Министерство образования и науки

муниципальное общеобразовательное учреждение Расловская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

Технологическая карта урока

Закрепление знаний, совершенствование умений и навыков школьников по теме

«Что такое проблема текста»

(урок развития речи)

Урок русского языка в 9 классе

П.Раслово – 2014 г

Место занятия в системе уроков

По учебно-методическому комплекту «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова и др. на тему «Проблема текста» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Усовершенствование работы с текстом способствует более успешному выполнению задания уровня С на экзамене в форме ГИА и ЕГЭ. Работа учащихся с текстом развивает внимательное отношение к тексту, обострённое чувство художественного слова; способствует углублённому пониманию литературной нормы.

Система уроков по теме «Тема, основная мысль, проблема текста включает в себя системные уроки развития речи в 5-9 классах. В 10 - 11 классах знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются. На данную систему уроков в 9 классе отводится 3 часа: на первом уроке уточняются, углубляются, совершенствуются, знания по теме «Структура, тема, микротема, основная мысль текста». Именно уроки закрепления обеспечивают полноценное усвоение содержания знаний на уровне умений. Данный урок является вторым в системе уроков развития речи в 9 классе. На третьем уроке проводится проверка умений, навыков написания сочинения – рассуждения или эссе.

С помощью системы уроков по данной теме можно добиться высоких результатов в учебном процессе.

Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия

Задачи:

I.Образовательные:

Познакомить учащихся с новыми приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;

Учить устанавливать связи между частями текста;

Учить различать главную и второстепенную информации

II. Развивающие

А ) в группе повторения:

Повторить материал о структуре текста;

Повторить информацию о теме, основной мысли, позиции автора;

Устанавливать связи между частями текста;

Формировать умение исследовать текст с целью определения проблемы текста;

Развивать критическое мышление через «чтение с остановками» текста, составление синквейнов, заполнение таблицы;

Б) в группе развития речи:

Развивать языковое чутьё;

Развивать устную и письменную речь учащихся через работу с текстом;

Обогащать словарный запас детей.

В ) в группе развития мышления:

Совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

Совершенствовать умение логически мыслить;

Формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.

III. Воспитательные:

Формировать интерес к предмету;

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать ответственное отношение к учёбе;

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

Воспитывать милосердие и сострадание к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

Методическое обоснование

Тема урока « Что такое проблема текста» является актуальной, так как обучение написанию сочинения- рассуждения в выпускном классе особенно востребовано в связи с тем, что является составляющей частью выпускного экзамена в форме ГИА и ЕГЭ. Определение основной проблемы текста вызывает у учащихся затруднения Тема милосердия и сострадания, затронутая в тексте и обсуждаемая на уроке, тоже имеет немаловажное значение в современной жизни.

Тип урока – комплексное применение знаний. Данный тип урока имеет важное значение в системе обучения русскому языку. Его целесообразно проводить в 11 классе в данной форме, т. к. необходимо совершенствовать самостоятельную работу над текстом; этот вид деятельности проверяется на экзамене в форме ЕГЭ.

Урок проводится в инновационной форме

Вид урока: смешанный (самостоятельная и практическая работа)

Технологии: развитие критического мышления через составление синквейнов, опережающее чтение

Методы: исследовательский; составление синквейнов на стадиях вызова и рефлексии; заполнение таблицы «ожидаемое – неожиданное»

Оборудование: фотографии здания Лувра, коридоров музея во Франции, фотография нищих, публицистический текст из воспоминаний К.Паустовского, таблица

Оформление доски: демонстрация фотографий, записи по ходу урока, таблица.

1. Тема, актуальность, постановка целей урока, дидактические методы (рецептивный, репродуктивный, информационно – рецептивный, поисковый) позволяют учащимся сосредоточиться на теме, которая активизируется с помощью постановки проблемного вопроса: «Возможно ли определить основную проблему текста»

2. Воспроизведение на предыдущем уроке по развитию речи усвоенных в среднем звене теоретических и практических сведений и навыков способствовало обобщению материала. Для того, чтобы учащиеся вспомнили основное содержание предыдущего урока, достаточно было составить алгоритм работы над текстом в начале урока. Этому способствовал репродуктивный метод.

3. Эмоциональная база подключается за счёт информационно – демонстративный метода. Демонстрации фотографии с изображениями Лувра и Нищих способствует

4. Образец комплексного применения знаний

Разноуровневые задания в форме «мозгового штурма»: составление ассоциативного ряда, небольшого текста, синквейна способствуют активизации работы учащихся всего класса, вызывают интерес к уроку, позволяет достаточно быстро провести дифференциацию учащихся.

Перед опознанием необходимого материала предполагается использование вопросно-ответного приёма, при котором учитель руководит мыслительной деятельностью учащихся.

5. Все упражнения, использованные в ходе урока, подаются с разной степенью сложности и объединяются одной темой. Ведётся работа над самостоятельным применением полученных знаний в сходной ситуации только над определением проблемы, заключающейся в тексте, но и над умением создавать собственное речевое высказывание.

6. В ходе чтения « с остановками», обращения внимание на лексический ряд, раскрывающий чувства и мысли героев, учащиеся имеют возможность проверить свой «читательский прогноз», глубже вникать в содержание текста, а, следовательно, появляется реальная возможность верно определить проблему данного текста.

