План работы МО учителей начальных классов

на 2015 – 2016 учебный год

План работы МО учителей начальных классов на 2015 – 2016 учебный год

Тема: «Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий».

Цели:

Формирование общеучебных и исследовательских умений у младшего школьника;

Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.

Задачи:

Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого - педагогических систем образования;

Обеспечить взаимодействия игровой и учебно – познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочных занятиях;

Создать условия для творчества во всех видах деятельности.

Направления работы:

1.Аналитическая деятельность:

    Анализ методической деятельности за 2014-2015 учебный год и планирование на 2015-2016 учебный год.

    Обсуждение нормативных, программно-методических документов

    Разработка, проведение недели и анализ посещения открытых уроков и мероприятий

    Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования)

    Анализ работы педагогов.

2 . Информационная деятельность:

3 . Организация методической деятельности:

    Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам.

    Совершенствование работы учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.

    Проведение открытых уроков, создание проектов.

Организационные формы работы:

1. Заседания методического объединения.

2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.

3. Взаимопосещение уроков педагогами.

4. Выступления учителей начальных классов на заседаниях МО.

5. Посещение семинаров.

6. Повышение квалификации педагогов на курсах.

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

на 2015-2016 учебный год

Форма организации

Ответственные

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015– 2016 учебный год»

1 .Анализ работы МО за 2014-2015 учебный год

2 . Утверждение плана работы МО учителей начальных классов на 2015-2016 уч. год

3. Согласование календарно – тематических планов, учебных программ и программно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.

4 . Корректировка и утверждение тем по самообразованию

6. Аттестация учителей в 2015-16 уч. году

Заседание

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Тема: « Создание условий по совершенствованию педагогического мастерства учителей начальных классов»

1 . Современные требования, предъявляемые к урокам, особенности организации уроков в начальной школе

2. Требования по единому орфографическому режиму тетрадей, дневников, журналов

3. Составление плана проведения недели начальных классов

4. Сообщение по теме самообразования

Заседание

Руководитель МО

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Текущая работа (сентябрь – октябрь)

1. Проведение контрольных работ по русскому языку и математике во 2-4 классах.

2. Проверка навыков чтения у учащихся 2-4 классов

3. Состояние адаптивности обучающихся 1-х классов.

4. Подготовка к праздникам «Международный День пожилых людей», «Посвящение в первоклассники»

5. Проведение родительских собраний

Руководитель МО

Завуч, рук.МО

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Тема: «Организация мыслительной деятельности младших школьников»

1.Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе.

2. Соблюдение единого орфографического режима

4. Работа со слабоуспевающими и одаренными учащимися.

5. Организация участия в интернет-олимпиадах, конкурсах

6. Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения.

7.Сообщение по теме самообразования

Заседание

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Текущая работа (декабрь - январь)

1.Составление контрольных работ по предметам за первое полугодие.

2проверка тетрадей по математике у учащихся 1-4 классов с целью выполнения орфографического режима, правильностью выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы, организации дифференцированной работы на уроках .

3. Итоги контрольных работ.

4. Анализ проверки техники чтения и принятие рекомендаций по её улучшению.

5. Итоги работы МО за первое полугодие.

6. Подготовка и проведение Новогоднего утренника.

Учителя начальных классов

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Тема: «Особенности организации воспитательной работы в начальных классах ».

1. Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

3. Проектная деятельность учащихся

5. Сообщение по теме самообразования

Заседание

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Текущая работа (март - апрель)

1.Проведение и итоги контрольных работ за 3 четверть

2.Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий по проблеме формирования у школьников духовно-нравственного потенциала.

4. Участие в интеллектуальных конкурсах.

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

«Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».

1.Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).

2.Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых контрольных работ за курс начальной школы.

3.Выполнение учебных программ.

4.Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.

5.Обсуждение плана работы и задач МО на 2016-2017учебный год.

6.Итоги участия учащихся начальных классов в интеллектуальных конкурсах

7.Организация летней работы с детьми.

8.Проведение мероприятия «Прощание с начальной школой»

Каждая проверочная работа содержит 9 заданий по всему курсу истории в 7-х классах общеобразовательных организаций - на знание дат, понятий, причинно-следственных связей, а также задания для работы с историческими источниками, иллюстрациями и контурной картой. Ко всем заданиям даны ответы и подробные критерии оценивания. Ответы к заданиям являются материалами для учителя, поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся. Пособие будет полезно учащимся 7-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

ВПР. История. 7 класс. Практикум. Гевуркова Е.А.

