До конца 18 века Европа была втянута в 10 крупных международных конфликтов или войн, которые обошлись европейским странам убитыми и ранеными в 5 миллионов 200 тысяч человек. Это население Британских островов 1-й половины 18 века.

Эти конфликты были порождены теми изменениями в соотношении сил, которые в системе европейских государств происходили. В Западной Европе это прежде всего усиление Англии, ее промышленной, морской и колониальной мощи.

Середина – 2-я половина 18 века – начало промышленной революции и постепенное превращение Англии в мастерскую мира или ведущую промышленную, индустриальную, экономическую державу той эпохи.

Это происходило на фоне постепенной деградации или ослабления основных соперников Англии. Это Французская и Австрийская монархии.

Другой фактор, который воздействовал на ход европейской истории, соответственно на военную и дипломатическую историю – это усиление России в Восточной Европе. Это также проходило на фоне ослабления Польши, Швеции и Турции, которая в этот момент тоже была европейской страной, поскольку ее владения простирались на Балканском полуострове довольно далеко.

В этих условиях формировались, обострялись, углублялись следующие противоречия, которые носили антагонистический характер: главным стержнем международных отношений той эпохи было противоречие, которое зародилось с конца 17 века, между экономически крепнущей Англией и французской монархией. Англия стремилась не допустить захвата Францией Испанских Нидерландов, а ныне Австрийских, и прорыва на территорию Нидерландской республики. Потому что захват французами этой территории резко усиливал как экономический потенциал Франции, так и обеспечивал французам плацдарм для возможного путешествия на Британские острова. Англии в ответ приходилось тратиться на крупные сухопутные вооруженные силы, а также для защиты свой прославленный лучший флот Европы держать у берегов Англии. А этот флот был нужен для проведения активной внешней колониальной политики, т.е. расширения Британской империи, освоения, захвата новых территорий – Америка, Азия, Индия.

Поэтому Английская внешняя политика в 18 веке сводилась к соблюдению принципа баланса сил, баланса интересов, т.е. создания таких группировок, которые бы в Европе взаимно друг друга уравновешивали, и не допускали усиления какой-то одной страны, которая могла служить конкурентом Англии в колониальных или иных отношениях.

После того как Испания утратила Менорку, и особенно Гибралтар, она превратилась в одного из антагонистов Англии. И усилия Испании были направлены на то, чтобы вернуть утраченное, и не допустить проникновения и захвата англичанами обширных испанских колоний в Новом Свете. В этих условиях испанские Бурбоны являлись активными союзниками французских Бурбонов, тем более, что это были родственники.

После того как Испания потеряла солидную часть своих европейских владений, наметились противоречия между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами. Эти противоречия принимали характер непримиримого конфликта. Испанцы стремились вернуть свои территории.

Австро-испанский антагонизм служил как бы дополнением традиционному соперничеству между Францией и австрийскими Габсбургами, наблюдаемому с 16 века. Французы стремились заполучить бывшие испанские, а ныне австрийские Нидерланды, Прирейнские земли Германии, усилиться в северной Италии, т.е. на тех территориях, которые принадлежали сначала Габсбургам испанским, а теперь французским.

Секрет внешней французской политики заключался в том, чтобы по возможности затруднить своим противникам противодействие политике Франции. Для этого использовались традиционные, проверенные с 16 века, испытанные с 17 века союзники на востоке. Это Швеция, Польша и Турция.

У России с этими державами были напряженные отношения и борьба за выход к морям. Поэтому 1-я половина-середина 18 века, по 1756 год – ситуация, которая объясняет антирусский характер французской политики.

Завершение войны за Испанское наследство и Северной войны не привело Европу к миру, а привело к череде конфликтов, в которых страны соперники продолжали выяснять отношения.

Первый крупный конфликт – война за Польское наследство в 1733-39 году.


Внешняя политика 17-18 вв. характеризуется тем, что география международных отношений продолжает расширяться. Она выходит за пределы Европы, охватывает Восток, включает допетровскую Московскую Русь, распространяется на Америку, Африку, Дальний Восток, хотя сами международные отношения остаются европо-центристскими. Все судьбоносное решается в Европе.

К середине 17 века на развитие международной жизни и дипломатии в Европе оказывают влияние как традиционные факторы, которые мы уже знаем, такие как династические споры и войны, борьба между различными династиями, Османская угроза с конца 15-начале 16 века, вековое соперничество Франции и Габсбургов, традиционное противостояние Англии и Испании на море.

Появляются и новые факторы, среди них такие как: усиливающееся соперничество между европейскими странами за контроль над морскими путями и первенство в мировой торговле.

