Многообразие видов искусства

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.

Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусства.; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу).

Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.

Виды искусства и их классификация

Виды искусства – различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. В современной системе искусства с наибольшей силой дают о себе знать две тенденции. Первая состоит в тяготении к синтезу, вторая - в охранении суверенности каждого отдельного искусства. Они обе плодотворны. Сказывающаяся во взаимоотношениях этих тенденций диалектическая противоречивость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к взаимообогащению, к утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, полностью сохраняющих свою самостоятельность.

«Виды искусства – звенья одного явления; каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему. Видовые особенности искусства представляют собой специфическое проявление общего. Видовые особенности отдельных видов искусства сохраняются на протяжении всей истории их существования» .

Разделение искусства на виды носит глубоко закономерный характер. Существует две точки зрения : одни объясняют существование разных искусств объективными причинами, другие – субъективными.

Первые считают, что многогранен сам предмет искусства и различные грани его требуют различных средств художественной выразительности.

Вторые полагают, что так как одни и те же явления нередко отражаются и в поэзии, и в музыке, и в живописи, то нет оснований ставить существование различных искусств в зависимость друг от друга тем, что они отражают различные явления, и тем, что пользуются различными изобразительными средствами в соответствии с природой человеческого восприятия. Но коренная основа существования различных искусств, безусловно, заключена в самом предмете искусства, в многогранности объективного мира, разные стороны которого не могут быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства.

Каждое искусство пользуется своими собственными изобразительно-выразительными средствами, и в этом раскрывается важнейшая видовая особенность художественного творчества. Собственные художественные средства отдельных искусств определяются, прежде всего, предметом воспроизведения и задачами каждого из них. Но как ни специфичны изобразительно-выразительные средства отдельных искусств, между ними существует определенная связь, которая состоит в том, что все те или иные виды искусства могут пользоваться при определенных условиях изобразительными средствами других искусств. Например, графика прибегает и к помощи цвета – средства, которое она заимствует у живописи.

Необходимость существования различных искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную художественную картину мира. Такую картину могут дать только все искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом.

Художественная культура современного общества включает в себя и очень древние, и сравнительно молодые виды искусства. Так, например, изобразительное искусство было известно еще людям первобытного общества, а кинематография, по существу, детище XX века. В последующие десятилетия стали создаваться такие новые искусства, как телевидение, художественная фотография. С развитием общества, его техники и духовной культуры могут появиться и новые искусства.

В эстетической и искусствоведческой литературе единой общепринятой классификации нет. Самая распространенная классификация искусства выражается в разделении его видов на три группы : пространственные или статические, временные или динамические и пространственно-временные.

Первая группа охватывает изобразительное искусство и архитектуру и воспринимается зрением; вторая – литература и музыка - слухом, а третья - балет, театр, кино - и зрением, и слухом.

В познании действительности в определенной мере участвуют все органы чувств. Такое разделение основано на том, что в одних искусствах все изображаемые ими события развиваются во времени, а другие представлены как бы статично.

Классификация искусств на пространственные и временные не учитывает других существенных признаков искусства, таких, например, как наличия в нем непосредственного воспроизведения конкретного облика чувственно воспринимаемых нами явлений действительности.

1. Изобразительные и неизобразительные искусства

«Есть такие искусства, которые по самой своей природе обязательно дают непосредственное изображение явлений, как это делает живопись или скульптура; но есть и такие искусства, в которых прямое воспроизведение материального облика отражаемых явлений отсутствует, как в музыке или архитектуре» . В этом отношении искусства делятся на изобразительные и неизобразительные .

В свою очередь изобразительные и неизобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декоративный. Неизобразительные искусства более четко разделяются в соответствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначением (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусства, также условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пластику человеческого тела (пантомима, балет, акробатика), пластические или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-пространственные (драматический и музыкальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

Изобразительные искусства – раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура и графика. Черты изобразительности могут быть в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, их произведения пространственны и воспринимаются зрением, но их только условно иногда относят к изобразительным искусствам.

В основе изобразительного искусства целостный образ предметного мира, в том числе самого человека. Хотя изобразительное искусство так или иначе воспроизводит визуально наблюдаемые, объективно существующие качества реального мира (объем, цвет, пространство, формы предметов и световоздушную среду), оно не является фиксацией непосредственного зрительного восприятия. Художник создает художественный образ даже тогда, когда он только точно воспроизводит главные черты оригинала. Созидание является в изобразительном искусстве непременным условием воспроизведения действительности. Поскольку созидающая сила изобразительного искусства является одной из разновидностей бесконечной творческой мощи самой действительности, то в произведениях изобразительного искусства природа получает возможность созерцать самою себя.

В отличие от других видов искусств (литературы, музыки, театра, кино), изобразительные искусства являются по преимуществу искусством пространственным и потому ограниченно в своей возможности воспроизведения времени и связанного с ним временного развития действия. Тем не менее, изобразительное искусство тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами. Изображение посредством чувственного облика вещей и самого человека зримых черт эпохи раскрывает внутреннюю природу явлений, духовную жизнь отдельных людей и времени в целом.

Художественная идея произведений изобразительного искусства может быть передана только присущими ему изобразительными средствами.

