными исландской компании deCODE genetics. Главный вывод этой работы таков: генетические факторы риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР; нам, возможно, более знакомого под названием «маниакально-депрессивный психоз») во многом определяют творческие способности. Другими словами, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами, отмечают авторы исследования. И учеными, добавим мы.

Надо заметить, что Исландия - страна уникальная во многих отношениях, уникальна в том числе и в отношении глубины изученности генотипов своих сограждан. Так, например, медицинская документация на всех исландцев сохраняется с 1915 года; практически каждая исландская семья хранит родословные, уходящие в глубь веков на несколько столетий.

Мало того, еще в 1998 году парламент Исландии принял решение о создании универсальной базы данных о всех жителях страны, которая включает медицинскую информацию, данные о родословной гражданина, а также генетическую информацию. А в 2000 году та самая компания deCODE genetics (поддержанная американскими инвестиционными компаниями и международной фармацевтической корпорацией «Хоффман Ла Рош») выиграла конкурс на право создания такой базы данных. Любопытно, что в обмен компания получала на 12 лет исключительное право на коммерческое использование генетической информации, которая могла быть получена из исследованных образцов крови практически всех исландцев. Планировалось, в частности, что вновь открытые гены, предрасполагающие к развитию того или иного заболевания, будут запатентованы. Подобного рода патент – интересный товар для фармацевтических компаний, разрабатывающих лекарственные средства нового поколения. То есть исландцы сделали предметом валютных поступлений не только рыбную продукцию, но и свой геном.

Как видим мы сегодня, компания deCODE genetics не ограничилась только изучением и «складированием» генетических данных соотечественников. Исследование, о котором пишет Nature Neuroscience, проведено по данным о 130 тыс. европейцах. И теперь мы, можно сказать, с математической точностью знаем, что одни и те же варианты генов определяют повышенный риск психических заболеваний в этой выборке, а также среди 86 292 исландцев. И те же варианты нашли с повышенной (на 17%) частотой у здоровых исландцев, входящих в национальные творческие объединения актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей.

Для проверки своих выводов ученые взяли данные по обследованиям 35 тыс. шведов и голландцев. И тут тоже все сошлось: представители творческих профессий в этих группах почти на 25% чаще являются носителями генов шизофрении и БАР. Вывод: генетические факторы, повышающие предрасположенность к шизофрении и БАР, также положительно влияют на творческие способности совершенно здоровых людей.

Вообще-то ученые во всем мире уже давно подбирались к подобным заключениям. «То, что есть связи, притом неожиданные, между некоторыми психическими, гормонально-биохимическими особенностями личности, в частности, генетически обусловленными, сейчас уже нельзя отрицать», – отмечал в своей книге «Генетика этики и эстетики» выдающийся отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989). Он даже предложил шкалу психической нормы (подчеркнем это – нормы!), на одном полюсе которой располагаются так называемые шизоиды. Вот какое описание Эфроимсон дает людям с таким психотипом: «Замкнутые в себе (интравертированные), слабо контактные, абстрактно мыслящие люди, слабо и неадекватно реагирующие на внешние события, но живущие очень богатой внутренней жизнью. Замкнутость и отрешенность являются их уязвимым местом, они нередко порождают их неудачи; зато особая способность к концентрированному сосредоточенному мышлению нет-нет да выдвигает из их рядов таких творцов, как Иммануил Кант, крупных математиков, физиков, поэтов» (здесь и везде далее курсив мой. – А.В.).

Выдающийся физик лауреат Нобелевской премии Карл Саган еще в 1977 году замечал: «Наука может быть охарактеризована как параноидальное мышление, примененное к природе: мы ищем естественные конспирации, связи между кажущимися несопоставимыми фактами».

Не сговариваясь с ним, американский исследователь А. Махони определял науку как профессию, в которой «некоторые формы паранойи… содействуют достижению успеха».