7. Констатирующее закрепление.

Определению проблемы текста способствует межпредметная связь, которая осуществляется во время сравнения фотографий с изображением Лувра и изображением Нищих. Данный исследовательский метод помогает углубиться в содержание текста, приблизиться к определению проблемы.

8. Усложнённое задание – сравнить фотографии, подобрать к ним составленные ранее синквейны, выделить лексический ряд, раскрывающий чувства и мысли героев, подвергается коррекции со стороны учителя (по необходимости) и способствует определению главной проблемы текста.

9. Репродуктивные методы сменяется творческими при составлении синквейнов, мини- рассказов, ассоциативного ряда. На протяжении всего урока учащиеся получают эмоциональный заряд, создаётся ситуация успеха, радости обучения. Исследуя учебный материал, учащиеся самостоятельно приходят к выводу.

10. Урок заканчивается подведением итогов.

11. Домашнее задание предлагается с учётом дифференцированного подхода. Учащиеся выбирают задание по своим возможностям.

Методическая и лингвистическая литература

  1. Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
  2. Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Волгоград. Учитель. 2011г.
  3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
  4. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное. М.: Просвещение. 2011 г.
  5. Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно – методическое пособие. М. 2001 г.

Технологическая карта урока

Этап урока: ВЫЗОВ

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приёмы и формы деятельности

Признаки решения дидактических задач

1.Активизация имеющихся знаний по вопросу работы над текстом

Объяснение цели предстоящей работы:

Чтобы работа на уроке была результативной, нам следует вспомнить алгоритм, способствующий исследованию текста

Учащиеся составляют алгоритм работы над текстом:

Определить тему, выделяя из текста ключевые слова и фразы;

Выделить из ряда проблем, поставленных в тексте, основную проблему

Составление алгоритма

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

2.Целевая установка, актуализация

Учащимся задаются вопросы:

Как вы думаете, почему не всегда удаётся чётко и верно установить проблему текста?

Стоят ли перед вами учебные задачи, требующие определения проблемы текста?

Как вы думаете, возможно научиться чётко и верно определять основную проблему текста?

Учащиеся должны подойти к выводам:

Проблем в тексте может быть несколько и поэтому бывает сложно выделить главную;

Недостаточно хорошо исследуем текст.

Необходимо чётко определить главную проблему текста, чтобы успешно выполнить задание уровня С на экзамене в форме ЕГЭ

Основную проблему текста установить возможно.

Проблемное изложение в форме беседы

Умение самостоятельно выделять (определять) объект изучения.

3.Мотивация к дальнейшей деятельности.

Сообщается тема урока.

На доске появляется слово «Лувр».

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Что такое Лувр?

Как, по вашему мнению, выглядит это место?

Что там происходит каждый день?

Какие люди посещают храм искусства?

Удачное ли название текста? -Может так называться текст?

Кратко запишите ожидаемое содержание (сюжет), рассказа, связанного с этим названием. Далее – записывайте мысли, подобранные одноклассниками, которые вы считаете вашими, но которые не сразу пришли вам в голову.

Учащимся предлагается разноуровневые задания: составление ассоциативного ряда понятий, или предполагаемого сюжета, или синквейна по данному ключевому слову.

Учащимся предлагается рассмотреть фотографии Лувра и коридоров музея, сравнить свои представления с тем, что увидели на изображении

(Приложения 1-2)

Учащиеся должны уточнить значение слова «Лувр» в толковом словаре, если возникнет необходимость

Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову (задание выполняется на разных уровнях по выбору учащихся): составление ассоциативного ряда понятий или предполагаемого сюжета, или синквейна, связанного со словом «Лувр»

(Предполагаемый синквейн):

Лувр

Художественный, величественный

Посещать, рассматривать, восхищаться.

Расширяет кругозор.

Дворец искусства

Учащиеся сравнивают мысли и представления, возникшие с появлением в их сознании слова «Лувр» с изображением музея на фотографии

Уточнение знаний в форме беседы

Разноуровневое задание -

«мозговой штурм» записывается в тетрадях, затем на доске

Иллюстративно – демонстрационный приём

Умение представлять новые идеи

Умение использовать межпредметную связь.

Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ

1.Формирование новых способов и действий

Сообщение учащимся цели и задач следующего этапа урока.

Читая, смотря фильмы, следя за поведением людей, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Интересно ли отгадывать продолжение?

Сегодня у нас на уроке интересный текст из воспоминаний К.Паустовского. И мы постепенно будем отгадывать – что же будет дальше в рассказе. Кроме того, мы будем читать его по частям, «с остановками». Что даёт такое «неправильное» чтение? А может, как раз, такое чтение - самое правильное. Об этом поговорим в конце урока.

Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, заполним 1 и 2 графы таблицы по ходу чтения

Учащиеся заполняют столбики двусложной таблицы:

«Ожидаемое – неожидаемое » Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову

Умение слышать чужое мнение

2.Применение понятий и способов действий

Учащимся предлагается обратиться к тексту:

«… Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. Это греются нищие. Величавые и зоркие лувровские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих»

Вопросы и задания учителя:

Было ли для вас неожиданным начало рассказа?

Что именно оказалось неожиданным?