К свойственным изобразительному искусству художественным средствам относятся рисунок, цвет, пластика, светотень.

Рисунок – изобразительное начертание на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом, с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под цветом понимают цветной тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью цвета.

Пластика – определение объема – пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, ограниченности построений перетекания объемов.

Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющих воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики – выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметов мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.

Художественный образ в изобразительном искусстве имеет ту же основу, ту же цель, что и выразительный образ, - дать глубокое осмысление и оценку человека и общества. Цель скульптора, живописца, артиста – не в том, чтобы просто «скопировать» облик современных людей, но и в проникновенном осмыслении их человеческой сущности.

2. Живопись

Одним из видов изобразительных искусств является живопись.

Живопись – один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий при помощи красок реальный окружающий нас мир.

Художник, используя различные художественные приемы, передает на плоскости объемную форму предметов, воздушную среду, охватывая при этом порой огромное пространство.

Живопись делится на монументальную, станковую, декоративную и миниатюрную.

Монументальная живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой. Она отличается величием художественного замысла, отражающего важнейшие события жизни народа, глубиной идейного содержания, выраженного в простых и, как правило, в крупных формах. К основным видам монументальной живописи относятся мозаика и настенная роспись общественных зданий.

Большую историческую, художественную ценность представляют древнерусские мозаики и фрески. Таковы, например, мозаика и фрески собора Софии в Киеве, новгородские фрески и ряд других памятников. Особенно большое развитие приобрела монументальная живопись в годы советской власти. К лучшим советским монументальным произведениям относятся росписи художника Е. Лансере в зале Казанского вокзала в Москве, мозаика П. Корина «Киевская кольцевая».

Станковая живопись получила название от «станка», на котором создается произведение. Станковая живопись появилась рано, еще в античные времена. На Руси раньше писали на специально подготовленных досках, главным образом, иконе. На холсте масляными красками русские художники стали писать сравнительно поздно – с конца XVIII века, когда в живописи появился интерес к изображению человеческой личности, и развилось искусство портрета.

Декоративная живопись нашла широкое распространение в росписях архитектурных памятников Киевской Руси в виде орнаментальных изображений, бытовых и охотничьих сцен. Дальнейшее развитие декоративная живопись получила в Петровское время. Она также как, и монументальная, предназначалась для оформления стен и потолков внутри особняков, дворцов, церквей и других помещений.

Декоративная живопись имела главной своей целью украшение помещений. Если в монументальной живописи основой являлась непосредственно стена, то декоративная живопись иногда выполнялась масляными красками на холсте, который затем натягивался на потолок или на стену. Украшательскими сюжетами декоративной живописи чаще всего были орнаментальные и иносказательные изображения.

Декоративная живопись широко применялась в XIX веке, но уже с большим реалистическим направлением, так как в основном работали русские мастера. Наибольшее применение данный вид живописи получил в наше время: росписи театров, дворцов культуры и т.д.

Декоративно-оформительская живопись применяется главным образом в театральных декорациях, в декорациях для кино, для праздничного оформления улиц и площадей. Она носит обычно временный характер. Особенно большое место декоративно-оформительская живопись наше в наше время, когда театр и кино стали массовыми зрелищами.

Миниатюрная живопись получила свое определение по названию краски, приготавливающейся из миния, которой в древности пользовались для раскрашивания заглавных букв в рукописных книгах. Миниатюра отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели и масляной живописи.

Большое значение миниатюрная живопись приобрела как иллюстрация в средневековых рукописях.

3. Графика

Графика – также как и живопись является одним из видов изобразительных пространственных искусств. Графика – это самое популярное из изобразительных искусств, так как она во многих случаях является подготовительной стадией для других искусств, и в то же время графика – популяризатор произведений других искусств. Данный вид изобразительного искусства теснейшим образом связан с бытом и с общественной жизнью человека – в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве этикетки, плаката, афиши и т.д.

Несмотря на то, что графика часто играет подготовительную, прикладную роль, это искусство вполне самостоятельное, со своими собственными задачами и специфическими приемами.

Принципиальное отличие графики от живописи заключается не столько в том, как это обычно говорят, что графика – это «искусство черно-белого» (цвет может играть в графике весьма существенную роль), сколько в совершенно особом отношении между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства. Если живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения (холст, дерево и т.п.) для создания объемной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.

Термин «графика» - греческого корня; он происходит от глагола « graphein », что значит скрести, царапать, писать, рисовать. Так «графика» стала искусством, которое использует грифель – инструмент, который процарапывает, пишет. Отсюда тесная связь графического искусства с каллиграфией и вообще с письменами (что особенно заметно сказалось в греческой вазописи и японской графике).

Термин «графика» охватывает две группы художественных произведений, объединенных тем общим принципом эстетического конфликта между плоскостью и пространством, но которые в то же время совершенно различны по своему происхождению, по техническому процессу и по своему назначению, - рисунок и печатную графику.

Различие этих двух групп выступают прежде всего во взаимоотношении между художником и зрителем. Рисунок обычно художник делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с целью показа зрителям. «Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой» . Он может быть незакончен и даже в этой незавершенности может быть заложено его очарование.

Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т.п.) часто выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного. А на многих. Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на народную массу. Но печатная графика – это не всегда рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это – особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая. И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.