В начале 17 веке стали соперничать за мировую торговлю, за контроль над морскими торговыми путями, помимо Англии и Испании, Англия и Голландия. Начинается соперничество стран, которые в ходе буржуазных революций встают на путь ускоренного развития, на путь рыночной капиталистической экономики.

События английской революции приводят к тому, что создается 2 системы государств: традиционно старая, куда входит большинство стран Европы, где существуют старые режимы, и государства, которые вступили в полосу активной трансформации, буржуазных преобразований, это середина 17 века: Нидерланды и Англия.

Старые факторы:

Османская угроза. Конец 16-начало 17 века. Она временно ослабевает.

С середины-второй половины 17 века Османская угроза на юге и юго-востоке на море и на суше приводит к тому, что получают новое продолжение начавшиеся еще в 15 веке Венециано-турецкие войны, и с начала 16 века на суше на Балканах, в центральной Европе, Австро-Турецкие войны.

В ходе первых Венециано-Турецких войн в 16 веке (их было 4), временно Венеция терпит поражение, и как морская великая держава теряет свою мощь. Утрачивает большинство своих колоний в восточном Средиземноморье, Далмации, Морее и Албании.

Спустя 72 года после завершения 4-й Венециано-Турецкой войны (она закончилась в 1573 году), борьба на море вновь возобновляется. 5-я по счету венециано-турецкая война приходится на 1645-69 год. Начинается она с того, что турки захватывают значительную часть острова Крит, и поэтому одно из названий этой войны Критская война.

Турецкая армия осадила венецианские войска в городе-крепости Канде. Венеции на помощь приходит Испания, папа римский, некоторые французские добровольцы. Христианский флот одерживает ряд побед на море. Однако поражение на Крите приводит к тому, что 30 августа 1669 года Канди захватывают турки, и большая часть острова отныне переходит под турецкое господство.

По мирному договору от 5 сентября 1669 года Венеция на Крите сохраняет только 3 небольших торговых пункта.

Эта 5-я Венециано-Турецкая война по времени совпадает с 7-й Австро-Турецкой войне, поэтому они накладываются.

В конце 17 века начинается 6-я по счету Венециано-Турецкая война. В 1683 году Польша и австрийские Габсбурги создают Священную лигу, к которому в 1684 году присоединяется Венеция, а в 1686 году – Московская Русь. Благодаря совместным усилиям в ходе 6-й Венециано-Турецкой войны (1684-99 годы), венецианцы смогли в значительной мере отвоевать часть своих прежних владений в Греции, получить некоторые острова в Ионическом и Эгейском морях, и в Далмации (это современная бывшая Югославия).

Однако этот Карловицкий мир 1698-99 года оказался недолговечным, и при первой же возможности уже в начале 18 века турки развязывают новую, 7-ю по счету и последнюю из серии Венециано-Турецких войн, 1714-1718 годы.

В ходе 7-й войны туркам удалось ликвидировать последствия Карловицкого мира, выгодного венецианцам, вновь завоевать все отвоеванные венецианцами земли в Морее, Далмации и на островах архипелага, несмотря на то, что Австрия оказывает Венеции помощь.

В конце по Карловацкому миру от 21 июня 1718 года итоги таковы: Венеция практически лишается всех своих владений в греческом архипелаге, в Морее, и на территории Балкан, за исключением отдельных торговых пунктов и укрепленных послений.

Таким образом, к началу 18 века, общим итогом длившихся почти 3 столетия 7 Венециано-Турецких войн, является то, что Венеция утратила почти все свои владения и статус великой торговой морской державы на Средиземноморье.

Венециано-Турецкой войны привели к упадку морской торговли в Средиземноморье, и к упадку одного из христианских государств, которое задавало тон в этом регионе в средние века. Фактически Аристократическая Венецианская республика переходит даже не на вторые, а на третьи роли в политике Европы.

В этот же период на суше, на Балканском полуострове происходят сухопутные войны между Габсбургами и поддерживающими их христианскими силами и Турецкой империей.

7-я Австро-Турецкая война приходится на 1660-64 годы. Началась она нападением Турции на Австрию. По времени она частично совпадает с 5-ой Венециано-Турецкой войной 1645-69 годы.

Для турок эта война оказалась неудачной. Но и австрийцы ничего не приобрели по Вашлавскому мирному договору (город Вашла, на территории Трансильвании). Борьба шла за Трансильванию, а она остается под верховной эгидой турецкого султана. А войска австрийцев и венгров были вынуждены покинуть эту территорию.