Описание учебника

ВАРИАНТ 2
Перечень событий (процессов)




Ответ:

Перечень событий (процессов)
A) дворцовые перевороты
B) Азовские походы
Б) Медный бунт
Г) Английская революция XVII в.

«В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.
В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия ».
С каким из данных событий (процессов) связано слово «кондиции»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Ответ:
Ответ:
Объясните смысл слова «кондиции».
Перечень событий (процессов)
A) дворцовые перевороты Б) Медный бунт
B) Азовские походы Г) Английская революция XVII в.

Выбранное событие (процесс): Q (укажите букву в перечне).


Ответ запишите в таблицу.

Ответ:
Личности Действия
1.
2.
Перечень событий (процессов)
A) дворцовые перевороты Б) Медный бунт
B) Азовские походы Г) Английская революция XVII в.
Выбранное событие (процесс):
(укажите букву в перечне).




Выбранный Вами памятник культуры: (укажите порядковый номер). Город: _
Перечень событий (процессов)
A) освоение Сибири и Дальнего Восто- Б) восстание под руководством Е. Пука в XVII в. гачёва

Америки
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Зачинщиками и главными действующими лицами были казаки. Их основной целью было уничтожить дворянство, с тем чтобы занять его место в государстве. В истории русского казачества это была последняя попытка подобного рода. В целом преставления и устремления восставших были весьма консервативны. Вместе с тем призывы […], его лозунги попадали на благодатную почву - они содержали как раз то, чего ждали крестьяне от доброго «царя-батюшки».
Ответ:
С каким из данных событий (процессов) связано слово «первопроходцы»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Ответ: [
Объясните смысл слова «первопроходцы».
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Ответ:
Личности Действия
1.
2.
Перечень событий (процессов)
A) освоение Сибири и Дальнего Восто- Б) восстание под руководством Е. Пугачёва в XVII в.
B) Полтавская битва Г) образование Соединённых Штатов
Америки

Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом). Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
Ответ (название объекта): ____
Объяснение:
Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.
Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие - памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники культуры России Памятники культуры зарубежных стран
Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Выбранный Вами памятник культуры: (укажите порядковый номер).
Город:
ВАРИАНТ 4
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1-7.
Перечень событий (процессов)



Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г
Перечень событий (процессов)
A) народные движения XVII в. В) Тридцатилетняя война
B) участие России в Семилетней войне Г) преобразования Петра I в государст-
венном управлении, экономике и армии
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Место в системе европейских государств, управление, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, летосчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии - суть памятники его неутомимой деятельности и его гения».
Ответ:
С каким из данных событий (процессов) связано слово «Сенат»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Ответ:
Объясните смысл слова «Сенат».
Перечень событий (процессов)
A) народные движения XVII в. Б) Тридцатилетняя война
B) участие России в Семилетней войне Г) преобразования Петра I в государст-
венном управлении, экономике и армии
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4-7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 4-7 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 4-7 буквы должны быть одинаковыми.
Выбранное событие (процесс): |_| (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и/или результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Ответ:
Личности Действия
Перечень событий (процессов)
A) народные движения XVII в. Б) Тридцатилетняя война
B) участие России в Семилетней войне Г) преобразования Петра I в государст-
венном управлении, экономике и армии
Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Выбранное событие (процесс):
(укажите букву в перечне).

ВПР. История. 7 класс. Практикум.

Для тренировки пройдите тест ВПР 2018 история 6 класс Демоверсия

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории даётся 60 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Часть 1 работы посвящена истории России и истории зарубежных стран (история Средних веков), в части 2 предложены задания по истории Вашего родного края.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Name

Часть 1
В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран (история Средних веков).
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1–7.


Перечень событий (процессов)


А) Столетняя война

Б) образование Древнерусского государства

В) монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) борьба Руси против монгольского
владычества в XIV в.

№1
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Перечень событий (процессов)
А) Столетняя война

Б) образование Древнерусского государства

В) монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) борьба Руси против монгольского
владычества в XIV в.