4. Скульптура

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Обычные материалы скульптуры – глина и обоженная глина (керамика), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и другие).

Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображение животного мира составляют анималистический жанр скульптуры. В XX веке средствами пластики иногда воссоздаются природа (пейзаж), предметы (натюрморт); возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры).

Имеются две разновидности скульптуры: круглая скульптура , свободно размещающаяся в пространстве; рельеф , в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности данного вида изобразительного искусства разделяются по своему назначению на станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру. Создавая скульптуру человека, художник исходит из реальных человеческих тел. Но его произведения ни в коей мере не является «слепкой» объемной «копией» тела. Скульптор, даже если он изображает данного, позирующего ему человека, все же, как бы создает его фигуру и лицо заново, и поэтому статуя словно начинает «жить» сама по себе. И эта творческая деятельность скульптора, в которой участвует его мысль, воображение, чувства и мастерство его сильных пальцев, запечатлевается в произведении. В особенном цвете, блеске, вещественном облике, «фактуре» избранного материала выражается замысел художника, его понимание и оценка созданных им человеческих образов.

Большое значение в скульптуре имеет также ритм : фигура располагается в пространстве более или менее стройной организованностью; наклон тела, положение головы, рук и ног имеют определенную симметрию. Ритм статуи призван выразить тот или иной замысел художника и, с другой стороны, придать статуе наивысшую цельность и законченность.

Выразительные элементы играют более или менее значительную роль и в самой форме статуи. В целях выражения какого-либо особенного состояния человека, например, стремительного, радостного порыва, крайнего отчаяния – скульптор нередко в той или иной степени отходит от прямой изобразительности, «домысливает» и применяет привычные формы и жесты человеческого тела.

В подлинно художественной скульптуре существует органическое, взаимообогащающее единство изобразительных и выразительных средств, создающих осмысленный и живой образ человека.

5. Архитектура

Архитектуру Б.Р. Виппер определяет как изобразительное искусство. Подобно живописи и скульптуре, она связана с «натурой», с действительностью, но ее изобразительная тенденция отличается от принципов изображения в живописи и скульптуре: «…Она имеет не столько «портретный», сколько обобщенно-символический характер – иначе говоря, она стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а типических функций жизни» . В любом стиле, в любом памятнике художественной архитектуры, утверждает исследователь, «… мы всегда найдем… реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию. Выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл» . Именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусства от простого строительства.

Архитектура занимает особое место в семье искусств. Она относится как к духовной, так и к материальной культуре.

Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; это не обычное отражение действительности, а сама действительность, идейно эстетически выраженная.

В архитектуре искусство органично сочетается с практически полученной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призваны удовлетворять материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественная ему. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер.

Громадное количество жилых домов, выстроенных на протяжении веков в различных странах мира, чаще всего значение архитектурных сооружений не имели. Дело в том, что дома не создавали образа времени, в них не отражалось общественное сознание эпохи.

Н.В. Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, об отношениях человека и мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроениях времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед нами возникают в каждую новую эпоху.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами , как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Произведения архитектуры и очень близкого ей декоративно-прикладного искусства составляют как бы, промежуточную ступень, между остальными предметами, создаваемыми человеком, и произведениям искусства в собственном смысле слова.

К произведениям декоративно-прикладного искусства могут принадлежать различные вещи – мебель, оружие, посуда, одежда, любой изготовленный человеком предмет. Придавая изготовляемой вещи особенную форму, наносят на нее определенные узоры, орнамент, окрашивая ее в какие-либо цвета, люди создавали не только предмет того или иного назначения, но и художественное произведение. Такая вещь имеет двойную ценность: она ценна и как полезный предмет и как произведение искусства, причем вторая ценность превышает первую.

В художественной вещи рельефно выразятся многогранные качества самого творившего ее человека – богатство его воображения и мастерство его рук. Если ее мастер – высокоразвитый и духовно богатый человек, способный вымыслить яркие формы и краски, - вещь обладает художественной ценностью, является произведением искусства. Художественная вещь создает не некий человек, вообще, но человек определенного времени, принадлежащий к определенной общественной группе. Поэтому в вещах каждой эпохи своеобразно отражаются особенности современного общества.

Подлинные произведения прикладного искусства, особенно целая совокупность произведений какого-либо времени, ставят перед нами определенный образ эпохи, отражают в своих формах ее характерные черты.

Прикладное искусство является древнейшим из искусств. Среди дошедших до нас наиболее ранних, первобытных орудий труда и предметов быта, мы уже встречаем такие вещи, которые несут на себе следы активного стремления создать определенные художественные образы.

Произведения декоративно-прикладного искусства – это только переход от обычного человеческого труда к особому виду деятельности – художественному творчеству.

Декоративно-прикладное искусство существует в единстве с каким-либо зданием, то есть произведение архитектуры, составляя его внутреннюю обстановку.

В декоративно-прикладном искусстве следует выделять две существенно различающиеся области: 1) объемные предметы определенной формы и раскраски – художественная мебель, домашняя утварь; 2) плоские поверхности, покрытые узорами – ковры, ткани, разрисованные стены и т.д.

Вторая группа чаще всего образует самостоятельное искусство – орнамент.