Следующая война уже велась коалицией европейских государств, Священной лигой. Для европейских государств она оказалась более-менее успешной. По начавшемуся в 1688 году Карловицкому конгрессу, по его результатам был заключен мирный договор.

В результате Австро-Турецкой войны 1683-99 годов Австрия смогла отвоевать у турок большую часть Венгрии, Трансильванию, это территория современной северо-западной Румынии, почти всю Хорватию, Словению и др. территории. Т.е. фактически на Балканах христиане-австрийцы продвинулись.

Карловицкий конгресс, Карловицкий мир был спровоцирован дирижерами европейской политики, 1699 год, потому что намечалась очередная общеевропейская война, в данном случае война за Испанское наследство, и австрийские войска играли в этой войне немаловажную роль.

Из традиционных войн, которые велись на море:

Противоречия между Англией и Испанией, которые во 2-й половине 17 века отходят на второй план. Эти противоречия привели к тому, что в 1655 году начинается очередная морская война между англичанами и испанцами. Для англичан она оказалась выгодной, потому что они захватили остров Ямайку.

Таким образом, традиционные факторы международной политики достаточно полно освещены.

По поводу присоединения России к Священной лиге: Это был дебют Петровской России в международных отношениях. Карловицкий конгресс 1698 года показал, что наши западные союзники: Австрия, Венеция, Польша оказались негодными союзниками, вероломными. Они на этом конгрессе договорились с турками о своих интересах, а Московскую Русь они оставили ни с чем. Поэтому пришлось 2 года дипломатии Петра 1 вести сепаратные дополнительные переговоры, прежде чем был заключен Константинопольский (Стамбульский) мирный договор, который осветил продвижение России в сторону Черного моря.

Международные отношения после окончания 30-летней войны с середины 17 века характеризовались действием ряда важнейших факторов, которые вносили нечто новое в ход общеевропейской борьбы и дипломатии отдельных стран.

1 новое направление международной политики:

Понятие европейской системы государств с середины 17 века расширяется географически за счет того, что все более активной силой к концу века становится Допетровская и Петровская Русь. России и Русскому государству приходится на западе, северо-западе и на юге отстаивать свои интересы, границы, прорубать окна к морям. Соответственно эти интересы сталкиваются со Швецией, Польшей и Турцией.

В свою очередь Швеция, Польша и Турция ведут агрессивную, экспансионистскую политику и на Балтике, на территории Украины и Белоруссии.

Все это приводит к тому, что Россия вынуждена воевать со своими ближайшими соседями. Отсюда войны, которые на севере Россия ведет против Польши и Швеции, на юге против Турции. Эти военные столкновения так или иначе сказываются на ходе европейской политики и все в большей степени учитываются организаторами этой европейской политики.

Россия, Польша и Австрия вынуждены противостоять турецкой агрессии и обеспечивать безопасность своих рубежей от турецкой агрессии. Поэтому турецкий фактор и борьба России, Польши и Австрии против Турции начинает все более сказываться на ходе европейской политики.

2 новое направление международной политики:

После 30-летней войны среди европейских государств происходит значительное перемещение, изменение соотношения сил. В соперничестве двух династий: Габсбургов и Бурбонов, все больший успех сопутствует Бурбонам. Если в 1-й половине 17 века главенствующая роль в европейской политике все еще принадлежала австрийской и испанской ветвям Габсбургов, то по итогам 30-летней войны и в последующем доминирующим становится влияние французских Бурбонов. И гегемония в международных отношениях переходит ко двору Людовика 14.

В рамках борьбы двух династия политическая система, которую олицетворяли Габсбурги, а это идеи воплощения универсалистской, мировой католической монархии, эта идея начинает проигрывать в столкновении с более передовой политической формой, а это национальная абсолютная монархия в лице Бурбонов. Хотя до конца 17 века Австрия и Испания продолжают еще оставаться серьезной силой в международных отношениях.

3 новое направление международной политики:

В результате победы Английской революции в Европе возникают 2 страны с республиканской формой правления: Английская республика и Нидерланды. Это 2 государства, которые активно развиваются на путях рыночной экономики. Их мощь, военная, экономическая, финансовая быстро растет.

В Европе таким образом образуется 2 системы государств. Большая часть Европы – это старая система государств, основанных на принципах абсолютной власти, по сути феодальной. И система государств республиканского, конституционно-монархического устройства, которая является более передовой, и зиждется на основе быстрого развития рыночной экономики.