Запишите свои мысли в нужную колонку

Можно обратить внимание учащихся на то, как рационально использует К.Паустовский художественное пространство текста: «калорифер и замёрзшие нищие». Сразу в первой части текста задаётся общая тональность повествования. Звукопись «ГРЕЮЩИЕСЯ НИЩИЕ »передаёт дрожь этих обездоленных людей.

Учащиеся следят.

Каждый ученик сначала записывает своё мнение, потом читает вслух. Ребята подчёркивают то, что отметили не только они. Но и товарищи, и дополняют свои записи, если при чтении прозвучало что-то новое, но созвучное их мыслям.

Неожиданным стало то, что в начале текста нет описания выставочных залов, картин и пр. Необычно и то, что в этом величественном здании находятся нищие. Неожиданным является и настроение отрывка (тревога за нищих)

Ожиданным - строгие сторожа, посетители

Ведение «бортового журнала» с элементами беседы

Работа с выразительными средствами речи

3.Применение понятий и способов действий

Учитель обращается к ученикам:

Мы помним название текста «Лувр».

Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца?

« Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме.

Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в неё нет ничего, кроме старого рваного платочка.

Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

Ноги у старушки заметно дрожали. Но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой »

Вы ожидали что разговор продолжится о нищих? Вернёмся к таблице и запишем - что здесь ожидаемое и что неожиданное.

Конечно, мы ждём появления главного героя текста.

Дети записывают «ожидаемые и неожидаемое» а таблицу

Ведение «Бортового журнала» с элементами беседы

Умение графически отслеживать материал.

4.Применение понятий и способов действий

Учитель обращается к учащимся:

Давайте посмотрим, как выглядит взаимодействие двух неравных по социальному статусу людей.

Прочитаем следующий отрывок:

«Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:

Садись!

Мерси, мерси, - пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась – так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен. »

Из этого фрагмента ясно, что ситуация, изображённая в тексте, говорит о том, что художница решительно, нисколько не сомневаясь в своих действиях, достаточно привычным движением подала старушке стул с бархатным сиденьем и приказала сесть, как бы заранее зная, что та может отказаться.

Почему старушка нагнулась так низко, что издали казалось, «будто она касается своих колен»?

О поведении героев в этой непростой ситуации.

Дети записывают «ожидаемое и неожидаемое».

Ей было стыдно находиться в таком положении. Может быть, она плакала.

Читательский прогноз

Умение отслеживать материал

5.Применение понятий и способов действий

Каким вы видите финал рассказа?. Попробуйте предсказать его завершение.

Обратимся к последнему отрывку:

« Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что – то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице. Поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

Мерси, мадам!

Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч…»

Неожиданный поворот: новый герой Паустовского- мальчик.

За что он сказал художнице спасибо?

Что означают слова «гора свалилась с плеч…»?

Предположения учащихся

Запись «ожидаемого и неожидаемого».

Вероятно, в этих словах и таится главная проблема текста.

Читательский прогноз

Умение отслеживать материал

6.Мотивация к дальнейшей деятельности

Ученикам предлагается обратить внимание на фотографию с изображением нищих (Приложение 3) и установить авторскую позицию по отношению к ним в тексте, выделяя оценочную лексику

«Безмолвные и неподвижные нищие», «маленькая старушка с дрожащим испитым лицом», «виновато улыбалась», «вытирала рваным платочком слезящиеся глаза», «ноги у старушки дрожали», «низко нагнулась»- вероятно, заплакала.

Самостоятельная работа с текстом

Умение отслеживать материал

Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ

1.Показать предметную важность изучаемого материала

Фрагмент

Помогло ли лучше понять текст «чтение с остановками»?

Если помогло, то в чём?

Был ли полезен такой приём как «читательский прогноз»?

Взгляд Паустовского на человека оптимистичен или пессимистичен?

Перечитаем рассказ целиком, т.к. мы вполне могли что – то не заметить.

Обучающиеся отвечают на поставленные учителем вопросы

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации

2.Побуждение интереса к получению необходимой информации

Есть ли в рассказе сквозные (проходяшие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова?

Мотив милосердия, доброты как со стороны К.Паустовского, так и со стороны его героев. Мотив, перешедший от пожилой женщины к молодой матери, а от матери к её маленькому сыну. Следовательно, у милосердия есть будущее.

Осмысление

Умение представлять необходимые идеи

3.Сопоставление рассмотренного материала с собственными предположениями

Напомнить ученикам о том, что основная проблема прослеживается на протяжении всего текста. Для этого следует заполнить последнюю графу таблицы лексикой, которая подсказывает читателям внутреннее состоянии героев.

Рассмотрите, пожалуйста, ваши записи в таблице.

Вас ничего не удивляет?

Мы видим, что все герои текста неравнодушны к нищим, но почему же только художница смогла хоть чем – то помочь старушке?

«Величавые и зоркие лувровские сторожа» нищих «не трогают", следовательно, жалеют.

«Посетители как будто ничего не замечают.. .стараются пройти мимо», «сжимается сердце»- их тревожит состояние людей, оказавшихся на краю жизни

«Художница решительно» усадила старушку на бархатный стул.

«Болезненная красивая женщина …что-то сказала» своему сыну.

Мальчик поблагодарил художницу… «Он совершил…великодушный поступок»

Такой маленький текст вмещает так много информации.

Вероятно, она проникла в проблемы нищих, а может быть ей приходилось даже писать с них картины..