Орнамент

Орнамент – один и основных элементов большинства произведений архитектуры и прикладного искусства.

Орнамент – есть сочетание линий и цветовых пятен, которые наносят на поверхности зданий и вещей путем раскрашивания, резьбы, чеканки и т.д.

Но орнамент выступает вместе с тем и как самостоятельное искусство – когда он выткан на ковре, нарисован на какой-либо доске, при этом весь смысл воплощается в орнаментальном рисунке.

Среди орнамента различают: геометрический, растительный, животный и т.д. Всякий орнамент является в своей основе «геометрическим», слагается из сочетаний прямых, кривых и круглых линий и фигур различного цвета. Целостный образ орнамента, прежде всего, выражает определенное мироощущение, человеческое отношение к жизни – радостное или, наоборот, сложное, противоречивое и т.д. Орнамент слагается из определенных мотивов, сочетающихся в то или иное своеобразное единство.

Мотив – это повторяющиеся во многих отдельных произведениях сплетения линий, фигур, сочетания цветов. В орнаментальных мотивах и их сочетаниях в обобщенной форме выражается особенный характер народа, наиболее важные и неповторимые черты его бытия и психики.

Орнамент – это наиболее «обобщающее» из искусств; он как бы вбирает и воплощает в наиболее общей и отвлеченной форме многогранное образное богатство остальных художественных форм данного народа.

Другое центральное явление выразительных искусств – ритм . Ритмом называется повторение каких-нибудь одинаковых, либо сходных, сопоставленных явлений в пространстве или времени. Чаще всего архитектурный и орнаментальный ритмы носят симметрический характер. Это значит, что ритмические, сходные элементы повторяются не по всей длине, ширине, а расположены, например, на более или менее равном расстоянии от середины здания или ковра, от «оси симметрии» этого центра как бы разошлись в стороны ритмические «волны».

Орнамент одновременно является и очень простым и очень сложным видом искусства. С одной стороны, орнаментальное произведение предельно элементарно – это всего лишь система разноцветных линий и фигур. Но вместе с тем орнамент может быть настоящей загадкой. Национальный орнамент вырабатывается и шлифуется в течение долгих столетий и тесно связан со всей жизнью и культурой народа. В орнаменте – как и в танце и музыке – следует различать две основные области: народное искусства, так сказать «фольклорный» орнамент и орнамент, создаваемый уже в развитом обществе профессиональными художниками.

Жанры

Изобразительные искусства делятся на жанры.

Жанр (фр. genere – род, вид) - исторически сложившееся подразделение в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и т.д.). Дальнейшая более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет еще и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника – портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и т.д. Новые поджанры основных жанров возникают также при дроблении на более частные явления самих предметов изображения (например, морской вид, марина – особый вид пейзажа, «галантный жанр» - один из видов бытового жанра и т.д.).

Поскольку каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определен как тип произведения искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания. В тех видах искусств пластических, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и других) жанровая классификация не принята; ее место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре).

1. Портрет

Портрет (фр. portrait , нем. Bildnis ) – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Портрет характерен главным образом для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре, живописи, в книжной и прикладной графике и т.д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.

Существует множество разновидностей портрета. По характеру выделяются две основные группы: парадные (репрезентативные) и камерные.

Парадный портрет , как правило , предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение, чаще всего на нейтральном фоне. Разновидностью камерного изображения на нейтральном фоне является интимный портрет , выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным .

В наименовании таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе» (например, «Екатерина II в виде Минервы»).

Различают аллегорический, мифологический, исторический портрет.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного выделяют двойной и групповой портрет.

Парадными двойными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов.

Групповой портрет – портрет, включающий группу персонажей (не менее трех), соединенных в одной обстановке, сцене, часто связанных единым действием.

В особую группу выделяется автопортрет.

Автопортрет (от греч. Autos – сам, и портрет; англ. sell portrait ; фр. Autoportrait , нем. Selbstbidnis ) – графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Это особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремится в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличиях (характерно для многочисленных автопортретов Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т.д. В автопортрете могут быть отражены личные особенности художника, либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. Автопортрет может быть включен в композицию с изображением других персонажей.

«Человек – главный герой искусства. Мы видим множество людей в бытовых, исторических картинах, в произведениях мифологических и религиозных. Все это повествовательные жанры. И лишь в портрете человек предстает не действующим лицом какого-то сюжета, а просто человеком, личностью, со своими индивидуальными качествами. Не всякое отдельное изображение человеческого лица или фигуры мы называем портретом, а лишь образ определенного реального человека. Портрет не всегда делается с натуры. Он может изображать человека отсутствующего, давно умершего, чей образ воссоздается по памяти, по каким-то сохранившимся изображениям, наконец – по воображению. Портрет должен быть похож, во всяком случае, он должен убеждать нас в том, что перед нами именно этот человек, а не кто угодно другой. Не менее важно передать и более общее впечатление о человеке, уловить его повадку, манеру поведения, жест. Еще глубже лежит сходство внутреннее, ощущение характера – властного или робкого. Портретист может попытаться проникнуть и в переживания своего героя, приоткрыть зрителю мир его чувств. Художник может обратить наше внимание на место человека в обществе. Можно говорить также о психологическом портрете , который становится концентрацией внутреннего существа человека. Но психологизм в живописи не тот же, что и в литературе. Писатель может непосредственно ввести нас в мысли и чувства своего героя. На холсте же перед нами только облик, позволяющий о чем-то догадываться и переживать.