Но сложилось так, что первоначально противоречия сложились внутри рождающейся новой системы государств, между Нидерландами и между Английской республикой. Эта борьба за контроль морских путей, за первенство в мировой торговле, за колониальное преобладание, получила название Торговых войн. В 17 веке эти торговые войны между Нидерландами и Англией привели к тому, что из этих 2-х стран большее преимущество получила Англия.

Англо-Голландские войны 17 века.

1 война 1652-1654 годы. Этой войне предшествовали активные переговоры между Английской и Голландской республиками на предмет заключения унии или союза, или объединения в единое государство. Но в этом государстве Нидерландам отводилась роль ведомого, поэтому англичане не смогли добиться согласия Нидерландов. Они принимают Навигационный акт 1651 года, который не разрешает Нидерландам участвовать в морской торговле между Англией и другими государствами Европы и колоний. К этому моменты голландский флот является крупнейшим. И Нидерланды справедливо носят прозвище Морского извозчика. Они осуществляют морскую торговлю большинства европейских стран. Вытеснение из английской торговли – это опасный прецедент и очень лакомый кусок. Все это приводит к 1-й Англо-Голландской войне 1652-54 годов.

Для англичан это более успешная война. Потери на море у голландцев больше, поэтому по Вестминстерскому мирному договору в 1654 году Голландия вынуждена согласиться с действием Навигационного акта, лишающего голландский флот очень активного, выгодного направления деятельности – обеспечения английских перевозок на море.

2 Англо-Голландские война: 1665-1667 годы. Но фактически она началась раньше, в 1664 году. Причины: захват нидерландских колоний Новые Нидерланды, нового Амстердама в Северной Америке англичанами. Они захватили эти территории и переименовали в город Нью-Йорк.

Итоги: по мирному договору в городе Предо в 1667 году Новый Амстердам переходит во владения Англии. Голландия теряет свою колонию в Северной Америке.



Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2009


Вариант 15

Введение

1.Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно- технической революции.

2. Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

3.Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

4.Английская культура 17 века.

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого обще-ства: завершается Средневековье и начинается Новое время. Цен-тральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также со-циальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.

Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры.

Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно - технической революции.

Среди различных видов духовной культуры особое место в XVII в. заняла тука, которая не только получила развитие, а со-вершила прорыв, названный в истории человечества первой тучной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшего-ся капитализма. В этот период было подорвано господство рели-гиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим ос-воением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI— XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как И. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гар-вей, Р. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др.

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания
Галилео Галилей (1564—1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он опроверг ошибочные положения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий, отстаивал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633) и конец жизни провел в изгнании.
Иоганн Кеплер (1871—1630), немецкий астроном, один из зачинателей астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.
Исаак Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.
Готфрид Лейбниц (1646— 1716), немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих необходимых истин логики и математики.
Христиан Гюйгенс (1629— 1695) — нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.
Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли вклад во многие разделы биологии.
Уильям Гарвей (1576 —1637), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения, впервые высказал мысль о происхождении «всего живого из яйца».
Марчелло Мальпиги (1628—1694), итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.
Антона Левенгук (1632—1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150—300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.
Таким образом, трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Философия
Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), английский философ, родоначальник английского материализма был лорд-канцлером при короле Якове I. В своем трактате «Новый Органон» (1620) он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого считал обращение к опыту и его обработку посредством индукции. Бэкон написал утопию «Новая Атлантида», в которой изложил проект государственной организации науки.
Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъема Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития; предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени, а его индуктивная методология стала основой для разработки индуктивной логики.

Томас Гоббс (1568—1679) продолжал линию Бэкона, рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал ее практическую пользу. Гоббс создал первую в истории философии систему механистического материализма. Социальное учение Гоббса о государстве и роли государственной власти оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли.
Идеи Фрэнсиса Бэкона наши свое развитие и у Джона Локка (1632— 1704), английского философа-просветителя и политического мыслителя. Он разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. По словам Маркса, Локк был «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному». Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения.
Самым ярким представителем французской философии XVII в. справедливо считают Рене Декарта (1596—1650). Философ, математик, физик и физиолог, он представлял собой универсальный возрожденческий тип личности, живущей в XVII в. и отразившей в научных и философских трудах сложность и противоречивость своего бурного времени. Он заложил основы аналитической геометрии, сформулировал законы и понятия из области механики, создал теорию образования и движения небесных тел благодаря вихревому движению частиц материи. Но особый вклад в мировую культуру принадлежит Декарту-философу. Именно Декарт — автор знаменитого изречения: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт — представитель философии дуализма. По Декарту, общая причина движения — бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — это безжизненный телесный механизм плюс душа, обладающая мышлением и волей. Непосредственная достоверность сознания лежит в основе всего знания. Декарт пытался доказать существование бога и реальность внешнего мира. Основные сочинения Декарта — «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).
Бенедект Спиноза (1632—1677), нидерландский философ-материалист, пантеист, как и многие его современники, переносил математические законы на философию. Он считал, что мир — закономерная система, которая может быть познана математическим методом. Природа, по Спинозе, это бог, единая, вечная, бесконечная субстанция. Мышление и притяжение — ее неотъемлемые свойства, а вещи и идеи — единичные явления (модусы). Человек — часть природы, его душа — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля и разум едины, все действия человека включены в цепь мировой универсальной детерминации. Учение Спинозы оказало большое влияние на развитие атеизма и материализма.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естество-знании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механи-ки, точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником (1473—1543) и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н. Коперник опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается во-круг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птоле-мея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 гг. было запрещено католической церковью.