№2 Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове
вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною,
и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены,
церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь
сердцем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены
были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…
И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»

Ответ:

№3

С каким из данных событий (процессов) связано слово «варяги»? Запишите букву, которой
обозначено данное событие (процесс).

Объясните смысл слова «варяги».

Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 4–7 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.

№4

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.

Личности Действия

Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Ответ проверяется экспертами, после тестирования программа покажет правильный ответ.

№5
Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).

Ответ проверяется экспертами, после тестирования программа покажет правильный ответ.

№6

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).

Ответ (название объекта): _________________________________________________________
Объяснение:_________________________________________________________

Ответ проверяется экспертами, после тестирования программа покажет правильный ответ.

№7

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Ответ проверяется экспертами, после тестирования программа покажет правильный ответ.

№8

Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
В ответ впишите цифры подряд.

№9
Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором
этот памятник культуры находится в настоящее время.
Выбранный Вами памятник культуры: (укажите порядковый номер).
Город: _________________________________

В ответ впишите, например 8Санкт-Петербург

ВПР по истории в 5 классе состоит из двух частей – в первой (задания 1-6) содержатся вопросы, связанные с историей Древнего мира (история зарубежных стран до 476 года до н. э.), а во второй (задания 7-8) – с историей родного края. Всего в работе 8 заданий. Для выполнения работы отводится 45 минут. 5 заданий (1-3, 5, 7) относятся к базовому уровню сложности, 2 задания (4 и 8) – к повышенному, и одно (6) – к высокому.

Система оценок

Всего за работу можно набрать 15 баллов. Они переводятся в оценки согласно таблице:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Для всех заданий первой части предлагается перечень из четырех различных тем – например, Вавилонское царство, Древний Китай, Древняя Греция, Древняя Палестина.

Задание 1

В первом задании ВПР по истории приводится четыре изображения, каждое из которых относится к одной из указанных в списке тем. Нужно установить соответствие между иллюстрациями и темами и занести ответы в таблицу.

За верный ответ ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в иных случаях 0 баллов.

Задание 2

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Задание не трудное; за верный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для выполнения этого задания ученик должен выбрать одну из тем и записать ее в специально отведенном месте. Далее приводится список из 6 слов, относящихся к различным темам из истории Древнего мира. Ученику нужно выбрать из него то слово, которое относится к выбранной им теме, и сначала выписать его, а потом – объяснить значение.

Если слово выбрано верно (то есть оно относится к выбранной теме), и его значение указано правильно – ответ оценивается в 3 балла. Если слово указано правильно, но при объяснении значения допущены некоторые неточности – 2 балла. Если слово выбрано правильно, а значение не объяснено либо объяснено совсем неверно – 1 балл. В иных случаях ответ оценивается в 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании ВПР по истории проверяется умение пятиклассников рассказывать об исторических событиях. В начале нужно по аналогии с прошлым заданием выбрать тему. Далее приводится список из шести исторических событий, относящихся к различным историческим событиям. Сначала нужно записать, какое из них относится к выбранной теме, а потом – рассказать о нем, приведя в тексте работы не менее двух исторических фактов.

В случае, если ответ полностью верен, то есть событие соответствует выбранной теме и в рассказе приведено 2 и более исторических факта – ученик получает 3 балла. Если в рассказе наряду с этим есть одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо присутствует только один исторический факт – 2 балла. 1 балл ставят, если в рассказе есть и один верный факт, и одна историческая ошибка, либо если верно указано только событие, а рассказ не написан или содержит много исторических ошибок при отсутствии фактов. В других случаях ученик не получает баллы за это задание.

Задание 5

В этом задании проверяется умение пятиклассников использовать историческую карту. Вначале нужно выбрать тему, а затем – на схематической карте мира заштриховать ограниченный параллелями и меридианами четырехугольник, где целиком или частично находится страна, указанная в теме.

Если заштрихован четырехугольник, в котором располагалась указанная в теме страна, или даже 2-4 таких четырехугольника, и все они удовлетворяют условию задания – ответ оценивается в 1 балл. 0 баллов ставят, если заштрихован прямоугольник, в котором не располагалась страна из темы, или же 2-4 четырехугольника, но территория страны находилась не в каждом из них.