Одна из самых важных характеристик портрета, определяющая его задачу и настроение, это то расстояние , на котором он держит зрителя. В портрете парадном, возвышающем и прославляющем героя - дистанция увеличивается; в портрете интимном, лирическом она сокращается до предела. Герой такого портрета не только приближает нас на расстояние свободной дружеской беседы, но и приоткрывает нам мир своих чувств и переживаний» .

Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Но для того, чтобы поставить перед собой такую задачу, портретист должен увидеть в модели индивидуальность. Привлекающую его как художника, чем-то, может быть, равную себе, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению этой именно модели.

Портрет, в самом деле, предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности.

2. Пейзаж

Пейзаж (фр. paysage , англ. landscape , нем. Landscaft ) – жанр изобразительный искусств, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или, преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые пейзажем.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить: сельский, городской (ведута), архитектурный и индустриальный пейзаж.

Ведута (итал. Veduta , букв. – увиденное) – пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности города. Термин сложился в XVII веке (когда для воспроизведения видов использовалась камера – обскура – прототип фотоаппарата) и применяется, как правило, к искусству Европы этого времени. Ведута – один из истоков искусства панорамы.

Архитектурный жан р – жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В данном пейзаже большую роль играет линейная и воздушная перспектива, позволяющая связать воедино природу и архитектуру. Можно выделить в архитектурный пейзаж городские перспективные виды, в XVIII веке называвшиеся ведутами (А. Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди в Венеции; Ф.Я. Алексеев в России), виды вилл, усадеб. Парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю. Робер во Франции, К.Д. Фридрих в Германии; С.Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев в России), фантастические пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д. Баттиста, Пиранези, Д.П. Паннини в Италии).

Архитектурный пейзаж часто является видом перспективной живописи, в которой особую область составляют изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзажи.

Облик Земли давнего прошлого, вечные, неизменные законы природы – темы исторического пейзажа, а при устремленности авторского воображения к картинам будущего мира – темы фантастического или футурологического пейзажа. Также особую область представляет космический, астральный пейзаж – видимое с земли или мысленное небесное, звездное пространство, изображения далеких планет. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере роста технического процесса.

Для советского пейзажа характерно расширение тематики. Получил распространение мемориальный пейзаж – картины памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся представителей русской культуры.

В советское время получил широкое распространение графический пейзаж – в гравюрах и рисунках В.А. Фаворского, В.Д. Фалиева, Н.И. Кравченко и других.

Особый образно-тематический раздел представляет советский пейзаж военных лет, в котором нашли отражение героико-патриотические настроения советского народа.

Итак, художественная ценность пейзажа как произведения искусства в огромной степени определяется специфическими качествами живописи и рисунка, которые говорят об отношении каждого отдельного произведения к общему опыту искусства и к опыту жанра.

3. Натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte – мертвая натура, англ. still life , нем. Stilleben ) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воспроизводящих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом.

«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем» .

О чем говорит нам долгий путь натюрморта?

    О трудном процессе рождения и утверждения особого, сложного и глубокого жанра живописи;

    о том, что этот жанр может очень полно ответить насущным потребностям искусства – аналитическим, экспериментаторским, поискам образного решения;

    о том, что не всегда искусство могло увидеть это ценное начало в натюрморте и часто не заслуженно пренебрегало им, и случалось это не по личному произволу художников – в отношении к натюрморту положительно или негативно отражались исторические потребности нашей живописи;

    о том, что в натюрморте, этом наиболее «чистом» жанре живописи, отражаются как в фокусе некоторые общие тенденции в развитии изобразительной формы, и не только формы – сами образы натюрморта претерпевают эволюцию, общую с другими жанрами живописи;

    о многообразии, неповторимости, уникальности образных форм натюрморта и особых, незаменимых его возможностях.

«Натюрморт – мастерство вещи, рассказ о предметном мире – не стоит в стороне от больших творческих решений советской живописи. Он живет единой жизнью с пейзажем, портретом и большой тематической картиной».

Натюрмортный жанр дает художнику возможность углубиться в живые процессы материальной сущности предметного мира. Живописец может подслушать шорох старых пергаментных страниц, уловить аромат цветов. Его искусство должно создать такую систему впечатлений, при которой зрительный образ внушает ощущение всех этих переживаний, недоступных прямому воспроизведению в картине.

В натюрморте раскрывается одна из граней окружающей человека природы – безмерное разнообразие форм бытия; трепетное цветение жизни воплощается в ясной и чистой архитектонике композиционного строя.

Натюрморт раскрывает перед нами беспечное многообразие природы. Мы познаем те свойства, те особенности вещей, которые могли остаться незамеченными.

В пору сложения и расцвета натюрморта в XVII веке его называли « stelleven » - тихая жизнь. Выбор, расположение, свойства тех или иных предметов как бы выражали вкусы, настроение, порывы их обладателей, рассказывали о человеке и за человека.

4. Исторический жанр

Исторический жанр (англ. history subjects , нем. Historienbild ) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества.

Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых осознано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые сцены), портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), но особенно тесно смыкается данный жанр с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.

Исторический жанр находит воплощение как в станковых формах искусства (историческая картина, статуя, бюст, рисунок, эстамп), так и в монументальных формах (росписи, рельефы, памятники) и в миниатюрах, иллюстрациях, мелкой пластике (медали, монеты). Эволюция исторического жанра во многом обусловлена накоплением исторических знаний, развитием исторических воззрений, а периоды его подъема связаны с критическими этапами истории, общественными потрясениями, ростом социального и национального самосознания.

Разновидностью исторического жанра являются мифологический, аллегорический и религиозный жанры.

Мифологический жанр (от греч. mythos – предание) – жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они являются важнейшим источником художественного творчества на ранних этапах их истории, начиная с первобытного искусства (хотя мифы, составившие основу известных нам изображений, зачастую до нас не дошли). Но в эпохи, когда мифология была живым, всесторонним постоянно развивающимся явлением, одной из основ народного сознания, она не могла выделяться в отдельный, отличный от других жанр. Начатки мифологического жанра возникли в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы переставали быть верованиями, рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей с весьма сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом (картины С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фрески Ф. Коссы, Рафаэля).

В XVII – начале XIX века значительно расширяется круг философских, нравственных, эстетических проблем, отраженных в произведениях мифологического жанра, то служащих для воплощения высокого художественного идеала (картины Н. Пуссена, П.П. Рубенса), то сближающихся с жизнью (картины Д. Веласкеса, Рембрандта), то создающих праздничное зрелище (картины Ф. Буше, Д.Б. Тьеполо).

В XIX столетии мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура Антонио Кановы, Бертеля, Торвальдсена. И.П. Мартоса, картины Ж.Л. Давида, Д. Энгра, А.А. Иванова), которая в академическом салонном искусстве середины и второй половины этого века приобрела характер холодной и безжизненной рутины, сыгравшей существенную роль в бунте молодых русских художников 1863 года.

Наряду с темами античной мифологии в XIX – XX веке в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

В начале XX столетия символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М.А. Врубель), который в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С.Т. Коненкова и графике П. Пикассо получил современное переосмысление.

Аллегорический жанр - аллегория (от греч. allegoria – иносказание) – в искусстве означает - воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке – аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке – аллегория Правосудия).

По определению И.В. Гете, аллегория «претворяет явление в понятие, понятие – в образ, в такой, однако форме, что образ остается вполне адекватным, имеющему четкие пределы понятию, которое он выражает целиком».

По своей функции часть аллегорий сближается с эмблемой. Наиболее распространенный вид аллегории – персонификация, то есть фигура, снабженная одним или несколькими атрибутами, поясняющими ее смысл.

Исторический жанр один из самых сложных, трудоемких жанров живописи.

Историческая живопись и историзм в живописи – понятия тождественные, но глубоко взаимосвязанные. «Для исторического живописца – историзм – живая душа его искусства, без которой оно теряет свои самые существенные жизненные черты».

Историческая картина на разных этапах жизни нашей страны отражает основные фазы развития советского изобразительного искусства, его достижения или недочеты. Важнейшей задачей мастеров советского исторической живописи остается достижение правдивости в изображении исторических событий, будь то события современные или события более или менее далекого прошлого.

5. Батальный жанр

Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.

Батальный жанр может быть составной частью исторического жанра (при изображении боевых действий или военного быта прошлой эпохи, либо при осознании исторического смысла современных сражений), составной частью мифологического жанра (если изображаются поединки фантастических героев), а также может иметь непосредственное отношение к современной художнику жизни армии и флота, к изображению новой техники, нового характера вооруженных конфликтов, свидетелем и даже участником которых становится сам художник, создающий произведение батального жанра по личным впечатлениям и зарисовкам, воспоминаниям.

Батальный жанр может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия, доспехов, военных трофеев, знамен и других атрибутов воинской жизни).

Важнейшей задачей мастеров батального жанра остается достижение полной правдивости в изображении батальных событий, будь то события современные или события более или менее далекого прошлого.

6. Бытовой жанр

Бытовой жанр (фр. genre , нем. Sittenbild ), жанровое искусство – один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частой и общественной жизни человека, из крестьянского и городского (в прошлом – дворянского, купеческого, разночинного и т.д.) быта.

Истоки бытового жанра есть уже в наскальных писаницах, несущих изобразительную информацию о быте древних охотников и рыболовов, в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи в пластике, в средневековой житийной иконе в миниатюре, в пластическом декоре буддийских храмов и в росписях храмов Древней Америки, если они, так или иначе, показывают жизнь людей, их занятия, быт.

Творческие искания многих художников бытового жанра, как и мастеров других жанров живописи, направлены на поиски наиболее глубокого выражения нашей современности, на поиски современного стиля в искусстве. Весь путь советской жанровой живописи являлся борьбой за утверждение нового героя, нового хозяина жизни. В образах искусства советские люди ищут ответы на волнующие их мысли и чувства. Они ждут, что художники помогут им своими произведениями разобраться в сложных явлениях жизни.

7. Анималистический жанр

Анималистический жанр (от лат. animal – животное) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Этот жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе); декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается»; наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе).