- «Решительно» и смело.

Возвращение к вызову

Умение отслеживать материал

4.Обобщить собственные мыслительные операции

Ученикам предлагается составить синквейн с ключевым словом «милосердие»

Милосердие

Великодушные, отзывчивые.

Понимать, сопереживать, действовать.

Милосердие живёт в человеке.

Помощь

Составление синквейна

Умение представить собственные идеи

5.Сопоставить собственные мыслительные операции

Учитель предлагает сравнить две фотографии: изображение великолепного Лувра с изображением несчастных нищих и соотнести с ними составленные в начале и в конце урока синквейны

Изображение первой фотографии говорит о первичном «прогнозе» содержания текста под названием «Лувр», а изображение второй фотографии – о содержании текста после его прочтения. А темой данного текста, как мы выяснили во время исследования, является тема милосердия

Сопоставление изображений и понятий

Умение давать аргументирован-

ный ответ

6.Целостно обобщить полученную на уроке информацию

Учитель задаёт обобщающие вопросы

О чём же этот текст?

Какова его основная мысль?

Предлагается ребятам определить проблему текста на основе исследования

Данный текст о милосердии.

Автор оптимистично надеется на то, что представители искусства, находящиеся в «храме искусств» своим «решительным» примером помогут и стражникам, и посетителям, и детям проявить милосердие, не задумываясь, как они при этом будут выглядеть

Возвращение к ВЫЗОВУ

Умение целостно обобщить информацию

Проверить знания

Учащимся предлагается определить проблему текста на тему «Взаимоотношения людей», выделяя лексический ряд, раскрывающий смену чувств и мыслей героев или самостоятельно составить текст публицистического стиля с рассмотренной на уроке проблемой.

Учащиеся самостоятельно подбирают текст для домашнего задания или составляют свой текст

Домашнее задание

Умение использовать информацию

Приложение1

Лувр в Париже

Приложение2

В коридорах Лувра

Приложение3

Нищие в метро.


Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

Сейчас, на реке, я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Я пустил лодку по течению. Лодка медленно проплывала мимо старого парка. Там белел среди лип небольшой дом отдыха. Его еще не закрыли на зиму. Оттуда доносились неясные голоса. Потом кто-то включил в доме магнитофон, и я услышал знакомые томительные слова:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

«Вот, – подумал я, – еще один шедевр, печальный и старинный».

Должно быть, Баратынский, когда писал эти стихи, не думал, что они останутся навеки в памяти людей.

Кто он, Баратынский, измученный жестокой судьбой? Волшебник? Чудотворец? Колдун? Откуда пришли к нему эти слова, наполненные горечью минулого счастья, былой неясности, всегда прекрасной в своем отдалении?

В стихах Баратынского заключен один из верных признаков шедевра – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днем сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. Подобно тому как расцветает вокруг небывалый сентябрь.

Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

Я сказал, что считаю шедевром лермонтовское «Завещание». Это, конечно, так. Но ведь почти все стихи Лермонтова – шедевры. И «Выхожу один я на дорогу», и «Последнее новоселье», и «Кинжал», и «Не смейся над моей пророческой тоскою», и «Воздушный корабль». Нет надобности их перечислять.

Кроме стихотворных шедевров Лермонтов оставил нам и прозаические – такие, как «Тамань». Они наполнены, как и стихи, жаром его души. Он сетовал, что безнадежно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

Так он думал. Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою и в поэзии, некрасивого и насмешливого офицера. Наша любовь к нему – как возврат нежности.

Со стороны дома отдыха все лились знакомые слова.

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Вскоре пение стихло, и на реку возвратилась тишина. Только слабо гудел за поворотом водоструйный катер и, как всегда к любой перемене погоды – все равно, к дождю или к солнцу, – орали за рекой во все горло беспокойные петухи. «Звездочеты ночей», как их называл Заболоцкий. Заболоцкий жил здесь незадолго до смерти и часто приходил на Оку к парому. Там весь день шастал и толкался речной народ. Там можно было узнать все новости и наслушаться каких угодно историй.

– Прямо «Жизнь на Миссисипи»! – говорил Заболоцкий. – Как у Марка Твена. Стоит посидеть на берегу часа два – и уже можно писать книгу.

У Заболоцкого есть великолепные стихи о грозе: «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница». Это тоже, конечно, шедевр. В этих стихах есть одна строка, властно побуждающая к творчеству: «Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья». Заболоцкий говорит о грозовой ночи, когда слышится «появленье первых дальних громов – первых слов на родном языке».

Трудно сказать почему, но слова Заболоцкого о краткой ночи вдохновения вызывают жажду творчества, зовут к созданию таких трепещущих жизнью вещей, которые стоят на самой грани бессмертия. Они легко могут переступить эту грань и остаться навек в нашей памяти – сверкающими, крылатыми, покоряющими самые сухие сердца.

В своих стихах Заболоцкий часто становился в уровень с Лермонтовым, с Тютчевым – по ясности мысли, по удивительной их свободе и зрелости, по их могучему очарованию.

Но вернемся к Лермонтову и к «Завещанию».

Недавно я читал воспоминания о Бунине. О том, как жадно он следил в конце своей жизни за работой советских писателей. Он был тяжело болен, лежал не вставая, но все время просил и даже требовал, чтобы ему приносили все книжные новинки, полученные из Москвы.