Задание 6

Шестое задание ВПР по истории для 5 класса проверяет умение ребят описывать условия жизни и основные занятия древних людей, указывать факторы, влияющие на исторические процессы. Необходимо указать выбранную тему, а потом написать, как природно-климатические условия повлияли на то, чем занимались жители данной страны.

Если ученик верно дал объяснение влияния одного климатического условия на жизнь людей в выбранной им стране – он получает 2 балла. 1 балл ставят, если ответ верный и влияние одного условия, но в нем присутствует одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо если указаны несущественные связи между занятиями людей и климатическими условиями. В остальных ситуациях ставят 0 баллов.

Задание 7

В данном задании ученику нужно вспомнить историю родного края и либо указать исторического деятеля, связанного с его населенным пунктом, либо назвать какое-либо историческое событие, произошедшее на территории родного края. За верный ответ пятиклассник получает 1 балл.

Задание 8

В последнем задании ВПР по истории нужно написать более развернутый ответ. Если в предыдущем задании был вопрос про исторического деятеля, то в этом задании нужно будет указать, чем он известен и какой вклад в историю внес. В случае, если в прошлом задании спрашивалось о событии, требуется написать, какое историческое значение для родного края или для страны в целом оно имело.

За правильный ответ ставят 2 балла. При наличии исторической неточности, не искажающей ответ, либо при указании только второстепенных фактов ответ оценивается в 1 балл, и при приведении общих рассуждений, не отвечающих условию задания – в 0 баллов.

Данный вариант тестовых заданий по истории составлен в формате ВПР по демоверсии 2018 года, опубликованной на сайте ФИПИ.

Часть 1

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

1

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

1
2
3
4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ : 2431

1.Крещение киевлян. К.Лебедев.

2.Набег печенегов на славянскую деревню. А.А. Рылов.

3.Утро на Куликовом поле. А.П.Бубнов.

4.Крестоносцы.

Вспомните даты:

А) Крестовые походы – 1096-1272.

Б) Принятие христианства на Руси- 988 г.

В) Куликовская битва – 1380 г.

Г) Борьба Руси с печенегами- 915-1036 г

2

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: „Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: „Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя».

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 2.

Пояснение.

Отрывок из летописи «Повесть временных лет» Нестора о крещении Руси.

3

С каким из данных событий (процессов) связано слово «иго»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :3

Пояснение.

Иго — это экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды.

Куликовская битва происходила в 1380 году, в период ига, это битва Дмитрия Ивановича (Донского) с Мамаем.

4

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Ответ запишите в таблицу.

Личности. Действия.
1.
2.

Ответ:

Правильный ответ

Примерные ответы.

А) Крестовые походы.

Личности. Действия.
1.Сергий Радонежский. Священнослужитель, который основал на Руси много монастырей, в том числе Троице-Сергиевский. Перед Куликовской битвой он благословил князя Владимира и его дружину, поэтому считают, что в победе над Мамаем велика и его роль.
2.Добрыня и Путята. Владимир крестил Новгород «огнём и мечом». Добрыня — это воевода князя Владимира, то есть он командовал войском, Путята — дядя князя. Оба они были отправлены в Новгород, чтобы там крестить людей. Но жители сопротивлялись. Тогда силой(«мечом») их стали крестить, устроив в одной из частей города пожар, чтобы отвлечь их внимание на некоторое время («огнём»).

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

5

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).

Ответ:

Правильный ответ

1-Ладожское озеро здесь происходило Ледовое побоище.

2.Новгород.Крещение.

3.Тульская область. Недалеко от Тулы находится поле Куликово.

4.Киев, его обороняла Ольга от печенегов.

Примечание: не совсем удачная карта, со временем постараюсь её заменить на более чёткую.Буду благодарна, если коллеги мне помогут в этом.

6

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).

Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).

Ответ (название объекта):

Ответ:

Объяснение:

Ответ:

Правильный ответ

1.Ответ.

Ладожское озеро.

Именно на его берегу в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором Александр Невский разгромил немецких рыцарей.

2.Ответ:

Корсунь.

Этот греческий город завоевал в 988 г.князь Владимир. После победы начался процесс крещения Руси.

Завоевав Корсунь, Владимир женился на византийской принцессе Анне, прияв христианство.

3.Ответ:

Приток Дона река Непрядва.