Исторических примеров, подтверждающих эти нарочито вызывающие высказывания, огромное количество. Скажем, Альберта Эйнштейна чуть было не исключили из школы за неуспеваемость… по математике. Впрочем, Эйнштейн был физик в самой чистой, кристаллизованной, если можно так сказать, форме. А вот школьника Эрнста Резерфорда, будущего физика, прославившегося работами в области радиоактивности и нобелевского лауреата, учитель отправлял домой с запиской для родителей: «Больше этого идиота в школу не присылайте, все равно ничего путного из него не выйдет»…

Член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич в своей книге «Социальная психология науки» приводит и вовсе «шокирующие» данные. «Выдающиеся личности часто страдают и другими соматическими заболеваниями, побочным следствием которых является ускорение обмена веществ, а стало быть, и повышенная стимуляция головного мозга, – пишет Юревич. – Й. Карлссон (1978) на основе анализа биографий выдающихся людей сформулировал теорию, согласно которой их творческие способности передаются по наследству и предопределены тремя генами: шизофрении, миопсии (близорукости) и… алкоголизма. … По мнению Карлссона, любой из соответствующих генов непременно присутствует у гениев – либо в доминантной, либо в рецессивной форме.

В результате, например, Эйнштейн не страдал алкоголизмом, но был носителем этого гена, что и проявилось у его спившегося сына».

Но шокировать эти выводы могут только неподготовленную публику, которая воспринимает ученых как неких небожителей. Генетики с самого начала подходили к этой проблеме с прагматических позиций.

В 1921–1922 годах в Петербурге один из первых отечественных генетиков Юрий Филипченко провел беспрецедентное по тем временам исследование среди выдающихся ученых Петрограда. Опросив с помощью специально подготовленных обширных (несколько сотен вопросов) анкет практически всех научных работников города на Неве, Филипченко пришел к следующим заключениям: «Бичом чисто русских семей является алкоголизм, встречающийся почти в полтора раза чаще, чем его можно ожидать: в 70% вместо 51%...

Напротив, у иностранцев алкоголизм встречается раза в три реже ожидаемого, и все другие заболевания, особенно туберкулез, несколько ниже нормы».

Есть такая медицинская шутка: «С шизофренией ты никогда не будешь одинок». Но заболевание это отнюдь не шуточное. В России, например, 1% населения страдает шизофренией. Согласно исследованиям пекинского Центра изучения и предотвращения самоубийств (Beijing Suicide Research and Prevention Center), шизотипические расстройства встречаются более чем у 4 млн китайцев. Есть даже гипотеза, что шизофрения – заразное заболевание. По крайней мере эпидемиологическое исследование, выполненное в начале 2000-х годов в Москве, показало, что среди родственников шизофреников людей с психическими отклонениями – 44%.

И при этом до сих пор нет удовлетворительного, принятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Кандидат психологических наук Алена Иванова подчеркивает: «У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики». Забавно, что тема кандидатской диссертации Алены Ивановой формулировалась так: «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах».

Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику. Как минимум. «С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений, – поясняет Иванова. – Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных… Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам».

Этот разговор с Аленой Ивановой состоялся у меня еще в 2007 году. Приведу еще одну цитату из него, идеально подходящую к нашему сегодняшнему информационному поводу. Итак, что же это такое – «неявные признаки»?

«Характерный пример, – поясняет Алена Иванова. – Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем, и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор»…

Недаром, слегка иронизируя, Андрей Юревич как бы ставит окончательный диагноз: «Если вы не пьете, не носите очки, не склонны к шизофреническим странностям и, более того, никто из ваших предков во всем этом не замечен, лучше выберите себе другую профессию, поскольку ученым вам стать не суждено».

Успокаивает – если нужно кого-то успокаивать – одно: сам феномен возникновения науки, научного способа познания окружающего нас мира в некоторых современных гипотезах трактуется как глобальная реакция общества на массовый невроз. А наука, по определению, пытается – и довольно успешно иногда – привести в систему, обуздать окружающий человека хаос и связанное с ним чувство бессилия перед неопределенностью. До тех пор, конечно, пока саму науку не начинают «лечить», как в случае с реформой РАН. Могут ведь и залечить насмерть…

(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".