Произведение искусства по их характеру разделяются на три категории: искусство монументальное, декоративное и станковое. Свойства, нормы и признаки, определяющие эти категории, одинаково применимы и к произведениям анималистического искусства.

Образцами монументального анималистического искусства являются большие панно. Стенопись или фреска, где выявляются величественные образы животных или их группы на фоне большого ландшафта. Вестибюли и залы биологических музеев. Павильоны сельскохозяйственных выставок – возможные места расположения этой живописи.

В настоящее время имеется мало возможностей для установки анималистической монументальной скульптуры большой массы в бронзе или камне, с ее строгими пропорциями, сдержанным движением и обобщенными формами. Только образы коней находят воплощение в монументах.

Примеры подлинно монументальной скульптуры животных можно найти лишь в искусстве Египта, Месопотамии и Китая.

Декоративной считается скульптура, прямое назначение которой является украшение пространства парка или интерьера. Размеры ее меньше, формы более легки и сложны, выражение движения более свободно, содержание более жизненно и разнообразно. Также разнообразны и материалы декоративной скульптуры. Кроме бронзы, мрамора, литого камня для наружной скульптуры, для интерьеров могут быть применяемы все виды керамики. В декоративном искусстве может быть широко выявлена тема животного. Во все времена истории эта тема не иссякала в декоративном искусстве всех народов, а иногда даже главенствовала. Человек всегда ценил красоту животного мира, любовался проявлением его форм, движений, красок, узоров и, радуясь им, претворял в произведении своего искусства. Звери и птицы, рыбы и ящеры, змеи, бабочки и морские животные – все они находили место в коврах, тканях и вышивках, в резьбе из различных камней, кости, в чеканных металлах и керамике. Образ животного в декоративном искусстве является преимущественно условным и орнаментальным. Он существует или как часть узора, ритмически построенного, или включается в пространство, ограниченное определенной геометрической формой, или, наконец, превращаясь в форму утвари, не может сохранить реалистический характер. В плоскостных изображениях и в объемных формах силуэт животного, его пропорции должны изменяться, подчиняясь ритму вещи, которую он украшает. И тематическое содержание в декоративном искусстве не может быть достаточно выраженным, а иногда практическое назначение вещи определяет все его содержание.

Вместе с тем притягательность работ художников-анималистов заключается не только в научной достоверности композиций, но и в понимании самоценности мира живой природы.

8. Интерьер

Интерьер (от фр. interieur – внутренний) – 1) внутренне пространство общественного, жилого, промышленного здания; помещение в здании (комната, зал, вестибюль и т.д.). Интерьер, его конфигурация, расположение, назначение имеют большое значение для облика и планировки здания в целом. Пространство интерьера, размеры, пропорции, характер отделки, сочетаясь с убранством, мебелью, оборудованием и т.д., создают ансамбль интерьера, определяемый его функциями и архитектурно-художественным стилем; 2) жанр изобразительного искусства, получивший развитие в живописи Голландии и Фландрии конца XVI и XVII веков (голландские церковные интерьеры – П. Санредам, Я. Вермеер), в первой половине XIX столетия в живописи бидермайера (в Германии Г.Ф. Кристинг).

Первые «опыты» изображения интерьеров на Руси связывают иногда с иконописными образами, что, разумеется, можно принимать с известными оговорками. Но вот уже графическое искусство XVII века прямо обращается к современному интерьеру как объекту изображения, правда, в его дворцовом варианте. Рукописи и книги второй половины этого же века донесли до нас весьма определенный образ интерьера, удивляющего свободным соединением архитектурных элементов, разнообразием и пестротой форм, стилистически неоднородных, но объединенных общим принципом их использования. Впечатление декоративности узорочья и постоянного движения форм в этих дворцовых ансамблях дополнялось их колористическим образом – «пестротой цвета». При этом, как указывает И.А. Пронина, знаток русского архитектурного интерьера, нельзя забывать «о религиозно-содержательной насыщенности каждого компонента ансамбля как гармоничного мира… Здесь свет и золото означали их божественную природу, цвет имел также свое символическое значение».

Заключение

Проблема «видов и жанров» в изобразительном искусстве с древнейших времен и до наших дней рассматривалась многими искусствоведами. Ими были предложены различные классификации искусств.

Разделение видов искусства на изобразительные и неизобразительные конечно является условным, так как ни об одном из них нельзя говорить, что оно по природе своей исключительно изобразительно или неизобразительно. Во всех искусствах эти особенности переплетаются, и ни одно искусство не представляется возможным отнести категорически лишь к одной из этих групп.

Классификация искусств может идти на основе других признаков: можно делить виды искусства на зрелищные и незрелищные, на простые и синтетические, на искусства, связанные с утилитарным назначением и не связанные с ними и т.д.

Классификация искусств помогает выявлению специфики каждого отдельного искусства. И вместе с тем системы классификации способствуют сближению между различными искусствами, выявляют пути синтеза в развитии художественной культуры.

1. Зись А.Е. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

2. Кожинов В.В. Виды искусства. – М.: Искусство, 1960.

3. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970.

4. Даниэль. Искусство видеть.

5. Филатов Ю., Данилова И. Натюрморт в европейской живописи.