Развил учение Коперника в XVI в. итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600), автор новаторских для своего времени сочинений «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она пред-ставляет бесчисленное множество звезд, каждая из которых подоб-на нашему Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда, в Средние века, за эти смелые взгляды Дж. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

Галилею (1564—1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех са-мых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не види-мых невооруженным взглядом. Галилей одержал успех в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исход-ного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим ученым). Основ-ные труды Галилея — «Звездный вестник», «Диалоги о двух системах мира».

Одним из творцов астрономии Нового времени был И. Кеплер (1571—1630), открывший законы движения планет, которые назва-ны его именем (законы Кеплера). Им составлены так называемые Рудольфовы планетные таблицы. В его активе — закладка основ теории затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линза-ми. Свои теории он опубликовал в книгах «Новая астрономия» и «Краткий обзор астрономии Коперника». Английский врач У. Гарвей (1578—1657) считается основателем современной физиологии и эмбриологии. Его главное сочинение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он опи-сал большой и малый круг кровообращения. Его учение опровер-гало бытующие до этого Представления, изложенные древнерим-ским врачом Голеном (ок.130—ок.200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что «все живое происходит из яйца». Однако оста-вался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по ве-нам, возвращается в него по артериям. Его предположения о су-ществовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. итальянским исследователем М. Мольпиджи (1628—1694), который под микроскопом обнаружил капилляры, соединяющие вены и артерии.

Среди заслуг Р. Декарта (1596—1650) — французского ученого (математика, физика, филолога, философа) — введение оси коор-динат, способствовавшее объединению алгебры и геометрии. Им введено понятие переменной величины, что легло в основу диф-ференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбни-ца. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа — «мыслящая» субстанция, а тело — «протяженная» субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта — «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Нидерландский ученый X. Гюйгенс (1629—1695) изобрел маят-никовые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Занимался астрономией — им открыты кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Им подготовлен один из первых трудов по теории вероятности.

Один из величайших ученых в истории человечества — англи-чанин И. Ньютон (1643—1727). Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки («Математические начала натуральной философии», «Оптика» и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяго-тения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принад-лежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энергии, формулировка трех законов механики; в области оптики — открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики — алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисления.

В XVIII в. революционные открытия были совершены в астро-номии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем АЛ. Лавуазье.

Немецким философом, родоначальником немецкой классиче-ской философии И. Кантом (1724—1804) разработана космогони-ческая гипотеза происхождения Солнечной системы из первона-чальной туманности (трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»).

П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небес-ной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в це-лом и ее устойчивость). Лаплас написал «Трактат о небесной механике» и «Аналитическая теория вероятности». Так же, как и Кант, он предло-жил космогоническую гипотезу, она получила название по его имени (гипотеза Лапласа).

Французский химик А.Л. Лавуазье (1743—1794) считается од-
ним из основоположников современной химии. В исследованиях
он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в
процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса «Начальный учебник
химии», а также сочинения «Методы наименования химических элементов».

Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

17век— золотой век для нидерландской живопись вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешива-лась в творчество живописцев и церковь. Несколько иными путя-ми развивалось фламандское искусство. После раздела Нидерлан-дов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произ-ведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Социальный заказ предопределил назна-чение художественного творчества — украшать замки, дома патри-циата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты.

Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, Ван Дейк, Йордане и Снейдерс.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талан-том. Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологи-ческие, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, портреты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждаю-щим началом. Для мастера характерно сочетание реалистических наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. В карти-нах, выполненных в стиле барокко, приподнятость, патетика, бур-ное движение. Полотна полны декоративного блеска и колорита. Самые известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жне-цов», «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты.

Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гипер-болическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яр-кими одеяниями и благородным сдержанным тоном.