Однажды ему принесли поэму Твардовского «Василий Теркин». Бунин начал ее читать, и вдруг близкие услышали из его комнаты заразительный смех. Близкие встревожились. В последнее время Бунин редко смеялся. Вошли в его комнату и увидели Бунина, сидящего на постели. Глаза его были полны слез. В руках он держал поэму Твардовского.

– Как великолепно! – сказал он. – Как хорошо! Лермонтов ввел в поэзию превосходный разговорный язык. А Твардовский смело ввел в стихи и язык солдатский, совершенно народный.

Бунин смеялся от радости. Так бывает, когда мы встречаемся с чем-нибудь подлинно прекрасным.

Тайной сообщать обыденному, житейскому языку черты поэзии владели многие наши поэты – Пушкин, Некрасов, Блок (в «Двенадцати»), но у Лермонтова этот язык сохраняет все мельчайшие разговорные интонации и в «Бородине» и в «Завещании».

…Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Распространено мнение, что шедевров не много. Наоборот, мы окружены шедеврами. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение – из века в век – исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

Каждая встреча с любимым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. Она вызывает изумление и радость.

Не так давно в легкое, чуть морозное утро я встретился в Лувре со статуей Ники Самофракийской. От нее нельзя было оторвать глаз. Она заставляла смотреть на себя.

Это была вестница победы. Она стояла на тяжелом носу греческого корабля – вся во встречном ветре, в шуме волн и в стремительном движении. Она несла на крыльях весть о великой победе. Это было ясно по каждой ликующей линии ее тела и развевающихся одежд.

За окнами Лувра в сизом, белесоватом тумане серела парижская зима – странная зима с морским запахом устриц, наваленных горами на уличных лотках, с запахом жареных каштанов, кофе, вина, бензина и цветов.

Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решеток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решетках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

«Слова в тексте» - Летают над цветами пчелы и шмели. План текста. Омонимы. Вот и весна пришла на Донскую землю. Выписать ключевое слово или записать одним предложением основную мысль. Говорить Холодный Шум. Молодые липки покрылись мягкими маленькими листочками. Подберите слова к схемам. Стало тепло и светло. Фразеологизмы.

«Работа с текстом» - Кое-какие хитрости верстки. Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Описать структуру доклада. Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). По мере возрастания занятости, становится лень??. Практически стандарт – использование Power Point.

«Виды текстов» - На уроках не болтай, Как заморский попугай. Грачи прилетели. 2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. Ночью рысь на охоту отправляется. На затылке красное пятно. Птицы давно улетели. Чистописание. Я попросил своего товарища вызвать врача. Поздняя осень.

«Работа с текстом» - Составление (сводного конспекта / черновика) и правка. Последний этап оснастки. Чаще делайте абзацы. План «работы со своим текстом». Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. 1. Центральная тема. Методические указания для студентов ФИИ. Советы Эко. 3. Составление «сводного конспекта».

«Тексты в компьютерной памяти» - Компьютерный алфавит. Изучаемые вопросы: Преимущества файлового хранения текстов. Решение. Проблемный вопрос: "Абракадабра". Таблица кодировки. Преимущества файлового хранения текстов: Пример 1: Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР? Цель урока: познакомится со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

«Типы текста» - Основополагающий вопрос: все ли типы текста построены одинаково? Аннотация. Цель проекта: познакомить младших школьников с типами текста. Вопросы. В проекте участвуют: ученики начальной школы. Данный проект охватывает учебный предмет: русский язык. План проведения занятий. Материалы учебно-методического пакета.

Редактирование собственного текста

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением и сочинением. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно иметь ввиду, каковы критерии оценивания письменного высказывания и каковы типичные ошибки.

Ещё раз напоминаем, что эксперт, проверяющий экзаменационное изложение и сочинение, будет руководствоваться специально разработанными критериями. В соответствии с этими критериями составлена следующая памятка. Чаще обращайтесь к ней при анализе своих и чужих изложений и сочинений.

Памятка

Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений.

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Для сочинения-рассуждения – обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов.

3. Для сжатого изложения – применение оправданных приёмов сжатия исходного текста (исключения, обобщения, упрощения).

4. Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развертывание по плану); правильность выделения абзацев; композиционная стройность работы.

5. Достоверность фактического материала (в изложении – передача содержания исходного текста без искажений).

6. Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу и стилю речи.

Речевое оформление текста

1. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений).

2. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

3. Уместное использование выразительных языковых средств.

4. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).

Основные виды ошибок в устных и письменных высказываниях

Виды ошибок

В чем заключается ошибка

В устной и письменной речи

    Тема не понята или раскрыта недостаточно, неполно;

    Основная мысль не осознана или проведена недостаточно чётко и последовательно;

    Речь недостаточно доказательна (не аргументировано мнение автора);

    При написании сжатого изложения не использованы приемы сжатия текста;

    Допущены логические ошибки (нарушена последовательность изложения мыслей);

    Нарушено абзацное членение текста;

    Нарушена смысловая и грамматическая связь предложений текста;

    Высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения;

    Нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного типа речи (например, рассуждения), жанра.