Среди всех видов искусства принято на первое место ставить художественную литературу, хотя единственным, пожалуй, основанием для этого является ее гораздо более широкая аудитория, чем у произведений других видов искусства.

Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является обычный, или повседневный, язык. Как и другие виды искусства, литература воспроизводит, или изображает, предметы и ситуации. Но поскольку она пользуется для этого языком, то в отличие от изобразительных искусств в собственном смысле слова (живописи, скульптуры и др.) и от синтетических искусств (театр, кино, телевидение и др.) пользуется образами "невещественными" (Г. Лессинг), лишенными прямой зрительной наглядности и достоверности: слово нс обладает чертами визуального сходства с тем, что оно означает. Невещественностью образов обусловлена некоторая ограниченность литературы, но одновременно слова, используемые писателем, позволяют постигнуть реальность компактно и оперативно во всей многоплановости ее проявлений, постигаемых не только чувством, но и интеллектом. Писатель способен представить человека как мыслящее и говорящее существо, сблизить художественный текст с публицистическим или философским.

Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Для музыки характерно особо активное и непосредственное воздействие па внутренний мир человека. Звуки в качестве основы музыкальной образности и выразительности лишены смысловой конкретности слов, нс воспроизводят видимых картин мира, как это делает живописный образ. Но звуки имеют интонационную природу, в которой выражается многовековой речевой опыт, опыт ритмических движений, воплощаемых, в частности, в театре, танце и т.п. Выразительность музыке придают и такие компоненты музыкальной композиции, как мелодия, гармония, ритм, композиция, полифония, фактура и др. Существование музыкального произведения неотделимо от его исполнения: без исполнителя такое произведение всего лишь нотная запись. Музыка может исполняться с помощью средств: есть вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная музыка. Музыка существует в разных видах и жанрах. Есть симфоническая, оперная и камерная музыка; но есть и музыка песни, танца, симфонии, сонаты, сюиты, героической или комической оперы и т.д. Художественные образы музыки отличаются большой обобщенностью. Но вместе с тем их отличает огромная эмоциональная сила, способная интегрированно выразить бытие человека. Музыка способна выражать тончайшие оттенки человеческих чувств и воздействовать на глубинную психологию человека.

Живопись – вид изобразительного искусства, своеобразие которого состоит в создании художественных образов при помощи красок, нанесенных на какую-либо твердую поверхность (основу). Живопись наглядно воспроизводит колористическое богатство действительности, ее пространственность и предметность, воплощает широкий круг представлений о жизни людей, общества и природы. В зависимости от материалов, используемых художником для создания живописного произведения (масло, клей, воск и др.), различают такие разновидности живописи, как масляная живопись, темпера, живопись по штукатурке (фреска), энкаустика (живопись воском на доске) и др. Существуют разные жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр и др. Различаются также виды живописи: станковая живопись, или картина, иконопись, панорама и диарама, монументально-декоративная живопись, декорационная и др. Существенно обогатили живопись открытия ракурса, перспективы и светотеневой моделировки. Однако если в живописи и наблюдался прогресс, он заключался не в растущем умении живописца копировать то, что "есть на самом деле", а в умении создать впечатление, что мы видим изображаемый им предмет. Даже самые правдоподобные изображения нельзя назвать просто копиями. Характерным примером могут служить два рисунка Пикассо: "Наседка с цыплятами" (1941) и "Петух" (1938). На первом из них весьма реалистично изображена курица, склонившаяся над своими цыплятами; на втором представлен воинственный петух. Если в первом случае Пикассо явно стремился передать беспокойство курицы и ее заботу о своих крошечных цыплятах, то во втором случае его меньше всего заботило внешнее сходство изображенного петуха с его прототипом (если таковой вообще существовал); художник стремился передать прежде всего агрессивность, наглость и упрямство петуха.

Киноискусство – вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусства в XX в.

В 20-е гг. прошлого века завершился период немого кино, и были открыты и реализованы многообразные возможности выражения художественных мыслей на экране, обновлена вся жанровая система киноискусства. Его синтетичность обнаруживается в том, что оно дает синтез разных искусств: литературы, живописи, музыки, театра.

Архитектура – вид искусства, задачей которого является создании сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая, естественно, и их эстетические потребности. Как область искусства архитектура появляется еще в культурах Месопотамии и Египта. Как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции. Вплоть до середины XIX в. в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством архитектура определяла собой стиль. Романика, готика, Возрождение, классицизм – это прежде всего характеристики архитектуры определенных периодов прошлых эпох. С конца XIX в. архитектура уступает лидерство в формировании господствующего художественного стиля живописи и скульптуре. Модернизм, конструктивизм, постмодернизм – это прежде всего определенная живопись и скульптура, и только потом – архитектура.

Скульптура – вид изобразительного искусства, специфика которого – в объемном претворении художественной формы в пространстве. Скульптура представляет преимущественно формы людей, реже – животных и еще реже – пейзаж или натюрморт. Различаются две основные разновидности скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, торс, бюст) рассчитана на осмотр ее со многих углов зрения; рельефная скульптура представляет собой изображение на плоскости, воспринимаемой как фон.

Существуют также другие виды искусства: хореография, театр, фотоискусство, цирк, эстрадное искусство, декоративно-прикладное искусство и др.