Именно здесь происходила Куликовская битва.

4.Ответ:

Именно к Киеву подошли печенеги в 968 г. , княгиня Ольга возглавила оборону города, пока не подошло войско Святослава.

7

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.

Ответ:

Правильный ответ

Ответы и пояснения.

А) Крестовые походы

Значение крестовых походов.

  • Католическая церковь значительно расширила своё влияние.
  • Были создан новые церковные структуры в виде духовно-рыцарских орденов.
  • Усилилось противостояние Запада и Востока.
  • Крестовые походы ещё более раздели христианство на православных и католиков.
  • Для Руси крестовые походы были серьёзной опасностью, так как была не только угроза потери земель, но угроза вере- православию. Русь не достойно защищала границы, отстояв свою веру.

Б) Принятие христианства на Руси.

Значение принятия христианства:

  • Значительно усилилась власть князя, которая теперь стала восприниматься как божья.
  • Единая религия способствовала единению народа, образованию единой идеологии, развитию культуры, смягчению нравов.
  • Значительно возрос международный авторитет Руси, которую уже не воспринимали как варварскую языческую страну.

В) Куликовская битва.

Значение Куликовской битвы.

  • Нравственная победа Руси, появилась в народе уверенность, ч о можно победить Золотую Орду.
  • Битва показала, что победить врага можно только усилиями, став таким образом дополнительным толчком к дальнейшей централизации государства.
  • Окончательно закрепилось значение Москвы как политического центра Руси.
  • В 1389 г. Д. Донской впервые передал княжение своему сыну без ханского ярлыка, что свидетельствовало об ослаблении политической зависимости Руси от Орды.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Значение борьбы и победы над печенегами:

  • Набеги печенегов приносили много бед и страданий населению Руси (погромы, пожары, пленение).
  • Князья не раз организовывали походы против печенегов (Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый и другие), защищая независимость государства.
  • Победа Ярослав Мудрого над печенегами в 1036 году освободила Русь от грабительских набегов печенегов на Русь, значительно подняла международный авторитет страны.
8
1 2
3 4

Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 14, 23

Пояснение.

1.Церковь Вознесения в Коломенском.1532.

2.«Рождение Венеры». Картина итальянского художника Сандро Боттичелли, 1482-1486.

3.Собор в Реймсе, Франция. Реймсский собор. Строительство в 1211-1275.

4.Тихвинская Божья матарь. Икона.Известна с 1383 г. Написана, по преданию, евангелистом Лукой.

9

Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Выбранный Вами памятник культуры: № (укажите порядковый номер).

Ответ:

Правильный ответ

Ответы.

1.Церковь Вознесения в Коломенском.Москва (раньше это были окрестности Москвы, село Коломенское).

2.«Рождение Венеры». Картина итальянского художника Сандро Боттичелли, находится в Италии, во Флоренции, в знаменитой галерее Уффици- музее.

3.Собор находится в городе Реймс,во Франции.

4.Тихвинская Божья матарь. Икона.Город Тихвин, Ленинградскя область, Богородичный Успенский мужской монастырь.

10

ЧАСТЬ 2.

Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.

Правильный ответ

Ответ.

Пояснение.

Значение восстания Е. Пугачёва.

  • Это было первое крупное выступление крестьян и работных людей, показавшее, насколько тяжёлым было положение народа в России.
  • Положение крестьянства не улучшилось. Оставалось крепостное право в России. Но крестьянский вопрос стал одним из основных в политике императоров. Так, уже Павел I, пришедший на смену Екатерине II, принял Указ о трёхдневной барщине, запрещавший заставлять работать крепостных более 3-х дней на помещика.
  • Лишь немного улучшилось положение работных людей (на горных заводах стали чуть повышать заработную плату, улучшать условия труда рабочих, но незначительные меры не могли изменить ситуацию к лучшему).
  • Наконец, власть, помещики понимали, что может бунт повториться. Это вселяло страх перед возможными беспорядками, заставляло продумывать политику по отношению к народу.

Примечание.

Данный материал в 6-ом класс ещё не изучается. Однако ученики знают, что будет вопрос, связанный с историей их края. Поэтому нужно заранее подготовить соответствующую информацию по любому периоду истории России. Вопрос не ограничивает рамки периода, который может выбрать ученик.