Речевые ошибки

    Нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного жанра;

    Неточно или непонятно выражена мысль;

    Употребление слова не соответствует его лексическому значению;

    Употреблено лишнее слово;

    Неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;

    Нарушение в употреблении этикетных слов;

    Неправильно сочетаются слова;

    Употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания.

Грамматические ошибки

    Неправильно образовано слово;

    Слово употреблено не в той форме;

    Неправильно построено словосочетание;

    Неправильно построено предложение.

Только в письменной речи

Орфографические ошибки

    Допущены ошибки в написании слов.

Пунктуационные ошибки

    Неправильно поставлены знаки препинания.

Только в устной речи

Орфоэпические ошибки

    Неправильно произнесено слово;

    Неправильно сделано ударение в слове.

Интонационные ошибки

    Нарушения интонационных норм русского языка;

    Интонационная невыразительность речи;

    Интонация высказывания не соответствует коммуникативной цели речи.

Ошибки в использовании невербальных средств общения

    Неуместное использование мимики, жестов.

Одним из самых типичных речевых недочетов, которые допускают ученики при написании изложений и сочинений, является слабая связность предложений и частей текста, поэтому при написании текста нужно «держать под особым контролем» связность речевого высказывания. Для этой цели используются различные средства связи: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. Приведем примеры наиболее типичных приемов, с помощью которых осуществляется связь предложений и частей текста, а также подчеркивается последовательность изложения, логика развертывания мысли в письменном высказывании, привлекается внимание к ключевым словам текста.

Основные средства связи предложений в тексте

Средство связи

Пример

Лексический повтор

Юрий Олеша писал, что золотая полка заводится исключительно для любимых книг. Золотую полку хотелось бы завести и мне.

Слова-заместители

    Местоимения

    Синонимы (в том числе и контекстуальные, а также различные оценочные обозначения)

    Родовидовые слова

    Имя собственное – имя нарицательное

    ученики - они; цветок - его; стол - на нем; память - о ней;

    в колледже – здесь; на планете – там; около школы – тут;

    девятиклассница – выпускница – школьница – ученица – учащаяся; юноша – молодой человек – победитель – храбрец – смельчак – богатырь – наша гордость;

    дни недели – вторник; дерево – клён; ювелирное изделие – брошь;

    артист – Иванов – Иван Матвеевич, офицер –Голицын – Аркадий Ильич; продавец – Мария – Мария Николаевна

Противопоставление (использование антонимов)

Полина, увидев Антона, радостно засмеялась и побежала вперед. Он смешался и невольно попятился назад.

Слова (в том числе и вводные), с помощью которых подчеркивается логика высказывания

Во-первых, для начала, вот почему, именно поэтому, из этого следует, следовательно, итак, наконец, в заключение.

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

    И вновь он почувствовал себя молодым. И вновь весь мир засиял радостью и светом. И вновь ему стало легко и весело.

    Вдруг послышался страшный шум где-то вдали. Раздался грохот канонады где-то вдали. Мы понимали, что началось наступление войск… где-то вдали.

Моя старшая сестра очень рано пристрастилась к книгам и каждый вечер читала мне сказки. Я тоже научилась читать в раннем детстве.

Единство видовременных форм глагола

Человек садится за компьютер. Он сразу попадает в необъятный мир информации. Она обрушивается на человека и начинает проверять на прочность его умственные способности, психику и характер.

Вопросительные предложения

Какие чувства испытываешь, возвращаясь в родной дом после многих лет странствий? Вряд ли я смогу точно описать эти ощущения.

Неполное предложение

На самом краю ветки, тесно прижавшись друг другу, сидят три воробья. Нахохлились, глазки закрыли, дрожат от страха.

Синтаксический параллелизм

Марине Цветаевой принадлежат слова: «Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь. Чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь».

Памятка

Как редактировать текст изложения и сочинения

1. Проанализируйте содержание изложения:

- для подробного изложения: полностью ли отражено содержание исходного (прослушанного или прочитанного) текста; достаточно ли точно переданы факты, нет ли ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершенностью;

- для сжатого изложения: точно ли передано содержание исходного (прослушанного или прочитанного текста); удачно ли использованы приемы сжатия текста, нет ли лишних деталей, ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершенностью.

2. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развертывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли четко выражена связь между ними; правильно ли членится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.

3. Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных (не забываем на этом этапе пользоваться словарями разных видов).

4. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; добавляем или, наоборот, исключаем средства эмоциональной выразительности речи в соответствии со стилистической задачей.

5. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила; проверяем употребление прописной буквы в именах собственных; разбираем предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Тренировочные задания по текстоведению

(изложения и сочинения)

1. Перечислите основные требования к содержанию текста. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написа-нии сочинений и изложений? Чтобы ответить на этот во-прос, проанализируйте несколько собственных сочинений и изложений. Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.

2.Изложение. При первом прослушивании текста старай-тесь записывать глаголы-сказуемые. При втором прослуши-вании уточните составленный вами список, а затем, опира-ясь на него, подробно изложите текст. Написав изложение, письменно объясните, почему ключевы-ми словами этого текста являются глаголы.

Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал. Бедному псу, по-видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно-серую мглу.

Вдруг он повёл ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала всё было по-прежнему тихо. Потом в этой напряжённой тишине выделился звук, другой, третий... В морозном воздухе издали донёсся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.

Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту, предстояло проехать ещё версты три до слободы, я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер, издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота, последовал за мной.