В историю изобразительного искусства вошел самый знамени-тый ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, полити-ческих деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев-художников. Им написано много портретов и членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, ху-дожнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности

модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непри-нужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и хри-стианские сюжеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»).

Один из выдающихся художников Фландрии — Якоб Йордане (1593—1678). Его крупномасштабные полотна изображают мифо-логические, аллегорические сцены из крестьянской жизни. Люби-мый жанр — бытовые картины («Бобовый король», «Поклонение пасту-хов», «Сатире гостях у крестьянина»). Йордане с наибольшей полнотой выразил национальный колорит и национальный тип.

Франс Снейдерс (1579—1657) прославился натюрмортами и сце-нами охот. Его натюрморты монументальны, декоративны, кра-сочны. Снайдерс великолепно рисовал дары природы — рыбу, мя-со, фрукты (серия «Лавки»), меха, перья, схватки животных.

Стиль барокко.

Художественные Господствующими художественными стилями стили XVII этого столетия были барокко и классицизм. столетия Барочный стиль, барокко, просуществовал в Европе с 1600 по 1750 гг. Ему присущи вырази-тельность, пышность, динамика. Направленное на поддержку ка-толической церкви в ее борьбе с Реформацией искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Образцом высшего выражения чувств считается скульптура Берни-ны «Экстаз св. Терезы». Живопись, скульптура, декор, архитектура создают целостный драматический эффект. Первоначально воз-никший в римских церквях стиль завоевывает всю Европу, обретая при этом новые черты.

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом). В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.
Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.
Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы).
В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В их насыщенных сильным движением многофигурных композициях персонажи как будто бы увлекаются куда-то неведомой силой. В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (большой стиль). В искусстве барокко, в частности в монументальной пластике Бернини, нашли свое отражение не только религиозные идеи, но и острый кризис и непримиримые противоречия в Италии XVII в.
Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.

Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образовакия в 1635 г. в Париже Академии литературы.

В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества — классицизм. Классицизм, ос-нованный на следовании принципам античного искусства: рацио-нализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и стро-гом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, соз-дать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Классицизм установил иерархию художественных жанров — высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признава-лись исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчинен-ность жанров соблюдалась в литературе. Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня. Чет-кая разграниченность планов и сглаженность форм устанавлива-лись для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарное га, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов ис-пользовался локальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеленый, для дальнего плана — голубой.

Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них действу-ют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.

Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изрече-ния», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Марк Лафайет — автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи рома-на — реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами.

Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в ко-торых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтиче-ское дарование высоко ценил А.С. Пушкин.

Величайший драматург Франции — Жан Расин (1639—1699), автор трагедий «Андромаха», «Британии», «Береника», «Митридата», «Ифи-гения», «Федра», «Афапия» и др. Расин заимствовал сюжеты из грече-ской мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внеш-ней формы изображены остро драматические конфликты, душев-ная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жерт-ву требованиям общественного долга.

Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклен, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важ-нейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произве-дениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовст-во, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.

Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистиче-скую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэти-ческого дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общест-во сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуж-дается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).

Во второй половине XVII в. передовым представителем фран-цузской литературы был Антуан Фюретьер (1620—1688). Его глав-ное произведение — «Буржуазный роман» — важный шаг в развитии реализма.

В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628—1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушки» имеет около 700 вариантов).

Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литератур-ные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью — характерные черты творчест-ва художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.

Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости от времени суток (серия «Времена суток»).

Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренес-санса, но уже появились и элементы классицизма, например, фа-сад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) рас-членен ордером, который станет обязательным для этого стиля; ко-лоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризу-ется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем дос-тигается чувство покоя и величия.

Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекто-ры Л.Лево (1612—1670) и Ж.Ардуэн-Мансар (1646—1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.

Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мастер са-дово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Вер-сале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обра-щенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в про-сторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах.

В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опе-ра и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пас-тораль». Основоположник национальной оперной школы — компо-зитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.

Развивались в это время и инструментальные школы — лютне-вая, клавесинная, виольная.

Английская культура 17 века.

Английский философ Томас Гоббс (1588 — культура 1679)считается создателем первой законченной системы механистического материализма Гоббс - один из представителей теории возникновения государства по общественному договору, или контрактной теории государства. Согласно этой теории государство — результат своеобразного до-говора, который заключили суверенный властитель и подданные. По мнению Гоббса, побуждением к заключению такого договора являлся страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Появление государства по-ложило конец естественному состоянию «войны всех против всех», которая имела место, по мнению Гоббса, в догосударственный пе-риод. Гоббс первым выступил против божественного происхожде-ния королевской власти. Свою теорию он изложил в главном про-изведении «Левиафан». Его философские труды — «Основы философии» («Отеле», «Очеловеке», «Огражданине»).