(В. Короленко)

3. Изложение. Прослушайте (прочитайте) текст, составьте его план, по словарю уточните лексическое значение выделен-ных слов. Затем ещё раз прослушайте (прочитайте) и напишите изложение (сначала на черновике, а после редактиро-вания - на чистовике).

Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол кра-сивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед ста-рик-нищий, похожий на Дон Кихота, застывший перед карти-нами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители то-же как будто ничего не замечают. Они только стараются поско-рее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжев-шей от времени, лоснящейся тальме. Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её доче-рей - моих тётушек. Даже в те далекие времена тальмы вы-шли из моды.

Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было со-вершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза, В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у мно-гих посетителей Лувра сжималось сердце.

Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и пи-сала копию с картины Боттичелли. Художница решительно по-дошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, пе-ренесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала ста-рушке:

    Садитесь!

    Мерси, мадам, - пробормотала старушка, неуверенно се-ла и вдруг низко нагнулась - так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

Мерси, мадам!

Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действи-тельно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го-ворим, что «гора свалилась с плеч...»

(К. Паустовский)

4. Изложение. Прослушайте (прочитайте) текст, составьте его план. Затем ещё раз прослушайте (прочитайте), озаглавьте текст и письменно перескажите.

В конце изложения выскажите свое отношение к проблеме, под-нятой в тексте.

Он просто не находил себе места. Правда, никто из домаш-них и даже жена, Наталья Александровна, не заметили его волнения: голубые глаза Алексея Александровича потускнели и вообще уже почти никогда не улыбались в последние годы, а в его большой лоб глубокой бороздой врезалась какая-то беспо-койная, напряжённая мысль - на многострадальные печали России его сердце не могло не откликнуться и не болеть.

    Я только что получил вашу записку, Алексей Александ-рович. У вас что-то случилось? - с порога начал запыхавший-ся молодой человек, студент-второкурсник Павел Евдокимов.

    Случилось не только у меня - у всех у нас в университе-те. Я сегодня узнал, что большое число студентов за неуплату приказом ректора увольняется. И это, вы понимаете, в такой момент! Они через полтора месяца заканчивают учение, а те-перь должны лишиться дипломов! Так нельзя оставить! Нужно их спасти. Необходимо внести за них 2000 рублей... Вас ректор знает и хорошо к вам относится. Я прошу немедля отправиться к нему и упросить, умолить его под честное слово не давать хо-да приказу об увольнении студентов! Сегодня что у нас? До сле-дующего понедельника, когда эти деньги будут внесены...

    Кто же их внесёт?.. Такая сумма.

Я все обдумал. Идите скорее к ректору. Только не назы-вайте ни в коем случае моего имени. Сообщите ректору, что эти деньги будут доставлены ему через вас от одного лица, пожелавшего остаться неизвестным!

Разговор с ректором был краток.

Что более подействовало на ректора Санкт-Петербургского университета - уверенность ли студента в том, о чём он говорил, или догадка, о каком неизвестном человеке шла речь? В университете распространились прямо-таки почти невероятные слухи о пришедшем менее года назад на историко-филологиче-ский факультет академике, который бескорыстно и безвозмезд-но помогал студентам в их бедах: то устраивал кого-либо из них на квартиру, то навещал заболевшего в больнице, снабжал лекарствами, покупая их в аптеке, то кому-то оказывал денеж-ную помощь, то лаской и любовью рассеивал чье-то горе. Что более подействовало на ректора - сказать, наверное, трудно, но он дал студенту твердое обещание задержать до понедельника приказ об увольнении студентов.

Узнав о заверении ректора, Алексей Александрович обнял юношу, молча пожал ему руку и понемногу стал успокаивать-ся. В тот же день он телеграфировал управляющему имением в село Губаревку Саратовской губернии срочно продать часть ле-са и выслать на его имя 2000 рублей. Всю последующую неде-лю оба «заговорщика» волновались - каждый по-своему. Точ-но в срок, в последний понедельник марта 1909 года, деньги были вручены П. Евдокимовым ректору университета.

Поблагодарите сердечно от меня этого неизвестного благо-родного человека,- сказал с волнением ректор.

Этим «неизвестным человеком» оказался к тому времени уже широко известный в научных филологических кругах Европы академик, профессор Петербургского университета, выдающий-ся русский ученый Алексей Александрович Шахматов- языко-вед, историк, этнограф, фольклорист, историк русского летопи-сания.

(В. Макаров)

Затем попытайтесь проанализировать изложение учащегося в соответствии с теми критериями, которые даны в памятке по оцениванию сочинения и изложения.

Выполнив такой анализ, сделайте вывод.

Исходный текст для изложения

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые колокольней. Всё сде-лано из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора. Множество куполов, покрытых лемехами - резными пластин-ками из осины, которые, переливаясь на солнце, кажутся золо-тыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми лицами всё здание устремляется вверх. Внутри здания нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнeгo покоя. Творения древних зодчих просты и бесхитростны.

Кто создал эту лесную и озёрную сказку - Преображенский храм? .

Лодочник рассказал об этом просто и трогательно.

Долго плотники работали, - неторопливо начал он легенду. - Вот главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке. Подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был - загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, делал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть: можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь - памятник русской воинской славе. Построена она в начале 18 века в честь победы войск Петра 1. До этого шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от этой угрозы было радостным событием.