Крупнейший поэт Англии этого времени — Джон Мильтон (1608—1674). В поэмах «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» в биб-лейских аллегорических образах он отразил события Английской революции. Мильтон — автор поэмы «История Британии» и впечат-ляющей, но неудобной для постановки трагедии «Самсон —борец», в которых затрагивал проблему тираноборчества.

Мильтон — прогрессивный общественный деятель, блестящий публицист — отстаивал суверенитет Английской республики, за-щищал свободу революционной печати (памфлет «Зашита английско-го народа», «Ареопагитика»).

После реставрации династии Стюартов в Англии возродилось светское искусство, осуществлялись попытки утвердить в английском театре и литературе каноны классицизма, но трагедийного стиля соз-дать здесь не удалось. Из комедиографов выделялись Вильям Утерли (1640—1716) и Вильям Конгрив (1670—1729). Комедии Конгрива «Двойная игра», «Любовью за любовь» и другие высмеивают светское при-творство, их отличают изящный юмор и игра слов, запутанность интриги.

В XVII в. в Англии формируется музыкальный театр. Круп-нейший английский композитор столетия — Г.Пёрселл (ок. 1659— 1695), автор первых английских опер «Дидона и Эней», «Король Артур». В его музыке высокая техничность сочетается со сдержанной экс-прессивностью мелодии.

Заключение:

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл - впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась «естественной», присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний - тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).

Европа на переходе. В XVI-XVII вв. формировался облик современной Европы, происходил поворот от традиционного к новому обществу. Во время общественного переустройства нарушаются привычные нормы отношений между людьми, меняется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», усиливается вера в чудесный случай, счастливую или несчастную неожиданность, возможности претворять в жизнь самые смелые планы. И действительно, за несколько десятилетий XVI в. европейцы смогли увидеть, как правитель Испании, бывшей юго-западной окраиной Европы, превратился в повелителя державы, «в которой никогда не заходит солнце», а его рядовые подданные Ф. Кортес и Ф. Писарро сумели захватить и подчинить своей власти огромные и богатые заокеанские территории. В те же годы на юго-востоке континента на развалинах Византийской империи стремительно расширялось государство турок-османов. На этом фоне самые дерзкие замыслы не казались фантастическими.

Истоки Тридцатилетней войны. В первой половине XVII в. местом подобных замыслов стала Центральная Европа, страны которой с 1618 г. были втянуты в затяжную войну. Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Габсбурги, императоры Германии, правили одновременно в Испании и Австрии. Из австрийских Габсбургов выбирали императоров Священной Римской империи германской нации, возникшей в X в.

Габсбурги выступали главными защитниками католицизма. Чехия (Богемия) была наиболее экономически развитой частью их владений. Но в ее землях жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648).

Кардинал Арман-Жан
Дюплеси, герцог Ришелье

Смешение религиозных и политических интересов. Постепенно в военные действия были вовлечены соседние с Германией страны: Дания, Швеция. Религиозные симпатии и желание поддержать единоверцев перемешались с политическими интересами. Так, Франция видела для себя угрозу в том, что на ее восточных и юго-западных границах расположены государства, находящиеся под властью одной семьи - дома Габсбургов. Поэтому фактический руководитель правительства Франции кардинал Ришелье считал необходимым поддерживать противников немецкого императора-католика, хотя и сам был католиком.

Через 12 лет после начала войны, на рубеже 20-30-x гг., перевес был на стороне католических (имперских) сил. Полководец императора чешский дворянин Альбрехт Валленштейн (1583-1634) разгромил датских защитников протестантизма. Личность этого человека прекрасно передает «дух времени». Честолюбивый, жестокий, целеустремленный, он был одержим жаждой богатства и власти, и трудно сказать, что было для него важнее. Он сам предложил императору свои услуги в качестве командующего. В этом предложении самым привлекательным было обещание претендента на командование создать такую армию, которая будет сама себя содержать (за счет мирных жителей, на землях которых она размещается). Валленштейн показал на деле, как «война может кормить войну». Объединив под своим командованием армию в размере 24 тысяч человек, Валленштейн показал блестящие полководческие таланты.


Валленштейн.
Гравюра на меди

От обычного командира наемной армии он отличался не только масштабами своей деятельности, но и тем, что умел тщательно и всесторонне организовывать свою деятельность. Так, он сам подобрал себе состав офицеров, надежно привязал их к себе денежными интересами, организовал в своих владениях деятельность различных мануфактур по производству амуниции и экипировки для нужд армии. Солдаты и офицеры были полностью преданы своему умелому, смелому и щедрому командующему. Военные успехи Валленштейна спасли престиж империи, но слишком откровенное стремление его к власти настораживало императора и его окружение. Поэтому после удачных операций против датчан Валленштейн был отстранен от командования им же созданной армией на том основании, что опасность миновала. Валленштейн продемонстрировал покорность, но затаил мстительное желание навредить своему неблагодарному повелителю.


Планы шведского короля. К этому моменту в Швеции энергичный и предприимчивый король Густав II Адольф (1594-1632) завершал реорганизацию своей армии, прикидывая, куда направить эту созданную им военную машину. Шведского короля интересовало южное побережье Балтики и возможности контроля над торговыми путями. Ришелье через своих агентов подталкивал шведского короля поддержать немецких протестантов. Лукавый кардинал думал об ослаблении позиций конкурентов - Габсбургов, а для шведского короля самым важным было превращение Балтийского моря во «внутреннее озеро» Шведского королевства. Кроме того, он задумывался о создании государства в Центральной Европе, находящегося под властью шведской короны. Трудно сейчас сказать, каковы были конкретные цели Густава Адольфа, вероятнее всего, он рассчитывал, что «война план покажет».

Шведская армия. К тому моменту, когда 6 июля 1630 г. шведская армия высадилась на германской территории на побережье Померании, ее командующий многое сделал для того, чтобы его планы могли быть реализованы. Шведская армия заметно отличалась от других по организации и даже вооружению. Ее составляли шведы и финны, призванные по рекрутскому набору. (Эту армию можно считать прообразом национальной.)

А армия императора по традиции состояла из наемников разных национальностей. В составе армии шведов тоже были наемники из шотландских и чешских протестантов, но основной ударной силой были все же отряды шведско-финские. Их солдаты и офицеры регулярно получали жалованье, и им было категорически запрещено притеснять и грабить мирное население. Нарушение запрета строго каралось. Густав Адольф снабдил свою армию мощной артиллерией, в том числе - небольшими пушками. Это было важным новшеством. Солдаты были снабжены теплой одеждой, что позволяло им не прекращать боевые действия даже в зимнее время. А ведь тогда с началом осенней распутицы и холодов воюющие армии обычно размещались на зимних квартирах и прекращали активные действия до весеннего тепла.


Шведские воины эпохи Густава Адольфа
(слева направо): мушкетер, драгун,
кирасир, пикинер.

Наступление шведов. Летом 1630 г. шведский король начал свое победоносное шествие по территории германских княжеств. Один за другим были взяты несколько важных городов-крепостей. Быстрые и легкие победы прославили имя шведского короля. Протестанты всей Европы видели в шведском монархе воплощение всех рыцарских доблестей, а Ришелье начал понимать, что вызванная им сила становится неуправляемой.

Императорскую армию, противостоящую шведам, возглавлял старый (ему было 70 лет) командующий Иоганн Тилли. Это был испытанный в боях, на свой лад честный, несомненно, талантливый военачальник, надежный, ответственный, но лишенный того блеска, той искры военного таланта, которыми были наделены и его противник Густав Адольф и его соперник Валленштейн. Враждующие армии некоторое время маневрировали по землям Померании, захватывая и опустошая города и деревни, потом переместились на территорию Саксонии, правитель которой был союзником Густава Адольфа. Шведам требовалось большое победоносное сражение и, по возможности, быстрее. Им неоткуда было ждать подкрепления, тогда как Тилли ожидал скоро подхода дополнительных сил. Более всего торопил события саксонский курфюрст, поскольку именно его земли разоряли две армии.

Читайте также другие темы части III «"Европейский концерт": борьба за политическое равновесие» раздела «Запад, Россия, Восток в сражениях XVII-начала XVIII века»:

  • 9. «Шведский потоп»: от Брейтенфельда до Люцена (7 сентября 1631-16 ноября 1632 г.)
    • Европа в 16-17 веках. Причины Тридцатилетней войны
    • Битва при Брейтенфельде. Зимняя кампания Густава Адольфа
  • 10. Марстон-Мур и Нэсби (2 июля 1644 г., 14 июня 1645 г.)
    • Марстон-Мур. Победа парламентской армии. Армейская реформа Кромвеля
  • 11. «Династические войны» в Европе: борьба «за испанское наследство» в начале XVIII в.
  • 12. Европейские конфликты обретают всемирный размах