По соседству с колокольней - Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение - меняются и Кижи. Трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи - это бессмертная Древняя Русь, её художественное прошлое, живущее в настоящем.

Кижи - это история нашей страны, запечатлённая в памят-никах зодчества.

Кижи - завещание потомкам, наказ любить свою Родину, беречь её культурное наследие.

(По Е. И. Осетрову)

Методические рекомендации

За 4 года 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Обязательная часть Филология Русский язык 5 5 5 5 ... государственной политики в образовании Минобрнауки России «О методических рекомендациях по ... осуществлять подготовку учащихся ... итоговых заданий , выполненных ...

  • Методические рекомендации психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

    Методические рекомендации

    ... Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных ... надо с упражнения по русскому языку , - предложила Катя» ... Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе ...

  • Примерные контрольные работы. 9 класс. Львова.

    Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием

    по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

    ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕГЛЕЦОВ

    Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову , навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, - шепнул он на ходу. - С ним лучше не связываться».
    Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

    Грамматическое задание.

    1) неожиданно 2 , уставились 2 ;

    2) вытаращили 3 (они);

    3) составить схему предложения с прямой речью;

    4) Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками 4 .

    Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием

    по темам «Сложносочиненное предложение» и «Сложноподчиненное предложение».

    ОХОТА НА ТУРА

    Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
    Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, потому что хотел продолжить прерванный отдых.
    Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух , потому что глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, хотя угроза и не помогла. Запах продолжал расти, поэтому бык повел коров прочь.
    За убегающим туром летела свора собак, которую натравили на него охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок, потому что ярость и унижение толчками бились в сердце быка. (По М.Семеновой) (144 слова)

    Грамматическое задание.

    1) Морфемный разбор наливаться, поваленные .

    2) Морфологический разбор ненавистный .

    3) Найти и выписать одно сложносочиненное и одно сложноподчиненное предложение, составить схемы.

    4) Синтаксический разбор Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок, потому что ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

    Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

    по темам «Бессоюзное сложное предложение» и

    «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи».

    Они вскочили с травы и побежали к тому месту, где по расчету аэроплан должен был оторваться от земли. Если сам по себе полет к тому времени уже перестал казаться чудом, то самый взлет, тот сокровенный миг, когда между бегущим колесом аппарата и поверхностью земли вдруг оказывался еле заметный просвет, все еще продолжал восхищать, как волшебство, к которому существу земному не так-то легко было привыкнуть. Они стремительно пробежали метров сто и совсем по-мальчишески упали в траву…

    Теперь уже аэроплан бежал совсем близко мимо них. Прижавшись 2 к земле и вытянув 3 шеи, они видели велосипедные колеса с новенькими шинами, бегущие по траве: они чуть подскакивали 2 . Потом колеса слегка подпрыгнули и уже не сразу опустились, как бы повиснув в воздухе, но все-таки опять коснулись луга, затем снова подпрыгнули и уже на этот раз не возвратились на землю, хотя и находились над ней совсем низко. (140 слов)
    (По В.Катаеву)

    Грамматическое задание.

    Выполнить все виды разборов, указанных в тексте цифрами.

    Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

    Итоговый контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием

    за курс основной школы по русскому языку.

    Утро в степи.

    Ранее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую , сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)

    Грамматическое задание :

    1) Выполните синтаксический разбор предложения:

    I вариант - «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

    II вариант - «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

    2) Словообразовательный разбор слов:

    I вариант - высоко, бледнея.

    II вариант - радостно, переливаясь.

    3) Определение типа связи слов в словосочетании:

    I вариант - выписать словосочетание со связью согласование.

    II вариант - выписать словосочетание со связью управление

    Контрольное сжатое изложение текста № 1

    Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.
    Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик-нищий, похожий на Дон Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.
    Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме. Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей - моих тётушек. Даже в те далекие времена тальмы вышли из моды.
    Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
    Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза, В них было столько стыдливого горя , что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
    Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.
    Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:
    - Садитесь!
    - Мерси, мадам, - пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась - так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.
    Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.
    Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
    - Мерси, мадам!
    Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч»…

    (К. Паустовский)

    Контрольное изложение № 2 «Рябина».

    Осенью, когда похолодает, когда по утрам река светла до дна, а лесные опушки

    просвечивают насквозь, когда по мокрой от росы траве посверкивает паутина, а

    в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, - вдруг из всех

    перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями

    рябины. Вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой,

    мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой

    ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на

    другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой...

    Хлынет дождь - и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых

    кистей, капелька за капелькой, ягоды красные и капли красные; где висела

    одна ягода - сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в

    лесу...

    Все, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но

    такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после

    долгой отлучки, и словно бы уже не глазами, а каким-то внутренним , духовным

    зрением увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии.

    Увидишь, как в первый раз, все заново, и радуешься за себя, что увидел. Ни

    наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

    Недаром же, истосковавшись по родине, Марина Цветаева, русская поэтесса, хотя и уверяла себя и других, будто ее уже ничто не может обольстить, что ей "все -

    равно и все - едино", все безразлично, под конец стихотворения призналась:

    Но если по дороге куст

    Встает, особенно - рябина...

    Рябина! Как я раньше её не замечал? (По А.Яшину )